Классный час "Я и закон" и буклет
классный час (8 класс)
Цель:
- формирование у обучающихся правовых компетенций, обеспечивающих успешность в обществе, способностей к анализу правовых ситуаций, способностей строить собственное поведение в рамках имеющихся прав, свобод, обязанностей;
- воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам человека, демократическим правовым ценностям.
- профилактика правонарушений несовершеннолетних;
- пропаганда правовых знаний;
- формирование навыков критического анализа сложных ситуаций;
- формирование у учащихся понимания того, что, совершая проступок, они не только нарушают Закон, но и причиняют боль своим родным и другим людям;
- развитие умения работать в группе, выражать свои взгляды, вести дискуссию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kl_chas_zakon_i_prava.doc | 150 КБ |
buklet.doc | 397.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»
п. НОВООРСК
КЛАССНЫЙ ЧАС В 8 «Б» КЛАССЕ
«Я и ЗАКОН»
Классный руководитель:
Козина Е.С.
п. Новоорск,
2019-2020 уч. год
Классный час «Я и Закон»
Цель:
- формирование у обучающихся правовых компетенций, обеспечивающих успешность в обществе, способностей к анализу правовых ситуаций, способностей строить собственное поведение в рамках имеющихся прав, свобод, обязанностей;
- воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам человека, демократическим правовым ценностям.
- профилактика правонарушений несовершеннолетних;
- пропаганда правовых знаний;
- формирование навыков критического анализа сложных ситуаций;
- формирование у учащихся понимания того, что, совершая проступок, они не только нарушают Закон, но и причиняют боль своим родным и другим людям;
- развитие умения работать в группе, выражать свои взгляды, вести дискуссию.
Задачи:
- закрепление знаний Конвенции о правах ребенка, Декларации прав человека;
- развитие умения отстаивать свои права;
- воспитание чувства ответственности;
- развитие логического мышления;
- развитие у учащихся социальной активности и интереса к праву;
- умение применять знание прав и обязанностей на практике.
Ход занятия:
«Быть человеком – это чувствовать свою ответственность».
Антуан Де Сент-Экзюпри.
Звучит музыкальная отбивка («Суд идёт»)
Выходят чтецы. 1 слайд.
1-й чтец:
Все лучшее, что в человеке есть:
Его права и жизнь его, и честь,
А жизнью пользуясь по праву,
Я гордо говорю: имею право!
2-й чтец:
Свободно жить под солнцем и луной
И восхищаться красотой земной;
Не быть рабом и пыток не терпеть,
А песню жизни вдохновенно петь.
1-й чтец:
Могу я погостить за рубежом,
Потом вернуться в свой любимый дом;
Свободу мысли, слова я имею,
Но совесть есть, грубить другим не смею.
2-й чтец:
А подрасту - поможет мне держава
Работу выбрать – имею право.
Ну а пока я – ученик:
Учу уроки, подаю дневник….
Досугу - час,
А школе - все внимание.
Использую я право
На образование.
Учитель или ведущий: Как видите в руках у меня две нити.
(нити прикреплены к доске, одна прямая, другая извилистая и запутанная)
- С чем можно сравнить эти нити? (с жизнью)
- А если сейчас сможем найти конец нити, что это может означать?
(Что наша жизнь протекает легко и гладко.)
- Что будет если нить запутанна? (трудно найти концы)
А применительно к нашей жизни?
- Представьте себе, что жизнь любого Человека – это наша нить, и любой заворот и узелок может привести к тяжелым последствиям. Есть такая пословица “от сумы и то тюрьмы не зарекайся ”
- Ребята, вы вступаете в сложный, но интересный возраст 14-15 лет. Вокруг много соблазнов. И вы должны выбрать правильный путь! Подростки могут свернуть на преступный путь по разным причинам. От банального отсутствия денег, воспитания и условий, до погони за легкими деньгами. Однако, незнание закона не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение приводит к тяжелым последствиям.
- И сегодняшний классный час – это начало знакомства с законами, определяющими нашу жизнь. И попробуем в ходе беседы разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и за что несем ответственность.
Основная часть: 2 слайд.
Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди.
Одновременно с ними появились Главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут?
Что они обязаны делать и чего не обязаны?
На что они имеют право и на что не имеют?
Появилось два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно всё было разрешено: хочешь воровать – воруй, хочешь убивать – убивай, хочешь оскорблять человека – пожалуйста, всё можно.
В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя грубить друг другу.
Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло государство Можно. Оно захватило половину государства Нельзя и установило там свои порядки. Нетрудно догадаться, что тут началось!
В городах и сёлах бывшего государства Нельзя стали воровать, беззаконно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Постепенно государство Можно пришло в упадок. И тогда правители государства Можно под нажимом людей попросили помощи у государства Нельзя. Долго совещались правители двух государств и пришли к решению объединиться и создать новое государство Законию. В государстве установился порядок, а все жители стали довольны и счастливы.
3 слайд. Когда законы еще не существовали, люди жили по правилам – запретам делать то, что вредит людям, всему обществу. Эти запреты еще называют заповедями. В Библии – в истории про жизнь Моисея говорится, о том, что эти заповеди были составлены и записаны на скрижалях каменных, Богом.
Заповеди:
- не создавай себе кумира;
- люби мать и отца;
- не убивай;
- не кради;
- не завидуй;
- не лги;
- не сплетничай;
- люби Бога и ближнего своего.
Кл. руководитель:
- Почему если не выполнять эти заповеди можно рано поседеть? (примерный ответ: от переживаний замучает совесть).
- Как вы думаете, почему страна стала процветающей, счастливы её жители, они чувствуют себя в безопасности?
(Жители стали жить по законам).
Правильно! Если люди уважают права других людей, выполняют свои обязанности, значит, они чувствуют себя в безопасности. Но когда свобода одних нарушает интересы и права других, в обществе утверждаются беззаконие, беспорядок, несправедливость!
В конце концов, людям удалось решить Главные Вопросы, появился закон, и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека. 4слайд.
ЗАКОН – нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни, принятый правительством. 5 слайд.
- Есть ли у нас в государстве ЗАКОН?
В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем. Где прописаны эти законы?
Законы записаны в Конституции – основном законе государства. (5 слайд)
(6, 7, 8, 9, 10,11 слайды) Кроме Конституции существуют: «Конвенция о правах ребенка», «Семейный кодекс», «Гражданский кодекс», «Трудовой кодекс», «Уголовный кодекс».
Ребята, вы должны знать, что 20 ноября – это Всемирный день прав ребенка. В этот день в 1989 году была принята международная Конвенция «О правах ребенка» Организацией Объединенных Наций. Это авторитетная международная организация возникла после Второй мировой войны, которая отняла у десятков миллионов людей их главное право – право на жизнь. Чтобы не допустить третьей мировой войны, народы всего мира объединились в Организацию Объединенных Наций.
К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты, преступления, аварии, стихийные бедствия, голод и эпидемии. Даже взрослые, сильные люди не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. Чтобы защитить права детей, и была принята Конвенция «О правах ребенка». Конвенция – это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.
- О чем же мы сегодня будем с вами говорить? (Сегодня мы и будем говорить о правах детей и их обязанностях).
- Но сначала мы поиграем в игру «Имена». Каждый из вас по цепочке должен быстро подняться со своего места, назвать свое имя и добавить прилагательное, которое начинается на ту же букву. Я начинаю первой.
Учитель называет свое имя: «Елена - естественная». Учитель показывает на ученика, сидящего за первой партой, затем на того, кто сидит за ним, и так по цепочке все дети принимают участие в игре: называют свое имя, добавляя к нему прилагательное.
- Интерактивная беседа «Право на имя»
Классный руководитель. Ребята, а имеете ли вы право на свои имена? Как вы считаете?
Дети. Конечно, имеем.
Классный руководитель. А можете ли вы доказать, что вас зовут именно так, а не иначе? Что вы не присвоили себе чужого имени и фамилии?
Дети. Наши имена, фамилии, даты рождения записаны в свидетельстве о рождении.
Классный руководитель. Да, это так. А что там еще записано, кто знает?
Дети. Там еще записаны имена наших родителей
Классный руководитель. Правильно, а еще то, что вы являетесь гражданами РФ. А это значит, что государство защищает ваши права, в том числе и ваше право на имя. А какие еще есть у детей права? Где они записаны? Кто их утверждал?
Примерные ответы детей:
- В Конституции, законах, указах и т. п.
- Разрабатывали президент, депутаты и т. п.
3. Мини-лекция «Конвенция о твоих правах»
Какие же права есть у всех детей мира?
А почему их нарушают?
Не все знают права детей.
Не считают детей полноценными людьми.
Не уважают (презирают) детей, считают их глупыми.
Классный руководитель. Да, я согласна с вами, что многие взрослые не считают детей полноправными личностями, не уважают детей, поэтому не соблюдают их прав.
4. Задание 1
- В главе 2 Конституции РФ определены права и свободы человека и гражданина. Давайте подумаем, какие мы имеем права… (таблички с правами помещать на доске).
- Поговорим о наших обязанностях… (таблички с обязанностями прикреплять на доске).
Выберите права и обязанности (распределить таблички)
Права
Жить и воспитываться в семье
Получить паспорт гражданина РФ
Работать в свободное от учебы время
Право на охрану здоровья
Обязанности
Слушаться родителей и лиц, их заменяющих.
Получить основное общее образование (9 классов)
Соблюдать Устав школы, правила внутреннего распорядка учебного заведения.
Соблюдать правила поведения, установленные в образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.
Ответственность
Исключение из школы за совершение правонарушений, в том числе нарушения Устава школы.
Возмещение причиненного вреда.
Уголовная ответственность за отдельные виды преступления.
За совершение общественно – опасных действий, бродяжничество, уклонение от учебы, употребление спиртных напитков, вплоть до направление комиссией ПДН в специальные учреждения.
Каждый из вас кроме прав имеет обязанности и с каждым годом их становится все больше и больше. Ваши права и обязанности как учеников прописаны в Уставе школы. Из предложенного перечня выберите, что относится к правам, а что к обязанностям обучающихся и распределите их в два столбика:
1. Получение бесплатного общего образования. (Право)
2. Получение дополнительных образовательных услуг. (Право)
3. Соблюдение устава школы. (Обязанность)
4. Бережное отношение к школьному имуществу. (Обязанность)
5. Уважение человеческого достоинства. (Право)
6. Добросовестно учиться. (Обязанность)
7. Выполнение требований работников школы. (Обязанность)
8. Уважение чести и достоинства обучающихся и сотрудников школы. (Обязанность)
9. Выбор формы образования. (Право)
10. Носить школьную форму. (Обязанность)
11. Посещать мероприятия в школе. (Право)
12. Не пропускать занятия без уважительных причин. (Обязанность)
13. Соблюдать ПДД и ППБ, а также технику безопасности. (Обязанность)
14. вести себя корректно на переменах и уроках. (Обязанность)
Как вы видите, обязанностей у человека всегда больше чем прав.
Рассмотрим понятие нарушений:
5. Задание 2
Учитель. Вам дано три понятия «Проступок. Правонарушение. Преступление»
Необходимо к этим понятиям найти определения.
Проступок. Правонарушение. Преступление
Проступок – это нарушение правил поведения; вызывающее поведение.
Правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста.
Преступление – это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.
Рассмотрим несколько ситуаций: (по группам)
Ситуация № 1. Пятиклассник Дима не приезжает в школу с каникул, говорит, что не хочет посещать уроки. Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление?
(Проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил)
- Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе?
(Устав школы в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса)
- Предусмотрено какое-либо наказание за проступок? Какое?
(Да. Ученик может получить за него дисциплинарное наказание, директор может вызвать в школу родителей)
- Рассмотрим следующую ситуацию и также попробуем определить, о чем идет речь: о проступке, правонарушении или преступлении.
Ситуация № 2. Девятиклассники Саша, Витя и Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее около Дома Культуры ребята распили вино. Как можно расценить их поведение?
(это правонарушение, так как они распивали вино в общественном месте на территории Дома Культуры)
Представьте себе следующую ситуацию.
Ситуация № 3. Семиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление?
(эти ребята совершили преступление)
- Вы абсолютно правы. Действия Саши, Жени и Максима действительно противозаконны. Они совершили вымогательство – преступление, предусмотренное ст. 163 Уголовного Кодекса Российской Федерации.
(Учитель показывает издание «Уголовный Кодекс Российской Федерации»)
- В «Уголовном Кодексе Российской Федерации» описаны все виды преступлений, за которые предусмотрена уголовная ответственность.
- Для привлечения к уголовной ответственности большое значение имеет возраст. Ни один ребёнок в возрасте младше 14 лет не может быть привлечён к уголовной ответственности и осуждён за совершение преступления. Закон полагает, что до 14 лет ребёнок ещё недостаточно ответственен за свои поступки.
Классный руководитель. Ребята, когда нарушаются наши права, мы обращаемся за консультацией к юристу. Консультация – это совет, разъяснение, а юристы – это люди, которые хорошо знают законы. Получив юридическую консультацию, мы можем защитить себя от произвола и самоуправства.
Разбор ситуаций «Права и обязанности»
Классный руководитель. Ребята, у каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей – обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем?
Предлагаю вам посмотреть несколько сценок и дать оценку поведению героев.
Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?
Сценка 1
- Дима, немедленно выключи музыку! Идёт урок, ты мешаешь остальным!
- А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой!
Классный руководитель. Пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь не прав.
Дети. Сын нарушает право соседей на отдых в тишине. Он не уважает права других людей.
Сценка 2
Учитель. Надя, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.
Надя. Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией ребенка запрещено насилие над детьми!
Классный руководитель. Объясните, пожалуйста, Наде, в чем она не права.
Дети. Кроме прав у Нади есть и обязанности – дежурного (как и всех детей класса). Кроме того есть обязанность уважать права ДРУГИХ людей на чистоту в классе. Ее права действуют, если не нарушаются права других!
Сценка 3
Учитель. Таня, ты опять разрисовал парту в кабинете математики! Ведь дети ее только помыли!
Таня. А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом – рисованием!
Классный руководитель. Кто разъяснит Тане его права и обязанности?
Д е т и. А другие имеют право сидеть за чистой партой. Иванов должен уважать права других учеников.
Сценка 4
Учитель. Андрей, ты почему на математике бегал по классу?
Андрей. Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!
Классный руководитель. Правильно ли рассуждает Андрей?
Дети. Его одноклассники имеют право на образование. А он бегал и нарушал их права. Андрей не уважает права других людей.
Сценка 5
- Ира, останешься после уроков и уберёшь в классе.
Ира. Не буду, потому что Организация Объединенных Нация запрещает использовать труд детей!
Классный руководитель. Вот такой борец за права ребенка! Может быть, она прав? Примерные ответы детей:
- Нет, она не права, потому что хлеб он должен купить для себя и мусор вынести – за собой. А это не принудительный труд, а помощь по классу.
Классный руководитель. Как же примирить свои права с правами других людей?
Примерные ответы детей:
- Если ты будешь уважать права других, то и твои права будут уважать.
- Нельзя ставить права свои выше прав других людей.
Жизнь каждого человека бесценна. Важнейшими правами человека является право на жизнь и на личную неприкосновенность. Для того чтобы гарантировать гражданам эти права в нашем государстве, действует Конституция РК, создаются специальные законы, работают правоохранительные органы и службы спасения. Однако очень много зависит от нас самих. Сегодня эпиграфом нашего классного часа являются слова французского писателя А. де Сент-Экзюпри: «Быть человеком – это чувствовать свою ответственность».
Как вы его понимаете?
Наказание несовершеннолетних.
Давайте же поподробнее познакомимся с некоторыми преступлениями, за которые несут ответственность дети, достигшие 14-ти лет.
Выступление учащихся. 12 слайд.
Похищение человека – это тайное, открытое, либо с помощью обмана его завладение и удержание вопреки его воли.
Кража – это тайное хищение чужого имущества.
Грабеж – это открытое хищение чужого имущества.
Вымогательство – это требование отдать деньги, ценности или еще что-нибудь преступнику.
Угон автомобиля – деяние заключается в угоне чужого транспортного средства и использование его в своих интересах без намерения присвоить его.
Терроризм – это совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинение значительного имущественного ущерба, если эти действия совершены в целях нарушения общественного порядка, безопасности, устрашения населения и органов власти. Слово «террор» заимствовано из латинского языка и означает «ужас».
Заведомо ложное сообщение о готовящемся взрыве, поджоге или иных действиях, создающее опасность для жизни людей, причинение значительного имущественного ущерба. Сообщение может быть устное, письменное, телеграммой и т.п. Ложное сообщение может сделано в правоохранительные органы, а также любые другие государственные или коммерческие организации. В сообщение должно содержаться указание на место теракта и способ его совершения.
Хулиганство – грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающиеся применением насилия и гражданам, либо угрозой его применения, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества. Оно может быть совершенно группой лиц (то есть два человека и более), либо связано с сопротивлением представителю власти (например, милиционеру), либо совершенно лицом, судимым за хулиганство.
Вандализм – это осквернение зданий и иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или иных общественных местах. Вандализм выражается в нанесении различных надписей, нередко нецензурного характера, на фасадах зданий, на заборах и иных сооружениях, в загрязнении стен домов, и других сооружениях в населенных пунктах, порче оборудования транспортных средств (сидений, окон, поручней и т.п.), лифтов и жилых домах и учреждений, повреждение и выведение из строя телефонных автоматов, повреждение садового оборудования и аттракционов в парках и т.п.
Захват заложников – это противоправное нарушение свободы одного или нескольких лиц, соединенное с насилием или угрозой применения такого насилия.
13,14,15,16 слайды. Показ фото преступлений – какое же правонарушение на них изображено.
- грабеж;
- вымогательство;
- сообщение о бомбе;
- вандализм.
В Уголовном Кодексе РК есть понятия «отягощающие обстоятельства» и «обстоятельства, смягчающие наказание». Давайте познакомимся с ними и обсудим, как вы это понимаете.
Обстоятельства, смягчающие наказание.
- Совершение первые преступлений;
- Преступление небольшой тяжести вследствие случайного стечения обстоятельств;
- Несовершеннолетие виновного;
- Беременность;
- Наличие малолетних детей у виновного (до 14-ти лет);
- Совершение преступления в силу стечения тяжелых жизненных обстоятельств (например, украл продукты, так как очень голоден, один в чужом городе без денег);
- Оказание медицинской или иной помощи потерпевшему после совершения преступления (перевязал раны, вызвал «скорую помощь»);
- Явка с повинной в органы внутренних дел;
- Активное способствование раскрытию преступления, розыску других участников преступления.
Отягощающие обстоятельства.
1. Неоднократность преступлений;
2. Наступление тяжких последствий в результате совершений преступлений;
3. Особо активная роль в совершении преступления;
4.Привлечение к совершению лиц, которые страдают тяжелыми психическими заболеваниями, либо в состоянии опьянения, а также несовершеннолетних (до14-лет);
5. Совершение преступления по мотиву расовой неприязни;
6. Совершение преступления в отношении лица или его близких в связи о осуществлением данным лицом служебной деятельности;
7. Совершение преступления с особой жестокостью, садизмом, издевательством, а также мучениями для потерпевшего;
8. Человек находился в состоянии алкогольного опьянения.
Поэтому мы, сегодня говорим о наказании несовершеннолетних.
Права человека в песнях. 17 слайд.
Ведущий: Послушайте песню. Звучит отрывок из песни: О каком праве в ней поётся?
Песня | О каких правах идет речь |
1. Песня бременских музыкантов (музыка Г.Гладкова, слова Ю.Энтина) “Ничего на свете лучше нету…” | Право на свободу передвижения |
2. “До чего дошел прогресс” (музыка Е.Крылатова, слова Ю. Энтина) из к/ф “Приключения Электроника” | Право на пользование достижениями культуры |
3. “Чему учат в школе” (музыка В.Шаинского, слова М.Пляцковского) | Право на образование |
4. “Песня мамонтенка” | Право жить и воспитываться в семье |
5. “Какой чудесный день” | Право на занятие творчеством |
6. “Антошка” | Право на труд и на отдых |
7. “Кабы не было зимы” | Право на отдых, каникулы для детей |
8. “Пусть всегда будет солнце” | Право на жизнь и свободу |
Задание в группах. 18 слайд.
Выберите из данных преступлений, за что учащиеся 14 лет несут ответственность
- убийство,
- умышленное причинение тяжкого и среднего вреда здоровью,
- похищение человека, изнасилование, насильственные действия сексуального характера,
- кражу,
- грабеж,
- вымогательство,
- уничтожение или повреждение имущества
- терроризм
- захват заложника
- заведомо ложное сообщение об акте терроризма,
- вандализм
- хищение либо вымогательство наркотических веществ
Однако если ребёнок до 14 лет постоянно совершает противоправные действия, он может быть поставлен на учёт в органах милиции, отправлен в специальное воспитательное заведение, к нему могут быть применены другие меры воспитательного характера.
- За остальные преступления ответственность наступает с 16-ти лет.
19 слайд. Музыка «Суд идёт»
игра «Судья» (прослушать ситуацию, найти статью УК и огласить приговор )
Ложный звонок
Ситуация 1: В класс вбегает ученик:
– Сейчас бомба взорвется, по телефону позвонили, все бежим из школы!
Судья – ученик зачитывает: Статья 207. Заведомо ложное сообщение об акте терроризма, наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.
- Оказывается, это вовсе не шутка, избавляющая от очередной контрольной, а статья УК, предусматривающая конкретное наказание!
Ситуация 2: К «сообщившему о теракте» подходит ученик и бьет его учебником по голове, «сообщивший» падает, встает, держась за голову, стонет, дает сдачи, начинается драка.
Судья – ученик зачитывает: ст. 116 УК – побои, но не повлекшие расстройства здоровья, наказываются штрафом в размере до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда или арестом до трех месяцев.
– Это нас-то, маленьких?!! Какой с нас штраф? - может ответить ученик
- В этом случае действует Гражданский кодекс, ст. 1074 п. 2 гласит: ответственность за вред, нанесенный несовершеннолетним, лежит на его родителях или лицах, их заменяющих, которые в полной мере
расплачиваются (и в прямом, и в переносном смысле) за действия своего чада. Например, оплата медицинской помощи - ст. 1087 ГК.
Ситуация 3: На перемене:
– Дай телефон, музыку послушать, а то скукотища!
– Не дам, он новый, только вчера купили.
– Ах, тебе жалко! Ну, у меня нет, и у тебя не будет. Выбрасывает телефон.
Судья – ученик зачитывает: Статья 167 УК - умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества наказывается штрафом от 50 до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда, либо лишением свободы сроком до пяти лет.
-Если говорить о вреде, то причинен он может быть не только человеку, но и его имуществу А ст. 1064 ГК предписывает еще и возмещение материального ущерба в полном объеме лицом, причинившим вред. Причинение вреда бывает и неумышленное (по-нашему, это «Я ведь ненарочно!»), но это ст. 168 УК штраф до 200 Минимальных Размеров Оплаты Труда, либо лишение свободы до двух лет.
Ситуация 4: В классе идет спор двух учащихся:
– ... Еще раз прицепишься, убью. Знаешь, сколько у меня друзей? Мне стоит только им пожаловаться – и тебе не жить.
Судья – ученик зачитывает: Статья 119 УК - Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью наказывается штрафом или лишением свободы сроком до двух лет.
Ситуация 5: Две девочки в классе ссорятся:
– А ты выскочка!!!
– А ты стукачка!!!
Судья – ученик зачитывает: Статья. 130 УК РФ - оскорбление - штраф в размере до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда, либо исправительные работы на 6 – 12 месяцев.
Ситуация 6: В класс вбегают мальчишки:
– А «Спартак» выиграл, а никто не знает!
– Давай на стене напишем, чтоб завтра утром все увидели!
– Клево, вот люди порадуются!
– Давай на стене маркером, чтоб лучше видно было!
Судья – ученик зачитывает: Статья 214 УК – вандализм - штраф от 50 до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда и возмещение ущерба. По ст. З5 УК совершение преступлений группой лиц - влечет более строгое наказание.
20 слайд. К несовершеннолетним применяются следующие виды наказаний (ст.88):
➣ штраф;
➣ лишение права заниматься определенной деятельностью;
➣ обязательные работы;
➣ исправительные работы;
➣ арест;
➣ лишение свободы на определенный срок.
Вывод. Всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать. Ребята, я считаю, что главной причиной всех правонарушений является неуважение к закону.
Ни один человек в нашем обществе не может отступать от требований правовых норм. В противном случае в действие вступает уголовный кодекс РФ. Так давайте уважать, ценить закон на нашей земле и тогда у вас в жизни не будет проблем.
«Фемида». 21 слайд.
В древней Греции существовала богиня правосудия – Фемида.
ФЕМИДА – общепризнанный символ правосудия; ее изображение на эмблемах, ее изваяния осеняют здания судебных присутствий.
Фемида – статная, достойная женщина, облаченная в мантию. В левой руке она держит весы, ныне повсеместно используемые судебными и правоохранительными органами в своих эмблемах.
Весы – древний символ меры и справедливости. Меч – символ духовной силы, воздаяния; в руках Фемиды он символ возмездия.
Мантия – торжественное, ритуальное одеяние, предназначенное для совершения в нем определенной церемонии, действа, в данном случае правосудия.
Повязка на глазах богини символизирует беспристрастность. Правосудие не видит различий между людьми, оно слепо в том смысле, что воздает лишь по праву.
22 слайд. Рефлексия. Учащиеся выскажут свое мнение, используя «дерево мнений». На этом дереве они поместят красный и желтый плод – яблоко, зеленый лист.
Красное яблоко – я выбираю законопослушное поведение
Зеленый лист – я задумаюсь
Желтое яблоко - я останусь при своем мнении
Подведение итогов. Закончить мне хочется словами Цицерона: «Мы должны быть рабами законов, чтобы быть свободными»
Большинство людей обладает духовностью, т.е. подразумевается наличие в человеке души, умение ее слушать, обладание внутренним миром. Бездуховность – одна из причин, которая приводит детей к правонарушениям. У всех людей на земле есть понимание того, что такое добро и что такое зло. И никакая милиция, никакие суды не заставят человека быть добрым. Они могут под страхом наказания заставить его не совершать противозаконных действий, но заставить его быть добрым, они не смогут. Поэтому добро – это душа человека. Есть душа – есть добро. Нет души – есть страх перед наказанием, но нет добра. Человек без души – животное. Злость – спутник несчастий. Древняя пословица гласит: злой плачет от зависти, добрый от радости.
Ребята, мне очень хочется верить, что после нашего классного часа, мы будем совершать только хорошие поступки, так как совершая проступок, вы не только нарушают Закон, но и причиняют боль своим родным и другим людям.
Взаимопонимание, уважение прав друг друга - единственный способ решения конфликтов.
Взрослые и дети!
За свое будущие мы все в ответе!
Права и обязанности свои знайте,
Хорошими людьми вырастайте!
Спасибо за урок! До свидания!
Дополнительная информация
Права и обязанности учащихся.
Учащиеся имеют право:
1. На защиту и уважение достоинства и неприкосновенность личности.
2. На неприкосновенность личной собственности и тайну переписки.
3. Свободно выражать свое мнение, искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода в корректной форме, не ущемляя права и достоинства учителя и других учеников.
4. На свободную форму одежды, соответствующую Уставу школы (деловой костюм).
5. На создание клубов, секций, кружков и других объединений по интересам, а также общественных организаций.
6. На свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом.
7. На предварительное уведомление о контрольной работе.
8. На одну контрольную работу в течение одного дня.
9. На получение информации от администрации, учителей, органов самоуправления, касающейся успеваемости и поведения.
10. На объективную оценку своих знаний и умений.
11. На отдых во время перемен и каникул.
12. Обратиться к педагогическому совету с просьбой о переводе в другой класс с различным уровнем обучения и другим профилем.
13. На охрану здоровья и медицинское обслуживание в пределах школы.
14. На получение дополнительных (в т.ч. платных) образовательных услуг.
Учащиеся обязаны:
1. Соблюдать правила внутреннего распорядка и Устава школы.
2. Подчиняться обоснованным требованиям педагогов и администрации.
3. Поддерживать чистоту в классе и на рабочем месте, бережно относиться к имуществу школы, возмещать причиненный ущерб.
4. Уважительно относиться друг к другу, не оскорблять личное достоинство учителей, работников школы, учащихся, родителей, посетителей.
5. Иметь все необходимое (учебные пособия, канцелярские принадлежности) для работы на уроках.
6. Приходить на занятия не мене, чем за 5 минут до начала урока.
7. Добросовестно исполнять обязанность дежурного.
8. Соблюдать тишину во время уроков.
9. Приходить на занятия в одежде, отвечающей стилю «деловой костюм» (неприемлемой является одежда ярких и пестрых расцветок, экстравагантного покроя, отвлекающая учащихся и педагогов от учебного процесса); иметь сменную обувь.
А всегда ли вы выполняете обязанности школьника?
(Обсуждение)
Подведение итогов:
5. Рефлексия.
Кого заставил задуматься сегодняшний классный час?
6. Памятка школьнику
Дорогой друг, ты учишься в школе, в которой тебе ещё учиться. Оглянись вокруг. Тебя окружают одноклассники и учителя. Пока ты учишься, мы предлагаем следовать советам «бывалых» школьников. Пользуясь своими правами и свободой, ты можешь внести что-то новое в развитие школы.
Во-первых, не теряя времени узнай, где лежит главный документ школы – Устав, в котором прописаны твои права и обязанности как школьника.
Во-вторых, запомни все, что касается тебя и твоего обучения.
В-третьих, ты в школе не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие такие же права и свободы, уважай их.
В-четвертых, школа - твой второй дом. Береги все, что в нем находится: мебель, книги, инвентарь. К тому же за порчу школьного имущества на твоих родителей может быть наложена материальная ответственность.
В-пятых, веди активный образ жизни и реализуй свои способности, участвуя в школьных мероприятиях, реализуй свои права.
В-шестых, ты должен аккуратно вести тетради, ведь это твоё лицо.
В-седьмых, если потребуется твоя помощь, не раздумывай - помоги. В следующий раз помогут тебе.
В-восьмых, помни, что взрослым ты становишься не тогда, когда начинаешь курить и пить спиртные напитки, а тогда, когда можешь самостоятельно отвечать за свои поступки.
В-девятых, как можно чаще приглашай в школу родителей, чтобы они были в курсе твоих дел, так как они твои законные представители.
В-десятых, если у тебя возникли проблемы, прежде всего, расскажи воспитателям и учителям. Совместно с администрацией школы они постараются помочь тебе.
P.S. Если ты будешь следовать этим советам, будь уверен, проблем у тебя не будет.
Закончить я хочу словами оратора и политика древнего Рима жившего в 106 году до нашей эры Марка Туллия Цицерона
КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ
2001 – 2010гг. – Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты
1 июня – Международный день защиты детей
4 июня - Международный день детей – жертв агрессии
20 ноября – Всемирный день прав ребёнка
10 декабря – День прав человека
12 декабря – День Конституции Российской Федерации
Очень много стран на свете, это знает каждый.
Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный?(Пауза)
Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,
Главных много – выбирайте, там король, здесь – президент.
Про вождей и про царей знаем мы с пелёнок,
Но главней, нужней, важней для страны – ребёнок!
Кем он станет завтра, маленький и нежный?
Всей Земле права его – право на надежду!
- Как понимать последние слова?
Текущий месяц богат событиями, которые очень важны для страны, для всех её жителей и проходит как месячник правовой культуры. Почему? (В декабре появлялись все важнейшие документы, определяющие, какой должна быть жизнь человека: «Декларация прав человека», «Конституция Российской Федерации» «Конвенция по правам ребёнка» – в ноябре).
А 20 ноября по правовому календарю – Всемирный день прав ребёнка
Главная | Уголовный кодекс РФ | Статья 20. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность
Статья 20. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность
1. Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.
2. Лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности за убийство (статья 105), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 111), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (статья 112), похищение человека (статья 126), изнасилование (статья 131), насильственные действия сексуального характера (статья 132), кражу (статья 158), грабеж (статья 161), разбой (статья 162), вымогательство (статья 163), неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (статья 166), умышленные уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (часть вторая статьи 167), террористический акт (статья 205), захват заложника (статья 206), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (статья 207), хулиганство при отягчающих обстоятельствах (часть вторая статьи 213), вандализм (статья 214), хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (статья 226), хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (статья 229), приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (статья 267).
(в ред. Федеральных законов от 21.07.2004 N 73-ФЗ, от 27.07.2006 N 153-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Если несовершеннолетний достиг возраста, предусмотренного частями первой или второй настоящей статьи, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности.
Предварительный просмотр:
Учащиеся имеют право: 1. На защиту и уважение достоинства, и неприкосновенность личности. 2. На неприкосновенность личной собственности и тайну переписки. 3. Свободно выражать свое мнение, искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода в корректной форме, не ущемляя права и достоинства учителя и других учеников. 4. На свободную форму одежды, соответствующую Уставу школы (деловой костюм). 5. На создание клубов, секций, кружков и других объединений по интересам, а также общественных организаций. 6. На свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом. 7. На предварительное уведомление о контрольной работе. 8. На одну контрольную работу в течение одного дня. 9. На получение информации от администрации, учителей, органов самоуправления, касающейся успеваемости и поведения. 10. На объективную оценку своих знаний и умений. 11. На отдых во время перемен и каникул. 12. Обратиться к педагогическому совету с просьбой о переводе в другой класс с различным уровнем обучения и другим профилем. 13. На охрану здоровья и медицинское обслуживание в пределах школы. 14. На получение дополнительных (в т.ч. платных) образовательных услуг. «Гражданско-правовая ответственность несовершеннолетних» Наступает за причинение имущественного вреда кому-либо или причинение вреда здоровью, чести и достоинству и т. д. Гражданско-правовая ответственность – это имущественное (как правило, денежное) возмещение вреда пострадавшему лицу. Если нарушителю нет 14 лет – гражданскую ответственность за причинённый вред будут нести родители или опекуны. Если нарушителю от 14 до 18 лет – он сам должен будешь возместить ущерб своим имуществом или заработком, а если у тебя его нет или его недостаточно – возмещать опять же будут твоиродители. | НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ 2001 – 2010гг. – Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты
4 июня - Международный день детей – жертв агрессии 20 ноября – Всемирный день прав ребёнка 10 декабря – День прав человека 12 декабря – День Конституции РФ. «Административная ответственность несовершеннолетних» К административной ответственности привлекаются несовершеннолетние, достигшие возраста 16 лети совершившие такие правонарушения как:
. За совершение административного правонарушения к несовершеннолетнему применяются такие виды административных наказаний как предупреждение и административный штраф. «Какие существуют виды наказания, назначаемые несовершеннолетним?» Наказания, назначаемые несовершеннолетним:
Арест. | Материал подготовила: Козина Е.С., кл, руководитель 8 «Б» класса, 2019 г. «Уголовная ответственность несовершеннолетних» Уголовная ответственность за все виды преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом, наступает с 16 лет. За отдельные виды преступлений уголовная ответственность наступает с 14 лет:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классный час "Царство Закон, царство Беззаконие"
Детям о законе. Дать понятие терминов "закон" и "беззаконие", показать роль закона в обществе....
Классный час. Лекция «Законы о семье в РФ».
Семейный кодекс четко определяет, с чего начинается семья.Знакомство детей с Законами о семье в РФ....
Классный час "Основной закон нашей Родины - 20 лет конституции"
12 декабря в России отмечается День Конституции, которой в 2013 году исполнится 20-летие. Уроки данной направленности призваны способствовать углубленному пониманию учащимися значимости Основно...
Классный час знание законов
Классный час знание законов...
Классный час "Создание рекламного буклета о необходимости толерантного поведения в школе"
Презентацию можно использовать в качестве основы для организации работы по созданию буклета о необходимости толерантного поведения в школе....
Классный час "По законам справедливости". Антикоррупция
Антикоррупционный классный час "По законам справедливости" для 6 класса...
Рабочие листы разговоры о важном 11 декабря 2023 тема классного часа главный закон страны
Рабочие листы для классного часа разговоры о важном 11 декабря 2023 для 1-2 класса, 3-4 класса, 5-7 класса, 8-9 класса, 10-11 класса и СПО. Тема внеурочного занятия: главный закон страны. День констит...