Краевой фестиваль инклюзивных практик. июнь 2020 года
проект

Смирнова Людмила Васильевна

Участие в Краевом фестивале инклюзивных практик в номинации "Практика сотрудничества с семьёй обучающегося с ОВЗ,с  инвалидностью при реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ"  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_praktiki.doc46.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie.doc1.44 МБ
Office presentation icon kraevoy_festival_inklyuzivnyh_praktik.ppt600.5 КБ

Предварительный просмотр:

Смирнова Людмила Васильевна

учитель – логопед высшей категории

Краевое государственное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Зеленогорская школа-интернат»

Семья и школа: пути эффективного взаимодействия.

Нормативные документы современной системы образования: закон «Об образовании в РФ» 273-ФЗ, Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)http://zelschool.ru/svedeniya-ob-obrazovatelnoj-organizatsii/obrazovatelnye-standarty, Концепция развития дополнительного образования детей в РФ провозглашают необходимость создания особой социокультурной и образовательной среды, учитывающей общие и индивидуальные образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обеспечивающей доступность образования с использованием дифференцированного  и деятельностного подходов в обучении (приложение 1 – нормативные акты, приказы) http://zelschool.ru/svedeniya-ob-obrazovatelnoj-organizatsii/knopka-7/lokalnye-akty.

Эти подходы  являются основными средствами достижения цели образования и воспитания:  развитие личности обучающегося в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации и социальной адаптации. Цель- введение ребенка в сложную предметную и социальную среду, через индивидуально дозированное и планомерное расширение его жизненного опыта и повседневных социальных контактов.

Главная проблема самих детей с умственной отсталостью заключается в нарушении их связи с окружающим миром, из-за ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограничении общения с природой, недоступности ряда культурных ценностей, Процесс социализации крайне затруднен, прежде всего, тем, что у таких детей значительно снижена способность к обобщению и присвоению общественного опыта. Родители этих детей, как правило, имеют ограниченные знания о современных методах коррекции коммуникации.  Они часто не понимают их состояния.

Для осуществления целей образования необходимо единство процессов образования и воспитания, разнообразные организационные формы воспитательного процесса и учёт индивидуального  развития каждого обучающегося,  что в свою очередь обеспечивает развитие познавательной сферы, личностного развития, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности, совершенствование сотрудничества семьи и школы. http://zelschool.ru/images/docs/roditel/2017/_15.pdf  (закреплено в положениях, локальных актах школы (приложение 2). http://zelschool.ru/svedeniya-ob-obrazovatelnoj-organizatsii/knopka-7/lokalnye-akty  Семья –  важнейший ресурс. Именно в семье ребенок получает первые знания, навыки и переживания. Невозможно помочь ребёнку, не помогая его семье. Только при сотрудничестве педагогов и семьи возможно эффективное развитие обучающихся (приложение 3 –модель организации сотрудничества с семьёй).

 Сотрудничество с семьёй обучающегося осуществляется в образовательном процессе – междисциплинарное взаимодействие и во внеурочной деятельности (приложение 4 –формы сотрудничества с семьёй).

Внеурочная деятельность рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса и характеризуется как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы, и направленная на достижение планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы образования.   . http://zelschool.ru/vneklassnaya-i-vneurochnaya-deyatelnost/programmy Методы и способы организации внеурочной деятельности направлены на обеспечение положительных результатов в образовательной деятельности (приложение 5 – задачи внеурочной деятельности).

Программа сотрудничества с семьёй обеспечивает единство требований к обучающемуся в семье и в организации, организацию регулярного обмена информацией о ребёнке, о ходе реализации программ обучения (АООП и СИПР) http://zelschool.ru/vneklassnaya-i-vneurochnaya-deyatelnost/programmy  и результатах их освоения, личностных результатах ребёнка (жизненных компетенций), организацию участия родителей во внеурочных мероприятиях.

Цель программы:

-обеспечение конструктивного взаимодействия организации и

родителей (законных представителей) обучающегося в интересах особого ребенка и его семьи;

-привлечение родителей в междисциплинарное взаимодействие педагогов

школы.                  Задачи программы (приложение 6).

В школе реализуется социальный проект "Планета Добра", http://zelschool.ru/knopka-1/319-planeta-dobra-2 направленный на формирование основ толерантности. Целевой группой проекта являются дети с ОВЗ и их родители, дети без ограничения здоровья и их родители. Родители активные участники и организаторы мероприятий в рамках этого проекта. Родители являются участниками  Зеленогорской  Ассоциации родителей особых детей «Планета Добра».

Цель проекта:        

  • Распространять идеи и социальные образцы толерантного

взаимодействия среди населения города, формировать культуру толерантности детей. Задачи проекта (приложение 7).

Социальные партнёры:

  • Волонтёры-сверстники Зеленогорского МОУ школа №175;
  • Обучающиеся МОУ школ 164,  163 (1 -3 классы);
  • МУ «Музейно – выставочный центр»;
  • ЦДиК  МУП «Центр досуга и кино»;
  • «Центр экологии, краеведения и туризма»  (МБОУ ДОО ЦДОД), волонтёры;
  • МУ Библиотека имени В. Маяковского

Особенность нашего проекта состоит в том, что он организует совместную

деятельность родителей, детей с ОВЗ и детей, не имеющих ограничений в здоровье и их родителей. Для расширения жизненного пространства детей, их социальных контактов, формирования толерантной среды среди населения города, расширение сферы социального партнёрства Зеленогорская школа -интернат  в данном проекте взяла на себя основную организующую и планирующую функции.

В школе действует детско - родительский клуб
«Росток». Цель: Информационно - просветительская работа с родителями – распространение знаний по практическому использованию коррекционно – развивающих, здоровьесберегающих технологий для формирования жизненных компетенций детей. Положения и требования ФГОС связали воедино урочную и внеурочную деятельность в плане формирования жизненных компетенций обучающихся (приложение 8). Под «жизненной компетенцией»  - личностные результаты по ФГОС, понимается совокупность знаний, умений и навыков, необходимых ребенку в обыденной жизни.

Основой оценки освоения программ обучения (АООП и СИПР) и воспитания обучающегося служит динамика развития его личности, личностные результаты (жизненные компетенции), позволяющие достичь максимальной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества. Aктивная жизненная позиция обучающихся:  участие во внеурочной деятельности, интерес к этим мероприятиям, это ведь тоже личностный рост ученика. Предполагаемый, ожидаемый результат.

Совместная деятельность детей и родителей будет создавать общее эмоциональное переживание, родителям и ребятам необходимо будет оказывать помощь друг другу при выполнении задания, сострадать, переживать неудачи и радоваться успеху. Мероприятия,  в  которых  будут принимать  участие  родители,  должны послужить   хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка -   школы  и семьи.

Результаты практики взаимодействия с родителями отслеживаются по

следующим критериям: 1.Повышение участия родителей в образовательном процессе, заинтересованность родителей в формировании у детей жизненных компетенций – динамики личностных результатов (приложение 9). Разработаны 7 интегративных критериев личностных результатов, мониторинг которых осуществляется в начале обучения (метод наблюдений, информация родителей, методики педагога – психолога), за каждый период обучения – 4 класс, 7 класс, по окончании школы. Приводим пример мониторинга личностных результатов на примере одного обучающегося  класса по окончанию начальной школы. Рост личностных результатов на среднем уровне, стабильная положительная динамика в обучении и воспитании. Родитель  активный участник внеурочной деятельности, помощник учителя и специалистов.

2.Результативность повышения активности родителей во взаимодействии семьи и школы через анкетирование (приложение 10).

3.Наличие публикаций, выступлений по отдельным направлениям практики взаимодействия с родителями (приложение 11). Дальнейшее развитие проекта (Приложение 12).

Все формы сотрудничества с семьёй, средства реабилитации ребёнка должны способствовать максимальной адаптации, интеграции ребёнка в образовательной среде школы, социума города. Необходимо конструктивное взаимодействие, а не противо - стояние.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Краевой фестиваль инклюзивных практик 06.2020 Номинация Разработчик учитель – логопед высшей категории Смирнова Людмила Васильевна

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Свидетельство участника вебинара М.Кауфман "Игры, которые учат говорить на уроке английского языка 9 июня 2020 года

Свидетельство участника вебинара М. Кауфман "Игры, которые учат говорить на уроке английского языка"...

Cертификат участника вебинара "Как эффективно скорректировать рабочую программу в 2020-2021 году. УМК "Английский в фокусе" 2-4 классы 23 июня 2020 г.

Сертификат участника вебинара "Как эффективно скорректировать рабочую программу в 2020-2021 году. УМК "Английский в фокусе" 2-4 классыПросвещение...

Всероссийский творческий конкурс 25 июня 2020 года.

25 июня 2020 года я приняла участие во Всероссийском творческом конкурсе рисунков и поделок для детей, педагогов, преподавателей дополнительного образования "Умнотворец" в номинации : "...

Приложение к письму АУ «Институт развития образования» от «10» июня 2020 года № 1545 Персональный состав председателей, заместителей председателей, экспертов РПК по проверке развернутых ответов участников единого государственного экзамена в 2020 году.

Приложение к письму АУ «Институт развития образования» от «10» июня 2020 года № 1545 Персональный состав председателей, заместителей председателей, экспертов РПК по проверке ра...