Литературная гостиная по творчеству И.Крылова
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Литературная гостиная «Басни И.А.Крылова»
Цели: привитие любви к чтению, развитие творческих способностей, расширение кругозора, воспитание отрицательного отношения к человеческим порокам, стремления бороться сос своими недостатками.
Обуродование: книги И.А.Крылова, иллюстрации к басням, корточки с заданиями.
Вступительное слово учителя: Сегодня мы с вами отправляемся в удивительный мир – мир басен Ивана Андреевича Крылова. (1769 – 1844). Невозможно найти в нашей стране человека, который бы не знал хотя бы одну басню.
Ученик: Басни – это короткие, чаще всего стихотворные рассказы, где действуют звери, птицы, животные, деревья, вещи, а подразумеваются под ними люди, говорится о жизни. Басня учит нас различать добро и зло на простых и доступных примерах, через частное показывает общее. За забавной сценкой нужно учиться видеть нравоучительный смысл, тот жизненный урок, который автор стремиться преподать читателю.
Учитель: А знаете ли вы, что для того, чтобы написать хорошие басни, надо быть очень трудолюбивым человеком? «Будет просто, как переделаешь раз со сто», говорил современник Крылова художник Федотов. Только к одной басне «Кукушка и Петух», в которой всего 21 строка, черновых набросков около 200 строк. Всю жизнь Иван Андреевич и работал , и учился. Работать начал в 11 лет, а греческий язык, например, начал изучать в 50 лет и за два года овладел им в совершенстве.
Ученик: Михаил Исаковский писал:
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Сокровишницы мудрости народной
В них людям открывались до конца.
И голос их прямой и благородный
К добру и правде открывал сердца.
Все знал и видел ум певца пытливый.
Всего сильней желая одного,
Чтоб жили жизнью вольной и счастливой
Народ его и родина его.
Учитель: Итак, в путь, по занимательному миру басен Крылова. А сначала ответим на вопросы викторины.
- Кто пропел «лето красное»?
- Кому мог набить оскомину зеленый виноград?
- Кто тянулся в воду, везя воз с поклажей?
- Кто и кому сказал: «Голубушка, как хороша!»
- Кто «с натуги лопнула и околела»?
- Кто и кому сказал: «ты виноват уж тем, что хочется мне кушать»?
- «Какие животный «затеяли сыграть квартет»?
- Кто видел « мало проку» в корнях деревьев?
Конкурс «Шуточный экзамен». На столе лежат «билеты» с иллюстрациями и нравоучениями. Вам необходимо по этому рисунку и нравоучительному выводу, который нужно выразительно прочитать, узнать басню.
«Когда в товарищах согласья не,
На лад их дело не пойдет
И выйдет из него не дело,
Только мука». («Лебедь, рак и щука»).
«Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ли на себя, кума,оборотиться?» («Зеркало и обезьяна»).
«Невежда также в ослепленье
Бранит науки и ученье
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды»(«Свинья под дубом»).
«Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна;, но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок». («Ворона и лисица»).
Учитель: В баснях Крылов запечатлел свое время. Многие сюжеты он черпал из пословиц и поговорок, мастерски воплощая в лаконичную форму басенной морали:
«Беда, коль пироги начнет печи сапожник…»
«Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку».
«У сильного всегда бессильный виноват» и т.д.
Ученик: Конкурс «Подбери подходящие пословицы к басням».
«Свинья под дубом»
- Чужой бедой сыт не будешь.
- Не рой другому яму, сам в нее попадешь.
- Моя хата с краю, я ничего не знаю.
- Всякий хлопочет, себе добра хочет.
«Слон и Моська»
- Скромность всякому к лицу.
- Не в свои сани не садись.
- Собака лает, а караван идет.
- Как не дуйся, лягушка, а до вола далеко.
«Стрекоза и Муравей»
- Много поту, да мало толку.
- Маленькое дело лучше любого безделья.
- Хочется рыбку съесть, да не хочется в воду лезть.
- Праздники помнит, а будни забывает.
Ученик: конкурс «Пантомима». Каждой команде выдаются карточки с названиямии басен. С помощью пантомимы, т. е. без слов, должны обыграть название басни, чтобы остальные смогли узнать.
Ученик: конкус «Инсценировка басни».
Учитель: Читая басни Крылова, так и кажется, что они как будто написаны о нашей жимзни. Поэт осуждает невежество, пассивность, глупость, жадность, зависть, трусость… он считает, что настоящая дружба помогает избавиться от житейских невзгод и потрясений. Превыше всего он ценит честность, верность, правду. И выступает против предательства, лести, угодничества. Давайте подберем противоположные понятия к тому, против чего выступал баснописец.
Ученики: (по очереди) Зло – добро
Лень – трудолюбие
Хвастовство – скромность
Лживость – честность
Грубость – вежливость
Жадность – щедрость
Трусость – смелость
Равнодушие – отзывчивость
Глупость – ум.
Учитель: Как вы думаете, почему люди уже почти два века читают и перечитывают басни И.А.Крылова.
Да потому, что басни Крылова написаны замечательным русским языком. Многие его выражения стали пословицами, вошли в повседневный народный язык: «Да воз и ныне там», «Запели молодцы: кто в лес, кто по дрова», «Рыльце у тебя в пуху». Достоянием нашей речи стали названия басен, отдельные образы: «тришкин кафтан», «хлопот полон рот», «дело в шляпе».
Ученик: П.А.Вяземский писал:
Забавой он людей исправил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят,
Ее давно мы затвердили,
Ее и внуки затвердят.
Прошло два века, как басни И.А.Крылова полюбились людям. Читайте и перечитывайте его произведения, стоновитесь лучше!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературная гостиная по творчеству А.Блока
Литературная гостиная по творчеству А.Блока...
Литературная гостиная по творчеству Б. Окуджавы "Дайте выкрикнуть слова"
Сценарий знакомит с жизнью и творчеством поэта-барда Б. Окуджавы....
Сценарий литературной гостиной, посвященной творчеству Р.Л.Стивенсона
Литературная гостиная проводится на английском языке. Рассказ о творчестве писателе сопровождается презентацией PowerPoint. Учащиеся рассказывают стихи Р.Л. Стивенсона, показывают инсценировку из "Ост...
Литературная гостиная, посвящённая творчеству Александра Валентиновича Вампилова «Вспоминайте меня весело, Словом, так, каким я был…»
Литературная гостиная«Вспоминайте меня весело,Словом, так, каким я был…», позволяет познакомить и заинтересовать обучающихся жизнью и творчеством А.В. Вампилова...
Урок - литературная гостиная по творчеству М.Ю. Лермонтова «Приветствую тебя, Кавказ седой!»
Литературная гостиная «Приветствую тебя, Кавказ седой» Цель: помочь учащимся уловить неповторимые черты личности писателя: добрый характер, любящее сердце, способность увлекаться; постаратьс...
Литературная гостиная "Их творчество бессмертно, их имена в наших сердцах" (по творчеству воронежских поэтов)
Мероприятие включает в себя чтение стихов поэтов Воронежского края, заочную экскурсию по памятным местам Воронежа....
Литературная гостиная, посвящённая творчеству И.А. Крылова.
Методическая разработка, посвященная 250-летию со дня рождения писателя. использован биографический материал. Занятие включает в себя различные конкурсы и викторины на знание басен И.А. Крылова...