Проект "Добропочта"
методическая разработка
Цель: сплочение класса, формирование у школьников навыков совместной работы, развитие коллектива.
Задача: развитие творческих способностей, умения формулировать свои мысли, работать в команде. Знакомство с понятиями «благотворительность», «милосердие», «ответственность». Знакомство с историей и устройством почты и письма.
Форма: создание коллективного письмо об интересах и жизни класса, отдельных его представителей и отправление его людям, находящимся в трудной жизненной ситуации, на длительной службе, на лечении вдали от дома, одиноким бабушкам и дедушкам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dobropochta.docx | 25.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Добропочта
Цель: сплочение класса, формирование у школьников навыков совместной работы, развитие коллектива.
Задача: развитие творческих способностей, умения формулировать свои мысли, работать в команде. Знакомство с понятиями «благотворительность», «милосердие», «ответственность». Знакомство с историей и устройством почты и письма.
Форма: создание коллективного письмо об интересах и жизни класса, отдельных его представителей и отправление его людям, находящимся в трудной жизненной ситуации, на длительной службе, на лечении вдали от дома, одиноким бабушкам и дедушкам.
Форма проведения коллективного творческого дела
Согласно теории И. П. Иванова коллективное творческое дело состоит из нескольких стадий. Рассмотрим каждую из них конкретно в нашем воспитательном деле.
Первая стадия — предварительная работа коллектива.
Первым делом мы проводим организационное собрание с родителями, на котором сообщаем им о том, что мы хотим провести в нашем классе проект добрых дел «Добропочта».
Среди родителей находим 3-4 инициативных и ответственных (согласно контексту задачи, такие существуют). Распределяем обязанности между ними — главный куратор проекта (помощник учителя), который сможет следить за процессом воспитательного дела и направлять участников проекта на дальнейшие действия; организатор внешкольного мероприятия «Знакомство с почтой» - это посещение городского музея связи, посещение детского спектакля на тематику почты и письма, посещение городского отделения почтовой связи. Также выбираем ответственного родителя за проведение творческого вечера в школе. Сообщаем остальным родителям, что будет составлен график отправки писем родителями с детьми (в конечном итоге, каждый родитель (родители) сходят со своим ребёнком на почту и отправят письмо). Опрос о профессиональных интересах родителей, о связи их специальности с почтой, назначение родителей — выступающих на творческом вечере с этим рассказом, выбор родителей, которые подготовят теоретическую часть нашего вечера, а именно: 1. История почты; 2. История и появление письма; 3. Почта сегодня; 4. Виды писем и груза, отправляемого почтой. Просьба попросить старшее поколение своей семьи — бабушек, дедушек, прабабушек, прадедушек наших ребят — прийти на творческий вечер и рассказать о роли письме в их жизни; о письмах в военное время; о популярном увлечении советских школьников — коллекционирование почтовых марок (по возможности принести в школу старые письма, марки, конверты).
Также мы проводим классный час с нашими ребятами, на котором учитель сообщает о предстоящем мероприятии, просит детей подумать, в какой форме они видят проведение этого проекта, обсудить свой проект дома с родителями, братьями, сёстрами, бабушками, дедушками. Сообщить, что на следующей неделе состоится общий сбор — коллективное планирование.
Непосредственно из этого вытекает
Вторая стадия — коллективное планирование.
Класс снова собирается вместе, ребята поговорили дома с родителями, подумали о ходе мероприятия.
Заслушиваются варианты дела: «Ребята, есть ли у кого-нибудь идеи, как будет проходить наш проект?»; «Как вам кажется, какие подготовительные мероприятия должны быть проведены?» ; «Писал ли кто-нибудь из вас бумажные письма?» ; «Как вы думаете, кому мы можем написать письмо от нашего класса?». Учитель предлагает разделить обязанности между ребятами, тем самым поделив класс на звенья (только для организации дела!) - 1-я группа — записывает в специальную тетрадку интересные события класса, яркие, запоминающиеся уроки, достижения и успехи отдельных ребят; 2-я группа — подготавливает творческие номера для творческого вечера (сценки, стихи, песни, танцевальные композиции); 3-я группа подготавливает и оформляет выставку «Я пишу тебе письмо».
Важно: каждый ребёнок должен быть вовлечён хотя бы в один из данных видов деятельности. Если ребёнок не хочет ни чем из этого заниматься, учитель разговаривает с ним о том, что ему интересно в данной теме, подбирает для него индивидуальное задание (презентация про письмо, подборка литературных произведений или фильмов, в которых существует письмо и почта), разговор с родителями ребёнка с просьбой помочь учителю привлечь его в деятельность. Даже если ребёнок на второй стадии будет занят индивидуальной деятельностью (совместной с родителями), в конечном итоге он существует в массовом деле, в процессе индивидуальная деятельность постепенно переходит в совместную (такому ребёнку/детям следует уделять особое внимание как со стороны учителя, так и со стороны родителей). Если ребёнок желает участвовать в каждом из этих видов деятельности, он может участвовать в каждом.
В каждом из звеньев выбирается ответственный, который будет наблюдать за деятельностью других ребят и сообщать или назначать человека, который будет сообщать об итогах деятельности на третьей стадии — подготовка КТД.
Третья стадия — подготовка коллективного творческого дела.
(Вторая стадия длится примерно 2-3 недели. За это время собирается еще одно родительское собрание, на котором учитель информирует о том, кто из детей какой деятельностью занят. Родители сообщают об успехах своих детей в этой деятельности и о стадии подготовки мероприятия).
- Собирается классный час, на которым представитель от каждого звена сообщает об успехах своей работы:
1 звено — рассказывает истории, события, случившиеся с классом за последнее время; творческие, спортивные, учебные успехи ребят; самые яркие уроки и домашние задания.
2 звено — рассказывает об идеях проведения творческого вечера, о намеченных творческих номерах. Опрашиваются ребята, у которых появились идеи выступлений. Составляется примерный план-сценарий вечера.
3 звено — рассказывает о создании выставки «Я пишу письмо» - о её составляющих — рисунки, поделки и т. д.
Важно! В выставке и в творческом вечере принимают участие все дети.
- Учитель сообщает детям, что на следующей неделе состоится экскурсия в городской музей связи. (С родителями все обговорено, ответственный за это родитель договорился с музеем). Устанавливается дата проведения творческого вечера.
- На педагогическом совете классный руководитель сообщает коллегам о проведении проекта в своём классе. Обращается с просьбой к учителю литературы прочитать и обсудить в классе книги С. Я. Маршак «Почта», А. Шибаева «Почтовый ящик», к учителю ИЗО — провести урок рисунков на тему «Я пишу тебе письмо», к учителю истории города — рассказать о «почтовых» местах Санкт-Петербурга, к учителю английского языка — изучить с детьми лексику на тему письма, рассказать о почте в англоязычных странах.
- Родительский комитет покупает конверты, марки, открытки.
- Учитель совместно с родителями находит проекты, в которых есть адреса людей, ждущих писем. (Бабушки и дедушки из дома престарелых, люди, находящиеся на длительном лечении вдали от дома, дети из Детских домов, одинокие люди, военные и моряки, находящиеся на длительной службе). Ответственный родитель или учитель связывается с выбранным человеком (группой людей) и рассказывает им о нашем проекте, получает согласие или отказ на переписку с классом.
Четвертая стадия — проведение коллективного творческого дела.
1. Экскурсия в музей почтовой связи.
2. Изучение на уроке литературы вышеупомянутых произведений.
3. Посещение отделения почтовой связи.
4. Создание выставки рисунков и поделок (весь класс).
5. На классном часу — написание письма себе в будущее (себе-выпускнику), письма складываются в конвертики, все конверты складываются в коробку, коробка тщательно запечатывается, назначается ее открытия — выпускной вечер в 11 классе; назначение ответственного ученика; коробка либо закапывается в землю на территории школы, либо кладётся в школьный сейф.
6. Проведение творческого вечера
а) Выступления детей;
б) Исторический очерк от родителей;
в) Рассказы бабушек и дедушек:
г) Просмотр фрагментов фильмов и мультфильмов, связанных с почтой и письмом.
д) Награждение детей памятными сувенирами, грамотами. Проведение чаепития с родителями и детьми. (На творческий вечер приглашаются ребята из других классов, учителя, администрация, родители детей).
7. Собирается классный час, на котором сообщается детям адресат, который ждёт письма. Класс делится на 4 части, и прямо на классном часу микрогруппы обсуждают темы, которые они хотели бы затронуть в письме. (На это дается 10 минут). После этого каждая микрогруппа представляет всему классу выбранные темы. После выступления всех групп и идеи учителя, класс выбирает несколько тем, о которых и будет написано в нашем письме.
Важно! С ребятами необходимо обсудить человека, которому они будут писать письмо. Если это ребёнок или взрослый, находящийся на длительном лечении — надо рассказать детям о том, что человеку нужна поддержка, добрые слова, если это дети из детского дома — не говорить в письме о родителях, о семейных праздниках, и т. д. Письмо должно быть позитивным, доброжелательным, наполненным не только историями класса, но и интересом к жизни адресата.
После того как идеи выбраны, назначается день, когда состоится заветное и долгожданное создание письма. Выбирается ребёнок, который будет писать (по почерку и по желанию), ребёнок, который будет заполнять бланк конверта; ребёнок, который вместе со своими родителями отнесёт конверт на почту и отправит письмо; ребёнок, ответственный за порядок и структуру письма; ребёнок, который подготовит и сформулирует текст письма (на каждую историю/часть могут быть выбраны разные дети), ребёнок, который узнает точный адрес и индекс школы, ребёнок, который подготовит конверт и марки. Таким образом, могут быть задействованы все дети.
8. Непосредственное написание письма в творческой атмосфере. Сдвигаются столы так, что по центру сидит ученик, который пишет письмо. Перед самым написанием еще раз проговаривается структура. Учитель корректирует. Пишется черновой вариант ребёнком, не задействованным в других видах подготовки. Учитель проверяет черновик, исправляет ошибки. Далее ребёнок, ответственный за написание письма, переписывает его на чистовик.
9. Назначенный ребёнок вместе с родителями отправляет письмо адресату.
Пятая стадия — коллективный анализ КТД.
Может проводиться в форме разговора в кругу, «свободного микрофона». Каждый желающий ребёнок высказывает своё мнение относительно проведенный группы мероприятий, высказывает идеи написания следующего письма, рассказывает впечатления о разных этапах проведения КТД. Также можно провести анонимное анкетирование учащихся.
Через три-четыре недели класс получает письмо. Его читает один ребёнок (если желающих много, то читают небольшие кусочки). Обсуждается письмо в режиме «открытого микрофона». Назначается момент написания следующего письма. Создаётся переписка. В зависимости от успеха продвижения этого дела, выбираются и другие адресаты, с которыми будет проводиться переписка. Важно, чтобы учитель поддерживал личную связь с адресатом (это нужно не только для того, чтобы не возникли какие-либо разногласия, недопонимания, но и для того, чтобы адресат уделил внимание тем детям, которые принимают слишком маленькое или не принимают участие в общей деятельности).
Перед Новым годом учащиеся пишут письмо Деду Морозу.
Перед праздниками дети готовят самодельные открытки бабушкам и дедушкам из Домов престарелых.
Проект проводится в течение года. Если заинтересованность учащихся сохранится, проект может продолжаться на протяжении всей школьной жизни. В процесс проекта могут включаться другие классы (отдельные письма). В будущем это может стать хорошей и доброй традицией школы. Также возможно дальнейшее общение с адресатами — встреча с ними; посещение Дома престарелых, Детского дома и т. д.
В ходе проекта учащиеся учатся:
- работать в команде;
- планировать, контролировать индивидуальную и коллективную деятельность;
- ясно излагать свою точку зрения;
- слушать и слышать;
- распределять роли в микрогруппах и во всем классе;
- быть неравнодушными к чужим проблемам;
- сохранять и преумножать традиции класса и школы;
Реализуется основная цель проекта — сплочение класса.