Белая ладья
рабочая программа
Рабочая программа внеурочной деятельности физкультурно-спортивной направленности «Белая ладья» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
belaya_ladya.doc | 87 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности физкультурно-спортивной направленности «Белая ладья» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897; Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 г. № 1644 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897»; на основе авторской программы И.Г. Сухина «Шахматы - школе», представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся уровня основного общего образования (11-12 лет). Рассчитана на один год обучения (34 часа в год - 1 час в неделю).
Цель программы по внеурочной деятельности «Белая ладья»: развитие комбинаторного, тактического и творческого мышления школьников 11-12 лет.
Предлагаемая программа предназначена для работы с детьми, проявляющими интерес к физической культуре и спорту. Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Обучающиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению "доматового" периода игры.
Программа «Шахматы» — для начинающих и уже имеющих некоторый опыт игры в шахматы, проявляющих интерес к освоению высот мастерства шахматной игры. Программа предусматривает групповую, фронтальную и индивидуальную формы организации учебной работы, а также теоретические и практические занятия, участие воспитанников в мероприятиях различного уровня, с использованием следующих методов:
Обучения:
- активные
- самоопределение в выборе деятельности в рамках занятия
- практика
- пассивные
- рассказ (объяснение)
- демонстрация
- презентация
Стимулирования активности детей:
- создание эмоционально окрашенных ситуаций
- поощрение и похвала
- чередование видов деятельности
Воспитания и развития:
- самостоятельная работа
- коллективный анализ ситуаций и совместной деятельности
Контроля:
- самооценка
- педагогический отзыв (устный или письменный)
- тест
Основной формой работы являются учебные занятия. Отчет о работе проходит в форме открытых занятий, массовых мероприятий.
Результативность освоения программы отслеживается путём учёта результатов участия обучающихся в конкурсах, спортивных мероприятиях. Мониторинг результатов обучения учащихся в течение учебного года фиксируется в диагностической карте (Приложение 1).
Учебно-тематический план (структура курса)
Содержание курса | Количество часов | |
Аудиторных (теоретических) | Аудиторных (практических) | |
Шахматная доска. | 4 ч. | 4 ч. |
Шахматные фигуры. | 2 ч. | 2 ч. |
Начальная расстановка фигур. | 1 ч. | 1 ч. |
Ходы и взятие фигур. | 16 ч. | 16 ч. |
Цель шахматной партии. | 6 ч. | 6 ч. |
Игра всеми фигурами из начального положения. | 4 ч. | 4 ч. |
Итого | 33 ч. | 33 ч. |
Учебно-тематический план
№ | Тема занятий | Кол-во часов | Дата проведения |
1 | Первое знакомство с шахматным королевством. Шахматная доска. Белые и черные поля. | 1 | |
2 | Шахматная доска. Линии на шахматной доске. Горизонтали и вертикали. | 1 | |
3 | Шахматная доска. Линии на шахматной доске. Диагонали | 1 | |
4 | Шахматная доска. Центр шахматной доски. | 1 | |
5-6 | Шахматные фигуры. Белые фигуры. Черные фигуры. | 2 | |
7 | Начальное положение. Расположение каждой из фигур в начальном положении. Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур | 1 | |
8-9 | Ладья. | 2 | |
10-11 | Слон. | 2 | |
12-13 | Ладья против слона. | 2 | |
14-15 | Ферзь. | 2 | |
16 | Ферзь против ладьи и слона. | 1 | |
17-18 | Конь. | 2 | |
19 | Конь против ферзя, ладьи, слона. | 1 | |
20-21 | Пешка. | 2 | |
22 | Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона | 1 | |
23 | Король. | 1 | |
24 | Король против других фигур. | 1 | |
25 | Шах. | 1 | |
26 | Шах. | 1 | |
27 | Мат. | 1 | |
28 | Мат. | 1 | |
29 | Ничья. Пат. | 1 | |
30 | Рокировка. | 1 | |
31 | Шахматная партия. | 1 | |
32 | Шахматная партия. | 1 | |
33 | Шахматная партия. | 1 |
Предполагаемая результативность курса
1 - приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни.
К концу первого года обучения учащиеся должны знать:
-шахматную доску;
-шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
-названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
- правила хода и взятия каждой фигуры;
-рокировку;
-двойной удар (шах);
-одноходовые задачи.
К концу учебного года учащиеся должны уметь:
-ориентироваться на шахматной доске;
-играть, не нарушая шахматный кодекс;
-правильно помещать шахматную доску между партнерами;
-правильно расставлять начальную позицию;
-различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
-рокировать;
-объявлять шах;
-ставить мат;
-решать элементарные задачи на мат в один ход.
2 – формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом:
Обучение игре в шахматы помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, особенно тем из них, кто живет в сельских регионах и обучается в малокомплектной школе, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
3 – приобретение опыта самостоятельного социального действия:
Получать самостоятельно информацию из различных источников. Наблюдать объекты. Характеризовать их особенности. Группировать (классифицировать) по отличительным признакам. Обсуждать предположения в группах, планировать свои действия.
Приложение 1
Мониторинг результатов обучения учащихся
Диагностическая карта (год обучения)
ФИО педагога________________________________________________________________________________________ | ||||||||||||||||
Критерии Показатели (оцениваемые параметры) | ||||||||||||||||
№ | Фамилия, имя, отчество обучающегося творческого объединения | Теоретические знания обучающегося по основным разделам учебно-тематического плана программы | Практические умения и навыки, предусмотренные программой | Творческие навыки обучающегося (уровень креативности) | Учебно-коммуникативные и организационные умения и навыки | Итого: (средний балл по каждому обучающемуся) | ||||||||||
н | п | и | н | п | и | н | п | и | н | п | и | н | п | и | ||
… | ||||||||||||||||
Итого: (средний балл по каждому критерию) |
Н - начальный контроль;
П – промежуточный контроль;
И – итоговый контроль
Высокий уровень – 8-10 баллов;
средний уровень - 4-7 баллов;
низкий уровень 0-3 балла.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Устав шахматного кружка "Белая ладья"
. Общие положения 1.1. Шахматный клуб «Белая ладья» является добровольным общественным объединением школьников и взрослых любителей шахмат на основе общего интереса. 1.2. Клуб ве...
Учебная программа шахматного объединения "Белая ладья" МОУ ДОД ДЮЦ г. Ейска
Программа обучения игры в шахматы в МОУ ДОД ДЮЦ расчитана для детей в возрасте от 6 до 16...
Шахматно-шашечный турнир «Белая ладья»,
Шахматно-шашечный турнир «Белая ладья», прошел в «МКОУ КГО СОШ№1 г. Теберда им. И. П. Крымшамхалова»....
Программа по предоставлению платной услуги проведение занятий по обучению детей игре в шахматы "Белая ладья"
В. Сухомлинский писал: «В воспитании культуры мышления большое место отводилось шахматам... Игра в шахматы дисциплинировала мышление, воспитывала сосредоточенность. Но самое главное здесь &ndash...
Участники «Белой ладьи»
Шестого февраля в Шахматной академии САФУ стартовал второй этап Всероссийских командных соревнований среди общеобразовательных учреждений «Белая ладья».Это этап муниципального уровня, на к...
Программа по внеурочной деятельности "Клуб белая ладья" (шахматы)
Программа для младших школьников реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта ...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Белая ладья» для обучающихся 5 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности«Белая ладья»для обучающихся 5 класса...