Методическая разработка «Использование системы интегрированного воспитания в активизации познавательной и развивающей деятельности учащихся»
методическая разработка (8, 9 класс)

Казакевич Светлана Михайловна

Работа воспитателя требует превращения традиционных приемов работы, направленных на накопление знаний, умений и навыков, в процесс развития личности ребенка. Актуальными становятся технологии, позволяющие разнообразить воспитательный процесс, создающий условия для смены видов деятельности, при этом сохраняя тенденции сохранения здоровья воспитанников. В достижении  личностных результатов - ценностей, потребностей, интересов человека удельный вес внеурочной воспитательской деятельности выше, така как воспитанники могут, исходя из своих возможностей и интересов, предлагать темы для занятий, бесед, игр, выбирать кружки и т.п. Технология интегрированного воспитания как раз отвечает этим требованиям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл m_etodicheskaya_razrabotka.docx42.04 КБ

Предварительный просмотр:

      ГБОУ школа-интернат №9 Калининского района

                                   

Методическая разработка

воспитателя  Казакевич Светланы Михайловны

«Использование системы интегрированного воспитания в активизации познавательной и развивающей деятельности учащихся»

                                    Санкт-Петербург

                                                              2020

                                                       

                                                 

                                                    Оглавление:

  1. Введение
  2. Актуальность использования системы интегрированного воспитания в активизации познавательной и развивающей деятельности учащихся.
  3. Педагогические возможности интегрированных воспитательных мероприятий.
  4. Выявление личностных особенностей психофизического и психолого-педагогического развития воспитанников.
  5. Практический этап работы.
  6. Конспект интегрированного открытого занятия «Доброта».
  7. Заключение
  8. Список литературы.

  1. Введение.

    Особенность ФГОС общего образования – это  его главная задача: развитие личности учащихся.  Моя работа, как воспитателя, требует теперь превращения традиционных приемов работы, направленных на накопление знаний, умений и навыков, в процесс развития личности ребенка. Поэтому актуальными становятся технологии, позволяющие разнообразить  воспитательный процесс, создающий условия для смены видов деятельности, при этом сохраняя тенденции сохранения здоровья воспитанников.

    В процессе проведения воспитательного мероприятия учащиеся не столько должны узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. И если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении личностных результатов – ценностей, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной воспитательской деятельности выше, т.к. воспитанники могут, исходя из своих интересов и  возможностей предлагать темы для занятий, бесед, игр и т.п., выбирать кружки. Технология интегрированного воспитания как раз отвечает этим требованиям.

    Интеграция, в переводе с латинского, это восстановление из целого, т.е. из частности складывается целое. В педагогике такой подход  способствует формированию целостного понимания окружающего мира и себя в этом мире. Идея интеграции берет начало в трудах Я.А. Каменского, утверждающего: что связано между собой, должно быть связано постоянно и распределено пропорционально между разумом, памятью и языком.. Таким образом то, чему учат, должно быть не разрозненным,, а единым и целым.

2. Актуальность использования системы интегрированного воспитания в

      активизации познавательной и развивающей деятельности учащихся.

- мир, окружающий детей, познается в многообразии и единстве, а зачастую разделы школьных   программ направлены на изучение отдельных явлений, предметов и т.п.;

- использование интегрированного подхода  в воспитательном процессе развивает потенциал детей, побуждает к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, речи, учат сравнивать, обобщать

- форма проведения интегрированных мероприятий нестандартна, интересна детям. Использование различных видов деятельности поддерживает внимание на высоком уровне, снижает утомляемость, перенапряжение за счет переключения на разнообразные виды деятельности, повышает познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания,   памяти;

- предполагается обязательное развитие творческой активности детей;

- интеграция дает возможность мне, воспитателю, для самореализации, самовыражения, творчества.

  Мотивацию учащихся на после урочную  деятельность можно представить следующей циклограммой;

                                                   Потребности

удовлетворение                                                                     усилия

вознаграждение                                                                    действия

   В методической литературе нет четкого определения особенностей комбинированных, комплексных и интегрированных занятий. На первый взгляд они кажутся почти идентичными. Но Н.Е. Васюкова и О.И.Чехонина дают следующую характеристику:

- комбинированное занятие – это сочетание различных видов деятельности, не имеющих логических связей между собой (например: рисование – подвижная игра)

-  комплексное, в котором задачи реализуются средствами разных видов деятельности, при этом, один вид деятельности доминирует, а второй дополняет (например: беседа о ПДД –  рисование по теме)

- интегрированное занятие – занятие, на котором соединяются сведения из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом решаются насколько задач развития (например: разбор понятия «настроение» в произведениях литературы, музыки, живописи).

 3. Педагогические возможности интегрированных воспитательных занятий:

- способствуют  повышению мотивации обучения, формированию познавательных интересов, целостной картины мира;

- способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы, снимать напряженность, перегрузку, утомляемость;

- углубляют понятие о закономерностях в природе, расширяют кругозор, способствуют формированию всесторонне  развитой, гармоничной личности;

- эмоционально развивают детей, так как часто основываются на элементах музыки, литературы, живописи и др., способствуют развитию внимания, наблюдательности, коммуникативных способностей, увеличению словарного запаса.

   В настоящее время нет однозначного понимания   сущности интегрированного обучения и воспитания. Авторы, занимающиеся данной проблемой, предлагают разные варианты ее решения. Несмотря на отсутствие единого подхода к проблеме, процесс интеграции в обучении и воспитании является важным  и необходимым шагом в  модернизации образования.

4. Выявление  личностных особенностей психофизического и

психолого-педагогического развития воспитанников

   Как я уже говорила ранее, преимуществами системы интегрированного воспитания является развитие у детей таких качеств, как внимания, наблюдательности, обогащения словарного запаса, уменьшения показателя тревожности, волнения. Поэтому одной из поставленных задач было отследить положительную тенденцию в решении данных вопросов путем проведения тестирования.

Тест на уровень тревожности по методу Ч. Спилбергеру

    Высокая тревожность отрицательно влияет на все сферы  жизнедеятельности ребенка: не только на учебу, но и на общение, на здоровье и на общий уровень  психологического благополучия  Школьная тревожность включает в себя различные аспекты школьного неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов. Ребенок чувствует собственную неадекватность, неполноценность, неуверенность в правильности поведения. Личная тревожность связана с темпераментом, характером, интеллектуальным развитием. Главное, влияет на самооценку.

 

2016-2017

2017-2018

2018-2019

 

%

%

%

Ю.

70

85

75

Р.

30

35

35

В.

36

42

33

О.

85

78

82

К.

50

55

48

С.

 

80

65

Ряд 1 – показатель 2016-2017 уч.г.

Ряд 2 – показатель 2017-2018 уч.г.

Ряд 3 – показатель 2018-2019 уч.г.

   Сегодня с проблемой внимания в ее практическом плане приходится постоянно сталкиваться любому педагогу.   Отсюда проблемы эмоциональные, личностные. Наличие хорошего уровня внимания делает деятельность учащегося продуктивной, активной.

                   Упрощенный тест (по В. Ефремову) на уровень внимания

   Детям предложено 5 сюжетных картин. Необходимо найти  ошибки художника. В наличии 7 ошибок на каждой картине.

                              Составление сравнительной таблицы за 2 года

Наблюдательность – свидетельство хорошего интеллекта у ребенка. Наблюдательность функционирует исключительно по собственной инициативе ученика, как проявление его внутренней умственной активности

            Упрощенный тест (по В. Ефремову) на уровень наблюдательности

Представлена серия из 35-ти рисунков, которые имеют некие несоответствия. Задача ученика увидеть и показать эти несоответствия

                              Составление сравнительной таблицы

   У каждого человека должен быть определенный словарный         запас со словами, которые необходимо знать для эффективного общения, слушания, говорения, чтения и письма. Можно сказать, что речь – это зеркало образованного и культурного человека.

         

  Упрощенный тест (по В. Ефремову) на уровень словарного запаса

Задание состоит из нескольких слов, имеющих друг с другом нечто общее, за исключением одного слова. Необходимо выделить это слово (всего 20 пунктов). Учитывается количество правильных ответов.

                              Составление сравнительной таблицы

                               Диагностика творческого мышления

  Детям предложены творческие задания, которые выявляют  уровень развития у них творческого потенциала. Всего было предложено 4 задания на выбор. По мере прохождения заданий индивидуально с каждым воспитанником методом наблюдения определяется уровень творческого мышления. Пример заданий:

Вариант № 1.

Составь предложение со словами: озеро, луна, мальчик. Можешь добавлять новые слова в предложение.

Подумай, ответь на вопрос: что будет, если дождь никогда не прекратится?

Сочини небольшую историю про летающего крокодила.

Напиши, для чего может быть использована консервная банка?

Пофантазируй. Нарисуй, как бы выглядел предмет (существо), название которого – Лигомут.

Вариант № 2.

Составь предложение со словами: лодка, река, солнце. Можешь добавлять новые слова в предложение.

Подумай, ответь на вопрос: что будет, если человеку никогда не надо будет спать?

Сочини небольшую историю про плавающего цыпленка.

Напиши, для чего может быть использована пластиковая бутылка?

Пофантазируй. Нарисуй, как бы выглядел предмет (существо), название которого – Шугоряк.

Тест проводился  в 2016-2017учебном году  в 5в классе и в 2018-2019 учебном году  в 7в классе. Выявлен очень низкий уровень творческого развития у всех учащихся. Для прохождения всех заданий использовалась помощь воспитателя. С 4 и 5 заданием лучше справилась Иванова Вика. По наблюдению, Вика обладает творческим потенциалом – рисует, лепит, развита фантазия.  В новом 2019-2020 учебном году будет продолжена работа по развитию творческого мышления и воображения у ребят.

                     По данным таблиц видно, что по итогам мониторинга:

  1. Учащиеся характеризуются средним уровнем внимания и наблюдательности, что в пределах нормы.
  2. По уровню словарного запаса результат ниже среднего.
  3. Уровень творческого мышления ниже нормы.
  4. Уровень  тревожности  в общем имеет положительную тенденцию. Наиболее высокий показатель у В.Ю. (в большей степени из-за семейных проблем ,     П.О. (особенности психического развития).

 Данные результаты можно объяснить следующими факторами:

- не до конца  понимают  предложенные задания  и выбирают «что попало»;

- навыки рисования присутствуют только у И.В.

- кроме интеллектуального дефекта группа воспитанников характеризуется эмоционально-мотивационными и волевыми нарушениями: неразвитостью познавательных, нравственно-этических эмоций и слабостью их регуляторных функций. Данные отклонения играют отрицательную роль для оптимальной организации работы по активизации познавательной и развивающей деятельности..

   Все выше сказанное позволило определить тактику и стратегию работы по использованию системы  интегрированного воспитания в активизации познавательной и развивающей деятельности детей.  При  этом я ориентировалась на следующие характеристики, предполагающие:

  • Опору на личностный эмоционально-ценностный опыт детей, что включает в себя учет имеющихся знаний и представлений, умений, индивидуальное творчество в сочетании с коллективной деятельностью
  • Вариативность (возможность выбора, темпа усвоения, способа получения знаний на основе индивидуальных  способностей
  • Получение воспитанниками индивидуального или коллективного продукта, который отражает личностный рост и достижение поставленной цели (например, в форме творческой работы).

   Воспитательные  мероприятия были  направлены на то, чтобы дети были поставлены в условия активного, заинтересованного, творческого приобретения знаний).

Позитивная мотивация к процессу обучения возникает при соблюдении трех условий:

- мне интересно то, чему меня учат;

- мне интересен тот, кто меня учит;

- мне интересно, как меня учат.

   

  1. Практический этап работы

   В отчетный период были разработаны конспекты занятий , способствующих решению задачи активизации познавательной и развивающей деятельности воспитанников, по следующим направлениям:

  • Духовно-нравственное
  • Художественно-эстетическое
  • Гражданско-патриотическое
  • Научно-познавательное

   По данным направлениям были разработаны занятия, где главной целью являлось формирование интереса и положительной мотивации к получению полноценного представления по каждой из изучаемых тем. При этом, обязательное соблюдение принципов:

- «не навреди» - все методы и приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью детей и воспитателя;

- всё используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизическое состояние участников образовательно-воспитательного процесса;

- работа проводится каждый день на каждом мероприятии;

- соответствие содержания и организации воспитательной работы возрастным и психофизическим особенностям развития детей;

- акцент делаем только на хорошее в любом поступке, действии выделяем сначала положительное, а только потом отмечаем недостатки;

- активное включение во все виды деятельности с учетом возможностей и желаний каждого воспитанника, исключая риск переутомления и истощаемости.

   Здоровье сберегающие технологии, применяемые в моей практике, как:

- личностно-ориентированные (гуманно-личностные) , ставящие в центр личность ребенка, обеспечивающие комфортность, без конфликтность, реализующие природные потенциалы ребенка

-технология сотрудничества: равенство, партнерство в субъект субъектных отношениях воспитателя и воспитанников

- технология традиционного обучения, где процесс обучения и воспитания характеризуется отсутствием самостоятельности, слабой мотивацией учебного и творческого труда из-за психофизических возможностей детей моей группы. У них отсутствует видение цели, слабая аналитическая деятельность, методы усвоения зачастую основываются на сообщении готовых знаний, механической памяти, вербальном изложении.

- игровые технологии присутствуют в качестве самостоятельной технологии для освоения темы занятия или как его части (введения, объяснения, упражнения)

-технология  проблемного обучения (мероприятия, которые предполагают создание под руководством воспитателя проблемной ситуации и активную самостоятельную деятельность воспитанников по ее разрешению, что  все равно зачастую происходит с помощью воспитателя, но я даю какое-то определенное время на осмысление проблемы, слушаю варианты и только тогда включаюсь в разбор вопроса.

    Все эти технологии неотрывно связаны с методами интегрированного воспитания для активизации познавательной и развивающей деятельности воспитанников.

   Комплексность подачи материала превращает интегрирование в процесс, соединяющий воедино обучение, воспитание и развитие.

   В разработанных интегрированных мероприятиях, занятиях я, конечно же, применяю информационные технологии, так как творческие учебные и воспитательные процессы на основе информационных технологий характеризуются высокой интенсивностью, повышенным интересом со стороны детей. Полученные знания отличаются глубиной, прочностью, действенностью. Развивающиеся в учебно-познавательном процессе творческие способности личности включают готовность к развитию успешной, самостоятельной познавательной деятельности.

Интернет-ресурсы, как часть интегрированного занятия, использовались:

- при подготовке презентаций 

- при проведении мероприятий в форме информационных сообщений, демонстрируя иллюстративный материал

- при проведении мероприятий в форме заочных путешествий. - при проведении мероприятий в форме викторин.

-  в мероприятиях с практической направленностью .

  1. Конспект интегрированного открытого занятия «Доброта»,

занятие, на котором соединяются сведения из разных образовательных областей: история, литература, музыка, изобразительное искусство, устное народное творчество на равноправной основе, дополняя друг друга

Цель: Дать детям понятие, что доброта – одно из лучших качеств человека.

Задачи:

  1. Продолжить формирование важнейших нравственных ценностей: добро, уважение, любовь.
  2. Способствовать развитию сочувствия, сопереживания.
  3. Повышать уровень сплоченности, взаимопонимания и согласованности действий в коллективе.

Иллюстративные ряды: на экране

Зрительный: - викторина, при отгадывании которой определяем тему занятия 

- словарь Ожегова

- репродукции «Троица» Рублева и «Алёнушка» В.Васнецова

- портреты Аристотеля, Стивенсона, Л.Толстого, М.Твена и их высказывания и чувстве доброты

- кинозарисовка  

 Литературный:  пословицы и поговорки

Музыкальный: сопровождение при показе репродукций картин С.Рахманинов «Мелодия», песня «Доброта»

Практический: зимняя ветка делается заранее с помощью солевого раствора; листочки с определениями черт характера человека (в т.ч. негативные); морская раковина в руках каждого превратится в копилку добрых пожеланий; набор предметов

   После приветствия  детям предлагается подумать и назвать полезные и добрые дела, которые они сделали за прошедшие дни.

   С помощью викторины определяем тему занятия. Настраиваемся на работу упражнениями «Метроном» и «Зеркало».

                                                  …………………………..

   Рефлексия:    Ребята, вы много сегодня узнали об одном из самых лучших человеческих качеств – о доброте. Перед вами разложены лепестки с названиями качеств человека. Если вам понравилось занятие, прикрепите к зимней ветке лепесток, которые по вашему мнению, характеризует доброту. Сейчас зима, но придет весна, и наша ветка, увешанная листочками добра, оживет, расцветет, как становится лучше и красивее человек с большим, добрым сердцем.

  Вывод: на протяжении всего занятия поддерживался эмоциональный, позитивный настрой в группе. Ребята активно включались в обсуждение, в практические задания. Не всегда могли  раскрыть  словами свои чувства и переживания, но было видно, что тема человеческих отношений их волнует. Да, интегрированное занятия требует от воспитателя дополнительной подготовки, большой эрудиции, профессионализма. Но результат налицо: заинтересованные лица ребят, живые эмоции, впечатления, теплая атмосфера в группе и желание ребят побольше таких же интересных занятий.

                                      7. Заключение

     Если учесть, что все школьные дисциплины, почти все методы и приемы, используемые мною в воспитательном процессе, обладают своеобразным интеграционным потенциалом,  то их способность сочетаться, эффективность интеграции зависят от многих условий, которые необходимо знать при составлении интегрированного мероприятия. Прежде всего  я анализирую  уровень подготовленности воспитанников. Трудности, существующие у них в определенном виде деятельности, могут быть одной из причин использования метода интеграции. Мои дети не обладают большим творческим потенциалом, не обладают высокой работоспособностью, они утомляемы, часто неактивны на занятиях и просто в обычной обстановке. Метод интеграции, когда присутствует смена деятельности, когда в общении, в сотрудничестве привлекаются сведения из различных областей знаний, способные заинтересовать ребят так, что в разы растет познавательный интерес, растет активность детей в приобретении этих знаний, очень нужен в моей работе  воспитателя. Для нас, воспитателей, это хорошая возможность узнавать интересы детей и намечать пути их развития, совершенствовать природные задатки личности.

   Используя этот метод, я получила положительную тенденцию в снижении тревожности, в развитии внимания, наблюдательности, творческого мышления ребят. Поэтому  и далее буду применять систему интегрированного воспитания в активизации познавательной и развивающей деятельности воспитанников и рекомендую  систему интегрированного воспитания для работы с детьми с ОВЗ в условиях школы-интерната.

   

                                      8.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Гликман И.З. Теория и методика воспитания: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. -М.: изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС.2003.

Гурьев А.И.  Межпредметные связи в теории и практике современного образования/А.И.Гурьев. Горно-Алтайск,2009

Ермолаева М.Г. Современный урок: анализ, тенденции, возможности: учебно-методическое пособие.-СПб:КАРО.2011.

Иванова Н.И. Из истории интегрированного обучения//Образование и воспитание.-2016

Иващенко Ф.И. психология воспитания школьников: учеб.пособие.-2-е издание -Мн.:Унiверсiтэцкае,1999

Коноплева А.Н. Теория и практика интегрированного обучения.-М.,2012.

Криволапова Е.В. Интегрированный         урок как одна из форм нестандартного урока//  Инновационные педагогические технологии: материалы  II Межд. Научной конференции (г.Казань, май 2015 г.)- Казань:Бук,2015

Никишина И.В. Инновационная деятельность современного педагога в системе общественной методической работы.-2-е изд., стереотип.-Волгоград:Учитель,2008

Стрекалова Т.А. Особенности наглядно-образного мышления школьников с ЗПР//Дефектология.-1987.

Федорец  Г.Ф. Проблемы интеграции в теории и практике обучения.-Л,1990


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной и мыслительной деятельности учащихся

Опираясь на обычные ценности, традиционная дидактика предписывает обучать, используя прямые методы передачи знаний. Основные средства – монологические объяснения при помощи рассказов, бесед, лекций. И...

Активизация познавательной и творческой деятельности учащихся с ОВЗ на основе ИКТ

Выступление на методическом объединении на тему: «Активизация познавательной и творческой деятельности учащихся с ОВЗ на основе ИКТ»...

Методическая консультация по теме: "Активизация познавательной и творческой деятельности учащихся специальной (коррекционной) школы на уроках математики посредством использования современных образовательных технологий"

Практически всем учителям коррекционной школы приходится искать  ответ на вопрос: как активизировать, т.е. пробудить к активности, усилить, оживить мыслительную деятельность учащихся с ограниченн...

Статья "Приемы активизации познавательной и творческой деятельности учащихся при обучении математике"

В статье приводятся примеры из опыта работы по развитию интереса и творчества учащихся при обучении математике....

Методическая разработка Тема: «Музыкальные инструменты как средство активизации познавательной и творческой деятельности учащихся начальной школы на уроках музыки и во внеурочное время»

В соответствии с ФГОС начального общего образования урок музыки в общеобразовательной школе направлен на приобщение учащихся к миру искусства, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприят...