программа "Остров"
рабочая программа (9 класс)
За основу в своей работе мы берем отечественную концептуальную модель копинг-профилактики отклоняющегося поведения Н.А. Сирота и В.М. Ялтонского. Во – первых они разрабатывали свою модель копинг-профилактики учитывая: особенности нашего общества; особенности субкультуры Российской молодежи; культурные и этнографические особенности нашей страны; апробировали свою модель копинг-профилактики в образовательных учреждениях города Москвы. Во-вторых – эта программа имеет научно-теоретическое обоснование и базируется на теории стресса Селье и копинга Р.Лазаруса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ostrov.docx | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГБОУ «Сафоновский дом-школа»
«УТВЕРЖДАЮ»
И.О. директора СОГБОУ
«Сафоновский дом-школа»
______________ С.А. Вахтерова
«______»____________2018г.
Программа формирования резильентности
«Остров»
Составили педагог-психолог
Сайфулина Жанна Васильевна
Воспитатель Дубрияник Инна Сергеевна
За основу в своей работе мы берем отечественную концептуальную модель копинг-профилактики отклоняющегося поведения Н.А. Сирота и В.М. Ялтонского. Во – первых они разрабатывали свою модель копинг-профилактики учитывая: особенности нашего общества; особенности субкультуры Российской молодежи; культурные и этнографические особенности нашей страны; апробировали свою модель копинг-профилактики в образовательных учреждениях города Москвы. Во-вторых – эта программа имеет научно-теоретическое обоснование и базируется на теории стресса Селье и копинга Р.Лазаруса.
На основе отечественной концептуальной модели профилактики аддикций была создана программа «Психологическая мозаика».При написании программы мы опирались на следующие документы:
- Конституция РФ от 12.12.1993 г.;
- Закон «Об образовании в РФ» от 22.08.04г. № 122-ФЗ;
- Конвенция ООН о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., ратифицированная третьей сессией Верховного Совета СССР 13 июня 1990 г. № 1591-1;
- ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации № 124 -ФЗ от 24 июля 1998 г., принятый Государственной Думой 3 июля 1998 г., одобренный Советом Федерации 9 июля 1998 г.;
- Федеральный закон о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
Цель программы: профилактика отклоняющегося поведения , посредством формирования резильентности у подростков.
Задачи программы:
Задачи:
- Обучающие:
- помочь подросткам осознать временную перспективу жизни, осознать привлекательность будущего без аддикций;
- создать условия, способствующие приобретению навыков совладающего (копинг) поведения;
- создать условия для открытого доверительного общения, восприятие информации и творческой атмосферы работы;
- помочь подросткам освоить активные копинг-стратегии путем обучения социальным навыкам, а также способам преодоления стресса
2. Формирующие (развивающие):
- способствовать формированию у подростков здорового жизненного стиля, высокофункциональных стратегий поведения и личностных ресурсов, направленных на профилактику девиантного поведения;
- способствовать осознанию имеющихся личностных ресурсов, способствующих формированию высокоэффективного поведения;
- способствовать формированию навыков эффективной коммуникации, эмпатии и толерантности в межличностных отношениях;
- способствовать развитию и совершенствованию ресурсов личности и среды путем формирования позитивной Я-концепции, умения воспринимать поддержку, развития интерального локус контроля и других ресурсов.
- Воспитательные:
Воспитывать:
- уважительное и ценностно-ориентированное отношение
- бережное отношение к жизни человека, заботу о продолжении рода;
Критерии эффективности программы:
- уменьшение факторов риска возникновения аддиктивного поведения;
- приобретение навыков саморегуляции;
- умение решать проблемные ситуации;
- повышение коммуникативных навыков;
- повышения уровня общительности;
- снижение тревожности
В качестве способа определения эффективности программы разработана процедура оценки, которая заключается в следующем:
- Исходный уровень информированности участников оценивается на первом занятии;
- Промежуточная диагностика информированности участников проводится на шестом занятии.
- итоговый уровень информированности участников оценивается на последнем занятии.
За основу подбора диагностик были взяты следующие критерии:
- Информативность
- Возможность группового проведения
- Стандартизированность методики (наличие возрастных норм)
- Простота и быстрота обработки (возможность обследования большого количества респондентов)
- Узкоспециализированность
- Надежность методики
.
Структура программы:
Работа по программе предполагает цикл из 10 занятий по 60 минут каждое, объединены общей тематикой и направленных на достижение определенных целей, значимых и принимаемых самими участниками групповых занятий и рассчитана на подростков среднего (12-14 лет) и старшего (15-18 лет) возраста.
Групповая коррекционная и психотерапевтическая работа является важной частью деятельности детского психолога в образовательном учреждении. Настоящая программа предназначена для развития мотивов, лежащих в основе межличностных отношений подростков осознания опасений и страхов, желания "быть, как все" и следовать принятым социальным нормам, любопытства в основе действий и поступков по отношению к другим людям, а также развития чувства благодарности, эмпатии, ценности другого человека и себя самого как мотивов межличностных отношений. Данная программа составлена для подростков 12-15 лет. Этот возраст выбран в силу того, что, во-первых, мотивационно-смысловая система школьников еще не сформирована и открыта позитивным изменениям, возможность для которых создается в групповой психотерапии, и, во-вторых, как известно, на этом этапе общение приобретает особую смысловую ценность. Развитие мотивации межличностных отношений выбрано целью данной программы потому, что данная мотивация определяет все многообразие отношений индивида с другими людьми и в значительной мере определяет психологическое благополучие индивида, являясь показателем личностного здоровья. Сами межличностные отношения в данном случае понимаются достаточно широко как любая деятельность для другого человека. Условия для проведения программы Проведение программы с подростками не требует специальных материалов: нужны только бумага для рисования и для записей (вместо последней можно применить тетради, которые на время перерыва между занятиями хранятся у ведущего), наборы цветных карандашей (можно обычные 6цветные) по числу участников группы, листки бумаги с булавками для именных табличек и "бланков телеграмм". Помещение для проведения занятий должно позволять расставить стулья для участников по кругу. Программа рассчитана на 10-12 полуторачасовых занятий, которые рекомендуется проводить один раз в неделю. При увеличении программы за счет самостоятельного включения в нее других упражнений рекомендуется сохранять ту же периодичность и продолжительность занятий. В данной программе условно можно выделить три этапа ознакомительный, этап самораскрытия и развивающий. В соответствии с задачами тренинга в ходе занятий прорабатываются следующие основные аспекты развития мотивации межличностных отношений:
позитивное развитие мотивов межличностных отношений. С детьми, участвующими в работе группы, следует проводить предварительную диагностическую работу. В контексте данного тренинга особое внимание нужно уделять детям с повышенным страхом самораскрытия в общении, неуверенностью в себе, агрессивностью и другими особенностями, отрицательно сказывающимися в межличностных отношениях ребенка. Тем большее значение для таких детей приобретают упражнения, где они получают обратную связь. Иногда оказывается необходимым повлиять на характер обратной связи. Так, например, если во время упражнения "Горячее место" в центр круга выходит неуверенный в себе, склонный к изоляции себя от людей подросток, ведущий может попросить группу дать положительную обратную связь. Некоторые проблемы могут возникать в связи с тем, что дети являются членами одного школьного коллектива, причем, возможно, часть участников знает друг друга давно, а часть познакомилась только что. Возможны и всплески негативных эмоций, обусловленные прежним опытом общения друг с другом. В последнем случае следует переводить реакцию участников в плоскость "здесь и теперь", например, "скажи, что ты сейчас, в данный момент чувствуешь по отношению к нему". Хорошо знакомым участникам группы следует рекомендовать говорить о таких вещах, которые были бы понятны всей группе, а не только им одним. Соблюдение этих правил поможет участникам группы по-новому взглянуть на других людей и себя самих и сильнее ощутить ценность другого человека. Приведенные нами упражнения далеко не исчерпывают все многообразие психотерапевтических техник, помогающих развить мотивацию межличностных отношений подростков и способствующих их личностному росту. ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ
2) "Другой способ расслабиться можно было бы назвать "Волшебное слово". Например, когда мы волнуемся, мы можем
Занятие 2
На первом этапе разрешается задавать только "открытые" (т.е. такие, на которые нельзя ответить просто "да" или "нет") вопросы, например, не "Ты любишь поболтать с Олегом?", а "Почему тебе нравится поболтать с Олегом?". Ответы рекомендуется давать также подробные, развернутые. После трех-пяти минут диалога партнеры меняются ролями.
Если кому-то из участников группы действительно хотелось бы поговорить с дорогим ему человеком, можно использовать практикуемую в гештальттерапии технику "пустого стула".
Остальные участники группы также могут поделиться своими чувствами.
В групповой дискуссии по завершении упражнения желательно обсудить, стало ли проще понять свои проблемы, найти способ их решения. Занятие 7 Занятие 8
Когда участники заполнили листок, ведущий просит рассказать их о каком-нибудь из перечисленных ими даров любом, на выбор. Затем он просит участников рассказать, нет ли по отношению к комуто из упомянутых людей чувства невыраженной благодарности. Если есть, то ведущий предлагает участникам по очереди высказать свою благодарность этому человеку или пользуясь техникой "пустого стула", или попросив когото из участников группы выступить протагонистом.
Упражнение 21. "Волшебный магазин".
В обсуждении участники делятся впечатлениями, как измени лись их чувства по отношению друг к другу после этого упражнения. Занятие 10 |
Библиографический список:
1. Антикризисное поведение. Сущность, проблемы, тенденции. ИПК-ПРО, Ульяновск, 2006 год.
2. Абрамова Г.С Введение в практическую психологию. Брест, 1993.
3. Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития. - Внешкольник, №9, 2001.
4. . Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. - М.: Магистр, 2007.
5. Быков С.А. Наркомпния среди молодежи как показатель дезадаптированности // Социологические исследования 2005 год № 4
6. Васильев В. Л. Юридическая психология. - СПб., 2007
7. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов пед. Институтов. Под ред. проф. А.В. Петровского. - М., Просвещение, 1973, с. 86
8. Вопросы социологии и социальной педагогики под ред проф. А. Н. Ростовцева. - Рязань: Изд-во РГПУ, 2006. - 88 с.
9. Воспитание юного москвича в системе дополнит. образования. Материалы городской научно-практической конференции (Москва, 19 февраля 1997). - М., 1997
10. Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория / Соц. исследования -2008 г.№ 4.
11. Дольто Ф. На стороне подростка. СПб., 1997
12. Драгунова Т.В. Подросток. М.: Знание, 1998.- 143 с.
13. Журавлева Л.А.“ Факторы и условия наркотизации молодежи”.// Социологические исследования-2000 год № 5
14. Иващенко Г.М. Из опыта работы специализированных учреждений по реабилитации социально дезадаптированных детей и подростков Государственный НИИ семьи. Научно-методическое издание И-99год.
15. Калиш И.В. От внешкольной работы - к дополнительному образованию детей: Сборник нормативных и методических материалов для дополнительного образования детей. / Под ред. А.К. Бруднова. - М.: Владос, 2008.- с. 11
16. Ковалев В.В. Буянов М.И. Основы психотерапии детей и подростков // Психиатрия детского возраста. М., 2010.
17. Кезина Л.П. Социально-психологические основы развития образования. Дисс. канд. психол. наук. - М., 1995
18. Ковалева Т.В., Степанова О.К. “ Подростки смутного времени”.// Социологические исследования,2004год № 8
19. Кон И. С. Психология старшеклассника. - М., 1980
20. Копьев А. Ф. Индивидуальное психологическое консультирование в контексте семейной теории // Вопросы психологии. 2006. № 4.
21. Краевая целевая программа “Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” 2009
22. Линг С. По лезвию бритвы: социально-психологический анализ преднамеренного риска / Социльные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Социология 1993г.№ 2.
23. Личко А. Е. Эти трудные подростки: записки психиатра. - Л., 1983
24. Локк Д. Мысли о воспитании. /Пед. наследие/. Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. - М., Педагогика, 1989, с. 145, 179
25. Майерс Д. Социальная психология. СПб: Питер, 2005. - 458 с.
26. Монахов Д. Л., Жданова Н. К., Фомина А. Б. Социокультурная и социально-педагогическая деятельность учреждений дополнительного образования детей: уч.-мет. пос. – М.: УЦ «Перспектива». 2007.
27. Морле С. и др. Методы когнитивной терапии и тренинга социальных навыков. СПб., 1996.
28. Музыка души. Введение в музыкотерапию. (Составлено по лекциям Антонио Менегетти.). СПб., 2001.
29. Можгинский Ю. Б. Агрессия подростка: эмоциональный и кризисный механизм. - СПб., 1999.
30. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учеб. пособие для студентов вузов. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
31. Осипова О.С.“ Девиантное поведение: благо или зло”.// Социологические исследования, № 8 2004год
32. Панов В. И., Хисамбеев Ш. Р. Образовательная среда и мотивация учащихся в учреждении дополнительного образования // Вестник практической психологии образования. – 2007. – № 2. // URL: http://www.rospsy.ru/
33. Психология подростка. Под ред. А, А. Рена., Санкт – Петербург «прайм – Еврознак» 2006
34. Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением. Редакционно-издательский центр Консорциума “ Социальное здоровье России” М-99г. (Социальное здоровье России).
35. Раттер М. Помощь трудным детям. - М., 1999.
36. Роджерс К О групповой психотерапии. М.,1993
37. Рожнов В.Е., Чаргейшвили Ю.П. Психиатрия, профилактика, психогигиена: Руководство по психотерапии. М., 2010.
38. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Эффективные программы профилактики зависимости от наркотиков и других форм зависимого поведения. М. Фонд «Система профилактических программ», 2008. – 192с.
39. Соснин В.А., Лунев П.А. Учимся общению: взаимопонимание, взаимодействие, переговоры, тренинг. М., 2004.
40. Сластенин В.А. Психолог и социальный педагог: личность и профессия // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. - М., Тула, 1993
41. Смелзер Н.Дж., Социология, М.,1994год.
42. Собкин В. С. Динамика ценностных ориентаций в старшем школьном возрасте: дис. В виде науч. Доклада. М., 1997
43. Социальная работа/ Под ред. Курбатова В.И., Ростов-на-Дону, М.2000 г.
44. Социальная энциклопедия / Под ред. А.П.Горнина, Г.Н. Кареловой, Е.Д. Катульского и др. М: Большая Российская энциклопедия, 2000 год.
45. Социальные технологии: Толковый словарь/ Ответ. ред. Иванов В.Н. , Москва - Белгород, 2005год.
46. Слуцкий А.С. Поведенческая психотерапия как одна из форм эмоционально-стрессового психического воздействия. Л., 1982
47. Степанов В. Г. Психология трудных школьников. - М., 1988
48. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000
49. Толстых А.В. Возрасты жизни. М.: Знание, 2008
50. Трудный подросток: причины и следствия / Под редакцией Тельнова Ж.Н. - Омск, 2005
51. Федеральный закон « Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений» № 120 -ФЗ от 24.06.2009 г.
52. Федеральный закон. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании». - М.: Издательство «Ось-89», 1997, с. 22
53. Харчев А.Г. Социология воспитания. Проблемы воспитания личности. М. «Политиздат», 1990 г.
54. Цилуйко М.В.“ Влияние средств массовой информации на формирование противоправного поведения подростков”.//Вестник психосоциальной и коррекционной работы 2006 год № 4.
55. Фельдштейн Д. И. «Психология взросления» . М., 2009
56. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1989
Приложение 1.
Определение склонности к отклоняющемуся поведению (СОП)
Назначение. Предлагаемая методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) является стандартизированным тест-опросником, предназначенным для измерения склонности подростков к реализации различных форм, отклоняющегося поведения. Опросник представляет собой набор специализированных психодиагностических шкал, направленных на измерение готовности (склонности) к реализации отдельных форм отклоняющегося поведения.
Методика предполагает учёт и коррекцию установки на социально желательные ответы испытуемых. Шкалы опросника делятся на содержательные и служебную. Содержательные направлены на измерение психологического содержания комплекса связанных между собой форм девиантного поведения, то есть социальных и личностных установок, стоящих за этими поведенческими проявлениями. Служебная шкала предназначена для измерения предрасположенности испытуемого давать о себе социально-одобряемую информацию, оценки достоверности результатов опросника в целом, а также для коррекции результатов по содержательным шкалам в зависимости от выраженности установки испытуемого на социально-желательные ответы.
Инструкция: Перед вами имеется ряд утверждений. Они касаются некоторых сторон вашей жизни, вашего характера, привычек. Прочтите первое утверждение и решите, верно, ли данное утверждение по отношению к Вам. Если верно, то на бланке ответов рядом с номером, соответствующем утверждению, в квадратике под обозначением «да» поставьте крестик или галочку. Если оно не верно, то поставьте крестик или галочку в квадратике под обозначением «нет». Если вы затрудняетесь ответить, то постарайтесь выбрать вариант ответа, который всё-таки больше соответствует вашему мнению. Затем таким же образом отвечайте на все пункты опросника. Здесь не может быть «плохих» или «хороших», «правильных» или «неправильных» ответов. Долго не обдумывайте ответы, важна ваша первая реакция на утверждение. Отнеситесь к работе серьёзно. Небрежность, а также стремление «улучшить» или «ухудшить» ответы приводят к недостоверным результатам. Не делайте никаких пометок в тексте опросника.
Вопросы для мальчиков
- Я предпочитаю одежду, неярких, приглушённых тонов.
- Бывает, что я откладываю на завтра то, что должен сделать сегодня.
- Я охотно записался бы добровольцем, для участия в каких- либо боевых действиях.
- Бывает, что иногда я ссорюсь с родителями.
- Тот, кто в детстве не дрался, вырастает маменьким сынком и ничего не может добиться в жизни.
- Я бы взялся за опасную для жизни работу, если бы за неё хорошо платили.
- Иногда я ощущаю такое сильное беспокойство, что просто не могу усидеть на месте.
- Иногда бывает, что я немного хвастаюсь.
- Если бы мне пришлось стать военным, то я хотел бы стать лётчиком-истребителем.
- Я ценю в людях осторожность и осмотрительность.
- Только слабые и трусливые люди выполняют все правила и законы.
- Я предпочёл бы работу, связанную с переменами и путешествиями, даже если она опасна для жизни.
- Я всегда говорю только правду.
- Если человек в меру и без вредных последствий употребляет возбуждающие и влияющие на психику вещества это вполне нормально.
- Даже если я злюсь, то стараюсь не прибегать к ругательствам.
- Я думаю, что мне понравилось бы охотиться на львов.
- Если меня обидели, то я обязательно должен отомстить.
- Человек должен иметь право выпивать столько, сколько он хочет.
- Если мой приятель опаздывает к назначенному времени, то я обычно сохраняю спокойствие.
- Меня обычно затрудняет сделать работу к намеченному сроку.
- Иногда я перехожу улицу там, где мне удобно, а не там где положено.
- Человек должен иметь право выпивать столько, сколько он хочет.
- Я иногда не слушаюсь родителей.
- Если при покупке автомобиля мне придётся выбирать между скоростью и безопасностью, то я выберу безопасность.
- Я думаю, что мне понравилось бы заниматься боксом.
- Если бы я мог свободно выбирать профессию, то стал бы дегустатором вин.
- Я часто испытываю потребность в острых ощущениях.
- Иногда мне так хочется сделать себе больно.
- Моё отношение к жизни хорошо описывает пословица: «Семь раз отмерь, один раз отрежь»
- Я всегда покупаю билет в транспорте.
- Среди моих знакомых есть люди, которые пробовали одурманивающие токсические вещества.
- Я всегда выполняю обещание, даже если мне это не выгодно.
- Бывает, что мне так и хочется выругаться.
- Правы люди, которые в жизни следуют пословице: «Если нельзя, но очень хочется, значит можно»
- Бывало, что я случайно попадал в драку после употребления спиртных напитков.
- Мне редко удаётся заставить себя продолжать работу после ряда неудач.
- Если бы в наше время проводились бои гладиаторов, то я бы обязательно в них поучаствовал.
- Бывает, что я иногда говорю неправду.
- Терпеть боль назло всем бывает даже приятно.
- Я лучше соглашусь с человеком, чем стану с ним спорить.
- Если бы я родился в давние времена, то стал бы благородным разбойником.
- Если нет другого выхода, то спор можно разрешить дракой.
- Бывали случаи, когда мои родители, другие взрослые высказывали беспокойство по поводу того, что я не много выпил.
- Одежда должна с первого взгляда выделять человека среди других.
- Если в фильме нет ни одной приличной драки – это плохое кино.
- Иногда я скучаю на уроках.
- Если меня кто-то случайно задел в толпе, то я обязательно потребую от него извинений.
- Если человек раздражает меня, то я готов высказать ему всё, что о нём думаю.
- Во время путешествий и поездок я люблю отклоняться от обычных маршрутов.
- Мне бы понравилась профессия дрессировщика хищных зверей.
- Если ты уж сел за руль мотоцикла, то стоит ехать только очень быстро.
- Когда я читаю детектив, то мне хочется, чтобы преступник ушёл от преследования.
- Иногда я просто не могу удержаться от смеха когда слышу неприличную шутку.
- Я стараюсь избегать в разговоре выражений, которые могут смутить окружающих.
- Я часто огорчаюсь из-за мелочей.
- Когда мне возражают, я часто взрываюсь и отвечаю резко.
- Мне больше нравится читать о приключениях, чем о любовных историях.
- Чтобы получить удовольствие, стоит нарушить некоторые правила и запреты.
- Мне нравится бывать в компаниях, где в меру выпивают и веселятся.
- Меня раздражает, когда девушки курят.
- Мне нравится состояние, которое наступает, когда выпьешь в меру и в хорошей компании.
- Бывало, что у меня возникало желание выпить, хотя я понимал, что сейчас не место и не время.
- Сигарета в трудную минуту меня успокаивает.
- Мне легко заставить людей бояться меня, и иногда ради забавы я это делаю.
- Я смог бы своей рукой казнить преступника, справедливо приговорённого к высшей мере наказания.
- Удовольствие - это главное, к чему стоит стремиться в жизни.
- Я хотел бы поучаствовать в автомобильных гонках.
- Когда у меня плохое настроение, ко мне лучше не подходить.
- Иногда у меня бывает такое настроение, что я готов первым начать драку.
- Я могу вспомнить случаи, когда я был таким злым, что хватал первую попавшуюся под руку вещь и ломал её.
- Я всегда требую, чтобы окружающие уважали мои права.
- Мне понравилось бы прыгать с парашютом.
- Вредное воздействие алкоголя и табака на человека сильно преувеличивают.
- Я редко даю сдачи, даже если кто-то ударит меня.
- Я не получаю удовольствия от ощущения риска.
- Когда человек в пылу спора прибегает к «сильным» выражениям - это нормально.
- Я часто не могу сдерживать свои чувства.
- Бывало, что я опаздывал на уроки.
- Мне нравятся компании, где все подшучивают друг над другом.
- Секс должен занимать в жизни молодёжи одно из главных мест.
- Часто я не могу удержаться от спора, если кто-то не согласен со мной.
- Иногда случалось, что я не выполнял школьные домашние задания.
- Я часто совершал поступки под влиянием минутного настроения.
- Мне кажется, что я не способен ударить человека.
- Люди справедливо возмущаются, когда узнают, что преступник остался безнаказанным.
- Бывает, что мне приходится скрывать от взрослых некоторые свои поступки.
- Наивные простаки сами заслуживают того, чтобы их обманывали.
- Иногда я бываю так раздражен, что стучу по столу кулаком.
- Только неожиданные обстоятельства и чувство опасности позволяют мне по - настоящему проявить себя.
- Я бы попробовал какое-нибудь одурманивающее вещество, если бы твёрдо знал, что это не повредит моему здоровью и не повлечёт наказания.
- Когда я стою на мосту, то меня иногда так и тянет прыгнуть вниз.
- Всякая грязь меня пугает или вызывает сильное отвращение.
- Когда я злюсь, то мне хочется кого-нибудь ударить.
- Я считаю, что люди должны отказаться от всякого употребления спиртных напитков.
- Я мог бы на спор влезть на высокую фабричную трубу.
- Временами я не могу справиться с желанием причинить боль другим людям.
- Я мог бы после небольших предварительных объяснений управлять вертолётом.
Вопросы для девочек
- Я стремлюсь в одежде следовать самой современной моде или даже опережать её.
- Бывает, что я откладываю на завтра то, что должна сделать сегодня.
- Если бы была такая возможность, то я с удовольствием пошла бы служить в армию.
- Бывает, что иногда я ссорюсь с родителями.
- Чтобы добиться своего, девушка иногда может подраться.
- Я бы взялась за опасную для здоровья работу, если бы за неё хорошо платили.
- Иногда я ощущаю такое сильное беспокойство, что просто не могу усидеть на месте.
- Я иногда люблю немного посплетничать.
- Мне нравятся профессии, связанные с риском для жизни.
- Мне нравится, когда моя одежда и внешний вид раздражают людей старшего поколения.
- Только слабые и трусливые люди выполняют все правила и законы.
- Я предпочла бы работу, связанную с переменами и путешествиями, даже если она опасна для жизни.
- Я всегда говорю только правду.
- Если человек в меру и без вредных последствий употребляет возбуждающие и влияющие на психику вещества это вполне нормально.
- Даже если я злюсь, то стараюсь никого не ругать.
- Я с удовольствием смотрю боевики.
- Если меня обидели, то я обязательно должна отомстить.
- Человек должен иметь право выпивать столько, сколько он хочет и где хочет.
- Если моя подруга опаздывает к назначенному времени, то я обычно сохраняю спокойствие.
- Мне часто бывает трудно сделать работу точно к определенному сроку.
- Иногда я перехожу улицу там, где мне удобно, а не там где положено.
- Некоторые правила и запреты можно отбросить.
- Бывало я не слушалась родителей
- В автомобиле я ценю безопасность, больше, чем скорость.
- Я думаю, что мне бы понравилось заниматься карате или похожим видом спорта.
- Мне понравилась бы работа официантки в ресторане.
- Я часто испытываю потребность в острых ощущениях.
- Иногда мне так хочется сделать себе больно.
- Моё отношение к жизни хорошо описывает пословица: «Семь раз отмерь, один раз отрежь»
- Я всегда плачу за проезд в общественном транспорте.
- Среди моих знакомых есть люди, которые пробовали одурманивающие токсические вещества.
- Я всегда выполняю обещание, даже если мне это не выгодно.
- Бывает, что мне так и хочется выругаться.
- Правы люди, которые в жизни следуют пословице: «Если нельзя, но очень хочется, значит можно»
- Бывало, что я случайно попадала в неприятную ситуацию после употребления спиртных напитков.
- Я часто не могу заставить себя продолжать работу после обидной неудачи.
- Многие запреты в области секса старомодны, и их следует отбросить.
- Бывает, что иногда я говорю неправду.
- Терпеть боль назло всем бывает даже приятно.
- Я лучше соглашусь с человеком, чем стану с ним спорить.
- Если бы я родилась в давние времена, то стала бы благородной разбойницей.
- Добиваться победы в споре нужно любой ценой.
- Бывали случаи, когда мои родители, другие взрослые высказывали беспокойство по поводу того, что я не много выпила.
- Одежда должна с первого взгляда выделять человека среди других в толпе.
- Если в фильме нет ни одной приличной драки – это плохое кино.
- Бывает, что я скучаю на уроках.
- Если меня кто-то случайно задел в толпе, то я обязательно потребую от него извинений.
- Если человек раздражает меня, то я готова высказать ему всё, что о нём думаю.
- Во время путешествий и поездок я люблю отклоняться от обычных маршрутов.
- Мне бы понравилась профессия дрессировщицы хищных зверей.
- Мне нравится ощущать скорость при быстрой езде на автомобиле и мотоцикле.
- Когда я читаю детектив, то мне хочется, чтобы преступник ушёл от преследования.
- Бывает, что я с интересом слушаю неприличный смешной анекдот.
- Мне нравится смущать, и ставить в неловкое положение окружающих.
- Я часто огорчаюсь из-за мелочей.
- Когда мне возражают, я часто взрываюсь и отвечаю резко.
- Мне нравится слушать или читать о кровавых преступлениях и катастрофах.
- Чтобы получить удовольствие, стоит нарушить некоторые правила и запреты.
- Мне нравится бывать в компаниях, где в меру выпивают и веселятся.
- Я считаю вполне нормальным, если девушка курит.
- Мне нравится состояние, которое наступает, когда выпьешь в меру и в хорошей компании.
- Бывало, что у меня возникало желание выпить, хотя я понимала, что сейчас не место и не время.
- Сигарета в трудную минуту меня успокаивает.
- Некоторые люди побаиваются менч.
- Я хотела бы присутствовать при казни преступника, справедливо приговорённого к высшей мере наказания.
- Удовольствие - это главное, к чему стоит стремиться в жизни.
- Если бы я могла, то с удовольствием поучаствовала в автомобильных гонках.
- Когда у меня плохое настроение, ко мне лучше не подходить.
- Иногда у меня бывает такое настроение, что я готова первой начать драку.
- Я могу вспомнить случаи, когда я настолько разозлилась, что хватала первую попавшуюся под руку вещь и ломала её.
- Я всегда требую, чтобы окружающие уважали мои права.
- Мне хотелось бы из-за любопытства прыгнуть с парашютом.
- Вредное воздействие алкоголя и табака на человека сильно преувеличивают.
- Счастливы те, кто умирает молодым.
- Я получаю удовольствие, когда немного рискую.
- Когда человек в пылу спора прибегает к «сильным» выражениям - это допустимо.
- Я часто не могу сдерживать свои чувства.
- Бывало, что я опаздывала на уроки.
- Мне нравятся компании, где все подшучивают друг над другом.
- Секс должен занимать в жизни молодёжи одно из главных мест.
- Часто я не могу удержаться от спора, если кто-то не согласен со мной.
- Иногда случалось, что я не выполняла школьное домашнее задание.
- Я часто совершаю поступки под влиянием минутного настроения.
- Бывают случаи, когда я могу ударить человека.
- Люди справедливо возмущаются, когда узнают, что преступник остался безнаказанным.
- Бывает, что мне приходится скрывать от взрослых некоторые свои поступки.
- Наивные простаки сами заслуживают того, чтобы их обманывали.
- Иногда я бываю так раздражена, что громко кричу.
- Только неожиданные и опасные обстоятельства позволяют мне по - настоящему проявить себя.
- Я бы попробовала какое-нибудь одурманивающее вещество, если бы твёрдо знала, что это не повредит моему здоровью и не повлечёт наказания.
- Когда я стою на мосту, то меня иногда так и тянет прыгнуть вниз.
- Всякая грязь меня пугает или вызывает сильное отвращение.
- Когда я злюсь, то мне хочется громко обругать виновника моих неприятностей.
- Я считаю, что люди должны отказаться от всякого употребления спиртных напитков.
- Я бы с удовольствием прокатилась на горных лыжах с крутого склона.
- Иногда, если кто-то причиняет мне боль, то это бывает даже приятно.
- Я бы с удовольствием занималась в бассейне прыжками с вышки.
- Мне иногда не хочется жить.
- Чтобы добиться успеха в жизни, девушка должна быть сильной и уметь постоять за себя.
100.По-настоящему уважают только тех людей, кто вызывает у окружающих страх.
101. Я люблю смотреть выступления боксёров.
102. Я могу ударить человека, если решу, что он серьёзно оскорбил меня.
103. Я считаю, что уступить в споре – это значит показать свою слабость.
104. Мне нравится готовить, заниматься домашним хозяйством.
105. Если бы я хотела прожить жизнь заново, то я хотела бы стать мужчиной, а не женщиной.
106. В детстве мне хотелось стать актрисой или певицей.
107. В детстве я была всегда равнодушна к игре в куклы.
Библиографический список:
1. Антикризисное поведение. Сущность, проблемы, тенденции. ИПК-ПРО, Ульяновск, 2006 год.
2. Абрамова Г.С Введение в практическую психологию. Брест, 1993.
3. Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития. - Внешкольник, №9, 2001.
4. . Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. - М.: Магистр, 2007.
5. Быков С.А. Наркомпния среди молодежи как показатель дезадаптированности // Социологические исследования 2005 год № 4
6. Васильев В. Л. Юридическая психология. - СПб., 2007
7. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов пед. Институтов. Под ред. проф. А.В. Петровского. - М., Просвещение, 1973, с. 86
8. Вопросы социологии и социальной педагогики под ред проф. А. Н. Ростовцева. - Рязань: Изд-во РГПУ, 2006. - 88 с.
9. Воспитание юного москвича в системе дополнит. образования. Материалы городской научно-практической конференции (Москва, 19 февраля 1997). - М., 1997
10. Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория / Соц. исследования -2008 г.№ 4.
11. Дольто Ф. На стороне подростка. СПб., 1997
12. Драгунова Т.В. Подросток. М.: Знание, 1998.- 143 с.
13. Журавлева Л.А.“ Факторы и условия наркотизации молодежи”.// Социологические исследования-2000 год № 5
14. Иващенко Г.М. Из опыта работы специализированных учреждений по реабилитации социально дезадаптированных детей и подростков Государственный НИИ семьи. Научно-методическое издание И-99год.
15. Калиш И.В. От внешкольной работы - к дополнительному образованию детей: Сборник нормативных и методических материалов для дополнительного образования детей. / Под ред. А.К. Бруднова. - М.: Владос, 2008.- с. 11
16. Ковалев В.В. Буянов М.И. Основы психотерапии детей и подростков // Психиатрия детского возраста. М., 2010.
17. Кезина Л.П. Социально-психологические основы развития образования. Дисс. канд. психол. наук. - М., 1995
18. Ковалева Т.В., Степанова О.К. “ Подростки смутного времени”.// Социологические исследования,2004год № 8
19. Кон И. С. Психология старшеклассника. - М., 1980
20. Копьев А. Ф. Индивидуальное психологическое консультирование в контексте семейной теории // Вопросы психологии. 2006. № 4.
21. Краевая целевая программа “Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” 2009
22. Линг С. По лезвию бритвы: социально-психологический анализ преднамеренного риска / Социльные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Социология 1993г.№ 2.
23. Личко А. Е. Эти трудные подростки: записки психиатра. - Л., 1983
24. Локк Д. Мысли о воспитании. /Пед. наследие/. Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. - М., Педагогика, 1989, с. 145, 179
25. Майерс Д. Социальная психология. СПб: Питер, 2005. - 458 с.
26. Монахов Д. Л., Жданова Н. К., Фомина А. Б. Социокультурная и социально-педагогическая деятельность учреждений дополнительного образования детей: уч.-мет. пос. – М.: УЦ «Перспектива». 2007.
27. Морле С. и др. Методы когнитивной терапии и тренинга социальных навыков. СПб., 1996.
28. Музыка души. Введение в музыкотерапию. (Составлено по лекциям Антонио Менегетти.). СПб., 2001.
29. Можгинский Ю. Б. Агрессия подростка: эмоциональный и кризисный механизм. - СПб., 1999.
30. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учеб. пособие для студентов вузов. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
31. Осипова О.С.“ Девиантное поведение: благо или зло”.// Социологические исследования, № 8 2004год
32. Панов В. И., Хисамбеев Ш. Р. Образовательная среда и мотивация учащихся в учреждении дополнительного образования // Вестник практической психологии образования. – 2007. – № 2. // URL: http://www.rospsy.ru/
33. Психология подростка. Под ред. А, А. Рена., Санкт – Петербург «прайм – Еврознак» 2006
34. Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением. Редакционно-издательский центр Консорциума “ Социальное здоровье России” М-99г. (Социальное здоровье России).
35. Раттер М. Помощь трудным детям. - М., 1999.
36. Роджерс К О групповой психотерапии. М.,1993
37. Рожнов В.Е., Чаргейшвили Ю.П. Психиатрия, профилактика, психогигиена: Руководство по психотерапии. М., 2010.
38. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Эффективные программы профилактики зависимости от наркотиков и других форм зависимого поведения. М. Фонд «Система профилактических программ», 2008. – 192с.
39. Соснин В.А., Лунев П.А. Учимся общению: взаимопонимание, взаимодействие, переговоры, тренинг. М., 2004.
40. Сластенин В.А. Психолог и социальный педагог: личность и профессия // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. - М., Тула, 1993
41. Смелзер Н.Дж., Социология, М.,1994год.
42. Собкин В. С. Динамика ценностных ориентаций в старшем школьном возрасте: дис. В виде науч. Доклада. М., 1997
43. Социальная работа/ Под ред. Курбатова В.И., Ростов-на-Дону, М.2000 г.
44. Социальная энциклопедия / Под ред. А.П.Горнина, Г.Н. Кареловой, Е.Д. Катульского и др. М: Большая Российская энциклопедия, 2000 год.
45. Социальные технологии: Толковый словарь/ Ответ. ред. Иванов В.Н. , Москва - Белгород, 2005год.
46. Слуцкий А.С. Поведенческая психотерапия как одна из форм эмоционально-стрессового психического воздействия. Л., 1982
47. Степанов В. Г. Психология трудных школьников. - М., 1988
48. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000
49. Толстых А.В. Возрасты жизни. М.: Знание, 2008
50. Трудный подросток: причины и следствия / Под редакцией Тельнова Ж.Н. - Омск, 2005
51. Федеральный закон « Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений» № 120 -ФЗ от 24.06.2009 г.
52. Федеральный закон. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании». - М.: Издательство «Ось-89», 1997, с. 22
53. Харчев А.Г. Социология воспитания. Проблемы воспитания личности. М. «Политиздат», 1990 г.
54. Цилуйко М.В.“ Влияние средств массовой информации на формирование противоправного поведения подростков”.//Вестник психосоциальной и коррекционной работы 2006 год № 4.
55. Фельдштейн Д. И. «Психология взросления» . М., 2009
56. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1989