Классный час «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой»
классный час (5 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
postupay_s_drugimi_tak_kak_ty_hotel_by_chtoby_oni_postupali_s_toboy.docx | 23.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час для учащихся 5 класса
«Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой»
Цель: повышение толерантности и профилактика конфликтов в межличностных отношениях учащихся.
Задачи:
-воспитание доброжелательного отношения друг к другу, развитие у детей социальных навыков и навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
-ознакомление с новыми понятиями: буллинг, моббинг;
-создание благоприятного психологического климата в классе;
Форма проведения классного часа: беседа, лекция, опрос, просмотр видео ролика, самостоятельная и групповая работа обучающихся.
Оборудование: мультимедиа, презентация, отрывок из сказки Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок», заготовки понятий (ТРАВЛЯ, БУЛЛИНГ, МОБИНГ, раздаточный материал: смайлики белого, оранжевого, красного цвета; листы бумаги, карандаши.
Видеокейс: отрывок из художественного фильма Ролана Быкова «Чучело» (1983, фрагмент «Сожжение платья»
Участники: обучающиеся 5а класса
Ход классного часа
Организационный момент.
Педагог: Доброе утро, мои дорогие! Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом. Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку? Тогда вперед!
Определение темы беседы.
Педагог:Послушайте отрывок из известной сказки:
«Когда утята пришли во двор, другие утки рассматривали их и громко говорили:— Ну вот, еще целая орава! Точно нас мало было! А этот-то какой безобразный! Его уж мы не потерпим! И сейчас же одна утка подскочила и клюнула его в шею.
— Оставьте его! — сказала утка-мать. — Он ведь вам ничего не сделал!— Это верно, но он такой большой и странный! — отвечала забияка. — Ему надо задать хорошую трепку!
— Славные у тебя детки! — сказала старая утка с красным лоскутком на лапке. — Все очень милы, кроме вот этого. Этот не удался! Хорошо бы его переделать!
Все утята стали вести себя как дома. Только бедного утенка, который вылупился позже всех и был такой безобразный, клевали, толкали и осыпали насмешками решительно все — и утки и куры.
Педагог: Итак, ребята, кто вспомнит как называется эта сказка и кто ее автор? (ответы детей)
Конечно, это сказка о гадком утенке. А давайте вспомним, что было дальше. (ответы детей)
Вы очень хорошо помните эту сказку. Правильно, утенка стали обижать.
Так прошел первый день, а потом стало еще хуже. Все гнали бедного утенка, даже братья и сестры сердито говорили ему: “Хоть бы кошка утащила тебя, несносный урод!” А мать прибавляла: “Глаза бы на тебя не глядели!” Утки щипали его, куры клевали, а девушка, которая давала птицам корм, отталкивала его ногою.
Педагог: Ребята, скажите, какие чувства вы испытываете к утенку? Хочется ли вам его защитить от нападок других птиц? Чем вызвал недовольство окружающих бедный утенок?
Педагог: Верно, он был не похож на других птиц этого птичьего двора, а главное – он им попросту не нравился.
-А можно ли встретить подобную ситуацию среди людей? (ответы детей)
Педагог: К сожалению, такое явление бывает и среди людей. Особенно часто оно встречается в детских коллективах. Дети тоже могут обижать других детей, которые им не нравятся. Только эти дети не всегда понимают всю серьезность своих поступков. Они думают, что просто играют, смеются и шутят. Но это совсем не забава. А именно: когда человека намеренно доводят до слез, согласованно и систематически дразнят, когда отбирают, прячут и портят его вещи, когда толкают, щипают и бьют, когда обзывают и подчеркнуто игнорируют, — это называется “травля”. Травля – это болезнь. Есть болезни, которые поражают не людей, а классы, компании. Это как если человек не моет руки, то рискует подхватить инфекцию и заболеть. Если класс не следит за чистотой отношений, то заболевает насилием. Любую болезнь нужно лечить.
Предлагаю вам оценить ваш личный вклад в болезнь класса под названием “травля”.
я никогда в этом не участвую,
иногда присоединяюсь, но потом жалею
травил, травлю и буду травить
Педагог: Как я рада, что никто из вас не считает, что травить — это хорошо и правильно. Даже те, кто это делал, потом жалели. Это замечательно, значит, нам будет нетрудно вылечиться.
Я предлагаю вам записать свод правил, которым мы все будем следовать.
(дети работают в паре и предлагают правила)
Твой класс-это твоя семья.
У нас не выясняют отношения с кулаками.
Не оскорбляют друг друга.
Не смотрят равнодушно, когда двое дерутся. Их разнимают.
Не смеются над чужими недостатками.
Не портят чужие вещи.
Дорожить дружбой, ведь мы одна команда
Относиться к окружающим, помня золотое правило: не делай людям то, чего не желаешь себе.
Относиться к недостаткам окружающих терпеливо (и др)
Педагог: - А теперь пусть каждый поставит под правилами свою подпись, как свидетельство и согласие их соблюдать.
Определение основных понятий
Педагог: В последнее время появились новые понятия такие как: буллинг и моббинг. Сегодня мы с ними познакомимся (слайды на презентации)
Буллинг (от английского bully - хулиган, драчун, задира, грубиян, на-сильник) — травля одного человека другим, агрессивное преследование одного ребенка другими детьми. Буллинг – это систематическое физическое насилие, словесные оскорбления и запугивание детей со стороны одноклассников
Выделяют несколько типов буллинга:
• Физический. Он проявляется, умышленными толчками, ударами, пинками, побоями или нанесение иных телесных повреждений и др. ;
• Поведенческий. Это бойкот, сплетни (распространение заведомо ложных слухов, выставляющих жертву в невыгодном свете, игнорирование, изоляция в коллективе, интриги, шантаж, вымогательства, создание неприятностей (крадут личные вещи, портят дневник, тетради).
• Вербальная агрессия. Выражается в постоянных насмешках, подколах, оскорблениях, окриках и даже проклятиях.
• Кибербуллинг. Самое последнее, но очень популярное среди подростков. Проявляется в травле при помощи социальных сетей или посылании оскорблений на электронный адрес. Сюда входит съемка и выкладывание неприглядного видео в общий доступ.
Моббинг— форма психологического насилия в виде травли в коллективе.Виды моббинга: бойкот, придирки, насмешки, предоставление ложной информации, доносительство, различные издевательства.
И буллинги моббинг – это проявление психологического насилия.
Более наглядно продемонстрировать эти два понятия мне хочется на примере отрывка известного художественного фильма Ролана Быкова «Чучело». Главную роль Лены Бессольцевой в этом фильме исполнила Кристина Орбакайте.
Сюжет фильма следующий: в провинциальную школу приходит новая ученица Лена Бессольцева. Лена селится у своего дедушки-коллекционера картин. В школе девочку встречают с неприязнью и дают ей обидное прозвище «Чучело». И только Дима Сомов относится к девочке с симпатией и оказывает ей поддержку. Всем классом ребята прогуливают урок литературы. Дима Сомов в разговоре с классной руководительницей выдаёт тайну. За прогул урока детям отменяют поездку в Москву в осенние каникулы. Не долго думая, ребята решают найти и наказать предателя. Видя нерешительность Димы Сомова, Лена берет вину на себя. В результате она становится изгоем, одноклассники объявляют ей бойкот, начинают над ней издеваться и даже избивают.
Просмотр видеоролика (отрывок из фильма «Чучело»)
Обсуждение видеоролика
Педагог:
Какие чувства вы испытывали, когда смотрели фильм?
Какие желания, побуждения у вас возникали?
Что вам захотелось сделать?
Какие формы проявления зла вы увидели при просмотре данного фрагмента?
(Ответы детей: и моббинг, и буллинг. Одноклассники насмехаются над девочкой, используют физическое насилие, словесные оскорбления, …Жестокость подростков, унижение сверстников)
Педагог: Вспомните кадры из фильма…Подумайте про себя, совершал ли я подобное… хотел бы я оказаться на месте главной героини?
Всегда ли мы хорошо поступаем по отношению к своим сверстникам?
Педагог: Героиня фильма не смогла найти выход из ситуации в которой оказалась. Что же делать, если по какой-то причине, мы оказались в подобной ситуации? (ответы детей, просмотр слайда)
-обратиться к родителям
-к учителю
-школьному психологу или социальному педагогу
-в школьную службу медиации
-по телефону доверия
Педагог: Каждый из вас должен знать элементарные правила: как себя вести в сложной ситуации и куда обращаться за помощью. А так же вы должны осознавать всю ответственность за проступки, которые совершаете в своей жизни. Применение физического насилия над детьми также уголовно наказуемо, как и над взрослыми. Синяки и ссадины можно зафиксировать в больнице, где их происхождение записывается со слов ребенка. Больница обязана передать информацию в полицию, а полиция — отреагировать. Так же необходимо помнить, что уголовная ответственность наступает с 14 лет.
Подведение итогов. Рефлексия
Педагог: На последнем слайде вы видите рисунок маленького ребенка- так он представляет людей, которые живут в этом мире рядом с ним. Они разные и только одна буква, замененная в слове, делает их равными.
Живите по принципу - «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой».
Педагог: Ребята, сейчас я вас попрошу вспомнить все, о чем мы с вами сегодня говорили, и постараться ответить на следующий вопрос:
- сегодня на занятии мне понравилось или не понравилось….
- я узнал… (ответы детей)
Педагог: Спасибо, ребята, за ваши отзывы, а сейчас вернемся к нашим смайликам, выберите того смайлика, который отражает ваше настроение сейчас. (Ответы детей, показ смайликов) Спасибо за урок. До новых встреч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час « Компьютер - враг, друг, помощник?»
самоанализ классного часаТема « Компьютер - враг, друг, помощник?»Данная тема актуальна, особенно для младшего подросткового возраста. К сожалению, компьютер может оказывать не только поло...
Классный час по теме: «Страна, в которой я хотел бы жить»
Данная тема формирует гражданственность и ответственность, желание быть полезным своей стране. Вызывает интерес к осознанию себя частью своей страны. Формирует культуру отношений к своей стране ...
Внеклассная работа. Презентация по ПДД на тему "Правила дорожного движения помни всегда, чтоб не случалась с тобою беда".
Презентация по правилам дорожного движения "Правила помни всегда, чтоб не случилась с тобою беда"....
Классный час «Давайте говорить друг другу комплименты» (5-7 кл.)
Цель классного часа: развитие умения "входить в положение других", лучше понимать их чувства, мотивы поведения....
КЛАССНЫЙ ЧАС "ТОЛЕРАНТНОЕ ОТНОШЕНИЕ ДРУГ К ДРУГУ"
В РАЗРАБОТКЕ КЛАССНОГО ЧАСА "ТОЛЕРАНТНОЕ ОТНОШЕНИЕ ДРУГ К ДРУГУ" ЗАТРАГИВАЮТСЯ ВОПРОСЫ,КАСАЮЩИЕСЯ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ, ДАЮТСЯ ПОНЯТ...
Классный час "Давайте понимать друг друга с полуслова"
Цель: формирование умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этики....
Классный час «Мы интересны друг другу, потому что мы разные»
В связи, что в последние годы предметом нетерпимости в школе может выступать как национальная, религиозная, этническая, социальная, половая принадлежность ребенка, так и особенности его внешнего ...