"Без барыбыз да Җиңүгә ашкындык...”"
проект

"Без барыбыз да Җиңүгә ашкындык...”" по картине  Хариса Якупова “Дороги фронтовые”

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yakupov.docx320.69 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БЕРЕСКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» АТНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

КОНСПЕКТ УРОКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ

«Мы все стремились К ПОБЕДЕ…»

(«Без барыбыз да Җиңүгә ашкындык...”)

(WE WERE ALL STRIVING FOR VICTORY…)
по картине  Хариса Якупова “Дороги фронтовые”

Конкурс методических разработок “Уроки победы”

В номинации конкурса “Лучший урок родного языка”

Учитель татарского языка и литературы Ахметзянова Х.М.

Тема . Урок развития речи по картине Хариса Якупова “Дороги фронтовые

ЦЕЛИ

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

  • управление своей деятельностью,
  • контроль и коррекция,
  • инициативность и самостоятельность.

Коммуникативные:

  • речевая деятельность.

Познавательные:

  • работа с информацией;
  • выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации;
  • установление аналогий;
  • подведение под понятие.

Мировоззренческие:

  • формирование российской идентичности,
  • личное самоопределение.

Формирование УУД:

  • развитие мышления (способность логически мыслить на заданную тему, анализировать, сопоставлять);
  • воспитание волевой сферы;
  • обучение самостоятельному целеполаганию;
  • выработка умения корректировать свои действия в процессе доведения работы до намеченного в планировании результата.

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

  • общекультурные:
  • расширение культурного кругозора обучающихся, в том числе обучение пониманию живописи;
  • актуализация знаний по литературе
  • специальные:
  • повторение типа речи описание, композиционного строения описания,
  • знакомство с приемами речевого логического оформления мысли, использованием синонимов, тропов;
  • закрепление орфографических и пунктуационных правил;
  • формирование навыка обращения к словарям,
  • сбор лексического материала к сочинению,
  • словесное оформление услышанного – написание сочинения-описания.

Развивающие:

  • обогащение словарного запаса учащихся;
  • развитие их воображения и эмоциональной сферы;
  • активизация различных видов речевой деятельности;
  • повышение мотивации к обучению;
  • формирование навыков монологической речи (устной и письменной).

Воспитательные:

  • пробуждение интереса к культурному наследию  народов мира;
  • формирование чувства патриотизма, гордости за соотечественников;
  • формирование эстетической потребности в искусстве;
  •  осознание своей национальной идентификации.

Оборудование урока:

1.Фотографии репродукций картин Хариса Якупова из фронтовых альбомов  из цикла «Мы все стремились к Победе…»

        2. Аудиозапись песень на тему  Великой Отечественной войны: Марк Бернес «Эх, путь дорожка фронтовая»,  «Жди меня, и я вернусь» К. Симонов;   « Катюша». Стихи М. Исаковского, музыка М. Блантера.

        3. Выставка материалов, связанных с участием в войне родственников, знакомых,  земляков. Это могут быть письма, личные вещи,  вырезки из газет и т.д.

        4. Проектор, экран, компьютер.

ТИП УРОКА  Урок развития речи.

МЕТОДЫ

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Этапы урока

          Действия учителя и учащихся

Результат

1.Установочно-мотивационный этап

2. Этап
самоопределения

3.Учебная деятельность по реализации цели

Итог этапа

4.Рефлексивно-оценочный этап

Эпиграф

«Главное в искусстве - это столкновение с большими мыслями художника, который заставляет и зрителя подумать о том большом, что хотел сказать художник.»

                                      Б.Иогансен

 (Подумайте,  почему взят такой эпиграф).

Художник на войне

Людмила Ураева

Художник на войне запомнит краски,
И выложит их позже на мольберт:
Тревожный миг атаки без огласки,
И кем-то неотправленный конверт, 
Щетину на щеках и злую стужу,
И кипятка спасительный глоток
Опишет, если Богу будет  нужен
Его конкретно праведный итог.

Формулируем цель урока

― Как мы определим цель урока?

Прослушиваются варианты ответов ребят:

Вступительная беседа.

Необходима предварительная подготовка к вступительной беседе. Школьники ищут ответы на примерные вопросы учителя, обращаясь к энциклопедиям, пособиям по истории Отечества. Возможно подготовленное сообщение ученика.

Когда началась война против  Советского Союза? 
(Военные действия начались в 4 часа утра 22 июня 1941 года.)
— Вспомните уроки истории и скажите, какую роль играла Великая Отечественная война в мировой истории? 
(Великая Отечественная война, война между Советским Союзом и фашистской Германией в 1941—1945 годов, явилась основным и решающим этапом второй мировой войны, уничтожившим фашизм.)
— Как быстро предполагали фашисты осуществить свои планы? 
(Цели предполагалось достигнуть в молниеносной войне за 2—3 месяца.)
— Почему же фашистам не удалось осуществить свой молниеносный план? 
(Этот трагический период показал стойкость и героизм советского народа. Миллионы людей добровольно приходили на призывные участки и шли на фронт.)

Прослушивание аудиозаписи песни

Марка Бернеса

 «Эх, путь дорожка фронтовая»

Рассказ учителя
о картине и художнике

А сейчас, дорогие ученики, обращаем внимание на холст художника Хариса Якупова « Дороги фронтовые». Фронтовые дороги  художника  прошли через Сталинградское сражение, Курскую дугу, Львов, Польшу, Германию, Чехословакию. 22 июля 1941 года молодой боец уже участвовал в бою. Возможность хотя бы урывками заниматься рисованием появилась у Якупова только в декабре 1941 года. Во время военных действий он все время рисовал. Сначала он рисовал только ночью, отрывая минуты от сна, но однополчане, увидев рисунки, поддержали молодого художника, и Якупов стал рисовать портреты бойцов. Эти портреты они отправляли домой, своим родным и близким. В полевой сумке всегда наготове лежали самодельный альбом и карандаш.

Сохранилось около 250 рисунков, они являются сейчас бесценными художественно-документальными свидетельствами военного времени. Весной 1944 года, когда 60-я армия штурмовала Тернополь, в землянку к бойцам спустился генерал Черняховский. Якупов стал докладывать по карте положение на переднем крае, и тут Черняховский увидел на столе рисунки. Полистав их, сказал, что в этом самодельном альбоме заложена большая сила. Слова генерала воодушевили художника и оказались пророческими для него. Впоследствии частенько в трудные минуты жизни Якупов вспоминал слова боевого командира. Он был награжден орденами Отечественной войны II степени и Красной Звезды и медалью «За боевые заслуги». День Победы Якупов встречал в Праге, а затем было возвращение домой, в родную Казань.

На этом уроке мы будем писать сочинение описательного характера по картине «Дороги фронтовые»  Особая значимость этой картины является то, что картина носит автобиографический характер. Она рассказывает о работе фронтовых художников, которые не расставались с самодельным альбомом, фиксируя в них моменты сражений и битв делая наброски портретов и жанровых композиций.

Определились, что результатом будет  сочинение-описание картины.

Составили план работы на уроке.

― Любая работа должна планироваться и необходимо понимать, что будет ее результатом.

Давайте определим с вами набор действий, которые помогут нам раскрыть тему сочинения.

План работы:

  • Получаем дополнительную информацию о художнике и картине.
  • Набираем слова и словосочетания для её описания.
  • Определяем цвета картины.
  • Подбираем варианты начала и финала сочинения.
  • Составляем план описания.

― А когда мы этот план реализуем, какой может быть результат? (устное или письменное описание картины)

― Коллективное или индивидуальное?

Описывая картину, мы будем пользоваться следующими терминами:

 - передний план картины;

 - второй план картины;

 - дальний план;

 - фон;

- триптих.

Задание. У вас на столах карточки. На красных карточках написаны  термины, а на белых определения терминов. Соотнесите термины и определения. (Актуализация мыслительной деятельности)

3.Проверка  работы с карточками.

      (объяснение терминов).

 Передний  план картины – то что художник изображает ближе всего к зрителю, второй план – то, что находится посередине картины, дальний  план картины – зона, удалённая от зрителя, фон – основной цвет, тон, на котором пишется картина; 2. то, что изображено вдалеке, триптих – художественное полотно, состоящее из трех частей.

Сегодня на уроке мы будем использовать  тип речи: описание.

Вспомним,  какой тип речи называется описанием? Можете пользоваться тетрадями – справочниками.   Дети дают определения и сопоставляют  свои выводы с определением на слайде.

   (Проверка   типа речи)

Описание -  изображение людей, предметов, животных, природы. Описывать – значит изображать, перечислять признаки, отличительные приметы, характерные особенности людей, живых существ, предметов, событий действий. К тексту можно задать вопрос  -   какой?

Описание фрагментов картины  по группам.

Карточка для группы  №1

 Описание мужчины – художника

 1.Опишите  главного героя картины.

 2.Какое настроение у однополчанцев?

 3.Какая деталь говорит об их патриотизме?

 4.Опишите задний план картины.

 5..Какие художественные приемы вы использовали при описании картины?

                

Карточка для группы №2

Описание  женщин,  детей, стариков

1.Опишите позы женщин, детей, стариков.

 2.Опишите мимику женщин, детей

3.Опишите одежду .

 4.Какой фрагмент картины вы описывали?

5. Настроение народа.

Представление результатов групповой работы. Попутно учащиеся делают записи в черновик.

 

Составление плана сочинения.

I. Вступление.

1.  О художнике.

2. Тема Великой Отечественной войны в его творчестве.

II. Описание картины.

  1. Тема картины.
  2. Первый план.
  3. Второй план.
  4. Дальний план, фон.
  5. Настроение от картины.

III. Заключение.

Какие мысли возникают , когда вы смотрите на эту картину.

Реализация плана сочинения.

― Сегодня мы много, дружно и продуктивно работали.

У нас получилось сочинение. Сейчас подводим итог нашей работы.

― Давайте вернемся к цели урока.

― Какую цель мы ставили на уроке?

― Удалось ли нам ее достичь?

― Что было на уроке положительного?

― Какие выявились проблемы?

Заключение. Слово учителя.

В мае 2020 года страна отмечает 75-летие Великой Победы. Проходят годы, всё меньше ветеранов можно увидеть на празднично украшенных к 9 мая площадях и улицах городов, всё дальше от нас те четыре немыслимо трудных года боёв, поражений и побед Но интерес к этой войне не угасает. Снимаются новые фильмы, выходят книги, создаются компьютерные игры... Потомки солдат Великой Отечественной снова и снова обращаются к пожелтевшим фотографиям, ищут в архивах документы, рассылают запросы и просматривают интернет-сайты в надежде узнать что-нибудь новое, то, о чём не успели рассказать их отцы, деды, прадеды.

Актуализация темы, эмоциональный настрой на работу

Определение темы, цели урока.

Ответы на вопросы

Предложения ребят, из которых составляется план работы.

План работы (фиксируется на доске и в тетрадях)