Презентация. Создание условий для приобретения учащимися социального опыта.
проект (8, 9 класс)

Мартышевская Людмила Владимировна

Материал будет интересен тем, кто занимается организацией работы с социально-значимыми проектами.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №3 г. Камешково Владимирская область Представление опыта по теме: «Создание условий для приобретения учащимися социального опыта, формирования гражданской позиции средствами проектной деятельности на уроках технологии» Мартышевская Людмила Владимировна, учитель технологии, высшая категория 2017 г.

Слайд 2

СОДЕРЖАНИЕ Условия возникновения опыта Актуальность опыта Цель педагогической деятельности Ведущая педагогическая идея Теоретическая база опыта Технология Адресная направленность опыта Результативность Новизна опыта Список литературы Приложение

Слайд 3

УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И АКТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА Социальный заказ школе - воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Реализация программы обучения, воспитания и социализации обучающихся (концепция духовно – нравственного развития и воспитания) Благоприятное социокультурное окружение, в котором находится школа : возможности учреждений социума позволяет на практике формировать образовательное и воспитательное пространство .

Слайд 4

Диагностика уровня нравственной воспитанности учащихся «Размышляем о жизненном опыте» по Н. Е. Щурковой

Слайд 5

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ 1. Знаешь ли ты, что такое милосердие, благотворительность, сострадание?

Слайд 6

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ 2. Готов ли ты по возможности приложить свои силы и умения при выполнении полезной деятельности?

Слайд 7

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ 3. Хотел бы ты стать участником благотворительной акции?

Слайд 8

Вывод: Большинство учащихся имеют средний уровень нравственной воспитанности , что свидетельствует о неустойчивости ценностных ориентиров школьников, преобладании личностно – значимых ценностей над общественно – значимыми. Поэтому в основу работы по созданию условий для приобретения учащимися социального опыта, формирования гражданской позиции средствами проектной деятельности на уроках технологии была положена идея духовно – нравственного совершенствования личности школьников , переориентация с личностно – значимых ценностей на общественно – значимые.

Слайд 9

ПРОТИВОРЕЧИЯ Актуальность опыта вытекает из анализа противоречий, сложившихся в современном образовании: Подходы и представления традиционного содержания духовно нравственного воспитания и образования Современный заказ государства на образование и воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России Традиционные формы и методы обучения и воспитания Современное личностно – ориентированное обучение, основанное на системно – деятельностном подходе

Слайд 10

АКТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА Являясь одной из основных педагогических технологий XXI века, метод проектов занял особое место в программе образовательной области «Технология». Эта технология, «включая в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути», позволяет эффективно организовывать учебно-воспитательный процесс в учебных заведениях.

Слайд 11

ЦЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Привлечение внимания воспитанников к актуальным социальным проблемам местного социума, включение старшеклассников в реальную практическую деятельность по решению одной из этих проблем и создание условий для приобретения учащимися социального опыта, формирования гражданской позиции средствами проектной деятельности на уроках технологии

Слайд 12

ЗАДАЧИ ОПЫТА 1.Изучить методику и опыт применения технологии социального проектирования в урочной и внеурочной деятельности. 2.Разработать алгоритм реализации социального проекта в соответствии с требованиями программы по предмету и возрастными особенностями школьников . 3.Сформировать «копилку» методических материалов в соответствии с проблематикой занятий. 4.Отбор и апробация диагностик, отслеживающих результативность работы по социальному проектированию. 5.Реализация возможностей социального проектирования во внеурочной деятельности.

Слайд 13

ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ Если хочешь, чтобы скорее расцвёл цветок, не нужно насильно развёртывать лепестки, а нужно создать условия, при которых он сам распустится. ЛЕВ ТОЛСТОЙ

Слайд 14

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА Социальный проект является формой постановки социально значимой задачи, обоснования её решения и выработки предложений по практической реализации намеченного. Социальное проектирование учащихся – это задуманная, продуманная и осуществляемая учащимися, имеющая социальный эффект деятельность, результатом которой является создание реального «продукта». Имеющего для подростка практическое значение и принципиально нового в его личном опыте.

Слайд 15

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА Теоретическая база Для учителя: Социальное проектирование – это средство развития, обучения и воспитания. Оно позволяет формировать: -социальные компетентности учащихся; -развивать специфические умения и навыки (умение обозначить проблему, проектировать, прогнозировать, исследовать и т. д.) - такие личностные качества, как коммуникативность, толерантность, отзывчивость, сострадание, дисциплинированность; - помогает формировать гражданскую позицию

Слайд 16

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА Для учащихся: Социальное проектирование – это: способ реализации идеи улучшения состояния окружающей среды через конкретные цели, задачи и действия по их достижению умение помогать другим людям, используя свои возможности, знания, умения, разные способы деятельности. формирование социально-личностных компетенций: навыки «разумного социального» поведения в сообществе, совершенствование полезных социальных навыков и умений, социальная мобильность закрепление навыков командной работы

Слайд 17

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА ОТЛИЧИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТА ОТ ДРУГИХ ВИДОВ ПРОЕКТОВ: Направленность проекта на решение остро значимых социальных проблем; Осуществление в процессе проектной деятельности перехода от глобального уровня постановки проблемы (мирового, общегосударственного) к локальному ( на уровне школы, микрорайона, города); Предложение и обоснование реальных путей решения проблемы и попытка их полной или частичной реализации; Командный характер работы над проектом; Проведение в рамках работы над проектом социологического исследования в том или ином виде; Осуществление взаимодействия с общественностью и властными структурами, направленного на достижение целей проекта.

Слайд 18

ОСОБЕННОСТИ ТЕХНОЛОГИИ Социальное проектирование позволяет Повышать общий уровень культуры детей и подростков Вступать учащимся в конкретное взаимодействие с «взрослым миром» (социумом), благодаря чему формируются социальные навыки подростка Формировать гражданские компетентности, подразумевающие социализацию школьников, включение их в общественную жизнь Включать максимальное количество учащихся в социально-полезную деятельность Стимулировать инициативу, самостоятельность, ответственность

Слайд 19

ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА Социально значимые проекты использую в своей деятельности и при выполнении проектных заданий в рамках реализации программы «Технология» в 7-8 классах, при реализации программы внеурочной деятельности и в дополнительном образовании учащихся ( на занятиях кружка «Хозяюшка). Камешковский комплексный центр социального обслуживания населения» в 2007 году обратился к школе с предложением участия в благотворительной акции «Помнить, чтобы жить», приуроченной к международному дню освобождения узников фашистских концлагерей. Активная часть учеников школы решила принять участие в этой акции. Так мы стали готовить сувениры-подарки к 11 апреля (день, когда отмечается эта дата) и, встречаясь с бывшими узниками у них дома, дарить им наши сувениры. Это и стало началом нашей деятельности по выполнению социальных проектов.

Слайд 20

ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА Мы получали социальный «заказ» от наших первоклассников: создать для занятий по математике дидактическим материал для счёта, сравнения геометрических фигур, который выполнили в 2014 году ученицы 7-х классов; В 2016 году поступил «заказ» помочь театральной группе изготовить костюмы к спектаклю. Учащиеся 8Б класса выполнили проект по изготовлению костюмом. В 2016 и 2017 годах к Дню Победы от Администрации города поступает «заказ» подготовить подарки-сувениры для тружеников тыла. Этот проект выполняю со своим классом во внеурочное время.

Слайд 21

ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА Создание условий предусматривает: Налаживание связей с «миром взрослых» , с социумом; Получение «заказа» при активном участии обучающихся, т.е. возможности приложить свои силы и умения при выполнении полезной деятельности; Запуск проекта при активной поддержке учащимися той или иной идеи; Сопровождение проектной деятельности на уроках, внеурочной деятельности, на занятиях дополнительного образования; Подведение итогов своей деятельности; Обязательное участие детей при передаче выполненных проектных изделий тем, кому они предназначались (встречи, беседы, поздравления и т.д.)

Слайд 22

ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

Слайд 23

ПРОЕКТ «ПОМНИТЬ, ЧТОБЫ ЖИТЬ», 2014 год

Слайд 24

ПРОЕКТ «ПОМНИТЬ, ЧТОБЫ ЖИТЬ», 2015 год Вручение подготовленных своими руками подарков бывшим узникам концлагерей.

Слайд 25

ПРОЕКТ «ПОМНИТЬ, ЧТОБЫ ЖИТЬ», 2016 год Вот такие веселые прихватки были приготовлены для наших взрослых друзей, которые были вручены в апреле к юбилейной дате.

Слайд 26

ПРОЕКТ «ПОМНИТЬ, ЧТОБЫ ЖИТЬ», 2017 год Для бывших узников концлагерей учащимися нашей школы были приготовлены вот такие подставки под горячее, которые были вручены в первые дни апреля.

Слайд 27

Проект « Тактильная книга», 2015 год Такой получилась наша тактильная книга, которую мы изготовили для слабовидящей девочки Ксюши. Очень надеемся, что наш подарок принесет ей радость от общения, познания мира, доставит удовольствие.

Слайд 28

Проект «Подари малышу радость», 2017 год Вот такие мячики мы решили сделать своими руками и подарить малышам в детские садики. Они помогут малышам в развивающих играх

Слайд 29

Проект «С теплом и благодарностью», 2017 год

Слайд 30

Проект «С теплом и благодарностью», 2017 год Патриотическая акция поздравления ветеранов ВОВ «С теплом и благодарностью» инициирована лидерским авангардом «Вектор» при поддержке Молодежного совета при главе администрации Камешковского района. В связи с этим в школе запущен проект «С теплом и благодарностью», в котором приняли участие все учащиеся школы в той или иной степени.

Слайд 31

Проект «С теплом и благодарностью», 2017 год Изготовлены три пледа, которые вручены ветеранам ВОВ учащимися, которые были самыми активными в выполнении проекта.

Слайд 32

Проект «С теплом и благодарностью», 2017 год Такое общее дело позволяет укрепить связь поколений, развить добровольческие качества, будет формировать мотивацию к демонстрации патриотизма через конкретные дела.

Слайд 33

ПРОЕКТ «ПОДАРОК ТРУЖЕНИКУ ТЫЛА»

Слайд 34

ПРОЕКТ «КОСТЮМЫ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТЕАТРАЛЬНОГО КРУЖКА»

Слайд 35

ПРОЕКТ «КОСТЮМЫ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТЕАТРАЛЬНОГО КРУЖКА»

Слайд 36

АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОПЫТА Опыт рекомендован для использования в практической работе не только учителям технологии общеобразовательных школ, но и учителям других дисциплин, классным руководителям, педагогам дополнительного образования. Данный метод помогает преодолеть однообразие и монотонность процесса обучения, помогает наладить совершенно иные взаимоотношения с учащимися, с социумом.

Слайд 37

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ Опыт использования метода проектов , и в частности социально значимых проектов, в технологическом образовании школьников показал: Стабильно высокий интерес учащихся к курсу «Технология»; Школьники всех возрастов с удовольствием включаются в социально значимую деятельность; Учащиеся видят социальную и личную значимость деятельности, которую они осуществляют, что ведёт к повышению мотивации их труда. Неослабевающий интерес учащихся к социально значимым и практико-ориентированным проектам; Удовлетворенность учащихся, их родителей и тех, для кого предназначены проекты, результатами деятельности; Заинтересованность коллег;

Слайд 38

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ 1. Знаешь ли ты, что такое милосердие, благотворительность, сострадание?

Слайд 39

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ 2. Готов ли ты по возможности приложить свои силы и умения при выполнении полезной деятельности?

Слайд 40

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ 3. Хотел бы ты стать участником благотворительной акции?

Слайд 41

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

Слайд 42

НОВИЗНА ОПЫТА Использование проектных работ после завершения проекта как наглядный и дидактический материал к урокам (презентации, изделия-образцы, которые пополняют коллекцию детских работ в кабинете «Технология», портфолио проектов). Вручение готовых изделий тем людям, для которых они изготавливались непосредственными участниками проектов. Результатом систематизации и обобщения опыта работы в данном направлении явилось составление «Алгоритма (порядка) действий при социальном проектировании», «Правила успешности проектной деятельности»

Слайд 43

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКИ Дорогобед О.И. Значение социального проектирования для формирования компетенций учащихся. – Исследовательская работа учащихся., 2015, №4 Баранова М.В. Социальный проект как средство формирования гражданской позиции школьников. – Школа и производство, 2009, №4, с.13-17. Поливанова Е.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя/Е.Н. Поливанова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – (Работаем по новым стандартам) http://www.itmathrepetitor.ru/pedagogika-citaty-ob-obrazovanii/

Слайд 44

ПРИЛОЖЕНИЕ Проект социальной направленности «Подари внимание»; Технология разработки социальных проектов План действий. Технология разработки социального проекта. Методические рекомендации учащимся по выполнению проектных работ; Рефлексия. Вопросы, направленные на анализ проектной работы; Порядок выполнения проекта

Слайд 45

АЛГОРИТМ (ПОРЯДОК) ДЕЙСТВИЙ ПРИ СОЦИАЛЬНОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ План действий. Технология разработки социального проекта. План действий и этап практических шагов несут в себе логику всего социального проектирования: получение информации о социальном объекте (познание) — проблематизация информации — преобразование социального объекта. ДЕЙСТВИЯ : ПОЗНАНИЕ - ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ - ПРЕОБРАЗОВАНИЕ Разработка социального проекта, его подготовка к реализации силами самих учащихся. ШАГ 1. Изучение общественного мнения о состоянии социальной ситуации в местном сообществе в данное время. ШАГ 2. Формулировка социальной проблемы, актуальной в данном местном сообществе. ШАГ 3. Определение целей и задач социальной проблемы. ШАГ 4. Изучение реальных возможностей своей проектной группы. ШАГ 5. Составление детального плана работы. ШАГ 6. Составление рабочего графика по реализации всех пунктов плана. ШАГ 7. Определение обязанностей и их распределение в проектной группе. ШАГ 8. Определение необходимых ресурсов и источников их финансирования. ШАГ 9. Составление бюджета проекта. ШАГ 10. Разработка системы оценки эффективности работы над проектом. ШАГ 11. Обучение членов проектной группы необходимым навыкам и умениям. ШАГ 12. Формирование общественного мнения в местном сообществе. Реализация разработанного проекта силами инициативной группы. ШАГ 13. Составление деловых предложений по разработанному проекту. ШАГ 14. Поиск делового партнера для реализации проекта. ШАГ 15. Проведение официальных переговоров с реальными партнерами. ШАГ 16 . Получение необходимых ресурсов. ШАГ 17. Проведение плановых мероприятий. ШАГ 18. Контроль и оценка выполнения плана. ШАГ 19. Корректировка реализации проекта. Подведение итогов работы над социальным проектом. ШАГ 20. Анализ результатов работы по проекту. ШАГ 21. Информирование общественности о результатах реализации проекта

Слайд 46

Правила успешности проектной деятельности В команде нет лидеров. Все члены команды равны. Команды не соревнуются. Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и оттого, что они вместе выполняют проектное задание. Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе. Все должны вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых «спящих партнёров». Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.

Слайд 47

Методические рекомендации учащимся по выполнению проектных работ 1. Проект – это твоя самостоятельная творческая разработка. Выполняя его, привлекай к работе родителей, друзей и других людей. Помни, что главное для тебя – развить твои творческие способности. 2. Выполняй проект в следующем порядке: выбери с помощью учителя и родителей тему; б) подбери информацию (книги, журналы, компьютерные программы и т.д.); в) планируй весь объём работы и организацию её выполнения с помощью учителя; г) выполни теоретическую и практическую части проекта; д ) внеси коррективы в теоретическую часть по результатам выполнения изделия; е) напечатай графическую часть проекта; ж) подготовься к защите и оценке твоей работы, выполни для защиты демонстрационные наглядные материалы; з ) защити проект. 3. Используй в работе книги, журналы, материалы сети Интернет. 4. Старайся применять в работе современную технику: видеокамеру, компьютер, фотоаппарат, Интернет. 5. Думай о том, как твоя работа пригодится тебе в будущем, старайся связать её со своей будущей профессией. 6. Учитывай традиции и обычаи области и города, в котором ты живёшь. 7. Всегда помни об экологии города и своём здоровье. 8. Используй знания по любым предметам, а также свой бытовой опыт. Проявляя творчество, основывайся только на научных знаниях. 9. Не стесняйся по всем вопросам обращаться к руководителю проекта.

Слайд 48

Рефлексия Вопросы, направленные на анализ проектной работы Удачно ли выбрана тема проекта? Оптимально ли были определены цель проекта и его задачи? Глубоко ли Вы исследовали проблему? Какие «белые пятна» в ней ещё остались? Соответствовали ли методы исследования и обработки результатов целям и задачам этого исследования? Рационально ли Вы использовали имеющиеся средства? Какие этапы реализации проекта были для Вас наиболее интересными? Достаточно ли было времени на разработку проекта? Какие знания и умения Вы приобрели в процессе работы над проектом? Какие свои способности развивали? Достаточно ли грамотно составлен Вами текстовый вариант работы? Ваше публичное выступление вызвало интерес у аудитории? Что из Вашего опыта проектной деятельности Вам следует сохранить и использовать в будущем?

Слайд 49

Порядок выполнения проекта Выполнение проекта осуществляется в четыре этапа: 1. Подготовительный этап: - выбор учащимися темы проекта, его обоснование и формулирование мотивов выполнения; - определение совместно с учителем необходимого объёма знаний, умений и навыков для выполнения проекта; - составление учащимися с помощью учителя плана работы по реализации проекта; - определение необходимых материальных и финансовых затрат для изготовления проекта. 2. Конструкторский этап: - рассмотрение нескольких возможных вариантов выполнения проекта (выполнение эскизов), выбор оптимального; - сбор и обработка требуемой информации по различным источникам (литература, Интернет) - разработка конструкции, изучение технологии изготовления задуманного объекта; - разработка технологических карт. Выкроек, подготовка необходимых материалов, оборудования, инструментов; - распределение обязанностей (для группового и коллективного проектов). 3. Технологический этап: - выполнение учащимися проекта с учётом требований технологии и дизайна, текущий контроль и корректировка его деятельности учителем; - соблюдение правил техники безопасности. 4. Заключительный этап: - оформление проекта (бумажный или электронный вариант); - самооценка качества выполненной работы; - защита проекта (публичная); - передача изготовленных изделий (встреча группы участников проекта с представителями социума)



Предварительный просмотр:

Слайд 1

Представление опыта работы по теме:

«Создание условий для приобретения учащимися социального опыта, формирования гражданской позиции средствами проектной деятельности на уроках технологии» 

Мартышевская Л.В.

2017г.

Слайд 3 «УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ  И АКТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА»

Сегодня изменились требования к выпускникам образовательных учреждений. Как отмечается в Концепции модернизации Российского образования, развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Современное образование имеет своей целью формирование ключевых компетенций личности. Особое место при этом отводится гражданской компетентности, подразумевающей социализацию школьников, их включение в общественную жизнь, выработку активной гражданской позиции.

           Инновации в содержании образования поставили передо мной, как и перед каждым учителем, важные проблемы. Как вовлечь ребенка в активный творческий трудовой процесс. Как воспитать убеждением в необходимости трудится, с уважением относится к любому виду общественно полезного труда, дать трудовые навыки и умения и на этой основе сформировать потребность в труде. Как сформировать всесторонне развитую личность, востребованную современным обществом?

УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ  И АКТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА

  • Социальный заказ   школе -  воспитание  высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России.
  • Реализация программы обучения, воспитания и социализации обучающихся  (концепция духовно – нравственного развития и воспитания)
  • Благоприятное социокультурное окружение, в котором находится школа : возможности  учреждений социума позволяют на практике формировать образовательное и воспитательное пространство .

Слайд 4 «Диагностика уровня нравственной воспитанности учащихся»

           Для проведения диагностики использована методика «Размышляем о жизненном опыте» по Н. Е. Щурковой. А так же

Слайд 5  Вывод:

Вывод:

  • Большинство учащихся имеют  средний уровень нравственной воспитанности , что свидетельствует о неустойчивости ценностных ориентиров  школьников, преобладании личностно – значимых ценностей над общественно – значимыми.
  •  Поэтому  в основу работы по созданию условий для приобретения учащимися социального опыта, формирования гражданской позиции средствами проектной деятельности на уроках технологии была положена идея духовно – нравственного совершенствования личности школьников, переориентация с личностно – значимых ценностей на общественно – значимые.

Слайд 6 Противоречия

  Актуальность опыта вытекает из анализа противоречий, сложившихся в современном образовании:

Вступают в противоречие:

  1. с одной стороны - Подходы и представления традиционного содержания духовно нравственного воспитания и образования; с другой стороны – это современный  заказ государства на образование и воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России
  2. Традиционные формы  и методы обучения и воспитания  и современное     личностно – ориентированное обучение, основанное на системно – деятельностном подходе.

Слайд 7 Актуальность опыта

    Являясь  одной из основных педагогических технологий XXI века, метод проектов занял особое место в программе образовательной области «Технология». Эта технология, «включая в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути», позволяет эффективно организовывать учебно-воспитательный    процесс в учебных заведениях.

Социальное проектирование – технология социального воспитания учащихся. Главный педагогический смысл этой технологии – создание условий для социальных проб личности. Именно социальное проектирование  позволяет воспитаннику решать основные задачи социализации: формировать свою Я - концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.

Социальное проектирование является одной из множества деятельностей современного подростка и молодого человека, сочетаясь и пронизывая другие ее виды. Социальное проектирование можно рассматривать как мотивационную компоненту, как методический прием организации образовательного процесса. Неотъемлемой составляющей проектирования представляется межличностное общение.

Слайд 8  Цель педагогической деятельности

  • Привлечение внимания обучающихся к актуальным социальным проблемам местного социума, включение старшеклассников в реальную практическую деятельность по решению одной из этих проблем и создание условий для приобретения учащимися социального опыта, формирования гражданской позиции средствами проектной деятельности на уроках технологии.

Слайд 9 Задачи опыта

1.Изучить методику  и опыт применения технологии социального проектирования в урочной и внеурочной деятельности.

2.Разработать алгоритм реализации социального проекта в соответствии с  требованиями программы по предмету и возрастными особенностями школьников .

3.Сформировать «копилку» методических материалов в соответствии с проблематикой занятий.

4.Отбор и апробация диагностик, отслеживающих результативность работы по социальному проектированию.

5.Реализация возможностей  социального проектирования во внеурочной деятельности.

Слайд 10 Ведущая педагогическая идея

Если хочешь, чтобы скорее расцвёл цветок, не нужно насильно развёртывать лепестки, а нужно создать условия, при которых он сам распустится.

Лев Толстой

                   

Слайд 11 «Теоретическая база опыта»

    В качестве теоретической основы выбранная модель технологии метода проектов (разработана американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком), впервые была адаптирована к современным условиям технологий еще в начале 20 века под руководством русского педагога С.Т.Шацкого).

Е. С. Полат дает такое определение проектов в современном понимании: «…метод», предполагающий «определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов». Проектный метод позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Социальный проект  является формой постановки социально значимой задачи, обоснования её решения и выработки предложений по практической реализации намеченного.

Социальное проектирование учащихся – это задуманная, продуманная и осуществляемая учащимися, имеющая социальный эффект деятельность, результатом которой является создание реального «продукта». Имеющего для подростка практическое значение и принципиально нового в его личном опыте. 

Слайд 12  «Теоретическая база опыта»

  • Теоретическая база 
  • Для учителя: 
  • Социальное проектирование – это средство развития, обучения и воспитания.
  • Оно позволяет формировать:
  • -социальные компетентности учащихся;
  • -развивать специфические умения и навыки (умение обозначить проблему, проектировать, прогнозировать, исследовать и т. д.)
  • - такие личностные качества, как коммуникативность, толерантность, отзывчивость, сострадание, дисциплинированность;
  • - помогает формировать гражданскую позицию

Слайд 13 «Теоретическая база опыта»

Для учащихся: 

Социальное проектирование – это:

  • способ реализации идеи улучшения состояния окружающей среды через конкретные цели, задачи и действия по их достижению
  • умение  помогать другим людям, используя свои возможности, знания, умения, разные способы деятельности.
  • формирование социально-личностных компетенций: навыки «разумного социального» поведения в сообществе, совершенствование полезных социальных навыков и умений, социальная мобильность
  • закрепление навыков командной работы

В ходе социального проектирования учащиеся вступают в конструктивное взаимодействие с «взрослым миром» (социумом), благодаря чему формируются социальные навыки подростка. Результатом этой деятельности является создание такого продукта, которого ранее не существовало, как минимум, в ближайшем социальном окружении ребёнка.

Слайд 14 ОТЛИЧИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТА ОТ ДРУГИХ ВИДОВ  ПРОЕКТОВ:

  • Направленность проекта на решение остро значимых социальных проблем;
  • Осуществление в процессе проектной деятельности перехода от глобального уровня постановки проблемы (мирового, общегосударственного) к локальному  ( на уровне школы, микрорайона, города);
  • Предложение и обоснование реальных путей решения проблемы и попытка их полной или частичной реализации;
  • Командный характер работы над проектом;
  • Проведение в рамках работы над проектом социологического исследования в том или ином виде;
  • Осуществление взаимодействия с общественностью и властными структурами, направленного на достижение целей проекта.

Слайд 15  Виды социальных проектов 

•  Прикладные (результат выполнения такого проекта может быть непосредственно использован в практике);

•  Информационные (предназначены для работы с информацией о каком-либо объекте, явлении, событии; предполагает анализ и обобщение информации и представление для широкой аудитории);

•  Ролевые и игровые (участники принимают на себя определенные социальные роли, обусловленные содержанием проекта, определяют поведение в игровой ситуации);

•  Исследовательские (результат связан с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования: гипотеза, задача и др.);

•  Проекты, включающие совокупность поисковых, творческих по своей сути приемов.

Слайд 16 «Особенности технологии»

Социальное проектирование позволяет:

  • Формировать гражданские компетентности, подразумевающие социализацию школьников, включение их в общественную жизнь
  • Вступать учащимся в конкретное взаимодействие с «взрослым миром» (социумом), благодаря чему формируются социальные навыки подростка
  • Включать максимальное количество учащихся в социально-полезную деятельность
  • Повышать общий уровень культуры детей и подростков
  • Стимулировать инициативу, самостоятельность, ответственность

Слайд 17 «Технология опыта»

Социально значимые  проекты использую в своей деятельности и при выполнении проектных заданий в рамках реализации программы «Технология» в 7-8 классах, при реализации программы внеурочной деятельности и в дополнительном образовании учащихся ( на занятиях кружка «Хозяюшка).

Камешковский комплексный центр социального обслуживания населения» в 2007 году обратился  к школе с  предложением участия в благотворительной акции «Помнить, чтобы жить», приуроченной к международному дню освобождения узников фашистских концлагерей.

Активная часть учеников школы решила принять участие в этой акции.

Так мы стали готовить сувениры-подарки к 11 апреля (день, когда отмечается эта дата) и, встречаясь с бывшими узниками у них дома, дарить им наши сувениры.

Слайд18  «Технология опыта»

Мы  получали социальный «заказ» от наших первоклассников: создать для занятий по математике дидактическим материал для счёта, сравнения геометрических фигур, который выполнили в 2014 году ученицы 7-х классов;

В 2016 году поступил «заказ» помочь театральной группе изготовить костюмы к спектаклю. Учащиеся 8Б класса выполнили проект по изготовлению костюмом.

В 2016 и 2017 годах к Дню Победы от Администрации города поступает «заказ» подготовить подарки-сувениры для тружеников тыла. Этот проект выполняю со своим классом во внеурочное время.

Слайд 19  «Технология опыта»

Создание условий предусматривает:

  • Налаживание связей с «миром взрослых» , с социумом;
  • Получение «заказа» при активном участии обучающихся, т.е. возможности приложить свои силы и умения при выполнении полезной деятельности;
  • Запуск проекта при активной поддержке учащимися той или иной идеи;
  • Сопровождение проектной деятельности на уроках, внеурочной деятельности, на занятиях дополнительного образования;
  • Подведение итогов своей деятельности;
  • Обязательное участие детей при передаче выполненных  проектных  изделий тем, кому они предназначались (встречи, беседы, поздравления и т.д.)

Слайд 20  «Технология опыта»

Слайд 21  «Проект «Помнить, чтобы жить», 2014 год»

2014 год 

На протяжении ряда лет учащиеся школы готовят своими руками  подарки-сувениры для бывших узников концлагерей. Это стало нашей традицией. И в апреле месяце к Дню освобождения узников  концлагерей навещают этих людей. На этих фотографиях  видно как ученицы нашей школы пришли в гости к бывшим узникам концлагерей и вручают им панно для газет и журналов, изготовленные своими руками.

Слайд 22 «Проект «Помнить, чтобы жить», 2015 год»

2015 год

Вот такие оригинальные подставки под вазочки приготовили девочки своими руками, вложив своё  тепло, сочувствие и сострадание к пожилым людям, которые прошли через застенки концлагерей.  Вручение  подготовленных своими руками подарков.

Слайд 23 «Проект «Помнить, чтобы жить», 2016 год»

2016 год

Веселые прихватки, приготовленные  для наших взрослых друзей , должны улучшить их настроение, передать им нашу любовь и уважение.

Слайд 24 «Проект «Помнить, чтобы жить», 2017 год»

2017 год

Для бывших узников концлагерей учащимися нашей школы были приготовлены вот такие подставки под горячее, которые были вручены в первые дни апреля.

Слайд 25 «Проект « Тактильная книга», 2015 год»

У кого-то из детей моего класса есть соседка – маленькая девочка Ксюша, которая очень плохо видит. У неё серьёзные проблемы со зрением. Ей всего три годика. Мы решили для этого ребёнка сделать познавательную книгу с картинками, которые можно не только рассмотреть, но и потрогать руками.

Такой получилась наша тактильная книга, которую мы изготовили для слабовидящей девочки Ксюши. Очень надеемся, что наш подарок принесет ей радость от общения, познания мира, доставит удовольствие.

Слайд 26 «Проект «Подари малышу радость», 2017 год»

2017 год

Вот такие мячики мы решили сделать своими руками и подарить малышам в детские садики. Они помогут малышам в развивающих играх. Научат малышей понимать большой предмет или маленький, какого он цвета, помогут научиться считать.

Слайд 27«С теплом и благодарностью», 2017 год

2017 год

Патриотическая акция поздравления ветеранов Великой Отечественной войны  «С теплом и благодарностью» инициирована лидерским авангардом «Вектор» при поддержке Молодежного совета при главе администрации Камешковского района.

В связи с этим в школе запущен проект «С теплом и благодарностью», в котором приняли участие все учащиеся школы в той или иной степени. 

Слайд 28 «С теплом и благодарностью», 2017 год

Изготовлены три пледа, которые вручены ветеранам ВОВ учащимися, которые были самыми активными в выполнении проекта.

Участвуя в этой акции для ветеранов Великой отечественной войны мы свяжем пледы своими руками. А в первые майские дни ученики школы встретятся с ними и вручат свои подарки и поздравления. Чтобы выполнить эту объемную работу все ученики школы с 1 по 9 класс собирали пряжу. А девчонки  6,7,8 классов с воодушевлением взялись за работу.

Слайд 29 «С теплом и благодарностью», 2017 год

Такое общее дело позволяет укрепить связь поколений, развить добровольческие качества, будет формировать мотивацию к демонстрации патриотизма через конкретные дела.

Слайд 34 «Адресная направленность  опыта»

   Опыт рекомендован для использования в практической работе не только учителям технологии общеобразовательных школ, но и учителям других дисциплин, классным руководителям, педагогам дополнительного образования. Данный метод помогает преодолеть однообразие и монотонность процесса обучения, помогает наладить совершенно иные взаимоотношения с учащимися.

Слайд 35  «Результативность опыта»

Опыт использования метода проектов , и в частности социально значимых проектов, в технологическом образовании школьников показал:

  1. Стабильно высокий интерес учащихся к курсу «Технология»;
  2. Школьники всех возрастов с удовольствием включаются в социально значимую деятельность;
  3. Учащиеся видят социальную и личную значимость деятельности, которую они осуществляют, что ведёт к повышению мотивации их труда.
  4. Неослабевающий интерес учащихся к социально значимым и практико-ориентированным проектам;
  5. Удовлетворенность учащихся, их родителей и тех, для кого предназначены проекты, результатами деятельности;
  6. Заинтересованность  коллег;

Слайд 43  «Новизна опыта»

  • Использование проектных работ после завершения проекта как наглядный и дидактический материал к урокам (презентации, изделия-образцы, которые пополняют коллекцию детских работ в кабинете «Технология», портфолио проектов).
  • Вручение готовых изделий тем людям, для которых они изготавливались непосредственными участниками проектов.
  • Результатом систематизации и обобщения опыта работы в данном направлении явилось составление «Алгоритма (порядка) действий при социальном проектировании». «Правила успешности проектной деятельности»

Приложение

Правила успешности проектной деятельности

  1. В команде нет лидеров. Все члены команды равны.
  2. Команды не соревнуются.
  3. Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и оттого, что они вместе выполняют проектное задание.
  4. Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
  5. Все должны вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых «спящих партнёров».
  6. Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Приобретение учащимися социального опыта на уроках истории и обществознания»

В докладе анализируется специально отобранный социальный опыт, который заключен в содержание обучения, в книги для чтения, в игры, досуговые мероприятия, творческие дела и специальные воспитательные с...