Рабочая программа по шахматам "Белая ладья".
рабочая программа (5 класс)
Рассчитана на три года обучения в 3-5 классах по одному занятию в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
belaya_ladya.doc | 222.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ромодановская средняя общеобразовательная школа №3» | ||
Рассмотрена и одобрена на заседании методического объединения Руководитель МО _______________ Протокол №__от___2021 г. | Согласована Зам. директора по УВР МБОУ «Ромодановская средняя общеобразовательная школа №3» __________________2021 г. | Утверждена Директор МБОУ «Ромодановская средняя общеобразовательная школа №3» ____________ Е.В. Кузнецова Приказ № ___ от _______ 2021г. |
Рабочая программа внеурочной деятельности «Белая ладья» (3 - 5 классы) 2021 – 2022 учебный год
| ||
Составил: | Горохов Сергей Александрович, учитель физической культуры МБОУ «Ромодановская СОШ № 3» | |
Ромоданово 2021 |
Рабочая программа «Белая ладья» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы «Шахматы» автор А.А.Тимофеев, (Сборник программ внеурочной деятельности под редакцией Н.Ф.Виноградовой 1-4 класс, Москва Издательский центр «Вентана - Граф» 2018 год) и основной образовательной программы НОО. Направление программы – общеинтеллектуальное. Данная программа рассчитана на детей 3 - 5 классов.
Общая характеристика курса «Белая ладья»
Кружок «Белая ладья» реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности, в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Учащиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению "до матового" периода игры. На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.
Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:
- принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса
- принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
- принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
- принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
- принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.
Актуальность данного кружка обусловлена тем, что в начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей. Введение «Шахмат» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность. Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.
Цели и задачи курса «Белая ладья»
Цели:
- создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта, развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время;
- развитие мышления младшего школьника во всех его проявлениях — от наглядно образного мышления до комбинаторного, тактического и творческого.
Задачи:
Обучающие:
- формирование ключевых компетенций (коммуникативных, интеллектуальных, социальных) средством игры в шахматы;
- формирование критического мышления;
- формировать умение играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
- умение находить простейшие тактические идеи и приемы и использовать их в практической игре;
- умение оценивать позицию и реализовать материальный перевес;
- овладение навыками игры в шахматы.
Развивающие:
- формирование конкретного системного мышления, развитие долговременной и оперативной памяти, концентрации внимания, творческого мышления;
- формирование творческих качеств личности (быстрота, гибкость, оригинальность, точность)
Воспитательные:
- формирование адекватной самооценки, самообладания, выдержки, воспитание уважения к чужому мнению; воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
Описание места курса в учебном плане
Согласно учебному плану МБОУ «Ромодановская средняя общеобразовательная школа № 3» 2021 – 2022 учебного года в 3 – 5 классах на изучение курса «Белая ладья» отводится 1 час в неделю.
Ценностные ориентиры содержания кружка.
Содержание кружка «Белая ладья» направлено на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности. В процессе освоения курса у учащихся начальной школы укрепляется здоровье, формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности.
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального образования по игре в шахматы являются:
— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
— умение доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Одним из результатов обучения шахматам является осмысление и присвоение учащимися системы ценностей.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
программы курса «Белая ладья»
Личностные результаты:
– формирование чувства гордости за свою Родину, формирование ценностей многонационального российского общества;
– формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
– развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
– формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
– формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни
Метапредметные результаты:
– овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
– формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
– определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
– готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
– овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
– формирование первоначальных представлений о древней игре, о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
– овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
– взаимодействие со сверстниками по правилам проведения шахматной партии и соревнований в соответствии с шахматным кодексом;
– выполнение простейших элементарных шахматных комбинаций;
-развитие восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, начальных форм волевого управления поведением.
Содержание занятий.
Шахматная доска (2 ч)
Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.
Дидактические игры и задания
"Горизонталь". Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.)
"Вертикаль". То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.
"Диагональ". То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.
Шахматные фигуры ( 2 ч).
Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
Дидактические игры и задания
"Волшебный мешочек". В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.
"Угадайка". Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.
"Секретная фигура". Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме "секретной", которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: "Секрет".
"Угадай". Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.
"Что общего?" Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)
"Большая и маленькая". На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.
Начальная расстановка фигур (2 ч)
Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило "ферзь любит свой цвет"; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.
Дидактические игры и задания
"Мешочек". Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.
"Да и нет". Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.
"Мяч". Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: "Ладья стоит в углу", и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать.
Ходы и взятие фигур ( 18 ч)
Правила хода и взятия каждой из фигур, игра "на уничтожение", белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.
Дидактические игры и задания
"Игра на уничтожение" – важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
"Один в поле воин". Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).
"Лабиринт". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и не перепрыгивая их.
"Перехитри часовых". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.
"Сними часовых". Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.
"Кратчайший путь". За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.
"Захват контрольного поля". Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.
"Защита контрольного поля". Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.
"Атака неприятельской фигуры". Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.
"Двойной удар". Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.
"Взятие". Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.
"Защита". Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.
"Выиграй фигуру". Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.
"Ограничение подвижности". Это разновидность "игры на уничтожение", но с "заминированными" полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
Цель шахматной партии (12 ч)
Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.
Дидактические игры и задания
"Шах или не шах". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.
"Дай шах". Требуется объявить шах неприятельскому королю.
"Пять шахов". Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.
"Защита от шаха". Белый король должен защититься от шаха.
"Мат или не мат". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.
"Первый шах". Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.
"Рокировка". Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.
Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.
Дидактические игры и задания
"Два хода". Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами.
«Игра на уничтожение» - важнейшая игра курса. У ребёнка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур. Выигрывает тот, кто побьёт все фигуры противника.
«Один в поле воин». Белая фигура должна побить чёрные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре
«Лабиринт» Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на заминированные» поля и не перепрыгивая их.
«Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.
«Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две чёрные фигуры.
«Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.
«Защита». Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.
К концу учебного года дети должны знать:
- шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
- названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
- правила хода и взятия каждой фигуры.
К концу учебного года дети должны уметь:
- ориентироваться на шахматной доске;
- играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
- правильно помещать шахматную доску между партнерами;
- правильно расставлять фигуры перед игрой;
- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
- рокировать;
- объявлять шах;
- ставить мат;
- решать элементарные задачи на мат в один ход.
Тематическое планирование
кружка «Белая ладья»
Первый год обучения
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведе-ния | Содержание урока |
1. | Шахматы – мои друзья. | 1 | Знакомство детей с правилами техники безопасности на | |
2. | История возникновения шахмат. | 1 | Рассказ об истории возникновения данного понятия и шахматной игры в целом. | |
3. | Шахматная доска. | 1 | Знакомство детей с новыми понятием «шахматная доска», белыми и чёрными полями на шахматной доске, угловыми и центральными полями, правильным расположением шахматной доски в начале партии. | |
4. | Горизонталь. | 1 | Знакомство с шахматной доской: новое понятие «горизонталь» | |
5. | Вертикаль. | 1 | Знакомство с шахматной доской: новое понятие «вертикаль» | |
6. | Диагональ. | 1 | Знакомство с шахматной доской: новое понятие «диагональ» | |
7. | Шахматная нотация | 1 | Обозначение вертикалей, горизонталей, полей, шахматных фигур | |
8. | Шахматные фигуры и начальная позиция. | 1 | Расстановка шахматных фигур в начальной позиции | |
9. | Ладья. | 1 | Знакомство учащихся с шахматной фигурой «ладья», её местом в начальной позиции, способом передвижения ладьи по доске: ход и взятие; раскрытие понятий «ход фигуры», «невозможный ход» | |
10. | Слон. | 1 | Знакомство учащихся с шахматной фигурой «слон», его местом в начальной позиции, объяснение способов передвижения слона по доске: ход и взятие; введение и раскрытие понятий «белопольный» и «чернопольный» слон | |
11. | Ферзь. | 1 | Знакомство с шахматной фигурой «ферзь», его местом в начальной позиции, способом передвижения ферзя по доске: ход и взятие | |
12. | Конь. | 1 | Знакомство с шахматной фигурой «конь», его местом в начальной позиции, способом передвижения коня по доске: ход и взятие | |
13. | Пешка. | 1 | Правила хода и взятия пешкой | |
14. | Превращение пешки. | 1 | Правила превращение пешки | |
15. | Король. | 1 | Правила хода и взятия королём | |
16. | Ценность фигур. | 1 | Сравнительная сила фигур | |
17. | Нападение. | 1 | Атакующие возможности фигур | |
18. | Взятие. Взятие на проходе. | 1 | Особое взятие пешкой: взятие на проходе | |
19. | Шах и защита от шаха. | 1 | Постановка шаха всеми фигурами, защита от шаха | |
20. | Мат. | 1 | Постановка мата всеми фигурами | |
21. | Пат – ничья. | 1 | Варианты ничьей | |
22. | Рокировка. | 1 | Правила рокировки, длинная и короткая рокировки | |
23. | Основные принципы игры в начале партии. | 1 | Общие принципы игры в начале шахматной партии | |
24. | Мат двумя ладьями одинокому королю. | 1 | Техника матования одинокого короля двумя ладьями | |
25. | Мат ферзем и ладьей одинокому королю. | 1 | Техника матования одинокого короля ферзём и ладьёй | |
26. | Мат ферзем и королем одинокому королю. | 1 | Техника матования одинокого короля ферзём и королём | |
27. | Материальное преимущество. | 1 | Определение материального преимущества, реализация материального преимущества | |
28. | Нарушение осно1вных принципов игры в начале партии. | 1 | Ошибочные ходы в начале партии и их последствия | |
29. | Партии – миниатюры. | 1 | Анализ коротких партий | |
30. | Запись шахматной партии. | 1 | Способ ведения записи партии во время соревнований | |
31. | Шахматный этикет. | 1 | Правила поведения шахматиста во время партии | |
32. | Шахматный турнир. | 1 | Участие в шахматном турнире | |
33. | Шахматный турнир. | 1 | Участие в шахматном турнире | |
34. | Шахматный турнир. | 1 | Участие в шахматном турнире | |
ИТОГО: | 34 часа |
Второй год обучения ( 34 часа)
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведе-ния | Содержание урока |
1. | Из истории шахмат. Чемпионы мира по шахматам и выдающиеся шахматисты мира. | 1 | Беседа о важности соблюдения правил техники безопасности на занятиях по шахматам. Из истории шахмат: знакомство с именами шахматистов – чемпионов мира, ведущих шахматистов | |
2. | Шахматные фигуры (повторение). | 1 | Повторение материала первого года обучения | |
3. | Нападение в шахматной партии. Шах и защита от него. Рокировка (повторение). | 1 | Повторение материала первого года обучения | |
4. | Мат. Пат. Мат в один ход (повторение). Мат одинокому королю королем и ладьей. | 1 | Повторение материала первого года обучения | |
5. | Защита в шахматной партии: уход из-под нападения, уничтожение атакующей фигуры, защита фигуры. | 1 | Знакомство с понятием «защита» в шахматной партии и такими действиями против угроз партнёра, как уход из - под нападения, уничтожение атакующей фигуры, защита фигуры | |
6. | Защита в шахматной партии: перекрытие, контрнападение. | 1 | Знакомство с двумя другими видами защиты в шахматной партии – перекрытием, контрнападением | |
7. | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | 1 | Отработка на практике тактических приёмов, пройденных на уроках 5, 6 | |
8. | Тактический прием «двойной удар». | 1 | Знакомство с тактическим приёмом «двойной удар»,способами нанесения двойного удара различными фигурами | |
9. | Тактический прием «связка». | 1 | Знакомство с тактическим приёмом «связка», понятиями «полная» и «неполная» связка, «давление» на связку | |
10. | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | 1 | Отработка на практике тактических приёмов, пройденных на уроках 8, 9 | |
11. | Тактический прием «ловля фигуры». | 1 | Знакомство с новым тактическим приёмом «ловля фигуры» и способами его применения | |
12. | Тактический прием «сквозной удар». | 1 | Знакомство с новым тактическим приёмом «сквозной удар» и способами его применения | |
13. | Мат на последней горизонтали. | 1 | Слабость последней горизонтали, «форточка» | |
14. | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | 1 | Отработка на практике тактических приёмов, пройденных на уроках 11–13 | |
15. | Тактический прием «открытый шах». | 1 | Знакомство с новым тактическим приёмом «открытый шах» и способами его практического применения | |
16. | Тактический прием «двойной шах» | 1 | Знакомство с новым тактическим приёмом «двойной шах» и способами его практического применения | |
17. | Шахматный турнир. | 1 | Игровая практика | |
18. | Шахматный турнир. | 1 | Игровая практика | |
19. | Шахматный турнир. | 1 | Игровая практика | |
20. | Шахматный турнир. | 1 | Игровая практика | |
21. | Основы игры в дебюте: дебютные ловушки. | 1 | Раскрытие основных принципов игры в дебюте, знакомство с понятиями «дебют», «детский мат», «мат Легаля» | |
22. | Основы игры в дебюте: атака на короля. | 1 | Знакомство с таким методом игры в дебюте, как атака на короля партнёра | |
23. | Основы игры в дебюте: атака на короля | 1 | Знакомство с таким методом игры в дебюте, как атака на короля партнёра | |
24. | Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества. | 1 | Знакомство с понятием «реализация преимущества» и такими способами реализации преимущества, как игра на мат, размен одноимённых фигур для увеличения материального перевеса | |
25. | Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества. | 1 | Знакомство с понятием «реализация преимущества» и такими способами реализации преимущества, как игра на мат, размен одноимённых фигур для увеличения материального перевеса | |
26. | Основы анализа шахматной партии. | 1 | Просмотр и анализ коротких шахматных партий | |
27. | Основы анализа шахматной партии. | 1 | Просмотр и анализ коротких шахматных партий | |
28. | Основы анализа шахматной партии. | 1 | Просмотр и анализ коротких шахматных партий | |
29. | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | 1 | Отработка на практике материала уроков 21–25 | |
30. | Шахматный турнир. | 1 | Игровая практика | |
31. | Шахматный турнир. | 1 | Игровая практика | |
32. | Шахматный турнир. | 1 | Игровая практика | |
33. | Шахматный турнир. | 1 | Игровая практика | |
34. | Шахматный праздник | 1 | Решение заданий, игровая практика | |
ИТОГО: | 34 часа |
Третий год обучения
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведе-ния | Содержание урока |
1. | Их истории возникновения соревнований по шахматам. Система проведения шахматных соревнований. | 1 | Беседа о важности соблюдения правил техники безопасности на занятиях по шахматам. Знакомство с материалом об истории возникновения шахматных соревнований, изучение различных систем проведения шахматных соревнований | |
2. | Матование одинокого короля разными фигурами ( повторение) | 1 | Повторение материала второго года обучения. Разыгрывание позиций, решение позиций на мат в два хода | |
3. | Тактические комбинации и приемы «связка», «сквозной удар», «двойной удар», «ловля фигуры» (повторение) | 1 | Повторение материала второго года обучения | |
4. | Тактические комбинации и приемы «двойной шах», «открытый шах» | 1 | Повторение материала второго года обучения | |
5. | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | 1 | Отработка на практике материала уроков 2–4 | |
6. | Тактический прием «завлечение» | 1 | Знакомство с новым тактическим приёмом «завлечение фигур под тактический удар | |
7. | Тактический прием «отвлечение» | 1 | Знакомство с новым тактическим приёмом «отвлечение фигур от защиты» | |
8. | Тактический прием «уничтожение защитой» | 1 | Знакомство с новым тактическим приёмом «уничтожение защиты», способом его применения в практической игре; рассмотрение и анализ типичных позиций на данную тему | |
9. | Тактический прием «спертый мат» | 1 | Знакомство с новым понятием «спёртый мат», разбор классической партии на применение приёма «спёртый мат» | |
10. | Сочетание тактических приемов | 1 | Просмотр партий на тему «сочетания различных тактических приёмов» | |
11. | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | 1 | Отработка на практике материала уроков 6–9 | |
12. | Борьба за инициативу | 1 | Информирование учащихся о том, как начинать атакующие действия в шахматной партии | |
13. | Основы дебюта: атака на нерокировавшегося короля | 1 | Знакомство со способами атаки на короля, который не успел сделать рокировку: вскрытие центральных линий, быстрое развитие, мобилизация фигур | |
14. | Основы дебюта: атака на рокировавшегося короля | 1 | Знакомство со способами атаки на короля, который сделал рокировку: жертва фигуры с целью вскрытия пешечного прикрытия короля, уничтожение защиты | |
15. | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | 1 | Отработка на практике материала уроков 12–14 | |
16. | Шахматный турнир | 1 | Игровая практика | |
17. | Шахматный турнир | 1 | Игровая практика | |
18. | Шахматный турнир | 1 | Игровая практика | |
19. | Шахматный турнир | 1 | Игровая практика | |
20. | Основы анализа шахматной партии: выбери ход и найди план | 1 | Знакомство с основами анализа шахматной партии, разбор партий чемпионов мира и ведущих шахматистов мира | |
21. | Основы пешечного эндшпиля: проходная пешка, правило квадрата | 1 | Знакомство c элементарными пешечными окончаниями: пешка против короля, пешка проходит в ферзи без помощи своего короля, правило квадрата | |
22. | Основы пешечного эндшпиля: крайняя пешка, «отталкивание плечом» | 1 | Знакомство c элементарными пешечными окончаниями: крайняя пешка, пешка проходит в ферзи при помощи своего короля, отталкивание плечом | |
23. | Основы пешечного эндшпиля: оппозиции и ключевые слова | 1 | Повторение материала: игра пешки против короля, пешка проходит в ферзи без помощи своего короля, пешка проходит в ферзи при помощи своего короля; введение новых понятий «оппозиция», «ключевые поля» | |
24. | Основы пешечного эндшпиля: король с пешкой против короля с пешкой | 1 | Введение и раскрытие новых понятий: «взаимоблокируемые пешки», «позиция взаимного цугцванга», «ключевые поля». | |
25. | Основы пешечного эндшпиля: король против пешек, правило блуждающего квадрата | 1 | Знакомство с правилом блуждающего квадрата, раскрытие особенностей разрозненных пешек, их сильных и слабых сторон | |
26. | Теоретические позиции пешечного эндшпиля: ферзь против пешки | 1 | Знакомство с теоретическими позициями пешечного эндшпиля: король и две пешки против короля, особенности проведения пешек в ферзи по вертикалям b и g | |
27. | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | 1 | Отработка на практике материала уроков 20–26 | |
28. | Сыграй как чемпион. Партия В. Крамник – Д. Садвакасов | 1 | Анализ шахматных партий чемпионов мира, угадывание ходов | |
29. | Сыграй как чемпион мира. Партия В. Ананд – М. Карлсен | 1 | Анализ шахматных партий чемпионов мира, угадывание ходов | |
30. | Шахматный турнир | 1 | Игровая практика | |
31. | Шахматный турнир | 1 | Игровая практика | |
32. | Шахматный турнир | 1 | Игровая практика | |
33. | Шахматный турнир | 1 | Игровая практика | |
34. | Шахматный праздник | 1 | Решение заданий, игровая практика | |
ИТОГО: | 34 часа |
Четвертый год обучения
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведе-ния | Содержание урока |
1. | История появления шахмат на Руси. Зарождение шахматной культуры в России | 1 | Беседа о важности соблюдения правил техники безопасности на занятиях по шахматам. Знакомство с материалом об истории появления шахмат на Руси, о том, как в России начала формироваться шахматная культура | |
2. | Основные принципы игры в дебюте | 1 | Дополнение знаний об игре в дебюте новыми сведениями: роль центра, создание численного превосходства | |
3. | Перевес в развитии фигур | 1 | Раскрытие понятия «мобилизация фигур для получения численного превосходства» | |
4. | Атака на короля | 1 | Раскрытие плана атаки на короля при односторонней и разносторонней рокировках, а также плана атаки на короля, оставшегося в центре | |
5. | Перевес в пространстве | 1 | Способы игры при пространственном перевесе, способы достижения пространственного перевеса | |
6. | Оценка позиций | 1 | Рассказ о том, что необходимо делать для того, чтобы правильно оценить позицию во время шахматной партии | |
7. | План игры | 1 | Разбор схемы моделирования плана игры, раскрытие цели планирования | |
8. | Выбор хода | 1 | Алгоритм выбора хода, форсированные и нефорсированные варианты, профилактика. Учимся думать за партнёра | |
9. | Открытые дебюты | 1 | Многообразие открытых дебютов. Итальянская партия, защита двух коней | |
10. | Полуоткрытые дебюты | 1 | Многообразие полуоткрытых дебютов. Сицилианская защита, Французская защита | |
11. | Закрытые дебюты | 1 | Многообразие закрытых дебютов. Славянская защита | |
12. | Гамбиты | 1 | Королевский гамбит | |
13. | Тактический прием «мельница» | 1 | Знакомство с тактическим приёмом «мельница». Решение дидактических заданий | |
14. | Тактический прием «перекрытие» | 1 | Знакомство с тактическим приёмом «перекрытие». Решение дидактических заданий | |
15. | Тактический прием «рентген» | 1 | Знакомство с тактическим приёмом «рентген». Решение дидактических заданий | |
16. | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | 1 | Отработка на практике материала уроков 13–16 | |
17. | Анализ шахматной партии: выбери ход | 1 | Разбор и анализ партий чемпионов мира и ведущих шахматистов мира | |
18. | Шахматный турнир | 1 | Игровая практика | |
19. | Шахматный турнир | 1 | Игровая практика | |
20. | Шахматный турнир | 1 | Игровая практика | |
21. | Шахматный турнир | 1 | Игровая практика | |
22. | Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королем против ладьи и короля | 1 | Знакомство с простейшими ладейными эндшпилями; способами защиты за слабейшую сторону и способами игры на выигрыш за сильнейшую сторону; изучение приёмов «построение моста», «отталкивание плечом», знакомство с позицией Филидора и позицией Лусены | |
23. | Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королем против ладьи и короля | 1 | изучение приёмов «построение моста», «отталкивание плечом», знакомство с позицией Филидора и позицией Лусены | |
24. | Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королем против ладьи и короля | 1 | изучение приёмов «построение моста», «отталкивание плечом», знакомство с позицией Филидора и позицией Лусены | |
25. | Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королем против ладьи и короля | 1 | изучение приёмов «построение моста», «отталкивание плечом», знакомство с позицией Филидора и позицией Лусены | |
26. | Простейшие ладейные эндшпили: мат двумя слонами одинокому королю | 1 | Знакомство с простейшими легкофигурными окончаниями: техника матования двумя слонами | |
27. | Простейшие легкофигурные окончания: мат конем и слоном одинокому королю | 1 | Знакомство с простейшими легкофигурными окончаниями: техника матования двумя слонами | |
28. | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | 1 | Отработка на практике материала уроков 22–27 | |
29. | Роль шахмат в жизни человека. Как стать сильным шахматистом | 1 | Советы чемпионов мира юным шахматистам. Зачем учиться шахматной игре | |
30. | Шахматный турнир | 1 | Игровая практика | |
31. | Шахматный турнир | 1 | Игровая практика | |
32. | Шахматный турнир | 1 | Игровая практика | |
33. | Шахматный турнир | 1 | Игровая практика | |
34. | Шахматный праздник | 1 | Решение заданий, игровая практика | |
ИТОГО: | 34 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Белая ладья» для обучающихся 5 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности«Белая ладья»для обучающихся 5 класса...
Рабочая программа шахматного клуба "Белая ладья"
Рабочая программа шахматного круба "Белая ладья". ВУД....
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...