Методическая разработка классного часа для 9-11 классов "Дороги Победы".
методическая разработка (9, 10, 11 класс)

Прохорова Евгения Олеговна

Данная разработка знакомит учащихся старего звена образовательной школы с событиями Великой Отечественной войны, региональный окмпонент, включенный в разработку позволяет представить информацию о героях-земляках поселка, в котором проживают учащиеся. Разработка состоит из коллективных мини-проектов, подготовленных учениками к мероприятию, что позволяет реализовать требования ФГОС,

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОБУ «Липовецкая средняя общеобразовательная школа №1 Октябрьского района»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА

ДЛЯ 9-11 КЛАССОВ

«Дороги Победы»

Номинация: «Творческие и методические разработки»

Выполнила: Прохорова Евгения Олеговна,

учитель русского языка и литературы 1 кв. категории

2019 год

Оглавление.

  1. Введение                                                                                             3
  2. Цели и задачи классного часа. Оборудование                              
  3. Подготовительный и организационный момент                            4  
  4. Ход классного часа                                                                            5
  5. Список использованных источников                                              16

Введение.

Методическая разработка по подготовке и проведению открытого классного часа «Дороги Победы» представляет собой обобщенный опыт педагога по подготовке мини-проектов патриотической направленности.

Цель написания методической разработки – представить вариант проведения открытого классного часа, основывающегося на работе классного руководителя и самостоятельной работе инициативных групп учащихся старшего звена общеобразовательной школы в форме мини-проектов с использованием современных ТСО и подготовить учеников к написанию сочинений о Великой Отечественной войне.

 Материал, который следует подготовить ученикам к классному часу «Дороги Победы», посвященному 75-ой годовщине со Дня Победы в Великой Отечественной войне, обширен и многогранен, поэтому использование метода проектов представляется целесообразным, позволяющим увлечь, мотивировать, настроить на последующее чтение и анализ художественных произведений о войне. Данный открытый классный час поможет учащимся понять, как на протяжении долгих четырех военных мужество и самоотверженность наших соотечественников помогали бить врага, бороться за победу.

Цель классного часа: познакомить учащихся 9-11 классов с городами-героями Великой Отечественной войны, именами и ратными подвигами ветеранов-земляков.

Задачи классного часа:

развитие гражданского самосознания у учащихся;

- формирование нравственных ценностей на примерах героической истории страны и подвигов ветеранов-земляков Великой Отечественной войны;

- создание необходимых условий для поддержания одаренных учащихся, в том числе развитию их творческих способностей и художественного вкуса;

3

- развитие сотрудничества и расширение взаимодействия между учащимися,  классным руководителем, патриотическими общественными организациями;

- развитие у учащихся чувства патриотизма и любви к своей Родине.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Мультимедийный проектор, микшерный пульт, ноутбук мультимедийные презентации «Города-герои Великой Отечественной войны», «Мои земляки – герои Великой Отечественной войны», социальный видеоролик «Под небом России», портреты ветеранов Великой Отечественной войны, стенды с фотографиями событий войны 1941-1945 г.г.

Подготовительный и организационный момент.

  1. Необходимо заранее выбрать участников проектных работ, распределить роли, назначить лидеров групп.
  2. Рекомендуется заранее подобрать отрывки из стихотворений о Великой Отечественной войне, выбрать учащихся, владеющих способностями выразительного чтения наизусть (участников, призеров и победителей муниципального конкурса чтецов и молодых поэтов), раздать стихотворения для последующего чтения наизусть на открытом мероприятии.
  3. Подготовка проектов «Города-герои Великой Отечественной войны», «Мои земляки – герои Великой Отечественной войны».
  4. Время, рекомендуемое для проведения классного часа – 45 минут.

 

4

Ход мероприятия:

Классный час проводится в Доме культуры Липовецкого городского поселения Октябрьского района, в зале общественной организации «Совет ветеранов» п. Липовцы. На классный час приглашены члены общественной организации «Совет ветеранов», учащиеся 9-11 классов, воспитанники юнармейского отряда «Патриот».

Перед началом классного часа в зале звучат песни военных лет: «Вставай, страна огромная», «Вьется в тесной печурке огонь», «Синий платочек», «Журавли», «День Победы».

Звучат фанфары, возвещающие о начале мероприятия «Вставай, страна огромная».

Выходит участник юнармейского отряда «Патриот», одетый в военную форму юнармейского отряда, читает отрывок из стихотворения

П. Давыдова «Самый долгожданный май!»

Участник отряда «Патриот»:

Услышав о военных фразу,

И повернувшись вдруг ко мне,

Бывает, спрашивают сразу:

А это о какой войне?

О той войне – ужасной самой,

О бесконечной той войне

Где смерть ходила вслед за славой,

Где год за десять был вполне!

 О той - отечественной, страшной,

Где жизнь была ценой в пустяк…

Мужчины погибали наши,

А иногда - запросто так.

 Потом, конечно, были войны,

5

Но всех их не сравнишь с одной,

Так будем памяти достойны,

Оплаченной такой ценой!    

Звучит отрывок из песни «Эх, дороги!», демонстрируется хроника, посвященная событиям Великой Отечественной войны.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. (См. ссылку в списке литературы)

Учитель: Дороги Победы! Сколько их на просторах нашей необъятной страны?! Через многие города проходят эти дороги, хранящие следы воинской доблести народа-освободителя Великой Отечественной войны.

Презентация коллективного мини-проекта учащихся 9 класса

«Города-герои Великой Отечественной войны».

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. (См. ссылку в списке литературы)

(Слайд 1-2).Ученик 1: Волгоград один из самых известных и значимых городов времен войны. (Слайд 3). Летом 1942 года немецко-фашистские войска развернули массированное наступление на южном фронте. В первую очередь, под удар попал город Сталинград (Волгоград), наступление на который было поручено 6-ой армии под командованием генерал-полковника Паулюса. Двенадцатого июля советское командование создает Сталинградский фронт, основная задача которого остановить вторжение немецких захватчиков на южном  направлении. 17 июля 1942 года началось одно из самых великих и масштабных сражений в истории Второй мировой войны – Сталинградская битва. Она продолжалась 200 долгих, кровопролитных дней и ночей. На защиту города были направлены милиционеры, моряки Волжского флота, войска НКВД, курсанты и другие добровольцы-герои.

В то время, в народное ополчение записалось около 50 тысяч добровольцев - героев из числа простых горожан. 75 дней продолжались наступательная операция и, наконец, враг под Сталинградом был разбит. 

6

Фашистские захватчики были окружены, а генерал Паулюс со всей армией сдался в плен. В городе-герое Волгограде находится множество памятников Великой Отечественной войны. Среди них знаменитый мемориальный комплекс на Мамаевом кургане (слайд 4). Во время битвы за Сталинград здесь происходили особо ожесточенные бои, в результате которых, на Мамаевом кургане захоронено примерно 35 000 воинов-героев. В честь всех павших, в 1959 г. здесь был возведен мемориал «Героям Сталинградской битвы» (слайд 5-6).

Ученик 2: (Слайд 7). Еще один город, который оказал яростное сопротивление фашистам, - Севастополь.  Оборона Севастополя длилась практически год. 25 октября 1941 года немецкие войска прорвали линию обороны советской армии и двинулись в сторону Крыма с целью в кратчайшие сроки занять полуостров.

К ноябрю 1941 года в Севастополе находилось порядка 20 тысяч советских войск, а с 5 ноября начались первые столкновения между немцами и советской армией на дальних подступах к городу (слайд 8).

11 ноября несколько немецких дивизий атаковали советские войска на подходах к городу, однако встретили серьезное сопротивление.

В ходе сражений немцам удалось продвинуться вглубь на несколько километров сразу в двух направлениях, и граница фронта установилась в 12 километрах от Севастополя.

 Гитлер принял решение «добивать» Севастополь и все свободные армии двинулись к городу. 17 декабря 1941 года немцы напали на советский

7

фронт и снова начались ожесточенные бои. 2 июня начался штурм Севастополя одновременно с земли и воздуха, часть немецкой армии отвлекала противника на востоке, а часть участвовала непосредственно в штурме. 1 июля 1942 года Севастополь был полностью захвачен немцами.

(Слайд 9). Оборона Севастополя вошла в историю как пример мужества советских солдат, среди бойцов мужчин, оборонявших советские города, были и женщины. Символом обороны Севастополя является девушка-снайпер Людмила Павличенко. Она к концу войны лишила жизни 309 немцев. С её именем мужчины, участвовавшие в обороне Севастополя, шли в бой.

В память о мужестве участников обороны Севастополя была сооружена стела на берегу Чёрного моря «Штык и парус», она символизирует единство армии и флота в годы Великой Отечественной войны.

Ученик 3: (Слайд 10). Также в осаду попала столица нашей родины, Москва. Наступление на Москву было предпринято в конце сентября. В этом наступлении было задействовано более половины сил фашистов.

(Слайд 11). У Красной Армии отсутствовали резервы за линией фронта. Только героическое сопротивление советских войск позволило сковать силы 28 немецких дивизий. Вырваться из окружения удалось очень малой части солдат. Но, это дало время на то, чтобы организовать оборону Москвы. В итоге германским войскам удалось подойти к столице на расстояние 20-30 км. В этот сложнейший момент главнокомандующим

8

западным фронтом назначен  Жуков Г.К.  (Слайд 12). 

Положение армии оставалось крайне тяжелым. Но, несмотря на это, на Красной площади 7 ноября 1941 года состоялся военный парад, на котором с патриотической речью выступил И. В. Сталин. Войска с Красной Площади шли прямо на передовую. Парад произвел огромное впечатление на граждан СССР. Узнали о параде и в Берлине, но никто из приближенных не осмелился донести Гитлеру о его проведении. Битва за Москву 1941-1942 гг. началась в ночь с 5 декабря на 6-е. По всему фронту предпринято мощное контрнаступление. Начало битвы под Москвой и активного наступления советских войск стало неожиданностью для фашистов.

В итоге враг был отброшен на 120 – 150 км. от столицы. Важнейшее значение битвы под Москвой заключается в опровержении мифа о непобедимости войск вермахта. Войска фашистов впервые понесли серьезные потери.

Ученик 4: (Слайд 13). Прошли Дороги Победы через город-герой Ленинград, Северную столицу нашей страны. (Слайд 14). Длилась блокада города с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года) — 872 дня. К началу блокады в городе не имелось достаточных по объёму запасов продовольствия и топлива.

(Слайд 15). Единственным путём сообщения с Ленинградом оставалось Ладожское озеро, находившееся в пределах досягаемости артиллерии и авиации осаждающих. Пропускная способность этой транспортной артерии не соответствовала потребностям города. В результате начавшийся в Ленинграде массовый голод, усугублённый особенно суровой первой

9

блокадной зимой, привёл к сотням тысяч смертей среди жителей.

Битва за Ленинград была самой длительной в ходе Великой Отечественной войны, и продолжалась с 10 июля 1941 г. по 9 августа 1944 г. Оборона Ленинграда стала символом мужества и героизма советского народа и его Вооруженных Сил. Дорогую цену заплатили жители города, потери которых во время блокады составили около 1 млн. человек.

Несмотря ни на что жизнь в блокадном Ленинграде не замирала ни на минуту. Работали театры, музеи. Жители постоянно испытывали голод, кто-то умирал от  истощения прямо на улицах. Всем известен дневник девочки из блокадного Ленинграда Тани Савичевой.  В нем она фиксировала время

смерти своих родных: мамы, бабушки, брата. Но мало кто знает историю, о простом ленинградском пекаре, которого звали  Кютинен Даниил Иванович. Он выпекал блокадный хлеб, умер от истощения на рабочем месте, не съев ни крошки. Это пример истинной самоотверженности и патриотизма!

В память о блокаде Ленинграда на берегу Ладожского озера установлен памятник «Разорванное кольцо», который напоминает современному поколению о подвиге советского народа в годы Второй Мировой войны.

Ученик 5: (Слайд 16). Освобождение Кенигсберга от фашистов стало одной из главных успешных операций, проведенных Красной армией на территории Германии. Освобождение Кенигсберга было важной вехой в цепочке победного шествия нашей армии.  

В 1944 году немецко-фашистские войска в ходе упорных боев окончательно были вытеснены с территории СССР. Началось освобождение стран восточной и центральной Европы от нацизма. Советская армия подошла непосредственно к германской территории, в частности, к Восточной Пруссии. 13 января 1945 года советской армией была начата Восточно-Прусская операция. В ней принимали участия войска 2-го Белорусского фронта, 3-го Белорусского фронта и 1-го Прибалтийского

10

фронта. Общая численность воинского состава на этом направлении превышала 1,6 млн. человек. (Слайд 17). Освобождение города сулило быть весьма сложным. Перед тем как начать освобождение Кенигсберга, советскими войсками был проведен артобстрел укрепленных позиций врага. На это ушла практически вся первая неделя апреля. Кроме того, были нанесены авиаудары самолетами нашей авиации по стратегическим объектам, размещенным в городе. (Слайд 18). 

9 апреля 1945 года генерал Отто фон Ляш, поняв тщетность сопротивления, подписал капитуляцию, и приказал всем войскам, находившимся у него под командованием, сложить оружие. Так произошло освобождение Кенигсберга.

Учитель:

Начало мая.

Красные гвоздики,

Как слезы тех далеких страшных лет.

И ветеранов праведные лики,

Особенно, которых больше нет.

В нашем поселке жили ветераны Великой Отечественной войны, наши земляки, прошедшие в 1941-1945 дорогам Победы, расписавшиеся на стенах Рейхстага и вернувшиеся домой, в родной поселок Липовцы.  Многие из них прошли Великую Отечественную войну от первого до последнего дня!

Презентация коллективного проекта 9 класса

 «Мои земляки – герои Великой Отечественной войны». (ПРИЛОЖЕНИЕ 3). (См. ссылку в списке литературы)

Ученик 1: Молчанов Тимофей Капитонович, родился в 1925 году, участвовал в Великой Отечественной войне с 15 октября 1943 г. по 9 мая 1945 г., воевал на 1, 2, 3 Белорусском фронте в стрелковом полку, встретил войну в Берлине в звании старшего сержанта. За проявленное мужество и

11

воинскую доблесть награжден медалями «За отвагу», «За взятие Кёнигсберга», «За взятие Берлина», «За Победу над Германией», орденом «Славы» III степени, орденом «Красной звезды», орденом «Великой Отечественной войны».

Ученик 2: Пеликов Тимофей Иосифович, родился в 1913 году, воевал с 03 октября 1941 г. по 09 мая 1945 г. на Юго-Западном фронте в стрелковой

дивизии, был командиром роты, окончил Великую Отечественную войну гвардии лейтенантом. Являлся участником боев за Москву, за Сталинград, под Москвой был тяжело ранен, после лечения в госпитале был отправлен на фронт Дальнего Востока освобождать Маньчжурию от захватчиков милитаристской Японии.

За проявленное мужество на полях сражений Тимофей Иосифович был награжден орденами и медалями: орден «Отечественной войны» I степени, медаль «За оборону Сталинграда», медаль «За оборону Москвы», медаль «За Победу над Германией», медаль «За Победу над Японией». Тимофей Иосифович умер в 2002 году, не успев получить еще 2 медали за Победу над врагом.

Ученик 3: Овсянников Дмитрий Семенович, 1920 года рождения, с 1941-1945 воевал на фронтах Великой Отечественной, прошел Дорогами Победы.

Диму Овсянникова призвали в Красную Армию в 1939 году, он сразу же попал в разведроту пехотного полка. Война обрушилась на него, как и на многих других, неожиданно. Отправили на Западный фронт, а там привычное дело – разведка. За одну из операций получил лейтенант Овсянников орден «Красной звезды». Победу Овсянников Дмитрий встретил в Кенигсберге, но радоваться ей пришлось недолго: уже через несколько дней был получен приказ об отправке всех подразделений 5-ой армии на Дальний восток, где японцы открыли второй фронт. И снова война… Снова Победа…

Ветеран войны имеет награды: орден «Отечественной войны» II степени,

12

медаль «За Победу над Германией», медаль «За Победу над Японией».

Ученик 4: Колтков Петр Павлович  - старшина артиллерийского полка, участник операции «Дорога жизни» на Ладожском озере.

Самоотверженный, мужественный солдат вывозил детей из блокадного Ленинграда под пулями, под рвущимися снарядами. Многие ребята не доезжали до безопасных мест эвакуации: измученные голодом, ослабленные болезнями, они замерзали на ледяном ветру  и умирали, стоя в кузове автомобиля. Колтков Петр Павлович прошел войну с октября 1942 года по 09 мая 1945 года. Воевал на Северо-западном фронте, был участником защиты и обороны Ленинграда, награжден орденом «Отечественной войны» II степени, медалью «За Победу над Германией».

Выходит ученица 10 класса, участница юнармейского движения «Патриот», читает отрывок из стихотворения Ю. Друниной «Нет, это не заслуга, а удача стать девушке солдатом на войне…»  

Нет, это не заслуга, а удача

Стать девушке солдатом на войне.

Когда б сложилась жизнь моя иначе,

Как в День Победы стыдно было б мне!

С восторгом нас, девчонок, не встречали:

Нас гнал домой охрипший военком.

Так было в сорок первом. А медали

И прочие регалии потом...

Учитель: Среди мужчин, ветеранов войны, были и женщины, которые наравне с мужчинами терпели лишения, боль от ран и потерь друзей и близких. Они с честью защитили нашу Отчизну в те далёкие страшные года, совершив немало подвигов во имя мирного неба над головой.

Ученик 5: В нашем поселке живет Анна Ивановна Землянникова, ветеран Великой Отечественной войны, первый председатель общественной

13

организации «Совет ветеранов».

Оказалась Анна Ивановна на фронте 20 сентября в 1943 году. Совсем юной ей пришлось узнать, что такое война. Едва окончив школу и дождавшись совершеннолетия, Анна Ивановна сама подала заявление в школу радистов. Ее приняли, и через несколько месяцев, получив звание сержанта, она оказалась на поле боя. Хрупкая девушка под свистящими пулями, под рвущимися снарядами таскала на себе огромную катушку с проводами – фронт без связи оставаться не может!  Первый Белорусский фронт стал первым местом её испытаний.

В 20 лет Анну перевели в польскую армию, где она получила звание

капрала. В польской армии Анна Ивановна, служила в батальоне связи. Встретила она Победу в Варшаве.

Не счесть орденов и медалей у ветерана войны. Анна Ивановна награждена орденом «Отечественной войны» II степени, медалью

 «За освобождение Варшавы», медалью «За Победу над Германией», также Анна Ивановна награждение польским орденом «Бронзовый крест» за службу в рядах Польской армии во время Второй Мировой войны.

Ученик 6: Еще одна замечательная жительница нашего поселка защищала Родину с оружием в руках – это Соловьева Александра Петровна, медицинская сестра, спасшая ни одну жизнь на полях сражений.

Александра Петровна была призвана в армию в апреле 1944 года, прошла Великую Отечественную, Дороги Победы привели её в Берлин, где 9 мая 1945 года она, как и многие наши соотечественники, оставила свою подпись на стенах Рейхстага.

Труден был путь сержанта Соловьевой: сначала был военно-полевой госпиталь Первого Белорусского фронта, потом Польская Армия. И вот, наконец, долгожданная Победа! Александра Петровна после войны вернулась в родной поселок, продолжила работать медицинской сестрой в местной больнице.

14

Через 30 лет её разыскали польские школьники и

пригласили в Польшу, долгое время Александра Петровна переписывалась с ребятами.

Александра Петровна награждена орденом «Отечественной войны» II степени,  медалью «За освобождение Варшавы», польским орденом «Крест Грюнвальда», польской медалью «Звытельство», медалями «Одер» и «Нисса. Балтика».

Учитель: Велик подвиг ветеранов Войны, трудны были их дороги, подарившие огромной стране большую Победу в далеком сорок пятом году, Победу, которой нет равных в мире!

Демонстрируется видеоролик «Под небом России».

(ПРИЛОЖЕНИЕ4). (См. ссылку в списке литературы)

15

Список использованных источников:

  1. www.stihi.ru – П. Давыдов «Самый долгожданный май».
  2. www.wikipedia.org – оборона Севатополя.
  3.  www.historykratko.com/bitva-za-moskvu
  4. www.ekoshka.ru/oborona-leningrada-1941-1944
  5. www.stihi.ru – П. Давыдов «Давайте скажем что-то о Победе».
  6. www.pikabu.ru – фото времен Великой Отечественной войны.
  7.  www.historykratko.com/sevastopolskaya-oboronitelnaya-operaciya
  8. www.liveinternet.ru – стихотворение Ю. Друниной «Нет, это не заслуга, а удача стать девушке солдатом на войне…»  
  9. Ферман Н. «В Победе есть её заслуга» / Н. Ферман//Заря.-2008.-сентябрь.-С. 1.
  10.  www.winsder.de – «Под небом России».

Ссылки на приложения к конкурсному материалу:

ПРИЛОЖЕНИЕ1: https://drive.google.com/file/d/1wgvotzxrkgH36SN6b1NJjCwyT3OYELv2/view?usp=sharing

ПРИЛОЖЕНИЕ 2:

https://drive.google.com/file/d/106ZUE-H-BprlIPm-wPQ7ytdoc8Uozmpz/view?usp=sharing

ПРИЛОЖЕНИЕ 3:

https://drive.google.com/file/d/1Hfeo1Bzd_0YlOwZUJzJYuVLMdLu8Lrul/view?usp=sharing

ПРИЛОЖЕНИЕ 4:

https://drive.google.com/file/d/1e1wUD-I5rHB5fGV4K6ghyFvnhM2NVem6/view?usp=sharing

16


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа "И победили человек и город" (посвящен 70-летию со дня снятия блокады Ленинграда)

Методическая разработкаклассного часа, посвященного 70-летию снятия блокады Ленинграда...

Методическая разработка классного часа, посвященного 70-летию Великой Победы

·        Воспитать у школьников патриотические чувства к своей Родине, гордость за её героическое прошлое, уважение к участникам Великой Отечественной  войны, г...

Методическая разработка классного часа: «70-лет Победы в Великой Отечественной войне»

Данный  классный час посвящен жителям Лосино-Петровского, сражавшихся в годы Великой Отечественной войны за нашу Родину....

Методическая разработка классного часа, посвященного 71-годовщине Великой Победы «Война, священная, навеки в памяти людской»

Цели:Воспитать у школьников патриотические чувства к своей Родине, гордость за её героическое прошлое, уважение к участникам Великой Отечественной войны, готовность к жертвенным поступкам во имя ...

Методическая разработка классного часа "Дороги победы", посвященная празднованию 75 годовщины со Дня Победы в Великой Отечественной войне.

Данный материал можно использовать на классных часах в 9-11 классах, а также при подготовке учащихся к сочинениям, посвященным Великой Отечественной войны. В разработке содерзаться имена веретанов, ко...

Методическая разработка классного часа, посвященного 75-летию Великой Победы «УРОК ПОБЕДЫ »

Методическая разработкаклассного часа,посвященного 75-летию Великой Победы«УРОК ПОБЕДЫ »...