Классный час для обучающихся 8ых классов по профориентации "Формула профессий"
классный час (8 класс)
Предварительный просмотр:
Классный час по профориентации «Формула профессии»
Истинное сокровище для людей - умение трудиться.
Цели:
Определить формулу профессии.
Задачи:
расширить представление детей о различных профессиях;
формировать позитивное отношение к труду, к профессиональному росту;
побуждать детей к поиску информации о профессиях, к осознанному профессиональному выбору.
Форма проведения - час общения.
Подготовительная работа с детьми: предложить 2-3 ученикам подготовить иллюстрацию осознанного выбора профессии (образец текста - в сценарии).
Оформление:
- крупными буквами написать сверху доски тему классного часа, так, чтобы справа осталось место для слов «Формула профессии = ?»;
- картинки, фотографии (процессы труда, люди разных профессий);
Вырезанные круги из цветной бумаги со словами «хочу», «могу», «надо».
План классного часа
- Проведение теста «Профпригодность».
- Итоги теста.
III. Групповая работа по теме «Самые нужные профессии».
IV. Проблемная ситуация «Чей это выбор?»
V. Мини-лекция «Формула профессии».
VI. Демонстрация осознанного выбора профессии «Это мой выбор!».
VII. Выступление гостей.
VIII. Заключительное слово.
IX. Подведение итогов (рефлексия).
Ход классного часа
I. Классный руководитель. Здравствуйте гости, ребята, коллеги! Наш классный час по профориентации называется «Формула профессии». Как вы думаете: «Какова его цель?», «Какие задачи нам нужно решить?». В преддверии него в классе прошла анкета «Кем я хочу стать». Вот ее результаты.
Результаты опроса
«Кем я хочу стать»
экономистом-25% юристом-20%
программистом-16% менеджером-11%
шофером-10 дизайнером-7%
психологом-6% учителем-3%
модельером-1% военным-1
Интерактивная беседа по теме «Профессиональная характеристика».
Классный руководитель. Проведем тест «Профпригодность»
1.Новогодняя ночь для тебя - лучшее время, чтобы:
а) выспаться;
б) посмотреть телевизор вместе с семьей;
в) оказаться в кругу друзей.
2. Из трех подарков ты предпочёл(чла) бы:
а) удочку(набор для вышивания);
б) коньки и лыжи;
в) турпутевку или билет на интересное представление.
4. Если бы ты оказался(лась) в одиночестве на острове или в лесу, то:
а) почувствовал(а) бы полную свободу;
б) занялся(ась) бы поиском выхода или каким-нибудь делом;
в) ощутил бы тоску, неприкаянность, страх.
5. В своё свободное время ты любишь:
а) читать, посещать библиотеку, шахматную секцию, зоопарк, лес, ловить рыбу, мечтать;
б) рисовать, читать, заниматься спортом, музыкой, шитьём или вязанием, ходить в походы, разговаривать по телефону, смотреть телевизор;
в) заниматься спортом, танцами, играть в ансамбле, петь в хоре, участвовать в спектаклях и концертах, путешествовать с друзьями, ходить с компанией в кино.
II Итоги теста.
Классный руководитель.
Подсчитайте количество баллов.
«а)» - 1 балл, «б)» -2 балла, «в)» -3 балла
Если вы набрали от 5 до 8 баллов - советуем подумать о профессии, где вам не придётся общаться с большим числом людей (продавец, учитель, журналист и психолог в данном случае не очень подходят). Зато исследовательская деятельность или работа в охотохозяйстве, лесничестве, зверопитомнике или на собственной ферме, специальность программиста, слесаря или токаря, профессия бухгалтера, оператора ЭВМ вполне будут приемлемы для вас, поскольку ваши ответы показывают, что вы цените тишину, не любите шумных, незнакомых компаний.
Вы чуть-чуть стеснительны и замкнуты, встречи с незнакомыми людьми вам доставляют беспокойство.
Если вы чаще ставили галочки возле буквы «б» и набрали от 8 до 12 очков, то считайте - вам крупно повезло. Вы относитесь к людям, которым не страшно одиночество и которые прекрасно чувствуют себя в любой компании. Вы не боитесь новых знакомств и спокойно обходитесь без общения длительное время.
Выбор профессии здесь практически не ограничен!
Ну а если в вашем активе от 12 до 15 очков, снова задумайтесь над выбором: стоит ли вам, человеку общительному, легко вступающему в контакт, отказываться от возможности иметь интересную профессию менеджера, агента по рекламе, коммерческого директора, продавца, дилера, учителя, брокера или тренера? В вас огромный потенциал энергии и сил, которых хватит для работы с большой аудиторией и коллективом коллег. Вам будет тесно в маленькой лаборатории или у конвейера, охотничьем хозяйстве или мастерской.
Классный руководитель.
Сядьте в три группы, в зависимости от набранных баллов .
Классный руководитель. Найдите лишнее. Почему вы так решили?
труд, работа, отдых, дело, занятие
«Истинное сокровище для людей – умение трудиться». (Эзоп)
«Будем трудиться, потому что труд это отец удовольствия». (Стендаль)
«Тот, кто с детства знает, что труд есть закон жизни, кто смолоду понял, что хлеб добывается только в поте лица, тот способен к подвигу, потому что в нужный день и час у него найдётся воля его выполнить и силы для этого». (Жюль Верн)
Классный руководитель.
Пройдет совсем немного времени, и вам придется выбирать свой путь в жизни. И путь этот начнется с перекрестка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тыс. дорог - именно столько сейчас существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу. Что же такое профессия? На доске написаны 4 слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека: профессия, специальность, квалификация, должность. Как бы вы объяснили различие между этими словами?
(Дети дают ответы.)
Профессия - это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития.
III. Групповая работа по теме «Самые нужные профессии».
Классный руководитель.
Ребята, как вы думаете, что будет, если все молокозаводы мира вдруг утроят выпуск продукции и все магазины будут забиты молоком, сметаной, йогуртами и т. п.? (Эти продукты будет очень трудно продать, они начнут портиться, пропадут, а значит, пропадет чей-то труд, деньги, прибыль...)
Так же и на рынке труда. Если каких-то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица. Профессия, специальность, квалификация - это то, что продает человек на рынке труда. Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие теряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое. Предлагаю вам составить списки таких профессий. Для этого разделимся на группы.
Первая группа будет составлять список «Самые модные профессии».
Вторая группа - «Самые забытые профессии».
Третья группа - «Профессии, которые всегда нужны».
Послушаем, что у вас получилось.
Примерные списки профессий:
Самые модные: юрист, экономист, менеджер, топ-модель, телеведущий, веб-дизайнер, журналист, программист, автослесарь, нефтяник, пластический хирург, президент, спикер, эколог и т. п.
Самые забытые: конюх, камердинер, ключник, шорник, трубочист, бондарь, ямщик и т. п.
Профессии, которые всегда нужны: врач, учитель, дворник, строитель, шофер (водитель), парикмахер, милиционер, пекарь, земледелец, животновод, повар, бухгалтер, слесарь-водопроводчик и т. п.
Конечно, здесь мы перечислили не все профессии. Их в мире, как я уже говорила, около 50 тыс. Но, выбирая себе специальность, мы ориентируемся не на весь мир, а на то общество, которое нас окружает, на страну, в которой живем.
Проведем игровую разминку.
Капитаны команд приглашаются на сцену для жеребьевки. Вам необходимо вытянуть карточку с буквой.
Задание для команд: команде надо вспомнить профессии или специальности, начинающиеся на заданную букву. За каждую названную профессию или специальность команда получает 1 балл. Если названная профессия или специальность вызывает сомнение, команда должна объяснить, чем занимается представитель данной профессии или специальности. Если команда не сможет дать объяснение, то ответ не засчитывается.
О | К | Р | П | |
Окулист | Контролер | Разведчик | Проводник | |
Орнитолог | Киноартист | Рыбак | Плотник | |
Ортопед | Крановщик | Редактор | Пилот | |
Обходчик железнодорожных путей | Кочегар | Радиоведущий | Пожарный | |
Оператор машинного доения | Киномеханик | Рентгенолог | Полицейский | |
Оператор связи | Космонавт | Радист | Полярник | |
Оператор ЭВМ | Кабельщик | Репортер | Пограничник | |
Кровельщик | Печник | |||
Каменщик | Пиротехник | |||
Кутюрье | Повар | |||
Кондитер | Пекарь | |||
Кондуктор | Портной | |||
Парашютист |
Переходим к следующему конкурсу «Бюро находок».
В мешке находится набор различных инструментов, ваша задача определить человеку, какой профессии принадлежат та или иная вещь из мешочка. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу, если команда затрудняется ответить, ход переходит к другой команде.
1.Кисточка, карандаш, краски. (художнику)
2.Ножницы, метр, иголка с ниткой, пуговицы. (швее)
3.Ручка, тетрадь, книга. (учителю)
4.Молоток, гвозди, долото, отвёртка. (плотнику)
5.Лампочка, розетка, индикатор. (электрику)
6. Письма, газеты, сумка (почтальон)
7. Градусник, шприц (врач)
8. Расческа, ножницы (парикмахер)
9. Парик, костюм (актер)
Сейчас мы выясним качества, присущие следующим профессиям (водитель, учитель, повар, бухгалтер).
Капитаны команд приглашаются для жеребьевки на сцену.
Время выполнения 5 минут. Выигрывает та команда, которая более полно составит профессиональные качества – 5 баллов. Командам необходимо подобрать 6 качеств.
ВОДИТЕЛЬ | УЧИТЕЛЬ | ПОВАР | БУХГАЛТЕР |
Способность реагировать на неожиданный сигнал посредством определённых движений. | Коммуникабельность | Образованность | Ответственность |
Самообладание | Любовь к детям | Хорошо развитая вкусовая память, зрительная, обонятельная | Умение оперировать цифрами, информацией… |
Дисциплина | Гуманность | Хорошая координация движений; | Точность |
Ответственность | Образованность | Твердость руки, устойчивость кистей рук | Собранность |
Концентрированность внимания быстрота реакции. | Терпение | Хороший глазомер | Информированность |
Умение быстро ориентироваться в окружающей среде | Самосовершенствование | Самосовершенствование | Коммуникабельность |
IV. Проблемная ситуация «Чей это выбор?».
Классный руководитель. Один ученый, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработал в школе и всегда интересовался дальнейшей судьбой своих учеников. При встрече он задавал им неизменный вопрос: «Доволен ли ты избранной профессией?» И получал удручающий ответ: примерно каждый третий (!) ошибся в своем выборе, и каждый второй признавался, что не совсем доволен, и если бы начинать сначала, то, наверное, пошел бы по иной стезе. Почему же так много молодых людей ошибается в своем выборе? Как вы считаете?
Примерные ответы детей:
- «Давят» родители.
- Идут за модой.
- Ничего не знают о профессии, которую выбрали.
- Выбирают «за компанию».
- Не хотят узнавать о негативных сторонах профессии.
- Не имеют способностей и наклонностей к этой профессии.
- Подражают героям кино и телесериалов.
Классный руководитель. Вы перечислили самые распространенные причины ошибок в выборе профессии. Это давление родителей, отсутствие знаний о выбранной профессии, погоня за модой, переоценка собственных сил и способностей. Но как же тогда правильно выбрать профессию?
V. Мини-лекция «Формула профессии».
Классный руководитель. Скажите, пожалуйста, что получится, если длину нашей классной комнаты умножить на ширину (пишет на доске: А х B=S)? (Площадь классной комнаты.)
А что получится, если сложить три слова, которые вынесены в тему сегодняшнего классного часа: «хочу», «могу» и «надо»?
(Учитель мелом перечеркивает тире между словами в названии темы классного часа, получаются плюсы. Дети высказывают предположения.)
Я открою вам секрет: получится правильный выбор профессии.
Специалисты по профориентации установили, что правильным может быть только осознанный выбор профессии.
(Учитель дописывает на доске после трех слов называния классного часа: « = осознанный выбор профессии».)
Как объяснить эту формулу? В ней всего три величины:
- хочу - это все, что мне нравится, к чему лежит душа;
- могу - это все, что мне по силам, по способностям;
- надо - это все, что нужно для общества, страны.
Вместе получается формула осознанного выбора профессии. Осознанный выбор-это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в это профессии именно в данный момент (надо).
VI. Демонстрация осознанного выбора профессии.
«Это мой выбор!»
Классный руководитель. Как же работает формула осознанного выбора профессии?
Сейчас вы увидите это в исполнении (имена, фамилии).
(К доске выходят ученики, читают или произносят тексты.)
Ученица 1. Хочу быть модельером, парикмахером, швеей. Могу быть парикмахером, швеей. Сейчас везде требуются швеи - стану швеей.
Ученик 2. Хочу быть каскадером, космонавтом, водителем, летчиком, горноспасателем. Могу стать водителем, трактористом, горноспасателем. Водители требуются сейчас везде, мой отец - водитель. Может быть, и я стану водителем.
Ученица 3. Хочу стать артисткой, телеведущей, репортером. Могу стать продавцом, рекламным агентом. Буду заниматься, работать над собой и обязательно своего добьюсь - стану репортером.
Классный руководитель. Кто из вас тоже хочет продемонстрировать, как работает формула осознанного выбора профессии?
(Дети поднимают руки, предлагают свои варианты осознанного выбора.)
Соотношение между «хочу» и «могу» - в ваших руках. Если у человека есть мечта и он твердо идет к своей цели, он обязательно ее достигнет. Но для этого нужно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны, свои способности и недостатки.
VII. А теперь слово – гостям, учащимся ПУ-6 нашего города.
VIII. Заключительное слово.
Классный руководитель. Выбор профессии - это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях. Как хорошо заметил один мудрец: «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться».
IX. Подведение итогов (рефлексия).
Классный руководитель. Какие чувства остались после классного часа? Какие открытия вы для себя сделали?
Примерные ответы детей:
- Остались положительные чувства. Профессию будем выбирать сознательно.
- Открыл, что, оказывается, у меня тип ученого, это очень странно.
- Открыл, что в мире 50 тыс. профессий. Пока не знаю, какую выбрать.
- Никаких чувств не осталось, тест интересный, но на выбор профессии он не повлияет.
- Куда скажут родители, туда и пойду после 9 класса.
- Главное открытие - разобрался в профессиональной характеристике человека. Обязательно узнаю все это и о своих родителях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час для 6-х классов "В мире профессий"
Один добрый и мудрый писатель сказал: «Счастье — это когда утром хочется идти на работу, а вечером хочется идти домой»....
Разработка классного часа для обучающихся 7 класса "На что и клад, коли в семье лад"
В настоящее время наше общество переживает кризис семейных отношений. Институт семьи пошатнулся, велико число разводов, много неполных семей, авторитет семьи рушится. Известно, что из всего мног...
Методическая разработка классного часа для обучающихся 6 класса,
Продолжать знакомство с Российскими праздниками, сделать акцент на вопросах темы,дать определение Конституции, Герба, Флага, Гимна, способствующих воспитаниюпатриотизма. Содействова...
ПЛАН-КОНСПЕКТ КЛАССНОГО ЧАСА ДЛЯ ОБУЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА ПО ТЕМЕ «В МИРЕ ПРОФЕССИЙ»
Разработка классного часа по профессиональной ориентации «В мире профессий». Занятие проводится в активной форме: игры, дискуссии, конкурсы, викторины, с элементами творчест...
ПЛАН-КОНСПЕКТ КЛАССНОГО ЧАСА ДЛЯ ОБУЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА ПО ТЕМЕ «ТАКИЕ РАЗНЫЕ ПРОФЕССИИ. ТЫ – ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ»
Знакомство ребят с многообразием мира профессий, оказание помощи в профессиональном самоопределении. Стимулирование интереса обучающихся к профессии предприниматель и вопросам бизнеса....
Классный час для обучающихся 8ых классов по профориентации "В мире профессий"
Человек в своей жизни постоянно сталкивается с проблемой выбора. Выбор профессии – одно из наиболее серьезных, самых важных жизненных решений. Сделав выбор, мы не только определяем основное заня...