Если хочешь быть здоров!
методическая разработка

Савина Вера Ивановна

Разработка внеклассное мероприятие для проведения его во внеурочное время

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esli_hochesh_byt_zdorov.docx666.77 КБ

Предварительный просмотр:

        

        Актуальность. Забота о здоровье детей - важнейшая задача всего общества. В последние десятилетия во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Новые подходы в вопросах формирования здоровья способствуют созданию новых образовательно-оздоровительных программ по валеологии, начиная с детского возраста, поскольку именно в этот период у человека  закладываются основные навыки здорового образа жизни.
        
Инновационная направленность.       Система моей работы включает не только вопросы технологии аппликации природными материалами, но и развитие физического и духовного здоровья детей. Ведь важно не только научить ребенка есть здоровую пищу и ухаживать за своим организмом, необходимо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Ведущим фактором на занятиях в студии является развитие мотивационной сферы здорового образа жизни. Таким образом, занятия носят интегрированный характер, где комплексно решаются задачи трудового и валеологического воспитания.

        Краткая аннотация.  Данное занятие входит в цикл воспитательных занятий студии «Природа и фантазия» с использованием здоровьесберегающих технологий, опирающихся на современные программы и методики по валеологическому воспитанию. Это занятие для детей 7-12 лет с использованием валеологических, артикуляционных и динамических упражнений, профилактической гимнастики для верхних дыхательных путей.

C:\Users\Мама\Desktop\DSC00936.JPG

План-конспект внеклассного занятия по теме:

«Если хочешь быть здоров»

Цели занятия:

        Образовательная: учить следить за собственной гигиеной, соблюдать режим дня. Обучение практическим упражнениям, помогающим заботиться о здоровье.

        Развивающая: развивать культурно-гигиенические навыки, формировать у детей привычку к здоровому образу жизни, чувство ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья посредством здоровьесберегающих технологий.

        Воспитывающая: Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, аккуратность, опрятность, желание выглядеть красиво, чисто.

Задача: Закрепить и расширить знания детей по правилам распорядка дня; довести до понимания детей, что полезно и нужно соблюдать правила личной гигиены.

Метод занятия:

Беседа, игровые элементы, практические упражнения.

Оборудование:

  1. Девиз занятия (на доске)

«Я ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГУ,  САМ СЕБЕ Я ПОМОГУ!»

  1. Плакаты с пословицами:

«Чистота – залог здоровья»,

«Где аккуратность, там и опрятность»,  

«Быстрого и ловкого болезнь не догонит»

«В здоровом теле - здоровый дух».

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Подготовка рабочего места. Организация внимания. Эмоциональный настрой детей:  звучит музыка П.И. Чайковского «Вальс цветов».

II. Вступительное слово педагога:

- Здравствуйте, ребята! Сегодня такая замечательная погода! Так и хочется пожелать всем-всем: "Доброе утро!". А теперь давайте с помощью одной песенки и некоторых упражнений скажем друг другу «Доброе утро» и пожелаем здоровья, а сами – зарядимся энергией и бодростью.

Валеологическая песенка-разминка с оздоровительным массажем (под музыку)

Доброе утро!                                слегка  разводят  руки  в  стороны                   

Улыбнись скорее!                        и  кланяются  друг  другу

И сегодня весь день                    "пружинка"

Будет веселее.                               поднимают ручки вверх

Мы  погладим лобик,                   выполняют движения по тексту

Носик

И щечки.

Будем мы красивыми,                   наклоны головы к правому и левому

Как в саду цветочки!                     плечу поочередно

Разотрем ладошки                         движения по тексту

Сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем
Смелее, смелее!

Ушки мы теперь потрем

И здоровье сбережем.
Улыбнемся снова,                
Будьте все здоровы!                        
разводят руки в стороны

III. Основная часть:

  1. Беседа:

Педагог:

- Ребята, вы хотите быть здоровыми, красивыми, сильными?

Сегодня мы совершим с вами увлекательное путешествие в необыкновенную страну, страну Здоровья, а помогать нам будет Котик Мурзик. Каждый день вы бываете в этой стране, но не всегда правильно заботитесь о своём здоровье, внимательно слушайте, что для этого нужно делать.

  1. Рассказ педагога:

        В одной сказочной стране на берегу синего моря стоял дворец. В нём жил правитель, у которого было три сына. Отец любил своих сыновей, и они отвечали взаимностью. Дети росли добрыми, послушными и трудолюбивыми. Одно огорчало правителя – сыновья часто болели.

        Правитель пригласил во дворец мудрых людей и спросил: «Почему люди болеют? Что сделать, чтобы люди жили долго и счастливо?» Мудрецы долго совещались, и самый старый из них сказал: «Здоровье человека во многом зависит от образа жизни, поведения и умения помочь себе и другим в трудную минуту».

- От чего же зависит здоровье человека? Что нужно делать, чтобы быть здоровым?

  1.  Беседа и артикуляционная гимнастика «Котик Мурзик» (текст О. Арсеневской, описание движений Е. Косиновой)

Педагог: Для того чтобы вы успевали все сделать: поиграть, почитать, помочь старшим вы должны распределять свое время правильно. Для этого нужно соблюдать режим дня.

- С чего должен начинаться день?

Дети отвечают, называют время и читают стихи.

- Конечно, с водных процедур. Они помогают чувствовать себя свежим,  бодрым, крепким.

Ученик:  - 7.30. - Подъем!

            Прогоню остатки сна

            Одеяло в сторону!

            С шумом струйка водяная

            На руках дробится,

            Никогда не забываю

            По утрам умыться!

Появляется  Котик Мурзик.

Котик: Ах, как хорошо сегодня я спал! (зевает, потягиваясь)

            Солнышко уже светит! (пританцовывая, идет по кругу)

            День хороший наступает,

            Солнце светит нам с утра,

            И природа оживает,

            Всех будит уже пора!

            С добрым утром, детвора!

            Повторяйте-ка за мной….

(Артикуляционная гимнастика "Котик Мурзик" )

-Котик Мурзик утром встал,          Дети потягиваются.

Чистить зубки побежал.              В улыбке открыть рот и кончиком языка
Вправо-влево, вправо-влево -
    сильно "почистить" за нижними зубами
Чистим зубки мы умело.             
вправо-влево, затем за верхними зубами.

Пополощем ротик,                       Имитация полоскания рта
Как чистюля Котик.
Мурзик наш расческу взял         
В улыбке закусить язык зубами,
И причесываться стал.               
"протаскивать" язык между зубами
Мы за ним не отстаем -
              вперед-назад;
Всё покажем язычком.

Педагог: А что мы делаем после того, как умылись?

Ученик: делаем зарядку, она готовит вас к трудовому дню, дает человеку бодрость и хорошее настроение.

Ученик: 7.45  час.

            Дальше по порядку                     
           Делаем зарядку!
                         

            Нам  гимнастика  нужна

            Помогает здорово!

Котик: Я хочу, друзья, признаться,

            Что люблю я по утрам

            Физзарядкой заниматься,

            Что советую и вам.

            Всем зарядку делать надо,

            Много пользы от неё

            А здоровье - вот награда

            За усердие твое!

            Ну что ж, друзья, на зарядку - становись!

  1. Зарядка. Все встают и делают под музыку зарядку. 

Упражнения на осанку. 

   1.Ходьба: на носках, руки за голову; на пятках, руки на пояс.

   2.Чередование бега по хлопку (2 такта – обычный, 2 такта – с подскоками )

   3.Упражнение – «настройка» (на ковриках).

       И.п. – о. с., руки в стороны:

       1-2 – подняться на носки, руки вверх;

       3-4 – опуститься , руки в стороны, вернуться в и.п. (4 раза).

Упражнения для мышц шеи.

     И.п. – ноги врозь, руки на пояс:

     наклоны головы вперёд – назад (8 раз);

     наклоны головы в стороны (8  раз);

     повороты головы в стороны (8 раз);

     движения головой вперёд- назад.

Упражнения для рук и плеч. 

    И.п. – ноги врозь: поднимание и опускание плеч, руки внизу (16 раз);

    поочерёдное поднимание плеч (16 раз);

    поочерёдное выставление плеча вперёд (16 раз);

    рывки руками перед грудью (8 раз);

    рывки руками вверх-вниз (8 раз).

Упражнения для мышц туловища. 

    И.п. – ноги врозь, руки на пояс:

    повороты туловища в стороны (8 раз);

    наклоны в стороны (16 раз);

    наклоны в стороны, руки над головой (16 раз)

    наклоны вперёд (8 раз);

    полуприсед с прямой спиной, руки за голову (8 раз).

Педагог: Молодцы все!

А что же  дальше, после того, как вы сделали зарядку и позавтракали?

Ученик: 8.30 – 12.30.  Занятия в школе.

Как пришел ты на урок,

На язык повесь замок

Далеко не прячь ключи!

Там, где нужно, не молчи!

Педагог:

- Ребята, а вы знаете, как надо правильно сидеть за партой?

Ученик:

- Правильно сидеть за партой и столом так, чтобы не давить на грудную клетку, а она не давила на сердце и легкие.

Педагог:

- Ребята, проверьте, правильно ли вы сидите за партой.

- Покажите, как надо правильно носить портфель.

- Молодцы! Садитесь!

- А сейчас Котик Мурзик покажет вам некоторые упражнения для дыхательных путей, что тоже в целом поможет вам быть здоровыми, и у вас меньше болело горлышко.

  1. Комплекс профилактических упражнений
    для верхних дыхательных путей

Паровоз привез нас в лес.
Чух-чух-чух! Чух-чух-чух!
(ходьба по залу с согнутыми в локтях руками)                 
Там полным-полно чудес.
(удивленно произносить "м-м-м" на выдохе, одновременно постукивая пальцами по крыльям носа.
Вот идет сердитый еж:
П-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф!
(низко наклониться, обхватив руками грудь - свернувшийся в клубок ежик)
Где же носик? Не поймешь.
Ф-ф-р! Ф-ф-р! Ф-ф-р!
Вот веселая пчела
Детям меда принесла.
З-з-з! З-з-з!
(звук и взгляд направлять по тексту)
Села нам на локоток,
З-з-з! З-з-з!
Полетела на носок.
З-з-з! З-з-з!
Осу ослик испугал:
Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а!
(укрепление связок гортани, профилактика храпа)
На весь лес он закричал:
Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а!
Гуси по небу летят,
Гуси ослику гудят:
Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у!
Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у!
(медленная ходьба, руки-крылья поднимать на вдохе, опускать со звуком)
Устали? Нужно отдыхать,
Сесть и сладко позевать.
(дети садятся на ковер и несколько раз зевают, стимулируя тем самым гортанно-глоточный аппарат и деятельность головного мозга)

Педагог: А что вы делаете после уроков?

Ученик 1: 13.00 – 16.00.  Обед, посещение кружков, помощь по дому, прогулка на  свежем  воздухе.

Ученик 2: Ешь спокойно за столом,

                    Не глотай, как львица

                    Это вредно и притом

                    Можно подавиться.

Педагог: Но перед едой надо всегда мыть руки!

- С чем обязательно нужно мыть руки?

- Правильно, молодцы!

Котик: Ребята, отгадайте загадки.

1.Гладко, душисто,

Моет чисто.

Нужно, чтоб у каждого

Было, было …(мыло)

2.Знайте, ребята!

Большая была бы беда,

Когда бы не я  да Она(?)!

На грязной, немытой шее

У вас бы жили гадкие змеи,

И ядовитыми жалами

Кололи бы вас, как кинжалами,

А в каждом невымытом ухе

Засели бы злые лягухи,

И если бы вы бедные квакали,

Они бы смеялись и квакали.

Вот, милые дети, какая беда

Была бы, когда не я да Она(?).

Берите меня, умывайтесь,

Купайтесь,

А что я такое – скорей догадайтесь!

(вода и мыло)

  1. Динамическое упражнение "По дорожке"
    (модель В.И.Ковалько,  "Азбука физкультминуток")

По дорожке, по дорожке                                  подскоки на правой ноге
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке                                      
подскоки на левой ноге
Скачем мы на левой ножке.
Не сутультесь, грудь вперед.                           в
ыравнивание осанки
Замечательный народ!
По тропинке побежим,                                     
легкий бег на носочках
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке                                   
прыжки на месте
Мы попрыгаем как зайки.
Сладко потянулись,                                           
руки вверх, потягиваются
Всем улыбнулись.

    Педагог: Попрыгали, поскакали, а теперь успокоим своё дыхание:

  1. Дыхательная гимнастика. 

      «Холодный ветер». Вдох через нос, выдох через рот холодным воздухом, губы в трубочку (2 раза).

      «Тёплый ветер». Вдох через нос, выдох через рот тёплым воздухом со звуком «ха-а», будто согревая руки (2 раза).

      «Нюхаем цветы». Три коротких вдоха через нос, плавный выдох через рот (4 раза).

       Дыхание через левую ноздрю, правую закрыть пальцем, затем наоборот (2 раза).

Котик Мурзик: - Понравилось вам, ребята? Запомните эти упражнения и делайте их почаще.

Педагог: - Ну, ребята, погуляли, отдохнули, пора и за дело приниматься!

Ученик 1: 16.00 – 18.00. Часы домашних занятий.

            Лучше нет: в урочный час

            Сесть решать задачи,

            Чтоб прийти веселым в класс

            В парту глаз не пряча!

Педагог: - Очень важное место в жизни школьника занимает подготовка домашних заданий.

Котик:  - Ребята, давайте поиграем с вами в игру «Убери лишнее» .

На столе лежат разные предметы, вам нужно навести порядок на столе, чтобы удобно было работать.

  1. Беседа.

Педагог:

-Когда вы готовите домашнее задание, с какой стороны должен падать свет?

(Свет из окна должен падать слева и спереди)

      -А если горит настольная лампа?

(Слева)

- С какой стороны должен падать свет, если вы пишите левой рукой?

(Справа)

- Какое расстояние должно быть от глаз до книги?

(На расстоянии руки, согнутой в локте)

-Можно ли смотреть телевизор, если вы выполняете домашнее задание?

-Знаете ли вы, сколько времени можно смотреть телевизор детям вашего возраста?

(До полутора часов)

-На каком расстоянии можно располагаться по отношению к экрану телевизора?

(Не ближе чем на 2-3 метра и не более 6-8 метров)

-Можно ли лежа смотреть телевизор?

IV. Итог занятия:

Ученик 1:  Мы желаем вам, ребята,    

       Быть здоровыми всегда.

       Но добиться результата

       Невозможно без труда.

Педагог: Постарайтесь

не      лениться  -

      Каждый раз перед едой,

      Прежде чем за стол садиться,

      Руки вымойте водой.

Ученик 2: И зарядкой занимайтесь

       Ежедневно по утрам.

       И, конечно, закаляйтесь –

       Это так поможет вам

 Котик Мурзик:

       Свежим воздухом дышите

        По возможности всегда,  

        На прогулки в лес ходите,

        Он вам силы даст, друзья!

Педагог: Мы открыли вам секреты

Как здоровье сохранить,

Выполняйте все советы

И легко вам будет жить!

Ученик 1 и ученик 2:  Спасибо тебе, Котик Мурзик! Без тебя мы никогда бы не узнали столько упражнений для здоровья! Теперь мы всегда будем  чистыми, бодрыми и здоровыми!

Песня "Улыбка" В. Шаинского (дети поют, импровизируют танец вместе с куклой Котиком Мурзиком, обнимают его, прыгают и т.д.)

Литература:

  1. Билич Г.Назарова Л., Основы валелологии. СПБ. Водолей, 1998г.
  2. Гаврючина Л. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Аркти, 2003г.
  3. Дик Н. Как сохранить и укрепить здоровье младших школьников. Феникс, 2008г.
  4. Комаровский Е. Здоровье ребёнка. Эксмо, 2009г.
  5. Материалы интернета.
  6. Смирнов Н. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. Аркти, 2005г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра "Если хочешь быть здоров..."

Данную игру можно использовать на уроках технологии при прохождении раздела "Кулинария".Играть могут от двух учениц и более. Нужны кубик ,фишки и ...как в старые добрые времена игра захватывает всех у...

Если хочешь быть здоров, или Что делать, если простудился

Простые советы, которые помогут справиться с простудой....

«Если хочешь быть здоров»

Беседа для начальной  коррекционной школы....

Телемост "Если хочешь быть здоров..."

7 апреля – Всемирный день здоровья. К этой дате во всех школах запланированы мероприятия. Как интересно и в необычной форме провести классный час? Я выбрала форму: телемост. Этому мероприятию пр...

Если хочешь быть здоров...

Обеспечение обучающихся воспитанников необходимой информацией, позволяющей сохранять и укреплять здоровье, формирование гигиенических знаний, норм и правил здорового образа жизни, убеждений в необходи...

«Если хочешь быть здоров…»

Изменилось общество, изменился и его запрос на его образование подрастающего поколения. Стране нужны активные деятели, творцы которые смогут сами нести ответственность за свою жизнь. Этим обус...