Сценарий деловой игры «Азимут»
методическая разработка (8, 9, 10, 11 класс)

Шумилова Ирина Алексеевна

Деловая игра «Азимут» является одним из вариантов организации творческой деятельности старшеклассников по выбору направлений работы актива (школьного органа самоуправления, школьного или районного детского общественного объединения). Игра позволяет стимулировать осознание возможных направлений деятельности актива старшеклассников.

Продолжительность игры – 1- 1,5 часа в зависимости от количества команд.

Цель: организация творческого целенаправленного взаимодействия старшеклассников для выбора направлений деятельности актива старшеклассников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_delovoy_igry_azimut.docx32.77 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий деловой игры «Азимут»

Аннотация.

Деловая игра «Азимут» является одним из вариантов организации творческой деятельности старшеклассников по выбору направлений работы актива (школьного органа самоуправления, школьного или районного детского общественного объединения). Игра позволяет стимулировать осознание возможных направлений деятельности актива старшеклассников.

Продолжительность игры – 1- 1,5 часа в зависимости от количества команд.

Цель: организация творческого целенаправленного взаимодействия старшеклассников для выбора направлений деятельности актива старшеклассников.

Материальное обеспечение:

Помещение: просторное помещение, в котором размещаются столы по количеству команд (два стола на одну команду из 4-6 человек), 2-4 команды. В центре перед столами магнитная доска, стол ведущего. Желательно наличие микрофона.

Инструмент, необходимый для проведения игры:

Бумага для записи на каждый стол, ручки, фломастеры (1 упаковка на стол), клей (1-2 штуки на стол), маркеры (2-3 на стол); карточки с цифрами «1», «2», «3», «4»;  схема с примером  алгоритма описания на каждый стол (приложение 4), лист ватмана на каждую команду.

Большая магнитная доска, магниты для доски (20 штук).

Карточки  с раздаточным материалом на столы: «Направления работы актива» (приложение 1), «Коллективные творческие дела» (приложение 2), «Схема описания мероприятия» (приложение 3), «Пример схемы описания мероприятия» (приложение 4).

Ход игры.

Первый этап работы заключается в делении участников на команды. Мы использовали большие карточки на столах с геометрическими фигурами (круг, треугольник, квадрат) и маленькие карточки с такими же фигурами, выдаваемые каждому подростку на входе в помещение. Для деления на команды можно использовать любой другой способ. Каждая группа сидит за отдельными столами.

Вводное слово ведущего: Людям всегда было свойственно объединяться по своим интересам – спортивным, музыкальным, художественным… Детские общественные объединения принимают в свои ряды ребят с самыми разными интересами и способностями. Главное, чтобы всем вместе было интересно придумывать мероприятия, организовывать их, проводить и участвовать.   И любая организация  будет жизнеспособна только в том случае, если она занимается конкретными делами, и есть работа для каждого. При образовании объединения сообща определяются стратегические (долгосрочные) и оперативные (краткосрочные, например, на год) цели деятельности. В соответствии с целями выбираются направления деятельности, и, уже внутри этих направлений, конкретные мероприятия. Мы сегодня с вами именно этими вопросами, требующими творческого подхода и размышления, и займемся.

В качестве примера стабильно развивающейся организации можно привести  региональное гражданско-патриотическое детско-юношеское общественное движение Союз юных петербуржцев. Организовавшись в детское общественное объединение, СЮП реализует проекты по следующим направлениям: гражданско-патриотическое, добровольческое и обучение лидеров.

1 этап игры. Выбор и защита направлений деятельности детского объединения.

Ведущий: Перед вами на столе лежит лист с названиями возможных направлений работы детского объединения (Приложение 1).  Каждый из вас должен выбрать из списка и написать на своем листе  направления работы, которые считает наиболее актуальными и интересными для создаваемой организации (актива).

Следующее задание – объединиться в пары внутри группы и прийти к единому мнению о трех направлениях деятельности. И, наконец, заключительное  задание этого этапа – выбрать только 3 актуальных направления уже для всей группы.

Каждое выбранное направление выписывается на отдельный лист и передается ведущему. В итоге, на доске появляются только те направления, которые набрали наибольшее количество голосов. Если несколько направлений набрали одинаковое количество голосов, то, используя прямое голосование, выбирается такое, которое группа смогла аргументировано защитить (количество направлений на доске должно равняться количеству групп).

Данное задание направлено на формирование навыка работы в команде, сотрудничества, умение аргументировать и отстаивать свою позицию.

2 этап. Выбор эффективной формы работы.  

Ведущий нумерует направления на доске (1,2…) и предлагает представителю каждой группы вытащить карточку с номером для дальнейшей работы. Группы получают название направления в соответствии с полученным номером.  На каждом столе лежит список возможных форм деятельности (Приложение 2), при помощи которого группа выписывает 10  вариантов проведения дел, которые, по мнению участников, наиболее подходят к выбранному направлению. При обсуждении в группе участники могут предлагать и свои варианты. Когда задание выполнено, ведущий предлагает сократить список форм до 3-х,  которые, по мнению команды, являются наиболее эффективными.

3 этап. Детальное описание мероприятия по схеме. 

Следующий этап работы - деление каждой группы на 3 мини-группы и работа по заполнению схемы описания мероприятия (Приложение 3).

Ведущий: для того, чтобы качественно подготовить и провести мероприятие, сначала необходимо его детально продумать и спланировать. С формой проведения вы уже определились. Теперь, используя данную схему, вам предстоит придумать и записать название, цель, определиться с условиями проведения, местом и целевой аудиторией. Важно, кто будет проводить и чем конкретно будет наполнено ваше мероприятие. У вас на столах лежит заполненный вариант описания такой формы описания мероприятия, как праздник. Ваша задача, используя эту подсказку, заполнить свои схемы.

Ведущий (при необходимости) дает пояснения и отвечает на вопросы. При количестве групп больше 2-х целесообразно наличие соведущих, модераторов дискуссии внутри группы  (один соведущий на каждый стол).

4 этап. Презентация мероприятия.

Каждая группа пишет в верхней части ватмана название направления и наклеивает на лист ватмана свои схемы. Команды, в соответствии с номером своего направления, презентуют заполненные схемы. Когда игра проводится несколько раз (больше 4-х команд), можно сделать итоговую выставку в форме стендовых докладов.

Анализ результатов игры помогает определить, какие направления старшеклассники считают приоритетными в деятельности актива (школьного или районного), и разработать конкретные мероприятия (интересные подросткам) по каждому выбранному направлению. При этом мероприятия будут придумывать сами подростки в игровой форме!

Приложение 1.

Гражданско-патриотическое

Военно-патриотическое

Милосердие

Волонтерское

Шефское

Благоустройство

Экологическое

Организация досуга

Пропаганда здорового образа жизни

Туристическое

Историко-краеведческое

Культурологическое

Музееведческое

Театральная деятельность

Художественно-эстетическое

Сопровождение карьеры

СМИ

Научный сектор

Дискуссионный клуб

Правовое

Интеллектуальное развитие

Приложение 2.

1. Командная игра «Зарница»;
2. Семейные «Веселые старты»;
3. Чемпионат школы по игровым видам спорта (футбол, волейбол, баскетбол, хоккей и др.);
4. Чемпионат по настольным играм (шахматы, шашки, Монополия и др.);
5. Фестиваль социальной рекламы;

6. Школьная агитбригада по сохранению и укреплению здоровья;
7. Акции и флэшмобы по пропаганде здорового образа жизни;
8.Фестиваль альтернативных видов спорта;

9. Туристический поход;
10. Велопробег;
11. Спортивно-музыкальные перемены для начальной школы силами старшеклассников;
12. Программа школьного  телевидения о спортивных увлечениях учеников и учителей.
13. Конкурс научно-исследовательских работ по экологии;
14. Экологические экспедиции в лесопарки столицы;

15. Добровольческие акции по уборке территорий школы, парков и скверов;
16. Обучение современным энергосберегающим технологиям;
17. Организация энергопатрулей в школе;
18. Облагораживание памятников на территории района;
19. Школьный клуб «Экология будущего»;
20. День здоровья, организованный ученическим самоуправлением;
21. День юного эколога;
22. Ярмарка полезных блюд, подготовленных учениками и их родителями;

23. Фотокросс по экотематике и тематике здорового образа жизни.
24. Конкурс малых композиций ландшафтного дизайна на территории школьного участка;
25. Организация взаимопомощи (дополнительных занятия силами учащихся: сверстник – сверстнику, старшая школа – начальной и средней школе);
26. Литературный клуб;
27. Фестиваль исторической реконструкции;
28. Создание научной медиатеки;
29. Фестиваль образовательных проектов;
30. Просмотр и обсуждение фильмов в рамках изучения школьной программы по литературе;
31. Проведение силами школьников мастер-классов по различным наукам;
32. Выставка научно-технического творчества;
33. Турнир по русскому языку;
34. Предметная неделя силами ученического самоуправления;
35. Встречи и дискуссионные клубы с интересными людьми;
36.Подготовка проектов на Грант префекта учащимися различных классов;
37. Профориентационный проект «Герои нашего времени»;
38. Создание экологической карты округа;
39. Рубрика «Занимательная наука» в эфире школьного радио или телевидения;
40. Школьная ярмарка идей;
41. Экономическая деловая игра по работе управляющих советов и бюджету школы;

42. Обучение старшеклассниками учащихся начальной школы правилам дорожного движения;
43. Праздники для начальной школы «Здравствуй, осень!», «Новый год» и др.;
44. Организация клубов творческого развития для учащихся;
45. Проведение тематических уроков в праздничные и памятные даты;
46. Оформление сайта образовательного учреждения, ученического самоуправления и класса;
47. Создание страниц школы и ученического самоуправления в социальных сетях;
48. Создание интерактивных информационных зон на этажах школы;
49. Создание школьных СМИ;
50. Проведение дней открытых дверей школы силами ученического самоуправления;
51. Создание интерклуба;
52. Проведение дней толерантности;
53. Серия мероприятий «Нас подружила Москва» (фестиваль национальных культур);
54. Участие в международном и межрегиональном волонтерском движении;
55. Видеоконференции с другими регионами и странами;
56. Совместные интернет-проекты со школами других стран;
57. Театральный фестиваль;
58. Школьная лига КВН;
59. Брейн-ринг  и др. интеллектуальные игры в режиме онлайн;
60.Тематический конкурс фотографий и видеофильмов, снятых учащимися;
61. Подготовка экскурсий по территории района;
62. Создание фотоклуба;
63. Молодежный клуб талантов;
64. День домашних питомцев;
65. Школьный анимационный клуб;
66. Традиционные праздники в нестандартной форме: Hi-tech Масленница, День космонавтики и др.,
67. Турнир по киберспорту;
68. Фестиваль по новым видам спорта «Фри тайм»;
69. Экскурсионный марафон;
70. «Food time»;
71. Творческие интерактивные стенды классов;
72. Ярмарка поделок сделанных руками учащихся, родителей и учителей;
73. Современная музыкальная группа (коллектив);
74. Организация патриотических проектов «Москва-Берлин», «Города воинской славы», «Битва за Москву» и др.
75. Тематические выпуски школьных СМИ, посвященные памятным датам;
76. Виртуальный музейный комплекс  в сети интернет (музей истории школы, района, патриотический);
77. Проведение патриотических классных часов, линеек, уроков силами учащихся;
78. День школы (история, летопись, символика, музыкально-развлекательная программа и др.);
79. Конкурсы патриотической  песни, стихов, проектов и видеофильмов;
80. Создание патриотического клуба;
81. Проведение экскурсий в школьном музее силами учащихся;
82. Подготовка «коробок радости» и писем для детей, находящихся на длительном лечении в больницах;
83. Добровольческая акция по облагораживанию памятных мест и воинских захоронений;
84. Концерты для ветеранов ВОВ и локальных конфликтов;
85. Образовательные акции в интернатах (уроки в занимательной форме);
86. Сбор книг, вещей, игрушек для воспитанников интернатов регионов России;
87. Общение в сети интернет с детьми, находящимися на надомном обучении (с ограниченными возможностями здоровья);
88. Курсы компьютерной грамотности для пожилых людей;
89. Помощь Московскому зоопарку в изготовлении кормушек и домиков для животных;
90. Создание информационного стенда и/или странички на сайте школы с информацией о том, кому необходима помощь и как можно помочь;
91. Поиск по архивам без вести пропавших солдат;
92. Совместные праздники и акции со школой-интернатом;
93. Уборка квартир пожилых людей, мелкий ремонт;
94. Размещение на подъездах плакатов социальной рекламы, изготовленных учащимися школы;
95. Высадка саженцев в лесопарковых зонах округа;

Время года

Периодичность

Длительность

Специальные возможности

Время года

Периодичность

Длительность

Специальные условия

Осень

Один раз в год

1 час 30 минут

Нет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий деловой игры "Банк идей"

Сценарий деловой игры "Банк идей", направленной на выявление инициатив, развитие лидерской одарённости, деловых качеств. Автор - Ирина Фонарёва...

Сценарий деловой игры "Что? Где? Когда?"

Сценарий внеклассного мероприятия деловой игры "Что? Где? Когда?" посвящен 150-летию со дня рождения великого хакасского ученого Н.Ф. Катанова. В работе представлена жизнь и работа ученого. Данная мет...

Сценарий деловой игры для учащихся 5-7 классов "Земля - наш общий дом"

Сценарий деловой игры по экологии. Не требует какой-либо специальной подготовки детей. Игра командная. Может проводиться как для детей одного класса, так и для команд от разных классов, школ....

Сценарий деловой игры "Родина моя - Россия"

Игра предназначена для детей 7-9 классов. Игра не требует специальной подготовки учащихся. В игре принимают участие команды (4-6 команд) по 5-6 человек....

Сценарий деловой игры в гимназии "Выборы президента гимназии"

Сценарий деловой игры в гимназии "Выборы президента гимназии"...

Сценарий деловой игры для педагогов «Педагогические приемы создания ситуации успеха у учащихся спортивной школы»

Мы живем в современном мире, который находится в постоянном движении и развитии. Появляются новые технологии, новые программы. Современный тренер - это педагог, который должен идти в ногу со временем,...