Рабочая программа Скретч-программирование
рабочая программа (7 класс)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Программирование в Scratch»
Направленность: общеразвивающая
Возраст учащихся: 8 – 14 лет
Срок реализации: 1 год (35 часов)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_scratch.docx | 308.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №131 г. Карталы имени Героя Советского Союза
К.С. Заслонова»
«Принята» На заседании педагогического совета Протокол № ____ от ________ 2021г | «Утверждаю» Директор МОУ СОШ №131 _________________И.С. Теплякова Приказ № _____ от ________ 2021г |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ПРОГРАММИРОВАНИЕ В SCRATCH»
Направленность: общеразвивающая
Возраст учащихся: 8 – 14 лет
Срок реализации: 1 год (35 часов)
Автор-составитель:
Коротина Татьяна Анатольевна,
педагог дополнительного образования
г. Карталы
2021/2022 год
Оглавление
1. | Пояснительная записка | 3 |
2. | Сроки реализации программы | 4 |
3. | Уровень освоения программы | 4 |
4. | Цель программы | 4 |
5. | Задачи программы | 4 |
6. | Категория обучающихся | 4 |
7. | Формы организации образовательной деятельности | 5 |
8. | Режим занятий | 5 |
9. | Планируемые результаты | 5 |
10. | Календарный учебный график | 8 |
11. | Учебный план | 8 |
12. | Содержание учебного плана | 8-9 |
13. | Формы контроля | 10 |
14. | Оценочные материалы | 10 |
15. | Методические материалы | 12 |
16 | Материально-технические условия реализации программы | 13 |
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Программирование в Scratch» разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. От 02.07.2021) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021)
- Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"(с изменениями и дополнениями от 30 сентября 2020 года);
При разработке дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (далее Программа) учтены требования, отраженные в государственных стандартах Российской Федерации и в федеральных государственных стандартах общего образования.
Программа разработана на основе Программы курса «Творческие задания в среде программирования Scratch» (Цветкова М.С., Богомолова О.Б. «Информатика. Математика. Программы внеурочной деятельности для начальной и основной школы: 3-6 классы» - М.: Бином, 2015.).
Данный курс ориентирован на программирование в среде Scratch, а также на развитие логического и алгоритмического мышления. Ученики получать представление об элементарных алгоритмах, которые используются в разработке игр, узнают, какие бывают игры и как их создают, какие этапы проходит компьютерная игра, прежде чем попасть в руки игроков. Все это позволит ученикам развить мышление, представить разработку игр, как профессиональную деятельность.
В последние годы стал популярным язык и одноименная среда программирования - Scratch. Это можно объяснить потребностью и педагогического сообщества, и самих детей в средстве, которое позволит легко и просто, но не бездумно, исследовать и проявить свои творческие способности.
Данная программная среда дает принципиальную возможность составлять сложные по своей структуре программы, не заучивая наизусть ключевые слова, и при этом в полной мере проявить свои творческие способности и понять принципы программирования.
Занятия по программе будут проводиться на обновленной материально – технической базе Центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста».
Особенности среды программирования Scratch:
Объектная ориентированность; поддержка событийно-ориентированного программирования; параллельность выполнения скриптов; дружественный интерфейс; разумное сочетание абстракции и наглядности; организация текстов программ из элементарных блоков; наличие средств взаимодействия программ на Scratch с реальным миром посредством дополнительного устройства; встроенная библиотека объектов; встроенный графический редактор; активное интернет-сообщество пользователей.
2. Сроки реализации программы.
Количество учебных недель | Количество часов | Теория | Практика | |
1 четверть | 8 | 8 | 9 | 9 |
2 четверть | 9 | 9 | 8 | 8 |
3 четверть | 10 | 10 | 10 | 10 |
4 четверть | 8 | 8 | 8 | 8 |
Год | 35 | 35 | 35 | 35 |
В соответствии с Учебным планом устанавливается следующая продолжительность учебного года: 2-9 классы – 35 учебных недель. В связи с этим, рабочая программа по внеурочной деятельности в 4-7 классах составлена на– 35 часов из расчета – 1 часа в неделю.
3. Уровень освоения образовательной программы:
Базовый (общеразвивающий)
4. Цель программы:
Обучение программированию через создание творческих проектов в среде Scratch.
5. Задачи программы:
- Формирование информационной активности детей, то есть готовность в любой момент приступить к информационной деятельности в учебной, познавательной, художественной и исследовательской деятельности в школе, дома, со сверстниками, а также в коллективе со старшими и младшими.
- Формирование вкуса к художественной деятельности и визуальной грамотности, то есть умение и желание видеть и создавать красивое.
- Развитие творческих способностей учащихся, а также закладывание пропедевтики наиболее значимых тем курса информатики
- Подготовка к участию в олимпиадах по математике и информатике, а также в научно-практических конференциях.
Данный курс нацелен на решение не только основных учебных задач, но и на широкий круг задач вспомогательного характера: развитие смекалки, скоростных качеств визуального диалога с компьютером, развитие дизайнерского вкуса, воспитание ценностных позиций к культурному наследию, формирование начал эрудиции в вопросах визуальных искусств, расширение кругозора в области информационных технологий и новых визуальных устройств, воспитание стремления к эстетическим качествам в любом труде и уважения плодов чужого труда.
6. Категория обучающихся
Группа состоит из 15 учащихся возрастом:
- 7-8 лет
- 9-10 лет
- 11-13 лет
7. Формы организации образовательной деятельности.
Занятия, как правило, должны проводиться в кабинете информатики, группой 15 человек. Необходимое условие – наличие подключения к сети интернет, использование образовательного контента Scratch.mit.edu.
Практическая часть работы – работа в среде программирования со скриптами и проектирование информационных продуктов. Для наилучшего усвоения материала практические задания рекомендуется выполнять каждому за компьютером. При выполнении глобальных проектов рекомендуется объединять школьников в пары. Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения рефлексивных упражнений и практических заданий. Итоговый контроль осуществляется по результатам разработки проектов. Формы подведения итогов: презентация проекта, викторина, игра.
Особенности проведения занятий:
- теоретический материал подается небольшими порциями с использованием игровых ситуаций;
- для закрепления и проверки уровня усвоения знаний применяются рефлексивные интерактивные упражнения;
- практические задания составляются так, чтобы время на их выполнение не превышало 20 минут;
- практические задания могут включать в себя работу с готовым проектом на редактирование скрипта, на дополнение скрипта командами, на сборку скрипта самостоятельно;
- работу по созданию глобальных творческих проектов следует начинать с разъяснения алгоритма разработки проектов, адаптированного под возраст школьников.
8. Режим занятий
Продолжительность занятия | Периодичность занятий в неделю | Количество занятий в год |
45 минут | 1 раз | 35 часов |
9. Планируемые результаты освоения курса
В основном формируются и получают развитие метапредметные результаты, такие как:
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Вместе с тем вносится существенный вклад в развитие личностных результатов, таких как:
- формирование ответственного отношения к учению;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, творческой и других видов деятельности.
В части развития предметных результатов наибольшее влияние изучение курса оказывает на:
- формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
- формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
- планировать пути достижения целей;
- уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
- аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- давать определение понятиям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
- обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Полученные навыки работы в Scratch будут полезны в практической деятельности: помогут школьникам освоить азы алгоритмизации и программирования, будут применяться при создании и исследовании компьютерных моделей по школьным дисциплинам, помогут при изучении таких школьных дисциплин, как «Математика», «Музыка», «Изобразительное искусство», а также для более серьезного изучения программирования в старших классах.
Работа с Интернет-сообществом скретчеров позволит освоить навыки информационной деятельности в глобальной сети: размещение своих проектов на сайте, обмен идеями с пользователями интернет-сообщества, овладение культурой общения на форуме.
- Календарный учебный график
Этапы образовательного процесса | 1 год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения |
Начало учебного года | 01.09.20. | 01.09.20. | 01.09.20. |
Продолжительность учебного года | 35 недели | 35 недель | 35 недель |
Продолжительность учебной недели | 5 дней | 5 дней | 5 дней |
Распределение объединений по сменам: | 1 смена – 1-11 классы | 1 смена – 1-11 классы | 1 смена – 1-11 классы |
Продолжительность занятий | 45 минут. | 45 минут | 45 минут |
Входная диагностика | 16.09.-20.09.20г. | 16.09.-20.09.20г. | 16.09.-20.09.20г. |
Текущий контроль | 7.11.20- 27.12.20;10.03-20.03 | 7.11.20-27.12; 10.0320.03 | 7.11.20-27.12;10.03- 20.03 |
Промежуточная аттестация | 05.09.20-30.05.21г. | 28.04.-30.05.21г. | 28.04.-30.05.21г. |
Окончание учебного года | 25.05.21г. | 31.05.21г. | 31.05.21г. |
Каникулы (осенние) | 26.10.20 01.11.20г. | 26.10.20-01.11.20г. | 26.10.20-01.11.20г. |
Зимние | 28.12.20.-10.01.21г. | 28.12.20.-10.01.21г. | 28.12.20.-10.01.21г. |
Весенние | 22.03.21.-30.03.21г. | 22.03.21.-30.03.21г. | 22.03.21.-30.03.21г. |
Дополнительные для 1 класса | 15.02.21-21.02.21г. |
- Учебный план
№ № п/п | Наименование темы | Количество часов | Форма контроля | ||
Всего | Теоретические занятия | Практические занятия | |||
1. | Вводное занятие. | 1 | 1 | - | |
2. | Знакомство и погружение в Скретч. Исполнитель. Среда исполнителя. СКИ. Режимы. | 12 | 2 | 10 | Устно |
3. | Разрабатываем проекты | 22 | 4 | 18 | Защита проектов |
ИТОГО | 35 | 7 | 28 |
12.Содержание программы
Рассматриваемые вопросы: алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов, команды и исполнители, Scratch - возможности и примеры проектов, интерфейс и главное меню Scratch, сцена, объекты (спрайты), свойства объектов, методы и события, программа, команды и блоки, программные единицы: процедуры и скрипты. линейный алгоритм, система координат на сцене Scratch, основные блоки, цикл в природе, циклические алгоритмы, цикл «Повторить n раз», цикл «Всегда», библиотека костюмов и сцен Scratch, анимация формы, компьютерная графика, графические форматы и т. д. Запись звука, форматы звуковых файлов, озвучивание проектов Scratch, сообщество Scratch, регистрация на сайте, публикация проектов Scratch, использование заимствованных кодов и объектов.
13.Формы контроля
Для определения результативности в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком разработаны формы контроля, отражающие достижение цели и выполнения задач по освоению дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Программирование в Scratch»: практическая работа, выполнение и презентация творческого проекта, защита индивидуального проекта, игра, выставка работ.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Программирование в Scratch»: итоговая работа, журнал посещаемости, материалы анкетирования и тестирования, портфолио.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Программирование в Scratch»: демонстрация и защита творческих работ, диагностическая карта, участие в конкурсных событиях различного уровня, портфолио.
14.Оценочные материалы
Предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Программирование в Scratch»
Код результата обучения | Наименование |
Л1 | ─ готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания |
Л2 | готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; |
Л3 | готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений |
Л4 | формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам |
М1 | умение систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах |
М2 | умение выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов) |
М3 | умение идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему |
М4 | умение выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат |
М5 | умение ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели |
М6 | умение составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования); планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию; оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата |
П1 | владение основными понятиями курса |
П2 | выявление и формулирование проблемы |
П3 | планировать этапы выполнения работ, осуществлять контроль за ходом и результатами выполнения проекта |
Распределение типов контрольных заданий по элементам знаний и умений, контролируемых в процессе изучения
Код результата обучения | Содержание учебного материала (темы) | Вид оценочного средства | Количество вариантов |
Л1, Л4, М1, М2, П1 | Тема 1.1 Введение | Интеллект-карта | 1 |
Л1, Л2, Л3, М2, М3, М4, П1, П2 | Тема 1.2 Выбор и формулирование проблемы, постановка цели, задач. | Кейс-задача | 2 |
Л3, Л4, М1, М5, М6, П1, П3 | Тема 1.3 Этапы работы над проектом | Кейс-задача | 15 |
Л1, М2, М6, П1, П3 | Защита проекта | Доклад | По количеству проектных групп |
Примерный перечень контрольно-оценочных средств
№ п/п | Наименование | Краткая характеристика | Представление |
1 | Реферат | Продукт самостоятельной работы обучающегося, представляющий собой краткое изложение в письменном виде полученных результатов теоретического анализа определенной научной (учебноисследовательской) темы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды | Темы рефератов |
2 | Проект | Конечный продукт, получаемый в результате планирования и выполнения комплекса учебных и исследовательских заданий. Позволяет оценить умения обучающихся самостоятельно конструировать свои знания в процессе решения практических задач и проблем, ориентироваться в информационном пространстве и уровень сформированности аналитических, исследовательских навыков, навыков практического и творческого мышления | Темы групповых и/или индивидуальных проектов |
3 | Кейс-задача | Проблемное задание, в котором обучающемуся предлагается осмыслить реальную профессионально ориентированную ситуацию, необходимую для решения данной проблемы | Задания для решения кейс-задачи |
4 | Деловая игра | Совместная деятельность группы обучающихся под управлением преподавателя с целью решения учебных и профессионально ориентированных задач путем игрового моделирования реальной проблемной ситуации. Позволяет оценивать умение анализировать и решать проблемы | Тема (проблема), концепция, роли и ожидаемый результат по каждой игре |
15. Методическое обеспечение.
Для осуществления программы используются следующие методы обучения и воспитания:
- По источнику знаний: словесные, наглядные, практические, объяснительно-иллюстративный
- По уровню познавательной деятельности: репродуктивный, проблемный, частично – поисковый (эвристический), исследовательский.
Методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация.
Для поддержания интереса у учащихся к занятиям используются различные формы организации занятий: встреча с интересными людьми, выставка, диспут, защита проектов, игра, конференция, круглый стол, праздник, презентация, творческая мастерская, тренинг.
Образовательный процесс – организуется в очной форме, частично дистанционно для передачи информации между руководителем и учащимися.
Список рекомендуемой литературы:
- Матяш Н. В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования/ Под ред. В. В. Рубцова. Мозырь: РИФ «Белый ветер», 2000. 285 с.
- Патаракин Е. Д. Учимся готовить в среде Скретч (Учебно-методическое пособие). М: Интуит.ру, 2008. 61 с.
- Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. М.: Аркти, 2008. 112 с.
- Пашковская Ю.В. «Творческие задания в среде программирования Scratch. 5-6 классы. Рабочая тетрадь» - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
- Примерные программы начального общего образования [Электронный ресурс] // Федеральный государственный образовательный стандарт [сайт]. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=531
- Хохлова М. В. Проектно-преобразовательная деятельность младших школьников. // Педагогика. 2004. № 5. С. 51–56.
- Цветкова М.С., Масленикова О.Н. «Практические задания с использованием информационных технологий для 5-6 классов: Практикум» - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Цукерман Г. А. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников? // Вопросы психологии. 1998. № 5. С. 68–81.
- Скретч [Электронный ресурс] // Материал с Wiki-ресурса Letopisi.Ru — «Время вернуться домой». URL: http://letopisi.ru/index.php/Скретч
- Школа Scratch [Электронный ресурс] // Материал с Wiki-ресурса Letopisi.Ru — «Время вернуться домой». URL: http://letopisi.ru/index.php/Школа_Scratch
- Scratch | Home | imagine, pgogram, share [cайт]. URL: http://scratch.mit.edu
- Scratch | Галерея | Gymnasium №3 [cайт]. URL: http://scratch.mit.edu/galleries/view/54042
Электронные образовательные ресурсы:
- https://infourok.ru/programma-po-vneurochnoy-deyatelnosti-dlya-klassov-v-ramkah-fgos-igri-v-scratc-2901141.html
- http://scratch.mit.edu – официальный сайт Scratch
- http://letopisi.ru/index.php/Скретч - Скретч в Летописи.ру
- http://setilab.ru/scratch/category/commun - Учитесь со Scratch
- http://socobraz.ru/index.php/Школа_Scratch
- http://scratch.sostradanie.org – Изучаем Scratch
- http://odjiri.narod.ru/tutorial.html – учебник по Scratch
- http://younglinux.info - Цикл из 10 уроков “Введение в Scratch”
- http://anngeorg.ru/info/scratch – Знакомимся с программой Scratch
- LearningApps.org
16. Материально-технические условия реализации программы
Оборудование:
- Светлый и тёплый кабинет с хорошим освещением и удобными рабочими столами и стульями
Техническое оснащение:
- Персональный компьютер для учителя, ноутбуки для учащихся
- Подключение к Интернет
- Мультимедийное оборудование (интерактивная доска)
- кабель HDMI
- принтер
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Календарно-тематическое планирование Скретч-программирование
Тематическое планирование Scratch-программирование...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...