Методическая статья "Успех каждому- шаг навстречу"
статья

В методической статье рассмотрена практика использования  при работе с детьми ОВЗ и инвалидностью "Изотерапии"- терапии изобразительным  творчеством и рисованием

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ «Уланэргинская средняя общеобразовательная школа»

Методическая статья на тему:

«Успех каждому – шаг навстречу»

(работа с детьми ОВЗ и инвалидностью)

 Бембеева Делгир Джиджяевна,

                                                                      учитель английского языка

 МКОУ «Уланэргинская СОШ»

п.Улан Эрге

Нет волшебства, нет чуда никакого,

Искусство начинается с простого-

К душе ребенка ключик подобрать,

Чтоб смог он целый мир разрисовать...

Увидеть синеву в глазах небес,

Платком акриловым укутать зимний лес,

Смотреть на радугу - наследницу дождя  

И в этой радуге увидеть вдруг…себя!

               Приоритетная цель деятельности любого педагога - признание ценности каждого ребенка вне зависимости от его личностных психофизических особенностей, познавательных, академических и иных достижений.  

         Проблема детей с ОВЗ – это проблема неравных возможностей. Кроме различных интеллектуальных нарушений, у них возможен целый спектр нарушений в формировании личности: повышенная зависимость от окружающих, агрессивность, конфликтность, высокая тревожность, неадекватная самооценка. Практика их общения со сверстниками и взрослыми чрезвычайно бедна.

Главная задача учителя – помочь им познавать окружающий мир, научить «добротворчеству», ведь творчество - это  актуальная потребность детства, соприкасаясь с которым ребенок может получить понимание и счастье.

          В своей статье мне хотелось бы остановиться на практике использования в своей педагогической деятельности  с детьми с ОВЗ «Изотерапии»  - терапии  изобразительным творчеством, рисованием, которая  применяется в наше время  для формирования положительных взаимоотношений, а также психологической коррекции детей и подростков с трудностями в обучении, социальной адаптации (на примере Программы внеурочной деятельности  для обучающихся 2 - 4 классов «Радуга в ладошках» (нетрадиционные техники рисования).

 Изобразительная арт – терапия представляется как метод художественной рефлексии; технология, позволяющая раскрыть художественные способности человека в любом возрасте, и чем раньше, тем лучше;  один из самых продуктивных  методов, позволяющий более успешно решать вопросы коррекции личности особого ребенка.

 Выбор мною тематики программы внеурочной деятельности обусловлен тем, что все дети любят рисовать, но, в связи с удаленностью от районного центра и г. Элиста, не все  дети имеют возможность посещать учреждения дополнительного образования, в частности, художественную школу. А данная программа позволяет удовлетворить потребность детей 7-10 лет в реализации своих художественных желаний и возможностей.

 Изобразительная арт  - терапия предполагает использование различных приемов и техник в изобразительной деятельности с детьми. Приведу примеры наиболее успешных практик, используемых при работе с детьми с ОВЗ:

  • Выполнение упражнений: «Изобрази место, которое делает тебя счастливыми; как ты себя чувствуешь в данный момент; как бы ты хотел себя чувствовать»; «Нарисуй, как ты обращаешь на себя внимание; каким образом ты добиваешься того, чего ты хочешь; что ты делаешь, когда ощущаешь печаль, беспокойство, ревность, одиночество»; «Нарисуй: счастливые линии, мягкие линии, линии печальные, сердитые,  испуганные …»  и т. д.
  • «Рисование пальцами».  Изображения создаются без помощи специальных инструментов. Для этого обмакивают пальчик руки в свой цвет и рисуют на бумаге, проводя различные линии или точки, мазки с помощью пальцев, фаланг, ладоней. Данный приём позволяет снять у детей страх перед совершением ошибки и неудачи.
  • «Пластилиновое рисование». Пластилиновые колбаски накладывают на карандашный рисунок и размазывают пластилин по поверхности.  Этот прием используют для отвлечения детей от грустных мыслей. С другой стороны, оно даёт возможность в социально приемлемой форме «выплеснуть» агрессивные эмоции, сплющивая и размазывая пластилин по картону.
  • «Живопись по-сырому». Бумагу равномерно смачивают водой. Когда вода впитается, тогда начинают писать. Мазки краски, ложась на влажную поверхность, расплываются, сливаются друг с другом, создают плавные переходы.
  • «Рисование щёткой». Можно выполнять в технике «брызги». Смачивают в краске зубную щётку и, проводя по предмету, направляют цветные брызги на трафареты.
  • «Кляксография».  Чистый лист сгибается пополам, затем нужно развернуть его и нанести на одну из сторон бумаги пятно или конкретное изображение, затем вновь согнуть лист бумаги и аккуратно, плотно разгладить его ладонью. Раскрываем этот сложенный лист бумаги и что мы видим? Интересные симметричные изображения.
  • «Рисунок на стекле»  - еще одна замечательная техника. В целях безопасности  я использую оргстекло или пластиковую доску для лепки вместо стекла. В отличии от рисования на  бумаге, стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. В этой технике практикую совместное рисование на одном стекле, проблемная ситуация провоцирует детей, в том числе и ребенка с ОВЗ, устанавливать и поддерживать контакты, формировать умение действовать в конфликте, уступать и отстаивать позиции, договариваться.
  • «Рисование мандалы»  - очень эффективный способ лечения многих детских проблем. Они повышают концентрацию внимания у детей. Рисуя мандалы, очень нервные дети успокаиваются, апатичные и пассивные дети, напротив, во время творческой работы  получают заряд энергии, который стимулирует их и делает веселыми и счастливыми. При частой  работе с мандалами привычные детские реакции на страхи постепенно исчезают и преобразуются.

     В конце каждого занятия организуется выставка рисунков. Это дает возможность удовлетворить потребность каждого ребенка в признании успешных результатов, что, в свою очередь, способствует возникновению положительной мотивации к творчеству. Такая работа позволяет каждому ребенку осмыслить результат своей деятельности, сравнить с работами других, задуматься над тем, что у него получилось и что не получилось.

  В заключении отмечу, что изотерапия, в сочетании с музыкотерапией, позволяет не только  успешно решать вопросы коррекции личности ребенка с нарушением развития, но и формирует позитивный аффект, связанный с получением удовольствия от собственного произведения, возникающего в этот момент в руках особенного ребенка. В таком состоянии легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность, возникает вдохновение и желание творить. Повышенная тревожность и  страхи постепенно отступают. В этом и заключается целительная сила искусства… она заключена в самой ее природе, как отражение всеобщей системной гармонии мира.

Список использованной литературы

  1. Бережная, М.С. Арттерапия как метод социокультурной адаптации личности / М.С. Бережная // http://www.art-education.ru/AE-magasine/new- magasine-1-2006.htm (26.01.2009).
  2. Вудроф, Д. Точка за точкой. Арт-терапия / Д. Вудроф. - Мн.: Попурри, 2018. - 208 c.
  3. Грабенко Т.Н., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. Методическое пособие для педагогов, психологов и родителей. - Спб.: Изд-во: Детство-Пресс, 2004.-64 с.
  4. Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. - Спб.: Златоуст, 1998 - 355 с.
  5. Киселева, М.В. Арттерапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М.В. Киселева. – СПб.: Речь, 2007. – 160 с.
  6. Копытин, А.И. Арт-терапия детей и подростков / А.И. Копытин, Е.Е. Свистовская. - М.: Когито-Центр, 2014. - 197 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к методической разработке "Каждый павший - живой, если в сердце живет "

Презентация, посвященная памяти беловчан, погибших в Афганской и Чеченских войнах....

"Навстречу солнцу! Навстречу здоровью!"

Спортивное мероприятие, посвящённое началу учебного года. Основано на материале туристских навыков....

Методическая разработка спортивного праздника" Навстречу Олимпийскому огню"

Советую всем провести это увлекательное и весёлое соревнование у себя в школе....

Методическая разработка спортивного праздника" Навстречу Олимпийскому огню"

Советую всем провести это увлекательное и весёлое соревнование у себя в школе....

Методический материал: Каждый ребенок талантлив по-своему

Данный материал поможет выявить талант у ребенка и способствовать его развитию.Известно, что каждый ребенок  талантлив. Но возникает вопрос: в чем? Как выявить его личную одаренность? В как...

Методический семинар "Каждый урок-как фактор подготовки компетентного ученика"

С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Все остальное в школе играет хотя и важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая все то, что закладывается на урока...

Методическая разработка "Друг другу навстречу"

Методическая разработка направлена на расширение представлений несовершеннолетних о понятии «конфликт», анализ рационального и эмоционального реагирования на конфликтные ситуации, развитие...