"Без барыбыз да Җиңүгә ашкындык...”"
проект
"Без барыбыз да Җиңүгә ашкындык...”" по картине Хариса Якупова “Дороги фронтовые”
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yakupov.docx | 320.69 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БЕРЕСКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» АТНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
КОНСПЕКТ УРОКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ
«Мы все стремились К ПОБЕДЕ…»
(«Без барыбыз да Җиңүгә ашкындык...”)
(WE WERE ALL STRIVING FOR VICTORY…)
по картине Хариса Якупова “Дороги фронтовые”
Конкурс методических разработок “Уроки победы”
В номинации конкурса “Лучший урок родного языка”
Учитель татарского языка и литературы Ахметзянова Х.М.
Тема . Урок развития речи по картине Хариса Якупова “Дороги фронтовые”
ЦЕЛИ
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
- управление своей деятельностью,
- контроль и коррекция,
- инициативность и самостоятельность.
Коммуникативные:
- речевая деятельность.
Познавательные:
- работа с информацией;
- выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации;
- установление аналогий;
- подведение под понятие.
Мировоззренческие:
- формирование российской идентичности,
- личное самоопределение.
Формирование УУД:
- развитие мышления (способность логически мыслить на заданную тему, анализировать, сопоставлять);
- воспитание волевой сферы;
- обучение самостоятельному целеполаганию;
- выработка умения корректировать свои действия в процессе доведения работы до намеченного в планировании результата.
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
- общекультурные:
- расширение культурного кругозора обучающихся, в том числе обучение пониманию живописи;
- актуализация знаний по литературе
- специальные:
- повторение типа речи описание, композиционного строения описания,
- знакомство с приемами речевого логического оформления мысли, использованием синонимов, тропов;
- закрепление орфографических и пунктуационных правил;
- формирование навыка обращения к словарям,
- сбор лексического материала к сочинению,
- словесное оформление услышанного – написание сочинения-описания.
Развивающие:
- обогащение словарного запаса учащихся;
- развитие их воображения и эмоциональной сферы;
- активизация различных видов речевой деятельности;
- повышение мотивации к обучению;
- формирование навыков монологической речи (устной и письменной).
Воспитательные:
- пробуждение интереса к культурному наследию народов мира;
- формирование чувства патриотизма, гордости за соотечественников;
- формирование эстетической потребности в искусстве;
- осознание своей национальной идентификации.
Оборудование урока:
1.Фотографии репродукций картин Хариса Якупова из фронтовых альбомов из цикла «Мы все стремились к Победе…»
2. Аудиозапись песень на тему Великой Отечественной войны: Марк Бернес «Эх, путь дорожка фронтовая», «Жди меня, и я вернусь» К. Симонов; « Катюша». Стихи М. Исаковского, музыка М. Блантера.
3. Выставка материалов, связанных с участием в войне родственников, знакомых, земляков. Это могут быть письма, личные вещи, вырезки из газет и т.д.
4. Проектор, экран, компьютер.
ТИП УРОКА Урок развития речи.
МЕТОДЫ
Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Этапы урока | Действия учителя и учащихся | Результат |
1.Установочно-мотивационный этап 2. Этап 3.Учебная деятельность по реализации цели Итог этапа 4.Рефлексивно-оценочный этап | Эпиграф «Главное в искусстве - это столкновение с большими мыслями художника, который заставляет и зрителя подумать о том большом, что хотел сказать художник.» Б.Иогансен (Подумайте, почему взят такой эпиграф). Художник на войне Художник на войне запомнит краски, Формулируем цель урока ― Как мы определим цель урока? Прослушиваются варианты ответов ребят: Вступительная беседа. Необходима предварительная подготовка к вступительной беседе. Школьники ищут ответы на примерные вопросы учителя, обращаясь к энциклопедиям, пособиям по истории Отечества. Возможно подготовленное сообщение ученика. Прослушивание аудиозаписи песни Марка Бернеса «Эх, путь дорожка фронтовая» Рассказ учителя А сейчас, дорогие ученики, обращаем внимание на холст художника Хариса Якупова « Дороги фронтовые». Фронтовые дороги художника прошли через Сталинградское сражение, Курскую дугу, Львов, Польшу, Германию, Чехословакию. 22 июля 1941 года молодой боец уже участвовал в бою. Возможность хотя бы урывками заниматься рисованием появилась у Якупова только в декабре 1941 года. Во время военных действий он все время рисовал. Сначала он рисовал только ночью, отрывая минуты от сна, но однополчане, увидев рисунки, поддержали молодого художника, и Якупов стал рисовать портреты бойцов. Эти портреты они отправляли домой, своим родным и близким. В полевой сумке всегда наготове лежали самодельный альбом и карандаш. Сохранилось около 250 рисунков, они являются сейчас бесценными художественно-документальными свидетельствами военного времени. Весной 1944 года, когда 60-я армия штурмовала Тернополь, в землянку к бойцам спустился генерал Черняховский. Якупов стал докладывать по карте положение на переднем крае, и тут Черняховский увидел на столе рисунки. Полистав их, сказал, что в этом самодельном альбоме заложена большая сила. Слова генерала воодушевили художника и оказались пророческими для него. Впоследствии частенько в трудные минуты жизни Якупов вспоминал слова боевого командира. Он был награжден орденами Отечественной войны II степени и Красной Звезды и медалью «За боевые заслуги». День Победы Якупов встречал в Праге, а затем было возвращение домой, в родную Казань. На этом уроке мы будем писать сочинение описательного характера по картине «Дороги фронтовые» Особая значимость этой картины является то, что картина носит автобиографический характер. Она рассказывает о работе фронтовых художников, которые не расставались с самодельным альбомом, фиксируя в них моменты сражений и битв делая наброски портретов и жанровых композиций. Определились, что результатом будет сочинение-описание картины. Составили план работы на уроке. ― Любая работа должна планироваться и необходимо понимать, что будет ее результатом. Давайте определим с вами набор действий, которые помогут нам раскрыть тему сочинения. План работы:
― А когда мы этот план реализуем, какой может быть результат? (устное или письменное описание картины) ― Коллективное или индивидуальное? Описывая картину, мы будем пользоваться следующими терминами: - передний план картины; - второй план картины; - дальний план; - фон; - триптих. Задание. У вас на столах карточки. На красных карточках написаны термины, а на белых определения терминов. Соотнесите термины и определения. (Актуализация мыслительной деятельности) 3.Проверка работы с карточками. (объяснение терминов). Передний план картины – то что художник изображает ближе всего к зрителю, второй план – то, что находится посередине картины, дальний план картины – зона, удалённая от зрителя, фон – основной цвет, тон, на котором пишется картина; 2. то, что изображено вдалеке, триптих – художественное полотно, состоящее из трех частей. Сегодня на уроке мы будем использовать тип речи: описание. Вспомним, какой тип речи называется описанием? Можете пользоваться тетрадями – справочниками. Дети дают определения и сопоставляют свои выводы с определением на слайде. (Проверка типа речи) Описание - изображение людей, предметов, животных, природы. Описывать – значит изображать, перечислять признаки, отличительные приметы, характерные особенности людей, живых существ, предметов, событий действий. К тексту можно задать вопрос - какой? Описание фрагментов картины по группам. Карточка для группы №1 Описание мужчины – художника 1.Опишите главного героя картины. 2.Какое настроение у однополчанцев? 3.Какая деталь говорит об их патриотизме? 4.Опишите задний план картины. 5..Какие художественные приемы вы использовали при описании картины?
Карточка для группы №2 Описание женщин, детей, стариков 1.Опишите позы женщин, детей, стариков. 2.Опишите мимику женщин, детей 3.Опишите одежду . 4.Какой фрагмент картины вы описывали? 5. Настроение народа. Представление результатов групповой работы. Попутно учащиеся делают записи в черновик.
Составление плана сочинения. I. Вступление. 1. О художнике. 2. Тема Великой Отечественной войны в его творчестве. II. Описание картины.
III. Заключение. Какие мысли возникают , когда вы смотрите на эту картину. Реализация плана сочинения. ― Сегодня мы много, дружно и продуктивно работали. У нас получилось сочинение. Сейчас подводим итог нашей работы. ― Давайте вернемся к цели урока. ― Какую цель мы ставили на уроке? ― Удалось ли нам ее достичь? ― Что было на уроке положительного? ― Какие выявились проблемы? Заключение. Слово учителя. В мае 2020 года страна отмечает 75-летие Великой Победы. Проходят годы, всё меньше ветеранов можно увидеть на празднично украшенных к 9 мая площадях и улицах городов, всё дальше от нас те четыре немыслимо трудных года боёв, поражений и побед Но интерес к этой войне не угасает. Снимаются новые фильмы, выходят книги, создаются компьютерные игры... Потомки солдат Великой Отечественной снова и снова обращаются к пожелтевшим фотографиям, ищут в архивах документы, рассылают запросы и просматривают интернет-сайты в надежде узнать что-нибудь новое, то, о чём не успели рассказать их отцы, деды, прадеды. | Актуализация темы, эмоциональный настрой на работу Определение темы, цели урока. Ответы на вопросы Предложения ребят, из которых составляется план работы. План работы (фиксируется на доске и в тетрадях) |