Сценарий внеклассного мероприятия для 5-9 классов "Чудеса рядом с нами!"
материал

Мухаметшина Лайсян Гайнелгилемовна

Цель: формирование целостного восприятия природы, осознание необходимости чуткого, бережного отношения к природе.

Задачи: пробудить у учащихся интерес и любовь к окружающей природе, научить общению с ней; развивать системное мышление, наблюдательность; способствовать углублению знаний учащихся по биологии и экологии, воспитывать гуманное отношение к природе, чувство ответственного отношения ко всему живому.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО БИОЛОГИИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-9 КАССОВ

Цель: формирование целостного восприятия природы, осознание необходимости чуткого, бережного отношения к природе.

Задачи: пробудить у учащихся интерес и любовь к окружающей природе, научить общению с ней; развивать системное мышление, наблюдательность; способствовать углублению знаний учащихся по биологии и экологии, воспитывать гуманное отношение к природе, чувство ответственного отношения ко всему живому.

Ход игры:

Ведущий: Добрый день, ребята!

 Сегодня наше мероприятие проводиться для тех, кто хочет больше узнать о том, что окружает нас.

Ведь удивительное рядом, надо только посмотреть вокруг!

Все, все на свете, на свете нужны!

И мошки не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись без чудищ нелепых

И даже без хищников, злых и свирепых.

Нужны все на свете, нужны все подряд:

Кто делаем мед и кто делает яд.

Давайте окунемся в мир удивительных, замечательных, многообразных животных и растений. Вы все сможете поучаствовать в наших конкурсах и показать свои знания и помогать нам в этом сегодня будут две прекрасные богини Флора и Фауна, хозяйки царств Растения и Животные.

Давайте послушаем о них небольшую сказку. 


Сказка. Давным – давно жили – были две прекрасные девушки Флора и Фауна. Они были родными сёстрами, но не любили друг друга. Каждая из них считала себя самой красивой. И никто не хотел уступать. 
Однажды, мимо пролетал Ветер и невольно услышал их спор. 
- Я самая красивая и нужная на земле! - сказала Флора. 
- Нет, я самая красивая и необходимая на планете! - воскликнула Фауна. 
Я украшаю мир сказочной красоты цветами, травами, деревьями, и от этого Земля становится необыкновенной! - произнесла Флора. 
- Ты права, - ответила Фауна, - но что бы делали твои цветочки, травы и деревья без моих 
бабочек, пчёл, птиц и зверей? Кто бы их опылял, спасал от вредителей?! 
- А чем бы питались твои животные и насекомые, если бы не я?!

Но, Флора не успела на это ничего ответить, так как тут подлетел Ветер и сказал: 
-Милые красавицы! Я случайно подслушал ваш разговор и хочу признаться, 
что вы обе правы! Не будь на земле цветов, полей, лугов и лесов, всё погрязло бы 
в кромешной серости, и кругом бы царила Тоска! Но не было бы жизни в таком мире… 
Только порхание бабочек и мотыльков, пение птиц, голоса зверей наполняют этот мир 
жизнью! Но и это ещё не настоящая жизнь! Не может жизнь продолжаться без 
Солнца, Ветра, Дождя и многого другого! Мы все нужны нашей планете! 
Так что, не надо ссориться! 
С тех пор Флора и Фауна всегда вместе, помогают друг другу делать нашу планету самой прекрасной.

А сегодня они помогут провести наши конкурсы.

Итак, начнем…

РАЗМИНКА

       Поиграем в игру « ГОЛОСА ЖИВОТНЫХ », где мы вспомним, как говорят разные животные. (можно хором)

УСЕВШИСЬ ВАЖНО НА СУКУ, ПЕТУХ КРИЧИТ …(кукареку)

И УЛЫБАЯСЬ САМ СЕБЕ, КОЗЕЛ ОТВЕТИТ ГРОМКО…(меееее)

ШЕЛ ПО ЛЕСУ МЕДВЕДЬ, И ГРОЗНО НАЧАЛ ОН РЕВЕТЬ…(ррррр)

НЕ РАЗОБРАВ НИКАК СЛОВА, ЛЯГУШКА КВАКНУЛА…(ква-ква)

       Молодцы, вижу вы  готовы к игре!

И наш 1-й конкурс - «Кто быстрей?».

Поднимаем руки и отвечаем на вопросы, а самые активные будут участвовать в нашем следующем конкурсе.

1. Что кормит волка? (ноги)
2. Какое животное может дышать тремя способами: легкими, кожей, ртом? (лягушка)
3. Почему нельзя трогать руками яйца в гнездах? (Потомучто птица бросит гнездо после этого).

4. Какой зверь является самым крупным хищником на суше? (белый медведь)
5. Может ли белый медведь съесть пингвина? (нет, в природе они не встречаются)
6. Чем нельзя кормить соловья? (баснями)
7. Каких животных используют для лечения высокого кровяного давления, глазных болезней, закупорки вен? (пиявки)
8. Какое растение согласно преданию цветет в ночь на Ивана Купало? (Папоротник).
9. Из какого цветка появилась на свет дюймовочка? (Тюльпан).
10. А у этой птицы все не как у других - и клюв крест накрест, и птенцов может выводить даже зимой? (клест. Потому что может и зимой прокормить птенцов семенами сосны, ели)
11. Кого из насекомых можно назвать "тяжеловесом" (муравья)
12. Есть такое выражение - "муравьиные коровы". Кто это и почему так называют? (тли. Муравьи кормятся сладкими выделениями тлей и "пасут" этих насекомых, охраняя их от врагов.)
13. Ваш возраст всегда можно узнать по свидетельству о рождении или паспорту. А что служит "паспортом" рыбе? (чешуя. Подсчитав число колец на ней, можно определить возраст рыбы.)
14. Кто "видит" ушами? (Летучая мышь)


Конкурс 2. «Зоопарк».

Я расскажу вам рассказ о жизни зверей в зоопарке, если это так, то вы отвечаете: «Видели, видели, в зоопарке видели…», а если я ошиблась, то похлопайте в ладоши.

За решёткой у ворот спит огромный бегемот ( видели..)

За полями, за лугами ходит курица с рогами (ладоши)                         На хвостах висят мартышки, то-то рады ребятишки ( видели..)

Полетели вдруг пингвины выше ели и осины ( ладоши)                          

А зелёный крокодил важно по полю ходил ( ладоши)

Давайте узнаем немного интересного о животных.

Когда работники Британского музея увидели первого утконоса, они не поверили, что это настоящее животное, и попытались оторвать ему клюв.

У страуса маленький мозг (в соотношении с размером тела), что делает его одной из самых глупых птиц.

Темная крачка может оставаться в воздухе 10 лет. Она ест, пьет и спит во время полета, а приземляется только, чтобы вывести и вырастить потомство.

Альбатрос может 6 дней парить без единого взмаха крыльев, выбирая необходимые потоки воздуха.

Толщина кожи гиппопотама составляет 3,5 сантиметра - она практически пуленепробиваема!

Древние исследователи думали, что жираф был гибридом верблюда и леопарда, поэтому называли его «верблюдо-леопардом»!

Гриф бросает камни в страусиные яйца, разбивает их, а потом съедает.

Камбала рождается похожей на обычных рыб с глазами по обеим сторонам тела. Как только она вырастает, один глаз  смещается ко второму, таким образом оба глаза оказываются на одной стороне! Рыба становится более широкой и плоской. Она опускается на дно моря, где и проводит оставшуюся жизнь.

Тунец никогда не останавливается. Эта рыба плавает в течение всей своей жизни - а это свыше 15 лет, - проходя расстояние примерно в 1,6 миллиона километров.

Чего только не находили внутри желудков акул - лошадиную голову, дикобраза, части от велосипедов и машин, малярные кисти, овцу, клетку для кур и даже останки французского солдата в мундире!

Если ворона видит свое отражение в окне, она нападает на него (даже если ей больно биться о стекло), потому что думает, что это ее соперник. Птичий мозг...

Конкурс 3. «Черный ящик».


Ведущий: отгадайте, что я вам принесла в «черном ящике?»

Вопрос №1

Они уроженцы Южной Америки, в Россию попали из Европы. Посол Екатерины Второй привез несколько плодов и угостил друзей. Друзья дали такую оценку: «Плоды зело чудные и мудреные и вкусом не подходящи». Сперва эти «мудреные» плоды употребляли как лекарство, потом их стали подавать на стол богатым людям, так как стоили они очень дорого и были не по карману беднякам. Назовите этот «мудреный плод».

Подсказка:

Кроме плодов используют ботву. Отваром обрызгивают растения от вредителей.

Этот овощ быстро очень 
Разгадаем между прочим.
Он щекастый, красный, гладкий,
Он растет у всех на грядке.
Положи его на солнце.
Он дозреет у оконца,
Этот толстенький сеньор
Всем известный ..... 
(Помидор)

Вопрос №2

В «черном» ящике лежит ветка растения с несъедобными листьями. Это растение было посвящено богу науки и искусства Апполону. Им награждают художников, артистов, ученых в знак признания их творчества. Именно отсюда происходит название слова «лауреат».

Что за растение находится в «черном» ящике?

 Где оно используется в настоящее время?

Подсказки:

Человек использует это растение как приправа к разлиным блюдам.

Благородный пряный лист -

Я в супах, борщах артист!

В мясе, в овощах красуюсь.

Во всех блюдах я рисуюсь!

Запах придаю и вкус...

В медицине я не трус!

Не осиновый, кленовый,

Так какой же я? (Лавровый)

Вопрос№3.
В «Чёрном ящике» лежит плод, употребляемый в свежем виде, сушенном и моченом.. Растение перекресноопыляемое (опылители - насекомые), весьма морозоустойчивое, выдерживает морозы до -30 градусов С. Плоды полезны, содержат вещества выводящие из организма ядовитые тяжелые металлы. О каких плодах идет речь?
Ответ: Речь идет о яблоках.

Подсказка:

этот плод растет почти в каждом дворе.

В саду на дереве растёт
Красивый, вкусный, сочный плод.
Я подскажу: на букву Я
Он начинается друзья

Вопрос №4

Отец медицины Гиппократ восхвалял этот овощ как один из самых полезных даров природы. А знаменитый римский врач Гален назвал его «золотым оранжевым корнем». Что это? (Морковь).

Вопрос №5

В гробницах египетских фараонов находят изготовленные из дерева или глины изображения овоща, который был любимой приправой к блюдам древних властителей. Что это за овощ? (Лук).

Вопрос №6

Это растение имеет много названий – «чуньо», «тартуфель», «черптовы яблоки», «нечестивый плод». Что это за растение?

Физминутка"Деревья, кустарники, травы".

Флора: Ребята, наверное вы уже устали сидеть на месте, поэтому немного разомнемся.

Я буду называть названия разных растений. Когда буду называть дерево, вы вытягиваете руки вверх, чтобы показать, какие деревья высокие, кустарник – руки разводите в стороны (кусты широкие), травы – топаем ногами (травы низкие). Если речь идёт не о растениях, тогда вы не должны выполнять никаких действий.

(Колокольчик, облепиха, осина, тополь, малина, тимофеевка, кедр, астра, подосиновик, липа, дуб, огурец, смородина, подснежник, комар, берёза).

Конкурс №5. «Угадайка».

Сейчас мы приглашаем самых артистичных ребят. Вы получаете задание изобразить какое то животное в определенной, возможно шуточной ситуации. А работа зрителей будет состоять в том, что бы отгадать это животное и что с ним случилось. Нельзя проронить ни одного слова. Все показываете только мимикой и жестикуляцией.

Задания:

 1. «Проспавший петух».

2. «Танцующий медведь».

3. «Слон, увидевший мышь».

4. «Кенгуру с детенышем».

5. «Ленивая лошадь»

 «Правда ли это?»

1 Многие думают, что бабочки живут один день?

 Нет! В основном бабочки живут несколько теплых месяцев, но некоторые даже могут перезимовать или даже улететь в теплые края.

2 В Японии едят ядовитых рыб.

 ( Да. У рыбы-фугу яд находится в печени, в органах размножения, в желудке и некоторых мышцах. При ее приготовлении должен присутствовать опытный знаток, который удалит яд и сделает мясо безвредным.

3 Видели как кобра танцует под звуки дудочки факира?

На самом деле кКобра не слышит музыки, а следует за движениями дудочки, готовясь к атаке.

4 Как вы думаете для чего волки воют на луну?

 Волки воют для того, чтобы предупредить волков других стай о
том, что территория занята.

5 Каждые 7 секунд в мире рождается ребенок.

6 На поверхности кожи человека больше организмов, чем людей на поверхности земли.

Игра…….

На этом наша игра подошла к концу. Мы рады, что вы все оказались истинными знатоками и любителями природы. А теперь наши помощницы Флора и Фауна подсчитают ваши букетики и выясним КТО сегодня победил!

Вы думаете что мир животных проще, чем мир людей?

  1. Чтобы сделать килограмм меда, пчелка должна облететь 2 млн. цветков.

  1. Голуби могут пролетать тысячи километров и при этом попадать именно туда, куда они направлялись. А полярная крачка в год пролетает более 40 200 километров. Многие птицы используют встроенные в них мудрой природой ферромагниты для ориентации по магнитным полям Земли. А вот исследование 2006 года показало, что голуби к тому же запоминают приметные особенности на земле и ориентируются по ним.

  1. Исследования последних лет показали, что у кротов довольно острое, хоть и ограниченное, зрение. И им чаще всего не нравится то, что они видят, так как проникновение света обычно означает, что в нору пробрался хищник.

  1. Мозг жирафа находится примерно на 5 метров выше его тела. Совершенно очевидно, что при такой оригинальной конструкции шеи должны как-то решаться проблемы доставки крови к жизненно важному органу. Мало того, что сердце жирафов вдвое сильнее, чем у коров, так еще и уникальное строение вен предотвращает резкий прилив крови при опускании головы вниз. Да и кожа ног должна быть необычайно натянутой, чтоб не позволить крови застаиваться в ногах.

  1. Глаза ящериц снабжены оранжевыми очками, т.к. в сетчатке очень много капель жира, окрашенных в оранжевый цвет. Вот где, оказывается, светофильтры у этих животных. Значит, ящерицы видят мир не так, как мы. И не только ящерицы. Многим птицам кажется зеленым то, что мы видим в красном цвете.

  1. Когда европейцы впервые увидели жирафа, они назвали его "верблюдопардом", решив, что это гибрид верблюда и леопарда.

  1. Хамелеоны могут выбрасывать свой язык на расстояние, равное половине длины туловища. Кроме того, его глаза способны вращаться независимо друг от друга, поэтому хамелеон может смотреть одновременно во все стороны, не двигая головой.

8. Электрогенераторы южноамериканского электрического угря могут генерировать напряжение до 1200 вольт при силе тока 1,2 А. Этого хватило бы чтобы зажечь шесть стоваттных лампочек.

9.Самый простой способ отличить зверя-вегетарианца от хищника: у хищников глаза расположены на передней части морды, чтобы видеть жертву. У вегетарианцев - по обе стороны головы, чтобы видеть врага.

10.Человек, который выкуривает пачку сигарет в день, выпивает пол-чашки смолы в год. 


11.Человеческий глаз способен различать 10 000 000 цветовых оттенков. 


12.Чихнуть с открытыми глазами невозможно. 

 13. Самая сильная мышца в человеческом организме - язык. 

НАГРАЖДЕНИЕ:

1место (сколько?)

2 место (сколько?)

3место (сколько?)

Я думаю, что мы сегодня все молодцы. Мы многое узнали интересного, хорошо и дружно работали, ведь это самое главное!

Закончить мне хочется стихотворением Б. Заходера «Про всех на свете»

Все-все на свете –на свете все нужны!

И мышки не меньше нужны, чем слоны…

Нельзя обойтись без чудищ нелепых,

И даже без хищников злых и свирепых!

Нужны все на свете! Нужны все подряд-

Кто делает мёд, и кто делает яд.

Да, если мы с кем-то не очень дружны-

Мы всё-таки очень друг другу нужны.

А если нам кто-нибудь лишним покажется,

То это, конечно, ошибкой окажется.

Все. Спасибо, до новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий внеклассного мероприятия, посвященного Дню Матери "Хорошо, что мама рядом!"

Данный материал предназначен в помощь классным руководителям...

Профилактическое мероприятие по профилактике ДДТТ. Сценарий внеклассного мероприятия по профилактики ДДТТ Открытие акции «Засветись».

Акция «Засветись» проводится в  целях предотвращения случаев травмирования детей в вечернее время суток на дорогах области, формирования знаний, умений и практических навыков безопасного поведени...

Сценарий внеклассного мероприятия ...Священные слова, Москва за нами!

Сценарий внеклассного мероприятия, посвящённый битве под Москвой в ВОВ. ...

Сценарий внеклассного мероприятия "Грибы-опасность рядом"

Сценарий внеклассного мероприятия "Грибы-опасность рядом"...

Сценарий внеклассного мероприятия в 8-9 классах Внеклассное мероприятие на тему: « Прекрасное - рядом с нами»

Цели внеклассного мероприятия: решить проблему досуга воспитанников; ознакомить с различными видами искусства, историей их возникновения....

Удивительное рядом.Сценарий внеклассного мероприятия.

Цели: развивать познавательный интерес к природе, научить видеть необычное в привычном; вызвать чувство удивления, восхи­щения; воспитывать любовь к окружающему миру и потребность в охране п...