"Три ратных поля России"
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Усачева Елена Юрьевна

Ежегодно в нашем городе претворяется в жизнь уникальный проект "Три ратных поля России". Это Бородинская битва, это Прохоровское сражение и Куликово поле. Ребята узнают глубже свою историю, погружаются в этот проект. Сначала я была как участницей со своими старшеклассниками, занимали достойные призовые места, теперь я являюсь экспертом в этом городском проекте. Фотографии говорят сами за себя Итогом, до пандемии была запоминающая поездка в сентябре по трем ратным полям России. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Викторина «На поле Куликовом»

1. Исследователь так описывает влияние ордынцев в области военного дела :» Русские войска заимствовали татарское деление на 5 полков и татарскую тактику засад и окружений.

Какое деление на 5 полков использовано на поле Куликовом?

_________________________________________________________________________

2.В «Слове о житии святого благоверного князя Дмитрия Донского» читаем: «Ведь на него встали три земли, три рати…..».

О каком событии идёт речь? Какие рати имеются в виду?

____________________________________________________________________________

3.В засаде полк не зря стоял, Он битвы ход переломил.

А кто же полк тот возглавлял?

Кто в этой битве победил?

_________________________________________________________________________

4. Дмитрий свет Иванович накануне битвы

Богу помолился, помощи просил.

И на ратный подвиг в честь своей отчизны

Кто его направил? Кто благословил?

_____________________________________________________________________________5. Сливаясь, две реки шумят,

Дон – батюшка и та, другая,

Вливаясь в Дон, она спешит

На солнце бликами играя.

Отсель победа начиналась.

Как эта речка называлась?

___________________________________________________

6. Власть хана велика была.

Князь русский в княжестве своём

Не смел там править, пока хан

Не даст согласье…..

___________________________________________

7. Сраженье помнит та река,

Где русские наверняка

Разбиты были Араб-шахом,

Как эта речка называлась?

И год, что битва состоялась?

__________________________________________

8. Да, помнит поле Куликово,

Кто победил наверняка.

А кто же в битве той суровой

Вёл побеждённые войска?

____________________________________________________

9.Вожа – что это: речка, лес иль дол?

В каком прославилась году?

Кто в этой битве войско вёл

И разгромил татар?

______________________________________________________

10.Какое имя дал народ

Вождю той Куликовской битвы?

И почему оно звучит

И в песне русской и молитве?

_________________________________________________

11. На поле на священном том

Русь обрела свою свободу.

И гении грядущих лет

От имени всего народа

Героев битвы прославляли.

В произведениях своих.

Каких?  Ответьте на вопрос.

_______________________________________________________________

12. В каком году  и кто такой

Пришёл к нам с новым войском?

Уроков поля Куликова

Он не учёл, не понял. Нет.

Возглавил он поход суровый

На Русь для новых её бед.

______________________________________________

13.Стонала Русь под игом иноверцев:

Набеги, грабежи, разбой, неволя.

Для пленников – оковы, пытки, зверство…

В чём смысл сражения на Куликовом поле?

_______________________________________________

14..Как на поле Куликовом

Русь свободу обрела.

Назовите полную дату, когда битва та была?

____________________________________________

Ответы

Викторина «На поле Куликовом»

1. Исследователь так описывает влияние ордынцев в области военного дела :» Русские войска заимствовали татарское деление на 5 полков и татарскую тактику засад и окружений.

Как деление на 5 полков использовано на поле Куликовом?

(Большой, Передовой, Правый, Левый, Засадный)

2.В «Слове о житии святого благоверного князя Дмитрия Донского» читаем: «Ведь на него встали три земли, три рати…..».

О каком событии идёт речь? Какие рати имеются в виду?

 ( Куликовская битва, первая – татарская (Мамай), вторая –литовская (Ягайло), третья –рязанская (Олег).

3.В засаде полк не зря стоял, Он битвы ход переломил.

А кто же полк тот возглавлял?

Кто в этой битве победил?

(Воевода Дмитрий Боброк – Волынец, князь Владимир Андреевич Серпуховской)

4. Дмитрий свет Иванович накануне битвы

Богу помолился, помощи просил.

И на ратный подвиг в честь своей отчизны

Кто его направил? Кто благословил?

(Сергий Радонежский)

5. Сливаясь, две реки шумят,

Дон – батюшка и та, другая,

Вливаясь в Дон, она спешит

На солнце бликами играя.

Отсель победа начиналась.

Как эта речка называлась?

(Непрядва)

6. Власть хана велика была.

Князь русский в княжестве своём

Не смел там править, пока хан

Не даст согласье…..

(Ярлыком)

7. Сраженье помнит та река,

Где русские наверняка

Разбиты были Араб-шахом,

Как эта речка называлась?

И год, что битва состоялась?

(река Пьяна,1377)

8. Да, помнит поле Куликово,

Кто победил наверняка.

А кто же в битве той суровой

Вёл побеждённые войска?

(Мамай)

9.Вожа – что это: речка, лес иль дол?

В каком прославилась году?

Кто в этой битве войско вёл

И разгромил татар?

(речка,1378, Дмитрий Иванович)

10.Какое имя дал народ

Вождю той Куликовской битвы7

И почему оно звучит

И в песне русской и молитве?

(Донской, упоминание в молитвах, т.к. причислен к лику святых)

11. На поле на священном том

Русь обрела свою свободу.

И гении грядущих лет

От имени всего народа

Героев битвы прославляли.

В произведениях своих.

Каких?  Ответьте на вопрос.

(«Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище»)

12. В каком году  и кто такой

Пришёл к нам с новым войском?

Уроков поля Куликова

Он не учёл, не понял. Нет.

Возглавил он поход суровый

На Русь для новых её бед.

( 1382.Тохтамыш)

13.Стонала Русь под игом иноверцев:

Набеги, грабежи, разбой, неволя.

Для пленников – оковы, пытки, зверство…

В чём смысл сражения на Куликовом поле?

(Начало освобождения

14..Как на поле Куликовом

Русь свободу обрела.

Назовите полную дату, когда битва та была?

(8 сентября 1380)


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

клаассный час "Ратные поля России"

Данный материал отправлен на конкурс, посвященный 200-летию Бородинского сражения. Цель мероприятия - духовно-нравственное вспитание молодежи на героических примерах русского народа. Имеются исто...

Прохоровское поле - третье ратное поле России

Сочинение к 70 летию победы в курской битве о Прохоровском поле...

Прохоровское поле - третье ратное поле России

Сочинение к 70 летию победы в курской битве о Прохоровском поле...

Сценарий классного часа "Третье ратное поле России. Прохоровка"

Классный час был проведен в канун 70-летия Великой Победы после посещения Прохоровского поля 11 классом. Можно использовать полностью или частично при проведении классного часа, посвященного памятным ...

Сценарий к проекту "Три ратных поля России"

Автор предлагает сценарий к Всероссийскому проекту " Три ратных поля России"....

Третье ратное поле России

Тематическое мероприятие посвященное 75 - летию Курской битвы...

презентация "Ратные поля России"

Ратные поля России75-летию Победы в Великой Отечественной войне посвящается...