Литературная гостиная по творчеству И.Крылова
методическая разработка

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnaya_gostinaya_basni.docx18.44 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная гостиная «Басни И.А.Крылова»

Цели: привитие любви к чтению, развитие творческих способностей, расширение кругозора, воспитание отрицательного отношения к человеческим порокам, стремления бороться сос своими недостатками.

Обуродование: книги И.А.Крылова, иллюстрации к басням, корточки с заданиями.

Вступительное слово учителя: Сегодня мы с вами отправляемся в удивительный мир – мир басен Ивана Андреевича Крылова. (1769 – 1844). Невозможно найти в нашей стране человека, который бы не знал хотя бы одну басню.

Ученик: Басни – это короткие, чаще всего стихотворные рассказы, где действуют звери, птицы, животные, деревья, вещи, а подразумеваются под ними люди, говорится о жизни. Басня учит нас различать добро и зло на простых и доступных примерах, через частное показывает общее. За забавной сценкой нужно учиться видеть нравоучительный смысл, тот жизненный  урок, который автор стремиться преподать читателю.

Учитель: А знаете ли вы, что для того, чтобы написать хорошие басни, надо быть очень трудолюбивым человеком? «Будет просто, как переделаешь раз со сто», говорил современник Крылова художник Федотов. Только к одной басне «Кукушка и Петух», в которой всего 21 строка, черновых набросков около 200 строк. Всю жизнь Иван Андреевич и работал , и учился. Работать начал в 11 лет, а греческий язык, например, начал изучать в 50 лет и за два года овладел им в совершенстве.

Ученик: Михаил Исаковский писал:

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним встретился  своей?

Бессмертные творения Крылова

 Мы с каждым годом любим всё сильней.

Сокровишницы мудрости народной

В них людям открывались до конца.

И голос их прямой и благородный

К добру и правде открывал сердца.

Все знал и видел ум певца пытливый.

Всего сильней желая одного,

Чтоб жили жизнью вольной и счастливой

Народ его и родина его.

Учитель: Итак, в путь, по занимательному миру басен Крылова. А сначала ответим на вопросы викторины.

  1. Кто пропел «лето красное»?
  2. Кому мог набить оскомину зеленый виноград?
  3. Кто тянулся в воду, везя воз с поклажей?
  4. Кто и кому сказал: «Голубушка, как хороша!»
  5. Кто «с натуги лопнула и околела»?
  6. Кто и кому сказал: «ты виноват уж тем, что хочется мне кушать»?
  7. «Какие животный «затеяли сыграть квартет»?
  8. Кто видел « мало проку» в корнях деревьев?

Конкурс «Шуточный экзамен». На столе лежат «билеты» с иллюстрациями и нравоучениями.  Вам необходимо по этому рисунку и нравоучительному выводу, который нужно выразительно прочитать,  узнать басню.

«Когда в товарищах согласья не,

На лад их дело не пойдет

И выйдет из него не дело,

Только мука». («Лебедь, рак и щука»).

«Чем кумушек считать трудиться,

Не лучше ли на себя, кума,оборотиться?»  («Зеркало и обезьяна»).

«Невежда также в ослепленье

Бранит науки и ученье

И все ученые труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды»(«Свинья под дубом»).

«Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна;, но только все не впрок,

 И в сердце льстец всегда отыщет уголок». («Ворона и лисица»).

Учитель: В баснях Крылов запечатлел свое время. Многие сюжеты он черпал из пословиц и поговорок, мастерски воплощая в лаконичную форму басенной морали:

    «Беда, коль  пироги начнет печи сапожник…»

    «Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку».

    «У сильного всегда бессильный виноват» и т.д.

Ученик: Конкурс «Подбери подходящие пословицы к басням».

«Свинья под дубом»

  1. Чужой бедой сыт не будешь.
  2. Не рой другому яму, сам в нее попадешь.
  3. Моя хата с краю, я ничего не знаю.
  4. Всякий хлопочет, себе добра хочет.

«Слон и Моська»

  1. Скромность всякому к лицу.
  2. Не в свои сани не садись.
  3. Собака лает, а караван идет.
  4. Как не дуйся, лягушка, а до вола далеко.

«Стрекоза и Муравей»

  1. Много поту, да мало толку.
  2. Маленькое дело лучше любого безделья.
  3. Хочется рыбку съесть, да не хочется в воду лезть.
  4. Праздники помнит, а будни забывает.

Ученик: конкурс «Пантомима». Каждой команде выдаются карточки с названиямии басен. С помощью пантомимы, т. е. без слов, должны обыграть название басни, чтобы остальные смогли узнать.

Ученик: конкус «Инсценировка басни».

Учитель: Читая басни Крылова, так и кажется, что они как будто написаны о нашей жимзни. Поэт осуждает невежество, пассивность, глупость, жадность, зависть, трусость… он считает, что настоящая дружба помогает избавиться от житейских невзгод и потрясений. Превыше всего он ценит честность, верность, правду. И выступает против предательства, лести, угодничества. Давайте подберем противоположные понятия к тому, против чего выступал баснописец.

Ученики: (по очереди) Зло – добро

Лень – трудолюбие

Хвастовство – скромность

Лживость – честность

Грубость – вежливость

Жадность – щедрость

Трусость – смелость

Равнодушие – отзывчивость

Глупость – ум.

Учитель: Как вы думаете, почему люди уже почти два века читают и перечитывают басни И.А.Крылова.

Да потому, что басни Крылова написаны замечательным русским языком. Многие его выражения стали пословицами, вошли в повседневный народный язык: «Да воз и ныне там», «Запели молодцы: кто в лес, кто по дрова», «Рыльце у тебя в пуху». Достоянием нашей речи стали названия басен, отдельные образы: «тришкин кафтан», «хлопот полон рот», «дело в шляпе».

Ученик: П.А.Вяземский писал:

Забавой он людей исправил,

И слава эта – наша быль.

И не забудут этой были,

Пока по-русски говорят,

Ее давно мы затвердили,

Ее и внуки затвердят.

Прошло два века, как басни И.А.Крылова полюбились людям. Читайте и перечитывайте его произведения, стоновитесь лучше!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная гостиная по творчеству А.Блока

Литературная гостиная по творчеству А.Блока...

Литературная гостиная по творчеству Б. Окуджавы "Дайте выкрикнуть слова"

Сценарий знакомит с жизнью и творчеством поэта-барда Б. Окуджавы....

Сценарий литературной гостиной, посвященной творчеству Р.Л.Стивенсона

Литературная гостиная проводится на английском языке. Рассказ о творчестве писателе сопровождается презентацией PowerPoint. Учащиеся рассказывают стихи Р.Л. Стивенсона, показывают инсценировку из "Ост...

Литературная гостиная, посвящённая творчеству Александра Валентиновича Вампилова «Вспоминайте меня весело, Словом, так, каким я был…»

Литературная гостиная«Вспоминайте меня весело,Словом, так, каким я был…», позволяет познакомить  и заинтересовать обучающихся  жизнью и  творчеством А.В. Вампилова...

Урок - литературная гостиная по творчеству М.Ю. Лермонтова «Приветствую тебя, Кавказ седой!»

Литературная гостиная «Приветствую тебя, Кавказ седой» Цель: помочь учащимся уловить неповторимые черты личности писателя: добрый характер, любящее сердце, способность увлекаться; по­старатьс...

Литературная гостиная "Их творчество бессмертно, их имена в наших сердцах" (по творчеству воронежских поэтов)

Мероприятие включает в себя чтение стихов поэтов Воронежского края, заочную экскурсию по памятным местам Воронежа....

Литературная гостиная, посвящённая творчеству И.А. Крылова.

Методическая разработка, посвященная 250-летию со дня рождения писателя. использован биографический материал. Занятие включает в себя различные конкурсы и викторины на знание басен И.А. Крылова...