Кружок "Дошка"
рабочая программа (6 класс)
Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих предков. Не случайно сегодня выходит изрядное количество книг и материалов по народному декоративно – прикладному искусству. Народное декоративно – прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в глушь, благотворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно – прикладного искусства проникают в быт людей.
Видеть красоту предметов декоративно - прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка?
В.А.Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». На мой взгляд этим требованиям отвечает курс декоративно-прикладного искусства.
Образовательная программа дополнительного образования детей актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.
Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_doshka_irgit_i.b.odt | 48.24 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих предков. Не случайно сегодня выходит изрядное количество книг и материалов по народному декоративно – прикладному искусству. Народное декоративно – прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в глушь, благотворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно – прикладного искусства проникают в быт людей.
Видеть красоту предметов декоративно - прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка?
В.А.Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». На мой взгляд этим требованиям отвечает курс декоративно-прикладного искусства.
Образовательная программа дополнительного образования детей актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.
Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Цели программы:
Развитие творческих способностей младших школьников, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.
- Обеспечение дополнительных знаний по трудовому обучению.
- Возрождение интереса у детей и подростков к профессиям, связанные с деревообработкой.
- Воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого человека, любви к родному краю и себе.
- Формирование личности с широким творческим кругозором, воспитание общей культуры, привитие обучаемым нравственных норм поведения.
Образовательная цель - развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению через овладение основами технологии изготовления изделий своими руками.
Цели будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам».
Задачи
Образовательные задачи:
Обучение соблюдению требований охраны труда и техники безопасности;
Обучить изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов: древесина, фанера, ДВП, ДСП, кожа и природного материала;
Учить выполнять работу коллективно, развивать проектные способности младших школьников.
Развивающие задачи:
Развитие системы знаний и умений, необходимых будущему хозяину дома.
Развивать воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, интерес к истории родного края, его культуре;
Развитие творческих способностей.
Воспитательные задачи:
Формирование гражданской позиции, патриотизма.
Воспитывание эстетического вкуса, чувство прекрасного, товарищества, личной ответственности, гордость за свой выполненный труд.
Воспитание и развитие художественного вкуса и уважения к труду.
Условия реализации образовательной программы
Условия набора
В данный коллектив принимаются все желающие. Для занятий в кружке объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ.
Программа рассчитана на детей среднего школьного возраста 12-13 лет. Нижняя граница возраста объясняется трудоемкостью выполнения, а также необходимостью начальной теоретической подготовки. Границы возраста могут варьироваться с учетом индивидуальных особенностей детей.
Предполагаемые результаты освоения школьниками курса внеурочной деятельности
Во-первых, это личностные результаты. Следовательно, в данном разделе необходимо перечислить:
- Те социально значимые знания, которые планируется передать детям;
- Те социально значимые отношения, которые планируется у них развивать;
- Тот опыт социально значимого действия, приобретение которого школьниками планируется организовать.
Во-вторых, это метапредметные результаты. Следовательно, здесь важно перечислить те универсальные учебные действия, которые могут формироваться у школьников в процессе освоения данной программы внеурочной деятельности.
Кроме того, в этом разделе могут найти отражение и учебные результаты, которые, могут быть связаны с профилем данного курса внеурочной деятельности.
Например:
Предполагаемые результаты реализации программы.
Личностные результаты обучения
- Формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
- Осваивать социальные нормы, правила поведения, роли и формы социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.
- Развивать моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формировать нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам.
4.Формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- осознавать свои личные качества, способности и возможности
- осознавать свои эмоциональные состояния и учиться саморегуляции
- овладевать навыками саморегуляции в общении со сверстниками и учителями
Познавательные УУД:
- адекватно воспринимать оценки учителей
- уметь распознавать чувства других людей
- обогатить представления о собственных ценностях и их роли в жизни
- уметь формулировать собственные проблемы
Коммуникативные УУД:
- учиться строить взаимоотношения с окружающими
- учиться конструктивно разрешать конфликтные ситуации
- учиться правильно вести себя в ситуации проявления агрессии со стороны других
- учиться самостоятельно решать проблемы в общении с друзьями
- формулировать свое собственное мнение и позицию
- учиться толерантному отношению к другому человеку
При проведении занятий по курсу «Дошка» необходимо использовать следующие технологии:
- Личностно-ориентированные технологии.
- Технологию разноуровневого (дифференцированного) обучения.
- Диалогические технологии.
- КСО
- Технологии проблемного обучения (исследовательский метод).
- Коммуникативно-информационные технологии.
- Технология учебно-игровой деятельности.
- Технология проектной деятельности.
Режим занятий
Программа рассчитана на 1 год обучения: 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Наполняемость:
Наполняемость группы 10 человек. Она обусловлена тем, что обучающие занятия носят как индивидуальный, так и групповой (пары или подгруппы) характер. При этом неизбежными являются занятия в смешанной группе, предполагающей разный возраст и разную степень интеллектуальной подготовки учеников. В ходе занятий в смешанной группе обучающиеся изучают общую тему, но при этом выполняют различные по степени сложности и объему задания.
Особенности организации образовательного процесса
- учащиеся изучают предмет, развивают свои таланты, приобретают навыки позитивного общения. В кружке организовано воспитание и образование детей в разновозрастной группе. Ведущий вид деятельности – практический.
Всего на работу кружка отводится 2 часа в неделю.
Внеурочная деятельность организована во второй половине дня, она направлена на воспитание толерантности учащихся, уважение достоинства человека с разными возможностями, развитие коммуникативных умений, культуры поведения, развитие творческих задатков и способностей учащихся. Планирование и организация обучения осуществляется в соответствии с программами обучения детей.
Формы организации образовательного процесса:
– для решения обучающих, развивающих и воспитательных задач используются формы обучения:
Фронтальная форма
-предусматривает подачу учебного материала всему коллективу учеников. Индивидуальная форма
-предполагает самостоятельную работу обучающихся. Она предполагает оказание такой помощи каждому из них со стороны педагога, которая позволяет, не уменьшая активности ученика, содействовать выработке навыков самостоятельной работы.
Групповая форма
- в ходе групповой работы учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Все это способствует более быстрому и качественному выполнению задания. Групповая работа позволяет выполнить наиболее сложные и масштабные работы с наименьшими материальными затратами, так как каждый обучающийся может научиться конкретному приему на отдельном образце, который является частью изделия. Особым приемом при организации групповой формы работы является ориентирование учеников на создание так называемых «творческих пар» или подгрупп с учетом их возраста и опыта работы в кружке.
Методы проведения занятий
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия в кружке «Дошка»:
1. Словесные методы обучения:
устное изложение;
2. Знакомство с историей народного промысла;
беседа;
3.Наглядные методы обучения:
- показ видеоматериалов, иллюстраций;
- показ, исполнение педагогом;
- наблюдение;
- работа по образцу
4. Практические методы обучения
практическая работа
Дидактический материал:
-технологические таблицы, конструкционные схемы, плакаты по деревообработке, фотографии готовых изделий, раздаточный материал(древесина, фанера, ДВП, ДСП), кожа компьютерные программные средства и др.
Формы подведения итогов реализации программы
Для закрепления полученных знаний и умений большое значение имеет коллективный анализ ученических работ. При этом отмечаются наиболее удачные решения, оригинальные подходы к выполнению задания, разбираются характерные ошибки.
Подведение итогов может осуществляться в следующих формах: Текущая и тематическая аттестация - тестирование, творческие, практические работы.
Промежуточная аттестация - защита творческого проекта, участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, ярмарках.
Ожидаемый результат
К концу года обучения учащиеся должны знать:
роль техники и технологии художественной обработки материалов в развитии цивилизации;
- инструментов (ножовка, рубанок, лобзик, резак и др.);
- свойства наиболее распространенных конструкционных материалов (при выборе материала для выполнения проекта);
- традиционные и новейшие технологии художественной обработки разных материалов;
- возможность и область применения ПЭВМ в современном производстве;
- роль проектирования в преобразовательной деятельности, основные этапы выполнения проектов;
- правила выполнения чертежей, эскизов, технических рисунков.
К концу года обучения учащиеся должны уметь:
- рационально организовать свое рабочее место, соблюдать правила техники безопасности;
- выполнять разработку несложных проектов, конструировать простые изделия с учетом требований дизайна;
- читать чертежи, эскизы деталей и сборочных единиц;
- составлять или выбирать технологическую последовательность изготовления изделия в зависимости от предъявляемых к нему технико – технологических требований и существующих условий;
- выполнять основные технологические операции и осуществлять подбор материалов, заготовок, фурнитуры, инструмента, приспособлений, орудий труда;
- собирать изделия по схеме, чертежу, эскизу и контролировать его качество;
- выполнять не менее одного вида художественной обработки материалов с учетом региональных условий и традиций;
- осуществлять анализ экономической деятельности, проявлять предпринимательскую инициативу.
Содержание программы
Детям предлагаются художественно-технические приемы изготовления простейших изделий, доступных для младших школьников объектов труда.
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами (древесина, фанера, ДВП, ДСП, и природного материала и т.д.), изготовление изделий, различных полезных предметов для школы и дома.
По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ.
Содержание в каждой возрастной группе разделено по видам обрабатываемых материалов.
Структура программы:
Раздел «Вырезание фигур животных»
Раздел «Работа с кожей»
Раздел «Резьба по дереву»
Материально-техническое обеспечение реализации образовательной программы
Учебно-материальная база мастерских, оборудование, оснащение:
Станки, оборудование, столярный верстак, лобзик, приборы для выжигания, СТД-100, резцы по дереву, ножовки по дереву, кернер, киянка, рубанок и т. д.
Ручные инструменты и др. позволяет проводить все технологические операции, свойственные художественной обработке древесины в условиях общеобразовательной школы.
Методическое обеспечение
Программы, методические пособия, книги, на которые будет производится опора в работе кружка, перечислены в разделе “литература”.
Оснащение столярной мастерской, в которой будут проходить занятия, перечислено в соответствующих требованиях.
Для проведения викторин, презентаций и конкурсов возможно использование интерактивного оборудования.
Методические рекомендации по проведению занятия
Инструктаж по технике безопасности при проведении работ проводится на каждом занятии.
Быстрая, интересная вступительная часть занятия, включающая анализ конструкции изделия и разработку технологического плана должна являться базой для самостоятельной практической работы без помощи учителя.
Желательно около половины учебного времени отводить на так называемые комплексные работы — изготовление изделий, включающих несколько разнородных материалов, поскольку именно в этих случаях наиболее ярко проявляются изменения их свойств, а сформированные ранее трудовые умения по обработке отдельных материалов ученик вынужден применять в новых условиях.
Выбирая изделие для изготовления, желательно спланировать объем работы на одно занятие, если времени требуется больше, дети заранее должны знать, какая часть работы останется на второе занятие. Трудные операции, требующие значительного умственного напряжения и мышечной ловкости, обязательно должны быть осознаны детьми как необходимые.
Учителю необходимо как можно меньше объяснять самому, стараться вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать, торопить детей и сразу стремиться на помощь. Ребенок должен попробовать преодолеть себя, в этом он учится быть взрослым, мастером.
На занятии кружка должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделие; причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия.
В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела. Учитель может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в данной группе.
В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющие политехнический кругозор детей.
Результатом реализации данной учебной программы являются выставки детских работ, как местные (на базе школы, города), так и районные, областные. Поделки-сувениры используются в качестве подарков для первоклассников, дошкольников, ветеранов, учителей, родителей и т.д.; оформления зала для проведения праздничных мероприятий.
Учебно-тематический план
1-2 урок | Беседа. Знакомство. Рисование Страны Мастеров. | Рисование по памяти. |
3-4 урок | Работа с природным материалом | Вырезание фигур животных |
5-6 урок | Работа с природным материалом | Вырезание фигур животных |
7-8 урок | Работа с природным материалом | Вырезание фигур животных |
9-10 урок | Работа с природным материалом | Шлифование работ |
11-12 урок | Тувинские узоры. | Рисование узоров |
13-14 урок | Выбор материала для резьбы. | Заготовка для резьбы |
15-16 урок | Инструменты для резьбы. | Виды резцов |
17-18 урок | Заточка и правка инструментов. | Работа на точильном станке |
19-20 урок | Виды резьбы и техника безопасности. | Выбор узоров |
21-22 урок | Практическая работа. | Резьба по дереву |
23-24 урок | Практическая работа. | Резьба по дереву |
25-26 урок | Практическая работа. | Резьба по дереву |
27-28 урок | Практическая работа. | Резьба по дереву |
29-30 урок | Техника геометрической резьбы | Работа с трафаретом |
31-32 урок | Рельефная резьба. | Вырезание узоров |
33-34 урок | Прорезная резьба. | Резьба по дереву |
35-36 урок | Скульптурная резьба. | Выбор фигур животных |
37-38 урок | Конская упряжь. | История работы с кожей |
39-40 урок | Инструменты для работы. | Заточка резцов |
41-42 урок | Замачивание кожи. | Подготовка материалов |
43-44 урок | Практическая работа. | Работа с кожей |
45-46 урок | Практическая работа. | Работа с кожей |
47-48 урок | Практическая работа. | Работа с кожей |
49-50 урок | Практическая работа. | Работа с кожей |
51-52 урок | Практическая работа. | Работа с кожей |
53-54 урок | Практическая работа. | Работа с кожей |
55-56 урок | Творческие проекты. | Выбор материала для работы |
57-58 урок | Кухонный набор. | Работа на циркулярном станке |
59-60 урок | Кухонный набор. | Резьба по дереву |
61-62 урок | Кухонный набор. | Резьба по дереву |
63-64 урок | Нанесение лака по дереву на изделия. | Лако- красочная работа |
65-66 урок | Нанесение лака по дереву на изделия. | Лако- красочная работа |
67-68 урок | Защита работ. Выставка работ. | Итоговая выставка |
Календарно– тематическое планирование
на 2019 — 2020 учебный год
№ | Темы | часы | Дата 6 «Б» | Дата 7 «В» | ||
план | факт | план | факт | |||
1 | Беседа. Знакомство. Рисование Страны Мастеров. | 2 | 04.09 | 06.09 | ||
2 | Работа с природным материалом | 2 | 11.09 | 13.09 | ||
3 | Работа с природным материалом | 2 | 18.09 | 20.09 | ||
4 | Работа с природным материалом | 2 | 25.09 | 27.09 | ||
5 | Работа с природным материалом | 2 | 02.10 | 04.10 | ||
6 | Тувинские узоры. | 2 | 09.10 | 11.10 | ||
7 | Выбор материала для резьбы. | 2 | 16.10 | 18.10 | ||
8 | Инструменты для резьбы. | 2 | 23.10 | 25.10 | ||
9 | Заточка и правка инструментов. | 2 | 30.10 | 01.11 | ||
10 | Виды резьбы и техника безопасности. | 13.11 | 15.11 | |||
11 | Практическая работа. | 2 | 20.11 | 22.11 | ||
12 | Практическая работа. | 2 | 27.11 | 29.11 | ||
13 | Практическая работа. | 2 | 04.12 | 06.12 | ||
14 | Практическая работа. | 2 | 11.12 | 13.12 | ||
15 | Техника геометрической резьбы | 2 | 18.12 | 20.12 | ||
16 | Рельефная резьба. | 2 | 25.12 | 27.12 | ||
17 | Прорезная резьба. | 2 | 15.01 | 17.01 | ||
18 | Скульптурная резьба. | 2 | 22.01 | 24.01 | ||
19 | Конская упряжь. | 2 | 29.01 | 31.01 | ||
20 | Инструменты для работы. | 2 | 05.02 | 07.02 | ||
21 | Замачивание кожи. | 2 | 12.02 | 14.02 | ||
22 | Практическая работа. | 2 | 19.02 | 21.02 | ||
23 | Практическая работа. | 2 | 26.02 | 28.02 | ||
24 | Практическая работа. | 2 | 05.03 | 07.03 | ||
25 | Практическая работа. | 2 | 12.03 | 14.03 | ||
26 | Практическая работа. | 2 | 19.03 | 21.03 | ||
27 | Практическая работа. | 2 | 02.04 | 04.04 | ||
28 | Творческие проекты. | 2 | 09.04 | 11.04 | ||
29 | Кухонный набор. | 2 | 16.04 | 18.04 | ||
30 | Кухонный набор. | 2 | 23.04 | 25.04 | ||
31 | Кухонный набор. | 2 | 30.04 | 02.05 | ||
32 | Нанесение лака по дереву на изделия. | 2 | 14.05 | 16.05 | ||
33 | Нанесение лака по дереву на изделия. | 2 | 21.05 | 23.05 | ||
34 | Выставка работ. | 2 | 28.05 | 30.05 |
Литература:
- Адыг-Тюлюш Л.С. Тыва чоннун хээлери, угулзалары; ред.: Адыгбай Ч.О., 2017
- Глозман А.Е., Глозман Е.С., Ставрова О.Б., Хотунцев Ю.Л. Технология. Технический труд, 5 – 9 классы. – М., 2004.
- Коваленко В.И., Кулененок В.В. Объекты труда, 5 – 9 классы. – М.: Просвещение, 1990.
- Лукачи А. Игры детей мира. – М.: Молодая гвардия, 1977.
- Пешков Е.О., Фадеев Н.И. Технический словарь школьника. – М.: Просвещение, 1963.
- Рихвк Э.В. Мастерим из древесины. – М.: Просвещение, 1989.
- Симоненко В.Д. Сборник творческих проектов учащихся по технологии. – М.: Издательский центр «Вентана – Граф», 2005.
- Соколов Ю.В. Альбом по выпиливанию. – М. : Лесная промышленность,1991