Классный час для 7 класса на тему: « Твои прав и обязанности»
классный час (6 класс)

Антоний Валентина Александровна

1. Ознакомить учащихся с Конвенцией о правах ребенка, с историей создания Конвенции,

2. Объяснить понятия "право”, "права”, "обязанности”

3. Показать единство прав и обязанностей для детей-подростков.

4. Обобщить знания учащихся об основных правах ребенка,

5. Акцентировать внимание подростков на необходимости понимания и знания своих прав и обязанностей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvoi_prava_i_obyazannosti.docx48.19 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час для 7 класса на тему:   « Твои  прав и обязанности»

Цель:

1. Ознакомить учащихся с Конвенцией о правах ребенка, с историей создания Конвенции,

2. Объяснить понятия "право”, "права”, "обязанности”

3. Показать единство прав и обязанностей для детей-подростков.

4. Обобщить знания учащихся об основных правах ребенка,

5. Акцентировать внимание подростков на необходимости понимания и знания своих прав и обязанностей

Эпиграфы к занятию:

"Храни порядок и порядок сохранит тебя” (латинское изречение);

"Знание прав определяет добросовестное выполнение обязанности” (Б. Франклин);

"Живи по закону, поступай по совести” (латинское изречение);

"Изучая свои права, мы получаем возможность жить и поступать по справедливости” (Г. Лихтенберг);

"Учись думать о себе и о других” (китайская мудрость).

ПРАВО (из словаря Ожегова) – есть совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми.

Обязанность – это необходимость, предписывающая каждому человеку определенные вид и меру поведения, и ответственность за ненадлежащее его исполнение.

“ Право” - это то, что государство гарантирует дать своим гражданам, а вот

“ обязанность”, наоборот, - это то, что граждане гарантируют дать своему государству.

В этом и состоит их различие.

Своими правами мы пользуемся по желанию, а обязанности мы обязаны выполнять.

«Составь пару»

Действия в соответствии с законом

Обязанность

Законные возможности

Права

Люди, связанные родством, имущественными и неимущественными правами и обязанностями

Семья

То, что человек хочет, но без этого он может обойтись

Желания

Человек, принадлежащий к постоянному населению государства

Гражданин

Человек, которому ещё не исполнилось 18 лет.

Ребёнок

Открытое столкновение

Конфликт

Действия в соответствии с законом

Права

Гражданин

Ребёнок

Конфликт

Обязанность

Желания

Семья

Законные возможности

Люди, связанные родством, имущественными и неимущественными правами и обязанностями

То, что человек хочет, но без этого он может обойтись

Человек, принадлежащий к постоянному населению государства

Человек, которому ещё не исполнилось 18 лет.

Открытое столкновение

Всеобщая декларация прав человека , принятая ООН в 10 декабря 1948 года.

Все равны перед законом и судом. Все люди рождены свободными и равными в своих правах. Все люди должны относиться друг другу по братски.

Каждый человек имеет право на жизнь. Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу.

Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии. Рабство и работорговля запрещены во всех видах.

Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому и бесчеловечному обращению.

Каждый человек, где бы он ни находился, должен быть защищен законом.

Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию, изгнанию.

Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную и семейную жизнь.

Мужчины и женщины имеют право вступать в брак и создавать семью независимо от своей расы, национальности или религии.

Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Каждый человек имеет право владеть имуществом. Нельзя никого произвольно лишать имущества.

Каждый человек имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Каждый человек имеет право на труд.

Каждый человек имеет право на образование. Начальное и общее образование должно быть бесплатным.

Каждый человек имеет право на отдых и досуг

Более 25 миллионов детей в возрасте от 6 до 15 лет не имеют возможности учиться из-за вооруженных конфликтов. Сейчас пострадавшими от войн считаются 22 государства мира. Об этом говорится в новом докладе ЮНИСЕФ. По мнению экспертов организации, войны неизбежно ведут к появлению целого поколения необразованных людей, которым, скорее всего, так и не удастся вырваться из порочного круга насилия и нищеты. «Как же эти дети, не имея никакого образования, смогут реализовать свой потенциал, внести вклад в обеспечение стабильности своих семей, общин и стран в целом?», - говорится, в частности, в документе., в зонах военных конфликтов возможности получать образования, в среднем, лишены 22% детей младшего и среднего школьного возраста. В некоторых странах показатель этот в разы выше. Так, к примеру, в Южном Судане в школу не ходят более 72% детей. В Чаде – 50%, а в Афганистане – 46%.

Согласно исследованию, каждый пятый подросток в мире не посещает школу.

Это значит, что примерно 63 миллиона детей в возрасте от 12 до 15 лет лишены права на образование, в основном, из-за того, что они относятся к бедным или другим уязвимым группам населения, сообщает Центр новостей ООН. В общей сложности 121 миллион детей и подростков либо никогда не посещали школу, либо прекратили учебу,и это - несмотря на обещание международного сообщества обеспечить к 2015 году образование для всех.
Данные, приведенные в новом докладе, свидетельствуют о том, что с 2007 года число подростков, не посещающих школу, почти не  изменилось. По мнению авторов доклада, основное препятствие на пути к образованию – бедность. В Нигерии в школу не ходят две трети детей из бедных семей, и 90% из них, скорее всего, никогда не окажутся за партой. Среди более обеспеченных нигерийских семей школу не посещают всего 5%.
Пропавшие дети — общемировая проблема. По данным Международного центра поиска пропавших и эксплуатируемых детей (ICMEC), каждый год в Австралии пропавшими без вести числятся 20 тыс. детей, в Бразилии — 40 тыс., в Канаде — более 45 тыс. В Европе в розыске ежегодно значатся сотни тысяч детей: В Испании — 20 тыс., в Германии — 100 тыс., в Великобритании — более 112 тыс. В США в 2016 году было зарегистрировано более 465 тыс. сообщений о пропавших без вести мальчиках и девочках. По данным Национального центра помощи пропавшим и пострадавшим детям, в 2016 году в России было подано примерно 49 тыс. заявлений о пропаже детей.. В 2016 году в розыск было объявлено около 7100 несовершеннолетних, пропавших без вести. Из них более 2320 — малолетние дети.

20 ноября 1989 года ООН была принята Конвенция прав ребенка. Конвенция содержит 54 статьи.

-   Право на имя при рождении, на получение гражданства.

-  Право жить со своими родителями, за исключением тех случаев, когда это противоречит наилучшим интересам.

-  Право сохранять связь с родителями в случае разлучения с одним из них или   с обоими.

-  Право на общение с обоими родителями.

- Право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей и самостоятельно обращаться за помощью к государству в  необходимых случаях.

-  Право свободно выражать свои взгляды и мнение.

- Право на уважение человеческого достоинства и обеспечение интересов.

-  Право на достойный уровень жизни.

-  Право на защиту от жестокого обращения.

-  Право на медицинскую помощь.

-  Право на образование.

- Право на отдых, досуг и участие культурной и творческой жизни.

- Право на защиту от экономической эксплуатации и выполнения опасной для жизни работы.

-  Право на защиту от всех форм насилия.

-  Государство должно устанавливать минимальный возраст для приема на работу.

-  Право исповедовать любую религию.

Конституция – это основной закон государства.(12 декабря 1993 года);

Права и свободы граждан , обязанности граждан

право избирать и быть избранным,

равенство прав и свобод,

право на жизнь,

право на личную неприкосновенность,

право на защиту своей чести и доброго имени,

право на свободное передвижение,

право на жилище и его неприкосновенность,

право на труд,

право на отдых,

право на образование,

право на охрану здоровья и медицинскую помощь,

право на получение юридической помощи,

право на получение социальной помощи,

свобода мысли и слова,

свобода совести, свобода вероисповеданий,

свобода информации,

свобода творчества.

обязанность защищать Родину,

обязанность соблюдать законы,

обязанность сохранять природу и окружающую среду,

обязанность платить налоги.

Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.

Внутри каждой организации могут быть установлены правила для сотрудников. В нашей школе такие правила тоже есть. Они записаны в Уставе школы. Какие они?

Помните о том, что их нужно соблюдать. Нарушение правил влечёт наказание!Нарушение Устава может привести к исключению из школы по достижению 14 лет.

Обучающиеся в Школе имеют право на :

получение общедоступного бесплатного общего образования (начального, основного, среднего (полного)) в соответствии с государственными образовательными стандартами;

обучение в рамках государственных образовательных стандартов по индивидуальному учебному плану;

ускоренный курс обучения;

уважение человеческого достоинства, свободу совести и информации, на свободное выражение собственных взглядов и убеждений;

защиту своих прав и интересов;

на охрану чести и достоинства, сочетающееся с защитой авторитета учителя;

защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности;

развитие своих творческих способностей, интересов, получение квалифицированной помощи в обучении и коррекции имеющихся проблем в развитии;

бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, библиотеки Школы;

бесплатное медицинское обслуживание, обеспечение питанием в соответствии с минимальными нормами питании

охрану здоровья, оздоровление и отдых, а также социальное обслуживание и защиту, организованный досуг в выходные, праздничные и каникулярные дни;

Каковы Ваши обязанности, учащиеся ?

посещать все уроки, не опаздывая на них;

на уроках вести себя в соответствии с правилами поведения в школе;

успевать по всем предметам школьного курса и выполнять программу школьного курса;

во время перемен, в столовой, на общественных мероприятиях соблюдать культуру поведения;

соблюдать культуру внешнего вида;

бережно относиться к школьному, общественному имуществу.

соблюдать настоящий Устав, правила внутреннего распорядка Школы для обучающихся;

уважать честь и достоинство других обучающихся и работников Школы;

выполнять требования работников Школы по соблюдению правил внутреннего распорядка.

Учащимся запрещается

приносить, передавать или использовать в Учреждении оружие, спиртные напитки, табачные изделия, токсичные и наркотические вещества;

использовать любые предметы и вещества, могущие привести к взрывам и возгоранию;

применять физическую силу для выяснения отношений;

осуществлять любые действия, способные повлечь за собой травматизм и т.п.

за нарушение правил обучающийся может быть исключен из Учреждения в соответствии с действующим законодательством. Исключение допускается, если нарушение носит злостный характер, либо повлекло за собой тяжкие последствия;

за нарушение без уважительных причин обязанностей обучающихся, а также за нарушение правил, к нему могут быть применены следующие меры дисциплинарного воздействия:

отстранение от занятий

объявление выговора

возложение обязанности возместить вред или принести публичные извинения

вызов на собеседование родителей

направление родителям письма Учреждения с сообщением о проступке

Исключение из Учреждения, а также условное исключение и освобождение от занятий применяется по рекомендации Педагогического совета и оформляется приказом директора Учреждения.

Ситуация 2.

Учительница заявила своим ученикам, что ей надоели письменные работы, ответы на которые, как она считает, ученики списывали. И поэтому она сказала, что будет вызывать учеников на перемене и опрашивать их. Когда один из учеников сказал, что так нельзя, так как перемена – это личное время учеников, учительница ответила: «А зачем она вам в школе? Вы здесь для того, чтобы учиться».

Вопрос. Нарушается ли здесь права ребёнка? Кто прав?

право на отдых,охрану здоровья

Ситуация 3.

Родители Васи часто выпивали, а когда у них заканчивались деньги, они

заставляли его идти на улицу и просить милостыню. Если мальчик возвращался домой без денег, родители били его и говорили, что он обуза для них. Соседке, которая видела это стало жалко Васю, и она рассказала все участковому милиционеру. На все вопросы родители отвечали, что так они воспитывают у Васи чувство долга и готовят его к взрослой трудной жизни, и вообще, это ребёнок их, и они воспитывают его как хотят.

Вопрос . Нарушаются ли здесь права ребёнка? Оцените действия родителей.

право на личную неприкосновенность,Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.

Ситуация 4.

Света всегда приходила в школу в рваных кроссовках, в старой куртке она ходила весь год. У неё не было тетрадей, а ручку ей подарила одноклассница. На вопрос учителя, почему она не носит школьные принадлежности, она ответила, что их нет, мама с папой ничего не покупают, всё тратят на водку. Тогда учительница пошла вместе со Светой к ней домой, чтобы поговорить с родителями. От них она услышала, что у них нет денег на «побрякушки», которые хочет их дочь.

Вопрос . Нарушаются ли здесь права ребёнка? Какие? Оцените действия родителей.

Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.  Право на образование.

Ситуация 5

На улице шестнадцатилетние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие.

Вопрос .Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих подростков наказать?

право на личную неприкосновенность,обязанность соблюдать законы,

Ситуация 6.

Группа школьников пришла на прогулку в парк. Побегали, попрыгали, поели, поиграли, все разбросали, поломали и ушли.

Вопрос. Какие обязанности они нарушили?

обязанность сохранять природу и окружающую среду

Ситуация 7

Между одноклассниками Колей и Женей  произошел спор, после которого мальчики подрались. В результате у Жени был сломан нос, а Коля получил удар в живот. Рядом находившийсяДанил не остановил драку.

Вопрос . Какие обязанности и права были нарушены?

право на защиту своей чести и доброго имени, обязанность соблюдать законы,

Ситуация 8.

Мальчика Данилу воспитывает одна мама, которая часто не пускает его в школу. Заставляя его выполнять домашнюю работу во время уроков. Причем Данила все время с ней соглашается.  

Вопрос . Какое право было нарушено по отношению к Даниле?

Право на образование.

Ситуация 9 .

Несколько школьников залезли в гараж, но ничего не взяв и не сделав, ушли. Кто-то их видел и рассказал об этом в милиции. 

Вопрос : Будут ли ребята наказаны?право на жилище и его неприкосновенность,обязанность соблюдать законы,

Ситуация 10.

Мама:Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!

Сын:Я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой.

Пожалуйста, разберитесь, кто здесь прав?

право на отдых,

Ситуация 11

Учитель:Дима, ты сегодня дежурный, вытри, пожалуйста, доску.

Дима: Вы не имеете право заставлять меня дежурить! Конвенцией «О правах ребенка» запрещено насилие над детьми.

Объясните, пожалуйста, Диме в чем он не прав.

соблюдать Устав школы, правила внутреннего распорядка Школы для обучающихся

Ситуация 12

Учитель:Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете истории! Ведь дети ее только что помыли!

Иванов:А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом – рисованием!

Разъясните Иванову его права и обязанности.

бережно относиться к школьному, общественному имуществу.

соблюдать настоящий Устав, правила внутреннего распорядка Школы для обучающихся

Ситуация 13.

Учитель:Петров, ты почему на математике бегал по классу?

Петров:Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!

Правильно ли рассуждает Петров?

Ситуация 14

Мама:Света! Выключи компьютер. Ты уже третий час сидишь у экрана!

Света:Я имею право на получение дополнительной информации.

Объясните права ли Света.

Ситуация 15

Учитель:Иванов, не выкрикивай. Ты мешаешь другим отвечать!

Иванов:Я имею право на свободу слова.

Объясните в чём не прав Иванов.

Определи, кто из героев сказки лишён следующих «прав»

/выбери одного героя из трёх

Право на жизнь

Золушка

Колобок

Кот в сапогах

Право на неприкосновенность жилища

Сестрица Алёнушка

Три поросёнка

Колобок

Право на свободный труд

Золушка

Красная Шапочка

Балда

Право на свободу вступление в брак

Золушка

Алёнушка

Дюймовочка

Право на владение личным имуществом

Красная Шапочка

Алёнушка

Буратино

Баба Яга

N

Что я делал(а) сегодня

Как это связано с правами человека

 (какие права я реализовал)

1

2

3

4

5

6

7

N

Что я делал(а) сегодня

Как это связано с правами человека

 (какие права я реализовал)

1

2

3

4

5

6

7

N

Что я делал(а) сегодня

Как это связано с правами человека

 (какие права я реализовал)

1

2

3

4

5

6

7

N

Что я делал(а) сегодня

Как это связано с правами человека

 (какие права я реализовал)

1

Ночью спал

Право на отдых и здоровье

Право на заботу и воспитание родителями.

2

Завтракал, обедал

3

Смотрел телевизор

Право на доступ к информации и СМИ

4

Сходил в школу

Право на образование

5

Посещал кружки и секции

Играл в компьютер

Право на всестороннее развитие

6

Встречался с друзьями

право на свободу мирных собраний

7

Отвечал на уроке. Защищал свое мнение.

право на свободу убеждений и на их свободное выражение

1. Когда Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка?

а) 20 ноября 1989года. б) 20 ноября 1990 года, в) 20 ноября 1991года.

2. Согласно конвенции ребенком является каждый человек до достижения...

а) 16-летнего возраста. б) 14-летнего возраста в) 18-летнего возраста.

3. Неотъемлемое право, признанное всеми основными международными правозащитными документами и являющееся основой всех остальных аспектов развития детей:

а) право на жизнь. б) право на развитие. в) право на участие.

4. Ребенок обладает правами:

а) с момента рождения. б) по достижению совершеннолетия. в) с 14 лет.

5 . Основная ячейка общества и естественная среда для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей:

а) школа. б) дом. в) семья.

6. Дети имеют равные права при условии:

а) если они родились в одной стране; б) если они родились в законном браке; в) равного социального положения;

г) равного имущественного положения; д) независимо от различных обстоятельств.

7. Жестоко, грубо, оскорбительно с ребенком имеют право обращаться:

а) родители; б) родственники; в) никто; г) сверстники ребенка.

8. Воспитание ребенка, основанное на определенном религиозном мировоззрении родителей или лиц, их заменяющих, государство:

а) запрещает; б) никогда не вмешивается в него; в) не вмешивается в него, если это не угрожает жизни и здоровью ребенка;

г) контролирует при проведении обрядов в учебных заведениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обществознания в 9 классе по теме: «Права и обязанности супругов по Семейному кодексу РФ»

Ожидаемые результаты:- После этого урока учащиеся смогут называть условия, необходимые для вступления в брак, личные и имущественные права и обязанности супругов; условия и порядок расторжения б...

Методическая разработка по обществознанию для 7 класса по теме: "Права и обязанности граждан"

Данная методическая разработка предназначена для 7 класса - изучение нового материала...

Классный час в 5 классе на тему «Права и обязанности детей»

Классный час в 5 классе на тему «Права и обязанности детей»...

Классный час в 6 классе на тему: "Гражданином быть обязан"

Цель: формирование у учащихся гражданских качеств личности, любви иуважения к своему Отечеству , своей малой Родине, представлений о правахи обязанностях гражданина, развитие интереса к литературе, жи...

Урок в 11 классе на тему "Права и обязанности"

Урок в 11 классе на тему "Права и обязанности"...

Разработка урока и презентации по обществознанию 7 класс на тему:Права и обязанности граждан.

Права человека сегодня хорошо защищены законодательством.Но бывают случаи нарушения прав человека. Разъяснения действующего законодательства....