Классный час "День родного языка"
классный час (5 класс)

 Иванова Валентина Васильевна

Разработка классного часа по теме "День родного языка".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_den_rodnogo_yazyka.docx18.7 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Международный день родного языка»

«Язык есть исповедь народа, в нём слышится его природа, его душа и быт родной...» (П.А.Вяземский).

В мире насчитывается несметное количество языков. Каждый язык является инструментом отражения национальной культуры, инструментом развития и сохранения духовного и материального наследия. Язык каждого народа самобытен и имеет самобытные выражения, отражающие менталитет и традиции нации. Язык формирует сознание человека, знание языка помогает расширить кругозор, глубже проникнуть в культуру другой страны. Признание и уважение всех языков позволяет сохранить мир во всем мире.

С 26 октября по 17 ноября 1999 года в Париже проходила тридцатая сессия Генеральной конференции ЮНЕСКО, где был на официальном уровне утвержден день поддержки языкового многообразия - международный день родного языка,  как напоминание о необходимости содействия развитию многонациональности языковой культуры, ее разнообразию и многоязычию.

В календари всего мира праздник вошел с 2000 года. Международным днем родного языка провозглашен день - 21 февраля. Это число было выбрано не случайно, а в связи с трагедией, произошедшей в 1952 году. Погибло пятеро студентов-демонстрантов, вышедших бороться за признание языка «бенгали» государственным.

Без языка не существовал бы мир. Как рыба не может жить без воды, так человек не может существовать без языка.

Давайте поздороваемся на разных языках: здравствуйте, изенер, ыра кун,  салам, хеллоу, гутентак и т.д.

«Величайшее богатство народа – его язык!» (М. А. Шолохов).
На языке мы думаем, общаемся, творим.

Но многие наши современники настолько обленились, что для выражения своих чувств употребляют только два слова: «У, блин», «Капец» или «У, клёво», «Классно». Получается, ещё совсем недавно люди по своей наивности думали, что блины – это сорт выпечки, употребляемый в пищу. Теперь любой младенец с помощью этого выражения выскажет вам все накопившиеся отрицательные эмоции. Любой здравомыслящий человек употребит слово «клёво», когда у людей хороший клёв на рыбалке, ему радостно. Самое главное в нашей жизни – это быть «крутым». Были раньше крутыми берега, склоны, спуски, но «крутые люди» до 90-х годов XX века не попадались. Особенно «крутизна» занимает умы нашей молодёжи. Их деятельной жизни может позавидовать любой наш предок. Они постоянно «тащатся», «прикалываются», «наезжают», «обламываются», «вырубаются». Дело доходит до смешного. Из пяти слов – «мальчик», «гора», «крутой», «с», «съехал» - вместо предложения «Мальчик съехал с крутой горы» дети составляют предложение «Крутой мальчик съехал с горы». Вместо «Мама купила пять груш и один лимон» записывают в тетрадку « Мама купила пять груш за один лимон». И, наконец, самое яркое и образное выражение – «шнурки в стакане». Ни один иностранец не обнаружит шнурков в стакане. Иностранцу, выучившему тысячи слов, трудно уразуметь, что мальчик будет «пацан», «чувак» - мужчина средних лет, «родаки» - родители. Так вот, если наша речь будет развиваться в таком же стиле, то через 200-300 лет наши потомки вряд ли сумеют понять произведения классиков. В качестве варианта можно предложить «перевод» на «новый русский» одно из стихотворений  Николая Алексеевича Некрасова (читают дети):

«Мужичок с ноготок»

Однажды в студёную зимнюю пору

Я из лесу вышел: был сильный мороз.

Вижу: вдруг прёт ко мне по наклонной

Пацан, правда ещё не крутой;

Блиновый на вид прикидик, не клёвый.

«Здорово, чувак!» - я ему говорю.

«А где родаки?» - «Да шнурки-то в стакане,

А от тебя я, в натуре, тащусь».

Я-то сперва не врубился, не въехал.

«Что, обломался?» - он мне говорит.

«Бывай, наезжать на тебя я не стану.

Ужо прикольнулся. Бывай и прощай».

«Ну, трогай!» - воскликнул малюточка басом,

Схватил за уздцы и быстрей пошагал.

Смешно, но горько и обидно становится от того, что есть такие ребята, которые жестоко поступают с языком. Они с детства убивают в себе умение говорить грамотно, красиво, а слова любят нежность. В речи отражается, как в зеркале, Человек и его культура, богатство души. «Не умея владеть топором, и дерева не срубишь, а ведь язык – тоже инструмент, музыкальный инструмент, и надобно учиться легко и красиво владеть им» – писал А.М.Горький.

Язык наш прекрасный –

Богатый и звучный,

То мощный и страстный,

То нежно-певучий.

В нём есть и усмешка,

И мягкость, и ласка.

Написаны им

И рассказы, и сказки –

Страницы волшебных,

Волнующих книг!

Люби и храни

Наш великий язык!

В рамках Международного дня родного языка Республика Хакасия отмечает свой праздник – День хакасского языка.

Давайте послушаем авторское стихотворение одной из учениц нашей школы. Стихотворение звучит на хакасском языке и посвящено оно хакасскому языку.

Тöреен тiлiмнiң сiлии…      (Торбостаева Аделина, 8 класс)

Тілімнің сілии- тӱбі чох тайғаларда,

Арығдағы кӱн чахайағында.

Аймах-пасха ӧңніг чонымның кип-азағында,

Абахай, ӧкерек тадар хыстарында.

Тілімнің суулазы- чылығ таныҷахта,

Хорлап  ахчатхан, Ағбан суунда.

Талған тартчаң теербенінде,

Читі  хыллығ чатханында.

Тілімнің тадии- іҷемнің чарба ӱгрезінде.

Ууҷамның кӧче, пуғдай талғаннында.

Тілімнің сухсунны -абыртхыда,

Аалҷылар удурлаҷаң кибірліг айраннында.

Тілімнің хыйғазы- сиспек-сӧспектерінде,

Тоозылбас-парбас, сарын-тахпахтарында.

Тілімнің поғдархазы- Катанов, Доможаковта

Прай-прай тадар чонымда.    

И закончить наш классный час мне хотелось бы национальным гимном Республики Хакасия.  

Звучит гимн Республики Хакасия

Каждый народ – это своя неповторимая культура, история, традиции, образ жизни и, конечно же, язык. Сберечь его – наша важная задача.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический классный час "Знай и береги родной язык"

В рамках реализации ФГОСов  учащемуся было дано задание подобрать дидактический материал, который бы способствовал повышению качества речи учащихся....

Презентация классного часа Международный день родного языка

21 февраля-Международный день родного языка...

Классный час "Путешествие в прошлое родного языка"

Цель:Проследить основные этапы развития родного языка,формировать у учащихся представление о языке как национально-культурном феномене, воспитывать чувство гордости за русский язык и его в...

Приказ о создании рабочей группы по разработке программ учебных предметов по обязательным предметным областям «Родной язык и литературное чтение на родном языке» (1-4 классы) и «Родной язык и родная литература» (5-9 классы)

Данные программы конкретирзируют содержание Стандарта, дают распределение часов по разделам курсов, определяют последовательность  изучения тем и разделов с учетом  межпредметных связей, воз...

Классный час, посвященный родному языку

Международный день родного языка, прежде всего, направлен на защиту языков, которые исчезают. В Международный день родного языка все языки признаются равными, поскольку каждый из них уникален....

«Особенности преподавания предметных областей «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и «Родной язык и родная литература» в условиях ФГОС ООО и ФГОС СОО» (удостоверение).

laquo;Особенности преподавания предметных областей «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и «Родной язык и родная литература» в условиях ФГОС ООО и ФГОС СОО»...

Классный час "День родного языка"

Классный час "День родного языка"...