Методическая разработка занятия «О Родине, о доблести, о славе»
план-конспект занятия (6 класс)
«О Родине, о доблести, о славе»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_aleksandr_nevskiy.docx | 25.86 КБ |
Предварительный просмотр:
«О Родине, о доблести, о славе»
Цель: создание условий для формирования духовно-нравственных ценностей обучающихся, способствующих их успешной интеграции в культурное пространство своей Родины – России.
Задачи:
- Познакомить учащихся с жизнью великого князя Александра Невского и рассказать о его роли в истории России.
- Воспитывать чувство уважения к историческому прошлому нашей Родины.
- Способствовать формированию духовно-нравственных идеалов.
- Эстетически развивать учащихся.
- Способствовать развитию творческих способностей учащихся.
Ход.
- Какой приближается праздник? – День народного единства.
- Для чего люди объединялись?
- А кто объединял народ с давних времен? – Смелые, сильные люди, способные повести за собой других.
Наша страна, огромная, богатая природными ресурсами, животным и растительным миром, омываемая морями и океанами на протяжении многих веков подвергалась нападению иноземных завоевателей. Но все они получали достойный отпор, т. к. их встречали мужественные русские воины под руководством талантливых полководцев.
Сегодня мы поговорим об одном из таких великих людей - древнерусском князе Александре Невском.
Сегодня я хочу рассказать вам о событиях, которые происходили на Руси очень, очень давно (7,5 веков назад).
-Как вы думаете, как люди жили в то время?
Тогда люди строили свои дома из дерева, по воде плавали на судах, которые называли ладьями, а Москва была всего лишь маленьким укреплением на вершине холма. В это время в семье новгородского князя Ярослава родился мальчик, которого назвали Александром.
В три года его уже посадили на коня. Княжеские воины обучили его владеть оружием, и он быстро овладел этим мастерством.В те времена мальчиков сразу учили защищать себя и других, воспитывали их защитниками своей земли. Чуть позже, когда маленький Александр подрос, его обучили грамоте.
Когда Александру исполнилось 16 лет, отец доверил ему княжить в городе Новгороде. Что делают в наше время мальчики 16-ти лет? (ответы детей). Обычно в 16 лет мальчики учатся.
Поисковая ситуация. Каждое имя имеет смысл. Кто знает, что означает имя Александр?
- Защитник людей.
- Как вы думаете, князь Александр оправдал своё имя?(ответы детей)
Свое имя юный Александр оправдал. Сделавшись князем, он всегда старался защищать свой народ от врагов.
- Ребята, а каким должен быть воин, защитник своей земли?
Проводится игра «Передай – назови».
Дети встают в круг, передают по кругу меч и называют слово, характеризующее воинов – сильный, смелый, отважный, дружный и т. д.
-Хотите узнать о подвигах князя Александра?
Битва на реке Неве.
-В то время у Руси было очень много врагов.
«Прислал однажды шведский король в Новгород гонцов с обращением к князю: «Если можешь, защищайся, ибо я уже здесь и разоряю твою землю».Шведский король собрал сильное войско и послал его завоевать русские земли. Очень испугались новгородцы, никак они не надеялись с малым войском отбить сильного врага. Но князь Александр сказал: "Нас немного, а враг силен. Но не в силе Бог, а в правде". Эта заповедь Александра дошла до наших дней.
-А вы знаете богатырские военные заповеди:
1. Сам погибай, а товарища выручай.
2. Трудно в ученье, легко в бою.
3. Слава не у того, кто ее ищет, а кто в бою добывает.
4. Богатырь от напасти не бежит, друзей в беде не покидает.
5. Богатырь на пирах не сидит, живот не растит.
6. Слава идет не от роду-племени, а по богатырским делам, да по подвигам.
7. Много славы не добудешь на веселых пирах, мед попиваючи.
Итак, князь Александр решает собрать войско и выступить против шведского короля.
Ночью новгородские рати неслышно перешли реку Ижору и скрытно приблизились к неприятельскому стану. Разведчики донесли, что продрогшие шведы спят в шатрах, кутаясь от утреннего холода в плащи.
Со стороны Невы дул сырой ветер. Болотистые берега окутывал плотный серый туман. Сидя на коне едва можно было увидеть наконечник собственного копья. Но Александр знал, что вскоре рассветет, и туман мало-помалу начнет рассеиваться.
Выстроив свое небольшое войско, к которому по пути примкнули и союзные ладожане, Александр обратился к нему:
- Коли разбойные люди ворвутся в дом ваш и станут поругать седины отца вашего, унижать жену, пленить детей, топтать иконы православные, станете ли вы считать сколько их? Дюжина? Две дюжины? Или броситесь на врага и будете биться?
Дружина возмущенно загудела:
- Не станем мы считать врагов, княже! Ударим на них хоть с дубиной, хоть с дрекольем, хоть с ножом подсапожным….
Могучий голос Ярославича далеко разнесся над неспокойными водами Невы:
- Встанем братья за Русь! За Новгород! За матерей наших, за детей! «Не в силе бог, а в правде»
Не прошло и минуты, а в шведском лагере уже кипел ожесточенный бой. Русские витязи бились не щадя живота своего: кололи, рубили, бросались с коней врукопашную, сбивая с ног выскакивающих из шатров рыцарей. А вел их в бой великий полководец Александр Ярославович.
Самоотверженно сражались русские воины, но только к вечеру одолели врага. Князь Александр с победой вернулся домой.
- Как выдумаете, какое прозвище он получил за победу над шведами?
За эту победу князь был назван Невским. К имени Александра народ прибавил название реки, на которой была одержана очень важная для всей Руси победа и стали его звать - Александр Невский.
Ему было всего 20 лет!
Физкультминутка.
«Молодцы-удальцы»
Мы устали, засиделись (выполнять движения в соответствии с текстом)
Нам размяться захотелось.
То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево поворот,
А потом наоборот.
Приседанья начинаем,
Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз
Приседать не торопись.
И в последний раз присели,
А теперь на место сели.
У нас в группе – молодцы!
Как один все – удальцы!
Ледовое побоище.
Прошло время, и на русскую землю снова двинулись враги.
Зимой 1242 года началась война с немецкими рыцарями, гордо заявлявшими, что «подчинят себе весь славянский народ.
5 апреля 1242произошла эта легендарная битва. Сражение это известно как Ледовое побоище, так как произошло ранней весной на льду Чудского озера. Перед битвой князь Александр велел своим дружинникам снять железные доспехи. Хитрым манёвром (враг был пропущен сквозь русский заслон) закованных в железо вражеских воинов заманили на лёд. Надо сказать, что немецкие рыцари были очень хорошо защищены тяжелыми доспехами и лед под их тяжестью ломался, рыцари тонули.
По данным новгородской летописи русские 7 вёрст гнали немцев по льду, 400—500 рыцарей пало и до 50 взято в плен.
Александр Невский любил повторять: "Кто к нам с мечом придет, тот от меча и падет". Так получилось и с немцами.
Практическое задание “Доспехи”.
Хан Батый.
Но самыми трудными были не ратные дела. Тяжелое бремя ответственности за Родину и русских людей лежало на плечах князя. Не хватало тогда у Руси сил для сражения со злым врагом – полчищами хана Батыя, который завоевал всю русскую землю, залив ее кровью христиан. Сборщики собирали дань самым бесчеловечным способом. Брали дань с лихвою, забирали пожитки в случае недоимок, а из бедных семей уводили людей в неволю. Притом они грубо обращались с народом.
Достиг хана Батыя слух о великом Новгородском князе и его победах. И прислал Батый гонцов с таким посланием: «Мне Бог покорил многие народы, ужели ты один не хочешь покориться? Если хочешь сберечь свою землю, приходи на поклон». Не все из русских князей соглашались исполнить унизительные для христианина требования – поклоняться языческим идолам и за свою непокорность платили жизнью. Но князь никогда не терял твердости в вере православной. Войдя в шатер к хану, поклонился ему и сказал: «Царь, тебе поклонюсь, потому что Бог почтил тебя царством. А твари (идолу), ради человека сотворенной, не поклонюсь».
Хан удерживал князя подле себя всю зиму и лето. Только осенью Александр получил возможность вернуться во Владимир.Отпуская князя, произнес Батый: «Истину мне сказали, что нет князя подобного этому».
Так князь Александр пересилил свою гордость и поклонился хану-монголу, во имя спасения своего народа. Пойдя на уступки и наладив дипломатические отношения с Ордой, он спас ослабленную Русь от полного уничтожения.
Из Орды Александр возвращался больным.Крепкое его здоровье было надорвано постоянными тревогами и трудами. С трудом, еле перемогаясь, продолжал он свой путь. Доехал он до Городца. Здесь окончательно слег.
Ночью 14 ноября 1263 г. его не стало.
Подвиг Александра Невского не забыт.
Русские люди любят и почитают святого благоверного князя Александра Невского.
По приказу Петра 1 в начале XVIII века в Петербурге был построен Собор во имя Святой Троицы и святого Александра Невского, куда были перенесены его мощи.
В 1725 году императрица Екатерина 1 учредила орден в честь святого благоверного великого князя Александра Невского, который был одной из высших наград до 1917 года.
Во время Великой Отечественной войны в 1942 году в знак признания величайших заслуг князя Александра был учрежден орден Александра Невского. Им награждали офицеров и генералов Советской Армии за личное мужество и героизм, за умело проведенные военные операции, за высочайший патриотизм. До конца войны этим орденом было награждено 40 217 офицеров Советской армии.
Именем Александра Невского названы улицы, переулки, площади и т. д. Ему посвящены православные храмы.
Знаменитое выражение Александра Невского “Кто к нам с мечом войдёт, от меча и погибнет. На том стояла, и стоять будет русская земля” является не только предупреждением всем противникам и недругам Руси, но и призывает жить в мире и согласии, решая все вопросы за столом переговоров, а не на полях сражений».
Поисковый вопрос: Скажите, Александр Невский мог добиться победы над врагом один? (ответы детей)
- Нет, один в поле не воин. Ему помогали русские воины, а ещё их называли дружинники. Как вы думаете, почему их так называли? (ответы детей)
Продуктивная творческая деятельность: Давайте нарисуем дружину Александра Невского.
Звучит музыка (отрывок из кантаты С.С. Прокофьева «Вставайте, люди русские»), дети рисуют.
Подведение итогов: Какого защитника ты нарисовал? (ответы детей: смелого, сильного, доброго и т. д.) С такой дружиной Александр Невский мог победить любого врага и защитить нашу Родину – Россию!
1. Сам погибай, а товарища выручай.
2. Трудно в ученье, легко в бою.
3. Слава не у того, кто ее ищет, а кто в бою добывает.
4. Богатырь от напасти не бежит, друзей в беде не покидает.
5. Богатырь на пирах не сидит, живот не растит.
6. Слава идет не от роду-племени, а по богатырским делам, да по подвигам.
7. Много славы не добудешь на веселых пирах, мед попиваючи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" О Родине, о доблести, о славе" (внеклассное мероприятие, посвященное Александру Невскому и 770-летию Ледового побоища)
Опубликованный материал представляет собой разработку внеклассного мероприятия, посвященного Александру Невскому и 770-летию Ледового побоища. Это музыкально-литературная композиция, цель которо...
Методическая разработка занятия "Военная присяга - клятва на верность Родине"
Целью методической разработки является знакомство школьников с историей возникновения и ритуалом приведения к военной присяги, разъяснения учащимся значения военной прсяги для военнослужащих....
Открытое мероприятие на патриотическую тему: «О Родине, о доблести, о славе»
Задачи:Познакомить учащихся с жизнью великого князя Александра Невского и рассказать о его роли в истории России.Воспитывать чувство уважения к историческому прошлому нашей Родины.Способствовать форми...
О Родине, о Доблести, о Славе!
Методическая разработка воспитательного мероприятия «О Родине, о доблести, о славе»Ц...
Презентация: "О Родине, о Доблести, о Славе".
Данный материал является электронным сопровождением внекласного мероприятия: "О Родине, о Доблести, о Славе "....
Методическая разработка занятия "Россия - Родина моя"
Занятие разработано для обучающихся начальной школы....
Сценарий фестиваля патриотической песни "О РОдине, о доблести, о славе"
Сценарий фестиваля патриотической песни "О Родине, о доблести, о славе". Со сцены звучат песни, которые были, есть и будут ярчайшей страницей духовного богатства России, страницей, которая н...