Проект «В строю Бессмертного полка»
методическая разработка
Проект «В строю Бессмертного полка»
посвящается
ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ!
Проект направлен на реализацию комплексного подхода к гражданско - патриотическому воспитанию и успешной социализации учащихся школы.
Актуальность проекта заключается в том, что патриотическое воспитание личности обучающегося рассматривается на примере героев Великой Отечественной войны семей своего социум, в нашем случае, жителей посёлка и ближайших сёл, где проживают дети и их родители. С этой целью в школе был создан проект деятельности кружка «Краеведы» - «В строю Бессмертного полка» под девизом «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialnyy_proekt_v_stroyu_bessmertnogo_polka_.docx | 53.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Алкинская основная общеобразовательная школа»
Проект «В строю Бессмертного полка»
Автор:
Савченко Е.С.
учитель истории и обществознания
2019 - 2020 учебный год
Проект «В строю Бессмертного полка»
посвящается
ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ!
Наименование организации, реализовавшей проект:
МКОУ «Алкинская ООШ»
Сроки и место реализации проекта:
Бессрочный (пополнение материальной базы ежегодно, начиная с 2015 г.)
Цель проекта:
Цель проекта – формирование у учащихся патриотических, морально-нравственных ценностей и активной жизненной позиции на основе внедрения новых форм работы по гражданско-патриотическому воспитанию, основанных на поисково-исследовательской деятельности и анализа воспоминаний земляков о Великой Отечественной войне.
Задачи:
- воспитание патриотических чувств, исторической памяти, уважения к старшему поколению; любви к Отечеству на примере старших поколений, на образах героев Великой Отечественной войны;
- развитие гражданского общества путём формирования активной гражданской позиции и ответственности, ценностей личности гражданина своей страны;
- противодействие фальсификации истории Великой Отечественной войны;
- формирование знаний учащихся о Великой Отечественной войне, о боевых подвигах и героизме солдат и офицеров на примере рассказов учащихся о своих дедах, прадедах, о родных и близких их семей, всех тех, кто завоевал Победу с целью сохранения и увековечивания памяти о них под девизом «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой»;
- вовлечение ребят в поисково - исследовательскую деятельность с целью сбора материала;
ПОРТФОЛИО ПРОЕКТА
РАЗДЕЛЫ ПРОЕКТА
Раздел I. Актуальность и важность данной проблемы для посёлка, округа, региона.
Раздел II. Сбор и анализ разноплановой информации по избранной проблеме.
Раздел III. Программа действий.
Раздел IV. Реализация плана действий. Стратегия развития.
Ожидаемые и достигнутые результаты проекта, его социальная и воспитательная значимость
- Вовлечение ребят в поисково - исследовательскую деятельность, связанную с сохранением исторического наследия школы, сельского поселения;
- Совместная работа с учреждением культуры МКУК «АСКО» в результате которой организованы встречи с тружениками тыла, детьми войны и проведены различные мероприятия с целью воспитания патриотизма у молодого поколения;
- Пополнение новым материалом школьного уголка Воинской Славы «Всем тем, которых забывать нельзя, поклонимся, поклонимся, друзья!»
- Сбор и изучение информации о героях по сохранению и увековечиванию их памяти в рамках проведения школьной акции «Во имя Памяти!».
- Создание транспарантов бессмертного полка.
Целевая аудитория
1 | Учащиеся 1-9 классов |
2 | Педагоги школы |
3 | Родители учащихся |
4 | Труженики тыла, дети войны, жители посёлка |
5 | Социальный партнёр МКУК «АСКО», администрация Алкинского МО |
Раздел 1. Актуальность и важность данной проблемы для посёлка, округа, региона.
Проект направлен на реализацию комплексного подхода к гражданско - патриотическому воспитанию и успешной социализации учащихся школы.
Актуальность проекта заключается в том, что патриотическое воспитание личности обучающегося рассматривается на примере героев Великой Отечественной войны семей своего социум, в нашем случае, жителей посёлка и ближайших сёл, где проживают дети и их родители. С этой целью в школе был создан проект деятельности кружка «Краеведы» - «В строю Бессмертного полка» под девизом «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой».
Для сопровождения проекта привлекались работники краеведческого музея и сотрудники МКУК «АСКО», жители сёл, а также родители с целью совместной работы по сбору и оформлению материала о героях ВОВ.
Мы видим, как в настоящее время в современном обществе существует фальсификация подлинной истории нашей великой Победы, умаление смысла и значения наших завоеваний; попытки поменять наше сознание и мировоззрение, наш взгляд на историю. Мы видим в этих негативных явлениях проблему всего человеческого общества.
Прошло уже много лет с тех дней, когда наши отцы, деды и прадеды ценой собственной жизни завоевали Великую Победу. Боль утраты по погибшим в той войне затронула всех граждан нашей страны и осталась в наших сердцах на многие десятилетия. За это время сменились поколения людей, но не изменилось в мире отношение к войне. И пока существуют войны, мы должны помнить прежде всего о человеческих потерях в них, ведь главная ценность на земле – человеческая жизнь.
Жители помнят о своих сынах, погибших в годы Великой Отечественной войны. В День Победы, в самый главный праздник страны, мы проходим в марше Бессмертного полка, вспоминаем наших родных и близких, тех, кто не вернулся с полей сражений, и тех, кто, вернувшись с войны, достойно жил и поднимал страну из пепла, растил детей и был ответственным за судьбу страны, мирно строил будущее и свято помнил своих однополчан. Мы не всегда знали и понимали, что они чувствуют, кого вспоминают, какие военные эпизоды стоят в их глазах – смерть или минуты передышки между боями… Их бесценный подвиг, их военная судьба – это должно оставаться в нашей памяти навечно, на все времена.
Спустя много лет благодаря сайтам «Мемориал» и «Память народа 1941 – 1945 гг.» мы находим то, что нас волновало все годы, мы узнаём их боевой путь, их подвиги, номера полков и дивизий, в составе которых они принимали участие в военных операциях. Их награды – самая высокая честь и гордость для нас!
С каждым годом все меньше остаётся людей, которые помнят Великую Отечественную войну. Фронтовиков, ветеранов – участников тех далёких событий всё реже можно увидеть на праздновании Дня Победы. Они – живая частица истории нашей России.
Ветераны войны …. Сколько их осталось? Единицы. Их лица запечатлены на фотографиях; мы видим их взгляд – это взгляд победителей. И мы, наследники Победы, хотим, чтобы эта память о них была для нас и будущих поколений монолитом и твердыней России, которую не сломить никому! И нашей силой духа, ведущей только к победам во всём!
В настоящее время мы можем общаться с тружениками тыла или детьми войны. Их память о военном времени – вечный отголосок в их судьбе. Они ценят хлеб, знают цену труда, на их плечи легло тяжёлое послевоенное бремя.
Мы решили память о наших героях сохранить в рассказах на страницах сборника, название которому «В строю Бессмертного полка»» в год Памяти и Славы. Был создан видеоролик «Как завещание святое на всю оставшуюся жизнь» с портретами наших героев. Наши деды и прадеды завещали нам беречь мир. Пусть наши рассказы о них станут нашим завещанием другому поколению, которое придёт после нас учиться в нашу школу. Возможно, это будут наши дети или внуки. Память о той войне и их прадедушках должна передаваться из поколения в поколение. Пусть наши рассказы станут небольшим вкладом в дело сохранения памяти о них.
В нашей школе накоплен богатый опыт по проведению мероприятий патриотической направленности – это Дни Победы, Уроки Победы, классные часы, встречи с ветеранами войны (теперь уже бывшие встречи, так как они ушли из жизни), тружениками тыла и детьми войны. В преддверии памятной даты - Дня Победы - нами принято участие в акции: «Сад памяти»
Наши дорогие сердцу и памяти герои! Они навечно в строю! Они защитили нас, свою страну, спасли страны Европы от фашистского ада. Мы в долгу перед ними. И наш долг – свято помнить и сохранять великое наследие – ПОБЕДУ!
Нам есть с кого брать ПРИМЕР, нам есть на кого РАВНЯТЬСЯ, нам есть кем ГОРДИТЬСЯ!
В память о наших героях мы посвящаем наш сборник рассказов «Как завещание святое на всю оставшуюся жизнь!»
Мы считаем актуальной проблему развития гражданского общества через воспитание патриотизма на примерах героев, сохранение вечной памяти о которых должно быть СВЯТО.
Проект отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией, как основу личности гражданина России, и как, основу развития гражданского общества.
В связи с вышесказанным, мы выбрали тему нашего социального проекта «В строю Бессмертного полка» и решили реализовать его в нашей школе, а также поделиться опытом работы в этом направлении, не ограничиваясь только рамками нашей школы и детской организации, а работая в сотрудничестве с теми, кому дорога память о наших героях.
ОПИСАНИЕ ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОЕКТА ПО ЭТАПАМ
На базе МКОУ «Алкинская ООШ» создана Программа патриотического воспитания подрастающего поколения. Мероприятия проекта являются основой плана воспитательной работы МКОУ «Алкинская ООШ» раздела: «Мероприятия по подготовке и проведению годовщины Победы в Великой Отечественной войне». Информация и итоги работы по реализации проекта освящаются на заседаниях ШМО классных руководителей, педагогических советах, на информационной странице сайта образовательной организации.
- Организационный этап
Задача 1 этапа:
определить целью деятельности коллектива учителей, учащихся, родителей, общественности – создание социального проекта «В строю «Бессмертного полка»» и установка первоочередных задач по подготовке и проведению мероприятий для реализация данного проекта.
Шаги по реализации:
- создание ядра единомышленников;
- проведение проблемного анализа деятельности школы по вопросу патриотического воспитания;
- подготовка к работе над социальным проектом, консультации с преподавателями и администрацией школы;
- выработка цели, задач, плана работы над проектом и сроков его реализации;
- определение перечня средств и ресурсов (материальных, методических, кадровых) для реализации проекта;
- моделирование воспитательного плана работы в соответствии с проектом;
- установление потенциальных партнеров для успешной социализации обучающихся;
- создание условий для обучающихся для реализации проекта;
- анкетирование обучающихся на предмет выбора актуальной проблемы для школы, посёлка, округа;
- обработка результатов социального опроса;
- сбор информации, документов, фотографий по выбору проекта.
Раздел II. Сбор и анализ разноплановой информации по избранной проблеме
- Информационный этап
Задача 2 этапа: деятельность всех участников проекта для формирования и развития поисково – исследовательской работы, изучения нормативно – правовых документов и успешной социализации обучающихся в обществе.
Шаги по реализации:
- изучение нормативно - правовой базы;
- анализ социологического опроса;
- анализ материалов сайтов «Мемориал», «Память народа 1941 – 1945 гг.», Книги памяти Московской области;
- внедрение плана пошаговой реализации проекта;
- обеспечение условий для реализации сотрудничества с социальным партнёром МКУК «АСКО»;
- обеспечение осуществления мониторинга деятельности проекта с возможной корректировкой работы;
- интервью у старожилов посёлка, тружеников тыла, детей войны, представителей социального партнёра МКУК «АСКО», руководителей сельского краеведческого музея и сельской библиотеки.
Раздел III. Программа действий
3. Основной этап
Задача: обработка и систематизация полученного материала; распределение его по соответствующим разделам проекта; распределение ролей ответственных и исполнителей в работе над проектом.
Шаги по реализации:
- проведение сбора актива школы с целью подведения итогов социологических опросов, анкетирования учащихся, итогов педагогического совета и совещаний учителей;
- дальнейшее исследование проблемы, её актуальности и важности;
- сбор и анализ дополнительной информации;
- разработка собственного варианта решения проблемы;
- разработка Программы действий, предложенной командой учеников школы;
- создание электронного банка данных о героях ВОВ «Книга памяти»;
- создание продуктов деятельности в работе над проектом (методических рекомендаций, обновление стендов уголка Воинской Славы образовательной организации, оформление информационного стенда о героях ВОВ).
Раздел IV. Реализация плана действий. Стратегия развития проекта.
4.Заключительный этап
Задача 4 этапа: подведение итогов работы над проектом, осуществление рефлексии полученного опыта, обобщение результатов в отчётах и публикациях.
Шаги по реализации:
- проведение мероприятий (педсовет, круглый стол) для всех участников проекта с приглашением общественности, социальных партнёров школы;
- обобщение опыта работы в виде презентации творческих работ обучающихся (рассказы, презентации, рисунки о героях);
- диссеминация опыта учителей – руководителей проекта на педагогическом совете школы.
- анализ степени вовлечённости участников в деятельность по проекту;
- распространение опыта работы по проекту;
- освещение деятельности по проекту на сайте школы.
Результат реализации проекта:
1. Выход работы над проектом (исходный, конечный продукт) – выпуск сборника рассказов о героях ВОВ и тружениках тыла «В строю Бессмертного полка».
2. Создан документальный мультимедийный материал о героях с использованием фотографических данных.
3. Беседы и встречи с интересными людьми.
4. Проведены мероприятия согласно плану Программы действий.
5. Собран материал в тематическую электронную папку «Книга памяти», оформлены стенды «В строю Бессмертного полка», «Всем тем, которых забывать нельзя, поклонимся, поклонимся, друзья!»
6. Создан и оформлен бессмертный полк Алкинского МО.
Стратегия развития проекта
1. Создание условий для развития гражданской позиции личности учащихся и успешной их социализации в современном обществе.
2. Предоставление возможности выбора в поисково - исследовательской деятельности и способов её реализации.
3. Формирование ключевых компетенций учащихся путём достижения личностных результатов через участие в различных видах деятельности и использование разнообразных подходов к решению проблем в проектной деятельности.
4. Формирование интереса к истории своего края, села, к судьбам героев ВОВ, к реликвиям своих семей.
5. Перспектива использования материалов проекта в дальнейшем развитии патриотического воспитания. Организация и проведение школьных конкурсов, акций, мероприятий патриотической направленности. Разработка и деятельность социальных проектов.
6. Дальнейшее развитие совместной деятельности социального партнёра МКУК «АСКО»
7. Развитие методической базы школы по реализации проектной деятельности.
8. Обновление музейного и библиотечного фонда школы авторской книгой коллектива школы «В строю Бессмертного полка».
9. Формирование коммуникативных навыков.
10. Использование материалов книги для подготовки сценариев и проведения мероприятий к Дню Победы в школе и в социуме, а также для прочтения страниц нашей книги жителями села в сельской библиотеке.
11. Дальнейшая работа по поиску новых материалов о наших героях – участников войны, тружениках тыла, детей войны.
Заключение. Выводы.
Реализация социального проекта «В строю Бессмертного полка» в нашей школе показала, что:
1.Проект создаёт условия для проявления своей гражданской позиции и дальнейшего совершенствования гражданско – патриотического воспитания. 2. Социально активная деятельность помогла детям в приобретении социального опыта. Единая цель и общее дело по созданию Книги памяти объединила подростков и взрослых.
3. Наш сборник «В строю Бессмертного полка», видеоролик « Как завещание святое на всю оставшуюся жизнь» по материалам сборника рассказов, мультимедийный материал «Путь к Победе» о героях ВОВ и формы деятельности по сохранению памяти о них нашли применение в других организациях нашего сельского поселения и округа в целях патриотического воспитания.
4. В электронную папку «Книга Памяти» школы внесен содержательный материал о героях ВОВ.
5. Увеличилось количество совместных мероприятий с привлечением потенциала социальных партнёров.
6. Позитивная динамика проявлений социально гражданской позиции и активности учащихся, родителей, местных жителей по проекту.
Наш великий полководец Александр Суворов сказал: «Война закончена, когда похоронен последний солдат». А это значит, что война не закончена в нашем сознании, памяти, сердце. Мы знаем, какая огромная работа ведётся поисковиками, чтобы найти солдат ВОВ, похороненных в братских могилах, на полях сражений или безымянно. Это бесценная работа.
И наш долг – делать всё возможное, чтобы сохранить в памяти семьи, народа и страны каждого солдата. В силах нашей организации хранить и передавать память о героях следующему поколению. Наш сборник рассказов – небольшая, но надеемся, значимая крупица в дело сохранения памяти о героях ВОВ.
«Война есть не только потрясение, но и духовное испытание и духовный суд» (Иван Ильин). Мы знаем, что испытание русского духа продолжалось на протяжении всей истории России. Наш народ достойно перенёс это самое тяжёлое испытание - испытание войной. Но не сломился духовно! Смог великодушно подарить мир всем странам Европы. Духовный же суд всего человечества взывает к нашей совести, к справедливости, к памяти о тех, кто ценой своей жизни завещал нам МИР!
На смену старшему поколению приходит другое поколение. Мы верим, что оно будет достойно нести Знамя Победы и Знамя Бессмертного полка, будет с гордостью и любовью создавать честь и славу своей Отчизне!
Сегодня мы можем уверенно сказать, что память о наших героях будет вечной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект 6 в класса "бессмертный полк нашего класса"
реальные судьбы родственников учащихся, участников ВОВ и труженников тыла, сохранившиеся в архивах или найденные на сайте "Мемориал",...
проект 6 в класса "бессмертный полк нашего класса"
реальные судьбы родственников учащихся, участников ВОВ и труженников тыла, сохранившиеся в архивах или найденные на сайте "Мемориал",...
Социально-педагогический проект "Моя семья в годы Великой Отечественной войны. Бессмертный полк"
Социально-педагогический проект, посвященный празднованию Победы в Великой Отечественной войне. Актуальность. Цели. Задачи. Ожидаемые результаты. Риски. Реализация. Перспектива проекта....
О книге С. Соколовой "В строю бессмертного полка"
Впечатления от прочтения книги Светланы Николаевны Соколовой "В строю бессмертного полка"....
Для участия в проекте "Вахта памяти" - Солдаты бессмертного полка
О герое бессмертного полка Калина Иване Леонтьевиче. [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9938835","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","wi...
Проект "Бессмертный полк"
проект...