ОМ "Хлеб - всему голова!"
классный час (6 класс)

Клыкова Татьяна Владимировна

Открытое мероприятие  «Хлеб — всему голова»

 

Цели: закрепить знания учащихся о хлебных растениях, подвести учащихся к мысли, что в хлеб, который приходит к нам на стол, вложен большой труд многих людей; показать нравственное значение труда, помочь детям осознать свою обязанность – беречь хлеб; коррекция внимания, памяти.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moyo_vneklassnoe_zanyatie_hleb.docx34.63 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое мероприятие  «Хлеб — всему голова»

Цели: закрепить знания учащихся о хлебных растениях, подвести учащихся к мысли, что в хлеб, который приходит к нам на стол, вложен большой труд многих людей; показать нравственное значение труда, помочь детям осознать свою обязанность – беречь хлеб; коррекция внимания, памяти.

Ход занятия

1.Организационный момент (Воспитатель загадывает загадку.)

Послушайте загадку:

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый

А бывает подгорелый

Без него плохой обед

Вкусней его на свете нет.

(слайд )

Вы правильно отгадали. Это – хлеб. Этот продукт мы все очень любим, и он всегда есть у нас на столе. А какие слова из загадки помогли вам догадаться, что это- хлеб (Мягкий, пышный, душистый, черный, белый, бывает подгорелый.)

-Верно, молодцы! Мы уже много говорили о хлебе: знаем, из чего делают хлеб, как его выращивают, в каком магазине можно купить хлеб. Знаем, что хлеб очень полезный и вкусный, но сегодня мы еще раз поговорим о хлебе.

- Дети, кто знает стихотворения о хлебе?

Ч.Коля

Вот он-

Хлебушко душистый,

Вот он-

Тёплый, золотистый!

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал - пришёл

В нём здоровье наше, сила,

В нём -

Чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

Воспитатель: -Ребята, с древних времён на Руси гостей встречали хлебом и солью ,и это  не случайно! Великий смысл в этом заложен - самое дорогое вручаем гостю, что только есть у нас - хлеб. Соль же - примета того, что в нелёгком труде этот хлеб добыт. Нет ничего ценнее такого подношения.

Воспитатель: В стихотворении о хлебе которое прочитал нам Коля ,ребята, я почувствовала великую любовь,  тепло к этому,  важному продукту.

-Ребята, хлеб - один из основных продуктов массового потребления. С ним мы встречаем каждый день. Без него не обходится ни завтрак, ни обед, ни ужин. И в будни, и в праздники на нашем столе – хлеб - он никогда не приедается. Слово «хлеб» на всех языках люди произносят с любовью и теплотой.

-Так вот, ребята, название нашего занятия звучит очень важно: «Хлеб- всему голова»!

-Как вы понимаете это название «Хлеб - всему голова»?

-Почему говорят в народе, хлеб - всему голова?

(Хлеб самый ценный, самый важный продукт ; мне кажется, что без хлеба не возможна жизнь на земле.)

Воспитатель: Правильно, ребята! Хлеб - всему голова: Потому что это самый важный, самый ценный, самый необходимый, самый главный продукт в мире.

-А самое главное мы должны выяснить с вами, ребята, как же приходит хлеб к нам в столовую, на стол каждого из вас. Почему он ценен и важен? Какое должно быть отношение к хлебу у каждого человека?

-Чтобы хлеб пришёл к нам на стол, в этом учавствуют много людей разных профессий.

Да, ребята, чтобы вырастить хлеб, люди упорно трудятся. Недаром в народе есть такая пословица:

 «Не трудиться- хлеба не добиться.»

 Давайте вспомним, откуда хлеб пришел.

Показываю картинки презентации и беседую с детьми: Как появился хлеб на земле? Этому открытию свыше 15 тыс. лет.

Пришло к нам слово «хлеб» из Древней Греции .

 (слайд)

Давным-давно люди ели просто зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камней и смешивать с водой. Самый первый хлеб был в виде жидкой каши.

Когда люди научились добывать огонь, то стали поджаривать раздробленные зерна с водой. В древности очень почитался хлеб, он считался отдельным блюдом.

 (слайд)

А уже средние века во многих европейских странах свежеиспеченный хлеб могли, есть только члены королевской семьи, хлеб вчерашний предназначался для окружения короля (высшего общества), хлебные изделия,  выпеченные два дня назад ели помещики и дворяне, хлеб трехдневной давности служил пищей для монахов и школьников, а хлебом, испеченным четыре дня назад, кормились крестьяне и мелкие ремесленники.

  (слайд)

На Руси выпечка хлеба считалась делом ответственным и почетным.

А с чем только не пекли  хлеб: с медом, маком, творогом, ковриги, пироги, сайки, калачи. Пекари подразделялись на хлебников, калачников, пирожников, пряничников, блинников. О хлебе в народе говорили как о живом существе: хлеб-кормилец, хлеб-батюшка. Так же как и к хлебу, испокон веков относился народ и к труду тех, кто создавал его.

  (слайд)

На Руси пекари пользовались особым уважением, их никогда не называли Ивашка, Федька, Петрушка - величали уважительно, полными именами Иван, Федор, Петр. Высоко ценили хлеб на Руси. Уважали людей, которые растят и убирают хлеб.

(слайд )

Звучит песня «Русское поле»

Воспитатель: Ребята, почему я вам на занятие сегодня включила песню «Русское поле»? Как вы думаете?

(Потому что колосья растут в поле; слова: поле и хлеб очень близки друг другу.)

Воспитатель: Правильно, ребята «Хлеб - это самый дорогой плод нашей матери-земли».

Хлеб всегда был и есть важнейшим и главным продуктом питания людей. Много изумительного придумал человек, а хлеб - самая потрясающая из всех находок человека.

(слайд)

Рассматриваем картину где высаживают пшеницу.

Какое время года изображено на картинке? (весна).

Весной в поле выехал…трактор.

Им управляет тракторист.

 Трактор …пашет землю. К трактору прикреплен плуг, трактор тянет его, а плуг переворачивает землю.

Она ложится большими, плотными комками. Можно бросать зерно в такую землю?

Нет, нужно землю сначала разрыхлить, забороновать. Трактор тянет борону за собой, а она рыхлит землю, чтобы земля была мягкой, пушистой, чтобы зернам было уютно, чтобы они не остались на поверхности.

Теперь земля готова к посеву. Зерно сеют машины-сеялки.

М. Борис

Трактор плугом землю пашет

Борона за ним идет

Следом сеялка большая

В землю зернышки кладет.

(слайд)

Какие зерновые растения вы знаете? (Рожь, пшеница, овес. кукуруза, гречиха.)

 И вот зерно попало в землю. Дети, а что необходимо, чтобы зерна проросли? (Солнце, дождик.)Вот и давайте покличем дождик!

(слайд)

Хором говорим заклички про хлеб:

Дождик, дождик, поливай-

Будет хлеба каравай

Будут булки, будут сушки

Будут вкусные ватрушки.

Дождик дружно мы попросим:

«Дождик, землю поливай,

Будет славный урожай.

Но русский народ не только пел заклички про хлеб, но и сложил много пословиц о хлебе.

(слайд)

Хлеб -всему голова.

Плох обед, когда хлеба нет.

Хочешь есть калачи- не сиди на печи.

Без труда хлеб не родится никогда.

Хвала рукам, что пахнут хлебом.

Хлебушек ржаной -отец наш родной.

У кого хлеб родится, тот всегда веселится.

(слайд)

Физминутка «В землю зернышко попало»

В землю зернышко попало (присесть,

Прорастать на солнце стало (ручки поднять над головой,

Дождик землю поливал (показ дождя,

И росточек прорастал (медленно встают,

К свету и теплу тянулся (руки вверх на цыпочках,

И красавцем обернулся (покружиться два раза).

Какие замечательные колоски выросли в поле! (дети улыбаются).

Все лето они тянулись к солнышку, наливались зерном.

(Хлебные растения)повторим

-Какие вы знаете хлебные растения? (Рожь, ячмень, пшеница, рис, кукуруза, просо)

-Основными хлебными зерновыми растениями являются рожь, пшеница. (Показ зёрен ржи и пшеницы.)

Воспитатель: Вот эти зёрна и сеют в подготовленную почву. Вот этими семенами засевают целые поля. Очень большие поля засевают рожью и пшеницей. Рожь сеют под зиму. Это озимая рожь. Пшеницу - весной. Это яровая пшеница. Пшеницу сеют осенью, - это озимая пшеница. -Чтобы вырастить хороший урожай надо сеять самые хорошие, здоровые, выносливые, отборные семена. Проверяют семена на всхожесть агрономы в колхозах.

Удобряют поля, рассыпают удобрение с самолётов - лётчики или пилоты. И так хлебные растения растут и к августу месяцу созревают.

Воспитатель: Урожай готов! Наступает очень горячая пора. Уборка урожая.

-Уборку урожая люди ведут и днём и ночью.

Когда созреет в полях урожай, необходимо убрать до одного колоска, до одного зёрнышка.

 Воспитатель: А ведь раньше  все работы по уборке хлеба выполнялись вручную. Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами. 

Труд хлебороба показывается художниками (работа с картиной).

-Посмотрите, пожалуйста, вот на эту картину.

-Называется эта картина «Уборка урожая».

1. Что вы видите на этой картине?

2. Что изображено на первом плане?

3. Что изображено на заднем плане картины?

4. Какие краски применил художник в этой картине? (Желтый, коричневый, красный)

5. Какое настроение охватывает вас при виде этой картины?

6. Чем засеяно поле?

7. Какой урожай вырастили колхозники?

8. Как выглядят колосья пшеницы?

9. Какое поле вы видите?

10. Как убирают урожай? 

11. Как работают люди? (Сплоченно)

Воспитатель: И в заключении по картине   Я.Саша расскажет нам стихотворение «В поле созрела густая пшеница».

В поле созрела

Густая пшеница,

Стали колосья

Всё ниже клониться,

Ветер свалить их

И смять угрожал,

Но люди умеют беречь урожай.

(Слайд )современной уборки урожая. Сравниваем.

Воспитатель: Какими машинами убирают урожай? (Комбайны, машины, косилки)

Воспитатель: Комбайны жнут, молотят и ссыпают зерно в машины.

-Ребята, как вы думаете, куда везут зерно на машинах? (Зерно везут в зернохранилища)

Воспитатель: Правильно, а называется зернохранилище элеватор. В зернохранилище  рабочие зерно подсушивают, сортируют (для посева и для муки). И затем везут на комбинат, где перемалывают на муку.

-Ребята, а знаете ли вы куда отправляют муку? (Муку отправляют на хлебозавод)

-Правильно, ребята, а знаете ли вы, ребята, что делают с мукой на хлебозаводе? (Пекут хлеб, булки, сдобу и т. д.)Пекарь печёт хлеб.

-А куда везут хлеб с хлебозавода? (В магазины, в школы, в больницы, в детские сады)

Воспитатель: Правильно, ребята, с хлебозавода хлеб везут в магазины, где мы с вами можем купить хлеб и булки, и любые другие хлебобулочные  изделия. А продаёт их нам- продавец.

Выставка хлебобулочных изделий.

 Вот перед вами, ребята, выставка хлебобулочных изделий. Все эти изделия выпекают рабочие нашего хлебозавода. Рабочие хлебозавода выпекают и более 20 булочных и сдобных изделий: батон нарезной, батон с изюмом, батон подмосковный, плетёнку с маком, батон «колос» и другие.

Из сдобных мелкоштучных изделий завод производит батончик маковый, сдобу рождественскую, сдобу-подковку, булочку с повидлом, а также бараночные и сухарные изделия.

В общей сложности ассортимент хлебозавода составляет около 40 наименований.

Вы знаете много хлебобулочных изделий. Вы их любите есть? Сейчас мы проверим сумеете ли вы отгадать их по вкусу?

Игра : «Узнай на вкус.» (С завязанными глазами.)

(Слайд с музыкой для игры)

Воспитатель: Чтобы получился вкусный хлеб, надо приложить, как вы знаете уже, ребята, много труда, большого и честного труда. Чтобы получился вкусный хлеб, все рабочие хлебозавода должны честно, добросовестно трудиться. Каждый рабочий должен нести большую ответственность за своё дело.

Честный добросовестный труд приносит большую пользу всем людям, а ещё честный труд делает самого человека великим, достойным, уважаемым. Помните об этом, ребята, и старайтесь ещё со школьной скамьи быть честными и старательными в любых наших школьных делах.

-Как вы думаете, люди каких профессий могут принимать участие в операции «хлеб».Давайте вспомним и перечислим, посчитаем сколько же занято людей .

(Трактористы, комбайнеры, шофёры, агрономы, технологи, грузчики, мельники, мукосеи, тестомесы, пекари, кондитеры, товароведы, продавцы и др.)

(слайд)

Вы знаете и постоянно говорим вам об этом

-Наша страна пережила тяжёлые годы Великой Отечественной войны. Маленькие кусочки хлеба спасли многим жизнь. (слайд)

Вот что такое хлеб. Цена ему жизнь.

Воспитатель: Победой закончилась Великая Отечественная война. Но хлеба и после войны не хватало. Сколько женщин, детей, стариков бродило весной по полям собирая мёрзлую картошку, а вечерами пекли оладьи.

Поэт Григорий Люшнин пережил голод и ужасы фашистского лагеря смерти «Бухенвальд».

Когда лагерь освободили наши воины и вынесли его, тогда ещё молодого, на руках из барака, в нём было 26 кг. веса. Такой вес имеет ученик 3 класс средней упитанности.

-Вот что такое голод. Умирающий поэт тайком от фашистов написал стихотворение «Хлеб»:

Крошка хлеба на землю упала,

Меньше хлеба на крошку стало,

Где-то в поле неубранном нашем

Сколько зёрен лежит у пашен.

Вот их вместе собрать бы, да в кучу,

Хлеб бы выпекли белый, пахучий,

Мы б окрепли и сильными стали,

Мы б тюремные стены сломали,

Снова вышли бы в бой под бомбёжку,

Да, жалеть надо хлебную крошку.

Воспитатель: Ребята, мы живём с вами в мирное время. Хлеб вы получаете четыре раза в день, и не в  ограниченном количестве. Безобразного отношения к хлебу в нашей школе конечно, нет.

Но иногда можно увидеть оставленный кусочек хлеба на окне, на столе или ещё где- то. Это, ребята, говорит о нашем плохом отношении к хлебу. Если вы не съели хлеб в завтрак, обед или ужин, то отдайте его кому-нибудь из своих товарищей. Если заметили кусочек хлеба на улице где- то, в столовой и т. д., покрошите его птичкам, сдайте на кухню, но не проходите мимо оставленного кем-то кусочка хлеба. К хлебу мы все должны относиться бережно и с уважением.

От уважительного отношения к хлебу произрастают и доброта, и благородство, и мужество, и любовь к Родине.

В магазине хлеб продаётся дёшево по сравнению с другими продуктами. Буханка хлеба стоит 30 рублей. То, что хлеб у нас дёшево продаётся, это не значит, что он дёшево достаётся.

Буханка хлеба впитала в себя не только труд хлебороба, но и труд шахтёра, металлурга, конструктора, химика, машиностроителя, всего рабочего класса, всего общества.

Л. Влад читает стих:

Хлеб наш берегите! 
Хлебом не сорите! 
Хлеб наш уважайте! 
С хлебом не играйте! 
Хлеб выбрасывать нельзя! 
Берегите хлеб, друзья! 


Воспитатель: «Хлеб – всему голова» - это короткое, но емкое по содержанию изречение говорит о том, как жизненно необходим хлеб человеку.

«Хлеб – всему голова» - говорят у нас в народе. Почему это так? Потому что человек может обойтись без много, а без хлеба не может.

Воспитатель: Ребята! На нашем празднике, который посвящается хлебу, вы очень много узнали нового, интересного и полезного. Но мне так хочется задать вам один важный вопрос и получить очень краткий ответ. Пусть ваш ответ состоит из двух-трех слов, но чтобы в нем заключался самый важный смысл.

-Ребята, подумайте и скажите, пожалуйста, что надо делать, чтобы у каждого человека был на столе хлеб?

Ученик: Трудиться.

Воспитатель: Очень правильно, ребята.

Только благодаря труду мы можем кушать с вами вкусный хлеб, ароматные булочки. О том, что труд – основа жизни на земле подтверждает и пословица, которую мы с вами сейчас прочитаем.Давайте прочитаем пословицу все вместе:

«Будешь трудиться – будет у тебя хлеб водиться»

А теперь поиграем с мячом.

(Подведение итога занятия в игровой форме.)

Воспитатель задает вопрос и бросает мяч ребенку, он отвечает и возвращает мяч воспитателю:

Где растет хлеб? (В поле.)

Кто выращивает хлеб? (Хлебороб.)

Кто работает на тракторе? (Тракторист.)

Что делает трактор? (Пашет, сеет, боронует.)

Кто управляет комбайном? (Комбайнер.)

Какую работу делает комбайн? (Жнет, молотит.)

Где хранят зерно? (На элеваторе.)

Где мелют зерно? (На мельнице.)

Где выпекают хлеб? (На хлебозаводе.)

Куда везут хлеб из хлебозавода (В булочную.)

Мука из пшеницы? (Пшеничная)

Мука из ржи? (Ржаная.)

Как называются изделия из теста? (Хлебобулочные изделия)

Каравай – русский хлеб, выпеченный из сладкого дрожжевого теста, украшенный различными фигурками из теста. Выпекали его всегда в форме круга, так как он символизирует собой солнышко. Русскому караваю поклоняются, его уважают, с хлебом с солью всегда встречали самых дорогих гостей. Каравай является неотъемлемым атрибутом Русской свадьбы, именно он встречает первым молодых супругов в доме жениха. 

Проведение занятия: Совместная работа детей. Изготовление панно из цветного картона «Солнышко из колосков»

Итог: Дети, вы меня сегодня очень порадовали, хорошо работали и я приготовила для вас угощение: будем пить чай с баранками!.( Выношу детям хлебобулочные угощения к чаепитию.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по литературе "Хлеб- всему голова!"

Данная разработка внеклассного мероприятия по литературе   ориентирована  на учащихся 5-7 классов.  Основные цели  мероприятия: познакомить с заповедями русского народа п...

Хлеб всему голова!

Классный час о хлебе....

"Хлеб - всему голова" Сценарий

Сценарий, посвященный Дню агропромышленного комплекса и перерабатывающей промышленности. Праздник проходил в седьском Доме культуры....

Ил куәте- икмәктә.Хлеб- всему голова.

«Хлеб — это щедрый дар природы, это пища, которую ничем невозможно заменить... Он годится для любого времени су­ток, для людей любого возраста и любого темперамента. Он нас­только приспособлен д...

Хлеб - всему голова

Концерт для тружеников села...

Конспект интегрированного занятия "Хлеб-всему голова" в подготовительной группе

В занятии пройден путь"Хлеба"( от подготовки поля, посева, сбора урожая, измельчения зерна до изготовления хлебобулочных изделий). Занятие развивает лексику, грамматику,зрительное и слуховое внимание,...

"Хлеб всему голова"- классный час, посвящённый Дню Победы.

100 граммов чёрного хлеба... Использованы воспоминания детей-войны о хлебе, который был разделён на маленькие кусочки в детском саду....