Материал для бесед по ОБЖ (9-11 классы)
классный час (9, 10, 11 класс)

Документ содержит материал по ОБЖ для 9-11 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon besedy_po_obzh_9-11_klassy.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пожарная безопасность. Осторожно - огонь!

Пожар – это неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность жизни людей. Большую опасность в деятельности человека представляют лесные пожары. Это гибель участка леса, животных и т.п. Наиболее частым лесным пожаром является низовой пожар, при котором горят лесная подстилка, травяно-кустарничковый покров, подрост и подлесок. При возникновении верхового лесного пожара также горят кроны деревьев. Причины возникновения лесных пожаров – это от грозовой молнии в засушливый период года, в результате деятельности человека (непогашенные костры, сигареты и т.п.) попав в зону, куда распространяется лесной пожар, человек должен принять все меры, чтобы выйти из неё. Выходить из зоны распространения лесного пожара необходимо в направлении перпендикулярном направлению ветра. Выйдя из зоны распространения лесного пожара необходимо срочно сообщить об очаге возгорания в соответствующие органы.

Находясь в лесу, в поле необходимо всегда помнить, что огонь, при небрежном с ним обращении, очень легко может превратиться из друга человека – в его злейшего врага, нанеся при этом значительный урон окружающей природе, животному миру, благосостоянию и здоровью человека.

В помещении пожар возникает чаще в результате деятельности человека, а также выбросов горючих газов, возгорания электропроводки.

Первичными признаками пожара является запах дыма и гари в местах, где огня не должно быть. Заметив дым, огонь и другие признаки начинающегося пожара необходимо принять меры к тушению огня. Загорания и набольшие пожары можно потушить с помощью воды, земли, песка. Для тушения пожара используются вёдра, лопаты, совки, листы фанеры, огнетушители.

Запрещается тушить водой горючие жидкости, горящие электропровода.

При любом возгорании, первоочередной задачей является спасение людей. При этом действовать нужно быстро и уверенно. Необходимо выводить людей из здания через обычные выходы, пользоваться лифтом при этом запрещено. Если выход отрезан огнём, то людей надо выводить через верхние этажи здания.

Тушить загоревшиеся электрические провода можно только после их отключения от питающей сети (общий рубильник на щите дома, секции или удаление пробок электрических предохранителей) До отключения тока горящую изоляцию проводов и другие загоревшиеся предметы нужно тушить только сухим песком. После выключения тока очаги огня можно тушить водой, песком или пеной из огнетушителя.

При повреждении газовой сети в доме необходимо немедленно перекрыть газ на вводах в квартиры или на стояках. Если на повреждённом трубопроводе загорелся газ, необходимо осторожно перекрыть кран для того, чтобы сократить доступ газа к повреждённому месту. Когда давление газа упадёт настолько, что пламя будет незначительным, надо набросить на повреждённое место мокрую тряпку или замазать его глиной или мокрой землёй. Тушить водой загоревшийся газ нельзя.

Очень часто в руках детей оказываются спички. Это приводит к несчастью. Ребёнок любопытен и ему хочется поиграть с огнём. Но он не знает, что разгоревшееся пламя невозможно быстро потушить силами самого ребёнка. Он пугается и прячется. Спрятавшись от огня, он не знает о том, что он может задохнуться от угарного газа, который выделяется при горении. Следует предупредить детей об опасности таких игр и не оставлять спички без присмотра. Это же предупреждение касается и электронагревательных приборов. Не выключенный утюг создаст аналогичную ситуацию, где произойдёт возгорание. Уходя из дома и оставляя ребёнка одного необходимо помнить о правилах безопасности и уберечь детей от беды.

Инфекционные болезни. Чистота – залог здоровья!

К чрезвычайным ситуациям природного происхождения относятся инфекционные болезни, т.е. болезни, которые передаются от больного человека к здоровому.

Инфекционными болезнями болеют не только люди, но и животные. Причём некоторые болезни животных легко передаются людям. Такими болезнями люди могут заражаться от собак, кошек, коров, лошадей, овец, голубей, кур, например – во время ухода за ними или в случае употребления в пищу молока или мяса больных животных.

В последние годы все чаще в осенне-зимний период возникают проблемы возможных эпидемий простудных заболеваний. Причём, возбудитель этого заболевания под воздействием окружающей среды постоянно мутирует, что создаёт дополнительные трудности в создании противогриппозных вакцин. Что же нужно делать, чтобы избежать простудных заболеваний? В первую очередь, очень большую роль в борьбе с этим заболеванием играет соблюдение чистоты и правил гигиены, которые не только в значительной степени снижают опасность заболевания, но и укрепляют здоровье.

Чистота тела, соблюдение чистоты в жилых и административных помещениях, во дворе, местах общественного пользования, на кухне и т.д. предохраняет человека от попадания в организм микроорганизмов заразных заболеваний. К личной гигиене относятся: уход за кожей, за полостью рта, соблюдение режима, занятия физкультурой и закаливание организма, уход за одеждой и обувью.

Большое значение для здоровья человека имеет уход за кожей, т.к. кожа предохраняет организм человека от проникания микробов, от различных повреждений. Кожа регулирует теплообмен, т.к. через неё выделяется избыточное тепло. Но кожа легко загрязняется пылью, находящейся в воздухе, на земле и различных предметах, с которыми соприкасается человек. Вместе с пылью на кожу попадают микробы, в том числе и болезнетворные. Чтобы кожа была чистой, нужно ежедневно умываться с мылом, каждый день мыться до пояса или принимать душ. Вода, предназначенная для умывания или душа должна иметь комнатную температуру:

прохладная вода освежает, придаёт бодрость, укрепляет нервную систему и закаляет организм.

Руки надо постоянно содержать в чистоте, т.к. они загрязняются больше всего. Руки необходимо мыть обязательно перед едой, а также после прихода домой, после посещения туалета.

Не реже одного раза в неделю нужно мыться в бане, под горячим душем или в ванне с последующей сменой нательного и постельного белья.

Чтобы сохранить зубы, необходимо регулярно чистить их зубной пастой (утром и перед сном), периодически проводить профилактический осмотр у врача-стоматолога.

Одежда и обувь всегда должны быть чистыми. Поэтому их необходимо чистить каждый день. Снятую верхнюю одежду нужно держать в шкафу или на вешалке в прихожей.

Одним из основных путей распространения вирусных заболеваний является контактный, когда возбудители передаются непосредственно больному человеку. При разговоре, чихании и кашле больные выделяют в воздух множество мельчайших капелек, в которых находятся миллиарды микробов. Здоровый человек вместе с воздухом вдыхает их. Опасность распространения возбудителей подобным путём можно значительно уменьшить, если больной при кашле, чихании или разговоре будет прикрывать нос и рот платком или марлевой повязкой. В то же время, здоровым людям в период распространения простудных заболеваний рекомендуется, по возможности, ограничить пользование общественным транспортом и не вступать в контакт с больными людьми.

До сих пор не изжиты случаи инфекционных заболеваний в летний период. В это время возбудители инфекционных болезней могут передаваться при купании в воде (водный путь) и при употреблении пищи, воды и продуктов, заражённых микробами (пищевой путь).

Иногда инфекция распространяется насекомыми – переносчиками возбудителей многих болезней. К ним относятся комары, мухи, клещи, вши и т.д.

В этот период соблюдение мер и правил личной и общественной гигиены приобретает первостепенное значение.

Во время летнего отдыха купаться нужно только в специально отведённых для этого местах.

Овощи и фрукты нужно тщательно обмывать кипяченой водой; молоко и воду употреблять только после кипячения.

Продукты питания и питьевую воду следует хранить только в тщательно закрытой таре. Посуда должна быть чистой. Перед употреблением хлеб рекомендуется обжигать на горелке или прогреть в духовке, печке.

После приёма пищи посуда должна быть немедленно вымыта горячей водой с мылом и поставлена в шкаф. Хлеб и другие продукты питания спрятать в тару и также поставить в шкаф.

Обеденный стол нужно вымыть горячей водой и насухо вытереть. После этого подмести комнату.

Большое значение имеет содержание в чистоте жилых помещений. В квартире надо ежедневно проводить влажную уборку – стирать пыль со всех предметов и мебели, протирать полы, следить за чистотой мест общественного пользования (ежедневно мыть и чистить раковины, плиты, влажной тряпкой протирать полы коридоров, прихожих и т.п.)

Научите детей содержать в чистоте не только своё тело, но и одежду, обувь, помещения в котором вы находитесь. Это главное условие здоровья человека!


Табакокурение. Курить – здоровью вредить!

Табакокурение – самая распространённая вредная привычка среди большого количества населения практически всей планеты. Все люди знают, что курение вредно для здоровья человека. Об этом предупреждают органы здравоохранения всех стран, производящих табачные изделия, соответствующими надписями на упаковках табачных изделий. Юноши начинают курить в старших классах, чтобы самим себе казаться самостоятельнее, независимее, взрослее и выше других одноклассников. Как правило – это юноши с посредственным и ниже уровнем успеваемости, дисциплины, ведь выделиться из окружающих пачкой сигарет значительно легче, чем выделиться успехами в учёбе, спорте, общественной жизни и т.д.

Необходимо разъяснять учащимся о вреде курения. Молодой организм легко привыкает к никотину, но трудно справляется с ним.

Многие знают, но далеко не все обращают внимание на то, что никотин – наркотик и у курильщика возникает потребность закурить сигарету в тот период, когда организмом нейтрализовано наркотическое действие никотина, полученное от предыдущей сигареты. Чем чаще человек курит – тем сильнее его зависимость от никотина. Кроме того, в процессе курения образуются вредные вещества от сгорания табака в воздухе. Вместе со слюной смолы и вредные вещества попадают в пищевод, желудок, отрицательно влияя на общее состояние организма. Нельзя забывать, что курильщик, нанося вред своему здоровью, вредит окружающим, т.к. установлено, что люди, находящиеся в одном помещении с курильщиком, вдыхают не меньше вредных веществ, чем он сам.

Человек, который уже курит, не может бросить курить. Однако он может сберечь здоровье рядом стоящего человека, если курить будет в специально отведенном месте для курения, а не рядом с товарищем. В помещении не курят. Проветрить такое помещение крайне сложно. Не скоро дым сигарет пройдёт в помещении, где много курили. Таким воздухом дышать крайне опасно!

Очень важно объяснять учащимся о влиянии курения на здоровье человека. А особенно это касается девочек, которые в последнее время всё чаще курят рядом с мальчиками. Девочка – это будущая мать ребёнка. И можно рассказать учащимся о влиянии табакокурения на организм будущего ребёнка.

Очень трудно бросить курить, отказаться от вредной привычки. Значит, прежде чем, ты решишься на такой шаг, подумай об ответственности за себя и окружающих тебя людях, подумай об опасности для здоровья твоего и твоих близких, о том что, скорее всего ты уже никогда не бросишь эту вредную привычку.


Алкоголь и его влияние на организм человека

Алкоголизм – это чрезмерное употребление спиртных напитков, ведущее к целому ряду вредных последствий как для самих алкоголиков (пьющих), так и для окружающих. Алкоголик – человек подверженный алкоголизму, пьяница. Алкоголь воздействует на центральную нервную систему употребляющего его. Притупляет адекватность реакции человека на окружающую его действительность, придаёт человеку чувство ложной уверенности в себе и своих силах, возбуждая нервную систему – делает человека, в большинстве случаев, агрессивным и непредсказуемым. Зачастую человек в состоянии алкогольного опьянения кажется сам себе героем, стоящим выше толпы. Быть «сильным и мужественным» в состоянии алкогольного опьянения значительно легче, чем быть физически крепким и уверенным в своих силах на основе занятий спортом.

Постепенно, в результате поражения центральной нервной системы, у человека, злоупотребляющего алкогольными напитками, вырабатывается зависимость от них. Организм начинает требовать алкоголь, начинается деградация личности. Поражая нервную систему человека, алкоголь практически сводит на нет защитные функции организма, который не может в полной мере противостоять простудным, инфекционным и другим заболеваниям, а цирроз (разложение) печени вообще называют болезнью алкоголиков.

Всё становится значительно сложнее, если алкогольные напитки начинают употреблять дети. Их нервная система разрушается во много раз быстрее, чем у взрослого человека. Он плохо разбирается в создавшейся обстановке, происходит торможение развития умственных и мыслительных способностей. Такой ребёнок не справится с учебными нагрузками. Он не успевает в школе, не занимается спортом. Его нервная система быстрее расшатывается, человек становится нервным, раздражительным. Следует напомнить, что и как от табакокурения, от этой привычки трудно избавиться.

К сожалению, статистика последних лет свидетельствует. Что возраст людей, больных алкоголизмом, год от года молодеет, значительно увеличилось количество больных женщин, которым также не чужда тяга к «новым и неизведанным» ощущениям. К тому же медиками установлено, что женский организм значительно быстрее попадает в зависимость от алкоголя, чем мужской, а избавляется от него значительно медленнее. И это, уже не говоря о целом букете заболеваний, который ожидает человека, злоупотребляющего алкогольными напитками.


Токсикомания – яд для организма человека!

Вред наркотиков и его последствия.

Токсичность – ядовитость, т.е. способность некоторых химических веществ оказывать вредное влияние (поражение) животным организмам. Значит – токсикомания – это добровольное желание ввести внутрь организма яд, а токсикоманы – люди, добровольно занимающиеся этим. Имеется целый ряд химических соединений (определённые виды растворителей красок, некоторые виды клея на основе быстросохнущих растворителей и т.п.) запах которых имеет галлюциногенные свойства при воздействии его на организм человека при сильной концентрации. Галлюцинации – видения, возникающие вследствие расстройства деятельности мозга. Они бывают – зрительные, слуховые и т.д.

Теперь ясно, что токсикоманы – это люди, желающие вызвать у себя галлюциногенные видения посредством химических веществ. Различные клеи и растворители стоят значительно дешевле напитков и, при пользовании ими, отсутствует запах изо рта, сопровождающий употребление алкоголя.

Самым страшным для токсикоманов является поражение функций головного мозга, которое постепенно опускает человека до уровня животного, не говоря уже об уровне заболеваемости среди этой категории людей и значительном сокращении продолжительности жизни.

Наркотики – группа веществ, преимущественно растительного происхождения и так называемого жирного ряда; оказывают угнетающее действие на головной мозг и, благодаря этому, производят усыпление и обезболивание, а в небольших дозах вызывают эйфорию (блаженное состояние)

Наркомания – болезненное влечение к употреблению наркотиков, а наркоман – человек страдающий наркоманией.

Наркотики – это очередной шаг человека уже опробовавшего на себе действие алкогольных напитков, запахов галлюциногенных химических веществ. Как правило, при этом совершенно не учитывается очень быстрое привыкание к наркотикам и приобретение очень стойкой наркотической зависимости. Наркотики употребляются, в большинстве случаев, в таблетках, способом курения соломы наркосодержащих растений и внутривенных инъекций наркосодержащих веществ.

Употребление наркотиков – одна из самых опасных вредных привычек человека. Кроме того, что употребляющий наркотики человек своими руками значительно укорачивает себе жизнь, он становится социально опасным для общества. Пользуясь не стерильными шприцами, наркоманы, в большинстве случаев, заражаются вирусом иммунодефицита человека. Попав в наркотическую зависимость, наркоманы, как правило, становятся на путь преступлений. Им нужно много денег, чтобы приобрести наркотик, и они не останавливаются ни перед чем, чтобы их добыть, т.е. никаких моральных ценностей для наркозависящих людей не существует.


Отравление организма. Ядовитые грибы и растения

Не меньшую, чем инфекционные заболевания, опасность для здоровья человека представляют отравления веществами растительного происхождения, грибами, продуктами питания, водой, прежде всего, в тёплое время года.

Первые симптомы такого отравления проявляются через 2-4 часа после принятия пищи. При этом у человека начинается недомогание, тошнота, рвота, боли в животе, частый жидкий стул с примесью крови. У пострадавшего повышается температура тела, снижается артериальное давление, проявляется жажда, развивается сердечно-сосудистая недостаточность.

Для оказания первой помощи пострадавшему от пищевой токсикомании необходимо дать обильное тёплое питьё (1,5 – 2 литра), промыть желудок до чистой воды, дать активированный уголь, слабительное.

Особенно необходимо обратить внимание на наличие в природе ядовитых растений и грибов. Учащиеся, идя в лес, обязаны знать такие растения и грибы, чтобы обезопасить своё здоровье и здоровье окружающих его людей, подсказать незнающему об опасности таких растений.

Основными признаками отравления грибами являются расстройство зрения, бред, галлюцинации, судороги.

При сборе грибов надо уметь отличать ядовитые грибы от съедобных. Особенно ядовиты бледная поганка, мухомор, желчный гриб, ложные лисички и ложные опята. Бледные поганки несколько похожи на шампиньоны, но у бледной поганки нижняя сторона шляпки зеленовато-белая, а у шампиньонов – розовая.

Мухомор легко узнать по ярко-красной с белыми пятнами шляпке. Иногда встречаются мухоморы с серыми шляпками.

Желчный гриб похож на белый, но верхняя часть его пенька покрыта рисунком в виде чёрной или темно-серой сетки, а мякоть на изломе краснеет. Ложные лисички похожи на лисички съедобные, но их шляпки ровные, красновато-оранжевые, а не светло-жёлтые, как у съедобных, и из надломленной шляпки лисички выделяется белый сок.

Собирая опята, внимательно осматривайте их пеньки. У съедобных имеется кольцо из плёнки, а у ложных такой плёнки нет и пластинки под шляпкой зеленоватые.

Чтобы не отравиться грибами, будьте внимательны при сборе грибов. Если найденный гриб похож на ядовитый, если вы сомневаетесь в его съедобности, лучше такой гриб не берите. Очень старые плодовые тела съедобных грибов тоже могут быть ядовитыми.

Сморчки и некоторые другие грибы перед употреблением в пищу дважды прокипятить, а воду после каждого кипячения слить воду. Вместе со слитой водой удаляются ядовитые вещества, которые содержатся в этих грибах.

Собирая лекарственные растения, следует не забывать и о ядовитых. Их так же, как и грибы, надо хорошо знать и не трогать.

Чаще всего встречается белена черная, дурман обыкновенный, белладонна. Чаще других встречается белена чёрная. Грязно-белые лепестки её цветков покрыты сетью фиолетовых жилок. Клейко-пушистый стебель белены обладает неприятным запахом. Ядовито всё растение. При отравлении появляется головная боль, учащенное сердцебиение, затрудненное дыхание, сильное нервное возбуждение, расширяются зрачки, во рту ощущается сухость. Белену и другие ядовитые растения не следует брать в руки.


Взрывоопасные предметы – опасны для жизни человека

К взрывоопасным предметам в наши дни можно отнести любое вещество или предмет, который способен взрываться и причинять немало бед тем, кто не умеет с ними обращаться. Самое пристальное внимание сейчас уделяется таким «детским» развлечениям как петарды. Эти предметы способны разрываться в руках человека, не умеющего с ними обращаться. Возможен и другой вариант, когда данная вещи сделана с нарушениями технологии изготовления. К опасным и тяжёлым последствиям может принести такая игрушка. Известны случаи, когда дети оставались без верхних или нижних конечностей тела, без глаз и т.д. Во избежание несчастных случаев, следует точно знать инструкции по применению петард в быту. Заниматься по этому применению должны взрослые люди, хорошо понимающие последствия от неправильного их применения.

Взрывоопасным веществом может оказаться предмет, имеющий взрывчатый газ. Любой взрыв влечет за собой лишение здоровья человека. В каждом доме есть газовые плиты, которые имеют точную инструкцию по её применению. Нарушение такой инструкции может привести к взрыву. Вот почему маленьких детей не допускают к использованию газовых плит. Пользоваться ею может только тот человек, который хорошо знает инструкцию по её применению и прошёл определённый курс обучения.

В данной беседе можно напомнить ребятам об оружии, которое тоже может разорваться в руке. Часто найденное оружие или старые предметы (бомбы, мины, гранаты, ружья), оставшиеся после времён войны ещё могут принести свой смертоносный заряд в наши дни. Немало известных случаев, когда ребята, не подозревая об опасности, играют найденными предметами.

Игра с взрывоопасными предметами грозит потери здоровью не только тому, кто решил поиграть, но и рядом стоящему товарищу.

Часто в эти игры попадают химические вещества, способные взрываться. Учащиеся порой не понимают, что проводить опыты и экспериментировать с веществом, тебе не известным, довольно опасное мероприятие. Такие опыты или эксперименты чаще заканчиваются бедой, где в лучшем случае ребёнок попадает в больницу. Однако не мало известных случаев, когда такие игры заканчиваются смертью одного из товарищей.

Не играйте с предметами, которые являются взрывоопасными! Не допускайте, чтобы играли ваши товарищи! Объясняйте им крайнюю опасность таких игр!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа с обучающимися 5-6 классов "Как надо дружить"

Дружба предполагает доверие и искренность. Поэтому будьте искренними с друзьями! Помните поговорку: “Как аукнется, так и откликнется”. Человек всегда за подозрительность получает подозрительность, за ...

Интерактивная беседа для учащихся 6-8 классов "Урок толерантности"

Методическая раработка интерактивной беседы для учащихся 6-8 классов по теме "Урок толерантности"...

Интерактивная беседа для учащихся 6-8 классов "Урок толерантности"

Методическая раработка интерактивной беседы для учащихся 6-8 классов по теме "Урок толерантности"...

материал для беседы по теме "Образ в сети" для конференции отцов

Материал для выступления на конференции отцов по теме "Образ в сети" . Выступление рассчитано на 5-7 минут....

Материал для бесед по ОБЖ (5-6 классы)

Документ содержит материал для бесед со школьниками среднего возраста по ОБЖ...

Материал для бесед по ОБЖ (7-8 классы)

Документ содержит материал для бесед с учениками 7-8 классов по ОБЖ...

Методический материал для беседы о профилактике теплового удара.

Карточки с иллюстрациями действий, котороы препятствуют получению теплового удара. материал подходит для демонстрации во время интсруктажей, бесед, классных часов и т.д....