Внеклассное мероприятие "Безопасность дорожного движения"
методическая разработка
Цель: Пропаганда правил дорожной безопасности для всех участников движения. Воспитание культуры поведения на дороге. Воспитание у учащихся навыков безопасного поведения на дороге и предупреждение случаев детского дорожно-транспортного травматизма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pdd.doc | 87 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение Саратовской области
дополнительного образования
«Областной центр экологии, краеведения и туризма»
Направление:
Методические разработки
внеклассных мероприятий
БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Автор работы:
Усанкина Наталья Алексеевна,
учитель химии
МБОУ СОШ с. Большие Озерки,
Балтайского района, Саратовской области
89179840560, natalyausankina@yandex.ru
Адрес ОУ:
412632, Саратовская обл. Балтайский р-он
с. Б-Озерки, ул. Пионерская, д. 8
тел.: 88459223169
2022 год
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Вступительное слово учителя
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1. Тема: Дорожная азбука
2.1.1. Информация учителя
2.1.2. Практическое занятие: Воспроизведение движения автотранспорта на проезжей части в соответствии с ПДД
2.2. Тема: Участники дорожного движения
2.2.1. Информация учителя
2.2.2. Игра: «Дорожное – недорожное»
2.2.3. Игра-пантомима
2.3. Тема: Пешеход и пешеходный переход
2.3.1. Информация учителя
2.3.2. Практическое занятие: Отработка навыков пересечения проезжей части по пешеходному переходу и в случае его отсутствия
2.4. Тема: Сигналы светофора и дорожные знаки
2.4.1. Информация учителя
2.4.2. Игра: Сигналы светофора
2.4.3. Игра: «Красный, желтый, зеленый»
2.4.4. Информация учителя
2.4.5. Викторина:
2.4.6. Игра «Автоинспектор и водители»
2.4.7. Игра «Регулировщик» на внимательность
2.4.8. Игра «Автобусы»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
ПРИЛОЖЕНИЯ
БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Цель: Пропаганда правил дорожной безопасности для всех участников движения. Воспитание культуры поведения на дороге. Воспитание у учащихся навыков безопасного поведения на дороге и предупреждение случаев детского дорожно-транспортного травматизма.
Задачи:
Образовательные: изучение новых терминов, относящихся к дорожному движению, ознакомление с видами дорожных знаков, повторение правил дорожного движения.
Развивающие: развитие навыков и умений действовать в непрерывно меняющейся обстановке, наилучшим образом реагировать на новую неожиданную ситуацию.
Воспитательные: формирование мотивов изучения ПДД, воспитание положительного отношения к их знанию, воспитание культуры поведения на дорогах, товарищества и коллективизма, лидерских качеств и стремления к победе.
Возраст участников: 7 - 9 лет.
Место проведения: летний спортивный лагерь.
1. Вступительное слово учителя
За каждый верный ответ учащийся награждается «медалью». По количеству заработанных «медалей» по окончанию викторины учащимся присуждаются призовые места.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1. Тема: Дорожная азбука
Цель: Воспитание культуры поведения на дороге.
Вспомогательные материалы: макеты автомобилей
2.1.1. Информация учителя.
Дорога – обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли или поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
Полоса движения - любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.
На дорогах установлено правостороннее движение транспортных средств.
2.1.2. Практическое занятие: Воспроизведение движения автотранспорта на проезжей части в соответствии с ПДД.
Обозначить на игровом поле дорогу, без нанесения дорожной разметки, дети с макетами автомобилей двигаются навстречу друг другу каждый по правой стороне проезжей части, не пересекая ее середину, тем самым не выезжая на полосу встречного движения.
2.2. Тема: Участники дорожного движения
Цель: Познакомить учащихся с категориями участников дорожного движения.
Вспомогательные материалы: мяч
2.2.1. Информация учителя.
Участники дорожного движения – это не только водители автомобилей.
Участник дорожного движения – лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира.
Водитель может быть не только грузовой, легковой автомашины. Есть водитель автобуса, трактора, мотоцикла, мопеда, велосипеда, гужевой повозки.
Особое внимание необходимо уделить велосипедистам.
Велосипедист – лицо, управляющее велосипедом.
Движение велосипедистов в возрасте, старше 14 лет должно осуществляться по велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов. В случае их отсутствия – по обочине или правому краю проезжей части.
Движение велосипедистов в возрасте от 7 до 14 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным, велосипедным, велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон.
2.2.2. Игра: «Дорожное - недорожное»
Игровое поле расчерчивается линиями, ширина между которыми соответствует ширине шага. Игроки занимают позицию у первой линии. Учитель бросает им поочередно мяч, произнося различные слова. Если термин имеет отношение к дорожному движению (дорога, тротуар, обочина, автомобиль, водитель и т. д.), – игрок должен поймать мяч. Если учитель произнес термин, не имеющее отношение к дорожному движению (торт, книга, сапог и т.д.) – отбить мяч. Игрок, выполнивший действие, соответствующее условию игры, переходит к следующей черте.
2.2.3. Игра-пантомима
Участники команды самостоятельно выбирают транспортное средство, которое они будут изображать с помощью пантомимы (троллейбус, карета, теплоход, паровоз, вертолет, трактор, поезд). Представление транспортного средства происходит без комментария. Команда соперника угадывает задуманное.
2.3. Тема: Пешеход и пешеходный переход
Цель: Воспитание у учащихся навыков безопасного поведения на дороге. Воспитание взаимного уважения между участниками дорожного движения.
Вспомогательные материалы: макет пешеходного перехода, макеты автомобилей.
2.3.1. Информация учителя:
Пешеход – лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге, а также ведущее велосипед, мопед, мотоцикл, везущее санки, движущееся на роликовых коньках и самокатах.
Пешеходный переход – участок проезжей части, выделенный для движения пешеходов через дорогу.
Пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии их по обочинам. При отсутствии обочин пешеходы могут двигаться по краю проезжей части навстречу движению транспортных средств.
Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в отсутствии их пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость, и убедятся, что переход будет для них безопасен. Пешеходы не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.
Выйдя на проезжую часть, пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности дорожного движения.
2.3.2. Практическое занятие: Отработка навыков пересечения проезжей части по пешеходному переходу (А) и в случае его отсутствия (В).
(А) Обозначить на игровом поле проезжую часть. По ней двигаются транспортные средства - дети с макетами автомобилей. На проезжей части есть пешеходный переход – «зебра». Транспортные средства останавливаются перед пешеходным переходом, пропуская пешеходов. И только после того, как пешеходы закончат переходить дорогу, транспортные средства продолжат движение.
(В) При отсутствии пешеходного перехода, пешеходы останавливаются, не ступая на проезжую часть, смотрят влево, затем вправо, оценивают расстояние до автомобилей, если оно достаточно безопасное, то начинают переходить проезжую часть.
2.4. Тема: Сигналы светофора и дорожные знаки
Цель: Пропаганда правил дорожной безопасности для всех участников движения. Повторение значений сигналов светофора и дорожных знаков. Изучение категорий дорожных знаков. Закрепление и совершенствование навыков и умений действовать в непрерывно меняющейся обстановке, наилучшим образом реагировать на новую неожиданную ситуацию.
Вспомогательные материалы: макеты светофора и дорожных знаков, картонные квадратики 3х4, ножницы, воздушные шарики красного, желтого, зеленого цветов.
2.4.1. Информация учителя
Круглые сигналы светофора имеют следующие значения:
Зеленый сигнал разрешает движение;
Зеленый мигающий сигнал разрешает движение и информирует, что время его действия истекает, и вскоре будет включен запрещающий сигнал.
Желтый сигнал запрещает движение и предупреждает предстоящей смене сигналов.
Красный сигнал, в том числе и мигающий, запрещает движение.
Дети усваивают информацию, произнося недостающие слова в стихотворении С. Михалкова:
Если свет зажегся красный,
Значит, двигаться … (опасно).
Свет зеленый говорит:
«Проходите, путь … (открыт).
Желтый свет – предупрежденье –
Жди сигнала для … (движения).
2.4.2. Игра: Сигналы светофора
Участники встают в круг. Учитель с макетом светофора находится в стороне. Начальное положение огней светофора – нейтральное. Огни не горят – повернуты к участникам не раскрашенной стороной. Загорается зеленый сигнал светофора – учащиеся начинают движение по кругу. Желтый сигнал – маршируют на месте. Красный – стоят неподвижно. Участник, допустивший ошибку, выбывает из игры. Игрок, оставшийся в единственном числе, становится победителем.
2.4.3. Игра: «Красный, желтый, зеленый»
Исходное положение двух команд – линия старта. На некотором расстоянии от линии старта – флажки. Участники начинают движение, подбивая шарики рукой, огибают флажки, возвращаются к своей команде, передают шарик следующему игроку. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не вернутся на старт.
2.4.4. Информация учителя
Виды дорожных знаков.
Предупреждающие дорожные знаки информируют водителей о приближении к опасному участку дороги, движение по которому требует принятия мер, соответствующих обстановке. Например, остановиться или сбросить скорость.
Запрещающие знаки вводят или отменяют определенные ограничения движения.
Предписывающие знаки разрешают движение только в направлениях, указанных на знаках стрелками.
Знаки особых предписаний вводят или отменяют определенные режимы движения.
Информационные знаки информируют о расположении населенных пунктов, а также об установленных или рекомендуемых режимах движения.
Знаки сервиса информируют о расположении соответствующих объектов.
Учитель знакомит учащихся с дорожными знаками, выполненными на картоне, с помощью четверостиший на оборотной стороне дорожных знаков.
Дорожные знаки по обочине дороги,
Как солдатики стоят.
И мы строго выполняем
Все, что нам они велят.
Много есть различных знаков –
Эти знаки нужно знать,
Чтобы правил на дороге
Никогда не нарушать.
Запрещающие дорожные знаки
Красный круг обозначает
Обязательный запрет.
Он гласит: «Нельзя здесь ехать»,
Или: «Здесь дороги нет».
(Знаки «Движение механических транспортных средств запрещено», «Движение грузовых автомобилей запрещено», «Движение на велосипедах запрещено», «Движение запрещено»)
В дождь и в ясную погоду
Здесь не ходят пешеходы.
Говорит им знак одно:
«Здесь ходить запрещено!»
(Знак «Движение пешеходов запрещено»)
Предупреждающие дорожные знаки
Это очень важный знак.
Нарисован знак вот так:
В треугольнике ребята
Со всех ног бегут куда-то.
(Знак «Осторожно, дети!»)
Можно встретить знак такой
На дороге скоростной,
Где больших размеров яма
И ходить опасно прямо,
Там, где строится район,
Школа, дом или стадион.
(Знак «Ремонт дороги»)
Вот так знак!
Глазам не верю.
Для чего здесь батарея?
Помогает ли движенью
Паровое отопление?
Может быть зимою вьюжной
Здесь шоферам греться нужно?
Оказалось, этот знак
Говорит шоферу так:
(«Железнодорожный переезд со шлагбаумом»)
Предписывающие дорожные знаки
Шли из школы мы домой.
Видим, знак на мостовой:
Круг, внутри – велосипед,
Ничего другого нет!»
(Знак «Велосипедная дорожка»)
В синем круге пешеход
Не торопится, идет.
Дорожка безопасна,
Здесь ему не страшно.
(Знак «Пешеходная дорожка»)
Информационные дорожные знаки, знаки сервиса
А еще бывают знаки –
Взятые в синенький квадрат.
Как и где проехать можно
Эти знаки говорят.
(Знак «Рекомендуемая скорость»)
Тут и вилка, тут и ложка,
Подзаправимся немножко.
Накормили и собаку…
Говорим «спасибо» знаку.
(Знаки «Пункт питания», «Пункт медицинской помощи»)
2.4.5. Викторина:
Учитель демонстрирует в произвольном порядке дорожные знаки, учащиеся называют их.
На машине здесь друзья,
Ехать никому нельзя.
Можно ехать, знайте, дети,
Только на …… (велосипеде)
А здесь, ребята, не до смеха,
Ни на чем нельзя здесь ехать.
Можно только своим ходом,
Можно только …. (пешеходам)
Если ты поставил ногу
На проезжую дорогу.
Знак дорожный – красный круг,
Человек, идущий в черном
Красной черточкой зачеркнут.
И дорога, вроде, но
Здесь ходить … (запрещено)
В день рожденья подарили
Скоростной велосипед.
Научили, объяснили
Ездить там, где знака нет
Означающего запрет.
Долго ехали, устали.
И желудки заурчали.
Это, нам они признались,
Что давно проголодались.
Не прошло пяти минут
Знак висит – «Обедай тут!»
Эй, водитель, осторожно!
Ехать быстро невозможно.
Знают люди все на свете
В этом месте ходят …(Дети)
Что за знак такой висит?
«Стоп» - машинам говорит.
«Пешеход! – Идите смело
По дорожкам черно-белым».
Машины мчат во весь опор.
И вдруг, навстречу знак:
Изображен на нем забор.
Я тру глаза, смотрю в упор,
Шоссе закрыто на запор.
2.4.6. Игра «Автоинспектор и водители»
На площадке для игры проводят мелом 4-5 параллельных линий, означающих этапы движения. У водителей (игроков) имеются водительские удостоверения (прямоугольники из картона). С противоположной стороны площадки лицом к водителям находится автоинспектор (учитель). Автоинспектор поочередно показывает водителям дорожные знаки. Водитель, правильно объяснивший предписание данного знака, продвигается до следующей черты. Водитель, не сумевший объяснить, получает замечание автоинспектора и лишается уголка водительского удостоверения. Его машина остается на месте. Игрок, чье водительское удостоверение потеряло 4 уголка, выбывает из игры.
2.4.7. Игра «Регулировщик» на внимательность
Во время ходьбы по кругу, учитель (он марширует на месте в центре круга) меняет положения рук: в сторону, на пояс, вверх, за голову, за спину. Дети повторяют все движения, кроме одного – руки за пояс. Это движение – запрещенное. Тот, кто ошибается, выбывает из игры. Через некоторое время запрещенным объявляется другое положение рук.
2.4.8. Игра «Автобусы»
«Автобусы» - это команды детей. В каждом «автобусе» - «водитель» и «пассажиры». В 6-7 метрах от старта ставятся флажки. По команде «Марш!» первые игроки быстрым шагом направляются к своим флажкам, огибают их и возвращаются к командам, где к ним присоединяются вторые по счету игроки. Вместе со вторыми игроками они проделывают тот же путь и так далее. Участники держат друг друга за локти. Выигрывает команда, первая прибывшая на конечную остановку.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одним из действенных приемов стимулирования интереса к познавательной деятельности является создание ситуации успеха обучаемых. Без переживания радости успеха невозможно, по-настоящему, рассчитывать на дальнейшие успехи в преодолении трудностей. Поэтому учителем были подобраны конкурсные задания в виде игр, что придало им уверенность в себе, и они продолжили свою познавательную деятельность в более благоприятном темпе. Ситуации успеха создаются преподавателем и путем поощрения промежуточных действий участника игры, то есть путем специального подбадривания его на новые усилия. Важную роль в создании ситуации успеха играет обеспечение благоприятной морально-психологической атмосферы в ходе выполнения тех или иных игровых заданий.
Подвижные игры помогают дать младшим школьникам знания по правилам движения в занимательной форме, прививать им умения и навыки правильного поведения на улице, вызвать интерес к движению транспорта и пешеходов, к самому транспорту, уважение к труду водителей транспортных средств, к работе сотрудников ГАИ. В процессе игр у детей закрепляются и совершенствуются навыки и умения действовать в непрерывно изменяющихся условиях, наилучшим образом реагировать на неожиданную новую ситуацию. Игра приучает ребенка при взаимодействии со сверстниками в коллективе, подчинять свои интересы интересам окружающих.
Одной из важнейших причин, стоящих перед школой, является сохранение здоровья детей. Многие годы ученик проводит в стенах классных комнат, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без правильной организации учебной, познавательной деятельности. В связи с этим в ходе мероприятия применялись здоровье-сберегающие технологии, а именно:
1. Обстановка и гигиенические условия в помещении (температурный режим, проветривание, рациональность освещения)
2. Смена видов деятельности (слушание, рассмотрение наглядных пособий, ответы на вопросы, подвижные игры, отработка навыков поведения).
3. Наличие и выбор методов на мероприятии, способствующих актуализации инициативности и самовыражению учащихся.
4. Благоприятный эмоциональный настрой.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ:
1. ПДД РФ 2021
2. Газета «Добрая дорога детства»
3. Интернет-ресурс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика организации и проведения уроков и внеклассных мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и безопасности дорожного движения
Методический материал «Азбуку дорожную знать каждому положено» ориентирован на учащихся начальных, средних и старших классов. Данный материал может быть использован как на уроках, так и внеклассных ме...
ПРОГРАММА изучения правил дорожного движения «ДЕТИ - участники дорожного движения »
Программу «Дети-участники дорожного движения» создана для того, чтобы дети успешно усвоили правила дорожного движения, узнали историю возникновения правил дорожного движения, смогли ориентироват...
Программа по профилактике дорожно-транспортных происшествий и изучению правил дорожного движения учащихся «Молодое поколение России – за безопасность дорожного движения»
Мы живем в поселке, где из года в год стремительно растет число транспорта. Часто выезжаем в город. Случаются ситуации, когда не знаешь, как поступить при переходе улицы без пешеходного и подземного п...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по составлению образовательной учебной программы по изучению правил дорожного движения и привитию навыков культурного поведения на дорогах во внеурочное время «АЗБУКА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ» для учащихся 5 - 9 классов
Методические рекомендации для учителей и классных руководителей, которые на классных часах изучают ПДД...
Урок" Правила дорожного движения.Знаки дорожного движения."
Изучить знаки дорожного движения....
Внеклассное мероприятие по правилам дорожного движения "Школа дорожных наук"
• познакомить обучающихся с видами светофоров и дорожных знаков; вспомнить как правильно переходить дорогу; рассказать о значении знаков для водителей и пешеходов; формировать у учащихся системы знани...
Внеклассное занятие по правилам дорожного движения "Изучение дорожной разметки и дорожных знаков".
Цель:1. Обучение детей безопасному поведению на дорогах в условиях, приближенных к реальным.2. Воспитание сознательного выполнения правил безопасного поведения на дороге каждым учеником....