Конспект занятия по теме: «Мы должны знать: правовые основы взаимоотношений в семье»
план-конспект занятия (9 класс)

Цель: формировать у учащихся понятие о правовых основах взаимоотношений в семье.

Задачи:

1. обучающие:

  • ознакомить с основными теоретическими понятиями (семья, имущественные и неимущественные права ребёнка, обязанности родителей и др.)
  • учить работать с нормативными документами.

2.  развивающие:                                          

  • развивать умение аргументировать и доказывать свою точку зрения;
  • развивать творческое, логическое и абстрактное мышление, кругозор учащихся;
  • развивать навыки сотрудничества, групповую сплочённость, умение действовать согласованно.

3. воспитательные:

  • формировать правильное отношение к правам и обязанностям ребёнка в семье;
  • способствовать воспитанию уважения и чувства долга перед родителями;
  • способствовать выработке навыков позитивного социального поведения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  занятия по теме: «Мы должны знать: правовые основы взаимоотношений в семье»

Воспитатель:

Устимчикова Наталья Алексеевна

Цель: формировать у учащихся понятие о правовых основах взаимоотношений в семье.

Задачи:

1. обучающие:

  • ознакомить с основными теоретическими понятиями (семья, имущественные и неимущественные права ребёнка, обязанности родителей и др.)
  • учить работать с нормативными документами.

2.  развивающие:        

  • развивать умение аргументировать и доказывать свою точку зрения;
  • развивать творческое, логическое и абстрактное мышление, кругозор учащихся;
  • развивать навыки сотрудничества, групповую сплочённость, умение действовать согласованно.

3. воспитательные:

  • формировать правильное отношение к правам и обязанностям ребёнка в семье;
  • способствовать воспитанию уважения и чувства долга перед родителями;
  • способствовать выработке навыков позитивного социального поведения.

Ход занятия

  1. Оргмомент.

Приветствие, знакомство, установление эмоционального контакта с детьми.  

  1. Подготовка к восприятию нового материала.

1. Введение в тему.

Актуализация знаний. Упражнение «Ассоциации».

  1. Определение темы и цели занятия.

Воспитатель  сообщает тему занятия, обращает внимание на её актуальность, конкретизирует цель.

  1. Освоение нового материала.
  1. Введение нового материала (1 блок).

Воспитатель задаёт вопрос о том, что такое семья. Учащиеся высказывают своё мнение. Воспитатель даёт определение понятия И.В. Габер.

Воспитатель знакомит ребят с нормативными документами, в которых закреплены права детей в семье. Далее сообщает о двух категориях прав ребёнка (имущественные и неимущественные). Учащиеся дают свои толкования этих понятий.

  1. Закрепление (1 блок).

Выполнение упражнения «Оцени ситуацию». Работа в парах с карточками, опираясь на таблицу «Имущественные и неимущественные права ребёнка в семье».

  1. Введение нового материала (2 блок).

Воспитатель обозначает основные обязанности родителей в семье, даёт задание найти соответствующие статьи закона в раздаточном материале.

  1. Закрепление (2 блок).

Учащиеся выполняют упражнение «Дневниковые записи» с опорой на нормативные документы.

Воспитатель, обращаясь к определению понятия «семья», акцентирует внимание на моральной ответственности членов семьи. Предлагает привести примеры из личного опыта.

  1. Создание мини-проекта.
  1. Воспитатель даёт задание создать проект «Портрет семьи» (1 группа – благополучной; 2 группа – неблагополучной), пользуясь раздаточным материалом (вырезки из журналов, маркеры, клей, ватман).
  2. Представление мини-проекта.  
  1. Подведение итогов.
  1. Воспитатель подводит итоги занятия, спрашивая учащихся, как полученные на занятии знания пригодятся им в жизни.
  2.  Рефлексия.
  3. Заключительное слово воспитателя.

Конспект  «Мы должны знать: правовые основы взаимоотношений в семье»

Здравствуйте ребята, сегодня наше занятие посвящается  «Правовым основам взаимоотношений в семье»

  (слайд 1 – семья-картинка)

Вручаю галстуки; «пусть эти яркие галстуки подарят вам хорошее настроение, лучезарную улыбку и радость, и конечно помогут в дальнейшей работе».

Сегодня мы поговорим с вами о правах и обязанностях членов семьи. (слайд 2- тема). Назовите свои ассоциации со словом «семья». (рисую кластер)

А теперь обобщите, дайте определение этому понятию. Семья – это….

 Молодцы, вы все правы, а по определению научного сотрудника кафедры охраны здоровья и основ безопасности жизнедеятельности Новосибирского института повышения квалификации Ирины Габер  (слайд 3-определение семьи)

семья – это основанная на браке или кровном родстве группа людей, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.  Именно о моральной и правовой ответственности мы поговорим подробнее.

Правовые нормы в семье – это права ребёнка и обязанности родителей, которые регламентированы  (слайд 4- внешний вид документов) Конвенцией ООН о правах ребёнка, Конституцией РФ, СК РФ. Выдержки из этих документов уже лежат перед вами. Они помогут вам в дальнейшей работе.

У ребёнка в семье есть две категории прав: имущественные и неимущественные.

Как вы понимаете, какие права относятся к имущественным

(ответы)

Спасибо. Вы правы----Я уточню….

Имущественные права связаны с владением, пользованием и распоряжением имуществом.

Какие права вы отнесёте к неимущественным? Спасибо

Неимущественные права относятся к категории нематериальных благ, они неразрывно связаны с личностью их носителей, поэтому называются ещё личными.

Из нормативных документов приведите примеры имущественных и неимущественных прав детей.

(Ответы)

Ваши ответы мы представим в виде таблицы (слайд 5-таблица, распечатка)

Личные неимущественные

Имущественные

Право жить и воспитываться в семье

Права на получение содержания от своих родителей и других членов семьи

Право на общение с родителями и другими родственниками

Право собственности на доходы, полученные ребёнком, имущество, полученное им в дар или порядке наследования

Право на защиту

Право владеть и пользоваться имуществом родителей при совместном с ними проживании по их взаимному согласию

Право выражать своё мнение

Право на имя, отчество и фамилию

Право на общение с обоими родителями

1 упражнение

А теперь выполним упражнение «Оцени ситуацию» 

Работаем в парах по цвету галстуков красный – зелёный.

Используя материал таблицы, оцените, какие права главного героя нарушены в предложенных сказках.

Детям даются сказки:

  1. Маугли воспитывается волками, медведем Балу (нарушено право жить и воспитываться в семье);
  2. Гадкого утёнка обижали даже родители (право на защиту);
  3. Золушке было запрещено пользоваться имуществом родителей (право на получение содержания, право владеть и пользоваться имуществом родителей);
  4. при рождении его назвали Мальчик-с-пальчик. (право на имя)

Молодцы, вы правы ….

Соблюдение  прав ребёнка неразрывно связано с обязанностями родителей, которые также регламентированы законами. В каком из законов они обозначены более чётко?  

СК

Конечно обязанностей родителей много, но основные из них следующие: Слайд 6 – обязанности родителей

Обеспечение образования и воспитания, материальное обеспечение, представление интересов ребёнка в  различных официальных структурах

Выполним  упражнение 2 «дневниковые записи»- определим по выдержкам из личных дневников детей, какие обязанности родители в семье не выполняют, какие права детей нарушают? (записи на слайдах - фронтальная работа) – 3 ситуации  (слайды 7-9)

(слайд 10 – определение семьи) Вернёмся к определению понятия семья. Какой ещё ответственностью связаны члены семьи? (мор)

Да, Существуют ещё и моральные правила, которые не регламентированы законом, но соблюдение которых не менее важно. Это обязанности детей и права родителей.

- каковы обязанности детей в семье? (посуда, уборка, забота о братьях сёстрах, ежедневные обязанности)

- а на что родители имеют право (на помощь, заботу, уважение, внимание, любовь)

А в своей семье вы соблюдаете права родителей и какие?

А сейчас, объединитесь по цвету галстуков,  создайте портрет семьи. 1 группа – благополучной семьи, 2 – неблагополучной. Используйте этот материал, выберите, что необходимо вам по теме, разместите на ватмане, подготовьте защиту своего мини-проекта. (группам: Вывод вашей презентации: Благополучная – это…, неблагополучной семьёй считается…..)

музыка

Воспитатель: Я надеюсь, что семьи, которые в будущем создадите вы, будут благополучными и счастливыми. (слайд 11- семья на фоне ромашек)

Итог: на сегодняшнем занятии мы рассмотрели понятие семья, узнали о правах и обязанностях членов семьи. Скажите, как полученные сегодня знания пригодятся вам в жизни?

Ответы.

Рефлексия.: а сейчас я прошу вас одним словом, одной фразой выразить своё эмоциональное состояние.

Воспитатель: галстук придаёт любому костюму строгость. Я прошу вас не относиться к знаниям, полученным сегодня, легкомысленно, вам создавать собственную семью. В нашей стране летом отмечается день любви и верности – это праздник семьи, символом которого является ромашка. Ещё один подарок от меня – ромашка с высказыванием о семье.

Спасибо за занятие.



Предварительный просмотр:

Карточка № 1

ВЫДЕРЖКИ ИЗ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 17

2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

Статья 21

1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию

Статья 22

  1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

Статья 23

1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

Статья 38

1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

Статья 43

1. Каждый имеет право на образование.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

Карточка № 1

ВЫДЕРЖКИ ИЗ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

КОНВЕНЦИЯ ООН О ПРАВАХ РЕБЁНКА

Статья 7

  1. Ребёнок с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу.

Статья 9

3 .Государства-участники уважают право ребёнка, который разлучается с одним или обоими родителями, поддерживать на регулярной основе личные отношения и прямые контакты с обоими родителями, за исключением случая, когда это противоречит наилучшим интересам ребёнка.

Статья 12

  1. Государства-участники обеспечивают ребёнку, способному сформулировать собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды, по всем вопросам, затрагивающим ребёнка.

Статья 13

  1. Ребёнок имеет право свободно выражать своё мнение…

Статья 19

  1. Государства-участники принимают все необходимые меры с целью защиты ребёнка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации со стороны родителей, опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребёнке.

Статья 27

  1. Родитель(и) или другие лица, воспитывающие ребёнка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребёнка.

Карточка № 1

ВЫДЕРЖКИ ИЗ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  

ГЛАВА 11. ПРАВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ

Статья 54. Право ребёнка жить и воспитываться в семье  

  1. Ребёнком признаётся лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия).
  2. Каждый ребёнок имеет право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит их интересам.

Статья 55. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками

1. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками.

Статья 56. Право ребенка на защиту

1. Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов.

Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими).

2. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).

Статья 57. Право ребенка выражать свое мнение

1. Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы.

Статья 58. Право ребенка на имя, отчество и фамилию

1. Ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию.

Статья 60. Имущественные права ребенка

1. Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, которые установлены разделом V настоящего Кодекса.

3. Ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.

4. Дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию.

Глава 12. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ

Статья 61. Равенство прав и обязанностей родителей

1. Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права).

Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей

1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.

2. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования.

Статья 64. Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей.

  1. Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей.

Статья 65. Осуществление родительских прав

1. Родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.



Предварительный просмотр:

Карточка № 2

ПРАВА РЕБЁНКА

Личные неимущественные

Имущественные

Право жить и воспитываться в семье

Права на получение содержания от своих родителей и других членов семьи

Право на общение с родителями и другими родственниками

Право собственности на доходы, полученные ребёнком, имущество, полученное им в дар или порядке наследования

Право на защиту

Право владеть и пользоваться имуществом родителей при совместном с ними проживании по их взаимному согласию

Право выражать своё мнение

Право на имя, отчество и фамилию

_____________________________________________________________________________

Карточка № 2

ПРАВА РЕБЁНКА

Личные неимущественные

Имущественные

Право жить и воспитываться в семье

Права на получение содержания от своих родителей и других членов семьи

Право на общение с родителями и другими родственниками

Право собственности на доходы, полученные ребёнком, имущество, полученное им в дар или порядке наследования

Право на защиту

Право владеть и пользоваться имуществом родителей при совместном с ними проживании по их взаимному согласию

Право выражать своё мнение

Право на имя, отчество и фамилию



Предварительный просмотр:

Карточка № 3

УПРАЖНЕНИЕ «ОЦЕНИ СИТУАЦИЮ»

Пользуясь таблицей на карточке № 2, определите, какое право ребёнка нарушено.

  1. Вспомните сказку Киплинга о Маугли. В каких условиях жил и воспитывался мальчик? Какое право ребёнка нарушено?

____________________________________________________________________________________

Карточка № 3

УПРАЖНЕНИЕ «ОЦЕНИ СИТУАЦИЮ»

Прочтите цитату из предложенной сказки. Пользуясь таблицей на карточке № 2, определите, какое право ребёнка нарушено.

Из сказки Г.Х.Андерсена «Гадкий утёнок».

Все гнали бедного утенка, даже братья и сестры сердито говорили ему: “Хоть бы кошка утащила тебя, несносный урод!” А мать прибавляла: “Глаза б мои на тебя не глядели!”

____________________________________________________________________________________

Карточка № 3

УПРАЖНЕНИЕ «ОЦЕНИ СИТУАЦИЮ»

Прочтите цитату из предложенной сказки. Пользуясь таблицей на карточке № 2, определите, какое право ребёнка нарушено.

Из русской народной сказки «Гуси-лебеди».

 Выбежала девочка в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом. Тут она догадалась, что они унесли ее братца: про гусей-лебедей давно шла дурная слава — что они пошаливали, маленьких детей уносили.

__________________________________________________________________________________

Карточка № 3

УПРАЖНЕНИЕ «ОЦЕНИ СИТУАЦИЮ»

Прочтите цитату из предложенной сказки. Пользуясь таблицей на карточке № 2, определите, какое право ребёнка нарушено.

         Из сказки Шарля Перро «Золушка»

Спала она на чердаке, под самой крышей, на колючей соломенной подстилке. А у обеих сестриц были комнаты с паркетными полами цветного дерева, с кроватями, разубранными по последней моде, и с большими зеркалами, в которых можно было увидеть себя с головы до ног.

_____________________________________________________________________________________

Карточка № 3

УПРАЖНЕНИЕ «ОЦЕНИ СИТУАЦИЮ»

Прочтите цитату из предложенной сказки. Пользуясь таблицей на карточке № 2, определите, какое право ребёнка нарушено.

        Из сказки Шарля Перро «Мальчик-с-пальчик».

Жил был однажды дровосек, и было у них с женой семеро сыновей: два близнеца по десять лет, два близнеца по девять лет, два близнеца по восемь лет и один младшенький семи лет. Он был очень маленький и молчаливый. Когда он родился, то был ростом не больше вашего пальца, поэтому его и назвали Мальчик-с-пальчик.



Предварительный просмотр:

Карточка № 4

УПРАЖНЕНИЕ «ДНЕВНИКОВЫЕ ЗАПИСИ»

  1. «Вчера был День рождения. Тётя Тома подарила мне сотовый телефон. Папа забрал его. Сказал, что мне рано, он будет мешать мне учиться и вообще его могут украсть. Но это же мой подарок!»

  1. «Надоело каждый день слушать, как родители ссорятся. Я стал из дома уходить. Сегодня вечером в полицию попал. Вызвали родителей. А они за своё. Мама кричит, чтобы папа меня воспитывал, а отец говорит: «Что ты за мать, если такого сына вырастила?!».

  1. «Скучаю по папе, давно его не видел. После развода мама не разрешает нам встречаться, говорит, что он негодяй, обидел её, и я должен думать так же, иначе я предатель».

__________________________________________________________________

Карточка № 4

УПРАЖНЕНИЕ «ДНЕВНИКОВЫЕ ЗАПИСИ»

  1. «Вчера был День рождения. Тётя Тома подарила мне сотовый телефон. Папа забрал его. Сказал, что мне рано, он будет мешать мне учиться и вообще его могут украсть. Но это же мой подарок!»

  1. «Надоело каждый день слушать, как родители ссорятся. Я стал из дома уходить. Сегодня вечером в полицию попал. Вызвали родителей. А они за своё. Мама кричит, чтобы папа меня воспитывал, а отец говорит: «Что ты за мать, если такого сына вырастила?!».

  1. «Скучаю по папе, давно его не видел. После развода мама не разрешает нам встречаться, говорит, что он негодяй, обидел её, и я должен думать так же, иначе я предатель».

______________________________________________________________________

Карточка № 4

УПРАЖНЕНИЕ «ДНЕВНИКОВЫЕ ЗАПИСИ»

  1. «Вчера был День рождения. Тётя Тома подарила мне сотовый телефон. Папа забрал его. Сказал, что мне рано, он будет мешать мне учиться и вообще его могут украсть. Но это же мой подарок!»

  1. «Надоело каждый день слушать, как родители ссорятся. Я стал из дома уходить. Сегодня вечером в полицию попал. Вызвали родителей. А они за своё. Мама кричит, чтобы папа меня воспитывал, а отец говорит: «Что ты за мать, если такого сына вырастила?!»

  1. «Скучаю по папе, давно его не видел. После развода мама не разрешает нам встречаться, говорит, что он негодяй, обидел её, и я должен думать так же, иначе я предатель».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Правовые основы брака и семьи"

Методическая разработка урока...

Урок по теме "Правовые основы брака и семьи"

Методическая разработка урока...

Родительское собрание на тему: «Что должны знать родители, если их ребёнок пошёл в 5 класс»

Родительское собрание на тему:«Что должны знать родители, если их ребёнок пошёл в 5 класс»Задачи: ознакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к обучению в пятом классе; предложит...

Урок обществознания.10 кл.Брак и семья. Правовые основы брака и семьи.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний....

Презентация для урока по теме "Правовые основы взаимоотношения полов"

Сопроводительная презентация для урока по теме "Правовые основы взаимоотношения полов в РФ". Представлены основные права и обяанности супругов. Рассмотрены основные положения по вступле...

Родительское собрание Тема: «Что должны знать родители, когда их ребенок идет в 5 класс»

Родительское собрание Тема: «Что должны знать родители, когда их ребенок идет в 5 класс»Цель: знакомство классного руководителя с родительским составом класса...

Родительское собрание на тему: «Что должны знать родители, если их ребёнок пошёл в 5 класс»

Родительское собрание на тему:«Что должны знать родители, если их ребёнок пошёл в 5 класс»Задачи: ознакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к обучению в пятом ...