Лекторий для родителей
презентация к уроку (7, 8, 9 класс)
презентация "Инновационные технологии в комплексной реабилитации детей, страдающих РДА(ранний детский аутизм",находящихся на реабилитации в ГБОУ ТРОЦ "Солнышко"
презентация "Особенности поведения детей с нормой развития и умственной отсталостью"
презентация "Результаты работы отделения Психолого-педагогической психологии"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Инновационные технологии в комплексной реабилитации детей , страдающих РДА (ранним детским аутизмом), находящихся на реабилитации в ГБОУ ТРОЦ «Солнышко» педагог психолог Панфилова О.И.
Образовательное отделение ГБОУ ТРОЦ «Солнышко» Отделение психолого-педагогической помощи Отделение медико-социальной реабилитации Отделение мобильной службы
Распределение обслуживаемых детей по нозологическим формам «Психические расстройства» (дети с РДА- ранним детским аутизмом)
Распределение детей по нозологическим формам с 2014-2016 годы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы Троицкий реабилитационно-образовательный центр «Солнышко» ПМПК (психолого-медико-педагогический консилиум ) Отделение образовательное Отделение мобильной службы Отделение психолого-педагогической помощи Отделение медико-социальной реабилитации ЦЛП Центр лечебной педагогики Городская клиническая больница №6 ООО АКМППЦ Б.А. Архипова ПНД Психоневрологическийдиспансер № 13
Психологическая реабилитация Мультипсихометр ; Диагностический набор « Эффектон »; Диагностический комплект психолога «Семаго»; «Сенсорная комната»; Саунд - Бим; Интерактивная панель; Диагностический набор Е.А. Стребелевой ;
Педагогическая реабилитация Игротерапия Изотерапия Музыкотерапия Песочная терапия Сказкотерапия Логопедаческие занятия Дефектологические Занятия Социально-бытовая адаптация Программа « Дельфа -142» БОС Логотерапевтический
Медицинская реабилитация Лечебный массаж ЛФК (лечебно-физическая культура) БОС неврологический « Микростим » БОС эмоционально-психологический Альфа- Спа капсула Аппаратно программный комплекс « Варикард » Комплекс «Аккорд» Кислородный коктейль
Комплексная программа реабилитации детей с РДА
Направления помощи этапы Медикомен-тозная Психологическая Педагогичес-кая Логопедичес-кая Работа с семьей 1. Диагностический Медицинская диагностика, характеристика состояния ребенка, определение прогноза. Диагностика проявлений психического дизонтогенеза ребенка. Поведение педагогической диагностики, педагогического обследования ребенка. Определение особенностей речевого развития ребенка. Установление взаимопонимания и тесного контакта с родителями. 2. Адаптационный Психотерапия родителей. Привлечение к процессу медикаментозного лечения. Установление контакта со взрослым: смягчение общего фона сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги, страхов. Адаптация к новым условиям; формирование навыков самообслужива – ния . Взаимодействие ребенка и взрослого; тренировка мускулатуры артикуляционного аппарата массаж со стимуляцией речевых точек. Ознакомление родителей с рядом психических особенностей ребенка. 3. Активирующий Купирование болезненных симптомов и стимулирование психической активности ребенка. Стимуляция психической активности направленной на взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Пропедевтика обучения (коррекция специфического недоразвития восприятия, моторики, речи. Активация речи с помощью жестов, песен, стихов в ходе тонизирующей игры, просмотр фильмов. Составление индивидуального плана программы обучения аутично - го ребенка в до- машних условиях.
Направления помощи этапы Медикомен-тозная Психологическая Педагогичес-кая Логопедичес-кая Работа с семьей 4. Формирующий Медикаментозное лечение гибко коррегируется, тонизируется активность ребенка, то купируя тревогу и страхи. Формирование ребенка целенаправленного поведения. Обучение чтению письму; формирование навыков изобразительной деятельности, навыков игры со сверстниками. Работа по формированию диалогической речи, обучение спонтанно воспроизводить слова, штампы. Обучение родителей методикам воспитания аутичного ребёнка привитие навыков самообслуживания 5. Коррегирующий Поддерживающая психофармакологическая и общеукрепляющая терапия, массаж. Преодоление отрицательных форм поведения: агрессии, негативизма, расторможенности влечений. Реализация коррекционно-развивающих задач; коммуникация и социализация ребёнка в обществе. Обучение спонтанной речи, увеличение словарного запаса слов, все действия комментируются речью; коррекция речевых нарушений. Обучение холдинг-терапии; подготовка к шеоле.
БЭР Уровень полевой реактивности Уровень стереотипов Уровень экспансии Уровень эмоционального контроля Уровни базальной эмоциональной регуляции ( БЭР )
№ Фамилия имя отчество ребенка Уровень коррекционной работы по Никольской О.С. Уровень до коррекции по Максимовой Е.В. Уровень коррекционной работы после Никольской О.С. Уровень до коррекции по Максимовой Е.В. Динамика 1. Иван А. 2 А 2 А -- 2. Владимир Б. 2 А,В 2 А,В,С -+ 3. Максим В. 2,3 В,С 2,3 В,С,Д ++ 4. Антон В. 2,4 С,Д 2,4 В,С,Д ++ 5. Матвей В. 3 В,С 3,4 С ++ 6. Вьюгин К. 2 А 2 В +,+ -,- 7. Роман Г. 2 В 2 В,С ++ 8. Максим Д. 2 А 2 А -+ 9. Владимир Е. 2 А 2 А -+ 10 Геннадий Е. 2,4 В,С 2.4 В,С ++ 11. Олег И. 2 А 2 В ++ 12. Лев К. 1,3 В 1,3 В ++ 13. Егор К. 1 А 1 А -- 14. Андрей К. 4 В,С 4 В,С ++ 15. Иван Л. 2 А 2 В ++ 17. Анастасия М. 2 А,В 2 АВ -+ 18. Мария М. 2 А 2 А.В ++ 19. Владимир М. 4 С 3,4 С,В ++ 20. Руслан Н. 1 А 1 А -- 21. Вероника П 2.4 С,В 2.4 С,В ++ 22. Иван П. 2 А 2 А ++ 24. Анна С. 3.4 В 3.4 В ++ Горбач Н. 2 А 2 А,В ++ Таблица данных по результатам коррекционной работы с детьми РДА (ранний детский аутизм) и РАС (расстройство аутистического спектра) за 2014 год в ГБОУ ТРОЦ « Солнышко »
№ Фамилия имя отчество ребенка Уровень Эмоциональная . Регуляция . коррекции до по Никольской О.С. Уровень регуляции поведения до коррекции по Максимовой Е.В. Уровень эмоциональной регуляции коррекционной работы после Никольской О.С. Уровень регуляции поведения после коррекции Максимовой Е.В. Динами ка 1. Иван И 2 А 2 А -- 2. Владимир Б. 2 А,В 2 А,В,С -+ 3. Максим В. 2,3 В,С 2,3 В,С,Д ++ 4. Антон В. 4 В,С,Д 4 В,С,Д ++ 5. Матвей В. 3,4 В,С 3,4 В,С,Д ++ 6. Вьюгин К. 2 А 2 В,С ++ 7. Роман Г. 2,4 В 2.4 В,С ++ 8. Максим Д. 2 А 2 А,В -+ 9. Владимир Е. 2 А 2 А -+ 10 Геннадий Е. 2,4 В,С 2.4 В,С,Д ++ 11. Олег И. 2 В 2 В ++ 12. Лев К. 1,3 В 1.3 В,С,Д ++ 13. Егор К. 1 А 1 А -- 14. Андрей К. 4 В,С 4 В,С,Д ++ 15. Иван Л. 2 А 2 В,С ++ 16 Семен Л. 2 А 2 В,С,Д ++ 17. Анастасия М. 2 А,В 2 АВ -+ 18. Мария М. 2 А 2 А,В ++ 19. Владимир М. 4 С 3,4 С,В ++ 20. Руслан Н 1 А 1 А -- 21. Вероника П. 2.4 С,В 2.4 С,В,Д ++ 22. Иван П. 2 А 2 А,В ++ 23. Карина П. 2 В,С 2 В,С,Д ++ 24. Анна С. 3.4 В,С 3.4 В,С ++ 25. Илья У. 2 А 2 А -- Таблица данных по результатам коррекционной работы с детьми РДА (ранний детский аутизм) и РАС (расстройство аутистического спектра) за 2015 год в ГБОУ ТРОЦ « Солнышко »
№ Фамилия имя отчество ребенка Уровень коррекционной работы по Никольской О.С. Урвень до коррекции по Максимовой Е.В. Уровень коррекционной работы после Никольской О.С. Уровень до коррекции по Максимовой Е.В. Динамика 1. Владимир Б. 2 В 2 В,С ++ 2. Варламов М. 4 с 4 С,Д ++ 3. Михаил Л. 2 А 2 А,В,С ++ 4. Илья У. 2 А 2 А -- 5. Иван Л. 2 А 2,4 В,С ++ 6. Мария М. 2 А 2.3 В,С ++ 7. Руслан Н. 1 А 1 А -- 8. Анна С. 3,4 В,С 3.4 В,С,Д ++ 9. Матвей В. 3 С 3.4 С,Д ++ 10 Иван а. 2 В 2 В,С ++ 11. Рома г. 2 В 2,4 В,С,Д ++ 12. Геннадий Е. 2.4 С,Д 2,4 В,С,Д ++ 13. Олег И. 2 В 2,1 В,С ++ 14. Александра С. 2 А 2 А,В -+ 15. Владимир М. 4 С 3,4 С,В,Д ++ 16 Василий К. 2 А 2.4 В,С ++ 17. Семен с. 2 А 2,4 В,С,Д ++ 18. Вероника П. 2,4 В,С 2,4 В,С,Д ++ Таблица данных по результатам коррекционной работы с детьми РДА (ранний детский аутизм) и РАС (расстройство аутистического спектра) за 1 полугодие 2016 года в ГБОУ ТРОЦ « Солнышко » о
Динамика показателей « Уровня эмоциональной регуляции» по Никольской О.С.
Динамика показателей «Поведенческой регуляции» по Максимовой Е.
Динамика показателей по «Уровню развития речи» по Архипову Б.А.
№ Фамилия имя отчество Ребенка 2016 г. Уровень коррекционной работы по Никольской О.С. Уровень до коррекции по Максимовой Е.В. Уровень коррекционной работы после Никольской О.С. Уровень до коррекции по Максимовой Е.В. Динамика 1. Владимир Б. 2 В 2 В,С ++ 2. Варламов М. 4 с 4 С,Д ++ 3. Михаил Л. 2 А 2 А,В,С ++ 4. Илья У. 2 А 2 А -- 5. Иван Л. 2 А 2,4 В,С ++ 6. Мария М. 2 А 2.3 В,С ++ 7. Руслан Н. 1 А 1 А -- 8. Анна С. 3,4 В,С 3.4 В,С,Д ++ 9. Матвей В. 3 С 3.4 С,Д ++ 10 Иван а. 2 В 2 В,С ++ 11. Рома г. 2 В 2,4 В,С,Д ++ 12. Геннадий Е. 2.4 С,Д 2,4 В,С,Д ++ 13. Олег И. 2 В 2,1 В,С ++ 14. Александра С. 2 А 2 А,В -+ 15. Владимир М. 4 С 3,4 С,В,Д ++ 16 Василий К. 2 А 2.4 В,С ++ 17. Семен с. 2 А 2,4 В,С,Д ++ 18. Панина Вероника 2,4 В,С 2,4 В,С,Д ++ Таблица данных по результатам коррекционной работы с детьми РДА(ранний детский аутизм) и РАС (расстройство аутистического спектра) за 1 полугодие 2016 года в ГБОУ ТРОЦ « Солнышко »
БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Статистические данные предоставлены на основе результатов исследования международной консалтинговой компании McKinsey о влиянии работников с синдромом Дауна на успешность бизнеса. Подробно описывается опыт трудоустройства людей с ментальными нарушениями в сети отелей Lemon Tree (Индия ). Журнал «Синдром Дауна.XXI век» № 2 (17) Автор: Грозная Наталья Самуиловна , Благотворительный фонд « Даунсайд Ап» Дата публикации: 27/02/17 Правообладатель: Благотворительный фонд « Даунсайд Ап»
На сегодняшний день, точных статистических данных относительно трудоустройства людей с синдромом Дауна на открытом рынке труда почти нет. Существующие исследования обычно касаются более широкой группы населения — людей с интеллектуальными нарушениями - Великобритания 2015 год авторитетная организация « Менкап»сообщает : «оплачиваемую работу в компаниях имеют менее 20 % людей из этой группы» [1]. - Нидерланды предоставляет цифру 11 % по стране [1]. - США Центр социального развития и образования Массачусетского университета и Институтом Гэллапа: «В масштабе страны 34 % людей с интеллектуальными нарушениями имеют работу; 53 % из них работают в конкурентном секторе (то есть около 17 % от общего числа); 38 % — в «защищенных мастерских»; 9 % — в семейном бизнесе [1]. Директор Центра социального развития и образования Массачусетского университета, руководитель этого исследования Гэри Сайперстайн (G. Siperstein ), прокомментировал его результаты так: «Правительство вложило миллионы долларов, чтобы улучшить возможности взрослых людей с интеллектуальными нарушениями при переходе из школы на работу. К сожалению, данное исследование показывает, что сделанного недостаточно ».
Сфера занятости Люди со всеми типами интеллектуальных нарушений, % Люди с синдромом Дауна, % Сфера услуг (уборка, помощь по хозяйству) 28 14 Торговля (например, работа в продуктовых магазинах) 17 12 Общественное питание (кафе, рестораны) 16 19 Работа в офисе 9 19 Производство (например, простые сборочные операции) 8 8 Другие сферы (уход за детьми, ландшафтные работы) 22 28 Сферы занятости людей с интеллектуальными нарушениями в конкурентном секторе США Заметим, что в отчете об этом исследовании приводятся и цифры, касающиеся рабочего времени трудоустроенных людей с синдромом Дауна. Ученые выявили, что из оплачиваемых сотрудников только 3 % работают на полную ставку, волонтеры — не больше чем 20 часов в неделю. Типично сочетание частичной занятости на оплачиваемой работе и неоплачиваемой волонтерской.
Учитывать мнение ребенка Ребенок будет знать ,что к нему прислушиваются Родственники перекладывают часть забот на ребенка инвалида
Поиск места работы Это этап исследования открытого рынка труда . Главным критерием открытой вакансии становится соответствие работы интересам и способностям претендента. Главный критерий возможностей трудоустройства — потребности работодателя. Анализ работы Когда потенциальное место работы определено, сотрудник службы сопровождения изучает, из каких задач состоит работа, которая может быть предложена претенденту, чтобы определить те из них, которые он уже в состоянии выполнить, и те, выполнению которых ему необходимо будет научиться. Также он определяет, какие навыки и знания требуются, чтобы претендент мог успешно справиться с работой. Цель этого этапа — сформировать основу для разработки программы обучения. Подбор конкретного вида работы Следующий этап — сравнение информации, полученной в результате анализа работы, с данными оценки возможностей претендента. Здесь определяется степень соответствия требований работодателя способностям и интересам потенциального работника. Составление (или корректировка) перечня производственных задач работника Может случиться, что потенциальный сотрудник не сумеет овладеть какими-то из требуемых операций. Тогда рассматривается возможность замены этих составляющих другими. В случае если это окажется возможным, и потребности работодателя будут удовлетворены, и новый работник сумеет проявить себя на данном рабочем месте.
Чаще давать свободу ребенку Стремление к самостоятельности –это проявление любви к близким
Обучение и наставничество Обучение будущего сотрудника — один из самых важных этапов поддерживаемого трудоустройства. Большая часть этих занятий проводится на рабочем месте. Занятия включают развитие и отработку практических и социальных навыков, необходимых как для улучшения способности претендента выполнять рабочие задачи, так и для повышения степени его самостоятельности. Обучение, кроме того, направлено на улучшение умения обращаться за поддержкой к коллегам, что может не только оптимизировать его вхождение в рабочий коллектив, но и способствовать его интеграции в общество. Поддержка, оказываемая претенденту за пределами предприятия В зависимости от потребностей претендента ему может оказываться поддержка самого разного рода, например помощь в развитии навыков самоорганизации, в мониторинге финансовой ситуации, в обеспечении его транспортом или в обучении пользованию общественным транспортом. Постоянная / пролонгированная поддержка Договор с работодателем включает и вопросы поддержки нового сотрудника, которая будет оказываться на постоянной основе. За время, прошедшее с 1980 года, концепция поддерживаемого трудоустройства развивалась, функции сотрудников служб сопровождения усложнялись и уточнялись. Для них были созданы специальные программы обучения. Назовем лишь две ключевые фигуры системы сопровождения. .
Особенности общения -Сохраняйте тихий и спокойный тон в голосе. Громкий говор не делает вашу речь понятнее . -При подборе подходящих по возрасту слов, помните, что вам нужно знать психологический возраст человека, а не его количество лет, указанное в паспорте. Имейте в виду, что умственно отсталые люди тоже могут быть взрослыми и обладать соответствующим словарным запасом, так что не следует говорить с ними, как с 5-ти летними детьми . -Не стоит прикрывать свой рот, если ваш собеседник внимательно наблюдает за вашим артикуляционным аппаратом, так как ему это может помочь лучше вас понять. -Не следует пародировать произношение слов слабоумного человека в надежде, что таким образом он сможет лучше вас понять. Данный подход не увенчается успехом, а наоборот, сделает вашу речь еще сложнее для понимания, создавая впечатление, что вы просто смеетесь над психически неполноценным человеком.
-Избегайте сливания своих слов воедино, глотая при этом окончания. Например, тяжело будет понять следующее: “ Тыхочкуша ?” Чаще всего, самым трудным аспектом разбора речи будет попытка установить, где одно слово заканчивается, а второе начинается. Делайте небольшие паузы между словами, если вы чувствуете на то необходимость. -По возможности, прибегайте к употреблению простых и коротких слов вместо длинных и сложных. Слово “дом” будет лучше, нежели “квартира”, например. “Делать” звучит понятнее, чем “изготовлять”. -Не старайтесь впечатлить своего психически неполноценного друга чрезмерным богатством своего вокабуляра и двухэтажными синтаксическими конструкциями.
-Не старайтесь впечатлить своего психически неполноценного друга чрезмерным богатством своего вокабуляра и двухэтажными синтаксическими конструкциями . Используйте простые предложения, включающие подлежащее, сказуемое и дополнение при разговоре с умственно неполноценными крайней степени, а при вербальном контакте с менее хворым человеком, немного усложните стилистику своей речи.
Советы Старайтесь не обращать внимания на то, что они страдают от психической неполноценности, так как искренние дружеские отношения основываются на равноправности соучастников . Задавайте вопросы по пут и. А ты пробовал это? А ты когда-либо чувствуешь себя счастливым или печальным? Я выбрал клубничный вкус, а какой твой любимый вкус? Таким образом, вы установите хороший контакт, соотнося свой жизненный опыт с его мнением . Терпение , терпение и еще раз терпение . Не выходите из себя. Если вы все же разозлитесь по какому-либо поводу, дайте ему понять, что ваш гнев не имеет к нему никакого отношения, а затем объясните ему, что вызвало у вас целую бурю эмоций .
Самым главным советом в обращении с умственно отсталыми людьми является наличие уважения и понимания. Эти люди ни чем не хуже вас; они обладают такими же чувствами, как и вы, умея распознать надменное или предвзятое отношение, по поводу чего они набрались достаточно много опыта . Умственно отсталый человек ни в коем разе не тупой , ведь ему приходится преодолевать такие жизненные обстоятельства, которые вам и не снились. Им труднее функционировать на том же уровне, что и вы. Этот человек просто другого склада ума, и он ни как не заслуживает насмешек со стороны . Возьмите на заметку, что вы должны внимательно слушать и наблюдать за своим собеседником. В большинстве случаев, общение с умственно отсталым человеком представляет собой попытку научиться понимать иностранный акцент. Будьте готовы сменить стиль своей речи на более уважительный тон, если необходимо.
Предупреждения Психически неполноценные люди не являются более агрессивными по сравнению с остальной долей населения . Вспышки насилия, возникающие со стороны умственно недостаточных людей, берут свое начало от окружающих их людей, которые своим недоверчивым и насмешливым отношением подталкивают их на совершение злодеяний. Поймите, что данная категория людей все еще подвержена жесткой дискриминации , и люди, работающие с ними плечом к плечу, не всегда осознают, как они ущемляют достоинство своих братьев- человеков такими действиями, на которые бы они никогда не пошли при работе с людьми, не имеющими таких отклонений. Ведь эти люди тоже имеют свои идеи, предложения, надежды и ожидания, которые рушатся теми, кто считает их неспособными на такую активность. Представьте, если бы вам, человеку, способному на трезвое и аналитическое мышление, говорили, что вы на самом деле не в состоянии делать самостоятельных поступков, принимая судьбоносные для вас решения без вашего на то согласия. Особенно непосильная ноша возводится на тех, кто имеет трудности с речью, что выводит их на путь агрессии, как единственного способа быть услышанным. Неспособность говорить совсем не значит то, что человеку нечего сказать.
- Учащимся с синдромом Дауна требуется больше времени для усвоения и консолидации новых навыков. Им необходимо больше повторений и возможностей для их отработки. -Хорошее понимание социальных ситуаций делает многих из них чувствительными к неудачам, и это приводит к нежеланию продолжать работать над новым заданием или учебным материалом, если они представляются им трудными. Помочь может разбиение больших задач на части, частые похвалы и использование мотивационных стратегий. -Некоторым из них свойственно слабое использование уже приобретенных умений. Важно не опускать должным образом установленную планку и помнить, что люди с синдромом Дауна продолжают учиться на протяжении всей своей жизни. Еще одной отправной точкой для создания новой службы стало стремление DSA UK уйти от концепции «дать людям что-нибудь поделать» и вместо этого побудить их идти к достижению новых результатов посредством обучения, формирования уверенности в себе и развития навыков. В поле зрения сотрудников WorkFit находятся молодые люди с синдромом Дауна в возрасте 14—25 лет. Секторы, в которых ищется и уже, как показывает опыт, находится работа для молодых людей с синдромом Дауна, — от розничной торговли до здравоохранения. Среди компаний, участвующих в совместных программах, известные и нам Costa Coffee и Marriott Hotels and Resorts . Директор по работе с персоналом отеля Marriott в одном из городов Уэльса говорит: «Такие понятия, как “многообразие” и “инклюзия”, очень близки нашим главными ценностями и стратегическими целями бизнеса, поэтому ими проникнут каждый аспект нашего бизнеса».
Волонтерская работа Волонтер — это человек, принявший решение отдать свое свободное время другим людям, не получая за это деньги. WorkFit предлагает возможность стать волонтером в любой благотворительной организации. Работая таким образом, молодой человек осваивает новые навыки, практикуется в уже приобретенных, становится увереннее, демонстрирует своим работодателям, что может регулярно работать в течение определенного времени, знакомится с новыми людьми и получает отзывы о своей работе, которые помогут ему в дальнейшем. Кроме того, это возможность делать то, что нравится, быть активным и здоровым; расширить круг своих интересов. А еще это помогает улучшить образ человека с синдромом Дауна в глазах местных жителей. Они рассортировывают книги и DVD, чтобы расставить их по полкам, вырезают картинки для раскрашивания в детских группах, помогают устанавливать демонстрационные стенды, ксерокопируют документы.
О тчеты 14 компаний из разных стран, в которых работают люди с синдромом Дауна . Вот ее основные выводы : — Работа людей с синдромом Дауна продуктивна. — Включение людей с синдромом Дауна в коллектив положительно влияет на культуру и климат организации (на стиль управления, культуру ведения дел, мотивацию), а также на удовлетворенность клиентов и успешность бизнеса в целом . Заключение Анализ литературы, выступлений профессионалов и родителей на международных форумах, личные встречи с действующими лицами профессионального сообщества показывают, что проблема занятости людей с синдромом Дауна остается горячей темой. Она активно обсуждается; разрабатываются и апробируются различные подходы к ее решению. Поддерживаемое трудоустройство, как одна, но часто особенно желанная форма, по-прежнему представляет то, что по-английски называется challenge – вызов .
Благодарю за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Понятие норма поведения Расстройства поведения при умственной отсталости 1) Игнорирование требований взрослых; 2) Имитация отрицательных лидеров; 3) Показная демонстративность ; 4) Самоутверждение с позиции «культа силы».
-Данные негативные проявления у олигофренов отличаются устойчивостью и прослеживаются, и после окончания юношеского возраста. -У детей с умственной отсталостью выделяются патологические и непатологические формы девиантного поведения . - В условиях психотравмирующей ситуации, неправильного воспитания и неадекватного обучения непатологические варианты нарушений поведения у детей с интеллектуальным недоразвитием возникают особенно легко. -Кроме того, детям, страдающим олигофренией, вследствие присущей им чрезмерной внушаемости свойственна повышенная имитация форм поведения окружающих, что усиливает нарушения поведения. Эти отклонения также не могут быть расценены как патологические.
Девиантное поведение встречаются при осложнённых формах олигофрении , когда наблюдаются не только недоразвитие мозговых структур, но и сосудистые и ликвородинамические нарушения. Расстройства поведения проявляется: в повышенной аффективной возбудимости, импульсивности, суетливости, неумении подчиняться требованиям дисциплины, нецеленаправленном двигательном беспокойстве . Такое поведение возникает обычно по незначительному поводу или без причины. Как правило, не сопровождается сколько-нибудь заметными психогенными переживаниями . Самые большие трудности для адаптации этих детей представляет формирующаяся патология влечений: - повышенная сексуальность , -влечение к употреблению алкоголя, бродяжничество . Если усиление сексуальных влечений, влечение к употреблению алкоголя развиваются, как правило, в подростковом возрасте, то синдром уходов и бродяжничества у умственно отсталых детей возникает относительно рано уже в 9 – 10 лет. Основную роль в проявлении бродяжничества у детей с интеллектуальными нарушениями играет не реактивный момент, а отсутствие возможности подавления влечений.
Умственно отсталые с синдромом уходов и бродяжничества лучше всего адаптируются при длительном пребывании в учреждениях закрытого типа: в силу большой внушаемости и пассивности, недостатка инициативности они не уходят из детских учреждений с хорошо поставленным надзором. Выраженные эмоционально-волевые нарушения резко снижают возможность дебильных лиц руководить своим поведением, что свидетельствует о значительной глубине психического дефекта. При лёгкой и умеренной степени дебильности с гиподинамическим характером эмоционально-волевых расстройств наблюдается некоторая «психическая вялость, низкая самостоятельная активность психической деятельности и повышенная подчиняемость внешним воздействиям. Больные легко поддаются влиянию заинтересованных лиц. Повышенная внушаемость сама по себе не определяет недееспособность больных, но оказывает большое влияние на основные клинические признаки олигофрении. Таким образом, при изучении особенностей лиц, страдающих олигофренией, необходимо анализировать степень выраженности не только интеллектуального дефекта, но и глубину клинических особенностей эмоционально-волевой сферы, аффективные и поведенческие нарушения, а также компенсаторные возможности личности, необходимые для социальной адаптации даже на сниженном уровне.
1 2 3 4 Когнитивная терапия Ж. Пиаже; Д. Келли; А. Риле; А. Бек; Л. С. Выготский и другие. В процессе когнитивной психокоррекции основное внимание уделяется познавательным структурам психики ребёнка и делается упор на особенности его личности. Личностные нарушения, депрессивные реакции, страхи, психосоматические заболевания. Личностные нарушения, страхи, депрессивные реакции,психосоматические заболевания. Игровая терапия З. Фрейд; А. Фрейд; Ж. Пиаже; Д.Б. Эльконин; К. Роджерс; И. Выгодская; А.Захаров и другие. Это метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. Социальный инфантилизм, замкнутость, необщительность, фобические реакции, сверхконформность и сверхпослушание , нарушения поведения и вредные привычки, неадекватная полоролевая идентификация у мальчиков. Продолжение Таблицы 1
Аутогенная тренировка И. Шульц и другие. Это метод психологической разгрузки и снятия нервного напряжения, посредством частого повторения подбадривающих фраз. Эмоциональные нарушения, психосоматические заболевания. Психогимнастика. Г. Юнова; Д. Морено; Чистякова и другие. Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики человека (как познавательной, так и личностно-эмоциональной сферы). Трудности эмоционального контакта, высокий уровень развития тревожности, агрессивности, низкий уровень развития коммуникативных навыков, низкий уровень развития внимания.
Арттерапия А.Хилл; З. Фрейд; К.Г. Юнг; К.Роджерс; А. Маслоу; Л. С. Выготский и другие. Это терапия искуством. В её структуру входят: а)музыкотерапия; б)библиотерапия; в)проективный рисунок; г)сочинение историй; д) сказкотерапия; е)куклотерапия; ё) пескотерапия. Арттерапия рекомендуется детям с 6 лет Трудности эмоционального развития, актуальный стресс, депрессия, снижение эмоционального тонуса, лабильность, импульсивность эмоциональных реакций, эмоциональная депривация клиента, переживания эмоционального отвержения, чувство одиночества, наличие конфликтов в межличностных отношениях, неудовлетворенность в семейной ситуации, ревность, повышенная тревожность, страхи, фобические реакции, негативная
Арттерапия "Я-концепция", низкая, искаженная дисгармоничная самооценка, низкая степень самопринятия. Социально-психологический тренинг Л. Анн и другие. Это форма специально организованного обучения для самосовершенствования личности, в ходе которого происходит овладение социально-психологическими знаниями, развитие способности познания себя и других людей; формирование положительной Я-концепции. Высокий уровень развития тревожности, агрессивности, низкий уровень развития самооценки, коммуникативных навыков,
П атологические и непатологические формы девиантного поведения -В условиях психотравмирующей ситуации, неправильного воспитания и неадекватного обучения непатологические варианты нарушений поведения у детей с интеллектуальным недоразвитием возникают особенно легко. страдающим олигофренией, вследствие присущей им чрезмерной внушаемости свойственна повышенная имитация форм поведения окружающих , что усиливает нарушения поведения. Эти отклонения также не могут быть расценены как патологические . -Расстройства поведения у таких больных обнаруживаются рано, и проявляется в повышенной аффективной возбудимости, импульсивности, суетливости, неумении подчиняться требованиям дисциплины, нецеленаправленном двигательном беспокойстве. - Такое поведение возникает обычно по незначительному поводу или без причины. Как правило, не сопровождается сколько-нибудь заметными психогенными переживаниями.
-Однако все большие трудности для адаптации этих детей представляет формирующаяся патология влечений – повышенная сексуальность, влечение к употреблению алкоголя, бродяжничество. Если усиление сексуальных влечений, влечение к употреблению алкоголя развиваются, как правило, в подростковом возрасте, то синдром уходов и бродяжничества у умственно отсталых детей возникает относительно рано уже в 9 – 10 лет Основную роль в проявлении бродяжничества у детей с интеллектуальными нарушениями играет не реактивный момент, а отсутствие возможности подавления влечений. Умственно отсталые с синдромом уходов и бродяжничества лучше всего адаптируются при длительном пребывании в учреждениях закрытого типа: в силу большой внушаемости и пассивности, недостатка инициативности они не уходят из детских учреждений с хорошо поставленным надзором . - При лёгкой и умеренной степени дебильности с гиподинамическим характером эмоционально-волевых расстройств наблюдается некоторая «психическая вялость, низкая самостоятельная активность психической деятельности и повышенная подчиняемость внешним воздействиям
Стадия 1 -конфронтация
— Девиантное поведение у детей, склонных к вступлению в асоциальные группы сверстников, воровству, бродяжничеству, пропуску школьных занятий, злоупотреблению психоактивными веществами. Такое поведение чаще наблюдается у детей в семьях, где родители не проявляют к ним интереса, и где в ближайшем окружении имеются асоциальные элементы Нарушения поведения и агрессивность в таких случаях представляют собой попытку добиться компенсации своей неудовлетворенности семейными отношениями . — Демонстративное поведение с бурными вспышками эмоций в ответ на любые неудачи, неудовлетворение своих завышенных требований наблюдается у детей, воспитывающихся в семьях, где они занимают положения «кумира семьи». — Тормозное поведение, проявляющееся в неуверенности, чрезмерной застенчивости, беспокойстве, слабой адаптации в детских учреждениях, проявляются у детей, растущих в семьях, где родители отличаются тревожностью и повышенной чувствительностью, либо проявляют к детям чрезмерные требования. — Поведение, в котором явно проявляются реакции компенсации и гиперкомпенсации часто в форме напускной бравады, отчаянных или дерзких поступков, патологического фантазирования . Такие поведенческие реакции характерны для детей, страдающих хроническими заболеваниями, значительным расхождением между реальным и идеальным Я.
Стадия вторая - отвержение
-В связи с этим были выделены так называемые ситуативные нарушения поведения, возникающие как ответ на отсутствие правильного подхода со стороны педагога. К подобным нарушениям были отнесены: ситуативно-демонстративное, ситуативно-агрессивное, ситуативно-инфантильное, ситуативно-неуверенное, ситуативно-репродуктивное, ситуативно- гиперактивное , ситуативнопротестное поведение. Таким образом, подростковый возраст у умственно отсталых школьников отличается высокой степенью риска возникновения различных
Стадия 3 -разрешение
Мария Либлинг -В отечественной психологии метод холдинг-терапии успешно разрабатывался Марией Либлинг . У неё метод удержания намного мягче, чем классическая холдинг-терапия. -« Суть метода состоит не в механическом удерживании ребёнка, а в том, что происходит между ребёнком, матерью и отцом в процессе холдинга. Мать берёт ребёнка на руки, сажает на колени лицом к себе и обнимает его. -При этом она не должна все время плотно прижимать его к себе, так как у мамы и ребёнка должна быть возможность посмотреть друг другу в глаза. - Родители настойчиво объясняют ребёнку, как он им нужен, говорят, что не желают его обидеть, а, наоборот, хотят с ним пообщаться и поиграть ».-
Стадия 3 - разрешение
. 2. Основные факторы нарушений поведения у умственно отсталых школьников Проблема изучения основных факторов нарушений поведения у умственно отсталых детей рассматривалась в работах Э.Я. Альбрехт, Г.Г. Запрягаева , Д.Н. Исаева, К.С. Лебединской, В.А. Малинаускене , М.С. Певзнер и др. В возникновении нарушений поведения и эмоциональных расстройств у лиц, страдающих олигофренией, одни исследователи признавали ведущую роль интеллектуального недоразвития, при которой происходило ослабление интеллектуального контроля над аффектом в процессе регуляции поведения ( Сеген Э., 1903; Ковалевский П.И., 1911; Tredgold A.F.,1937; Фелинская Н.И., 1944; Балинский И.М., 1958; Kirman В., 1968; Kretschmer E ; и др.), другие делали акцент на значимости психогенных факторов, чувствительности детей- олигофренов к психотравмирующим ситуациям ( Фрейеров О.Е., 1958; Benda C., 1960; Исаев Д.Н., 1971
. Биологические факторы нарушений поведения включают органическое поражение центральной нервной системы; общие признаки психического недоразвития, присущие любой форме интеллектуальной неполноценности; особенности высшей нервной деятельности при психическом недоразвитии; нарушения, дополнительно осложняющие клиническую картину интеллектуальной недостаточности; дисгармония полового созревания в подростковом возрасте и т.д. По мнению Л.М. Зюбина (1973) появлению нарушений поведения умственно отсталых подростков способствует наличие трех интеллектуальных факторов: 1) недостаточное умственное развитие в целом, что препятствует правильному самоанализу поведения и прогнозированию его последствий; 2) недостаточная самостоятельность мышления и вследствие этого значительная внушаемость конформность ; 3) низкая познавательная активность, обедненность и неустойчивость духовных потребностей
Дети не могут объяснить свои поступки, у них не образуются в достаточной мере морально-нравственные критерии, не развиты интересы, слабо развиты личностные качества, наблюдается некритичность к себе и своим действиям. Нарушения поведения, отмечает автор, чаще наблюдаются при легкой дебильности и пограничной умственной отсталости. Для этих детей характерно сочетание несамостоятельности, внушаемости, легкого усвоения примитивных форм поведения, дурных привычек с одновременным стремлением к самостоятельности, чего нет у глубоких олигофренов . Другие же виды асоциального поведения (воровство, полинаркомания ) являются скорее проявлением неосознаваемого стремления к комфортности. Г.Г. Запрягаев (1986) отмечал, что клинико-психологическое изучение нарушений поведения у умственно отсталых подростков не позволяет охватить все многообразие факторов трудновоспитуемости умственно отсталых и не учитывает социально-психологических механизмов их образования.
Рекомендации родителям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья: 1.Никогда не жалейте ребёнка из - за того, что он не такой, как все. Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются. Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя “жертвой”, отказываясь от своей личной жизни. Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним. 5.Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений. 6.Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами.
7.Не бойтесь отказать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными. 8.Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят вас. 9.Не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками. 10.Не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости. 11.Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов. 12.Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную. 13.Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой. 14.Не изводите себя упрёками. В том, что у вас больной ребёнок, вы не виноваты! 15.Помните, что когда-нибудь ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите с ребенком о ней.
Правило №1 Выстраивайте взрослые отношения Смена ориентиров в общении, длительных нравоучений, требований беспрекословного подчинения, напоминайте об ответственности за свои поступки, не стремитесь решить проблемы за подростка
Правило № 2 Нельзя сравнивать своего ребенка ни с кем. Самооценка в подростковом возрасте устанавливается и поэтому не надо своими руками опускать планку самооценки своего ребенка. Ребенок никогда не будет таким же как: ваши родственники, друзья, вы в его возрасте. Сравнение подростка с кем – либо, вызовет желание бунтовать.
Правило № 3 Спокойствие ,только спокойствие Крики, упреки, истерики заканчиваются точно таким - же поведением. Перед тем как высказать свое мнение о поступке своего ребенка, необходимо сделать паузу ( несколько вдохов, счет до 10) В вашем мнении должен быть сделан упор на чувства, которые вызывает поступок вашего ребенка. Следите за языком вашего тела: не должно быть сверкающих глаз, упертые в бока руки. Лучше занять место на небольшом расстоянии сбоку.
Правило№ 4 Интересуйтесь делами своего ребенка Радуйтесь успехам ребенка Интересуйтесь тем, что вам даже не интересно.
Правило №5 Общение в процессе. Получить интересующую вас информацию можно в с овместной деятельности: компьютерная игра, уборка квартиры, нанесение макияжа.
Правила № 6
Литература О. С. Никольская, Е. Р. Баенская , М. М. Либлинг . «Аутичный ребёнок. Пути помощи»: Теревинф ; Москва, 2007 М. М. Либлинг «Холдинг-терапия как форма психологической помощи семье, имеющей аутичного ребенка » М . Welch «Holding-Time». N.Y., 1988
Благодарю за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В 2018 году специалистами отделения было обслужено, согласно государственного задания 600 человек, результаты коррекционной работы по отчету КРИ (комплексная реабилитация инвалидов): Детей прошедших единожды – 285 из них: Детей-инвалидов- 187; Детей с ограничениями жизнедеятельности -98.
Положительная динамика в коррекционной работе специалистов отделения «Психолого-педагогической помощи» от числа детей, прошедших реабилитацию, согласно государственного задания в 2018 года (600 человек за 2018 г.) (285 человек единожды прошедшие реабилитацию, из них дети инвалиды -187 человек; дети с ОЖ -98 человек). Таблица №1
№ Специалисты по занимаемым должностям Количество детей прошедших коррекцию % детей от числа детей прошедших за год по государственному заданию 1 УЧИТЕЛЯ ЛОГОПЕДЫ 190 66 Ин. ОЖ Ин. ОЖ 109 81 58 82 2 ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ 220 77 Ин. ОЖ Ин. ОЖ 122 98 65 100 3. УЧИТЕЛЯ- ДЕФЕКТОЛОГИ 224 78 Ин. ОЖ Ин. ОЖ 144 80 77 81 4. ВОСПИТАТЕЛИ 201 70 Ин. ОЖ 135 63 Ин. ОЖ 72 64 5. МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ 161 56 Ин. ОЖ Ин. ОЖ 90 71 48 72
- педагогов-психологов – 77% детей в градации «значительное улучшение» вошли в норму возрастного развития по показателям: «уровень самооценки», «коммуникативные навыки», « саморегуляция и самоконтроль», «психоэмоциональное напряжение»; - учителей-дефектологов – 78% , детей в градации «значительное улучшение» вошли в норму возрастного развития по показателям: «концентрация и распределение внимания», «зрительная и словесно-логическая память»; «моторное развитие». - учителя логопеды -66% детей в градации значительное улучшение вошли в норму возрастного развития по показателям «Грамматический строй речи и связная речь», «фонематический слух и звукобуквенный анализ», «словарь». - воспитатели – 70% , детей в градации «значительное улучшение» вошли в норму возрастного развития по выделенным показателям: «умение работать ножницами», «навыки работы с глиной», «умение работать в технике – «аппликация»;
- музыкального руководителя – 56% детей в градации «значительное улучшение» вошли в номрму возрастного развития по выделенным показателям: «развитие интереса к игре на музыкальных инструментах», «чувство ритма», «слуховое восприятие»; На результаты положительной динамики в реабилитационном процессе детей-инвалидов и детей с ограничениями жизнедеятельности повлияло несколько показателей: тяжесть заболевания ребенка и необходимость повтора реабилитационных курсов с применением разных форм и методов работы . За отчетный период было проведено мероприятий для детей и их семей, находящихся на реабилитации в Центре «Солнышко».
- педагогов-психологов – 77% детей в градации «значительное улучшение» вошли в норму возрастного развития по показателям: «уровень самооценки», «коммуникативные навыки», « саморегуляция и самоконтроль», «психоэмоциональное напряжение»; - учителей-дефектологов – 78% , детей в градации «значительное улучшение» вошли в норму возрастного развития по показателям: «концентрация и распределение внимания», «зрительная и словесно-логическая память»; «моторное развитие». - учителя логопеды -66% детей в градации значительное улучшение вошли в норму возрастного развития по показателям «Грамматический строй речи и связная речь», «фонематический слух и звукобуквенный анализ», «словарь». - воспитатели – 70% , детей в градации «значительное улучшение» вошли в норму возрастного развития по выделенным показателям: «умение работать ножницами», «навыки работы с глиной», «умение работать в технике – «аппликация»;
Благодарю за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лекторий для родителей на тему «Подростковый возраст: что должны знать родители»
Лекторий для родителей о трудностях подрасткового возраста и способах грамотного пребывания родителей в переходном возрасте их детей....
Сохранение здоровья ребенка- важнейшая задача родителей.- Лекторий для родителей
Лекция для родительского собрания о здоровьесберегающих мероприятиях, профилактике детского травматизма. инфекцирнных заболеваний....
лекторий для родителей: "Агрессивное поведение детей и подростков"".
Данный материал предназначен, в большей степени, для педагогического просвещения родителей, в семьях которых имеются нарушения детско-родительских отношений и, где преимущественным методом воспитатель...
Лекторий для родителей "Роль семьи в формировании ценностных ориентиров"
Семья – это фундамент, на котором строится высотный храм духовного мира ребёнка...
Правовой лекторий для родителей "Права и обязанности родителей"
Каждый родитель должен знать свои права и обязанности. Если вдруг кто-то оних забывает, то необходимо напомнить....
Лекторий для родителей Участие родителей в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у детей
Лекторий для родителейУчастие родителей в коррекционном процессепо преодолению речевого дефекта у детей...
Лекторий для родителей "Экзамен без стресса" Рекомендации родителям
Лекторий для родителей "Экзамен без стресса" Рекомендации родителям...