Методическая разработка внеклассного мероприятия «Сибиряки в годы Великой Отечественной войны» (на примере боевого пути Борсоева В.Б. – уроженца улуса Холбот Баяндаевского района)
методическая разработка (8, 9 класс)
Внеклассное мероприятие соответствует плану военно-патриотического воспитания. Применение технологии проектной деятельности предоставляет учащимся 8-9 классов возможность исследовать интересующую тему и оформить результаты в виде общего коллажа «Боевой путь Борсоева В.Б.».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_vneklassnogo_meropriyatiya2.docx | 48.36 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БАЯНДАЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМ. М.Б. УБОДОЕВА»
Методическая разработка внеклассного мероприятия
«Сибиряки в годы Великой Отечественной войны»
(на примере боевого пути Борсоева В.Б. –
уроженца улуса Холбот Баяндаевского района)
Автор: Найманова
Светлана Анатольевна
Баяндай 2020
Пояснительная записка
Внеклассное мероприятие соответствует плану военно-патриотического воспитания. Применение технологии проектной деятельности предоставляет учащимся 8-9 классов возможность исследовать интересующую тему и оформить результаты в виде общего коллажа «Боевой путь Борсоева В.Б.».
Цель: сформировать представление у учащихся об участии сибиряков в Великой Отечественной войне на примере жизни Борсоева В.Б.
Задачи:
Образовательные: создать условия для отработки навыков и умений анализа исторических источников (архивных документов, источников личного происхождения), работы с картой; актуализировать знания о вспомогательных исторических дисциплинах, о системе награждения в годы Войны.
Развивающие: создать условия для развития коммуникативных навыков через разнообразные виды речевой деятельности; создать условия для развития таких аналитических способностей учащихся, как умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать познавательные объекты, делать выводы; создать условия для развития памяти, внимания, воображения;
Воспитательные: способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в группах, коллективе; содействовать формированию патриотических чувств.
Организационная структура занятия:
Этапы | Деятельность педагога | Деятельность учащихся |
Организационный момент (Мотивационно-целевая установка) | Приветствует учащихся. Создает эмоциональный настрой на совместную работу. Делит класс на 4 группы по карточкам, на которых изображены карта, часы, цифры и памятники. | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место |
Вводная часть (Проблемная ситуация и целеполагание) | Предлагает прочитать и обсудить отрывок из книги «Ушедшие в легенду…» [] (Приложение 1) Подводит к проблемному вопросу: - Какова главная мысль в данном отрывке? - Назовите участников ВОВ с нашего края, которые Вам известны? - Сегодня мы посвятим мероприятие уроженцу Баяндаевского района, Герою войны – Борсоеву Владимиру Бузинаевичу. - Какую задачу мы поставим? | Читают отрывок по ролям: автор, старушка, солдат. (Слайд 1) - Вклад сибиряков, наших дедов и прадедов в победу в ВОВ Перечисляют известных им участников ВОВ с Иркутской области. Формулируют проблему: Каков вклад сибиряков в победу? |
Основной этап | - Благодаря чему мы можем узнать о жизни Борсоева В.Б. - Все перечисленное объединяет такое понятие как исторические источники. Для работы знакомит со вспомогательными историческими дисциплинами: фалеристика, историческая картография, хронология (Слайд 2) Делит класс на 4 группы: 1 группа – «Биографы» 2 группа – «Картографы» 3 группа – «Фалеристы» 4 группа – «Память народа» Каждая группа получает конверт с инструкцией к выполнению задания, после чего оформляет коллаж. | - Работы краеведов, воспоминания, архивные документы, письма и т.д. 1. Читают инструкцию к выполнению задания. 2. Анализируют исторические источники, находят главные положения в тексте. (Приложение 1) 3. Выбирают необходимый конверт и инструменты для создания единого коллажа. 4. На общий плакат вносят свои наработки 5. Защита групповых проектов |
Рефлексия | Подводит итоги мероприятия | Высказывают свои мнения по проблемному вопросу |
Приложение 1
«…Вспомнилась старушка, которую встретил на одной из фронтовых дорог возле сожженой немцами деревушки. Приложив ладошки козырьком к глазам, она долго всматривалась в него.
- Никак не пойму, - признаваясь, наконец, - с каких ты мест, голубчик.
Он, не задумываясь, ответил тогда:
- Сибиряк, я, мать, Сибиряк!
По-старомодному поклонившись, она ему сказала:
- Спасибо, сынок-сибиряк, за наше освобождение от ярма немецкого. Молодцы-сибиряки, по-молодецки воюете». [8, с. 275]
Приложение 2
1 группа «Биографы»
- Ознакомьтесь с текстом.
- Выберете из имеющихся инструментов те, которые необходимы Вам для работы.
- Составьте хронологию основных событий из жизни Борсоева В.Б.
- Отметьте на карте место рождения и захоронения Борсоева В.Б.
- Внесите на общую доску полученные результаты.
Владимир Борсоев родился в 1906 году в улусе Холбот Кырменского хошуна Баяндаевского аймака Иркутской губернии в небогатой семье православных инородцев-бурят. О его родителях, которые умерли от черной оспы, когда Владимиру было всего шесть лет, сегодня известно мало. В начале 20-х годов Владимир впервые сел за парту в Хоготовской школе. В 1927 году Владимир Борсоев становится председателем сельскохозяйственной коммуны улуса Тухум. В 1930 году вступает в ВКП (б). (Всесоюзная коммунистическая партия)
Военная карьера Владимира Борсоева начинается в 1932 году, когда он по партийному спецнабору направляется на учебу в 1-е Ленинградское артиллерийское училище, которое заканчивает с успешными показателями в 1934 году. С этого времени командир-артиллерист три года служит в 193-м мотострелковом полку в Ленинградском военном округе.
В 1937 году Владимира Борсоева командируют из воинской части в Военную академию имени Фрунзе (общевойсковую), которую он с отличием заканчивает в звании майора в мае 1941 года. Учась в академии, герой будущей войны в 1940 году в Москве женится на девушке с Украины по имени Ася (Хаина, Хася). 10 августа 1941 г. Борсоев получил сообщение о том, что жена родила дочь, которую назвала Сыреной. До августа 1944 семья пробудет в г. Улан-Удэ.
В июне 1941 года война застигает его на Кавказе. В конце июня 1942 Владимир получает новое назначение – командира вновь сформированного артиллерийского полка 8-й истребительной бригады и выезжает в Тюмень.
7 ноября 1942 Борсоев получает звание подполковника. 26 января 1943 года советские войска наконец-то взяли Воронеж. В лето Владимир Борсоев командует уже артиллерией дивизии, а в июле-августе оказывается в самом пекле битвы на Курской дуге, на поле великого танкового сражения этой войны под Прохоровкой.
В январе 1944 года он принимает командование над гвардейским краснознаменным Киевским артиллерийским полком резерва Главного командования (РГК). До августа 1944 года во главе 2-й гвардейской истребительно-противотанковой Проскуровской ордена Ленина артиллерийской бригадой РГК Борсоев участвует в очистке от оккупантов территории Правобережной Украины. 9 апреля 1944 года ему было присвоено звание полковника.
3 августа 1944 года бригада Борсоева переходит государственную границу СССР 1939-1941 года. Украина была полностью освобождена от немцев. До декабря 1944 года бригада Борсоева успела повоевать на территории Польши и Чехословакии. 26 декабря Борсоев принимает командование над 7-й гвардейской истребительно-противотанковой Тернопольской краснознаменной артбригадой РГК и 6 января оказывается вновь в Польше. В марте 1945 на Одерском плацдарме во время штурма города Ратибор в Силезии Владимир Борсоев получил осколочные раны в живот. Похоронен в г. Львов на Холме Славы. [7]
Группа «Картографы»
- Ознакомьтесь с отрывками из дневника и писем В.Б. Борсоева
- Выберете из имеющихся инструментов те, которые необходимы Вам для работы.
- Отметьте на карте места, где в боях участвовал Борсоев В.Б.
- Внесите на общую доску полученные результаты.
В июне 1941 года война застигла Борсоева на Кавказе возле чеченского аула Ермоловка (ныне Алхан-Кала) Грозненского района Чечено-Ингушетии за тактическими играми, в которых артиллерийский дивизион командира-бурята Борсоева отрабатывал навыки «встречного боя».
Из дневника гвардии В.Б. Борсоева [7]:
28 декабря 1941 г. Красный Луч. (территория Украинской ССР)
Удар по Грибовке подействовал на немцев ошеломляюще: они в эту ночь без боя оставили дер. Яновку, шахту №12, шахту «Днепрострой», дер. Княгиневку и оттянули свои войска назад.
Получен приказ фронта о награждении меня орденом Красной Звезды…»
23 августа (1942 г.). Воронеж. Когда затишье, становится скучновато…»
26 января 1943 года советские войска наконец-то взяли Воронеж, город на котором остановилось немецкое наступление. В лето Владимир Борсоев командует уже артиллерией дивизии, а в июле-августе истребитель танков оказывается в самом пекле битвы на Курской дуге, на поле великого танкового сражения этой войны под Прохоровкой.
Осенью 1943 участвовал в форсировании Днепра, в освобождении Киева.
Из дневника гвардии В.Б. Борсоева:
28 декабря 1944. «Развивая наступление в составе 38-й армии, до конца ноября достигли территории Чехословакии. Условия кошмарные – бездорожье, узкие коридоры-дефиле и т…. Нас вывели из Карпат во фронтовой резерв».
28 июля (1944г.). Рудки. После тяжелых боев вчера овладели г. Львовом. 20-23 июля в районе Хуков вели тяжелые бои с окруженной группировкой немцев, пытавшихся прорваться на юго-запад. Дело доходило до рукопашных схваток. В этом бою ранен гвардии майор Бояринцев. Выведены
из строя за время выступления 10 командиров батарей, 18 командиров взводов и 15 солдат.
6 января 1945. «Вышли на Сандомирский плацдарм. Готовимся к наступлению…» (территория Польши)
18 января. «Штурмом взяли город Краков. В приказе Верховного Главнокомандующего в числе других отмечена бригада полковника Барсова (вместо Борсоева)».
28 января. «Освободили от немецкой нечисти Домбровской угольный разрез и промышленный район»
1 февраля. «Мы уже в логове фашистского зверя. Я вижу пылающие дома на немецкой земле, слышу немецкую речь… Я на германской земле. Достиг своей цели. В высшей степени рад и счастлив!» []
В письме своему брату Илье Бузинаевичу он писал 5 февраля 1945 года:
«Как тебе известно, я забрался далеко — на Одер. Дела идут неплохо. Воюем крепко. Немец сопротивляется отчаянно. Подбрасывает силы из Венгрии, с запада. Стараясь остановить наступление, он бросает в контратаку своих солдат н танки. Но все его контратаки отбиваются с большими для него потерями... Если писать о военной тактике, нужно писать не один час и один день н исписать не один лист бумаги. О них будем говорить после войны, когда встретимся на лоне мирной жизни...
Сколько за эту войну рядом со мной ранило и убило, трудно сосчитать. А я остаюсь невредимым. Сколько пуль, сколько снарядов и мин пролетело мимо моих ушей — никак не сочтешь...» [7]
Из дневника Борсоева.
7 марта. За это время мы захватили плацдарм на западном берегу р. Одер. Выдохлись. Теперь привели себя в порядок. Готовимся к штурму г. Ротибор.
Далее чужим подчерком написано: Погиб под г. Ротибор 8 марта 1945 года в 12.00.
В. Б. Борсоев похоронен во Львове, при освобождении которого отличилась отдельная истребительно-противотанковая бригада, которой он продолжительное время командовал.
Группа 3 «Фалеристы»
- Ознакомьтесь с текстом и архивными документами (в формате JPEG)
- Выберете из имеющихся инструментов те, которые необходимы Вам для работы.
- Определите, какими орденами был награжден Владимир Бузинаевич и соотнесите их с изображениями.
- Расположите на доске согласно статуту
- Внесите на общую доску полученные результаты.
Из наградного листа (Орден Красного Знамени располагается после ордена Ленина и ордена Октябрьской революции (если такие имеются) на груди слева): «17 августа 1943 года в бою за город Тростянец Сумской области во время контратаки танков противника тов. Борсоев, лично сам стоя за наводчика, уничтожил один танк противника. Следуя его примеру, полк подбил еще 2 танка, остальные повернули обратно. Полк, которым командует тов. Борсоев, подбил и уничтожил 15 танков противника (из них 1 «Тигра»), 9 противотанковых орудий, 23 автомашины с боеприпасами и живой силой до трех батальонов вражеской пехоты, подавил огонь 3-х артиллерийских и 4-х минометных батарей противника. В боях в районе с. Мартыновка Сумской области полк отразил несколько ожесточенных атак танков и пехоты противника. Только 29 августа 1943 года, отражая танковую атаку противника, полк уничтожил 11 танков, в том числе, 3 «Тигра». (22 октября 1943 г.) [7]
Из наградного листа В. Б. Борсоева: «Подполковник В. Б. Борсоев, командир 1852-го истребительно-противотанкового артполка 32-отдельной ИПТА бригады за время обороны и наступательных действий лета 1943 г. показал себя исключительно мужественным, волевым командиром... Срывая намерение противника атаковать наши части, Борсоев первым открывает массированный огонь по скоплению фашистов в районе Ульяники, нанося ему большой ущерб и предотвращая атаки противника. 10 января 1944 г. Борсоев награжден орденом Ленина». [7]
Из статута «Ордена Ленина»:
«6. Орден Ленина носится на левой стороне груди и при наличии других орденов СССР располагается перед ними».
«… Нет, не случайно, наше командование рекомендовало президенту США полковника Борсоева как одного из лучших офицеров Советской армии, и Франклин Рузвельт наградил его высшим орденом США «Легион заслуженных офицерской степени» [8, с. 276]
Из статута Ордена Отечественной войны I степени:
«Орден Отечественной войны I степени носится награждённым на правой стороне груди и располагается после ордена Александра Невского».
Группа 4. «Память народа»
- Ознакомьтесь с текстом.
- Выберете из имеющихся инструментов те, которые необходимы Вам для работы.
- Выясните, какая память сохранилась в народе о Борсоеве В.Б.
- Отметьте на карте места, где хранится память о Борсоеве
- Внесите на общую доску полученные результаты.
В 1970 году выпущена почтовая марка СССР, посвященная Борсоеву. В Улан-Удэ установлена мемориальная доска. Именем Героя названы улицы в Улан-Удэ, Львове (сейчас переименована) и школы №1 в поселке Усть-Ордынский и Кырме. В МБОУ Кырменская СОШ создан музей, посвященный боевому пути Борсоева. При школе №52 г. Улан-Удэ открыт музей Боевой Славы имени В.Б. Борсоева где собран уникальный материал о жизни Борсоева, боевом пути и подвиге, а также хранится капсула с землёй с могилы героя. Китель Борсоева хранится в Кяхтинском музее.
В августе 2014 года в преддверии 70-летия Победы в Улан-Удэ на улице, названной в его честь, был открыт памятник Герою Советского Союза, гвардии полковнику Владимиру Борсоеву.
В Улан-Удэ в 2016 году в издательстве Бурятского Научного центра СО РАН вышла в свет книга «Герой Советского Союза гвардии полковник Владимир Борсоев. Хроника прямой наводки: дневники, воспоминания, письма, документы». Издание приурочено к 110-летию со дня рождения прославленного воина.
Украинский поэт Владимир Панченко так выразил чувства бурятского и украинского народов в стихотворении «Освободитель»:
Но, нет! Герой не умирает,
Живет Борсоев тут в каждой хате.
О нем в народе стихи слагают,
О легендарном орле-буряте!
Из песни Ларисы Тихомировой, служившей в 1944 году в полку Борсоева радисткой. Как-то раз военачальник услышал, как талантливая девушка пела на отдыхе солдатам. Оценив выступление радистки, Борсоев посоветовал ей после войны связать свое будущее с музыкой, чему она и последовала:
В горах кузнечики стрекочут в травах
И скачут с тучами вперегонки,
Рождалась там легенда ратной славы,
Где с боем шли Борсоева полки. [1]
Список источников и литературы
- Буяхаев В. Шахтеры Донбасса о Борсоеве: «Мы прошли академию «Борсука!» // Информ полис. 2016. URl: https://www.infpol.ru/113707-shakhtery-donbassa-o-borsoeve-my-proshli-akademiyu-borsuka/ (дата обращения – 20.02.2020)
- Приказ Главнокомандующего Центральной группы войск № 0138/н от 19 сентября 1945 г. // ЦАМО. Ф. 33. Оп. 686196. Ед. хр. 4063. Л. 1.
- Приказ ВС Южного фронта №: 53/Н от: 14.12.1941// ЦАМО. Ф. 33. Оп. 682524. Ед.хр. 494. Лист 77.
- Проекты Указов Президиума Верховного Совета СССР о присвоении и награждении орденами генералов, офицерского, сержантского и рядового состава частей фронта, отличившихся при освобождении городов Киева и Фастов № 1513888 от 18 ноября 1943 г. ЦАМО. Ф. 33. Оп. 686196. Л. 32
- Указ Президиума Верховного Совета № 219/138 «О награждении орденами и медалями генералов, офицеров и сержантского состава сверхсрочной службы за выслугу лет в Красной Армии». ЦАМО. Ф. 33. Оп. 686196. Ед. хр. 4063. Л. 121.
- Указ Президиума Верховного Совета от 6 мая 1965 г. ЦАМО. Ф. 33. Оп. 686196.
- Украинский дневник полковника Борсоева // Новая Бурятия. 2014. URL: https://newbur.ru/n/25547/ (дата обращения – 20.02.2020)
- Ушедшие в легенду/ ред. Номогоев В.В. – Баяндай: МБУК Межпоселенческая центральная библиотека, 2014 г. – 295 с; фото; ил.
Архивные материалы взяты с портала «Память народа».
Методическая разработка была апробирована 21 февраля 2020 г. на базе 9 класса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка мероприятия, посвященного 70-летию начала Великой Отечественной Войны на тему: «70 лет уже минуло с начала грозной той войны…»
мероприятие, посвященное началу ВОВ...
Методическая разработка мероприятия, посвященного 70-летию начала Великой Отечественной Войны на тему: «70 лет уже минуло с начала грозной той войны…»
мероприятие, посвященное началу ВОВ...
Внеклассное мероприятие «ВОРОНЕЖ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ».
Внеклассное мероприятие, проведенное в 8 "Г" классе (2012-2013 уч. год). Кл. рук.: Шапинская И. А. МБОУ лицей № 5...
Внеклассное мероприятие: "Спортсмены в годы Великой Отечественной войны"
О спортсменах участниках ВОв....
Методическая разработка занятия Тема: «Математика в годы Великой Отечественной войны»
Занятие с целью определить вклад математики и математиков в победу в Великой Отечественной войне. Задачи: 1) Выяснить, кто из учёных-математиков принимал участие в боевых действиях.2)...
Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия «Поэзия в годы Великой Отечественной войны»
Методическая разработкаоткрытого внеклассного мероприятия «Поэзия в годы Великой Отечественной войны» Преподаватель литературыМалютина Н.Е....
Внеклассное мероприятие "Математики в годы Великой Отечественной войны"
Внеклассное мероприятиеТема: «Математики в годы Великой Отечественной войны»Цель: узнать ученны[ математиков, которые в годы Великой Отечественной войны помогали фронту.Задачи:Познакомитьс...