Классный час «Здоровый образ жизни»
классный час
Классный час «Здоровый образ жизни»
Цели мероприятия:
формирование у детей правильного представления о здоровом образе жизни;
формирование понимания того, что быть здоровым – это долг перед самим собой, близкими, обществом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas._zdorovyy_obraz_zhizni.docx | 206.46 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
МЕРОПРИЯТИЯ
НА ТЕМУ
«ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»
Автор-разработчик:
Алексей Анатольевич Немшанов,
классный руководитель 6 «А» класса
Бийск-2021
Методическая разработка мероприятия
на тему «Здоровый образ жизни»
Форма проведения: классный час
Цели мероприятия:
формирование у детей правильного представления о здоровом образе жизни;
формирование понимания того, что быть здоровым – это долг перед самим собой, близкими, обществом.
Оборудование: методическая разработка классного часа; мультимедийный проектор, ноутбук, диск с презентацией.
План проведения классного часа
(Презентация. Слайд 1) Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоничное развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Ученики расскажут Вам, что такое Здоровый образ жизни и от каких факторов зависит Здоровье.
Здоровье человека является важнейшей ценностью жизни. Его нельзя ни купить, ни приобрести, ни за какие деньги, его нужно оберегать и охранять, развивать и совершенствовать, улучшать и укреплять.
(слайд 2) Здоровье зависит от множества факторов. Ныне преобладает мнение, что здоровье человека на 50% определяется образом жизни, на 20% -экологическими, на 20% - биологическими (наследственными) факторами и на 10% - медициной. Следовательно, если человек ведет здоровый образ жизни, то все это предопределяет на 50% высокий уровень его здоровья. И, наоборот, человек, ведущий нездоровый образ жизни, подрывает свое здоровье, обрекает себя на страдания и мучения, преждевременную старость и безрадостную жизнь.
Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.
(слайд 3) Человек, умеющий со школьной поры правильно организовать режим своего труда и отдыха, в будущем надолго сохранит бодрость и творческую активность.
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать жизненные основные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки.
(слайд 4) Большая медицинская энциклопедия (БМЭ) определяет здоровье как “состояние человеческого организма, при котором функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствие каких-либо болезненных изменений”. Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) определяет здоровье, как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
(слайд 5) Вообще, можно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном или социальном.
Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем.
Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.
Нравственное здоровье (социальное) определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека - жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни.
Однако физически и психически здоровый человек может быть нравственным “уродом”, если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья. Здоровый и духовно развитый человек счастлив - он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию, достигает, тем самым, неувядающей молодости духа и внутренней красоты.
В качестве слагаемых здоровья выделяются такие социально значимые критерии, как продолжительность жизни, умственная и физическая работоспособность, воспроизводство здорового потомства.
(слайд 6) От чего зависит здоровье? Конечно же, от здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни - это сложившийся у человека способ организации производственной, бытовой и культурной сторон жизнедеятельности, позволяющий в той или иной мере реализовать свой творческий потенциал.
(слайд 7) Здоровый образ жизни - свод исторически проверенных и отобранных временем и практикой норм и правил жизнедеятельности, нацеленных на то, чтобы человек:
- умел высокоэффективно и экономично трудиться, рационально расходовать свои силы, знания и энергию в процессе своей профессиональной, общественно-полезной деятельности;
- владел знаниями, умениями и навыками восстановления и оздоровления организма после напряженного труда;
- постоянно развивал свои нравственные убеждения, духовно обогащался, углублял и совершенствовал свои физические качества и способности;
- самостоятельно поддерживал и укреплял свое здоровье.
(слайд 8) Здоровый образ жизни - отличительная черта современной цивилизации. Здоровый образ жизни помогал, помогает, и далее будет помогать человеку, учиться и трудиться, созидать и творить, совершенствовать и преобразовывать мир; отдыхать и восстанавливаться, укреплять и оздоравливать свой организм.
(слайд 9) Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы:
- рациональный режим труда и отдыха,
- отсутствие вредных привычек,
- оптимальный двигательный режим,
- закаливание,
- личную гигиену,
- рациональное питание.
Рациональный режим труда и отдыха - необходимый элемент здорового образа жизни. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья, улучшению работоспособности.
(Музыкальная заставка “Пусть говорят”)
А. Малахов. Доброе утро. Сегодня тема нашей передачи “Научная организация труда современного ученика”. У нас в гостях директор ведущего российского института “Режим дня”. Екатерина Геннадьевна, современному ученику в течение дня приходится неоднократно менять виды трудовой деятельности. Он должен много сделать и много успеть. Какие рекомендации, считаете Вы, необходимо дать современному ученику для успешной учебной деятельности.
(слайд 10) “Режим дня” В первую очередь необходимо достаточно четко определить, что же такое научная организация труда учеников. В общем случае это любая деятельность, связанная с воспитанием мышления будущего профессионала.
А также научная организация труда учеников реализуется:
1. Непосредственно в процессе аудиторных занятий - на лекциях, практических и семинарских занятиях, при выполнении лабораторных работ.
2. В контакте с преподавателем вне рамок расписания - на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий.
3. В библиотеке, дома, в техникуме при выполнении учеником учебных и творческих задач.
Но мы все со школьной скамьи знаем, что “Суха теория мой друг, а древо жизни вечно зеленеет”.
“Режим дня” Конечно необходимость изучения теории была обоснована еще Надеждой Константиновной Крупской. Она писала “… организационные привычки вырабатываются в процессе работы – не бросившись в воду, не научишься плавать”. Поэтому при составлении плана на день, который мы режимом дня, необходимо руководствоваться следующими задачами:
(слайд 11)
1. Максимальная экономия и эффективное использования времени;
2. Создание и эффективное использование благоприятных условий труда и отдыха;
3. Забота о здоровье и всестороннем развитии учеников.
Режим дня ученика – с точки зрения физиологии и гигиены – это установленный распорядок жизни, предполагающий правильное чередование в течение суток труда, отдыха, питания и сна, соблюдение правил личной гигиены. В системе научной организации труда – режим дня – это неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса, нормативная основа жизни и деятельности ученика.
(слайд 12) Примерный режим дня ученика представлен на слайде.
(слайд 13) Действительно, день ученика насыщен, однако современному человеку приходится затрачивать все меньше физических усилий. Но самой природой в человеке заложена потребность в движении. Ученые определили, что при гиподинамии особенно страдают кровеносные сосуды, сердце и нервная система.
Подвижный быстрый человек
Гордится стройным станом
Сидящий сиднем целый век
Подвержен всем изъянам.
Вашему вниманию представляется комплекс упражнений для утренней зарядки.
Комплекс упражнений
(слайд 14) В начале, давайте определимся, что мы понимаем под питанием. Питание - средство поддержания жизни, роста и развития здоровья и высокой работоспособности человека.
(слайд 15) А Рациональным называется питание, удовлетворяющее энергетические, пластические и другие потребности организма, обеспечивающее при этом необходимый уровень обмена веществ.
Я не думаю, что существует много людей, которые задумываются о сбалансированности своего питания.
(слайд 16) Важнейшим принципом сбалансированного питания является определение правильного и обоснованного соотношения основных пищевых и биологических активных веществ-белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных элементов в зависимости от возраста, пола, характера трудовой деятельности и общего жизненного уклада. В действующих рекомендациях принято соотношение белков, жиров и углеводов 1: 1,2: 4,6.
Доказана связь питания с настроением человека. Правильное питание снижает усталость, улучшат самочувствие, уменьшает раздражительность и возбужденность. Для хорошего здоровья пищевой рацион каждого человека, должен быть ограничен по объему и полноценным по набору продуктов. У нас в гостях подростковый диетолог.
(слайд 17) Диетолог. Рекомендации по рациональному питанию очень индивидуальны, но существуют принципы, придерживаться которых должны все. 1. Энергетическое равновесие – энергетическая ценность суточного рациона питания должна соответствовать энергозатратам организма.
2. Сбалансированное питание – обеспеченность основными питательными веществами (жиры, белки, углеводы).
3. Соблюдение режима питания – питание должно быть дробным, регулярным и равномерным.
Представляем Вашему вниманию рецепты блюд с полным учетом требований к рациональному питанию.
(слайд 18)
Свекольный салат “Мгновение”+
(слайд 19)
Салат из моркови “Солнышко” +
(слайд 20)
Салат из свежей капусты “Вдохновение”+
(слайд 21)
Фруктовый салат “Радуга”
Известно, что гигиенические основы здорового образа жизни - включают в себя различные профилактические мероприятия сохранения здоровья человека. Давайте уточним какие.
(слайд 22) Личная гигиена - это уход за кожей, гигиена одежды, обуви, закаливание, режим сна и другие моменты повседневного быта. Особенно необходимо соблюдать личную гигиену занимающимся физкультурой и спортом.
Уход за кожей имеет большое значение для сохранения здоровья: на руках - вредные бактерии могут переноситься на продукты питания, посуду; уход за волосами предусматривает своевременную стрижку и мытье их; правильный уход за зубами и полостью рта предохраняет организм от всевозможных инфекций и нарушений работы желудочно-кишечного тракта; уход за ногами заключается в их ежедневном мытье с мылом перед сном, использовании чистых носков, проветривании обуви.
(слайд 23) Подводя итог, мы можем сказать: что основные положения режима дня и личной гигиены должны соблюдаться всеми. Особое внимание нужно уделять сну - основному и ничем не заменимому виду отдыха. Постоянное недосыпание опасно тем, что может вызвать истощение нервной системы, ослабление защитных сил организма, снижение работоспособности, ухудшение самочувствия. На сегодня всё. Берегите себя и своих близких.
Для того, чтобы выяснить соблюдают ли ученики основные правила здорового образа жизни, нами была разработана анкета и проведено анкетирование. В анкетировании “Образ жизни современного ученика” приняли участие 132 первокурсника, средний возраст которых составил15,5 лет. Анкета содержала 27 вопросов. Ответы на наиболее значимые вопросы, мы представляем Вашему вниманию.
“Как Вы думаете, что такое здоровый образ жизни?”
(слайд 24) Большинство учеников нашего колледжа считают, что здоровый образ жизни – это здоровое питание, занятие спортом, соблюдение режима дня. Однако, 23 % - не знают, что такое здоровый образ жизни. Поэтому особенно для них будет полезна та информация, которая была сегодня представлена на нашем классном часе. И эти ученики будут стараться соблюдать основные правила здорового образа жизни.
“Заботитесь ли Вы о своем здоровье?”
(слайд 25) Более половины первокурсников уверены, что заботятся о своем здоровье.
“Как Вы заботитесь о своем здоровье?”
(слайд 26) Они правильно питаются, занимаются спортом, делают утреннюю гимнастику, соблюдают режим дня, отмечают полноценный сон, контролируют свои эмоции. Но среди всех анкетируемых учеников - 14 % не заботятся о своем здоровье.
(слайд 27) 61% учеников ведут активный образ жизни: занимаются в спортзале, (слайд 28) посещают спортивные секции по волейболу, баскетболу, легкой атлетике.
“Занимаетесь ли Вы каким-либо видом спорта?”
“Как много времени в сутки Вы спите?”
(слайд 29) Средняя продолжительность сна здорового подростка в возрасте 15-16 лет должна составлять 7-8 часов в сутки. Среди наших учеников этого придерживаются только 36%. Остальные ученики не соблюдают правила гигиены сна.
Какой режим питания Вы соблюдаете?
(слайд 30) Как известно, нормальный режим питания – это плотный завтрак, обед из трех блюд, полдник и скромный ужин. По полученным данным 15% учеников соблюдают правильный режим питания, 44% – обходятся без завтрака и обеда, 7% – перекусывают. Неправильное питание, в конечном итоге, проявится повышенной утомляемостью, снижением работоспособности и успеваемости учеников.
(слайд 31)
“Вы курите?”
На вопрос анкеты “Вы курите?” - 71 % анкетируемых учеников отметили, что не курят, но 29 % курят, хотя в анкете приняли участие подростки и большинство из них девушки. Поэтому с этими учениками необходимо проводить профилактическую работу о вреде такой пагубной привычки для молодежи – как курение.
(слайд 32)
“Употребляете ли Вы спиртные напитки?”
К сожалению, более половины наших учеников уже успели попробовать спиртные напитки, а некоторые отметили в анкете, что употребляют их каждый день. Вероятно, ответ на данный вопрос был не продуман этими учениками. Хотелось бы отметить, что здоровый образ жизни невозможно представить без искоренения таких вредных привычек как курение, употребление спиртных напитков и наркотических веществ.
(слайд 33)
“Согласны ли Вы, что лучше сохранить здоровье, чем тратить деньги на его восстановление?”
На вопрос “Согласны ли Вы, что лучше сохранить здоровье, чем тратить деньги на его восстановление?” 95% учеников ответили – да.
(слайд 34) Я считаю, что сегодняшний классный час является для всех познавательным, потому что те, кто ведет здоровый образ жизни, выбрали правильный путь. Те же, кто до сегодняшнего дня не задумывался о своем здоровье, начнут организовывать режим своего труда и отдыха, чтобы в дальнейшем сохранить бодрость и творческую активность.
(слайд 34)
Успех не мыслим без грамотного отношения к собственному здоровью. Ведь как известно, здоровье не купишь. Если человек болен, то ни о каком успехе и тем более наслаждении не может быть и речи. Как вы будете двигаться к цели, если ваше здоровье оставляет желать лучшего? Как сможете работать, расти и развиваться? Это будет очень трудно, поскольку все силы уйдут на борьбу с недугами.
Именно поэтому задумайтесь о своем здоровье прямо сейчас. Не откладывайте на потом то, что необходимо сделать сейчас: позаботиться о своем будущем. Ведь на кону не только достижение цели, успех и деньги, но и ваша жизнь.
(слайд 35)
Заключение
На сегодняшний день практически каждый человек, живущий в странах хоть какого-либо технического прогресса, имеет массу дел и обязанностей. Порою ему не хватает времени даже на свои дела. В результате, с горою мелочных технических проблем человек просто забывает главные истины и цели, запутывается. Забывает о своем здоровье. Он не спит по ночам, не ходит в походы, не бегает по утрам, ездит на машине, ест с книгой. Поэтому надо обязательно продумывать свои жизненные задачи и цели, чтобы выделить тем самым время для укрепления своего здоровья.
АНКЕТА
«Образ жизни современного ученика»
Просим Вас ответить на вопросы анкеты о Вашем образе жизни на современном этапе.
1.Ваш пол
мужской женский (подчеркните)
2.Ваш возраст _____ (укажите полное число лет)
3.Как Вы думаете, что такое ЗОЖ?
(можете выбрать более чем один ответ)
а) здоровое питание
б) соблюдение режима дня
в) просмотр телевизора
г) прогулки с компанией
д) чтение журналов и газет о ЗОЖ, интернет ресурсы
е) занятия спортом, музыкой, танцами
ж) употребление витаминов
з) другое (укажите) _____________________________________________________
4.Заботитесь ли Вы о своем здоровье?
а) забочусь
б) изредка
в) не забочусь
5.Как Вы заботитесь о своем здоровье?
а) организовано рациональное питание
б) Вы занимаетесь спортом, туризмом
в) Вы делаете утреннюю зарядку
г) Ваш режим дня правильно организован
д) у Вас здоровый сон
е) Вы контролируете свои эмоции
ж) другое (допишите) _____________________________________________________
з) не забочусь
6. Соблюдаете ли Вы режим дня?
а) да, всегда соблюдаю
б) соблюдаю, но не всегда
в) не соблюдаю
7. Делаете ли Вы утреннюю зарядку?
а) да, делаю регулярно
б) делаю иногда
в) нет, не делаю вовсе
8. Используете ли Вы выходные дни для активного отдыха?
а) регулярно
б) иногда (2-3 раза в полгода)
в) нет, не использую
9. Занимаетесь ли Вы каким-либо видом спорта?
а) да, занимаюсь в спортивной секции (укажите) ______________________________
б) периодически посещаю спортзал
в) нет, вообще не увлекаюсь спортом
10. Как Вы справляетесь со стрессом?
а) слушаю музыку
б) сплю
в) принимаю алкоголь
г) курю
д) беседую с родителями
е) срываюсь на окружающих
11. Посещаете ли Вы ночные клубы в течение учебного года?
а) да, довольно часто (1-3 раза в неделю)
б) посещаю иногда (1-2 раза в месяц)
в) не посещаю практически вообще
12. Часто ли Вы болеете простудными заболеваниями?
а) часто (каждый месяц)
б) да, довольно часто (каждый сезон)
в) иногда (2-3 раза в год)
г) редко (не более 1 раза в год)
д) никогда
13. Как много времени в сутки Вы спите?
а) более 10 часов
б) 9-10 часов
в) 7-8 часов
г) 5-6 часов
д) меньше 5 часов
14. Сколько времени в день Вы проводите за компьютером? (укажите)______________________
15. Сколько раз в неделю Вы завтракаете?
а) ни разу
б) 1-2 раза
в) 3-4 раза
г) 5-6 раз
д) 7
16. В Ваш завтрак входит (укажите что)__________________________________________________
17. Из скольких блюд состоит ваш обед?
а) трех
б) двух
в) одного
г) не обедаю
18. Какой режим питания Вы соблюдаете?
а) плотный завтрак, обед из трех блюд, полдник и легкий ужин
б) иногда бывает, обхожусь без завтрака и обеда
в) обхожусь перекусываниями
г) не придерживаюсь какого-либо режима питания
19. Вы курите?
а) нет
б) только, чтобы поддержать компанию
в) редко, 1-2 сигареты в месяц
г) 1 пачка в месяц
д) 1-2 сигареты в день
е) больше 2-х сигарет в день
ж) 1 пачка в день
20. Считаете ли Вы курение вредной привычкой?
а) да
б) нет
в) затрудняюсь ответить
21. Употребляете ли Вы спиртные напитки?
а) никогда
б) пару раз в год
в) 1-2 раза в месяц
г) чаще, чем 1-2 раза в месяц
22. Какие алкогольные напитки Вы употребляете?
а) пиво
б) алкоголь содержащие напитки
в) вино
г) водка
д) не употребляю
23. Пробовали ли Вы какие-нибудь токсические или наркотические вещества?
а) нет
б) да
в) затрудняюсь ответить
24. Каково Ваше отношение к алкоголю и наркотикам в будущем?
а) не употреблять совсем
б) употреблять изредка, по обстоятельствам
в) если будет возможность не упускать ее
25. Какие составляющие ЗОЖ Вам наиболее интересны? (можете выбрать более чем один ответ)
а) физические упражнения и спорт
б) снижение и набор веса
в) половое воспитание
г) правильное питание
д) организация и планирование режима дня
е) другое (допишите) _____________________________________________________
26. Считаете ли Вы, что ведете ЗОЖ?
а) да
б) нет
в) затрудняюсь ответить
27. Согласны ли Вы, что лучше сохранить здоровье, чем тратить деньги на его восстановление?
а) да
б) нет
в) затрудняюсь ответить
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Здоровый образ жизни"
Классный час "Здоровый образ жизни" с презентацией....
Классный час " Здоровый образ жизни"
Данная разработка поможет Вам в подготовке классного часа ЗОЖ...
классный час "Здоровый образ жизни - мой выбор"
Разработка классного часа для старшеклассников "Здоровый образ жизни - мой выбор"...
Классный час "Здоровый образ жизни"
классный час для учащихся направлен навоспитание уважительного отношения к своему здоровью. Классный час "Здоровый образ жизни" Цели: ...
Классный час "Здоровый образ жизни"
Этот материал поможет классным руководителям провести беседу на столь непростую тему как вредные привычки....
классный час "Здоровый образ жизни" 6 класс
Разработка классного часа о здоровом образе жизни...
Классный час Здоровый образ жизни
Разработка классного часа "Здоровый образ жизни" для 5-6 класса...