"Семья и Отечество в моей жизни"
классный час (8 класс)
Методическая разработка классного часа с использованием содержания проекта РДШ "О героях былых времен/ Саратовская область" в 8 классе.
Актуальность
На сегодняшний день вопрос создания и сохранения семьи является одной из фундаментальных проблем российского общества. В условиях быстроменяющихся реалий современного мира традиционные духовные и семейные ценности искажаются или вытесняются новыми ориентирами, такими как карьера, деньги, слава, власть, удовольствия, однополые браки. Тем самым возникает угроза деградации человека и общества, ориентированного на материальные цели, достижение которых не приносит удовлетворения, разрушает психику и нередко наносит вред окружающим. Ребенок, не имеющий возможности получить знания о правильном поведении в семье и обществе, воспитывается под влиянием навязанных средствами массовой информации стереотипов. В случае невнимательности или непросвещенности родителей ребенок может ожидать помощи в выборе правильных жизненных ориентиров лишь от школьного образования, которое должно носить не столько теоретический, а прикладной характер. Методика данного урока основывается на системно-деятельностном подходе.
Цель: Сформировать представление о роли семьи и Отечества в жизни человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Классный час в 8 классе с использованием материалов РДШ | 28.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 11 имени Героя России Игоря Валерьевича Марьенкова города Лабинска Лабинского района
Методическая разработка классного часа в 8 классе
по теме
«Семья и Отечество в моей жизни»
Лабинск, 2022 | Разработала: Карунина Ирина Владимировна, учитель английского языка МОБУ СОШ № 11 им. Героя России И. В. Марьенкова г. Лабинска Лабинского района |
Актуальность
На сегодняшний день вопрос создания и сохранения семьи является одной из фундаментальных проблем российского общества. В условиях быстроменяющихся реалий современного мира традиционные духовные и семейные ценности искажаются или вытесняются новыми ориентирами, такими как карьера, деньги, слава, власть, удовольствия, однополые браки. Тем самым возникает угроза деградации человека и общества, ориентированного на материальные цели, достижение которых не приносит удовлетворения, разрушает психику и нередко наносит вред окружающим. Ребенок, не имеющий возможности получить знания о правильном поведении в семье и обществе, воспитывается под влиянием навязанных средствами массовой информации стереотипов. В случае невнимательности или непросвещенности родителей ребенок может ожидать помощи в выборе правильных жизненных ориентиров лишь от школьного образования, которое должно носить не столько теоретический, а прикладной характер. Методика данного урока основывается на системно-деятельностном подходе.
Цель: Сформировать представление о роли семьи и Отечества в жизни человека.
Задачи:
1)раскрыть роль семьи в системе общественных ценностей;
2)рассмотреть качества характера, необходимые для создания и сохранения счастливой семьи;
Планируемые результаты:
Предметные:
1) понимать приоритетную роль семьи в системе общественных ценностей;
2) получить представление о качествах характера, необходимых для создания и сохранения счастливой семьи;
3)осознать значение религиозных норм при создании семьи.
Метапредметные:
1) развить коммуникативные навыки (изложение и аргументация собственной точки зрения);
2) развить критическое мышление;
3) овладеть логическими навыками анализа, сравнения и рассуждения.
Метод. При подготовке классного часа использовалось содержание проекта РДШ «О героях былых времен/ Саратовская область» (метод проекта), при поведении - метод синквейна.
Формы работы учащихся. Индивидуальная и групповая работа; диалог; просмотр и обсуждение презентаций.
Ход мероприятия.
Определение темы мероприятия.
Семья – это опора, отчий дом,
Семья – это основа государства
Семья – это то место, где живем,
Семья – это любимое пространство.
- Ребята, сейчас вы услышали замечательное стихотворение. Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня? Правильно, о семье (слайд №1).
- А что такое семья?
- Я вам покажу несколько фотографий. Но они не подписаны. Ваша задача – рассмотреть их и сказать, на какой из них изображена семья.
Фотографии друзей, детского сада (воспитатель и дети), спортивной команды, семьи Романовых (слайд №2).
- Почему это семья? (есть мама, папа и дети). Не узнаете ли вы эту семью? Кто это? (царская семья императора Николая II).
Определение понятия «семья»
- Как вы думаете, что такое семья?
- Сейчас каждый из вас напишет в тетради предполагаемое определение слова «семья». Затем мы сверим его с тем, которое дано в учебнике и словаре, и узнаем, кто оказался прав. Кто-нибудь хочет зачитать определение, которое написал?
Работа со словарем. («Искатель истины» зачитывает определение слова «семья»).
Семья – группа живущих вместе близких родственников (С.И. Ожегов) (слайд №3)
- Оправдались ли ваши предположения?
- Что такое Отечество? Подберите к слову синонимы?
- Отечество, отчизна — родная страна, родина. Слово Отечество обозначает страну предков (отцов). Это и то место, где ты живёшь. Понятие Отечества входит в числе важнейших национальных ценностей в основные законы ряда стран, например, России. Конституция РФ, Статья 59 гласит: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации».
- Ребята, но наша тема – семья и Отечество в моей жизни. Как для вас связаны эти понятия?
( Крепкая семья – основа благосостояния и безопасности Родины. Человек, имеющий семейные традиции: уважение к старшим, гостеприимство, любовь к детям, трудолюбие, всегда будет защищать свою отечество и семью)
Учитель:
- В календаре есть особый день, посвященный Семье.15 мая – Международный День Семьи. И это не случайно. Отечество начинается с семьи, а каждая семья должна быть крепка своими традициями. У дерева есть корни, у людей есть семья – основа их жизни.
Долгое время мы работали над проектом « Книга Памяти». Каждый желающий мог внести в эту книгу страницу о своей семье, своих предках. Сегодня мы перелистаем нашу книгу, и, может быть, другие ребята тоже захотят рассказать о своей семье. А ещё каждый ребёнок сможет написать на листочке нашего Дерева Памяти имена своих родных. Начнём путешествие по книге…
Страница 1 « ГЕРОИ ВОЙНЫ В МОЕЙ СЕМЬЕ»
Крамаренко Тихон:
В этом году мы празднуем 77-ю годовщину Победы советских войск над фашистскими захватчиками. Во время Великой Отечественной войны, защищая свою Родину, люди совершили множество подвигов. Но подвиг одного человека мне запомнился больше всего. Может быть, потому, что этот человек - мой прадедушка. В мирное время Матвей Фирсович Новиков руководил колхозом «Большевик». Когда грянула война, он получил бронь от призыва на фронт. В стране гремели бои, но кто-то должен был обеспечивать народ и армию продовольствием. Работа не прекращалась, даже когда фашисты захватили Ростов-на-Дону и двинулись на Краснодарский край. Матвей Фирсович в числе прочих оставался в своей родной станице, где впоследствии ему довелось совершить свой гражданский подвиг. О тех событиях писала газета «Комсомолец Кубани» в 1977 году. В ночь на 17 января 1943 года на территорию Каневского района был выброшен интернациональный парашютный десант для осуществления диверсионных работ в тылу врага. В группе было шесть русских солдат, два испанца и радистка Валя Гальцева. Командовал группой Герман Восмедиано Эспиноса. Но десантников подстерегла беда: многие погибли при приземлении, другие попали в руки фашистов. Герман уцелел чудом. Однако он сильно ударился левым бедром, не мог встать и лежал в поле. Его нашли трое десантников, среди которых был Василий Александрович Кожедуб. Испанца спрятали на чердаке конюшни, находившейся поблизости. Большую помощь в спасении испанца оказал председатель колхоза, мой прадед Новиков Матвей Фирсович. Через сутки подошла подвода, и испанца отвезли в станицу. У Германа было сильное обморожение. Ольга Лукьяновна Сидоренко, у которой жил испанец, говорила немцам: «Это мой сын, болен тифом». Когда стало известно, что готовится карательная операция, Матвей Фирсович Новиков решил переправить Германа на птичник. Везти надо было днем – другого выхода не было. Новиков нашел плохонькую лошадку, чтоб не привлекала внимание гитлеровцев. Германа положили на телегу, дали в руки автомат: на случай, если не удастся проскочить, - живыми не сдаваться! И поехали по станице. («Как по смерти ехал, - вспоминал Матвей Фирсович, - тут немцы кабель телефонный тянут, а тут мы едем, Герман меж нами в сене с автоматом лежит. Тут такое дело – или пан, или пропал..»). Эти люди понимали, что не помочь Герману нельзя, а кроме них помочь некому. Вот как говорит об этом Матвей Фирсович: «У него ноги поврежденные были, сам обмороженный и по нации иностранец. Кто ж ему бы помог, если не мы?». Боялись ли все эти люди, помогавшие Герману? Да, конечно. Они ведь не только своей жизнью рисковали, но и жизнью детей, близких. И все-таки пересиливали страх. Прятали. Добывали еду. Лечили (вечерами пробирался к Герману фельдшер Павел Никитович Животовский, делал перевязки, приносил лекарства). Словом, спасали жизнь. И спасли… Как только Каневскую освободили, Германа забрали в госпиталь.И здесь судьба приготовила ему еще один удар. «Обмороженные ноги сохранить не удастся, - вынесли приговор медики.- Нужна ампутация». Когда Германа отправляли на лечение в Тбилиси, его пришла провожать вся станица. Герману ампутировали ступни, год он пролежал в госпитале. Новый 1945 год Герман встречал уже в своей семье. Затем состоялась поездка в Москву и встреча в испанском посольстве с Долорес Ибаррури. После войны жил в Ростове, а в 1957 году его родители захотели увидеть сына, брат прислал письмо, и семья Эспиносы уехала в Испанию. Герман работал там проектировщиком. А Матвея Фирсовича Новикова 12 сентября 1943 года мобилизовали на фронт. В составе 9-й пластунской Кубанской дивизии он дошел до Праги и после демобилизации в сентябре 1945-го вернулся домой на служебной полуторке. Долгое время Матвей Фирсович крутил баранку этого грузовика. В колхозе «Победа», образовавшемся после объединения нескольких мелких коллективных хозяйств, Матвей Фирсович трудился заведующим гаражом. Внуки помнят его как скромного и доброго человека. О войне, как и многие фронтовики, вспоминать не любил. Впрочем, и среди трудовых будней, как рассказывают очевидцы, поступков, достойных уважения, у него хватало.
…А в 1977 году состоялась поездка Германа Эспиносы в Каневской район и памятная встреча с тем, кого считал своим вторым отцом, - Матвеем Фирсовичем Новиковым. Бывший парашютист приехал со своей женой и младшим сыном и привез из Испании огромные красные розы. Из каневских и испанских цветов были сплетены венки, возложенные им на месте расстрела его товарищей в районе пенькозавода и рядом с обелиском Славы, у плиты с испанскими фамилиями…Матвей Фирсович Новиков был награжден орденом Красной Звезды, медалью «За боевые заслуги», медалью «Наше дело правое – мы победим!», юбилейными медалями. Спасибо, деду за Победу!
СТРАНИЦА 2: « ТРУД – ОСНОВА СЕМЬИ»
Учитель:
- Конечно, важно защитить Родину в минуту опасности, но нужно и честно трудиться на благо семьи и Отечества. Семья и труд связаны исторически. Самочувствие человека, его здоровье, производительность труда впрямую зависят от отношений в семье. Ведь именно в ней закладываются основы усердия и трудолюбия. Эти страницы мы тоже внесём в «Книгу Памяти».
Морозова Алина:
Мой прадед, Гальцов Павел Алексеевич, родился 06.07. 1913 года в станице Костромской Ярославского района Краснодарского края в семье среднезажиточных казаков.
В 1938 году Гальцов Павел Алексеевич был призван в армию. Служил в городе Каунасе. С 1941 года воевал в разведке в звании «Гвардии старший сержант». Свободно владел немецким языком. Прошел всю войну от Москвы до Берлина. Воевал на Западном, Белорусском, Сталинградском, Украинском фронтах. Был трижды ранен. Имеет награды: орден Красной Звезды, два ордена Отечественной войны, медали «За оборону Москвы», «За отвагу», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина». Был награжден правительством Польши медалью «За героизм».
С июля 1946 года по 1960 год работал председателем колхоза в хуторе Красный Кут. Бабушка вспоминала такой случай. В 1947 году была сильная засуха и трава на полях, предназначавшаяся для кормления крупного рогатого скота, вся высохла и для покоса не годилась. Перед председателем колхоза была поставлена трудная задача любым способом спасти скот от падежа. И эта задача Павлом Алексеевичем была выполнена. Он принял решение о сожжении сухой травы, ночью пошел дождь, и зола стала удобрением для роста новой травы. В итоге не только хутор Красный Кут, но и весь Ярославский района косили траву для корма колхозных коров и лошадей. Падеж ската удалось предотвратить. За это мой дедушка был награжден медалью «За трудовую доблесть». Материалы о биографии Гальцова Павла Алексеевича содержатся в краеведческом музее города Лабинска. Я очень горжусь своим прадедушкой!
Учитель:
- Кто еще хочет рассказать о своих родственниках?
Страница 3: « Подвиг материнства»
Учитель:
-Третья страница нашей книги будет посвящена подвигу материнства. Издавна казачья семья была дружной, большой, гостеприимной. Это характерно и для жителей Кавказа. Я хочу рассказать вам об одной большой и дружной семье города Лабинска. Большую, дружную семью Самойловых знают многие в Лабинске. Иван и Лариса вместе уже 25 лет. У супругов пятеро своих детей и трое приемных. У некоторых из этих ребят очень непростые судьбы. Но, благодаря большой любви родителей дети чувствуют себя защищенными, знают, что в трудную минуту всегда могут на них положиться. Всех членов этой семьи отличает трудолюбие – старшие дети активно помогают в воспитании младших. Авторитет родителей непререкаем. Они на личном примере учат детей быть добрыми, внимательными, чуткими друг к другу, приобщают к труду, развивают их творческие способности. Поэтому неслучайно указом президента России за добросовестное выполнение обязанностей по воспитанию детей и вклад в укрепление семейных традиций Иван и Лариса Самойловы награждены медалью ордена «Родительская слава».
Учитель:
- У кого ещё в семье много детей? Кто знает другие многодетные семьи нашего города?
Страница 4: «Наши династии»
Учитель:
- Ещё одна страница будет посвящена династиям. Издревле на Руси существовала такая традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии гончаров, портных, пекарей, сапожников, военных, строителей, артистов, учителей. В нашем классе есть семьи, где уже сформировались династии.
(Ребята рассказывают о своих семейных династиях).
Подведение итогов.
Учитель:
- Для чего мы сегодня вспоминали о наших родных, вписывая их судьбы в книгу памяти?
- Как же для вас связаны понятия семья и Отечество?
Значит, чтобы жить в мире, нужно сохранять семейные традиции: помнить свои корни, хорошо трудиться, продолжать дела своих предков. Нужно, чтобы мир был в каждой семье, и тогда мир будет в школе, на Кубани, в России. А мы гордимся своей страной.
Международный День семьи - очень добрый и красивый праздник, который, без всякого сомнения, обретет популярность в нашей стране. Многое в нашей жизни меняется, но остаются вечные, непреходящие ценности, к которым относятся Семья. Эти общечеловеческие ценности очень важны в нашей жизни. Семья дает человеку любовь, поддержку, стабильность и радость. Нам следует стремиться к идеалам, о которых напоминает нам этот праздник. Мы должны брать пример с тех людей, семейная жизнь которых стала идеалом супружества, любви и верности.
Что может семьи дороже!
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью
И провожают в путь с добром!
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле!
Рефлексия
- Ребята, каждый из вас вынес из этого урока что-то свое. Но чтобы подвести общий итог, давайте составим синквейн по теме «Счастливая семья».
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Пример:
Семья.
Крепкая. Счастливая.
Хранит. Помогает. Оберегает.
Как семья Николая II Романова.
Любовь.
Домашнее задание
Учитель:
- Проведите письменный опрос у бабушек и дедушек по теме «Счастливая семья» со следующими вопросами:
- в чем секрет вашего семейного счастья?
- какие качества необходимы мужу, жене и детям для сохранения семьи?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Семья и Отечество в моей жизни"
Презентация "Семья и Отечество в моей жизни"...
Методическая разработка урока обществознания в 8 – 9 классах по теме: «Семья и Отечество в моей жизни » (к Международному Дню семьи) с использованием критической технологии.
Публикация представляет собой сценарий урока "Семья и Отечество в моей жизни", подгототовленного к Международному Дню семьи. Сценарий выполнен в виде подробной технологической карты....
Единый урок «Семья и Отечество в моей жизни»
Единый урок «Семья и Отечество в моей жизни»План мероприятия, проведенного с учениками 5-х классов.Цель: Обсудить ценность семьи, как структуры общества, ее устрой и функции, ее значимость ...
Классный час " Семья и Отечество в моей жизни"
Материал был создан к Последнему звонку 2016. Ученики представили проект " Книга памяти"....
"Семья и Отечество в моей жизни" единый классный час
Сценарий классного часа в конце 2015-2016 учебного года в 8 классе....
Презентация "Семья и Отечество в моей жизни" классный час
Презентация "Семья и Отечество в моей жизни" классный час в 8 классе...
Презентация к классному часу 25 мая 2016 г. "Семья и Отечество в моей жизни"
Презентация к классному часу 25 мая 2016 г. "Семья и Отечество в моей жизни"...