Внеклассное занятие "Курение -коварная ловушка".
план-конспект занятия (6 класс)
Деловая игра для учащихся 6 класса "Курение - коварная ловушка".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kurenie_kovarnaya_lovushka.docx | 106.86 КБ |
Предварительный просмотр:
КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 5»
Деловая игра
для учащихся 6 кЛАССОВ
Барнаул, 2018 г.
Деловая игра на тему "Курение – коварная ловушка"
Цель: напомнить подросткам о фактах, свидетельствующих о вреде курения, способствовать выработке отрицательного отношения к курению, формирование установки на здоровый образ жизни; дать детям необходимые поведенческие приёмы, позволяющие уклониться от вредного воздействия сверстников.
Оборудование: компьютерная презентация, листочки с заданиями.
Ход занятия.
Человек сам себе часто злейший враг.
Цицерон
Как вы думаете, о чём говорит эта цитата древнеримского философа?
Вот об одном из зол, которые человек может себе нанести, мы и поговорим сегодня.
Темой нашего занятия является "Курение - коварная ловушка". Мы поговорим об истории появления табака, причинах курения и его последствиях.
По результатам анкеты в нашем классе курят 6 человек. Большинство ребят первую сигарету выкурили с другом или в компании. А как вы думаете, много ли людей на земле курят?
Дети высказывают предположения.
По подсчётам учёных, каждый третий человек на земле курит. А это значит, что большинство людей на земле – некурящие!
На доскезаписаны основные доказательства против курения. Курение отнимает жизнь. Курильщик сокращает свою жизнь на 6 лет. Курение добавляет болезни. Все органы человеческого тела страдают от табака. Курильщики в 10-30 раз чаще умирают от таких болезней, как инфаркт, рак, язва желудка. Для детей курение в 2 раза опаснее, чем для взрослых. Смертельная доза для взрослого человека содержится в одной пачке сигарет, если её выкурить сразу, а для подростка полпачки. Иногда дети умирали от 2-3 сигарет, выкуренных подряд, от остановки сердца. В табаке содержится 1200 вредных веществ. Самый страшный из них никотин. У курильщиков плохая память, неустойчивая психика.
Курение отнимает деньги, которые можно потратить на что-то полезное. От курения страдают некурящие. Половина вредных веществ, курильщик выдыхает, отравляя воздух, а им вынуждены дышать некурящие.
Курение мешает работе и бизнесу. Многие компании отказываются брать на работу курильщиков.
Курение становится причиной пожаров, от которых гибнут люди.
Курение – это не модно. Сейчас в моде ухоженная кожа, белые зубы, спортивная фигура. На Западе молодёжь занимается спортом, ведёт здоровый образ жизни. Во многих странах приняты законы, запрещающие курить подросткам.
День 31 мая объявлен как всемирный день без табака.
- Интерактивная беседа «Причины курения».
Ребята, факты, о которых мы здесь услышали, известны каждому курильщику. Что же заставляет их постоянно покупать сигареты? Давайте попробуем заполнить колонку «За» нашей таблички. Итак, почему же ваши сверстники курят?
Примерные ответы детей:
- За компанию.
- Из любопытства.
- По незнанию.
- Чтобы успокоить нервы.
- Чтобы снять напряжение.
- Чтобы казаться старше.
- Чтобы казаться современным.
- Дискуссия «Что даёт курение?».
Как вы думаете, ребята, неужели курение обладает такой магической силой, что может сделать человека взрослым, современным, уравновешенным?
Примерные ответы детей:
- Нет, курящий ребёнок всё равно выглядит ребёнком. Взрослый человек – это тот, кто умеет отвечать за свои поступки.
- Сигарета не делает человека современным. Курили и 100 лет назад. А девушка с сигаретой выглядит вульгарно.
- И нервы сигарете не успокаивает, а наоборот, делает человека более раздражительным.
- От курения голова работает хуже, память ухудшается.
Значит люди скрывают истинную причину курения.Давайте всё-таки выясним, в чём же она состоит?
Я прочитаю цитату из книги английского врача Аллена Кара «Лёгкий способ бросить курить».
«Никотин – бесцветное, маслянистое вещество, содержащееся в табаке и вызывающее у человека зависимость. Этот наркотик вызывает самое быстрое привыкание из всех известных человечеству веществ: чтобы пристраститься к нему может потребоваться только одна сигарета. Каждая затяжка сигаретой поставляет через лёгкие в мозг небольшую дозу никотина, действующую намного быстрее, чем, например, доза героина, которую наркоман вводит в вену. Если, куря сигарету, вы делаете 20 затяжек, вы получаете 20 доз наркотика».
Итак, истинная причина курения – наркотическая зависимость. По словам учёных, половина курильщиков хочет бросить курить, но не может. Они попадают в никотиновую зависимость.
- Выработка общего мнения о том, что такое курение.
Итак, ребята, давайте сделаем вывод о том, что же такое курение и запишем его на доске.
Курение – это вредная и опасная привычка, коварная ловушка, никотиновая зависимость.
- Ролевая игра «Умей сказать «нет».
Многие начинают курить под влиянием друзей. Им не хочется курить, но они не знают, как отказаться.
Сейчас мы поиграем в игру «Умей сказать «нет». В этой игре мы будем учиться отказываться от того, чего мы не хотим делать.
К доске выйдут 2 ученика и разыграют сценку предложения закурить. Интересно посмотреть, кто лучше умеет уговаривать, а кто отказываться так, чтобы не поссориться. Все остальные будут внимательно следить за диалогом и решат, кто победит в словесной дуэли.
Диалог №1.
1 ученик: Давай закурим?
2 ученик: Я не могу.
1 ученик: Почему?
2 ученик: Родители увидят.
1 ученик: А мы за угол отойдёт.
2 ученик: Мне нельзя, у меня сердце болит.
1 ученик: Ну, ты же не умрёшь от одной сигареты!
2 ученик: А я сигареты без фильтра не курю.
1 ученик: У меня с двойным фильтром.
2 ученик: Да я спички забыл.
1 ученик: У меня зажигалка есть.
2 ученик: Соседи из окон нас увидят.
1 ученик: А мы в подвал пойдём.
Второй ученик молчал и не знал, что ответить.
Как вы думаете, кто оказался сильнее в этом споре?
Как это ни странно, 2 ученик ни разу не сказал «Я не хочу». А ведь этого было бы достаточно, ведь его друг должен был уважать его желания. Иначе, о какой дружбе идёт речь? Отговорки 2 ученика сумбурны и случайны. Когда человек обосновывает свой отказ таким образом, то возникает впечатление, что он вот-вот согласиться.
Диалог №2.
1 ученица: У меня есть сигареты, давай покурим.
2 ученица: Ой, нет, не могу!
1 ученица: А почему?
2 ученица: От меня будет пахнуть табаком.
1 ученица: Ну и что?
2 ученица: Родители узнают.
1 ученица: А ты к ним не подходи.
2 ученица: Моя собака учует. Она не выносит запах табака. Я приду домой, она меня обнюхает и убежит, а родители спросят, почему это собака от меня убежала? Потому, что я курила.
1 ученица: А ты надушись.
2 ученица: Тогда родители обо всём догадаются.
Как вы считаете, кто оказался сильнее в этом диалоге?
Класс считает, что победила 2 ученица. Она настаивала на версии, что это было бы неуважением к семье.
Диалог №3.
1 ученик: На, кури.
2 ученик: Я не буду.
1 ученик: А что тогда сюда пришёл?
2 ученик: Просто так.
1 ученик: Ну, тогда иди отсюда.
2 ученик уходит.
Кто оказался сильнее в этом диалоге? (Ребята затрудняются ответить). Давайте повторим этот диалог по- другому.
Диалог №4.
1 ученик: На, кури.
2 ученик: Я не буду.
1 ученик: Кури за компанию!
2 ученик: Отстань, кури сам, если хочешь.
1 ученик: А что ты тогда сюда пришёл?
2 ученик: Захотел и пришёл.
1 ученик: Ну, тогда иди отсюда.
2 ученик: Не хочу.
Вот сейчас 2 ученик стал явно сильнее. Но так может себя вести только человек уверенный в себе. Человек, которого уважают в группе. Грубое давление сверстники оказывают чаще всего на тех, кого не очень уважают. А за что могут уважать?
Примерные ответы детей:
- спортивные достижения;
- за силу;
- за смелость;
- за то. Что хорошо разбирается в чём-то.
Что же делать, если ты пока не уверен в себе и не можешь противостоять давлению товарищей? Психологи дают такие советы:
- просто сказать «нет» без объяснений;
- на все уговоры говорить «нет», «не буду»;
- отказаться и уйти;
- не обращать внимание на предложение закурить;
- постараться объединиться с теми, кто не курит;
- постараться избегать курящих компаний.
- Информационный блок «Советы для тех, кто решил бросить курить».
Ребята,в нашем классе есть курильщики. Может быть, после нашего занятия кто-то из них захочет бросить курить, захочет выбраться из этой коварной ловушки. Мы должны понять, что это требует очень большого мужества и силы воли. А тем, кто всё-таки решил бросить курить вот такие советы:
- Нужно пить больше жидкости: воды, соков, некрепкого чая с лимоном.
- Воздержитесь от курящей компании.
- Ешьте больше кисломолочных продуктов.
- Каждый день съедайте ложку мёда – он помогает очистить ваш организм от вредных веществ.
- Физкультура не только помогает отвлечься от курения, но и очищает дыхание.
- Ежедневно принимайте душ.
- Ломайте привычки: курите, например, в определённом месте, в определённое время, после определённых дел.
- Вам придётся заводить новые «бездымные» привычки. Запишитесь в спортивную секцию.
Все эти рекомендации нужны, чтобы в первые же дни как можно больше освободить организм от никотина и других вредных веществ.
Анкета.
1.Пробовали ли вы курить?
а) да; б) нет.
2.Если «да», то в каком возрасте?
3.Первую сигарету выкурили:
а) один;
б) с другом;
в) в компании.
4.Курю:
а) для того, чтобы считать себя взрослым;
б) за компанию;
в) ради интереса.
5.Пробовали ли вы пиво?
а) да; б) нет.
6.Если «да», то в каком возрасте?
5. Результаты анкеты «Что вы знаете о курении?»
1. Как вы относитесь к курению? | ||||
а) отрицательно 10 | б) положительно - | в) мне всё равно 3 | ||
2. Почему люди курят? | ||||
а) по привычке 3 | б) это модно и красиво - | в) не знают о вреде сигарет 1 | г) пробуют курить и не могут оторваться 9 | |
3. «Пассивные курильщики» - это... | ||||
а) те, которых заставляют курить принудительно 1 | б) те, кто находится в обществе курящих 9 | в) те, кто курит в тюрьме - | ||
4. Есть ли в курении положительные стороны? | ||||
а) есть 1 | б) нет 9 | |||
5. Знания о пагубных последствиях курения число курящих ... | ||||
а) увеличивает 3 | б) уменьшает 6 | |||
6. Если бы вы узнали, что ваши друзья курят, вы бы рассказали им о вредном влиянии никотина на организм? | ||||
а) да 10 | б) нет - | |||
7. Как вы относитесь к тому, что в парке, на площадке, рядом с вами кто-то курит? | ||||
а) плохо 9 | б) хорошо - | в) мне всё равно 1 | ||
8. Курит ли кто-то из ваших родителей? | ||||
а) да 6 | б) нет 3 |
6. Беседа «Действие табачного дыма на организм человека».
- Ребята, как вы думаете, на какие органы влияет табачный дым?
(Примерные ответы: сердце, легкие, пищеварительную систему, головной мозг...)
- Подумаете, такой дым полезен человеку? (Нет)
- Влияют на головной мозг? Как? (Головные боли, раздражительность, снижение работоспособности, повышенная отвлекаемость. У курящих постепенно начинает снижаться память.)
- Что происходит с зубами? (Кариес, желтеют)
- На ротовую полость, горло табачный дым влияет? ( Вызывает хроническое раздражение голосовых связок, сказывается на тембре голоса)
- Куда попадает табачный дым при вдохе? (В легкие)
- Посмотрите, как изменились легкие курящего человека? (Потемнели)
- Как, по вашему, влияет дым на работу сердца? (При курении увеличивается пульс, сердце сокращается чаще, «перегоняет» большое количество лишней крови. Происходит хроническое переутомление сердца. Это приводит в инфаркту миокарда.)
- А можете ли вы описать , как влияет курение на внешность человека? (Да)
- Как изменяется кожа? (Желтеет, стареет)
- Что происходит с волосами? (Седеют, могут выпадать)
- Как выглядят глаза курильщика? (Тускло, как будто в тумане)
Болезни курильщиков.
а) рак губы, рта, горла, пищевода, гортани, легких;
б) сердечно – сосудистые заболевания;
в) респираторные заболевания;
г) заболевания пищеварительной системы.
7. Физкультминутка
- А сейчас немного отдохнем. Повторяем движения за мной.
Солнце глянуло в кроватку.
Раз, два, три, четыре.
Все мы делаем зарядку.
Раз, два, три, четыре.
Нужно нам присесть и встать.
Раз, два, три, четыре.
Руки вытянуть по-шире.
Раз, два, три, четыре.
Наклониться низко-низко.
Раз, два, три, четыре.
И на месте поскакать.
Раз, два, три, четыре, пять.
На носок, потом — на пятку.
Все мы делаем зарядку.
- Хорошо. Молодцы. Присаживаемся на места и поговорим о действии табачного дыма на организм человека.
- 8. Информационный блок о вреде курения (работа с плакатом)
Как вы думаете, ребята, много ли людей на земле курят?
Дети высказывают предположения.
По подсчетам ученых, каждый третий человек на земле курит. А это значит, что некурящих людей на земле значительно больше, чем курильщиков.
- Давайте подсчитаем, сколько стоит выкуривание по одной пачке сигарет в день в течение года.
Например, 365 дней по 60 рублей в день = 21 900 рублей. (А 80, 100 руб)
- Подумайте, что можно купить на эти деньги?
Посмотрите на доску. Я подготовила для вас плакат с основными доказательствами против курения.
Курение отнимает жизнь. Курильщик сокращает свою жизнь на 6 лет.
Курение добавляет болезни. Все органы человеческого тела страдают от табака.
Курильщики в 10-30 раз чаще умирают от таких болезней, как инфаркт, рак, язва желудка.
Для детей курение в 2 раза опаснее, чем для взрослых. Смертельная доза для взрослого человека содержится в одной пачке сигарет, если ее выкурить сразу, а для подростков полпачки. Иногда, дети умирали после 2-3 сигарет, выкуренных подряд, от остановки сердца.
В табаке содержится 1200 ядовитых веществ. Самый страшный из них никотин, который по своей ядовитости равен синильной кислоте - смертельному яду.
Ученые, долгое время изучавшие курящих и некурящих школьников, пришли к выводу, что у курильщиков плохая память, слабое Физическое здоровье, неустойчивая психика, они медленно думают, плохо слышат. Даже внешне курильщики отличаются от некурящих: у них быстрее вянет кожа, сипнет голос, желтеют зубы.
Курение отнимает наши деньги, которые можно было бы потрать на что-то полезное. Ученые подсчитали, что каждый курильщик тратит в среднем по 25000 рублей в год на сигареты.
От курения страдают некурящие. Половина вредных веществ, которые есть в сигарете, курильщик выдыхает, отравляя воздух. Этим воздухом вынуждены дышать окружающие, которые становятся пассивными курильщиками.
Курение мешает работе и бизнесу. Многие компании отказываются брать на работу курильщиков.
Курение становится причиной пожаров, от которых гибнут люди, уничтожаются материальные ценности.
Курение - это немодно. Сейчас в моде гладкая, ухоженная кожа, ослепительно белые зубы, спортивная фигура и крепкие мышцы.
Европа и Америка отказываются от сигарет. Норвегия твердо решила стать некурящей нацией. На Западе молодежь занимается спортом, ведет здоровый образ жизни. Во многих странах приняты законы, запрещающие подросткам курить. День 31 мая объявлен как Всемирный день без табака.
В России приняты законы против курения. В нашей стране нельзя курить во Дворцах спорта, бассейнах, спортзалах, учебных и медицинских заведениях, санаториях, на курортах и транспорте.
9. Заполнение таблицы плаката.
Давайте попробуем заполнить колонку «За» нашей таблички. Итак, почему же ваши сверстники курят?
Примерные ответы детей:
- За компанию.
- Из любопытства.
- По незнанию.
- Чтобы успокоить нервы.
- Чтобы снять напряжение.
- Чтобы казаться старше, взрослее.
- Чтобы казаться современным.
- Чтобы лучше работала голова.
10. Работа со словарем
-Знаете ли вы, какие вещества содержатся в табачном дыме? Определим основные компоненты табачного дыма по словарю.
Словарь.
Никотин- это яд, который содержится в табаке и вызывает привыкание.
Смолы- это названия нескольких веществ, которые образуются при горении табака.
Угарный газ-это один из ядов, содержащихся в табачном дыме.
Привыкание- это состояние, при котором кажется, что бросить курить невозможно.
ИТАК:
- Как называется вещество, которое содержится в табаке и вызывает привыкание?
Никотин: 1)является ядом;
2)влияет на работу мозга;
3)приводит к привыканию;
4)затрудняет доставку кислорода к мышцам и сердцу;
5)учащает сердцебиение.
- Поэтому курящие люди не могут бегать, быстро начинают задыхаться, их сердцу тяжело, оно страдает и болеет.
- По словам ученых, половина курильщиков хочет бросить курить, но не может. Они попадают в зависимость от никотина.
11. Устное задание
Продолжите фразу : « Я считаю, курить вредно потому что….».
(можно пользоваться плакатом)
12. Творческое задание «Раскрасьте курильщика»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Курение - коварная ловушка.
Цели: познакомить детей с фактами, свидетельствующими о вреде курения; способствовать выработке отрицательного отношения к курению, формирование...
Классный час "Курение - коварная ловушка" + презентация
Классный час посвящен профилактике вредных привычек у подростков. В подростковом возрасте огромное значение приобретает влияние сверстников. По мнению психологов, потребность в одобрении товарищ...
Классный час в 5 классе «Курение – коварная ловушка»
Цели:познакомить детей с фактами, свидетельствующими о вреде курения;способствовать выработке отрицательного отношения к курению, формированию установки на здоровый образ жизни;дать детям необхо...
Методическая разработка классного часа "Курение - коварная ловушка"
Методическая разработка классного часа "Курение - ловушка"....
Классный час "Курение - коварная ловушка"
Разработка классного часа по профилактике табакокурения...
Буклет "Курение - коварная ловушка"
В буклете содержится информация о вреде курения, советы психолога, причины курения...
«Курение – коварная ловушка»
Проблема курения остается актуальной и требует скорейшего решения. Курение опасно не только для самого курильщика, но и для окружающих его людей. Особенно вредно курение для подростков, юношей и девуш...