Устный журнал "Блокадная тетрадь"
методическая разработка
Устный журнал рассказывает о событиях Великой Отечественной войны, о страшных днях блокады Ленинграда. В сценарии использованы стихи ребенка блокады Милы Аниной. В мероприятии используются элементы театрализации, музыка, презентация. Расчитана на учащихся среднего и старшего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
blokadnaya_tetrad_gotovo.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ Пятилетская СОШ имени Дударева И.К.
Урок мужества
Блокадная тетрадь
Автор: Ступак Галина Александровна, старшая вожатая
Пятилетка,2019
Цель мероприятия: Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ через изучение истории блокадного Ленинграда, подвига, совершённого его жителями.
Задачи:
- создать условия для более глубокого ознакомления детей и подростков с событиями блокадных лет.
- воспитывать чувство патриотизма, сознательности, сопричастности к великим историческим событиям.
- развивать творческие способности.
Оборудование и технические средства: Компьютер, проектор, экран.
Оформление:
Музыкальное оформление:7 симфония Шостаковича, видео клип «Не отнимайте солнца у детей».
Наглядное: презентация
Декорации, реквизит, атрибуты: часть стены квартиры Милы, стол, окно, икона, тетрадь, книги, свеча, фотографии.
Ход мероприятия.
Звучит отрывок из 7 симфонии Шостаковича
Со свечой выходит Лиза Снегирева.
1 слайд
Лиза
- Опять война, опять блокада…
А, может, нам о них забыть?
Я слышу иногда: «Не надо,
Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне
И о блокаде прочитали
Стихов достаточно вполне».
И может показаться: правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда – не права!
Продолжает звучать 7 симфония.
Лиза уходит, выходят 4 ведущих.
2 слайд
1-й ведущий:
Никогда не забыть грозных дней лета и осени 1941года, когда фашисты приближались к городу, и все ленинградцы встали на защиту его рубежей.
2-й ведущий:
Из тезисов немецкого доклада «О блокаде Ленинграда», 21 сентября 1941 года, Берлин: Сначала мы блокируем Ленинград и разрушаем город артиллерией и авиацией… весной мы проникнем в город… вывезем всё, что осталось живое, вглубь России или возьмём в плен, сровняем Ленинград с землёй и передадим район севернее Невы Финляндии.
3 слайд
3-й ведущий:
В сентябре гитлеровские захватчики оккупировали Гатчину, Павловск, Пушкин и Петергоф. 4 сентября противник произвёл первый обстрел города; 6 сентября фашистская авиация впервые прорвалась к городу, разбомбив два дома на Невском проспекте, а через два дня фашисты дважды совершили массированные налёты на Ленинград. В тот же день была прервана железнодорожная связь со страной. 8 сентября гитлеровские войска захватили Шлиссельбург. Начались девятьсот суровых дней ленинградской блокады.
4-7 слайды
Звучит отрывок 7 симфонии
4-й ведущий:
Фашисты не смогли штурмом овладеть Ленинградом и решили взять его измором. Вражеская авиация ежедневно бомбила город. Из-за блокады прекратился подвоз топлива и продовольствия.
(8 слайд) В ноябре 1941 года рабочие получали по 250 грамм хлеба в день, а дети, иждивенцы и служащие – по 125 грамм. Другие продукты по карточкам почти не выдавались.
9 слайд
1-й ведущий:
Вражеская авиация ежедневно сбрасывала на город сотни зажигательных и фугасных бомб. Тяжёлая и сверхтяжёлая артиллерия вела планомерный и ожесточённый обстрел жилых кварталов города.
10,11 слайд
2-й ведущий:
Пришли и другие бедствия. В конце ноября ударили морозы. Ртуть в термометре приблизилась к отметке минус 40 градусов. Замёрзли водопроводные и канализационные трубы, жители остались без воды – теперь её можно было брать только из Невы.
14,15 слайд
Вскоре подошло к концу топливо. Перестали работать электростанции, в домах погас свет, внутренние стены квартир покрылись изморозью. Ленинградцы стали устанавливать в комнатах железные печки-времянки. В них сжигали столы, стулья, шкафы, диваны, паркетные плитки пола, а затем и книги. Но подобного топлива хватало ненадолго. К декабрю 1941 года город оказался в ледяном плену. Улицы и площади занесло снегом, закрывшим первые этажи домов.
16,17 слайд
3-й учащийся:
Строки из писем, изъятых военной цензурой:
«…Наш любимый Ленинград превратился в свалку грязи и покойников. Трамваи давно не ходят, света нет, вода замёрзла, уборные не работают. Самое главное – мучает голод».
«…Мы превратились в стаю голодных зверей. Идёшь по улице, встречаешь людей, которые шатаются, как пьяные, падают и умирают. Мы уже привыкли к таким картинам и не обращаем внимания, потому что сегодня они умерли, а завтра я».
«…Ленинград стал моргом, улицы стали проспектами мёртвых… В каждом доме в подвале склад»
18-20 слайды
4-й ведущий:В декабре 1941 года были зафиксированы первые случаи каннибализма. Людоедов военные трибуналы приговаривали к расстрелу с конфискацией имущества. Приговоры были окончательными, обжалованию не подлежали и немедленно приводились в исполнение.
21 слайд
1-й ведущий: Но город жил и боролся. В городе работали театры, ставились новые спектакли, работали музеи. Всё время блокады работало ленинградское радио. Для многих оно было единственной ниточкой, позволявшей почувствовать, что город живёт..
22-24 слайд
2-й ведущий: Для подвоза продовольствия и боеприпасов оставалась единственная коммуникация – по Ладожскому озеру. До конца навигации с большой земли шли в Ленинград баржи с продовольствием. Когда Ладожское озеро замёрзло, через него была проложена военно-автомобильная дорога, названная ленинградцами «Дорогой жизни». Шофёры повели по ледовой трассе, под обстрелами и бомбёжкой, машины с продуктами и боеприпасами для ленинградцев. Обратными рейсами они вывозили в тыл женщин и детей.
25-27 слайд
Вика Медникова
-И было так: на всем ходу
Машина задняя осела.
Шофер вскочил, шофер на льду.
Ну, так и есть – мотор заело.
Ремонт на пять минут, пустяк.
Поломка эта не угроза,
Да рук не разогнуть никак:
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь – опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб – две тонны? Он спасет
Шестнадцать тысяч ленинградцев. –
И вот – в бензине руки он
Смочил, поджег их от мотора,
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри,
Примерзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарне до зари.
Шестнадцать тысяч матерей
Пайки получат на заре –
Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам.
28,29 слайд
1-й ведущий:
Город жил и боролся. Заводы продолжали выпускать военную продукцию. Голодные измученные люди находили в себе силы работать. Кировский завод оказался в опасной близости от расположения немецких войск, и тем не менее там круглосуточно шла работа по изготовлению танков. Мужчины, женщины и подростки стояли у станков. Завод бомбили, в цехах возникали пожары, но никто не покидал рабочих мест. Из ворот завода ежедневно выходили танки и шли прямиком на фронт. В ноябре-декабре 1941 года производство снарядов и мин превышало миллион штук в месяц.
30-34 слайды
2-й ведущий:
Два с половиной года фашисты осаждали город-герой, но так и не смогли сломить его защитников. Самое страшное то, что в осажденном городе находились дети ( около 400 тысяч). Смотреть на голодающих детей и чувствовать свою полную беспомощность перед тем, что ничем помочь им не можешь, - нет ничего ужаснее для матерей. Дети ждали хлеба.
35-37 слайды
Звучит тревожная музыка
Выходит Олеся Глушкова в образе девочки блокадного Ленинграда
Олеся-
Вы знаете, как едят блокадный хлеб? Нет? Я раньше тоже не знала… Я научу вас. Надо положить пайку на ладонь и отломить крохотный кусочек. И долго-долго жевать его, глядя на оставшийся хлеб. И снова отломить. И снова жевать. Надо как можно дольше есть этот крохотный кусочек. А когда весь хлеб будет съеден, подушечками пальцев соберите на середину ладони крошки и прильните к ним губами, словно хотите поцеловать их… Чтобы ни одна крошка не пропала… ни одна крошечка.
38 слайд
Продолжает звучать тревожная музыка
Миша - Дети , пережившие блокаду, стали свидетелями того страшного времени.
Звучит мажорная легкая мелодия. Стол, девушка с книгой за столом
Выбегают Даша, Варя, Вика, Маша у одной из них в руках старая тетрадь
Даша - Аня, смотри, что мы нашли!
Аня - Что это? Где ты это взяла?
Варя - В саду. Мы ямку для яблоньки копали, а тут тетрадь старая. Написано Мемуары.
Даша - Наверное, кто-то когда-то ее там спрятал и забыл достать. А давайте откроем?
Аня - Давайте, конечно. Дайте мне почитать.
Аня открывает тетрадь
Аня - Ребята, это воспоминания девочки, Милы Аниной, пережившей блокаду Ленинграда.
Варя - О! Да здесь же целый сборник стихов.
Девочки разбирают листочки из тетради и начинают читать.
Вика - Послушайте!
Война обрушилась нежданно,
Все переполнила собой,
И все смешалось в этом мире,
И смерть носилась над землей.
Маша -С войной слепою и жестокой
Я бок о бок к Голгофе шла…
Четыре очень долгих года
Свой крест недетский я несла...
Варя - Нет, и детей война не пощадила,
И все невзгоды выдала сполна…
Я стала малолетнею старухой –
Все видела, все знала, все могла…
Вика -Ведь войны жалости не знают,
Война не ведает добро…
Шел по земле жестокий молох –
Не разбирая никого…
(Мила Анина «Война», «Реквием»)
Аня (продолжает читать)- Когда началась война, мне было неполных 7 лет.
Звучит отрывок из 7 симфонии Шостаковича.
Все оборачиваются. Около стены, за спинами ребят стоит Мила Анина (Олеся) в черной одежде с платком на голове. На экране кадры начала войны. Мила рисует на импровизированной стене.
Аня - Когда началась война, мне было неполных 7 лет… 7 лет мне исполнилось 28 июля 1941 года. И в первый же месяц войны я была изувечена… еще до дня рождения…
Звучит музыка. Даша и Варя выходят на середину сцены
Даша -Меня, измученную болью,
В крови, в бинтах, в полубреду…
Нес на руках солдат усталый,
Через кровавую войну…
И я, обняв его за шею,
Прильнула головой к плечу…
Он нес меня, забыв усталость,
Через внезапную войну.
Варя - Кем был солдат тот безымянный? (пауза)
Что ты наделала, война!
Даша -Нас дома ждали наши мамы,
Его – солдата и меня…
И я живу, живу и помню,
Такое забывать нельзя…
Меня моя дождалась мама,
Его – не встретит никогда…
Даша, Варя и Вика идут к стене и тоже начинают рисовать
Аня - Когда меня привезли домой после неудачной эвакуации, я долго болела и не могла выходить из дома. А когда стало можно выходить, город показался мне странным и чужим. Окна во всех домах были заклеены крест-накрест бумажными полосками. Всюду эти кресты, кресты, кресты…
Даша и Варя перестают рисовать, выходят к мольберту, на котором стоит картонный прямоугольник, имитирующий окно.
В процессе чтения они заклеивают «окно» полосками крест-накрест.
Варя- Как он тяжел, недетский Крест.
И на Голгофу восхожденье…
И кто поможет в горький час?
Надолго ль хватит жизни тленья?
В тщедушном теле чуть жива,
Но все же теплится душа.
За жизнь цепляюсь, как могу,
И перед всеми я в долгу…
Даша - И обрету ли я покой?
Так много горя за спиной…
В начале иль в конце пути?
И что еще там впереди?
И донесу ли я свой Крест
До тех благословенных мест,
Где повзрослевшая душа
По жизни поведет меня?..
Минуй, блокадная Голгофа…
Мой Крест, меня не придави…
Ведь я еще в начале жизни,
В начале долгого пути…
(Мила Анина «Недетский крест»)
Девочки переворачивают «окно»,
с обратной стороны которого – образ Христа.
Колокольный звон. Девочки проходят круг, ставят на мольберт образ Христа,
Идут к стене рисовать одинокую девочку, приникшую к свече.
Аня (продолжает читать тетрадь) - Мы жили на улице Стачек. Нас было четверо – мама, папа, брат и я. В соседней комнате жили Зойка с мамой и бабушкой. Перед домом, впритык друг к другу, тянулись сараи с дровами, курами и голубятнями на крышах. Мы любили играть в своем уютном дворе, где под ногами путались куры, где жил задиристый петух, который не жаловал «чужаков».
Выходит Лиза Чупина со старыми фотографиями мирной жизни,
Рассматривает их и читает стихотворение.
Лиза -Фотокарточки довоенные…
Папа, мама, братишка и я…
Вот я плачу, а тут с мороженым…
Вот мы с Зойкой держим кота.
Я в матроске, с косою до пояса,
На качелях у коки в саду.
Здесь мы все на веранде обедаем…
В довоенном ушедшем раю…
Вот в снегу я, катаюсь с горки…
Вот на даче…цветы…река…
Это – бабушки, это – дедушки,
Только все зачеркнула война…
Это мама поет под гитару,
Здесь вот с братиком на руках…
Я в блокадной холодной комнате
Над альбомом сижу в слезах…
Как недавно все это было…
Только все разорила война.
Довоенные фотокарточки,
Слабый отсвет былого тепла…
(Мила Анина «Семейный альбом»)
Роняет из рук фотографии, уходит.
Даша и Варя идут к столу
Аня - С наступлением холодов дома стало очень холодно, очень голодно, очень страшно и очень одиноко. Я все чаще оставалась одна и днем, и ночью. Тогда впервые мне отчетливо захотелось умереть. Я плакала долго. Зашла соседка. Она ничего не спросила, а только сказала что-то вроде: «Ничего, Бог терпел и нам велел». Она всегда во всех случаях вспоминала Бога и часто молилась и мне говорила, чтобы я тоже молилась своими словами.
Таня Готфрид и Юля Медникова выходят на авансцену, кутаясь в одеяла.
Встают. прижимая руки к груди, как - будто молятся.
Юля -Молилась мама, стоя на коленях,
Молилась без иконы и креста…
Молила Николая Чудотворца…
Просила Мать распятого Христа…
Просила чуда – сохранить от смерти
Меня – ее голодное дитя…
Тянула в угол худенькие руки
И горестно смотрела в никуда.
Таня -И я стояла рядом на коленях…
Не зная слов, крестила молча лоб…
А по спине елозили мурашки,
И бил от холода и голода озноб…
Но я ждала, что состоится чудо –
Христос появится из темного угла,
И сразу кончится и голод, и блокада,
И прекратится страшная война…
Сводила боль костлявые коленки,
Но мне хотелось увидать Христа…
Которому в слезах молилась мама,
Не верившая в Бога никогда…
(Мила Анина «Отчаяние»)
Звучит тревожная музыка
Идут рисовать молящихся мать и дочь.
На середину выходит Лиза Снегирева,
начинает собирать рассыпанные фотокарточки.
Лиза
-Воспоминанья хлынули лавиной…
Они способны раздавить меня,
Война, блокада, страхи и болезни,
Берггольц, бомбежки, лютая зима…
125 святых, бесценных граммов
Святого хлеба…, очередь за ним…
Вода из грязного растопленного снега
И похожденья долгие за ним.
Воспоминанья хлынули лавиной,
Они способны раздавить меня…
И вспоминать не хочется блокаду –
Все снова пропускать через себя…
(Мила Анина «Воспоминанья»)
Лиза закрывает лицо руками.
К ней подходит Мила Анина (Олеся), гладит по плечу, ведет к стене с рисунками.
Лиза стоит спиной к зрителям
Аня - Окно в комнате было занавешено светомаскировкой. Вставая утром, я отгибала небольшой уголок, и в этой полутьме я пыталась рисовать. Бумаги не было, и я разрисовала стены прямо по обоям. Я рисовала такие ненужные для семилетней девочки все атрибуты войны – танки, пушки, самолеты, разрушенные дома и вперемешку с ними цветы, много солнышек с лучиками, детей с папами и мамами и все то, на что была способна детская фантазия.
Олеся – Мила:
Я рисую на стене
Все, что в голову придет…
Это танк, а тут меня
Мама за руку ведет…
Здесь деревья…,там стрельба…
Это солнца круг с лучами.
Вот зеленая поляна
С разноцветными цветами.
Я продрогла…есть охота…
Дрожь в коленках и руках…
Разрисованные стены
Закружились вдруг в глазах… (Мила Анина «Я рисую»)
Мила опускается на колени, все дети подбегают к ней,
поднимают и выводят на середину, сами уходят к столу, где сидит Аня с тетрадью.
Аня - Я из блокады и войны,
Я знаю то, что знать не надо…
Я в ней жила, я помню все –
Какой была моя блокада.
Неправда, что не помнят дети
Все тяготы блокадных лет…
Мы – Книга Памяти и Боли,
И детских маленьких побед…
Олеся: Говорят, что человек жив, пока о нем помнят. ..Помните.
Даша идет к Олесе ,
приобнимает ее и ведет к столу.
Аня - Сотни тысяч ленинградцев погибли от голода, холода, воздушных налётов и артиллерийских обстрелов врага. Более 400 тысяч их покоится ныне на мемориальном Пискарёвском кладбище у ног символической фигуры матери-Родины. Героическая оборона Ленинграда вошла в летопись Великой Отечественной войны как одна из самых славных её страниц.
Ведущий: Почтим минутой молчания всех ленинградцев, умерших от голода и холода, погибших от бомбежек и пуль во время блокады Ленинграда.
Звуки метронома.
Все участники стоят у стола.
Минута молчания.
Звучит видео клип на песню «Не отнимайте солнца у детей»,
(муз. Е.Лучников, Е.Бондаренко, сл.В.Попков).
Источники: https://pandia.org/text/80/684/88785.php
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Положениео единых требованиях к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей МБОУ «Славгородская СОШ » города Славгорода Алтайского края
. Настоящее положение разработано в соответствии с законом РФ «Об образовании» от 29.12.2012 года, Методического письма Министерства просвещения от 1 сентября 1980 года №364-М,...
Рабочая тетрадь по Истории Отечества специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, 7 класс. Автор Юрченко Е.Ф. Рабочая тетрадь была опубликова издательством "Классикс-стиль ", г.Москва-2003 г.
Тематическая тетрадь по Истории Отечества для 7 класса представляет собой сбоник заданий по всем темам курса, предусмотренным программой по истории для коррекционной школы. Выполнение заданий способст...
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО РАЗВИТИЮ УСТНОЙ РЕЧИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА
Рабочая тетрадь по развитию устной речи предназначена для самостоятельной работы учащихся с целью закрепления знаний, полученных на уроках....
Рабочая тетрадь по технологии и работа школьника в тетради
Зарисовки моих наблюдений за работой школьников в тетради...
Рабочая тетрадь по орфографии. Рабочая тетрадь по пунктуации
Пособие для занятий по русскому языку в старших классах Составитель – Баландина А.Д., учитель русского языка и литературы МАОУ «Лицей № 2» г. Перми....
О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей.
О единых требованиях к устнойи письменной речи учащихся,к проведению письменных работи проверке тетрадей....
Виртуальный класс - работа в электронной тетради как альтернатива рабочей тетради на печатной основе.
Опыт работы в виртуальном классе учителя средней школы....