Рабочая программа кружка "Рукодельница"
рабочая программа
Рабочая программа кружка "Рукодельница" для учащихся 9 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_deyatelnost_planirovanie.docx | 47.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №2 г. Нолинска»
Рассмотрено на заседании МО учителей профильного труда протокол №____ от _____________ 20___г. Руководитель ______________ Е.М.Дудник | Согласовано: зам по УВР _____________Л.А. Шевченко | Утверждаю: директор КОГОБУ ШИ ОВЗ №2 г.Нолинска Приказ № _____ от _____________ 20__г. __________________ Н.Н.Ершова |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Рукодельница»
для учащихся 14-15лет.
9 класс
Срок реализации: 1год
Составитель программы: Филимонова Н.Г., учитель профильного труда
Пояснительная записка. Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий «Рукодельница» (9класс) по декоративно-прикладному направлению разработана на основе:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99- ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
- Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19 декабря 2014 г. № 1599;
- Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 22 декабря 2015 года № 4/15;
- АООП (1 вариант) КОГОБУ ШИ ОВЗ № 2 г. Нолинска.
Авторской программы-Декоративно – прикладное творчество. Программы 5-9 класс.авт,-сост,О.Я.Воробьева-Волгоград:Учитель,2009г. При составлении программы учитывались особенности психического и физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Процесс обучения носит коррекционно–развивающий характер, направленный на коррекцию имеющихся у обучающихся недостатков, пробелов в знаниях предусматривает неоднократное повторение и закрепление учебного материала различными методами и способами. Программа опирается на субъективный опыт учеников и связь с социальной реальностью, имеет практическую художественно эстетическую направленность.
Цель программы – занятия направлены на развитие творческих, интеллектуальных и эстетических способностей учащихся; создание условий для самореализации ученика в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности; развитие творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора.
Задачи программы:
Обучающие:
- Ознакомить учащихся с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства,
- сформировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных или плоскостных изделий;
- приобретение навыков учебно-исследовательской работы;
- обучение изготовлению различных изделий из бумаги;
- научить экономному и разумному использованию бумаги;
- умение правильно сориентироваться в подборе и изготовлении подарка.
Воспитательные:
- осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников;
- добиться максимальной самостоятельности детского творчества;
- прививать настойчивость в достижении цели.
Развивающие:
- развивать внимание, память, логическое и абстрактное мышление, пространственного воображения;
- развитие мелкой моторики рук и глазомера;
- пробуждать любознательность в области декоративно-прикладного искусства;
- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника-оформителя и дизайнера;
- формирование творческих способностей, духовной культуры и эмоционального отношения к действительности;
- развивать конструктивное мышление и сообразительность.
Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, направленная на достижение результатов освоения основной общеобразовательной программы и осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной. Внеурочная деятельность объединяет все, кроме учебной, виды деятельности обучающихся, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Сущность и основное назначение внеурочной деятельности заключается в обеспечении дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), организации их свободного времени.
Общая характеристика.
Внеурочная деятельность «Рукодельница». Программа предусматривает образовательное средство способное повысить интеллектуальную деятельность школьника. Дает возможность творческого самовыражения. Ремесло - это мастерство, или требующая специальных навыков работа по изготовлению каких-либо.изделий ручным способом. В то же время детям с ограниченными возможностями развития просто необходимо развивать трудовые навыки для дальнейшей адаптации и социализации в обществе. Содержание программы предполагает приобщение учеников к национальным традициям и культуре своей страны средствами ручного туда. Развивает воображение у детей с ограниченными возможностями здоровья, повышает учебную мотивацию, самооценку у учеников. Декоративно-прикладное искусство (от лат. deco — «украшаю») — широкий раздел художественного творчества, который охватывает различные отрасли профессиональной деятельности, направленной на создание изделий, тем или иным образом совмещающих утилитарную и художественную функции. Собирательный термин, условно объединяет два обширных рода искусств: декоративное и прикладное. В процессе обучения дети знакомятся с разнообразными трудовыми техниками (аппликация, вышивка, лепка, плетение, декорирование) .Обучение осуществляется дифференцированно, так как все дети в классе отличаются друг от друга по уровню психологического развития и способностям, в зависимости от этого подбирается уровень сложности выполнения работ. В программе предусмотрено изучение следующих видов декоративно прикладного искусства:
- Аппликация - способ получения изображения; техника декоративно-прикладного искусства.
- Вышивание - искусство украшать самыми разными узорами всевозможные ткани и материалы, от самых грубых и плотных, как, например: сукно, холст, кожа, до тончайших материй : батиста, кисеи, газа, тюля и прочее. Инструменты и материалы для вышивания: иглы, нитки, пяльцы, ножницы.
- Шитьё - создание на материале стежков и швов при помощи иглы и ниток, лески и тому подобном. Шитьё одно из древнейших технологий производства, возникшее ещё в каменном веке.
- Цветоделие -изготовление женских украшений из ткани в виде цветов.
-Плетение -способ изготовления более жёстких конструкций и материалов из менее прочных материалов: нитей, растительных стеблей, волокон, коры, прутьев, корней и другого подобного мягкого сырья.
- Роспись – различные виды росписи, как русский народный художественный промысел.
Описание места учебного предмета, в учебном плане.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Рукодельница» (9 класс) является одной из важнейшей в учебном плане и представлена предметом «Профильное обучение(швейное дело)». Срок реализации программы - 1 год (68 часов). Занятия проводятся в соответствии с календарно-тематическим планированием 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 60 мин. Рабочая программа коррекционно-развивающего занятия представлена в следующей таблице:
Класс | Количество учебных недель | Количество часов в неделю | Кол час за год |
9 класс | 34 недели | 2 | 68 |
Личностные и предметные результаты.
- ценностное отношение и любовь к близким, к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов;
- ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
- осознание себя как члена общества, гражданина Российской Федерации, жителя конкретного региона;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, памятникам истории, необходимости охраны;
- готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни; владение навыками социально поддерживающего и развивающего поведения во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками;
- расширение круга общения, развитие навыков общения со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- принятие и освоение различных социальных ролей, умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;
- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
- способность к организации своей жизни в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, нормах социального взаимодействия;
- способность ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать элементарные решения;
- способность организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
- мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности, шефской помощи, трудоустройстве в будущем, в личностном развитии.
Планируемые результаты внеурочной деятельности
В результате реализации программы внеурочной деятельности«Рукодельница» (9 класс) должны быть предусмотрены следующие воспитательные результаты, которые могут быть достигнуты обучающимися:
- воспитательных результатов — духовно-нравственных приобретений, которые обучающийся получил вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрёл, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, любви к близким и уважения к окружающим, пережил и прочувствовал нечто как ценность);
- эффекта — последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его социальной компетентности, чувства патриотизма и т. д.).
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням:
Первый уровень результатов— приобретение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) социальных знаний (о Родине, о ближайшем окружении и о себе, об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, общеобразовательной организации, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой обучающийся получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов— получение обучающимися с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения. Для
достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами общеобразовательной организации, в открытой общественной среде.
Достижение трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации обучающихся. У обучающихся могут быть сформированы: коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, а сроки перехода могут варьироваться в зависимости от индивидуальных возможностей и особенностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
По каждому из направлений внеурочной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) могут быть достигнуты определенные воспитательные результаты.
Содержание программы внеурочной деятельности «Рукодельница»
Программа предмета состоит из раздела: «Профильный труд». Обучение предмету «Рукодельница» носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию этих знаний в нестандартных ситуациях и развитию творческих способностей.
Материалы, используемые в трудовой деятельности. Перечень основных материалов используемых в трудовой деятельности, их основные свойства. Происхождение материалов (природные, производимые промышленностью и проч.).
Инструменты и оборудование: простейшие инструменты ручного труда, приспособления и проч. Устройство, наладка, подготовка к работе инструментов и оборудования, ремонт, хранение инструмента. Свойства инструмента и оборудования ― качество и производительность труда.
Технологии изготовления предмета труда: предметы профильного труда; основные профессиональные операции и действия; технологические карты. Выполнение отдельных трудовых операций и изготовление стандартных изделий под руководством педагога. Применение элементарных фактических знаний и (или) ограниченного круга специальных знаний.
Этика и эстетика труда: правила использования инструментов и материалов, запреты и ограничения. Инструкции по технике безопасности (правила поведения при проведении работ). Требования к организации рабочего места. Правила профессионального поведения.
Тематическое планирование учебного предмета
Количество часов | Темы | Виды деятельности |
5 класс | ||
1ч. | Вводное занятие | Беседуем о создании сувениров своими руками. Знакомятся с задачами обучения и планом работы. Изучают правила поведения и безопасной работы в швейной мастерской. Санитарно-гигиенические требования. Подготавливают рабочую форму, материалы и инструменты. Распределяем рабочие места. Организация рабочего места и правила поведения. Техника безопасности работы с ручными инструментами и швейными машинами с электроприводом. Оборудование и материалы. |
17ч. | Изготовление сувенирных кукол. | Изучаем историю возникновения сувенирных кукол. В мастер-классе рассматриваем, как сшить саму куклу. По желанию ее можно просто раскрасить. Или нарядить в одежду, детали штанишек, курточки и банта есть. Выполнить рисунок куклы. Готовят необходимые инструменты и материалы для пошива сувенирных кукол. Вспоминают правила безопасной работы с инструментами и швейными машинами. Раскраивают куклу. Сшивают детали кроя куклы соединительными швами на швейной машине. Набивайте туловище наполнителем. Маркером или мелком размечают линию волос на передней и задней стороне головы. |
10ч. | Изготовление корзинок из ниток. | Рисуют рисунок корзинки. Готовят материалы, для изготовления корзинки из ниток и бумажного стаканчика. Разрезают стаканчик на полоски. Переплетают полоски, разрезанного стаканчика, нитями пряжи. Изготавливают корзинку. Переплетают полоски, разрезанного стаканчика, нитями пряжи. Изготавливают корзинку. Пришивают корзинку к руке куклы. Окончательная отделка, удаляют лишние нитки. |
10ч. | Изготовление пасхальных яиц. | Вырезают из ватина по шаблону форму яйца. Приклеить на балясину несколько слоев, придать форму яйца. Оставить сушит. Аккуратно пришивают бархат на пасхальное яйцо, швы делают незаметно. Оформление пасхального яйца вышивкой, бисером, тесьмой. |
12ч. | Изготовление сувенирных сундучков. | Работают с картоном. По шаблону из картона вырезают коробочку, используя инструкционную карту. Перегибают по намеченным линиям, склеивают. Техника работы с красками по росписи ткани. Выполняют образцы на хлопчатобумажной ткани различные виды узелкового батика. Оформляют сундучок тканью, расписанной батиком, выполняют подкладку под ткань, аккуратно пришивают, швы невидимые. |
14ч. | Изготовление цветов из фоамирана. | История образования фоамирана. Организация рабочего места и правила поведения. Техника безопасности работы с ручными инструментами, клеем. Оборудование и материалы. Выполняют заготовки лепестков, формируют из вырезанных лепестков, цветы. Вспоминают правила безопасной работы утюгом. С помощью клея, клеевого пистолета, соединяют лепестки и формируют цветок. Вспоминают правила безопасной работы с клеевым пистолетом. Организуют выставку работ. |
Тематическое планирование внеурочной деятельности «Рукодельница» для учащихся 9класса.
№п/п | Тема занятия, количество часов | Виды деятельности | Дата проведения |
1 | Введение (1час) | Выставка готовых работ. Задачи и план работы. История образования кукол. Организация рабочего места и правила поведения. Техника безопасности работы с ручными инструментами и швейными машинами с электроприводом. Оборудование и материалы. | |
Изготовление сувенирных кукол.(17часов) | |||
2. | Мастер-класс.изготовление эскиза куклы.(1ч.) | В мастер-классе рассмотрим, как сшить саму куклу. По желанию ее можно просто раскрасить. Или нарядить в одежду, детали штанишек, курточки и банта есть на той же выкройке. Выполнить рисунок куклы. | |
3-4. | Подготовка материалов (1ч.) | Готовят необходимые инструменты и материалы для пошива сувенирных кукол. Вспоминают правила безопасной работы с инструментами и швейными машинами.
| |
5-6. | Раскрой куклы. | Раскраивают куклу. Детали кроя куклы раскроены ровно, все детали одинаковые. | |
7-10 | Сшивание деталей куклы.. | Сшивают детали кроя куклы соединительными швами на швейной машине. Сложить приготовленную ткань вдвое и перенесите на нее детали выкройки. Ногу, руку, голову и волосы — по два раза. Туловище — один раз. Голову сшивать только вдоль одной стороны, не по кругу. Сшивают на швейной машине, так кукла получится аккуратнее. Необходимо оставить место для выворачивания. На выкройке эти места обозначены пунктиром. | |
11-12 | Набивание куклы наполнителем. | . –Набивание ноги будущей текстильной куклы наполнителем. Здесь пригодится палочка для суши. Необходимо трамбовать ей наполнитель, чтобы убедиться, что он заполнит всю деталь без пустот. Зашить края косыми стежками.По той самой пунктирной линии.Пришейте ноги к одной половинке туловища. Здесь хорошо подойдет шов «вперед иголку». Набивайте туловище наполнителем. Проверяйте, чтобы он распространился повсюду и лежал довольно плотно. Потайным швом зашиваем туловище. | |
13-14 | Оформление лица. | Маркером или мелком размечают линию волос на передней и задней стороне головы. | |
15-16 | Раскрой платья для куклы. | Подбирают ткань для пошива платья, изготавливают выкройку на бумаге, по размерам, раскраивают платье для куклы. | |
17-20 | Пошив и отделка платья.. | Пошив платья. Соединяем боковые срезы, двойным швом. Нижние срезы платья и рукавов швом вподгибкус закрытым срезом. Подбирают тесьму к отделке платья, пришивают. Выбирают стразы и пришивают к платью. | |
21-22 | Окончательная отделка платья. | Выполняют окончательную отделку куклы. Пришивают волосы, убирают лишние нитки. | |
Изготовление корзинок из ниток. (10 часов) | |||
23-24 | Мастер класс. Изготовление корзинки из ниток. | Рисуют рисунок корзинки. Готовят материалы, для изготовления корзинки из ниток и бумажного стаканчика. Разрезают стаканчик на полоски. | |
25-28 | Плетение корзинки. | Переплетают полоски, разрезанного стаканчика, нитями пряжи. Изготавливают корзинку. | |
29-30 | Изготовление ручки для корзинки. | Обматывают пряжей полоску ткани, изготавливают ручку для корзинки. Соединяют ручку с основной деталью. | |
31-32 | Оформление куклы корзинкой. Окончательная отделка. | Пришивают корзинку к руке куклы. Окончательная отделка, удаляют лишние нитки. | |
33-34 | Подготовка к выставке. | Оформляют композицию, дают имя кукле. Выставка работ | |
Изготовление пасхальных яиц. (10 часов) | |||
35-36 | Мастер-класс по изготовлению пасхальных яиц | Выставка готовых работ. Задачи и план работы. История образования пасхальных яиц. Организация рабочего места и правила поведения. Техника безопасности работы с ручными инструментами и швейными машинами с электроприводом. Оборудование и материалы. | |
37-38 | Работа с шаблонами | Вырезают из ватина по шаблону форму яйца. Приклеить на балясину несколько слоев, придать форму яйца. Оставить сушит. | |
39-40 | Оформление пасхального яйца бархатом. | Аккуратно пришивают бархат на пасхальное яйцо, швы делают незаметно. | |
41-42 | Оформление пасхального яйца. | Оформление пасхального яйца вышивкой, бисером, тесьмой. | |
43-44 | Оформление пасхального яйца. | Оформление пасхального яйца вышивкой, бисером, тесьмой. Отделка, анализ образца. | |
Изготовление сувенирных сундучков.(12 часов) | |||
44-45 | Мастер-класс по изготовлению сувенирных сундучков. | Выставка готовых работ. Задачи и план работы. История образования росписи по ткани. Организация рабочего места и правила поведения. Техника безопасности работы с ручными инструментами. Оборудование и материалы. Краски по росписи ткани. | |
46-47 | Изготовление шкатулки. | Работают с картоном. По шаблону из картона вырезают коробочку, используя инструкционную карту. Перегибают по намеченным линиям, склеивают. | |
47-48 | Узелковый батик. | Техника работы с красками по росписи ткани. Выполняют образцы на хлопчатобумажной ткани различные виды узелкового батика. | |
49-50 | Оформление сундучка тканью. | Оформляют сундучок тканью, расписанной батиком, выполняют подкладку под ткань, аккуратно пришивают, швы невидимые. | |
51-52 | Оформление сундучка тканью. | Оформляют сундучок тканью. | |
53-54 | Оформление сундучка. | Оформляют сундучок бисером, тесьмой и т.д. | |
Изготовление цветов из фоамирана. (14 часов) | |||
55-56 | Мастер-класс по изготовлению цветов из фоамирана | Выставка готовых работ. Задачи и план работы. История образования фоамирана. Организация рабочего места и правила поведения. Техника безопасности работы с ручными инструментами, клеем. Оборудование и материалы. | |
57-58 | Выполнение эскизов цветов. | Выполняют эскизы цветов, рисуют. Изготовление и подготовка шаблонов цветов. | |
59-60 | Изготовление лепестков. | Работа с фоамираном, переводят по шаблону лепестки цветов, аккуратно вырезают. | |
61-62 | Изготовление лепестков. | Выполняют заготовки лепестков, формируют из вырезанных лепестков, цветы. Вспоминают правила безопасной работы утюгом. | |
63-64 | Соединение лепестков в цветок. | С помощью клея, клеевого пистолета, соединяют лепестки и формируют цветок. Вспоминают правила безопасной работы с клеевым пистолетом. | |
65-66 | Оформление букета из цветов. | Оформляют букет из цветов. Составляют композицию. | |
67-68 | Подготовка и организация выставки, выполненных работ. | Оформление выставки. |
Материально – техническое обеспечение
кружка «вышивка» включает:
- Андреева И. – Шитье и рукоделие: энциклопедия – Москва. Большая Российская энциклопедия, 1994г.
- Еременко Т. Иголка – волшебница. Москва. Просвещение, 1987г.
- Максимова М. Вышивка. Первые шаги. Москва. ЗАО издательство Эскимо. 1997г.
- Зайцева О Батик практическое руководство. Москва «АСТ», 2008г.
.
технические средства обучения:
- компьютер с программным обеспечением;
- интерактивная доска;
интернет-ресурсы:
- сайт «открытый урок 1 сентября» /files/otkrytyi-urok-1-sientiabria.html
- http://stranamasterov.ru/
- /kak-nauchitsya-vyshivat-krestom-vse-o-vyshivke-krestikom-shemy-uroki-sovety
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...