Холокост - путь к толерантности
материал (10 класс)
урок - воспитательное мероприятие
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
anisimov_v.n._holokost_-_put_k_tolerantnosti.docx | 37.82 КБ |
Предварительный просмотр:
«Память о Холокосте – путь к толерантности»
Анисимов В.Н.
Учитель истории
МБОУ Родниковская СОШ
Пояснительная записка.
Прошло уже более полувека после страшных событий второй мировой войны, но и сегодня массовое уничтожение мирных граждан в газовых камерах и крематория, чудовищная идея – уничтожение целого народа – Холокост, никого не оставляет равнодушным. Формирования у современных детей, которых все чаще обвиняют в черствости, духовности и осознания ценности человеческой жизни - является одним из приоритетных направлений федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Сегодня много говорят о необходимости духовно-нравственного развития и воспитания личности учащихся. Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, которые производны от национальной жизни России во всей ее исторической и культурной полноте, этническим многообразии. Социальной солидарности и вытекающей из этой базовой ценности понятию толерантность, в современный период уделяют много времени. Человечество на данном этапе развитие истории просто обречено на толерантность. В современном мире необходимо выработать систему стратегии согласия людей, различающихся цветом кожи, вероисповеданием, взглядами. Холокост, это трагедия, которую учащиеся должны осознать. Не просто узнать об этом явлении, как о данности, как о факте. Они должны узнать факты, и сами для себя сделать выводы: что это за явление, причины, движущие силы, и его влияние на историческое развитие.
Цель: ознакомление учащихся с историческим фактом трагедии Холокоста и толерантным поведением в межэтнических отношениях.
Задачи:
- ознакомление с понятиями “толерантность”, “толерантная личность”;
- формирование толерантного сознания, исторического мышления и сочувствия к жертвам геноцида, воспитание у обучающихся стремлению противостоять насилию и жестокости в современном мире;
- формирование у обучающихся патриотизма, гражданственности, духовно-нравственных ценностей;
- формирование у обучающихся интереса к малоизученным страницам истории Великой Отечественной войны.
Оборудование:
ПК, мультимедиа проектор, колонки, презентация, видеоролик, георгиевские ленты,
Ход внеклассного мероприятия
1 трек. (Заставка)
Ученик 1. Как хорошо влюбляться и смеяться,
Ученик 2. Как хорошо порою погрустить,
Ученик 3. Как хорошо встречаться и прощаться,
Ученик 4. И просто хорошо на свете жить!
Ученик 1. Как хорошо проснуться на рассвете,
Ученик 2. Как хорошо, что ночью снятся сны,
Ученик 3. Как хорошо, что кружится планета,
Вместе: Как хорошо на свете без войны.
2 трек. (Вставай, страна огромная!)
1.Ведущий: Страшные военные годы….
Как они изменили судьбы!
Обагрили кровью и слезами детство.
Сделали короткими жизни многих мальчишек и девчонок.
Разрушили светлые мечты…
2.Ведущий: 1 сентября 1939 года – началась Вторая мировая война.
1.Ведущий: Во время Второй мировой войны германские нацисты и их союзники убили около шести миллионов евреев.
2.Ведущий: Слышали ли вы слово “холокост”? Эту методичную, организованную на государственном уровне операцию по преследованию и истреблению называют Холокостом. Слово "холокост" — греческого происхождения, оно означает "жертва всесожжения". Вторая мировая война принесла народам всего мира неисчислимые бедствия.
1.Ведущий: На западе её называют греческим словом “холокост”, в Израиле – “шоа”, что в переводе с иврита и означает: катастрофа – уничтожение евреев.
2.Ведущий: Нацисты, пришедшие к власти в Германии в январе 1933 и утверждавшие, что немцы — "высшая раса”, считали евреев “низшей” расой, представляющей угрозу так называемому Германскому расовому обществу.
1.Ведущий: В период Холокоста нацисты преследовали также и другие группы людей, которых считали "неполноценными": цыган, людей с умственными и физическими отклонениями, некоторых славян (поляков, русских и других). Число жертв программы “эвтаназия” приближается к
200 000.
2.Ведущий: “Фюрер объявил, что роль евреев в Европе сыграна до конца, и поэтому она завершена. Евреи - это враги и мы принимаем все предосторожности, необходимые во взаимоотношениях с врагами.”
1.Ведущий: После оккупации фашистами Польши, всем евреям, в том числе и детям с 6лет, было приказано носить белую или желтую повязки с шестиконечной звездой Давида. За появление на улице без повязки евреев убивали на месте.
2.Ведущий: Фашисты заживо сжигали целые деревни с мирными жителями, не жалея ни детей, ни женщин, ни стариков.
Звучит еврейская музыка – doyna
(стих) Автор: Н. Коржавин читает учащаяся:
Мужчины мучили детей.
Умно. Намеренно. Умело.
Творили будничное дело,
Трудились – мучили детей.
И это каждый раз опять, –
Кляня, ругаясь без причины…
И детям было не понять,
Чего хотят от них мужчины.
За что – обидные слова.
Побои, голод, псов рычанье?
И дети думали сперва,
Что это за непослушанье.
Они представить не могли
Того, что было всем открыто:
По древней логике земли,
От взрослых дети ждут защиты.
А дни всё шли, как смерть страшны,
И дети стали образцовы,
Но их всё били. Так же. Снова.
И не снимали с них вины.
Они хватались за людей.
Они молили. И любили.
Но у мужчин «идеи» были,
Мужчины мучили детей.
1.Ведущий: Вдруг выяснилось, что еврейские дети – другие, они стали детьми второго сорта. По всей Германии прокатилась волна еврейских погромов, самый крупный из которых, произошедший 9-10 ноября 1938 года, получил название “Хрустальная ночь”. Было разрушено 1400 синагог, погибло около 100 евреев, разгромлены еврейские дома и магазины, разбиты стёкла еврейских школ.
2.Ведущий: “Пятница. 5 ноября. Самый мрачный день нашей безрадостной жизни в гетто: у нас отобрали детей. (…) Всюду, где можно было спрятаться, они искали детей, и если находили, то вытаскивали их, голых и босых, на площадь. Там они поднимали детей за волосы и за руки и швыряли в машины. Они гонялись за малышами, которые случайно оказывались на улицах или во дворах, стреляли в них и ловили. За детьми бежали несчастные родители, они рыдали и умоляли, но их избивали и отгоняли.
1.Ведущий: Сколько детей прошло через ужасы, ад и пекло фашистских лагерей смерти.
Песня «Молитва» Ave Maria исполняет учащаяся:
2.Ведущий: В каждом городе была своя трагедия Холокоста. Символом трагедии евреев в Советском Союзе стал Бабий Яр. В Киеве нацисты сделали первую, к сожалению, удачную пробу уничтожить всех евреев большого города. Обречённых группами по 30-40 человек палачи с собаками гнали на край глубокого оврага и в упор расстреливали. Тела падали с обрыва.
( отрывок из поэмы Л.Озерова «Бабий Яр») читает учащаяся:
А люди подходят и падают в яму, на камни…
Дети – на женщин и старики – на ребят.
И, как пламя, рвущимися к нему руками
За воздух хватаются и, обессилев, проклятья хрипят.
Девочка снизу: – Не сыпьте землю в глаза мне!
Мальчик: – Чулочки тоже снимать?
И замер, в последний раз обнимая мать.
И тут же рядом – девочка или мальчик? –
Дядя, не трогай, я песенки петь тебе буду!..
И вдруг, подпрыгнув, как мячик,
Упал туда – в ещё беспокойную груду.
Александр Розенбаум «Бабий яр» (видео)
Из сочинения Эммы Хаевой читает учащаяся:
«Утро. Необычайная тишина в небе. Но что это? Сладкая, едва уловимая музыка... Это запел жаворонок. А ведь сверху так интересно смотреть на людей. Вот в этом доме зажгли свет, а из этого выбежали трое босых ребятишек. Слышно стало, как лает собачка, кричат петухи. Звуки заполнили тишину. А я все лечу, лечу и лечу по небу... Я — облако».
1.Ведущий: После нападения на Советский Союз в июне 1941 года айнзатцгруппы (оперативные карательные отряды) и, в дальнейшем, военные батальоны полиции, следуя за германской армией по мере ее продвижения, стали проводить операции по массовому уничтожению евреев, цыган, а также советских государственных и партийных работников. Отрядами СС и полиции, поддержанными регулярной армией и элитными частями Германии, было убито более миллиона еврейских мужчин, женщин и детей, а также сотни тысяч людей других национальностей. С 1941 по 1944 год еще миллионы евреев, живших в Германии, в странах-союзниках Германии, а также на оккупированных территориях, были отправлены нацистами в гетто и в лагеря смерти, где их убивали в специально оборудованных газовых камерах.
“Бухенвальдский набат” (3 куплет)
Стих собственного сочинения читает учащаяся:
Об этом, люди, мы забыть не в праве …
Себя они назвали «высшей расой»
Те выродки. И план был очень прост:
Евреев истребить Адольф собрался
Фашисты объявили Холокост.
Как звери жертву в ярости хватали.
Детей хватали! Дети здесь причем?
Терзали, издевались, убивали,
Сжигали, не жалея ни о чем…
А немцы в городах и селах дальних
Не знали даже будто ничего.
Знать не хотели просто! И не знали…
Но мы расскажем всем до одного.
О! Как о жизни малыши молили,
Но выжить под прицелом не смогли.
А «Deutsch Kinder» дома спать ложились,
Уже немецкий «Ordnung» навели.
А бабий яр стонал, стонал устало…
И падал, падал! «Господи, прости!»
Вдруг девочка свой бантик потеряла,
Нагнулся мальчик, чтоб его найти...
Все это не забыть и не исправить...!
Плач женщин, слышишь…? Стариков с детьми…?
Об этом, люди, мы забыть не в праве,
Чтоб продолжать на свете быть людьми.
2.Ведущий: В последние месяцы войны, в попытке предотвратить освобождение огромного числа узников Союзными войсками, эсэсовцы перемещали заключенных поездами или пешими маршами (так называемыми “маршами смерти”). В своем продвижении по Европе, во время наступательных операций против фашистской Германии, союзные войска освобождали десятки тысяч узников концентрационных лагерей и участников маршей смерти.
1.Ведущий: Молитвою начать должны мы этот день,
Чтоб память жертв нацистских мы почтили,
Пусть души их поднимутся все выше,
Чтоб они точно знали — мы их не забыли.
Мы вспомним всех, хоть это так не просто,
В Международный день памяти жертв Холокоста.
Метроном. Минута молчания. Фоновая музыка
Ариозо матери исполняет Орлова Анастасия
2.Ведущий: Эти марши продолжались до 7 мая 1945 года – дня безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил. Для западных союзников официально Вторая мировая война в Европе закончилась на следующий день – 8 мая, Советская армия объявила Днем Победы 9 мая 1945 года.
1.Ведущий: После Холокоста многие оставшиеся в живых нашли прибежище в лагерях для перемещенных лиц, находившихся в ведении Союзников. Между 1948 и 1951 годами почти 700 000 евреев иммигрировали в Израиль, включая 136 000 перемещенных лиц еврейской национальности из Европы. Другие из них иммигрировали в Соединенные Штаты или другие страны.
2.Ведущий: Последний лагерь для перемещенных лиц был закрыт в 1957 году. Преступления, совершенные во время Холокоста разрушили большинство европейских еврейских общин и полностью уничтожили еврейские общины в восточной части оккупированной Европы.
Ученик 1. Каждый из нас должен помнить: многое начинается с меня, моих мыслей, поступков, моих действий.
Ученик 2. Совершая действия, помни, что ты – Человек!
Ученик 3. Прислушайся к своему сердцу, загляни себе в душу, посмотри на мир справедливыми глазами и помни, что ты – Человек!
Ученик 4. Протяни руку не для удара, а для помощи. Радуйся тому, что кто-то может быть тебе за это благодарен.
1.Ведущий: Российский историк и философ, основатель Центра «Холокост» Михаила Яковлевича Гефтер писал…
Ученик 1.: «Шесть миллионов евреев – расстрелянных, удушенных в газовках.
Ученик 2.: Шесть миллионов – и каждый в отдельности.
Ученик 3.: Это – память, противящаяся забвению.
Ученик 4.: Это – зов людей к взаимной близости, недоступной без запрета на убийство.
2.Ведущий: Это – убеждение: НЕТ ГЕНОЦИДА ПРОТИВ «КОГО-ТО», ГЕНОЦИД ВСЕГДА ПРОТИВ ВСЕХ.
Ученик 1. По - разному зовутся дети, -
Нас очень много на планете...
Есть Вани, Гансы, Джоны, -
Детей повсюду миллионы!
Ученик 2. По-разному зовутся дети,
Для нас - все лучшее на свете!
Нужны нам яркие игрушки -
И Буратино, и Петрушки.
Ученик 3. Нужны нам книжки, песни, пляски
И увлекательные сказки.
Бассейны, горки, турники,
Сады, фонтаны, цветники.
Ученик 4. Пусть всюду светлый детский сад
Встречает радостно ребят,
Пусть всем, везде хватает школ,
Чтоб каждый утром в школу шел!
Ученик 5. Хотим мы вырасти врачами,
Строителями, скрипачами,
Учителями, и артистами,
И летчиками, и связистами!
Ученик 6. Хотим под мирным небом жить,
И радоваться, и дружить,
Хотим, чтоб всюду на планете
Войны совсем не знали дети!
1.Ведущий: День Победы Советского Союза над фашистской Германией в Великой Отечественной войне был и остается одним из самых почитаемых праздников, как в России, так и в странах СНГ.
2.Ведущий: По славной традиции последних лет, повсеместно волонтерами раздаются георгиевские ленточки, которые не только ветераны, но и молодежь повязывают и носят как символ связи поколений и памяти о Великой победе.
Вместе: Всем желаем мира и добра!
Источники
1. http://www.calend.ru/holidays
2. https://www.ushmm.org/wlc/ru/article
3. http://eajc.org/page
4. http://yanenson.ucoz.ru
5. http://festival.1september.ru
6. http://www.prodlenka.org/vneklassnaja-rabota
Литература
- Н.И.Харьковская. Предметная неделя истории в школе. Конкурсы, викторины, олимпиады. Ростов-на-Дону “Феникс” 2005.
- Дойчкрон И. Я носила жёлтую звезду. – М.: Текст, 2001.
- Холокост. Энциклопедия. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Память о Холокосте - путь к толерантности. Урок истории для 9-11 классов
Перед вами методическая разработка внеклассного мероприятия в форме презентации, посвященная такой трагической странице истории как уничтожение евреев в период второй мировой войны. Лучше всего ...
Разработка урока-семинара по литературе в 11 классе по теме "Память о Холокосте – путь к толерантности (по роману А.В.Кузнецова «Бабий Яр»)"
Данный конспект урока поможет привить учащимся чувство сострадания к чужому горю, толерантность....
Память о Холокосте - путь к толерантности.
Урок - исследование в 9 классе...
"Уроки Холокоста - путь к толерантности" программа элективного курса
Программа элективного курса «Уроки Холокоста – путь к толерантности» адресована учащимся 10-11 классов. Она нацелена на получение школьниками знаний и умений, необ...
Проект : "Память о Холокосте – путь к толерантности" «Холокост и футбол» (исследовательская работа)
Исследовательская работа воспитанников детского дома по теме «Холокост и футбол». С этим проектом наши педагоги и воспитанники участвуют в XI международном конкурсе: "Память о Холокосте – путь к...
"Память о Холокосте - путь к толерантности."
В наше время, к сожалению, всё чаще слышны рассказы о выступлениях неофашистов, считающих, что Россия должна быть только для русских, мы в своей работе с молодежью стараемся показать, насколько ...
СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «ПРАВЕДНИКАМ ЧУЖДЫ МАВЗОЛЕИ. ЧЕЛОВЕК ЛИШЬ ПАМЯТЬЮ ХРАНИМ» / «Память о Холокосте – путь к толерантности» /
Материал очень сложный и трудный в эмоционально-психологическом плане. Однако в современном полиэтническом обществе важно говорить с молодым поколением о толерантности через призму исторических ...