Урок Мужества «Бессмертный подвиг»
классный час (10 класс)
сценарий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neymysheva_t.p._-_konkurs_-_maou_lenskaya_sosh_-_turinskiy_go_-_urok_muzhestva.docx | 34.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Правительство Свердловской области
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Министерство культуры Свердловской области
Музей воинской доблести и боевой славы
Творческий конкурс
«Великая память героям»,
посвящённый 73-летию Победы
в Великой Отечественной войне
1941 – 1945 годов
Автор: Неймышева Татьяна Петровна,
учитель русского языка и литературы,
высшая квалификационная категория,
МАОУ Ленская СОШ,
Туринский ГО, Свердловская область
Урок Мужества «Бессмертный подвиг»
Цель: создать условия для расширения представления детей о Великой Отечественной войне; воспитание гордости за свой народ-победитель, свою страну, уважительного отношения к людям старшего поколения.
Задачи:
- углубить знания учащихся о Великой Отечественной войне, о земляках- участниках войны;
- формирование активной жизненной позиции;
- формирования уважительного отношения к героическому прошлому страны, к людям старшего поколения, участникам Великой Отечественной войны (ветеранам, труженикам тыла, вдовам, детям войны);
- формирования положительной оценки таких нравственных качеств, как самопожертвование, героизм, патриотизм.
Форма проведения: урок Мужества
Аудитория: учащиеся 7 – 9 классов
Подготовительная работа:
- за 2 недели сообщить детям, что готовится «урок Мужества»; настроить на участие в мероприятии;
- выдача задания ученикам - назвать имя бойца-земляка, погибшего на войне, сказать, когда и где погиб, где похоронен, по возможности – фото (за 2-3 дня до мероприятия проверяется готовность, оказывается помощь в изготовлении фотографии);
- подготовить группу детей, которые подготовят информационные сообщения по материалам сценария;
- предложить детям, умеющим выразительно читать, выучить стихотворения из текста сценария;
- подготовить музыкальное оформление урока Мужества: исполнение песен, подобрать песни, музыку, звук метронома для минуты молчания;
- подготовка оформления класса: надпись: «Бессмертный подвиг», выставка «Земляки – участники Великой Отечественной войны», переносная выставка из Ленского народного музея «Ничто не забыто, никто не забыт».
Оборудование: мультимедийная проектор, компьютер, экран.
Оформление: георгиевские ленточки, цветы, плакаты, картины боев, сражений, фотографии.
Примечание: учащиеся 10 – 11 классов оказывают помощь в подготовке и проведении мероприятия.
Ход Урока мужества:
1 чтец: Мы клятву великую дали
Чтить память погибших в бою,
И павшие воины встали
В бессмертном гранитном строю.
И слава их вечная с нами
В величии наших путей,
И гордыми их именами
Теперь нарекают детей.
И пусть эту память ребята,
Как светлую юность свою,
Хранят нерушимо и свято,
Ведь это их деды когда-то
Широкою грудью солдата
Прикрыли Россию в бою.
- Ребята показывают фотографии и называют имена земляков – участников Великой Отечественной войны (те ребята, которые выполняли задание: назвать имя бойца-земляка, погибшего на войне, сказать, когда и где погиб, где похоронен, по возможности – фото)
- Звучит фонограмма песни в исполнении И. Кобзона «Поклонимся великим тем годам…»
- Ребята прикрепляют фотографии на заранее приготовленный стенд «Земляки - участники Великой Отечественной войны»
Учитель: Снова наступила весна, снова приходит на нашу землю великий День Победы. Раньше это был день, когда друзья-однополчане могли встретиться, вспомнить о былом, помянуть боевых товарищей, поделиться своими заботами. Но все меньше и меньше ветеранов Великой Отечественной войны. К сожалению, на территории нашего Ленского сельского управления уже нет ветеранов. Как вы думаете, ребята, нужно продолжать отмечать этот день? Почему? (несколько ребят высказывают своё мнение)
9 мая - это особый день. Это и день торжества, и день памяти.
Сегодня я предлагаю вам полистать альбом «Бессмертный подвиг», в нём три страницы, посмотрите, пожалуйста, на слайд. На нашем уроке Мужества присутствуют Екатерина Петровна Сажина и Анна Сергеевна Шевцова, дети войны.
(На презентации слайд, на котором отражён план урока Мужества:
1-я страница – «История Великой Отечественной войны»
2-я страница – «Земляки – участники Великой Отечественной войны»
3-я страница – «Дети войны»)
Учитель: Итак,
1 –я страница «История Великой Отечественной войны»
- звуки войны: бомбёжка, свист пуль, плач…
Учитель: Зловещие языки пламени. Искаженные ужасом лица женщин, прижимающие насмерть перепуганных детей. Душераздирающие стоны раненых. Грохот орудий. Свист пуль. Всюду боль, грязь, ненависть и смерть. Все это и есть война. Самое страшное, что может случиться в судьбе человека и всей страны.
- звучит песня «Священная война» в исполнении девочек 10 – 11 класса
Наш народ пережил Великую Отечественную войну. И не только пережил, но и вышел победителем. 1418 дней и ночей продолжалась эта война. Более 27 миллионов жизней унесла она. Казалось, что было просто невозможно. Но сила человеческого духа оказалась сильнее металла и огня. Мы должны с великим уважением смотреть на тех, кто прошел через этот ад и сохранил в себе лучшие человеческие качества.
Ребята, мы все знаем, что ежегодно в нашей школе проводятся мероприятия, посвященные значимым сражениям Великой Отечественной войны: 22 июня 1941 г. – началу войны, битве за Москву, Сталинградской битве, 9 Мая – Дню Победы… Мы вспоминаем солдат, принесших миру освобождение от фашизма.
Вы, ребята, многое знаете о Великой Отечественной войны, поэтому я предлагаю вам ответить на вопросы викторины.
Викторина (вопросы напечатаны на листочках, дети читают и отвечают):
- Назовите дату начала Великой Отечественной войны. (22 июня 1941 года)
- Сколько длилась война? (1418 дней и ночей)
- Во сколько напала немецкая армия на нашу страну? (в 4 часа утра)
- Как называлась наша страна в то время? (СССР)
- Назовите дату подписания о капитуляции Германии? (7 мая)
- Как была названа самая высокая вершина Тянь-Шаня в 1946 году в честь окончания войны? (пик Победы)
- Назовите город, на захват которого фашистские войска в 1941-1942г. потратили 250 дней, а советские войска освободили его в 1944г. за 5 дней? (Севастополь)
- Назовите города-герои. (Ленинград (Санкт-Петербург) - 1945 год; Сталинград (Волгоград) – 1945 год; Севастополь -1945 год; Одесса – 1945 год*; Киев -1965 год*; Москва -1965 год; Брест (крепость-герой) -1965 год; Керчь – 1973 год; Новороссийск -1973 год; Минск -1974 год; Тула -1976 год; Мурманск -1985 год; Смоленск -1985 год. Примечание: * - города, отмеченные данным знаком, в настоящее время являются городами другого государства).
- Рассказать об одной из великих битв в годы Великой Отечественной войны.
- Чей голос звучал по Всесоюзному радио, оповещая о начале Великой Отечественной войны? (Юрия Борисовича Левитана)
- Какому полководцу народ присвоил почетное звание «Маршал Победы»? (Георгию Константиновичу Жукову)
- Назовите имена детей, ставших героями в годы Великой Отечественной войны.
- Назовите имена Героев Великой Отечественной войны.
- Назовите произведения о Великой Отечественной войне.
- В каком году стартовала акция «Георгиевская ленточка»? (в 2005 году)
- Звучат колокола
Ребенок: Что это? Вы слышите?
Учитель: Это колокола. Колокола памяти …
Ребенок: Памяти? А разве такие бывают?
Учитель: Бывают, слушай! Это говорит сама память …
Ребенок: Но разве память бывает живой?
Учитель: А ты не веришь? Человек может умереть дважды:
Там, на поле боя, когда его догонит пуля,
А второй раз – в памяти народной.
Второй раз умирать страшнее.
Второй раз человек должен жить!
И сегодня мы собрались все вместе, чтобы сказать, что мы помним о всех, кто пережил ужасы Великой Отечественной войны.
Учитель: 2 –я страница – «Земляки – участники Великой Отечественной войны»
Вашему вниманию Лена Ершова, ученица 11 класса, представит экскурсию-презентацию по Ленскому народному музею «Ничто не забыто, никто не забыт», которую Лена разработала сама.
Содержание экскурсии:
Раз Маяковский про музей
Сказал, что он для ротозей,
А я скажу, что наш музей
Он для детей, он для друзей.
Россия памятью крепка
Музей – истории строка
И молодежь и старика
Он проведет через века.
………………………..
В музее стенд – войны бойцам
Земли уральской молодцам
Геройским дедам и отцам
За независимость бойцам.
Я начала свою экскурсию строками из стихотворения Михаила Михайловича Бушланова, местного поэта, краеведа, общественного деятеля.
Двери музея – постоянно открыты.
Вот и сегодня, в канун праздника, я предлагаю вашему вниманию самую трогательную экспозицию «Никто не забыт, ничто не забыто».
Ни одна страна до нас не могла дать отпор фашистской Германии, а наши деды и прадеды смогли! Да разве с такими солдатами могли мы быть повержены?!
В 1941 году война постучалась в каждый дом.
Война, которую назовут Великой Отечественной, уже разделила и туринцев на воинов Красной Армии и тружеников тыла.
По-разному складывался фронтовой путь туринцев. Удачно. Сносно. Трагично. При широкой огласке и в полной безвестности. У каждого свой путь по времени и расстояниям.
У многих фронтовые будни слишком короткие. Семён Фёдорович Бары-бин и Павел Алексеевич Барыбин, оба из Турузбаевки, призывались в один день – 28 августа 1941 года. К исходу года не стало обоих.
Война стала показателем патриотизма советского народа, в том числе и ленцев. Мы с гордостью должны вспоминать их имена.
Пять тысяч туринцев не вернулись с полей сражения, могилы их далеки от родных мест.
Посмотрите, каковы потери среди наших земляков:
Из Ленска ушло более 70 человек, а вернулось - лишь 15,
Из Мишиной из 12-ти вернулись 4,
в Ольховке из 17 дворов на фронт отправились 19 человек, из них 12 пали
смертью храбрых.
В Усольцах из 15 человек погибли 8,
из 70 николаевцев вернулись домой 20,
в Н. Шишкиной погибли на фронте 19 ч.
Трудно пришлось нашим землякам и на трудовом фронте, и на передовой.
Вот один эпизод из фронтовой жизни Пузырев Иван Захарович, жителя села Ленского (из его воспоминаний):
Читает Демарчук Алёна, ученица 11 класса:
«Ночь на 22 августа 1942 года наш взвод в наряде. Кругом обманчивая ти-шина. В 3 часа 30 минут земля как бы ожила, встрепенулась и началась артиллерийская подготовка. 2 часа 15 минут продолжался несмолкаемый гул нашей артиллерии. Он сменился гулом авиационных моторов. Пехота приготовилась на рубеже атаки. В воздухе взвивается три красные ракеты. Это сигнал для атаки толкали совместной с пехотой. Наш 317 толковый батальон во втором эшелоне. Все в ожидании, готовые по первому сигналу сорваться с места, но сигнала нет. В 9 часов 30 минут командир батальона отдаёт приказ о наступлении и о смене 318 танкового батальона. Прибывали к месту боя, все кругом горит, горят танки и укрепления. Видны и немецкие подбитые танки. Немцы бегут. Взвод получает задачу преследовать противника и с хода освободить хутор. Противник сильного сопротивления не оказал. В составе роты продолжаем преследование. Впереди минное поле. Движение роты приостановлено. Короткая передышка. Сапёры делают проходы для танков в минном поле. Но противник нас заметил, хотя мы были хорошо замаскированы. В воздухе видны 5 пикирующих бомбардировщиков противника. Они устремляются на нас, но наши потери небольшие: один подбитый танк и двое раненых. И опять наступила передышка. Но она длилась недолго. Мы получаем сигнал. Впереди танки противника. Из-за пригорка появляются два, затем три, десять немецких танков. Гремят выстрелы с той и другой стороны. Немецкие танки загорают, но не все. Остальные поворачивают назад. Центральный фронт противника прорван».
Иван Захарович был награждён:
- Медалью «За отвагу»
- Медалью «50 лет вооружённых сил СССР»
- Медалью «Победы над Германией»
- Медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне»
А в балладе «Во имя жизни» Михаил Михайлович так рассказывает о ратном подвиге своего отца Михаила Никифоровича Бушланова:
Читает Мельник Марина, ученица 10 класса:
Был жаркий бой. Отец контужен.
Фашистский плен – кромешный ад…
Кто командир?! Он немцам нужен,
И пленных выстроили в ряд.
Фашист кричал собачьим лаем:
«Ну, кто есть ваших командир?!
Десятый каждый расстреляем!
Вы, свиньи! Айнс, цвайн, драй унд фир…»
Один упал. Убиты трое…
Смотреть на это нету сил.
Отец шагнул вперед из строя
И кулаком фашиста сбил!
И видел все тогда Никита:
Как навалились вчетвером,
Как был земляк его избитый,
Как был изрублен топором…
Никому война не давала скидки. Даже женщинам.
Обязательно нужно рассказать об одной. Вот, например, старшина меди-цинской службы Колесникова Фаина Андреевна. Её уже нет в живых, но за неё говорят награды: медали «За отвагу», «За взятие Праги, Дрездена, Бреста, Германии», «За Победу над Германией», посвящённые 20-летию и 25-летию Победы, «50 лет Вооружённых сил». А сколько солдат ей благодарны за спа-сённую жизнь.
Помаскин Василий Филиппович – последний ветеран Великой Отечественной войны, ушедший из жизни 2 года назад, он всю жизнь прожил в селе Ленском. Никто из нас не вспомнит его рассказов, он всегда отказывался от подобных встреч. Думаете, что нечего ему рассказывать? Нет, это не так! Солдатская жизнь его богата:
- Призвали – 27 августа 1942 года.
- Рода войск – морфлот.
- С ноября 1943г. - учился в военно-морской школе в городе Саратове.
- Май 1943 года – отправлен в Амурскую флотилию.
- Участвовал в боях на кораблях.
- Дошёл до Харбина. Был ранен.
О семи годах военной жизни, я уверен, Василий Филиппович мог написать ни одну книгу, но он не любил об этом говорить.
Сколько можно говорить! Сколько имён назвать! Сколько судеб!
В Ленске и других деревнях ушедших на фронт мужчин заменили жен-щины, старики, подростки, дети, которые сеяли и убирали хлеба, заготовляли лес с выездом на лесозаготовки, выкармливали скот, отправляя в фонд оборо-ны хлеб, картофель, овощи, масло, скот, лошадей. Почти все работы выпол-няли вручную. Конепоголовье уменьшилось вдвое, впрягали, как тягло, быч-ков, коров. Трактора и другая техника почти и не работала на полях. Лучшие трактористы и трактора были мобилизованы на фронт. Так, например, отбыл на фронт со своим трактором «НАТИ» наш земляк Неймышев Григорий Ма-карович. Ограниченно было для тракторов МТС тракторное топливо и запас-ные части. Но сельские труженики терпеливо одолевали все невзгоды.
Так об этом вспоминают Неймышев Куприян Филиппович, работавший в то время председателем исполкома Ленского сельского совета: «На фронт ушли все лучшие люди, отправили и всех лучших лошадей». Жили под лозунгом: «Всё для фронта! Все на военные рельсы! Нужно было отречься от мирного настроения, приняты меры, чтобы найти замену ушедшим на фронт руководителям, механизаторам. Но кем? Остались дома старики не-грамотные и женщины».
Не обошла война стороной и детей. Не знают своих отцов Сажина Е.П., Шевцова А.С., Тамашук К.П..
В самое трудное время скудности ленцы приютили и окружили забо-той 350 человек эвакуированного населения и детский дом, 400 детей из г. Гомеля, эвакуированных по домам колхозников в Ленске и в других дерев-нях. Под детский дом отдали здание школы. Наши люди окружили прибыв-ших теплым вниманием, оказывали им помощь в питании, обуви, одежде, учили их премудрости крестьянских дел в поле, на складах, фермах, помогли ужиться с колхозной семьей, жить общими заботами и интересами. И надо сказать, жили дружно, - в тесноте, да не в обиде. И где бы ни были теперь те люди и их дети, как бы хорошо они не жили, я уверен, они всегда будут пом-нить эти годы, прожитые в селе Ленском и, безусловно, до глубины души благодарны они за все доброе, что сделали ленцы для них в те военные годы.
Многие так и остались жить здесь как Румянцевы, Беленькие и другие.
В каждой семье моих земляков есть те, кто участвовал в Великой Отечественной войне. Пусть память о них будет вечна.
Учитель: Прошу всех встать. Минута молчания.
- Звучит метроном (1 минуту).
- Замолкает метроном, все присаживаются.
- Исполнение песни «Журавли…» хором ребят
Учитель: 3 –я страница «Дети войны»
3 чтец: Светлы и лучезарны детства дни,
Когда освещены лучами солнца мирного они.
Но если же грозой военной небосклон объят
И дети от разрывов бомб не спят,
То детство превращается в страданье,
В какое-то чудовищное испытанье,
Грехов несовершенных в искупленье.
И разве же не преступленье
Детей мгновений радостных лишать,
До времени взрослеть их заставлять!
Учитель: Ребята, вам всем знакомы Екатерина Петровна Сажина и Анна Сергеевна Шевцова, они наши односельчане. Но, наверное, не все знают, что они – дети войны, на их долю выпало такое страшное испытание. Предоставим им слово.
- Выступления детей войны:
- Анны Сергеевны Шевцовой
- Екатерины Петровны Сажиной
- Вручение мягких игрушек Шевцовой А.С. и Сажиной Е.П.
- Хор ребят исполняют песню «Когда закончится война»
Когда окончится война,
И мальчик выбежит за хлебом,
Земли коснётся тишина,
Непостижимая, как небо.
И в этой хрупкой тишине
Бог времена и судьбы свяжет,
Замрут созвездья в вышине
И чей-то голос тихо скажет:
Припев:
Мама, я вернулся домой,
Мама, я вернулся живой.
Бог обещал нам простить всё сполна,
Когда окончится война,
Когда окончится война.
Когда окончится война,
И мой народ залечит раны,
Новорождённая страна
Отбросит мощи великана.
И вдруг окажется, что жизнь
Имеет главное значенье,
А мы над пропастью во ржи
Сражались с собственною тенью.
Припев.
Когда окончится война
Единой верой в милосердье,
Любовь окажется одна
Для всех религией последней.
И век из века без любви
На этой маленькой планете
Мы были вовсе не враги,
А просто брошенные дети.
Припев.
4 чтец:
Мы не забудем тех, кто ради нас
На поле брани героически сражался,
Кто от врагов свою Отчизну спас,
Чтоб над страною новый светлый день рождался!
В боях для нас свободу сберегли,
Мир отстояли, счастье наши деды,
Чтоб мы сегодня праздновать могли
Великий праздник – 73-летие Победы!
«И сквозь века идёт бессмертный полк
Незримой полосой по водной глади.
Отметит путь его лишь пыль дорог.
Ожоги на телах уже не саднят,
Но души будут жить пока есть цель.
Быстрее ветра мчится мёртвый всадник.
Сквозь шквальный дождь и снежную метель
Он мчится прочь от призрачного войска.
Стрелой огня летит за край земель…»
А современность лепит мир из воска,
Хранит легенды за печатью книг,
Миры преданий превращает в плоскость…
«И в небесах бессмертный полк не стих,
В пучине звёзд он ищет, как и прежде,
Того, кто поджигал дома в ночи.
Того, кто раньше был одним из них…»
Учитель: Уважаемые гости урока Мужества, ребята, на этом наше мероприятие заканчивается. И я вас всех приглашаю завтра, 9 мая, принять участие в акции «Бессмертный полк» и Митинге, посвящённом 73-летию Победы в Великой Отечественной войне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок мужества "О подвигах, о доблести, о славе".
Классный час, посвященный 70-летию победы в Сталинградской битве....
Урок мужества "Бессмертный подвиг Сталинграда"
Урок- мужества "Бессмертный подвиг Сталинграда" направлен на формирование у учащихся чувства долга, сострадания, любви к Родине. Мероприятие посвящено победе советских войск под Сталинградом....
Урок памяти "Бессмертный подвиг"
Урок памяти"Бессмертный подвиг"посвящённый 70-летию битвы на Курской дуге...
Урок мужества "О подвиге твоем, который вечен"
Длинный боевой путь прошли по дорогам войны ветераны нашего села. К сожалению, до сегодняшнего дня из них дожили не все. В силу своего возраста они не смогли присутствовать на нашей праздничной линейк...
Урок мужества "Эти подвиги забыть нельзя"
Урок мужества "Эти подвиги забыть нельзя"...
Урок мужества, посвящённый подвигу юных патриотов России в годы Великой Отечественной Войны.
Урок мужества, посвящённый подвигу юных патриотов России в годы Великой Отечественной Войны....
Дистанционный урок мужества «Бессмертный полк: история движения»
Дистанционный Урок мужества «Бессмертный полк: история движения», посвященный общественному движению по сохранению личной памяти о поколении Великой Отечественной войны, ветеранах армии и ...