Литературно-музыкальная композиция по творчеству Александра Сергеевича Пушкина «Он – наш поэт, он – наша слава…»
учебно-методический материал

Ирина Анатольевна Клачкова

Сценарий литературно-музыкальной композиции по творчеству А.С.Пушкина

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompozitsiya_po_pushkinu.doc106.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Лист 1

Литературно-музыкальная композиция

 по творчеству Александра Сергеевича Пушкина

«Он – наш поэт, он – наша слава…»

Оформление

Стол, накрытый скатертью. На столе – подсвечники.

Действующие лица.

Лист 2

Вступление – 15 секунд, заставка 1.

Встает ведущий1.

Ведущий1: Дорогие друзья! Мы предлагаем вам совершить путешествие в 19-й век, в эпоху великого поэта – Александра Сергеевича Пушкина.

Действие 1

Сцена 1 – 45 секунд, заставка 2,  звучит классическая музыка.

Ведущий2: Итак, приглашаем вас в литературно-музыкальную гостиную, как тогда говорили, салон. В 19-м веке такие салоны пользовались большой популярностью.

Ведущий3: В салонах вели разговоры о литературе, об искусстве, ставили спектакли, играли в различные литературные игры, музицировали, танцевали.

Ведущий4: Пушкин был душой таких собраний. Еще долго после гибели поэта гости, собиравшиеся в салонах Петербурга и Москвы, делились воспоминаниями о Пушкине, восхищались его личностью и творчеством.

Сцена 2 – 2 минуты, заставка 3, звучит маршевая классическая музыка, парами входят участники вечера, садятся за круглые столы, зажигаются свечи (ответственный за свечи).

Сцена 3 – Х времени, заставка 4, без музыки.

        Участник1: Дамы и господа, милые нашему сердцу друзья! Сегодня наш дом открыт для всех, кто любит Пушкина.

        Участник2: Надеемся, скучать вам не придется, ведь даже незримое присутствие Пушкина обещает немало интересного.

        Участник3: А интересно само его происхождение. Заставка 5 (Ганнибал). Абрам Петрович Ганнибал. Прадед знаменитого русского поэта. Он был сыном эфиопского князя, служил камердинером и секретарем  у Петра I, позже  - российский военный инженер, генерал.

        Участник4: Заставка 6 (Рача). А другой предок Пушкина – со стороны отца – был соратником Александра Невского, имя его Рача. Потомок Рачи носил прозвище Пушка. Уже в следующем поколении это прозвище дало начало фамилии Пушкин.

        Участник5:     Мой предок Рача мышцей бранной

                        Святому Невскому служил,

                        Его потомство гнев венчанный,

                        Иван IV пощадил.

                        Водились Пушкины с царями;

                        Из них был славен не один,

                        Когда тягался с поляками

                        Нижегородский мещанин.

        Участник1: Александр Сергеевич хорошо знал историю своего рода и считал, что «гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие».

        Участник2:    Два чувства дивно близки нам –

                        В них обретает сердце пищу:

                        Любовь к родному пепелищу,

                        Любовь к отеческим гробам.

Лист2

Действие 2.

Сцена 1.

       Участник1.  6 июня 1799 год. Родился  Александр Сергеевич Пушкин. (вставка-портрет Пушкина) Москва пушкинского детства поражала смешением древнего и новейшего зодчества. Рядом с великолепными башнями кремля, золотыми куполами соборов ютились жалкие лачуги бедноты.(вставка- вид Москвы)

        Участник2.  В то время, когда родился Пушкин, столицей России был Петербург, город новый, европейский ,а Москва была местом сбора для всего русского дворянства. Но была и другая Москва, просвещенная. Университеты, библиотеки, театры. Россия училась читать и писать по книгам, изданным в Москве.

        Участник3.   К образованной Москве относился и дом Пушкиных.(заставка- портрет отца)

Отец поэта – Сергей Львович – любил литературу, был дружен с известными писателями, собрал богатую библиотеку. Он был, что называется, «светский человек», острослов, страстный любитель поэзии, «нрава пылкого и до крайности раздражительного».

        Участник4.  (заставка-портрет матери)  Мать Пушкина, Надежда Осиповна, была красива, а характер имела самый неровный, с резкими сменами настроений: да так, что не только прислуга, но и дети и муж старались не попадаться на глаза, то впадала в черную меланхолию, то вдруг снова становилась ласковой и оживленною.

Сцена 2.

Участник1.  В семье Пушкиных было пятеро детей. В живых остались трое: старшая дочь Ольга и два сына, Александр и Лев.(заставка- портреты детей)

Пушкин:     Воспитывали Александра , как и всех детей его круга, французские гувернантки и гувернеры, жившие в доме. Бабушка выучила его читать и писать по-русски. Учили его и танцевать, возили на детские балы к знаменитому в Москве танцмейстеру Йогелю. Когда Саша подрос, его стали учить арифметике, истории и другим наукам. Но главным источником знаний уже и в эти детские годы была книга. Читал Александр много и жадно.

Участник2:    В родительском доме часто собирались виднейшие писатели и поэты – Карамзин, Дмитриев, Батюшков, Жуковский. Вечера проводили в увлекательных разговорах о литературе, в шумных спорах, обсуждениях новинок. Дядя , поэт Василий Львович, читал свои стихи и басни.(заставка-портрет дяди)

Пушкин:   Саша забирался в уголок, старался быть как можно незаметнее и вслушивался в разговоры взрослых.

Брат Лев:   Он рано начал пробовать свои силы. На восьмом году жизни сочинял на французском языке маленькие комедии и эпиграммы на своих учителей.

Сестра Ольга:   В девять писал басни, пьесы, даже большую поэму со сказочным сюжетом.

Сцена 3.

Участник5:   К сожалению, родители Саши любили его меньше других детей. Зато Мария Алексеевна Ганнибал (заставка-портрет бабушки), бабушка, любила внука до самопожертвования. Она владела прекрасной , богатой и образной русской речью и знала множество сказок и преданий.

Участник1:   Да, бабушка и няня, две замечательные сказочницы, были добрыми гениями великого поэта( заставка-портеты бабушки и няни). Как материнское молоко, он впитывал в себя»преданья старины глубокой», древнюю культуру народа.

Пушкин:   Когда в чепце, в старинном одеянье

              Она, духов молитвой уклоня,

                  С усердием перекрестит меня

                  И шепотом рассказывать мне станет

                  О мертвецах, о подвигах Бовы…

                  От ужаса не шелохнусь, бывало,

                  Едва дыша, прижмусь под одеялом,

                  Не чувствуя ни ног, ни головы.

Сцена 4.

Пушкин ложится на «постель», укрывается пледом.        

Сцена 5.

Участник1:   Мы с уверенностью можем сказать, что Пушкин не мог не писать свои собственные  сказки: то, что с детства запало в сердце маленького Саши, рано или поздно должно было отозваться. И я прошу вашего внимания, дорогие гости, перед вами геои пушкинской сказки.

Сцена 6.

Инсценировка отрывка из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» со слов: «Раз царевна молодая, милых братьев поджидая…» до слов «Головой на лавку пала. И тиха, недвижна стала…»

Лист3

Действие 3.

Сцена1.

Комната в доме Пушкиных. Пушкин просыпается, вскакивает с постели, грызет ногти, быстро одевается. Бежит. По дороге теряет носовой платок.

Входит мать.

Мать Пушкина:   Бог ты мой. Тяжел, неповоротлив, вечно платки теряет. В кого такой?

В этот момент Пушкин садиться за стол. Нечаянно бьет стакан. Мать бьет его по щеке.

Отец Пушкина:   Этот стакан денег стоит! Вечно у тебя все из рук валится!

Пушкин смеется.

Мать:   Что ты смеешься! Что зубы скалишь!

Отец:   Сашка, поди вон!

Пушкин уходит с достоинством.

Отец:   Ишь, гордый какой! Голову задрал. Честь его оскорбили!  

Пушкин читает книгу. Подходит няня.

Няня:  Не бери ты, Сашенька, книги из тайного шкапа. Батюшка будет недоволен.

Пушкин:   В неделю тайный шкап был прочтен. Много интересного. Вот о любви, а вот о чести и достоинстве.

Отец:   Книги у меня таскает. Недозволенное читает.Надо воспитывать в нем изящный вкус. Это образует человека. Все сверстники его определены, один он слоняется недорослем.

Василий Львович:  Под Петербург… В Царское Село… В Лицей…Я сам повезу его туда. Это совершенно новое учебное заведение… Такого в России еще не было.

Участник2:   Александру было 12 лет, когда родители решили определить сына в только что основанный Царскосельский лицей. Летом 1811 года в сопровождении дяди Василия Львовича Пушкина отправили В Петербург.

Лист4

Действие 5

Сцена1

Ведущий1:   19 октября 1811года в Царском Селе тридцать мальчиков сели запарты и стали одноклассниками. Их величали «первый курс Царскосельского Лицея». Класс как класс, мальчишки как мальчишки – проказники, спорщики, лодыри, из которых выйдут поэты и министры, офицеры и « государственные преступники», сельские домоседы и неугомонные путешественники…

Пушкин:         Друзья мои, прекрасен наш союз!

                Он, как душа, неразделим и вечен-

                Неколебим, свободен и беспечен.

                Срастался он под сенью

дружных муз.

                Куда бы нас ни бросила судьбина,

                И счастие куда б ни повело,

                Все те же мы: нам целый мир чужбина;

                Отечество нам Царское Село.

Сцена 2.

(заставка-Лицей)

Участник3   Четырехэтажное здание Лицея было соединено аркой с Екатерининским дворцом. На третьем этаже располагался актовый зал- здесь19 октября 1811 года состоялась торжественная церемония открытия. На четвертом этаже находились комнаты лицеистов. «Кельи»,как называл их Пушкин, очень скромно обставленные.

Участник 4.    В Лицее Пушкин нашел друзей, которые горячо полюбили поэта и оценили его талант. Ближайшими друзьями Пушкина были: Иван Пущин(заставка-портрет Пущина)-сосед по «келье», справедливый, смелый , спокойно-веселый. Свою дружбу они пронесли через всю жизнь. Вильгельм Кюхельбекер- восторженный, одержимый стихами, нелепый и трогательный Кюхля.(заставка-портрет)

Антон Дельвиг- добродушный, медлительный, фантазер и тоже поэт.(заставка- портрет Дедтвига)

Сцена3

Ведущий3.   Дух вольномыслия царил в «лицейской республике. Здесь обсуждались жгучие проблемы современности : деспотизм, рабство, свобода, любовь к отечеству. Некоторые из воспитанников Лицея впоследствии были близки к декабристским обществам, а Пущин и Кюхельбекер стали непосредственными участниками восстания 14 декабря 1825 года.

Сцена4.

Ведущий2.    В Лицее Пушкин Начал всерьез сочинять стихи. Талант юноши был признан большинством воспитанников и наставников Лицея. Профессора смотрели с благоговением на растущий талант Пушкина.

Сцена5.  Урок алгебры.

 Карцев Яков Иванович( выбирая по классному журналу, кого вызвать):

- Пожаловать к доске извольте… Пушкин. Решили? Ну-с, каков ответ?

Пушкин.   В ответе нуль.

Карцев(со вздохом). Да, вам решать не нужно, у вас на алгебре других ответов нет. Садитесь и пишите ваши вирши- от них-то я хоть прок какой-то вижу. А алгебра без вас переживет.

Сцена6.

Ведущий.2     Одним из важнейших впечатлений подростка Пушкина, отразившимся в его стихах, была Отечественная война 1812 года. При переходе на старший курс в 1815 году на экзамене произошла встреча юного поэта с известнейшим  в то время поэтом

Державиным. Пушкин прочел свое стихотворение «Воспоминание в Царском Селе»

Чтец:     «Воспоминания В Царском Селе»

Державин.    Вот кто заменит Державина!

Ведущий.     это восхищение, признание поэтического дара Пушкина придали сил юному поэту, заставили поверить в себя.

        

Ведущий2.     Вскоре после экзаменов в Лицей заезжает Василий Андреевич Жуковский. Знакомиться с Пушкиным и между ними завязывается дружба. Старший поэт сразу распознал в младшем великий талант. Жуковский пишет Петру Вяземскому: «Это надежда нашей словесности. Нам всем надо бы объединиться, что бы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех нас перерастет»

Ведущий4.    Пушкин становится полноправным членом литературного общества «Арзамас» и вскоре обретает забавное имя Сверчок. Это прозвище весьма кстати:ибо в некотором отдалении от Петербурга, спрятанный в стенах Лицея прекрасными стихами уже подавал он оттуда свой звонкий голос.

        

Ведущий1.    Арзамасцы боролись за просвещение против главного литературного противника – общества «Беседа любителей русского слова». Литераторы, входившие в «Беседу…», отстаивали устаревшие нормы  языка и поэзии ушедшего века и воспринимались молодыми арзамасцами ,как враги просвещения и вкуса.

Чтец:   Пускай беседуют отверженные Феба;

        Им прозы, на стихов не послан дар от неба.

        Их слава-им же стыд; творенья-смех уму;

        И в тьме возникшие низвергнутся во тьму.

Лист5. Действие6

Сцена1.

Ведущий:  Лицей подарил Пушкину первую Любовь. Фрейлина Екатерина Павловна Бакунина, сестра одного из лицейских товарищей возбудила в Пушкине платоническую, истинно поэтическую любовь.

 

Пушкин: Я счастлив был!... Нет , я вчера не был счастлив, поутру я мучился ожиданием, с неописанным волнением, стоя под окошком, смотрел на снежную дорогу- ее не было видно! Наконец я потерял надежду, вдруг нечаянно встречаюсь я с ней на лестнице- сладкая минута! Как она мила! Я не видел ее 19 часов- ах !  какое наслаждение, какая мука! Но я был счастлив пять минут! (заставка- портрет Бакуниной)

Ведущий5:    Пушкин с пламенным чувством описал прелести Катеньки Бакуниной в стихотворении  «К Живописцу»

Звучит романс М.Яковлева «К живописцу»

Сцена2.

Ведущий5:  Май 1817года. Пушкин и его друзья заканчивают Лицей. 15 экзаменов за 17 дней!

Пушкин:     Как открытие Лицея было пышно и торжественно, так выпуск наш тих и скромен-9 июня 1917 года.

   

Пушкин:         В последний раз, в сени уединенья,

                Моим стихам внимает наш пенат.

                Лицейской жизни милый брат,                 

                Делю с тобой последние мгновенья.

                Прошли лета соединенья;

                Разорван он, наш верный круг.

                Прости! Хранимый небом,

                Не разлучайся, милый друг,

                С свободою и Фебом!

                Узнай любовь, неведомую мне,

                Любовь надежд, восторгов, упоенья:

                И дни твои полетом сновиденья

                Да пролетят в счастливой тишине!

                Прости! Где б ни был я:

                                        в огне ли смертной битвы,

                При мирных ли брегах родимого

                                                                     ручья,

                Святому братству верен я.

                И пусть(услышит ли судьба

                                                            мои молитвы?)

                Пусть будут счастливы все,

                                                            все твои друзья! 

                                                                                     Разлука

Лист 6.

Действие 7.   Сцена1

Ведущий5:  После окончания Лицея Пушкин переезжает в Петербург, куда он был определен на службу. В это время в России возникают тайные революционные общества. Главной задачей организаторы обществ считали уничтожение крепостного права и борьбу против царской власти. Пушкин не входил в тайное общество, но постоянно встречался со многими из его членов. Он вступил в литературный кружок «Зеленая лампа», где читал свои стихи, принимал живое участие в разговорах на политические темы.

Ведущий4:  Вольнолюбивые стихи Пушкина о свободе, его призыв отдать все силы борьбе за освобождение народа от рабства, эпиграммы на царя и чиновников быстро распространялись.

Чтец:              Тираны мира! Трепещите!

                А вы мужайтесь и внемлите.

                Восстаньте, падшие рабы!

                Увы! Куда ни брошу взор-

                Везде кнуты, везде железы,

                Законов гибельный позор,

                Неволи немощные слезы,

                Везде неправедная власть…

Сцена2

Ведущий3:    Дошли до царя вольнолюбивые стихи Пушкина, и над поэтом нависла гроза.

1820-1826-годы ссылки, годы скитаний поэта. Екатеринослав (ныне Днепропетровск). Там Пушкин заболел лихорадкой. Кишинев, тогда захолустный восточный город. Пушкин был оторван от друзей, культурной жизни. Здесь он пишет стихотворение «Узник», которое звучит как призыв к свободе.

Чтец:    Читает стихотворение «Узник»

Ведущий2 :  Здесь же он начал писать роман в стихах «Евгений Онегин». В 1823году Пушкину удалось добиться перевода в Одессу, а в конце 1824 года Александр Сергеевич из Одессы прибыл в Михайловское.

Сцена3

Ведущий4:   Няня Арина Родионовна встретила своего Сашу причитая ,приговаривая, то отодвигалась, чтобы лучше рассмотреть, то опять прижимая к груди. Любовь. Забота, доброе слово Арины Родионовны были очень нужны Пушкину. Они скрашивали тягостные дни заточения. Отношения Пушкина и Арины Родионовны поражают своей удивительной сердечностью.

Ведущий3: Кучер Пушкина Петр Парфенов рассказывал:

(выходит одетый по-простому ученик)  Он все с не, коли дома. Чуть встанет утром,  уж и бежит ее глядеть: здорова ли мама. Он ее все «мама» называл. А она ему бывало так эдак нараспев: «Батюшка, ты за что меня все мамой зовешь? Какая я тебе мама?». «Разумеется, ты мне мать: не та мать, что родила, а та, что своим молоком вскормила». И тут уж чуть старушка занеможет там, что ли, он уж все за ней: поил липовым цветом и укутывал шубой, чтоб она пропотела.

Ведущий3: А брата Льва Пушкин извещал:

Пушкин:  Знаешь ли ты мои занятия? До обеда пишу записки, после обеда езжу верхом. Вечером слушаю сказки- и вознаграждаю тем недостатки проклятого воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма.

Ведущий1:   Но теперь эти сказки слушал не ребенок, а взрослый человек, великий поэт в полной мере понимавший и оценивавший всю красоту и богатство русского фольклора.

Ведущий4: Особенно трудно давалась Пушкину долгая студеная зима. За окном пение вьюги, размышления о безнадежной горестной судьбе. В один из таких вечеров и написал он стихи, обращенные к няне, в которых все дышит удивительной правдой жизни.

Пушкин:   Читает стихотворение «Зимний вечер» ( Буря мглою небо кроет…)

Сцена 4

В трех верстах от Михайловского располагалось село Тригорское, имение дальней родственницы Пушкина по матери- Прасковьи Александровны Осиповой. Тригорское было настоящим женским царством: хозяйка с двумя дочерьми, ее взрослая падчерица, племянница и две дочери от второго брака. Разбавлял дамское общество хозяйский сын – Алексей Вульф, который приезжал летом на каникулы.

Ведущий3:   Пушкин часто навещал своих соседей. Просторный дом имел хорошую обстановку. Там  были и библиотека, и фортепьяно. Пушкин любил Тригорское, веселился с молодежью, а с хозяйкой дома беседовал обо всем на свете.

Ведущий2:   Однажды в Тригорское прибыла госпожа Керн навестить свою тетушку. Пушкина представили Анне Петровне, он низко поклонился, не сказал ни слова, а в движениях его чувствовалась робость. Анна тоже растерянно молчала. Надо сказать, что это была вторая встреча Пушкина с Анной Петровной Керн. Впервые он увидел ее в Петербурге  в 1819 году. Тогда она была еще совсем юной, в душе Пушкина залегло впечатление от необыкновенной красоты Анны Керн.

Ведущий3: И вот снова она. Поэт потрясен.Анна напходилась в расцвете своей блистательной красоты , а особенно ее глаза вскружили ему голову.За то время, что Анна гостила в Тригорском, Пушкина целиком захватила любовь.

Ведущий4: (Пушкин и Анна гуляют по сцене)  В последний перед расставанием вечер Анна и Александр бродили вдвоем по темным липовым аллеям запущенного сада. Анна Керн споткнулась о камень-Пушкин поднял его и спрятал на память вместе с веточкой гелиотропа, которую любимая вертела в нежных пальчиках. Наутро, прощаясь, Пушкин преподнес Анне Петровне  экземпляр второй главы «Онегина». В неразрезанных листах книги лежал листок со стихами. Это было знаменитое «Я помню чудное мгновение».(звучит романс Глинки)

Александр Сергеевич Пушкин много читал, работал, но ему не хватало друзей- Дельвига, Пущина. Он часто им писал, но это не могло заменить живой беседы. И вот в январе 1825года  в Михайловское приехал Иван Пущин, его лицейский товарищ и верный друг. Это свидание было большой радостью для поэта –изгнанника.

Ведущий5 Вот как Пущин вспоминал то свидание с Пушкиным в его Михайловской ссылке:  «Я оглядываюсь: вижу- на крыльце Пушкин, босиком, в одной рубашке, с поднятыми вверх руками. Ненужно говорить, что тогда происходило. Выскакиваю из саней, беру его в охапку и тащу в комнату. На дворе страшный холод, но в иные минуты человек не простужается. Смотрим друг на друга. Целуемся , молчим. Было около 8 часов утра. Не знаю, что делалось. Прибежала старуха, застала нас в объятиях друг друга в том самом виде, как мы попали в дом, наконец, пробили слезы, мы очнулись.(заставка репродукции картины Н.Ге «И.И.Пущин в гостях у А.С.Пушкина В Михайловском».

Чтец:  Мой первый друг, мо друг

                                бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

Молю святое проведенье:

Да голос мой душе твоей

Дарует то же утешенье,

Да озарит он заточенье

Лучом лицейских ясных дней!

Ведущий5:  Написаны эти строки были уже в 1826 году, их переслали Пущину В Сибирь на каторгу.

Действие8.  Сцена 1.

Ведущий1:  14 декабря 1825 года В Петербурге произошло восстание. На сенатскую площадь вышли революционеры-дворяне(декабристы, как их позже стали называть). Среди них было много знакомых и друзей поэта. Суд над декабристами и казнь руководителей восстания Потрясли Пушкина своей жестокостью.

 В тетради он записал: «И я бы мог… Каторга120 друзей, товарищей ужасна»

Ведущий 2.  Наконец Михайловская ссылка закончилась. В сентябре 1826 года царь Николай1 вызвал Пушкина в Москву. Царь считал выгодным привлечь на свою сторону известнейшего поыта. Но это ему не удалось. Царь объявил Пушкину, что он сам будет его цензором. Написанное Пушкиным проходило тройную цензуру-царскую, жандармскую и общую для всех писателей. Но несмотря на гонения, Пушкин  всеми помыслами был с декабристами.

Чтец(Пушкин)                Во глубине сибирских руд

                                Храните гордое терпенье,

                                Не пропадет ваш скорбный труд

                                И дум высокое стремленье.

                                Несчастью верная сестра,

                                Надежда в мрачном подземелье

                                Разбудит бодрость и веселье,

                                Придет желанная пора:

                                Любовь и дружество до вас

                                Дойдут сквозь мрачные затворы,

                                Как в ваши каторжные норы

                                Доходит мой свободный глас.

                

                                Оковы тяжкие падут,

                                Темницы рухнут- и свобода

                                Вас встретит радостно у входа,

                                И братья меч вам отдадут.

                                

Ведущий4:      На первых порах Москва приветствовала освобожденного поэта. Слава его росла и расширялась. Многие хотели свести с ним знакомство.

Чтец: Вдруг все стеснилось,

                        и с волненьем

        Одним стремительным движеньем

        Толпа рванулася вперед.

        И все сказали: «Он идет!»

        Он- наш поэт, он- наша слава.

        Любимец общий! Величавый

        В своей особе небольшой,

        Но смелый, ловкий и живой.

        Прошел он быстро предо мной.

        И глубоко в воображеньи

        Запечатлелось выраженье

        Его высокого чела.

        Им мысль моя была полна

        И долго, долго в грезах сна

        Арабский профиль рисовался.

Ведущий2:  Вот так описала свою встречу с Пушкиным известная тогда поэтесса Евдокия Растопчина.( заставка-портрет)

Сцена 2

Ведущий2:  В то время особой популярностью пользовался литературно-музыкальный салон Зинаиды Волконской, княгини, русской писательницы.(заставка) В красивом особняке на Тверской беседовали, музицировали, спорили самые яркие люди того времени: Вяземский, Баратынский, Чаадаев.

 Ведущий3:  Отличаясь общительным характером, Пушкин был душой общества. Он остроумно высказывался, и нередко свои высказывания облекал в эпиграммы -очень едкие, или, наоборот- дружеские.

 Ведущий 4:  Пушкин любил своего лицейского товарища Кюхельбекера, часто над ним подшучивал. Обыкновенно приятельские шутки поэта проходили бесследно, но однажды одна эпиграмма чуть было не вызвала серьезных последствий.  Дело было так.

Ведущий5:  Жуковского звали куда-то на вечер, но он не явился по нездоровью. На другой день спросили о причине, и он отвечал « Мне что-то нездоровилось накануне, к тому же пришел Кюхельбекер, и я остался дома». И Пушкин написал экспромтом:  

                                За ужином объелся я,

                                Да Яков запер дверь оплошно.

                                Так было мне, мои друзья,

                                И кюхельбекерно и тошно.

Ведущий 4: Кюхельбекер очень обиделся, вызвал Пушкина на дуэль. Они стрелялись, но секунданты позаботились о том, что бы пистолеты были заряжены клюквой, и дело кончилось миром.

                

Действие 9.  Сцена1.

Ведущий 1:  А теперь игры. Пушкин очень их любил.

Учитель: Я приглашаю поиграть с нами и наших гостей-учителей лицея.

Сначала «Пантомима». Я раздаю карточки с именами героев, которых надо изобразиь. Вы будете изображать этих героев, а зрители – отгадывать.( Учитель раздает карточки с именами героев: спящая царевна, Балда, старуха из  «Сказки о золотой рыбке»).

  Учитель:  А теперь литературная игра под названием «Центон».  Она также была популярна во времена Пушкина. Центон – это стихотворение, составленное из различных отрывков произведений какого-либо поэта. Задача  игроков – отгадать, из каких стихов А.С.Пушкина составлен центон.

                        Жил-был славный Царь Дадон.

                        С петушком стал княжить он.

                        Петушок с высокой спицы

                        Стал стеречь его границы.

                        У ворот блистают латы-

                        То хранят его палаты

                        Тридцать три богатыря.

                        У него невеста есть,

                        Что не можно глаз отвесть.

                        Но как-то в грозной тишине

                        Раздался дважды голос странный,

                        И кто-то в дымной глубине

                        Взвился чернее мглы туманной,

                        С тех пор и нет Людмилы милой –

                        Похищена безвестной силой.

(ОТВЕТ: центон составлен из «Сказки о золотом петушке», «Сказки о царе Салтане…» и  поэмы «Руслан иЛюдмила»).

Учитель:  Пушкин очень любил буриме. Часто так случалось, что четверостишие по заданным рифмам он сочинял моментально. Я предлагаю вам по рифмам восстановить четверостишия из произведений А.С.Пушкина.(Учитель показывает плакаты, на которых написаны рифмы)

                    1)        Понемногу – слава Богу,

                        как-нибудь - блеснуть (ОТВЕТ:    Мы все учились понемногу

                                                                чему –нибудь и как- нибудь.

                                                                Так воспитаньем, слава Богу,

                            У нас немудрено блеснуть.

                                                         (Евгений Онегин )  2)Скучной – однозвучный

 бежит – гремит  (ОТВЕТ: По дороге зимней, скучной        

                                Тройка борзая бежит.

                                Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит                                                                                                                                              (Зимняя дорога)

Сцена2.  Ведущий1:  Пушкин был прекрасным танцором и очень любил балы. Сейчас вы увидите танец, который в эпоху Пушкина считался опасным и даже непристойным для юных кавалеров и дам. Танцевали его только молодые люди, представители старшего поколения осуждали их. Несмотря на это, танец быстро стал популярным, любимым. Привлекало в нем отсутствие сложных фигур, простота движений. Пленительность мелодии.

(На сцену выходят пары в бальных костюмах, танцуют вальс. В это время читаются стихи А.С.Пушкина)

Участник1:   Однообразный и безумный,

                Как вихорь жизни молодой,

                Кружится вальса вихорь шумный,

                Чета мелькает за четой.(Евгений Онегин,гл.5) Музыка затихает, пары уходят.

Участник2: Именно на балу в декабре 1828 года  Александр Сергеевич познакомился со своей будущей женой- Натальей Николаевной Гончаровой.

(   Падают кленовые листья. Звучит начало романса «Вечерний звон»  И.Козлова.

Ведущий5:    В 1830 году Пушкин поехал в село Болдино для привидения в порядок хозяйственных дел перед женитьбой, Он собирался пробыть в Болдине недолго. Впрочем, после ссоры с матерью невесты, не бел уверен Пушкин, что свадьба состоится.

        (Поэт сидит за столом и пишет)

Сцена…

Пушкин:  31 августа.  Милый мой, расскажу тебе все, что у меня на душе: грустно, тоска, тоска. Свадьба моя отлагается день на день. Осень настает.  Это любимое мое время года. Пора моих литературных трудов настает, а я должен хлопотать приданом и свадьбе, которую сыграем бог весть когда. Черт меня догадал бредить о счастье. Грустно, душа моя. Обнимаю тебя и целую наших.

Ведущий4:    (Заставка- дом в Болдино) В Болдине Пушкин жил в большом доме с дощатой крышей. За частоколом, окружавшим двор, нищая , унылая деревня с избами, крытыми соломой, никаких соседей-помещиков, полное одиночество.(музыка- конец первой части Шестой симфонии П.И.Чайковского.) Небольшой пруд, тронутый осенним золотом, рощицы на отлогих холмах, а кругом – бесконечная черная земля.

Пушкин:   Что за прелесть здешняя деревня! Степь да степь, соседей ни души,езди верхом,сколько душе угодно, пиши дома, сколько вздумается, никто не помешает. Всякой всячины наготовлю: и прозы, и стихов.

Ведущий4:     За три месяца пребывания в Болдино Пушкин создал большое количество произведений: закончил  «Евгения Онегина», написал «Маленькие трагедии», «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», «История села Горюхина»,  «Сказка о попе и о работнике его Балде», несколько набросков критических статей, около 30 стихотворений.Позже – в 1832-1833 годах – повесть «Дубровский».

Ведущий1:   После женитьбы Жизнь Пушкина складывается неблагоприятно для творческой работы: материальное положение было трудным, он был окружен врагами. Свободное и независимое поведение поэта вызывало ненависть придворных и светских кругов. Поэт  чувствовал себя одиноким. Он стремился вырваться из удручавшей его обстановки светского общества. В1833 году. С разрешения царя, он уезжает на четыре месяца в места, связанные с восстанием Пугачева. В октябре 1833 года едет в Болдино и пишет поэму «Медный всадник», повесть «Пиковая дама».

Ведущий3: Между тем враги поэта готовили ему гибель. Началась открытая травля. Пушкин получил в ноябре 1836 года оскорбительное письмо. 8 февраля 1837 года в16 часов 30 минут под Петер бургом на Черной речке состоялась дуэль Пушкина и Дантеса. Пушкин был смертельно ранен и после страшных мучений умер 10 февраля 1837 года в 14 часов 45 минут.(Звучит звон колоколов)

Ведущий1: В нашей стране нет такого уголка, где бы не знали, не любили Пушкина. Бережно хранится все. Что связано с его именем. Мы приглашаем вас посетить музей А.С.Пушкина. (На фоне музыке- музей Пушкина)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно - музыкальная композиция по творчеству А.С.Пушкина

« Я помню чудное мгновенье» (Литературно - музыкальная композиция по творчеству Пушкина) Цели:Помочь обучающимся осмыслить, что любовь к женщине была вечной ценностью в жизни поэта.Учить анализировать...

Викторина "Жизнь и творчество Александра Сергеевича Пушкина" (для 8-9 классов)

              175 лет назад трагически погиб великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин....

Тест по творчеству Александра Сергеевича Пушкина

Небольшой тест "Жизнь и творчество А.С.Пушкина" позволит учителю проверить знания учащихся 8-11 классов. По итогам теста у учителя будет возможность повторить сведения, вызвавшие наибольшее ...

Презентация по творчеству Александра Сергеевича Пушкина

Презентация по творчеству Александра Сергеевича Пушкина...

Дистанционная неделя русского языка и литературы, посвященная творчеству Александра Сергеевича Пушкина

Цель проекта: популяризация наследия А.С.Пушкина среди обучающихся общеобразовательных учреждений.Задачи проекта:Расширить знания детей о жизни и творчестве А.С. Пушкина; Формирование представлен...

Презентация к уроку по литературе "Жизнь и творчество Александра Сергеевича Пушкина"

Презентация используется на уроке литературы для знакомства обучающихся с биографией  поэта....