Занятие "Совесть"
методическая разработка (7 класс)

Кормилина Светлана Михайловна

Занятие по нравственному воспитанию детей среднего школьного возраста.  Школьники познакомились   с понятиями "совесть",  "выбор", "раскаяние".  Размышляли о роль совести, ее влиянии на чувства человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект21.96 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                      Занятие

                                          «Совесть – основа нравственности»

                                                                     7класс

                                                                                                                                                          Подготовила и провела  Кормилина С. М.

 воспитатель  ОГКОУ «Вичугская  школа – интернат  №2»                  

                                                                                                                                                                Цель:

Уточнить значение таких категорий, как совесть, стыд, раскаяние.

Побуждать детей к самоанализу, к размышлению о себе (давать честную оценку своих поступков), к поиску высоконравственных идеалов.

Оборудование: презентация, маски (Добро, Зло), наборы букв, пословицы, ситуации, шапка - невидимка, стихи, музыка.

Ребята, сегодня нам предстоит серьезный разговор. Мы будем думать, размышлять, выбирать.  Мы будем говорить о понятиях, которые являются основой человеческой морали, нравственности.

Проблемная ситуация: Прежде, чем начать разговор, я предлагаю вам следующую ситуацию.

Ситуация: (тихая музыка)  В школе зарплата, радостный день. Педагоги уже знают, что часть денег они  должны будут отдать  за коммунальные услуги: жилье, свет, газ… Надо купить продуктов, заплатить за  обеды ребенка в школе, ну и т.п. Вот и Анна  Николаевна с радостью шла домой, скоро у внука  день рождение – надо купить подарок. Зашла по пути в магазин: купила хлеба, продуктов на неделю. Дома, опустошая  от продуктов сумку, к своему  ужасу обнаружила отсутствие кошелька. Задрожали руки, быстро забилось сердце, полились слезы. Где она могла его оставить, потерять?  Как?  Когда?  Как же теперь жить?...                                                                                                                          А тем временем:   (сценка) В этом же магазине был мальчик Вова Сироткин. Он видел, как что-то упало из сумки женщины. Это был кошелек.  Мальчик  поднял его, когда женщина ушла. Тихо отошел в сторону и украдкой заглянул в него.                                        – Ах,  сколько денег!    (2 ученика играют роли:  ДОБРО и ЗЛО  маски)                                  Реплики:                                                                                                                                               Добро: - Догони ее, верни вещь.                                                                                                     Зло:      - Больше так не повезет! Сколько денег нашел. Бери и трать.                                        Д.          - Она  расстроена, ей плохо.                                                                                                    З.           - А тебе-то  что до этого?   Вот радость- то!  Хочешь - покупай мороженое.                        Хочешь - диски. И на игрушки хватит. Возьми себе.                                                                                              Д.          - Как она будет жить без денег? На что купит еду, необходимые вещи? Верни.        

З.            -А тебе – то что.                                                                                                                     Д.           - Как ты будешь потом  жить?                                                                                              З.            - Да об этом  даже никто не узнает.

Работа по содержанию:

 Ребята, какие два чувства борются в человеке? (ответы: добро и зло)                                         - Что предлагает Добро? - Что говорит Зло? (ответы)

Стих:                                                                                                                                                             Добро  и Зло творить всегда                                                                                                           Во власти всех людей                                                                                                                   Но Зло творится без труда                                                                                                                 Добро – творить трудней.                                                                                                                     Рождает зверя зверь,                                                                                                               Рождает птица – птицу.                                                                                                                     От доброго добро                                                                                                                                           От злого зло родится.  

Как вы, ребята, понимаете строки:                                                                                                                                                                     Зло творится….?                                                                                                                                            Добро … трудней?                                                                                                                                     От доброго добро…                                                                                                                      от злого зло родится…     (ответы)

Этический диалог                                                                                                                                    - Просто было бы Вове взять кошелек не думая?   (да)                                                                    А сделать добрый поступок? (вернуть, отказаться от находки, от удовольствий)   (трудно)  Вот и идет в нем борьба чувств, потому что он не совсем уж плохой человек.                                  А выбор за кем?   (ответ: за нами)

- Как вы думаете, как Вова поступит?  А как бы вы поступили на его месте?                         Да, ребята, любой человек делает ежесекундный выбор. Порой он выглядит просто:  пойти – остаться,  сказать – промолчать, помочь -  или пройти мимо. Это выбор                (в сторону добра или зла). Он мучительный.                                                                                   И если  в человеке есть потребность стать лучше – его выбор будет в пользу добра.      Нельзя делить людей на  добрых и злых. Есть люди добрые, но порой совершающие нехорошие поступки. Есть люди злые, которые могут поступать хорошо.                           Добро и Зло уживаются вместе.

 - А какое чувство помогает нам сделать правильный выбор? Знаете?    Я вам помогу. Ребята,  собрав из букв слово, вы узнаете  это чувство и  тему  занятия  (работа  детей).                           Активизация  деятельности  (собрать из букв слово Ь В С Е О Т С   -  совесть)              

Вот сегодня на занятии мы   с вами поговорим о  совести, ее роли  в нравственном выборе человека, о влиянии  совести на душевное самочувствие.

  Итак, тема  нашего занятия, СОВЕСТЬ (презентация).

  - Что такое Совесть? (ответы)  Заглянем в толковый  словарь русского языка. Здесь написано: «Совесть – чувство нравственной ответственности за свое поведение перед  окружающими людьми, обществом».   Каждый сам решает, как ему поступить в той или иной ситуации, несет ответственность за свои поступки.                                                            Поэт Жуковский считал, что совесть - это  « наших дел закон и обвинитель, свидетель и судья…»                                                                                                                                            Смотрите, у нашего героя  Вовы, совесть была свидетелем  того, что он нашел кошелек, она его мучила, обвиняла.

Совесть все ведает, все видит, все знает; все помнит о нас, о наших делах, поступках, даже если другие этого не замечают. Она удерживает нас от дурных поступков; подсказывает, как повести себя в той или иной ситуации.

Возврат к сценке: Хотите знать, как поступил Вова? Он долго думал, что ему предпринять. Взяв кошелек,  пошел в соседний  «Магазин  игрушек». Всю дорогу  ему казалось, что на него смотрят люди, осуждают, показывают, что он вор.  Вова представил себе  купленную  вещь, которая  будет напоминать ему о случившемся.                                         А что сказать маме?  Откуда игрушка? Где взял деньги? Врать? Как смотреть потом в мамины глаза? Она все поймет, ужаснется, какой у нее сын. Ему стало так стыдно.

«Стыд – это чувство сильного смущения, самоосуждения от сознания вины, поступка».   Люди говорят: «можно сгореть от стыда», «можно провалиться сквозь землю от стыда». «В ком стыд, в том и совесть»,- говорит русская пословица.                                            

Ночь прошла у мальчика  без сна. Он думал, ворочался в постели  и решил, как  он поступит.                                                                                                                                                     Утром Вова побежал  в тот магазин, где нашел кошелек. Он отдал его продавцу отдела, туда, где  женщина делала покупки. Мальчик знал  наверняка, что свою пропажу она будет искать в первую очередь здесь. Уходя, Вова  представил себе, как обрадуется находке та.  Как будет благодарить продавца и его за честность. И ему стало так легко на душе, спокойно и хорошо.

Ответы на вопросы:                                                                                                                            - Опишите состояние женщины – педагога, когда она потеряла кошелек.                                    – Что чувствовал мальчик, пока кошелек – находка был у него?                                              - Правильно ли Вова поступил?                                                                                                           - Как изменилось его душевное состояние позже?                                                                            - Можно ли сказать, что совесть мальчика  «чиста»?                                                                    - Хорошо ли иметь Совесть?                                                                                                                     - Какое благо она приносит?                                                                                                            

О совести, правде, добре, зле есть немало пословиц.                                                                Игра «Собери пословицы. Объясни их»     (работа в парах)                                                                                    (Совесть без зубов, а грызет.  От человека утаишь, от совести не утаишь.  Нечистая совесть спать не дает. Зрячая совесть стоит палача. В ком стыд – в том совесть)  

 Жизнь часто ставит человека перед выбором: сделать по совести или против совести. По этому решению люди и будут судить о человеке.

 Мне хотелось бы услышать ваш « Голос совести». Рассмотрим  2 ситуации. Трудно ли будет вам поступить по совести?                                                                                                     Ситуации выбора:  (в конвертах; выполняют группами)                                                                                                                                    1  -  Вы покупаете в магазине продукты, и продавец, по ошибке,  дает  вам со сдачей лишние деньги. Как вы поступите?                                                                                                                      2   - Ты  весь диктант  списал  у соседки по парте. Ей учитель  поставил оценку 3, а  тебе 5, потому что не заметил трех грубых ошибок, которые увидел в ее тетради. Ваши действия?                      

 В руках у меня шапка – невидимка. Надев ее, никто не узнает, что это  сделали вы.                        (ответы  детей)

Вся жизнь человека состоит из подобных ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом. Чтобы не ошибиться, нужно прислушиваться к голосу своей совести. Он подскажет, хороши или плохи наши поступки. А чтобы совесть не молчала ее нужно тренировать.                                                                                                                      Давайте помолчим и заглянем каждый внутрь себя. Вспомним свои поступки, которые могли кого - то обидеть, за которые  было стыдно, и мы в них раскаиваемся, за них хотели бы попросить прощение (звучит музыка).

Минута раскаивания.   Поднимите руки, кто хочет очистить совесть, раскаяться в плохом поступке (ответы).   Раскаивание очищает и исцеляет человека.                                                                                                            Минута прощения.  Может  есть смельчаки в классе, которые хотели бы попросить прощения у тех, кого обидели? (ответы) Спасибо всем за честность.  Наш разговор подошел к концу.                                                                                                                                     - Так что же такое Совесть? Какую роль она играет в нашей жизни? Как влияет на наше  душевное самочувствие?                                                                                                                              

Вывод: Совесть – чувство ответственности за свое поведение. Она удерживает нас от дурных поступков. Она мучает, « грызет душу человека», если он совершает что –то плохое. Она « направляет» на правильный путь, ведет к добру.                                           - К чему приводит отсутствие  Совести?                                                                                  (ответы:  к вседозволенности, беспорядку, лжи, вражде)                                                                                                                                                           - Как воспитать в себе Совесть?                                                                                                      (совесть воспитывается правдивостью, стыдливостью, честностью в делах)                                          Наше занятие окончено. Мне бы  хотелось, чтобы в жизни ваш внутренний  судья  -  Совесть – помогала вам.