"Наука о питании - древняя и современная"
классный час (5 класс)
Урок-викторина в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uronauka_o_pitanii_-_drevnyaya_i_sovremennaya.docx | 20.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-викторина «Наука о питании – древняя и современная»
Цели урока :
1. Обучающиеся закрепляют знания о полезных
продуктах питания, о витаминах, о правилах здорового питания,
непосредственно получают и новые знания по теме.
2. Формируются понятия о здоровом образе жизни, о правильном питании.
Ход урока.
Добрый день, дорогие ребята!
Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить.
Пусть эти слова знаменитого Сократа станут девизом нашей сегодняшней
встречи. Сегодня мы проведѐм игру – викторину
Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что внешность человека во многом зависит от состояния его здоровья? Еще древние говорили: «Красота есть выражение полного здоровья организма». В любом возрасте хочется быть красивыми и стройными. Глядя в зеркало, вы сравниваете себя с участниками конкурсов красоты, известными спортсменами, популярными актерами. И, сознайтесь, сравнение часто оказывается не в вашу пользу. У многих из вас плохая кожа, нездоровый цвет лица, ломкие волосы неправильная осанка, лишний вес… Почему? Как часто, когда и что, сколько вы едите, сколько времени вы бываете на свежем воздухе, занимаетесь спортом или проводите время у телевизора? Ответив на эти и другие вопросы, станет ясно, что большинство из вас ведет неправильный, нездоровый образ жизни. Надеюсь, что это мероприятие поможет вам решить многие проблемы, связанные с вашей внешностью и здоровьем.
Наука о питании имеет свою историю. Первый человек был одновременно и первым поваром. В самые древние времена огонь использовался людьми для приготовления мяса. Туши животных зажаривались на вертеле. Тяжелая это пища! Но человеку тех времен, с его крепким сложением и необходимостью постоянно бороться с грозной, суровой природой, такая еда была в самый раз.
Древним людям уже было знакомо изысканное искусство кулинарии. Родиной его была Азия. Оттуда через Грецию оно пришло в Рим. Постоянно изменяясь, обогащаясь, подвергаясь влиянию разных мод и подчиняясь местным традициям и вкусам, распространилось по всему миру .Если пиры известного римского полководца и гурмана Лукулла (ок. 117-56 гг. до н. э.) вошли в историю кулинарии как пример ошеломляющей по своей расточительности роскоши (отсюда крылатое выражение «лукуллов пир»), то были люди, которые ратовали за воздержание в еде. Среди них можно назвать римского поэта Овидия, римского политического деятеля, философа и писателя Сенеку и др. Резко отличалось от римских пиров питание жителей древней Спарты. Один римлянин, попав на спартанский обед, сказал: «Действительно, спартанцы самые храбрые люди. Всякий бы предпочел тысячу раз умереть, чем есть такую пищу». Однако, именно такая пища давала возможность спартанцам воспитывать стойких, выносливых воинов и иметь знаменитую «спартанскую форму». В Спарте была суровая система воспитания. С раннего детства детей закаляли, приучали переносить голод, жажду, холод, боль. Юноши постоянно занимались атлетикой. Их фигуры своей красотой и идеальным сложением напоминали статуи, высеченные из камня. Молодых мужчин, масса которых превышала принятые стандарты, в Спарте подвергали телесным наказаниям или изгоняли из города. А поваров, посмевших приготовить вкусную пищу, сбрасывали со скалы.
Кухня при дворах королей и магнатов сыграла роль опытных лабораторий, где рождались новые рецепты. Повара одаривали по-королевски, а секреты сложных рецептов строго оберегали и делились ими в самых редких случаях. Множество новых блюд изобрели великие полководцы, политики и поэты.
Вопросы к викторине.
Цветами какого растения украшала свою причёску королева Франции? (картофеля)
От какого слова происходит название «капуста»? (от слова «капут» -- голова)
Что носили рыцари на груди как талисман? (луковицу)
В каком овощном растении содержится 90 % воды? (в капусте)
Какое растение используют в Индии для ловли обезьян? (тыкву)
Какое растение в средние века считалось лакомством гномов? (морковь)
Откуда родом картофель? (из Южной Америки)
В какой стране огурцы растут в лесу, обвивая растения как лианы? (в Индии)
Из какого растения в Средней Азии делают посуду? (из тыквы)
От летучих веществ какого растения гибнут болезнетворные бактерии? (от лука; вещества называются фунгицидами)
Какое вещество особенно ценится в моркови? (каротин: попадая в организм человека, он превращается в витамин А)
Почему в пищу надо употреблять много овощей? (в них много витаминов, различных солей и других полезных для нашего организма веществ)
Как называется самый маленький сорт моркови? (каротель)
Какой овощ в России в старину называли «чёртовым яблоком»? (картофель: крестьяне считали грехом употребление этого овоща)
Какой овощ был любимым у Наполеона? (фасоль)
Какой овощ в Древней Персии считался символом ссор и сплетен? (свекла)
Какой овощ приносили на золотом блюде в жертву богу Апполону? (редис)
Какой овощ называется золотым яблоком? (помидор)
Какой овощ называл Пифагор королём всех пряностей? (чеснок)
Какую культуру увидели моряки Христофора Колумба, когда ступили на неведомый остров? (кукуруза)
Какой овощ имеет два названия? (томат; помидор)
Какая трава считается травой мужества? (петрушка)
Кто придумал слово «витамин»? (американский учёный-биохимик Казимир, Функ)
Какой витамин называют «витамином роста»? (витамин А)
Какую начинку использовали для пирогов на Руси к Спасову дню? (пироги с яблочной начинкой)
К какому событию на Руси выпекались бабкины пироги? (к появлению в доме новорождённого)
Какой пирог На Руси назывался «королём пирогов»? (пирог - курник)
В какое время года на Руси готовили студень и почему? (его готовили только зимой, т.к. студень должен быть холодным, иначе он растечётся по тарелке, так что летом студень по понятным причинам не делали, его невозможно было хорошо охладить)
Сколько видов щей умели готовить наши предки? (свыше 60 видов: щи кислые с мясом, рыбой, головизной, грибами, снетками, щи суточные, ленивые, щи зеленые, щи из крапивы с говядиной и т.д.)
Какое второе значение имело слово «щи» на Руси? (у слова «щи» есть ещё одно значение: «кислыми щами» называли шипучий напиток, похожий на квас)
Что называли «ухой» в старину? (название «уха» закрепилось исключительно за рыбным бульоном только с конца 17 – начала 18 вв. В 11 –12 вв. «ухой» называли также навар из мяса, в 16 – 17 вв. – из курицы)
Какие каши любил употреблять в пищу Пётр I? (любимым кушаньем у Петра I были ячневые каши)
В русской кухне каши издавна делились на несколько видов, в зависимости от своей консистенции. Назовите эти виды каш. (1. кашицы – жиденькие кашки; 2. размазни – вязкие каши; 3. крутые, рассыпчатые каши)
Сколько степеней тепловой обработки имела пища в русской печи в старину? (тепловая обработка пищи заключалась в тёплом нагреве русской печи, сильном или слабом, трёх степеней – «до хлебов», «после хлебов», «на вольном духу»)
Подведение итогов викторины
Закончить нашу встречу мне бы хотелось словами Толстого Л.Н.:«Если бы люди ели
только тогда, когда они очень голодны, и если бы питались простой чистой и здоровой
пищей, то они не знали бы болезней и могли управлять своей душой и телом».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Древние и современные Олимпийские игры"
Мультимедийная презентация для детей 5-8 классов позволяет на основе иллюстративного материала познакомить детей с историей создания и правилами проведения первых Олимпийских...
Секция: образование, наука, здравоохранение и культура. Тема: СОВРЕМЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ РЕЧЬ: НОРМА ИЛИ АНТИНОРМА
VIII ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС МОЛОДЁЖИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА ЛУЧШУЮ РАБОТУ «МОЯ ЗАКОНОТВОРЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА»...
Конспект урока географии в 5 классе по теме "География: древняя и современная наука" в рамках УМК "Сферы"
Тип урока: Вводный урок.Общая дидактическая цель урока: Создание условий для формирования представления о географии как о науке, раскрыть значение географических знаний для человека....
Тест по теме «География: древняя и современная наука»
Тест по теме «География: древняя и современная наука»...
География: древняя и современная наука
Иллюстративно-текстовый материал к уроку....
Министерство образования и науки Российской Федерации и Центр современных образовательных технологий информируют о старте межрегиональных топографических игр «По тылам фронтов…»
Министерство образования и науки Российской Федерации и Центр современных образовательных технологий информируют о старте межрегиональных топографических игр «По тылам фронтов&helli...
Наука и архитектура Древней Греции, презентация
Презентация на тему "Наука и архитектура Древней Греции", история, 5 класс...