Занятие "Совесть"
методическая разработка (7 класс)
Занятие по нравственному воспитанию детей среднего школьного возраста. Школьники познакомились с понятиями "совесть", "выбор", "раскаяние". Размышляли о роль совести, ее влиянии на чувства человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект | 21.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие
«Совесть – основа нравственности»
7класс
Подготовила и провела Кормилина С. М.
воспитатель ОГКОУ «Вичугская школа – интернат №2»
Цель:
Уточнить значение таких категорий, как совесть, стыд, раскаяние.
Побуждать детей к самоанализу, к размышлению о себе (давать честную оценку своих поступков), к поиску высоконравственных идеалов.
Оборудование: презентация, маски (Добро, Зло), наборы букв, пословицы, ситуации, шапка - невидимка, стихи, музыка.
Ребята, сегодня нам предстоит серьезный разговор. Мы будем думать, размышлять, выбирать. Мы будем говорить о понятиях, которые являются основой человеческой морали, нравственности.
Проблемная ситуация: Прежде, чем начать разговор, я предлагаю вам следующую ситуацию.
Ситуация: (тихая музыка) В школе зарплата, радостный день. Педагоги уже знают, что часть денег они должны будут отдать за коммунальные услуги: жилье, свет, газ… Надо купить продуктов, заплатить за обеды ребенка в школе, ну и т.п. Вот и Анна Николаевна с радостью шла домой, скоро у внука день рождение – надо купить подарок. Зашла по пути в магазин: купила хлеба, продуктов на неделю. Дома, опустошая от продуктов сумку, к своему ужасу обнаружила отсутствие кошелька. Задрожали руки, быстро забилось сердце, полились слезы. Где она могла его оставить, потерять? Как? Когда? Как же теперь жить?... А тем временем: (сценка) В этом же магазине был мальчик Вова Сироткин. Он видел, как что-то упало из сумки женщины. Это был кошелек. Мальчик поднял его, когда женщина ушла. Тихо отошел в сторону и украдкой заглянул в него. – Ах, сколько денег! (2 ученика играют роли: ДОБРО и ЗЛО маски) Реплики: Добро: - Догони ее, верни вещь. Зло: - Больше так не повезет! Сколько денег нашел. Бери и трать. Д. - Она расстроена, ей плохо. З. - А тебе-то что до этого? Вот радость- то! Хочешь - покупай мороженое. Хочешь - диски. И на игрушки хватит. Возьми себе. Д. - Как она будет жить без денег? На что купит еду, необходимые вещи? Верни.
З. -А тебе – то что. Д. - Как ты будешь потом жить? З. - Да об этом даже никто не узнает.
Работа по содержанию:
Ребята, какие два чувства борются в человеке? (ответы: добро и зло) - Что предлагает Добро? - Что говорит Зло? (ответы)
Стих: Добро и Зло творить всегда Во власти всех людей Но Зло творится без труда Добро – творить трудней. Рождает зверя зверь, Рождает птица – птицу. От доброго добро От злого зло родится.
Как вы, ребята, понимаете строки: Зло творится….? Добро … трудней? От доброго добро… от злого зло родится… (ответы)
Этический диалог - Просто было бы Вове взять кошелек не думая? (да) А сделать добрый поступок? (вернуть, отказаться от находки, от удовольствий) (трудно) Вот и идет в нем борьба чувств, потому что он не совсем уж плохой человек. А выбор за кем? (ответ: за нами)
- Как вы думаете, как Вова поступит? А как бы вы поступили на его месте? Да, ребята, любой человек делает ежесекундный выбор. Порой он выглядит просто: пойти – остаться, сказать – промолчать, помочь - или пройти мимо. Это выбор (в сторону добра или зла). Он мучительный. И если в человеке есть потребность стать лучше – его выбор будет в пользу добра. Нельзя делить людей на добрых и злых. Есть люди добрые, но порой совершающие нехорошие поступки. Есть люди злые, которые могут поступать хорошо. Добро и Зло уживаются вместе.
- А какое чувство помогает нам сделать правильный выбор? Знаете? Я вам помогу. Ребята, собрав из букв слово, вы узнаете это чувство и тему занятия (работа детей). Активизация деятельности (собрать из букв слово Ь В С Е О Т С - совесть)
Вот сегодня на занятии мы с вами поговорим о совести, ее роли в нравственном выборе человека, о влиянии совести на душевное самочувствие.
Итак, тема нашего занятия, СОВЕСТЬ (презентация).
- Что такое Совесть? (ответы) Заглянем в толковый словарь русского языка. Здесь написано: «Совесть – чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом». Каждый сам решает, как ему поступить в той или иной ситуации, несет ответственность за свои поступки. Поэт Жуковский считал, что совесть - это « наших дел закон и обвинитель, свидетель и судья…» Смотрите, у нашего героя Вовы, совесть была свидетелем того, что он нашел кошелек, она его мучила, обвиняла.
Совесть все ведает, все видит, все знает; все помнит о нас, о наших делах, поступках, даже если другие этого не замечают. Она удерживает нас от дурных поступков; подсказывает, как повести себя в той или иной ситуации.
Возврат к сценке: Хотите знать, как поступил Вова? Он долго думал, что ему предпринять. Взяв кошелек, пошел в соседний «Магазин игрушек». Всю дорогу ему казалось, что на него смотрят люди, осуждают, показывают, что он вор. Вова представил себе купленную вещь, которая будет напоминать ему о случившемся. А что сказать маме? Откуда игрушка? Где взял деньги? Врать? Как смотреть потом в мамины глаза? Она все поймет, ужаснется, какой у нее сын. Ему стало так стыдно.
«Стыд – это чувство сильного смущения, самоосуждения от сознания вины, поступка». Люди говорят: «можно сгореть от стыда», «можно провалиться сквозь землю от стыда». «В ком стыд, в том и совесть»,- говорит русская пословица.
Ночь прошла у мальчика без сна. Он думал, ворочался в постели и решил, как он поступит. Утром Вова побежал в тот магазин, где нашел кошелек. Он отдал его продавцу отдела, туда, где женщина делала покупки. Мальчик знал наверняка, что свою пропажу она будет искать в первую очередь здесь. Уходя, Вова представил себе, как обрадуется находке та. Как будет благодарить продавца и его за честность. И ему стало так легко на душе, спокойно и хорошо.
Ответы на вопросы: - Опишите состояние женщины – педагога, когда она потеряла кошелек. – Что чувствовал мальчик, пока кошелек – находка был у него? - Правильно ли Вова поступил? - Как изменилось его душевное состояние позже? - Можно ли сказать, что совесть мальчика «чиста»? - Хорошо ли иметь Совесть? - Какое благо она приносит?
О совести, правде, добре, зле есть немало пословиц. Игра «Собери пословицы. Объясни их» (работа в парах) (Совесть без зубов, а грызет. От человека утаишь, от совести не утаишь. Нечистая совесть спать не дает. Зрячая совесть стоит палача. В ком стыд – в том совесть)
Жизнь часто ставит человека перед выбором: сделать по совести или против совести. По этому решению люди и будут судить о человеке.
Мне хотелось бы услышать ваш « Голос совести». Рассмотрим 2 ситуации. Трудно ли будет вам поступить по совести? Ситуации выбора: (в конвертах; выполняют группами) 1 - Вы покупаете в магазине продукты, и продавец, по ошибке, дает вам со сдачей лишние деньги. Как вы поступите? 2 - Ты весь диктант списал у соседки по парте. Ей учитель поставил оценку 3, а тебе 5, потому что не заметил трех грубых ошибок, которые увидел в ее тетради. Ваши действия?
В руках у меня шапка – невидимка. Надев ее, никто не узнает, что это сделали вы. (ответы детей)
Вся жизнь человека состоит из подобных ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом. Чтобы не ошибиться, нужно прислушиваться к голосу своей совести. Он подскажет, хороши или плохи наши поступки. А чтобы совесть не молчала ее нужно тренировать. Давайте помолчим и заглянем каждый внутрь себя. Вспомним свои поступки, которые могли кого - то обидеть, за которые было стыдно, и мы в них раскаиваемся, за них хотели бы попросить прощение (звучит музыка).
Минута раскаивания. Поднимите руки, кто хочет очистить совесть, раскаяться в плохом поступке (ответы). Раскаивание очищает и исцеляет человека. Минута прощения. Может есть смельчаки в классе, которые хотели бы попросить прощения у тех, кого обидели? (ответы) Спасибо всем за честность. Наш разговор подошел к концу. - Так что же такое Совесть? Какую роль она играет в нашей жизни? Как влияет на наше душевное самочувствие?
Вывод: Совесть – чувство ответственности за свое поведение. Она удерживает нас от дурных поступков. Она мучает, « грызет душу человека», если он совершает что –то плохое. Она « направляет» на правильный путь, ведет к добру. - К чему приводит отсутствие Совести? (ответы: к вседозволенности, беспорядку, лжи, вражде) - Как воспитать в себе Совесть? (совесть воспитывается правдивостью, стыдливостью, честностью в делах) Наше занятие окончено. Мне бы хотелось, чтобы в жизни ваш внутренний судья - Совесть – помогала вам.