Хакасский фольклор "Абахай"
презентация к уроку (9, 10 класс)
Цель праздника:
воспитание толерантности и уважения к людям разных национальностей, приобщение обучающихся к традициям национальных культур через творчество.
Задачи праздника:
- знакомство с национальным фольклором хакасов;
- сплочение классного коллектива, развитие школьных традиций, творческих и коммуникативных способностей обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Фольклор хакасов | 1.67 МБ |
Фольклор хакасов "Абахай" | 13.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
1.
Наиболее богатым жанром Xакасского фольклора является героический эпос.
Героические эпосы были созданы в период борьбы с монголами и джунгарами. Эпосы издревле исполняли хайджи.
2.
Одно из наиболее известных героических эпосов «Абахай Пахта».
3.
Красавица Абахай Пахта жила в долине Абакана и с детского возраста была засватана за достойного юношу Ачирке Миргена. Осенью подходил срок назначенной свадьбы.
4.
Ачирке Мирген, выросший бравым парнем с белым лицом и косичкой, величиной с колотушку, очень любил Абахай Пахту.
5.
Однажды из Черной Монголии нагрянул военный отряд, возглавляемый монгольским царевичем Хургун-Тайджи.
Он захватил в плен хакасскую красавицу накануне свадьбы, во время девичника и увез в свой дворец.
6.
Долгих три года прожила Абахай Пахта в неволе и родила монгольскому правителю двух мальчиков - Ах-Таса и Кок-Таса. При первой возможности она, бросив детей на произвол судьбы, бежала на родину.
7.
На скакуне монгольского хана Абахай Пахта перескочила Енисей и остановилась на другом берегу великой реки
8.
В этот момент на противоположном берегу Енисея появилась погоня во главе с Хургун-Тайджи. Сын монгольского хана, не имея возможности переправиться через бурные воды Енисея, стал звать Абахай Пахту: «Вернись назад! У нас есть злато, серебро, у нас есть совместные дети!»
«Хорошо, - ответила Абахай Пахта, - приведи сюда двух моих сыновей, тогда решим!».
9.
Через некоторое время люди Хургун-Тайджи привезли ее малышей. Со слезами на глазах Абахай Пахта поставила условие монгольским неприятелям: «Бросьте моих сыновей в холодные воды Енисея и только тогда я смогу вернуться!».
Подчинившись ее воле, Хургун-Тайджи выполнил невыносимое требование. Однако, как только малыши захлебнулись в потоке великой реки,
Абахай Пахта произнесла: «Не вырастут мои сыновья врагами моего народа! Нет больше моих детей и снова я одна. Теперь я смогу вернуться на родину!». Села она верхом на скакуна и помчалась в родные места.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Человек и природа в произведениях хакасских поэтов и художников.
Урок - путешествие был разработан в рамках национального регионального компонента. Схема урока может быть применима для других регионов нашей страны....
Разработка внеклассного мероприятия:"Традиции хакасской кухни для тех,кто заботится о своем здоровье"
Разработка внеклассного мероприятия"Традиции хакасской кухни для тех,кто заботится о своем здоровье" поможет ознакомить с национальными традициями в кулинарии,способствует развитию культуры здорового ...
Тест Орнамент в хакасских узорах
Тест создан для интегрированного урока технологии и математики (в коррекционном классе) "Симметрия в хакасских узорах"...
Методическая статья Топонимика Хакасии. Использование хакасских легенд и мифов при изучении географии.
Географические названия встречаются всюду – на карте, в почтовом адресе, в газетной статье, слышны в разговорах. Они позволяют нам ориентироваться в пространстве и в то же время повергают ...
Элементы теории вероятности в хакасских народных играх
Если сравнить с тысячелетней историей математики, теория вероятностей — наука совсем молодая, первые научные трактаты, связанные с ней, появляются только в XVI в. Но то, что случайность подчиняетс...
"Традиционное воспитание ЗОЖ в хакасской семье"
В данном докладе вы сможете узнать о традициях народов Хакасии, о том , как сейчас поддерживаются эти традиции....
Урок-проект по хакасской литературе «По страницам жизни и творчества А.А. Халларова - известного хакасского писателя»
Класс: 8Тип проекта: творческо-исследовательский, практический (по виду деятельности), групповойЦель реализации проекта: создание условий для вовлечения обучающихся в проектную деятельность по х...