История возникновения кадетских корпусов за рубежом. Объединения русских кадет.
статья

Кадетское движение – это сообщество выпускников русских кадетских корпусов в Русском Зарубежье, единых по духу и системе воспитания, объединивших свои усилия на взаимопомощи друг другу, воспитании патриотов России, а также с целью сохранения исторических, нравственных и воинских кадетских традиций.

После Революции 1917 года жизнь кадетского движения существенно изменилась. С расформированием старой армии и эмиграции подданных Российской империи, кадеты, выходцы из дворян, воспитанные в духе преданности государю, были вынуждены эмигрировать тоже...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Герасименко Татьяна Сергеевна,

воспитатель учебного курса,

СПКУ (г. Ставрополь)

История возникновения кадетских корпусов за рубежом. Объединения русских кадет

Кадетское движение – это сообщество выпускников русских кадетских корпусов в Русском Зарубежье, единых по духу и системе воспитания, объединивших свои усилия на взаимопомощи друг другу, воспитании патриотов России, а также с целью сохранения исторических, нравственных и воинских кадетских традиций.

Кадетские корпуса представляют собой уникальное явление военной и социокультурной истории России и русской эмиграции «первой волны», а вновь созданные российские кадетские корпуса в современной России испытывают потребность в изучении истории родственных им дореволюционных и эмигрантских военно-учебных заведений с целью использования их наработанного десятилетиями опыта в организации современной военно-педагогической деятельности.

После Революции 1917 года жизнь кадетского движения существенно изменилась. Новое руководство Военного министерства решило преобразовать систему в соответствии с «новыми», «демократическими» веяниями. Так, 13 марта 1917 года при Главном управлении военно-учебными заведениями была создана комиссия для разработки нового положения о военно-учебных заведениях. Бывшие кадетские корпуса стали именоваться военными гимназиями и становились доступными для представителей всех сословий, с ликвидацией прежней кадетской атрибутики. Были отменены военный строй, погоны, ликвидированы звания, введена пятибалльная система оценки знаний, роты преобразованы в так называемые возраста. На должности воспитателей набирали гражданских педагогов. Кадетами такие нововведения были восприняты крайне негативно, что послужило поводом для конфликтов с педагогами. Эта реформа так и не была доведена до конца.

С расформированием старой армии и эмиграции подданных Российской империи, кадеты, выходцы из дворян, воспитанные в духе преданности государю, были вынуждены эмигрировать тоже. Эмигрировали в разные части света, пытаясь спастись от гонений. Путь русских кадетских корпусов в эмиграцию фактически начинается с 19 октября 1919 года, когда Петровский-Полтавский кадетский корпус по причине начала Гражданской войны покинул Полтаву и перебрался во Владикавказ, где собралось до 900 кадет в возрасте 9-10 лет. От непогоды им приходилось укрываться бурками, выданными во время похода. Из продовольствия было только то, что удалось вывезти с собой. 9 июня 1920 года через порты Грузии, на пароходе «Кизил Арват» кадетские корпуса были доставлены в Крым, где их объединили в корпуса, а одиночных кадет других корпусов в один [1].

Таким образом, кадетское движение возникло в условиях вынужденной эмиграции русских кадетских корпусов за пределы России в 20-х годах ХХ века.

Русская «межвоенная» эмиграция – особый социальный, культурный и религиозный феномен. Среди наиболее известных кадетских корпусов в Европе были: Донской кадетский корпус, Первый русский великого князя Константина Константиновича кадетский корпус, Крымский кадетский корпус, Корпус-лицей в память императора Николая II [5].

К сожалению, кадетские корпуса в эмиграции не могли готовить молодых людей непосредственно для своего родного Отечества, но качество воспитания и полученного образования позволило их воспитанникам и вдали от Родины занять достойное место. Некоторые из них продолжили славную историю Российских кадетских корпусов, возложив на себя задачи православного воспитания и сохранения исторических, нравственных и воинских традиций.

Российские кадетские корпуса становились центрами российской эмигрантской культуры за рубежом: при них создавались библиотеки, военные музеи, полковые храмы, давались балы, проводились тематические вечера и литературные чтения.

Дух кадетского товарищества помог им организовать по всему миру Объединения кадет Российских кадетских корпусов, в которые входили кадеты, закончившие как дореволюционные кадетские корпуса, так и корпуса Русского Зарубежья.

Мысль об объединении бывших кадет вне России возникла еще в 1920 году в Галлиполи, когда в самый первый день вступления на галлиполийскую землю генерал-лейтенант Витковский предложил соратникам, независимо от дальнейшей участи чинов Великой Российской Армии и за рубежом, объединить свои усилия и теснее сомкнуться в семью бывших кадет (из воспоминаний выпускника Сибирского Кадетского Корпуса 1898 года полковника В.А. Некрасова) [4].

На следующий год, уже в Белграде, инициативная группа, выработав устав, основала Общество бывших кадет 1 кадетского корпуса, подав 27 декабря 1922 года этот устав на утверждение местных властей. Возглавил образованное Правление старейший из указанной группы князь Енгалычев П.Н.   (источник статья В. Проскурина)

В 1923 году пять кадет второго выпуска Русского кадетского корпуса перебрались в Бельгию. Благодаря покровительству кардинала Мерсье они оказались стипендиатами в бельгийских университетах – на полном содержании.  Через некоторое время в Бельгии, при Лувенском университете, была создана община в составе двадцати кадет Русского корпуса.  7 апреля 1924 года в Париже образовалось Объединение Воронежцев, председателем которого стал полковник Пуковский-Берладник [3].

К середине 1925 года в Бельгии было достаточное количество кадет Русского корпуса, для того, чтобы стало возможным легально учредить кадетское Объединение. 25 ноября 1925 года директором Русского корпуса был утвержден Устав, который позволил открыть филиалы Объединения в других странах.  Уже через год было подписано Положение о корпусном знаке, как еще одном стимуле укрепления связей между вышедшими из Корпуса кадетами и составлены 67 заветов для кадет. В середине 20-х годов ХХ века наметилось слияние корпусных кадетских Объединений в одно – Общекадетское. В Югославии инициатором этой идеи стал кадет 2-го Московского Императора Николая I кадетского корпуса, кавалер боевых орденов и Георгиевского оружия полковник Приходкин Борис Дмитриевич, в будущем – один из организаторов Кадетского Корпуса-лицея во Франции и первый его офицер-воспитатель. Бытует мнение, что именно ему принадлежит вывод четкой формулы кадетского единства: "Погоны разные, а душа одна" [3].

В 1928 году в Париже был издан журнал "Кадетъ" №2, в котором Б.Приходкин написал следующее: «Мысль об объединении всех кадет в одну дружную семью пошла из Белграда». В 1922 году в маленькой сторожке гидротехнического отдела, окруженной со всех сторон водой, жили 3 рабочих – б. кадеты 2-го Московского Императора Николая I корпуса. Они организовали Общество кадет этого корпуса, поставившее себе целью объединить кадет всех корпусов. Через три года упорной работы в этом направлении мечта осуществилась: 19 декабря (6 декабря ст.ст.) 1925 года состоялось первое собрание 120 кадет разных корпусов. Этот день положено считать днем основания Обще-Кадетского Объединения в Королевстве С.Х.С. В этом же году Общество издает свой журнал «Родной Корпусъ». Одновременно с этим в Болгарии в городе Варне основывается Обще-Кадетское Объединение «Родной Корпус имени Августейшего поэта К.Р.». Затем появляются подобные объединения в Литве, Вильне, Софии, Китае (Шанхай, Харбин, Мукден и др.), в Париже и, наконец, в Нью-Йорке [3].

Эвакуированные в Королевство С.Х.С. кадетские корпуса, несмотря на сокращение своего кадрового состава, сохранили свои организационный и учебный потенциал, что позволило в дальнейшем в трудных условиях эмиграции воссоздать полноценные учебные заведения.

В течение 20 лет кадетские корпуса были достойными представителями Великой России и светочами русской культуры, которая бережно сохранялась и развивалась. Помимо традиционной учебной программы, занятий военной подготовкой учебной подготовкой, в корпусах работало большое количество кружков, мастерских, творческих коллективов, спортивных объединений.

Кадетские традиции приобрели за рубежом особое значение, они олицетворяли далекую и потерянную Родину. Девиз российских кадет за рубежом: «Рассеяны, но не расторгнуты!» Где только не пришлось жить бывшим воспитанникам кадетских корпусов России и зарубежья, но они достойно пронесли по жизни верность России и чувство кадетского братства.

Таким образом, история кадетского образования, начатая в 1732 году, завершилась в 1944 году.

Так, российское кадетское образование, возникшее в первой половине XVIII века, стало основой для становления и развития кадетского движения, которое, в свою очередь, привело к возрождению кадетского образования на рубеже XX и XXI веков [2].

Список источников

1. Гурковский В.А. «Крымский кадетский корпус 1920-1929 гг.». Инфопедия. Электронные текстовые данные. Режим доступа на https://infopedia.su/22x5715.html

2. «Историческая справка: Российское кадетское образование». МБОУ СОШ №20. Кадетское образование в Свердловской области. Электронные текстовые данные. Режим доступа на https://school20-kras.edumsko.ru/activity/kadet/post/403909

3. Йордан А.Б. «Объединения кадет Российских кадетских корпусов за рубежом». Электронные текстовые данные. Режим доступа на http://www.ruscadet.ru/units/abroad/common.htm

4. Проскурнин. В. «Кадетское движение (краткая историческая справка)». Кадетское движение. Межрегиональное общественное движение. Электронные текстовые данные. Режим доступа на https://cadetmove.ru/index.php?newsid=4

5. Седова Е.Е. «Музыка как средство патриотического воспитания в кадетских корпусах русского зарубежья в 20-х - 30-х годах ХХ века». «Письма в эмиссия. Оффлайн».  Воронежский государственный педагогический университет, г. Воронеж. Научная статья. Электронные текстовые данные. Режим доступа на https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-religioznogo-vospitaniya-v-kadetskih-korpusah-rossiyskogo-zarubezhya-v-1920-1940-gg/viewer


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "История создания кадетских корпусов"

·       Мероприятие имеет следующие цели:  -ознакомление с историей развития кадетского образования в России,  - освоение форм и приемов работы с различными типами истор...

История Симбирского кадетского корпуса

История Симбирского военного корпуса: история создания и развития. (Классный час проводится в рамках цикла: "От Симбирской военной гимназии - к Ульяновскому гвардейскому суворовскому военному училищу"...

История создания кадетских корпусов в России

КАДЕТСКИЕ КОРПУСА В РОССИИ(XVIII — начало XX вв.)Кадет (фр. — младший, несовершеннолетний) — так назывались в дореволюционной Франции молодые дворяне, определявшиеся на военную службу, малолетние дети...

Классный час «История развития кадетских корпусов»

Класный час был посвящён зарождению кадетских корпусов в России. Цель классного часа способствовать развитию интереса к истории своей страны....

Конспект урока по истории России для 6 класса "Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества."

Методическая разработка открытого урока по истории России для 6 класса "Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества." Включает план-конспект урока, презентацию к у...

План – конспект урока по учебному предмету «История» в 6 классе по теме:«Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва»

Место урока в системе уроков по теме: Тема Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва изучается в 6 классе в 4 главе «Русские земли в середине XIII–XIV веках». Второ...

План – конспект урока по учебному предмету «История» в 6 классе по теме:«Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва»

Место урока в системе уроков по теме: Тема Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва изучается в 6 классе в 4 главе «Русские земли в середине XIII–XIV веках». Второ...