Методическая разработка классного часа "Незабытый подвиг"
методическая разработка (5, 6 класс)

Есипова Татьяна Валерьевна

Классный час "Незабытый подвиг" проводится в школьном музее Зины Портновой. Задачи: рассказать учащимся о жизни и подвиге Зины Портновой и ее боевых товарищей – членов подпольной организации «Юные мстители», способствовать формированию желания изучать историю своей страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_nezabytyy_podvig_metod_razrabotka.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение                                            средняя общеобразовательная школа № 608                                                                                    имени Героя Советского Союза Зины Портновой                                                              Кировского района Санкт-Петербурга                                                                                           198099 Санкт-Петербург, ул. Промышленная д.18/2 лит.А                                                            Тел./факс 417-52-30, e-mail sc608@kirov.spb.ru

Методическая разработка классного часа

 «Незабытый подвиг»

5 класс

Есипова Татьяна Валерьевна,

учитель математики,

руководитель музея Зины Портновой

Цель: воспитание у учащихся чувства патриотизма, гордости за своё Отечество, сохранение памяти о героях Великой Отечественной войны.  

Задачи: рассказать учащимся о жизни и подвиге Зины Портновой и ее боевых товарищей – членов подпольной организации «Юные мстители», способствовать формированию желания изучать историю своей страны, в том числе и через работу в школьном музее Зины Портновой.

Возрастная категория 10 - 11 лет, 5 класс

Классный час проводится в школьном музее Зины Портновой.

При подготовке классного часа использованы материалы школьного музея Зины Портновой, Обольского музея комсомольского подполья, воспоминания Галины Мартыновны Портновой-Мельниковой

В проведении классного часа задействованы учащиеся 9 класса: ведущие, экскурсовод, юноша и две девушки, играющие роли юных подпольщиков. У девушки, играющей Зину Портнову, завязан пионерский галстук, заплетены косички.

Занятие сопровождается презентацией.

Ход занятия

Ведущий приветствует гостей и передает слово экскурсоводу. Экскурсовод рассказывает о довоенной жизни семьи Портновых. Гостям демонстрируются фотографии и документы из семейного архива Г. М. Портновой-Мельниковой.

Зина Портнова родилась 20 февраля 1926 года. На фотографиях вы видите ее родителей: папу – Мартына Несторовича и маму – Анну Исааковну. Они родом из Беларуси, оба — из Витебской области. Папа из деревни Станиславово: в 1914 году он приехал в Петроград и поступил на Путиловский завод. Там он всю жизнь и проработал простым рабочим. Мама — из деревни Зуи, со станции Оболь. Интересна история их знакомства. Мартыну Несторовичу было уже 30 лет, а супруги он всё ещё не нашёл. Не приглянулась ему ни одна городская девушка. И вот на заводе дали ему неделю отпуска, чтобы Мартын Несторович устроил свою семейную жизнь. Он купил для своей будущей, ещё неведомой невесты, туфли, платье, фату и поехал на родину. Мартын Несторович ходил по вечёркам, знакомился с девушками, но сердце ни к кому не лежало. За три дня до окончания отпуска он ехал с другом через деревню Зуи. Случайно в окошке будки путевого обходчика Мартын Несторович увидел молодую девушку, сердце у него замерло. "Заедем!" — сказал он другу. И вот он заходит в дом — нарядный, в костюме, из кармана цепочка с часами выглядывает – завидный жених из Питера. Анна Исаковна, ей тогда было только 16 лет, стоит босиком в дверях, нога об ногу трёт. "Я на ней женюсь!" — говорит Мартын Несторович родителям. А они только что другую дочку выдали замуж: "Да что Вы, у нас и приданого никакого нет". Тогда Мартын Несторович берёт спичечный коробок, кладёт на стол: "Что положите, то и будет приданым. Я через три дня приеду!" Никто ему не поверил. А через три дня состоялось венчание в местной церкви, и поезд увез молодую семью в Ленинград.

        Зина была долгожданным ребенком в семье. А в декабре 1933 года появилась на свет ее сестренка – Галка. Жили Портновы дружно. Родители старались не баловать своих дочек. Воспитывали их честными, добрыми, внимательными к ближнему.

        Зина училась в 385 школе. В ее дневнике были хорошие и отличные отметки. Она пользовалась уважением не только своих одноклассников, но и учителей. /Зачитывается характеристика Зины, написанная ее классным руководителем/ Зина занималась в театральной студии ДК им. Горького, с удовольствием участвовала в постановках. Но вот наступил 41 год.

Слова экскурсовода подхватывает девушка, играющая Зину Портнову.

/Слайд 1 Девочка с косичками Портрет Зины Портновой/

Зина Портнова: И вот наступил 1941 год. В этом году я закончила 7 класс. Наконец –то лето, каникулы…  На каникулы я отправляюсь к своей тете Ире в небольшой белорусский городок Волковыск. Я еду вместе с Галкой.  На вокзале нас провожают мама и папа. Мама наказывает Галке слушаться меня. Конечно, она обещает, ведь ей только 8 лет, а я почти уже взрослая – мне 15. Нас ждет солнце, речка, парное молоко… Как же хорошо! Только сбыться всему этому не было суждено. 22 июня немцы напали на нашу Родину. Началась война.

Ведущий 1: Началась война. Вместе со своей тетей Ириной Езовитовой Зина и Галя попытались вернуться в Ленинград. На поезде они добрались до Витебска. Дальше поезда уже не шли. Путь домой в Ленинград был отрезан. В 60 км от Витебска на станции Оболь в деревушке Зуи жила бабушка Зины и Гали – Ефросинья Ивановна Яблокова. К ней и решили идти. С большим трудом по фронтовым дорогам под бомбежками, голодные и измученные они добрались до места.   А через несколько дней в деревню ворвались гитлеровские захватчики. Так Зина Портнова и ее сестра Галка оказались в оккупации.

Ведущий 2: Девочки и раньше бывали у бабушки и знали ребят из Обольской школы. С первых дней оккупации юноши и девушки этой школы решили вести борьбу с фашистскими захватчиками. Была создана молодёжная подпольная организация «Юные мстители», лидером которой стала Фруза Зенькова. К началу войны ей было всего 17 лет. Организация насчитывала 38 человек. Зина стала одним из самых активных подпольщиков.

Ведущий 1: Члены организации «Юные мстители» были зачислены в партизанский отряд, действовавший на территории Шумилинского района Витебской области. Вступая в ряды партизанского отряда, ребята принимали присягу на верность Родине. Слова клятвы ребята произносили перед своими товарищами.

 /Ведущий читает слова присяги, юноша и девушки, играющие подпольщиков, повторяют/

«Я, Нина Азолина, Володя Езовитов, Зина Портнова, граждане великого Советского Союза, верные сыны и дочери героического белорусского народа, клянемся, что не выпустим из рук оружия, пока последний фашистский гад на земле не будет уничтожен. За сожжённые города и сёла, за смерть детей, за пытки, насилие и издевательства над моим народом клянемся мстить жестоко, беспощадно и неустанно. Кровь за кровь! Смерть за смерть! Клянемся, что скорее умрем в жестоком бою с врагом, чем отдадим себя, свою семью и весь советский народ в рабство коварного фашизма! Клянемся!»

/Слайд 2 Юные мстители Портреты Ф. Зеньковой, Н. Азолиной, В. Езовитова, Н./

Ведущий 1: Еще вчера эти ребята сидели за партами в школе. Что они могли противопоставить нацистам? Оказывается, многое. Одним из первых заданий для «Юных мстителей» стало информирование населения о положении дел на фронтах. Советские люди, которые остались на оккупированной территории, ничего не знали о том, где находятся войска Красной армии, как страна сражается с фашистами. Немцы же говорили о своей скорой победе, говорили, что они захватили Ленинград и скоро захватят Москву. В своих листовках они рассказывали о том, как будет хорошо, тем советским солдатам, которые сдадутся в плен.

Ведущий 2: /Обращается к ученикам/

Ребята, вы знаете, что такое листовка? /Выслушиваются ответы детей. Листовка – лист бумаги с текстом/рисунком, написанным от руки или напечатанным/

 Сейчас я прочитаю вам немецкую листовку.

«Командиры и бойцы Красной армии! Ваше положение безнадежно. Все теснее сжимается кольцо германских войск вокруг вас. Вам не хватает боеприпасов, снабжения и продовольствия, ваши правители и вожди ни к чему не способны, бегут и оставляют вас на произвол судьбы. Ваша борьба бесполезна! Сохраните свою жизнь для лучшего будущего и для ваших семей. Переходите к немцам – там вас ждет хорошее обращение и пропитание, а также скорое возвращение домой!»

/Обращается к ученикам/ Вы верите этой листовке?

Володя Езовитов: Вот и мы не верили. Нам удалось самим собрать маленький радиоприемник. Его мы спрятали на чердаке моего дома. Если бы немцы его нашли, меня и мою семью расстреляли. Зато мы могли слушать Москву! И мы точно знали, что немцам не удалось взять столицу нашей Родины и Ленинград, окруженный блокадным кольцом, не сдается!

Нина Азолина: Все, что мы узнавали по радио, мы записывали и потом расклеивали листовки по соседним деревням и на станции Оболь. Так люди узнавали правду. Вот одна из наших листовок /Читает листовку/

«Прочти и передай другому!

Товарищ! Тебе протрубили уши, что немцы в Ленинграде. Не верь! Против вражьей лжи ухо востро держи! Красная армия остановила фашистов у Пулковских высот. Близок локоть, да не укусишь. Близок Ленинград, да немцам его не взять.

Товарищ! Выше голову! Скоро фашистов погонят от Ленинграда. И не собрать им тогда костей своих поганых. Смерть немецким оккупантам!

Твои друзья»

 /Слайд 3 Фотография из Обольского музея комсомольского подполья. Как юные мстители прятали оружие/ 

Зина Портнова: Моя сестра Галка ничего не знала о подпольной организации. Слишком уж она была маленькой. Но нам все равно помогала. Когда мы под видом вечерних посиделок собирались для обсуждения очередной операции, Галка играла с куклой на завалинке рядом с домом. Если к дому подходил полицай или кто-то чужой, она должна была громко петь "Во поле березонька стояла". Так она предупреждала нас о возможной опасности.

/Слайд 4 Рельсовая война/ 

Ведущий 1: Юные подпольщики собирали информацию о немецких войсках и передавали ее в партизанский отряд, они сжигали мосты и отправляли под откос немецкие поезда. По заданию руководителей партизанского отряда ребята устраивались работать к немцам. Их можно было встретить на железнодорожной станции Оболь, на кирпичном заводе, на торфозаводе, на электростанции и даже в комендатуре. Так, не вызывая подозрений у фашистов, они имели доступ к этим предприятиям, а значит они могли устраивать диверсии, вредить немцам.

/Слайд 5 Водокачка/ 

Нина Азолина: Я работала в немецкой комендатуре. У меня был специальный пропуск, по которому я могла попасть на водокачку. Водокачку нужно было взорвать. Она единственная уцелела на железнодорожной станции. И если ее уничтожить, то для паровозов не будет воды. А это значит, что немецкие поезда не смогут попасть на фронт. В партизанском отряде мне дали мину, замаскированную под кусок угля. Мне удалось пронести ее на водокачку и бросить в кучу угля. Через несколько дней мина вместе с углем попала в печь, и водокачка взлетела на воздух!

/Слайд 6 Фотография из Обольского музея комсомольского подполья. Сумочка Нины Азолиной/

Володя Езовитов: Мы взорвали не только водокачку. За ней последовали кирпичный завод, торфяной завод, льнозавод с 2 тысячами тонн льна, приготовленных для отправки в Германию, железнодорожный склад и электростанция.

 Ведущий 2: По заданию партизанского отряда Зина Портнова устраивается работать в офицерскую столовую.  В маленькой холодной комнатке без окон она чистила картошку. Первое время Зина приходила домой совершенно обессиленная, едва добиралась до кровати. Но со временем она стала привыкать к тяжелой работе. Немцам приглянулась русская девочка с косичками. Ей одной разрешали входить на кухню.

 Володя Езовитов: Шел август 1943 года. Немцы собирались угнать многих наших ребят в Германию, поэтому ребята в поселке ходили как пришибленные.  И тут командование партизанского отряда поручило Зине отравить пищу в офицерской столовой. Сделать это было непросто. За ней, как и за всеми русскими, работавшими в столовой, все время следили. Но вот в один из дней Зине пришлось заменить посудомойку. Путь к котлам с пищей был открыт. Ей удалось незаметно насыпать яд в котел. Едва фашисты почуяли признаки отравления, Зину вызвали на кухню и приказали попробовать еду. Не подавая вида, Зина принялась есть. Видимо, немцы поверили, что она ничего не знает об отраве, и отпустили.

Зина Портнова: Меня отпустили, но яд начинал действовать на меня. Я с трудом добралась до дома бабушки. Меня отпаивали молоком, и я выжила. Зато фашисты не выжили!  Больше ста фашистских офицеров нашли свою смерть от моей руки. Но оставаться в деревне мне было уже нельзя. Вместе с Галкой мы ушли в лес к партизанам. В партизанском отряде я научилась хорошо стрелять и стала разведчицей. Мой позывной – Ромашка. Это мои любимые цветы.

Ведущий 1: Разъяренные немцы не переставали искать виновников диверсий.  И вот нашелся страшный человек – предатель, который донес немцам, кто виноват в их бедах.   Фашисты арестовали многих членов организации «Юные мстители». На допросах юные мстители держались стойко. Никто не рассказал фашистам о месторасположении партизанского отряда, никто не предал товарищей. Ребят пытали, но волю их сломить не смогли. В ответ на издевательства фашистов они пели любимую песню: «Орленок, орленок, взлети выше солнца». Спустя два месяца юных мстителей расстреляли.

/Слайд 7 Обелиск Юным мстителям на автостраде Витебск - Полоцк Фамилии юных мстителей. Звучит песня «Орленок»/

Ведущий 2: Когда в партизанском отряде узнали о разгроме молодёжного подполья, Зине поручили найти тех, кто остался на свободе, и узнать о причинах провала. Зина уже возвращалась в отряд, когда в деревне Мостище ее увидел предатель и сообщил о ней полицаям. Зину арестовали. Предатель хорошо поработал — гитлеровцам было известно о ней практически всё. И про родителей в Ленинграде, и про её роль в организации «Юные мстители». Немцы, правда, не знали, что именно она отравила немецких офицеров. Потому ей предлагали сделку — жизнь в обмен на информацию о местонахождении базы партизанского отряда. Но, ни купить Зину, ни запугать её не получалось. Зина упрямо молчала. Один из допросов вел сам начальник гестапо капитан Краузе.

Ведущий 1 читает страницы из книги Г. Набатова «Юные мстители»

/Слайд 8 Допрос Иллюстрация «Сцена допроса Зины»/

Когда в кабинет Краузе ввели Портнову, тот изумленно уставился на нее: он не ожидал, что увидит … девочку с косичками! «Ну, это же совсем ребенок»

- Садись.

Зина села, ничем не выдавая своего волнения. Она быстрым взглядом окинула просторный кабинет, железные решетки на окнах, плотно обитые двери. «Отсюда, пожалуй, не убежишь».

Прищуренными глазами смотрел на Зину капитан, будто изучал каждую черточку лица. Зина выдержала этот взгляд, не пошевельнулась. На ломаном русском языке Краузе сокрушался о том, что с ней обошлись грубо, даже избивали.

- Ах, как похудела, как побледнела фрейлейн! Ей нужно молоко, масло, белый хлеб, шоколад… Фрейлейн любит шоколад?

Зина молчала.

        Краузе не злился, не кричал, не топал ногами, делая вид , что не замечает ее упорного молчания. Улыбаясь, обещал улучшить условия заключения.

«Даром, собака, стараешься. Все равно ничего не скажу»

        Как бы угадав ее мысли, Краузе протянул: «Так, так, не желаешь сказать…. Ничего»

        Переждав минуту, гестаповец продолжал: «Ты, конечно, сделаешь нам услуга. Да? И мы не будем в долгу. Я знаю, в Петербурге, ну, по-вашему, в Ленинграде, у тебя есть мама, папа. Хочешь, мы отвезем тебя к ним? Это теперь наш город. Говори, не бойся…»

        А Зина молчала. Она едва сдерживалась от улыбки, так как хорошо знала, в чьих руках ее родной город.

        За окном шумел ветер. И скоро шум перерос в грохот. По улице шли немецкие танки.

        Капитан, подойдя к окну, отдернул занавеску: «Смотри, какие мы сильные!» Потом, приблизившись к Зине, вытащил из кобуры пистолет, повертел его в руке, и положил на стол. Зина посмотрела на пистолет и подумала: «Вот бы разрядить в гада всю обойму»

        Вдруг она почувствовала, что у нее перехватило дыхание, и отчаянная мысль, как молния, пронзила мозг: «А что если?»

- Ну-с, фрейлейн, - Краузе вернулся от стола и снова поднял пистолет. – Здесь есть маленький патрон. Одна пуля может поставить точку в нашем споре и твоей жизни. Тебе не жалко жизнь, девочка?

        А ленинградская девочка молчит, как будто не слышит его, не видит, ничего не замечает.

        Гестаповец опять положил пистолет на стол. «Он уверен, гад, что я не смогу выстрелить из пистолета, поставленного на предохранитель. Ну и пусть…»

        На улице просигналила машина и, резко затормозив, остановилась у дома. Краузе отошел от стола к окну, и тут случилось то, чего он никак не мог допустить даже в мыслях.

        Зина, словно кошка, бросилась к столу и схватила пистолет. Гестаповец не успел еще осознать, что произошло, как девушка навела на него его же собственное оружие.

        Выстрел – и Краузе, неестественно скособочась, упал на пол. Вбежавший в комнату офицер был также убит наповал.

         Зина устремилась в коридор, выскочила во двор, а оттуда в сад. Утро было прохладное, начались заморозки, трава побелела, а Зине было жарко.

        Липовая аллея упиралась в берег реки. Девушка вихрем пронеслась до ближайших кустов, тянувшихся рядом с аллеей. Некоторое время ее никто не преследовал, сад был пуст. Она бежала к реке. Эх, только бы успеть добежать!.. За рекой спасительный лес. Только бы успеть.

         Зина обернулась и увидела солдат. Один из них – совсем близко. Она остановилась, прицелилась, плавно нажала на спуск. Гитлеровец с хриплым стоном растянулся на земле. Остальные ускорили бег. Зина, не целясь, произвела еще несколько выстрелов. Это заставило солдат приостановиться.

        «Почему они не стреляют?»- удивилась девушка. Она не знала, что было приказано взять ее живой. Казалось, никто и ничто не может ее спасти, но она все бежала, бежала… Река – она совсем рядом… Но сил уже не было. Портнова обернулась, опять нажала на спусковой крючок… Выстрела не последовало. Патроны в обойме кончились. Все!..

        У Зины от бега перехватило дыхание. Ноги совсем подкосились. Ее схватили на самом берегу реки.

…В морозное январское утро 44 года Портнову повели на казнь.

        Машина остановилась в лесу. Зину поставили на край ямы, вырытой под сосной. Ей не завязали глаза – она и так ничего не видела: фашисты выкололи ей глаза. Но слышала она все. Слышала шорохи зимнего леса, слышала, как прозвучала команда и тут же звонок щелкнули затворы винтовок.

        Залп разорвал морозный воздух. Сосна дрогнула, несколько сучков упало вниз на снег. Они легли рядом с телом девушки, только что шагнувшей в бессмертие.

/Слайд 9 Фотография Зины Портновой. Указ о присвоении Зине Портновой звания Героя Советского Союза/

 Ведущий 2: Зину расстреляли… Но Родина помнит о ленинградской школьнице, о ее подвиге, о подвиге ее боевых друзей. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1958 года за проявленный героизм в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками Портновой Зинаиде Мартыновне посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Звание Героя Советского Союза присвоено было и Ефросинье Зеньковой. Она прошла всю войну. Вместе с партизанским отрядом освобождала белорусскую землю от фашистов и осталась жива. Высоких наград посмертно были удостоены все члены подпольной организации «Юные мстители»

Ведущий 1: А что же произошло с сестрой Зины – Галкой? Когда Зина не пришла с задания в положенный срок, она побежала в штаб к командиру партизанского отряда с вопросом: "Где моя сестра?" Ее не хотели расстраивать, и сказали: жива. Какое-то время Галка была при штабе. А потом, когда немцы начали проводить широкомасштабную операцию против партизан, ее отправили довеском к раненым на самолёте на "большую землю". Галку определили в детский дом на станции Озерище. Она помнила домашний ленинградский адрес, который учила вместе с Зиной: «Балтийская, 24, квартира 12». Галкино письмо родителям полетело в Ленинград: "Дорогие мама и папа, я жива, приезжайте за мной". И ответ пришёл: "Галочка, за тобой едет папа". Галина Мартыновна вспоминает: «В один из дней мы сидели с девочками в комнате, били вшей, все были побриты наголо. Вдруг заходит воспитательница: "Галя, выйди на минутку". Я взялась платок повязывать, а она: "Не надо, иди!" Вышла на крыльцо. А там — папа… После мы поехали в Ленинград. Помню Балтийский вокзал, бумажные полоски на окнах и разбитые дома. Мне казалось — весь город разбит! Потом я бежала по своей лесенке, звонила в колокольчик, и встретила маму, которую не видела три с половиной года…»

Экскурсовод: После войны жизнь постепенно наладилась. Галина отучилась в школе, потом в горном институте. Вышла замуж, родила дочку и сына. Дочку в честь сестры назвала Зиночкой. Галина Мартыновна много лет живет в Автово. Она награждена орденом «Отечественной войны» 2 степени и орденом «Знак почета», 16 медалями, включая две из Беларуси, и редким знаком, особенно дорогим ее памяти – «Сын полка».

Экскурсовод предлагает ученикам самостоятельно ознакомиться с экспозициями музея. Задание: найти и прочитать листовку «Юных мстителей», найти и прочитать письмо родителям, написанное Зиной из партизанского отряда, познакомиться с книгами, рассказывающими о подвиге Зины Портновой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве"

Этот блок уроков может использоваться и для 8  и для 10-го классов. Декабристы, заслуживают большего внимания не только специалистов,но и учащихся, ещё только открывающих для себя родную историю....

Методическая разработка. Карта кинотеатр Подвиг

Методическая разработка. Карта кинотеатр Подвиг...

Методическая разработка классного часа на тему: "Планета Зоя" о подвиге Зои Космодемьянской во время Великой отечественной войны

Методическая разработка классного часа на тему: «Планета Зоя»Номинация: «Методика организации и проведения «уроков мужества», торжественных мероприятий, посвященных памятным событиям Российской истори...

Методическая разработка мероприятия "Славим подвиг и мужество"

Данный краеведческий материал можно использовать на уроках и занятиях по патриотическому воспитанию...

Разработка классного часа "Подвиг блокадного Ленинграда"

Данная разработка предназначена для учащихся 8 - 9 классов. Способствует развитию исторической памяти, чувства гордости  за своих предков....

Методическая разработка классного часа для учащихся 6-х классов "Патриотическое воспитание учащихся на примере подвигов Александра Невского"

Аннотация: классный час «Патриотическое воспитание на примере подвигов Александра Невского» включает актуализацию знаний о личности Александра Невского, его главных подвигов; работу в груп...

Разработка классного часа "Подвиг героев - панфиловцев"

Разработка знакомит учащихся с подвигом героев - панфиловцев. Предназначена для учащихся  8- 10 классов коррекционной школы....