Устный журнал "Блокадная тетрадь"
методическая разработка

Ступак Галина Александровна

Устный журнал рассказывает о событиях Великой Отечественной войны, о страшных днях блокады Ленинграда. В сценарии использованы стихи ребенка блокады Милы Аниной. В мероприятии используются элементы театрализации, музыка, презентация. Расчитана на учащихся среднего и старшего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon blokadnaya_tetrad_gotovo.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Пятилетская СОШ имени Дударева И.К.

Урок мужества  

       

Блокадная тетрадь

Автор: Ступак Галина Александровна, старшая вожатая

Пятилетка,2019

Цель мероприятия: Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ через изучение истории блокадного Ленинграда, подвига, совершённого его жителями.

Задачи:

- создать условия для более глубокого ознакомления детей и подростков с событиями блокадных лет.

- воспитывать чувство патриотизма, сознательности, сопричастности к великим историческим событиям.

- развивать творческие способности.

Оборудование и технические средства: Компьютер, проектор, экран.

Оформление:

Музыкальное оформление:7 симфония Шостаковича, видео клип «Не отнимайте солнца у детей».

Наглядное: презентация

Декорации, реквизит, атрибуты: часть стены квартиры Милы, стол, окно, икона, тетрадь, книги, свеча, фотографии.

Ход мероприятия.

Звучит отрывок из 7 симфонии Шостаковича

 Со свечой выходит Лиза Снегирева.

1 слайд

Лиза

- Опять война, опять блокада…
А, может, нам о них забыть?
Я слышу иногда: «Не надо,
Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне
И о блокаде прочитали
Стихов достаточно вполне».
И может показаться: правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда – не права!

                                       
            Продолжает звучать 7 симфония.

Лиза уходит, выходят 4 ведущих.

2 слайд

1-й ведущий:

Никогда не забыть грозных дней лета и осени 1941года, когда фашисты приближались к городу, и все ленинградцы встали на защиту его рубежей.

2-й ведущий:

Из тезисов немецкого доклада «О блокаде Ленинграда», 21 сентября 1941 года, Берлин: Сначала мы блокируем Ленинград и разрушаем город артиллерией и авиацией… весной мы проникнем в город… вывезем всё, что осталось живое, вглубь России или возьмём в плен, сровняем Ленинград с землёй и передадим район севернее Невы Финляндии.

3 слайд

3-й ведущий:

В сентябре гитлеровские захватчики оккупировали Гатчину, Павловск, Пушкин и Петергоф. 4 сентября противник произвёл первый обстрел города; 6 сентября фашистская авиация впервые прорвалась к городу, разбомбив два дома на Невском проспекте, а через два дня фашисты дважды совершили массированные налёты на Ленинград. В тот же день была прервана железнодорожная связь со страной. 8 сентября гитлеровские войска захватили Шлиссельбург. Начались девятьсот суровых дней ленинградской блокады.

4-7 слайды

Звучит отрывок 7 симфонии

4-й ведущий:

Фашисты не смогли штурмом овладеть Ленинградом и решили взять его измором. Вражеская авиация ежедневно бомбила город. Из-за блокады прекратился подвоз топлива и продовольствия.

(8 слайд) В ноябре 1941 года рабочие получали по 250 грамм хлеба в день, а дети, иждивенцы и служащие – по 125 грамм. Другие продукты по карточкам почти не выдавались.

9 слайд

1-й ведущий:

Вражеская авиация ежедневно сбрасывала на город сотни зажигательных и фугасных бомб. Тяжёлая и сверхтяжёлая артиллерия вела планомерный и ожесточённый обстрел жилых кварталов города.

10,11 слайд

2-й ведущий:

Пришли и другие бедствия. В конце ноября ударили морозы. Ртуть в термометре приблизилась к отметке минус 40 градусов. Замёрзли водопроводные и канализационные трубы, жители остались без воды – теперь её можно было брать только из Невы.

14,15 слайд

Вскоре подошло к концу топливо. Перестали работать электростанции, в домах погас свет, внутренние стены квартир покрылись изморозью. Ленинградцы стали устанавливать в комнатах железные печки-времянки. В них сжигали столы, стулья, шкафы, диваны, паркетные плитки пола, а затем и книги. Но подобного топлива хватало ненадолго. К декабрю 1941 года город оказался в ледяном плену. Улицы и площади занесло снегом, закрывшим первые этажи домов.

16,17 слайд

3-й учащийся:

Строки из писем, изъятых военной цензурой:

«…Наш любимый Ленинград превратился в свалку грязи и покойников. Трамваи давно не ходят, света нет, вода замёрзла, уборные не работают. Самое главное – мучает голод».
«…Мы превратились в стаю голодных зверей. Идёшь по улице, встречаешь людей, которые шатаются, как пьяные, падают и умирают. Мы уже привыкли к таким картинам и не обращаем внимания, потому что сегодня они умерли, а завтра я».
«…Ленинград стал моргом, улицы стали проспектами мёртвых… В каждом доме в подвале склад»

18-20 слайды

4-й ведущий:В декабре 1941 года были зафиксированы первые случаи каннибализма.  Людоедов военные трибуналы приговаривали к расстрелу с конфискацией имущества. Приговоры были окончательными, обжалованию не подлежали и немедленно приводились в исполнение.

21 слайд

1-й ведущий: Но город жил и боролся. В городе работали театры, ставились новые спектакли, работали музеи. Всё время блокады работало ленинградское радио. Для многих оно было единственной ниточкой, позволявшей почувствовать, что город живёт..

22-24 слайд

2-й ведущий: Для подвоза продовольствия и боеприпасов оставалась единственная коммуникация – по Ладожскому озеру. До конца навигации с большой земли шли в Ленинград баржи с продовольствием. Когда Ладожское озеро замёрзло, через него была проложена военно-автомобильная дорога, названная ленинградцами «Дорогой жизни». Шофёры повели по ледовой трассе, под обстрелами и бомбёжкой, машины с продуктами и боеприпасами для ленинградцев. Обратными рейсами они вывозили в тыл женщин и детей.

25-27 слайд

Вика Медникова

-И было так: на всем ходу
Машина задняя осела.
Шофер вскочил, шофер на льду.

Ну, так и есть – мотор заело.

Ремонт на пять минут, пустяк.
Поломка эта не угроза,
Да рук не разогнуть никак:

Их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь – опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб – две тонны? Он спасет
Шестнадцать тысяч ленинградцев. –
И вот – в бензине руки он
Смочил, поджег их от мотора,
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри,
Примерзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарне до зари.
Шестнадцать тысяч матерей
Пайки получат на заре –
Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам.

28,29 слайд

1-й ведущий:

Город жил и боролся. Заводы продолжали выпускать военную продукцию. Голодные измученные люди находили в себе силы работать. Кировский завод оказался в опасной близости от расположения немецких войск, и тем не менее там круглосуточно шла работа по изготовлению танков. Мужчины, женщины и подростки стояли у станков. Завод бомбили, в цехах возникали пожары, но никто не покидал рабочих мест. Из ворот завода ежедневно выходили танки и шли прямиком на фронт. В ноябре-декабре 1941 года производство снарядов и мин превышало миллион штук в месяц.

30-34 слайды

2-й ведущий:

Два с половиной года фашисты осаждали город-герой, но так и не смогли сломить его защитников. Самое страшное то, что в осажденном городе находились дети ( около 400 тысяч). Смотреть на голодающих детей и чувствовать свою полную беспомощность перед тем, что ничем помочь им не можешь, - нет ничего ужаснее для матерей. Дети ждали хлеба.

35-37 слайды

Звучит тревожная музыка

Выходит Олеся Глушкова в образе девочки блокадного Ленинграда

Олеся-

Вы знаете, как едят блокадный хлеб? Нет? Я раньше тоже не знала… Я научу вас. Надо положить пайку на ладонь и отломить крохотный кусочек. И долго-долго жевать его, глядя на оставшийся хлеб. И снова отломить. И снова жевать. Надо как можно дольше есть этот крохотный кусочек. А когда весь хлеб будет съеден, подушечками пальцев соберите на середину ладони крошки и прильните к ним губами, словно хотите поцеловать их… Чтобы ни одна крошка не пропала… ни одна крошечка.

38 слайд

Продолжает звучать тревожная музыка

Миша - Дети , пережившие блокаду, стали свидетелями того страшного времени.

Звучит мажорная легкая мелодия. Стол, девушка с книгой за столом

Выбегают Даша, Варя, Вика, Маша у одной из них  в руках старая тетрадь

Даша - Аня, смотри, что мы нашли!

Аня - Что это? Где ты это взяла?

Варя - В саду. Мы ямку для яблоньки копали, а тут тетрадь старая. Написано Мемуары.

Даша - Наверное, кто-то когда-то ее там спрятал и забыл достать. А давайте откроем?

Аня - Давайте, конечно. Дайте мне почитать.

                                          Аня открывает тетрадь

Аня - Ребята, это воспоминания девочки, Милы Аниной, пережившей блокаду Ленинграда.

Варя - О! Да здесь же целый сборник стихов.

Девочки разбирают листочки из тетради и начинают читать.

Вика - Послушайте!

Война обрушилась нежданно,
Все переполнила собой,
И все смешалось в этом мире,
И смерть носилась над землей.

Маша -С войной слепою и жестокой
Я бок о бок к Голгофе шла…
Четыре очень долгих года
Свой крест недетский я несла...

Варя - Нет, и детей война не пощадила,
И все невзгоды выдала сполна…
Я стала малолетнею старухой –
Все видела, все знала, все могла…

Вика -Ведь войны жалости не знают,
Война не ведает добро…
Шел по земле жестокий молох –
Не разбирая никого…
                                   
(Мила Анина «Война», «Реквием»)

Аня (продолжает читать)- Когда началась война, мне было неполных 7 лет.

Звучит отрывок из 7 симфонии Шостаковича.

Все оборачиваются. Около стены, за спинами ребят стоит Мила Анина (Олеся) в черной одежде с платком на голове.  На экране кадры начала войны. Мила  рисует на импровизированной стене.

Аня - Когда началась война, мне было неполных 7 лет… 7 лет мне исполнилось 28 июля 1941 года. И в первый же месяц войны я была изувечена… еще до дня рождения…

Звучит музыка. Даша и Варя выходят на середину сцены

Даша -Меня, измученную болью,
В крови, в бинтах, в полубреду…
Нес на руках солдат усталый,
Через кровавую войну…
И я, обняв его за шею,
Прильнула головой к плечу…
Он нес меня, забыв усталость,
Через внезапную войну.

Варя - Кем был солдат тот безымянный? (пауза)
Что ты наделала, война!

Даша -Нас дома ждали наши мамы,
Его – солдата и меня…
И я живу, живу и помню,
Такое забывать нельзя…
Меня моя дождалась мама,
Его – не встретит никогда…

Даша, Варя и Вика идут к стене и тоже начинают рисовать

Аня - Когда меня привезли домой после неудачной эвакуации, я долго болела и не могла выходить из дома. А когда стало можно выходить, город показался мне странным и чужим. Окна во всех домах были заклеены крест-накрест бумажными полосками. Всюду эти кресты, кресты, кресты…

Даша и Варя перестают рисовать, выходят к мольберту, на котором стоит картонный прямоугольник, имитирующий окно.

 В процессе чтения они заклеивают «окно» полосками крест-накрест.

Варя- Как он тяжел, недетский Крест.
И на Голгофу восхожденье…
И кто поможет в горький час?
Надолго ль хватит жизни тленья?

В тщедушном теле чуть жива,
Но все же теплится душа.
За жизнь цепляюсь, как могу,
И перед всеми я в долгу…

Даша - И обрету ли я покой?
Так много горя за спиной…
В начале иль в конце пути?
И что еще там впереди?

И донесу ли я свой Крест
До тех благословенных мест,
Где повзрослевшая душа
По жизни поведет меня?..
Минуй, блокадная Голгофа…
Мой Крест, меня не придави…
Ведь я еще в начале жизни,
В начале долгого пути…
                                    (Мила Анина «Недетский крест»)

Девочки переворачивают «окно»,

 с обратной стороны которого – образ Христа.

Колокольный звон. Девочки проходят круг, ставят на мольберт образ Христа,

 Идут к стене рисовать одинокую девочку, приникшую к свече.

Аня (продолжает читать тетрадь) - Мы жили на улице Стачек. Нас было четверо – мама, папа, брат и я. В соседней комнате жили Зойка с мамой и бабушкой. Перед домом, впритык друг к другу, тянулись сараи с дровами, курами и голубятнями на крышах. Мы любили играть в своем уютном дворе, где под ногами путались куры, где жил задиристый петух, который не жаловал «чужаков».

Выходит Лиза Чупина со старыми фотографиями мирной жизни,

Рассматривает их и читает стихотворение.

Лиза -Фотокарточки довоенные…
Папа, мама, братишка и я…
Вот я плачу, а тут с мороженым…
Вот мы с Зойкой держим кота.
Я в матроске, с косою до пояса,
На качелях у коки в саду.
Здесь мы все на веранде обедаем…
В довоенном ушедшем раю…
Вот в снегу я, катаюсь с горки…
Вот на даче…цветы…река…
Это – бабушки, это – дедушки,
Только все зачеркнула война…
Это мама поет под гитару,
Здесь вот с братиком на руках…
Я в блокадной холодной комнате
Над альбомом сижу в слезах…
Как недавно все это было…
Только все разорила война.
Довоенные фотокарточки,
Слабый отсвет былого тепла…
                                           (Мила Анина «Семейный альбом»)

Роняет из рук фотографии, уходит.

Даша и Варя идут к столу

Аня - С наступлением холодов дома стало очень холодно, очень голодно, очень страшно и очень одиноко. Я все чаще оставалась одна и днем, и ночью. Тогда впервые мне отчетливо захотелось умереть. Я плакала долго. Зашла соседка. Она ничего не спросила, а только сказала что-то вроде: «Ничего, Бог терпел и нам велел». Она всегда во всех случаях вспоминала Бога и часто молилась и мне говорила, чтобы я тоже молилась своими словами.

Таня Готфрид и Юля Медникова выходят на авансцену, кутаясь в одеяла.

 Встают. прижимая руки к груди, как - будто  молятся.

 

Юля  -Молилась мама, стоя на коленях,
Молилась без иконы и креста…
Молила Николая Чудотворца…
Просила Мать распятого Христа…
Просила чуда – сохранить от смерти
Меня – ее голодное дитя…
Тянула в угол худенькие руки
И горестно смотрела в никуда.

 Таня -И я стояла рядом на коленях…
Не зная слов, крестила молча лоб…
А по спине елозили мурашки,
И бил от холода и голода озноб…
Но я ждала, что состоится чудо –
Христос появится из темного угла,
И сразу кончится и голод, и блокада,
И прекратится страшная война…
Сводила боль костлявые коленки,
Но мне хотелось увидать Христа…
Которому в слезах молилась мама,
Не верившая в Бога никогда…
                                                     
(Мила Анина «Отчаяние»)

Звучит тревожная музыка

Идут рисовать молящихся мать и дочь.

На середину выходит Лиза Снегирева,

 начинает собирать рассыпанные фотокарточки.

Лиза

-Воспоминанья хлынули лавиной…
Они способны раздавить меня,
Война, блокада, страхи и болезни,
Берггольц, бомбежки, лютая зима…
125 святых, бесценных граммов
Святого хлеба…, очередь за ним…
Вода из грязного растопленного снега
И похожденья долгие за ним.
Воспоминанья хлынули лавиной,
Они способны раздавить меня…
И вспоминать не хочется блокаду –
Все снова пропускать через себя…

                                        (Мила Анина «Воспоминанья»)

Лиза закрывает лицо руками.

К ней подходит Мила Анина (Олеся), гладит по плечу, ведет к стене с рисунками.

Лиза стоит спиной к зрителям

Аня -  Окно в комнате было занавешено светомаскировкой. Вставая утром, я отгибала небольшой уголок, и в этой полутьме я пыталась рисовать. Бумаги не было, и я разрисовала стены прямо по обоям. Я рисовала такие ненужные для семилетней девочки все атрибуты войны – танки, пушки, самолеты, разрушенные дома и вперемешку с ними цветы, много солнышек с лучиками, детей с папами и мамами и все то, на что была способна детская фантазия.

Олеся – Мила:

Я рисую на стене
Все, что в голову придет…
Это танк, а тут меня
Мама за руку ведет…
Здесь деревья…,там стрельба…
Это солнца круг с лучами.
Вот зеленая поляна
С разноцветными цветами.
Я продрогла…есть охота…
Дрожь в коленках и руках…
Разрисованные стены
Закружились вдруг в глазах…  
(Мила Анина «Я рисую»)

Мила опускается на колени, все дети подбегают к ней,

 поднимают и выводят на середину, сами уходят к столу, где сидит Аня с тетрадью.

Аня - Я из блокады и войны,
Я знаю то, что знать не надо…
Я в ней жила, я помню все –
Какой была моя блокада.
Неправда, что не помнят дети
Все тяготы блокадных лет…
Мы – Книга Памяти и Боли,
И детских маленьких побед…

Олеся: Говорят, что человек жив, пока о нем помнят. ..Помните.

Даша идет к Олесе ,

приобнимает ее и ведет к столу.

Аня - Сотни тысяч ленинградцев погибли от голода, холода, воздушных налётов и артиллерийских обстрелов врага. Более 400 тысяч их покоится ныне на мемориальном Пискарёвском кладбище у ног символической фигуры матери-Родины. Героическая оборона Ленинграда вошла в летопись Великой Отечественной войны как одна из самых славных её страниц.

Ведущий: Почтим минутой молчания всех ленинградцев, умерших от голода и холода, погибших от бомбежек и пуль во время блокады Ленинграда.

Звуки метронома.

Все участники стоят у стола.

Минута молчания.

Звучит видео клип на песню «Не отнимайте солнца у детей»,

 (муз. Е.Лучников, Е.Бондаренко, сл.В.Попков).

Источники: https://pandia.org/text/80/684/88785.php


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положениео единых требованиях к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей МБОУ «Славгородская СОШ » города Славгорода Алтайского края

. Настоящее положение разработано в соответствии с законом РФ «Об образовании» от 29.12.2012 года,   Методического письма Министерства просвещения от 1 сентября 1980 года №364-М,...

Рабочая тетрадь по Истории Отечества специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, 7 класс. Автор Юрченко Е.Ф. Рабочая тетрадь была опубликова издательством "Классикс-стиль ", г.Москва-2003 г.

Тематическая тетрадь по Истории Отечества для 7 класса представляет собой сбоник заданий по всем темам курса, предусмотренным программой по истории для коррекционной школы. Выполнение заданий способст...

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО РАЗВИТИЮ УСТНОЙ РЕЧИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА

Рабочая тетрадь по развитию устной речи предназначена для самостоятельной работы учащихся с целью закрепления знаний, полученных на уроках....

Рабочая тетрадь по технологии и работа школьника в тетради

Зарисовки моих наблюдений за работой школьников в тетради...

Рабочая тетрадь по орфографии. Рабочая тетрадь по пунктуации

Пособие для занятий по русскому языку в старших классах Составитель – Баландина А.Д., учитель русского языка и литературы МАОУ «Лицей № 2» г. Перми....

О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей.

О единых требованиях к устнойи письменной речи учащихся,к проведению письменных работи проверке тетрадей....