Меценаты татарского просвещения
классный час (8 класс)
Устный журнал "Меценаты татарского просвещения" посвящается 240-летию Иж-Бобинского медресе Агрызского муниципального района
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ustnyy_zhurnal.docx | 523.4 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Азевскя ООШ АМР РТ
Учитель: Кузнецова Л.В.
Устный журнал (К 240-летию Иж-Бобьинского медресе)
МЕЦЕНАТЫ ТАТАРСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ
Цели:
- развивать чувство гордости за свой “богатый” край;
- воспитывать чувство любви к своей родине
- создавать объективную основу для воспитания патриотизма и любви к родной местности;
Форма проведения: устный журнал.
Эпиграф: Мой друг! Что может быть милей (слайд)
Бесценного родного края? (Н. Языков)
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Учитель: Здравствуйте ребята! Рада видеть вас всех на нашем сегодняшнем классном часу.Мы коснемся актуальной темы, обсудим её, поработаем творчески, поделимся опытом наблюдений, расширим свой кругозор и усилим свои личностные качества. А чтобы определить тему нашего классного часа, я предлагаю вам разгадать кроссворд и ответить на вопрос о чем сегодня пойдет речь. (кроссворд)
Давайте сделаем вывод, о чем мы с вами сегодня поговорим (ответы учащихся- о меценатах и меценатстве). А знаете ли вы что означает слово меценат?
-Ребята у вас на столах лежат словари, давайте найдем, что означает это слово (работают со словарями)
- МЕЦЕНАТ-мецената, м. (книжн. и ирон.). Богатый покровитель наук и искусств. (По имени богатого римского патриция эпохи Августа). Ушаков. Толковый словарь русского языка Ушакова.
МЕЦЕНАТ, -а, м. Богатый покровитель наук и искусств; вообще тот, кто покровительствует какому-н. делу, начинанию. Спортивные меценаты. II ж.меценатка, -и. П прил. меценатский, -ая, -ое.Толковый словарь Ожегова .
Меценат - - приближенный императора Августа в Древнем Риме, известный своим покровительством поэтам и художникам. Имя приобрело нарицательный смысл, т.е. покровитель развития науки и искусства. В России меценатство было широко распространено в XIX - начале XX вв.
Вывод: Меценат - человек, который на безвозмездной основе помогает развитию науки и искусства, оказывает им материальную помощь из личных средств. Главной движущей силой здесь выступали следующие причины – высокая нравственность, мораль и религиозность меценатов. Представители купечества и дворянства видели в меценатстве миссию, возложенную Богом или судьбою. Общественное мнение активно поддерживало идеи сострадания и милосердия. Правильные традиции и религиозное воспитание привели к такому яркому явлению в истории России, как расцвет меценатства в конце XIX – начале XX веков.
Давайте тогда поговорим о истории развития меценатства в России, Татарстане и в нашем Агрызском районе.
ТЕМА УСТНОГО ЖУРНАЛА
МЕЦЕНАТЫ ТАТАРСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ ( слайд)
Меценатство и просвещение – две вещи совместимые. Казанская губерния уже в XIX веке являла собой достойный пример меценатства, оставив в истории имена целого ряда благотворителей: Акчуриных, Рамиевых, Хусаиновых, Алафузовых, Шамовых и других деловых представителей. Главным мотивом осуществления благородной частной инициативы были побуждения к формированию народного самосознания, развитию социальной среды. Мы по праву можем гордиться своими соотечественниками: Ушаковым, Апанаевым, Александровым и другими. Эти люди навсегда останутся в истории нашего края. Именно они первыми стали вкладывать средства в благотворительность
Мой милый край, мой щедрый, мой родной!
Ты в памяти моей жить будешь вечно.
Люблю тебя всем сердцем, всей душой,
Любовь моя, поверь мне, бесконечна!
Учитель. Родной край является источником жизни и труда. Мы должны не только любить свой край, но и изучать его прошлое и настоящее. В нем много достопримечательностей, о которых мы должны знать. В нашем крае жили и живут самые прекрасные люди, о которых мы тоже должны знать. Сегодня мы поговорим о меценатах нашего района. Эти имена связаны И Иж.Бобьинским медресе.
В этом году исполняется 240 лет знаменитому Иж-Бобьинскому медресе, которое находится в нашем районе. Об этом и наш УСТНЫЙ ЖУРНАЛ.
Выступления учащихся:
1 ученик( слайд)
Известно, что с 1781 года века в Иж-Бобье функционировало медресе. Особую известность медресе получило в конце ХIХ века. В программу обучения, длившегося 12 лет, помимо ислама, были включены светские предметы, среди которых математика, французский язык и физика. Позже к ним прибавились история, философия, русский язык. Под медресе были отведены два больших деревянных одноэтажных здания — в одном размещалось само училище, другое было отдано под общежитие шакирдов. Уровень образования и, соответственно, популярность медресе были столь высоки, что своих сыновей сюда посылали на учебу татары не только из Поволжья, но с Урала, даже из Польши, Финляндии, здесь стали учиться казахи, киргизы, башкиры. К 1907 году медресе стало хорошо известно в мусульманском мире. В этом же году в селе под руководством Мухлисы Бобинской заработала шестилетняя реформированная школа для девочек. Они изучали татарский, арабский, персидский, русский, турецкий языки, арифметику, геометрию, алгебру, всеобщую историю, географию, санитарию, химию, зоологию, ботанику, рукоделие, уход за детьми и многие другие предметы.
Здание знаменитого медресе в конце 20-х годов ХХ столетия было перевезено в г. Агрыз и долгое время служило поликлиникой, потом музеем истории Агрыза и Агрызского района.
До 1917 года функционировала одна мечеть (здание сохранилось до сегодняшнего дня) 1895 года постройки, жилой дом известных просветителей Бобинских (здание сохранилось), дом купца Габдуллы Губайдуллина (здание сохранилось).
До 1921 года за рекой Иж в живописнейшем месте имелась лечебница, где разводили кобыл и лечились кумысом и куда приезжали лечиться из многих мест, содержал лечебницу купец Габдрахман Губайдуллин.
2 ученик( слайд)
Выходцами из д. Иж-Бобья были такие известные люди, как:
Халили Якуб Ибрагимович - Журналист, педагог, просветитель. В 1913-1918 гг. - издатель и редактор журнала «Балалар доньясы». Автор учебных пособий для татарских школ: «В мире науки», «Новейшая азбука», основатель и первый редактор журнала для женщин «Сююмбике». После 1917 года работал в различных государственных учреждениях Казани и Буинска.
Абдрахманов Кутдус Абдрахманович (1882-1953 гг.) - Педагог и просветитель, автор учебников на татарском языке. Выпускник медресе Буби, в 1903-1911 гг. - его преподаватель. После закрытия медресе продолжал работать в Иж-Бобье в земской школе. В 1923-1945 г. - работал директором Иж-Бобьинской средней школы.
Его сын Асаф Кутдусович Абдрахманов (1919 г.р.) - Герой Советского Союза.
Ахметзянов Мигдат Мухаметзянович - доктор медицинских наук, кардиолог. Педагоги - просветители Буби: Буби (Нигматуллин) Габдулла, богослов, педагог. Брат Губайдуллы и Мухлисы Буби. Образование получил в медресе «Буби». С 1895 года совместно с братом участвовал в реформировании этого учебного заведения, преподавал богословие дисциплины. С 1918 года продолжил педагогическую деятельность в д.Иж-Бобья. Габдулла - автор богословских сочинений, внесших значительный вклад в формирование татарской религиозно-реформаторской мысли начала 20-ого века, автор переводов М.Е.Салтыкова-Щедрина, и автор сатирических рассказов.
Д. Иж-бобья известна своим медресе «Буби», домом купца М. Ахметзянова – архитектурным памятником конца XIX века.
В с.Иж-Бобья сохраняется 8 исторических зданий. Такого нет ни в одном селе. Недавно на эти здания с помощью фонда «Наследие Буби» были установлены мемориальные доски. Доски установлены на доме, где жили Габдулла, Мухлиса и Губайдулла Буби (сейчас он реконструируется в музей), на гостинице Габдуллы Губайдуллина (сейчас – мечеть), здании магазина Ахмета Муратова (магазин райпо), на месте медресе для девочек (не сохранилось), на мечети, построенной купцом Мухаметзяном Ахметзяновым (ведется реконструкция), на месте дома, где он жил (не сохранился), на его магазине (склад), амбаре (склад), на доме, где жили преподаватель медресе Кутдус Абдрахманов и его сын – Герой Советского Союза Асаф Абдрахманов, на доме купца АрслангалиМедресе «Иж-Буби» в истории татарского религиозного образования
3 ученик (слайд портрет Мухлисы)
Жизнь и деятельность Мухлисы Буби Мухлиса Буби — первая в мире ислама и единственная в татарской истории женщина-казыя (шариатская судья). Основной идеей ее деятельности являлось направление женщин по пути просвещения, отстаивание их прав и, следовательно, совершенствование современного общества. Среди татарских просветителей Мухлиса Буби выделяется своей уникальной, удивительно сложной и яркой судьбой. Выросла она в семье имама и мударриса Габделгалляма и его жены Бадрульбанат Нигматуллиных. Она была шестым ребенком в семье, но выжили лишь трое — Мухлиса Буби и ее братья Губайдулла (1866–1936) и Габдулла (1871–1922), которые также стали в последующем выдающимися педагогами. Бадрульбанат абыстай обучалась у своего отца, имама и мударриса д.Чебенле Мензелинского уезда Уфимской губернии Иманкула сына Махмуда, а в 1857 году вышла замуж за муллу из деревни Иж-Буби Сарапульского уезда Вятской губернии Габдулгалляма Нигматуллина. В последующем супруги «начали обучать детей в Иж-Буби, один — мальчиков, другая — девочек, таким образом, освещая светом знаний и просвещения деревню» — из воспоминаний Г.Буби Родители Мухлисы Буби хорошо знали арабский, турецкий и персидский языки, побывали в Мекке. По вечерам Бадрульбанат брала уроки у своего мужа, а днем сама обучала деревенских девушек и женщин письму, чтению, а также чтению намаза и молитв из Корана.
Медресе Иж-Буби, которое основали Бадрульбанат и Габдельгаллям Нигматуллины, перешло в руки братьев Буби Губайдуллы и Габдуллы.(слайд портреты братьев Буби)
Одним из важных проблем был вопрос об образовании и воспитании женщин, и поэтому было просто необходимо открыть и женские школы, каких до этого времени не было. Таким образом учреждается женское медресе, где Мухлиса абыстай вместе с женами своих братьев преподает и работает над повышением уровнем образования. В образовательный комплекс входили мужское медресе с восьмилетним курсом обучения с четырехлетней начальной школой при нем и так же восьмилетнее женское медресе. Это медресе выделялось среди других татарских учебных заведений: по финансовому обеспечению стояло на первом месте, отличалось от других по внутреннему распорядку. Уникальной особенностью этого медресе стало то, что наряду с религиозными предметами там преподавались и светские предметы на родном языке, к примеру, такие, как арифметика, география, история, природоведение, рисование, чистописание, восточные языки и русский язык, а также в медресе готовили будущих учителей и учительниц для этих новометодных татарских школ. Ни в одном из других медресе не обучали светским наукам и не готовили будущих преподавательниц-женщин.
Ну, вот и история великой женщины, женщины, которая посвятила всю свою жизнь, от самых ранних лет жизни до самого последнего дыхания, просвещению и обучению. Ее идеи о том, что только получившая хорошее образование, глубоко нравственная и образованная женщина сможет правильно воспитать детей — будущее нации, живут и будут жить в обществе вечно. Несмотря на все невзгоды и горести, которые ей приготовила судьба, она гордо перенесла их — сделала все для достижения ее цели. И не только ее собственной цели, а цели всего народа! Сколько она усилий приложила для того, чтобы все девушки могли учиться! Сколько всего она сделала для обучения, воспитания не только своей и приемной дочерей, но и для всех девушек, добиваясь равноправия, без ущемления прав женщин.
Учитель: Сейчас я предлагаю проверить ваши знания пословиц о добре.
( Учащимся раздаются листы с пословицами, им надо правильно соединить 2 части в одно предложение)
Добряк творит добро, быть может, и не зная | а зло забывай. |
Ласковое слово, | добру и учит. |
Добрый человек скорее дело делает, | то и пожнёшь. |
Чем сердиться, | чтобы сердце пело. |
Доброму | чем хорошо говорить. |
Хорошее слово - | что от того болит душа у негодяя. |
Злой не верит, | а злое калечит. |
Сделай доброе дело, | половина счастья. |
Не одежда красит человека, | что есть добрый. |
Добрый человек | лучше помириться. |
Доброе слово лечит, | все друзья. |
Добра желаешь - | добра не делает никому. |
Лучше хорошо поступать, | добро и делай. |
Добро помни, | добром плати. |
Что посеешь, | чем сердитый. |
За добро | что весенний день. |
Худо тому, кто | а его добрые дела. |
Ребята,вы славно потрудились, а теперь можно и отдохнуть.
Положите руки перед собой на парту, расслабьтесь. Представьте, что у вас в руках находится «Чудесный цветок добра». Ваши руки ощущают удивительную теплоту, он согревает вас, ваше тело, вашу душу. Вы можете мысленно рассмотреть его, какой он, какого он цвета. Может быть, он имеет запах? А, может, от него исходит какая – то приятная музыка? И вам хочется её послушать? Мысленно поместите всё добро этого цветка в своё сердце. Почувствуйте, как цветок согревает вам душу, наполняет её радостью. У вас появляются новые силы, силы здоровья, счастья, радости. А теперь посмотрите друг другу в глаза и поделитесь друг с другом добрыми чувствами.
Слайд с пословицами
Добрый человек скорее дело делает, чем сердитый.
Чем сердиться, лучше помириться.
Доброму – все друзья.
Хорошее слово – половина счастья.
Злой не верит, что есть добрый.
Сделай доброе дело, чтобы сердце пело.
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Добрый человек добру и учит.
Доброе слово лечит, а злое калечит.
Добра желаешь, добро и делай.
Лучше хорошо поступать, чем хорошо говорить.
Добро помни, а зло забывай.
Что посеешь, то и пожнёшь.
За добро добром плати.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Доброго чту, а злого не жалую.
Подведение итогов
Учитель: Что интересного узнали вы сегодня? Может быть, что-то заставило вас задуматься?
Каждый человек должен оставить после себя какой-то след, совершить что-либо во благо общества.
Каждый должен знать свое прошлое. Мы, обязательно, продолжим изучать страницы нашего прошлого, страницы нашего родного края.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие татарского просвещения в родном крае
«Татар» - это слово тюркского этнонима, которое часто употребляется с древнего периода времени по сегодняшний день. Читая литературу, все больше убеждаешься в том, что татарский народ имеет глуб...
Урок литературы в 10 классе "Сатирическое изображение "хозяев жизни" в сказках М.Е. Салтыкова - Щедрина "Медведь на Воеводстве" и "Орел - меценат"
Урок литературы в 10 классе с применением компьютера и интерактивной доски по теме "Сатирическое изображение "хозяев жизни" в сказках М.Е. Салтыкова - Щедрина "Медведь на воеводстве" и "Ор...
Презентация к уроку литературы в 10 классе по теме "Сатирическое изображение "хозяев жизни" в сказках М.Е. Салтыкова - Щедрина "Медведь на воеводстве" и "Орел - меценат"
Презентация с применением интерактивной доски к уроку литературы в 10 классе по теме "Сатирическое изображение "хозяев жизни в сказках М.Е. Салтыкова - Щедрина "Медведь на воеводстве" и "Орел - ...
Презентация "Династия меценатов Рябушинских"
Материал об одной из знаменитых династий меценатов....
Меценат по зову сердца: Павел Михайлович Третьяков
В презентации раскрывается образ человека, совершившего подвиг во славу русского искусства. Данный материал предназначен для учащихся старших и средних классов общеобразовательных школ и школ искусств...
Кроссворд по теме "Предприниматели-меценаты Приморья к. 19-н. 20 века"
Кроссворд по теме "Предприниматели-меценаты Приморья"...
Устный журнал "Благотворительность и меценаты"
Данная разработка представляет собой план и описание хода внеклассного мероприятия по воспитательной работе с обучающимися....