Проект "Добропочта"
методическая разработка

Тубянская Екатерина Павловна

Цель: сплочение класса, формирование у школьников навыков совместной работы, развитие коллектива.

 

Задача: развитие творческих способностей, умения формулировать свои мысли, работать в команде. Знакомство с понятиями «благотворительность», «милосердие», «ответственность». Знакомство с историей и устройством почты и письма.

 

Форма: создание коллективного письмо об интересах и жизни класса, отдельных его представителей и отправление его людям, находящимся в трудной жизненной ситуации, на длительной службе, на лечении вдали от дома, одиноким бабушкам и дедушкам.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dobropochta.docx25.75 КБ

Предварительный просмотр:

Добропочта

Цель: сплочение класса, формирование у школьников навыков совместной работы, развитие коллектива.

Задача: развитие творческих способностей, умения формулировать свои мысли, работать в команде. Знакомство с понятиями «благотворительность», «милосердие», «ответственность». Знакомство с историей и устройством почты и письма.

Форма: создание коллективного письмо об интересах и жизни класса, отдельных его представителей и отправление его людям, находящимся в трудной жизненной ситуации, на длительной службе, на лечении вдали от дома, одиноким бабушкам и дедушкам.

Форма проведения коллективного творческого дела

Согласно теории И. П. Иванова коллективное творческое дело состоит из нескольких стадий. Рассмотрим каждую из них конкретно в нашем воспитательном деле.

Первая стадия — предварительная работа коллектива.

Первым делом мы проводим организационное собрание с родителями, на котором сообщаем им о том, что мы хотим провести в нашем классе проект добрых дел «Добропочта».

Среди родителей находим 3-4 инициативных и ответственных (согласно контексту задачи, такие существуют). Распределяем обязанности между ними — главный куратор проекта (помощник учителя), который сможет следить за процессом воспитательного дела и направлять участников проекта на дальнейшие действия; организатор внешкольного мероприятия «Знакомство с почтой» - это посещение городского музея связи, посещение детского спектакля на тематику почты и письма, посещение городского отделения почтовой связи. Также выбираем ответственного родителя за проведение творческого вечера в школе. Сообщаем остальным родителям, что будет составлен график отправки писем родителями с детьми  (в конечном итоге, каждый родитель (родители) сходят со своим ребёнком на почту и отправят письмо). Опрос о профессиональных интересах родителей, о связи их специальности с почтой, назначение родителей — выступающих на творческом вечере с этим рассказом, выбор родителей, которые подготовят теоретическую часть нашего вечера, а именно: 1. История почты; 2. История и появление письма;  3. Почта сегодня; 4. Виды писем и груза, отправляемого почтой. Просьба попросить старшее поколение своей семьи — бабушек, дедушек, прабабушек, прадедушек наших ребят — прийти на творческий вечер и рассказать о роли письме в их жизни; о письмах в военное время; о популярном увлечении советских школьников — коллекционирование почтовых марок (по возможности принести в школу старые письма, марки, конверты).

Также мы проводим классный час с нашими ребятами, на котором учитель сообщает о предстоящем мероприятии, просит детей подумать, в какой форме они видят проведение этого проекта, обсудить свой проект дома с родителями, братьями, сёстрами, бабушками, дедушками. Сообщить, что на следующей неделе состоится общий сбор — коллективное планирование.

Непосредственно из этого вытекает

Вторая стадия — коллективное планирование.

Класс снова собирается вместе, ребята поговорили дома с родителями, подумали о ходе мероприятия.

Заслушиваются варианты дела: «Ребята, есть ли у кого-нибудь идеи, как будет проходить наш проект?»; «Как вам кажется, какие подготовительные мероприятия должны быть проведены?» ; «Писал ли кто-нибудь из вас бумажные письма?» ; «Как вы думаете, кому мы можем написать письмо от нашего класса?». Учитель предлагает разделить обязанности между ребятами, тем самым поделив класс на звенья (только для организации дела!) - 1-я группа — записывает в специальную тетрадку интересные события класса, яркие, запоминающиеся уроки, достижения и успехи отдельных ребят; 2-я группа — подготавливает творческие номера для творческого вечера (сценки, стихи, песни, танцевальные композиции); 3-я группа подготавливает и оформляет выставку «Я пишу тебе письмо».

Важно: каждый ребёнок должен быть вовлечён хотя бы в один из данных видов деятельности. Если ребёнок не хочет ни чем из этого заниматься, учитель разговаривает с ним о том, что ему интересно в данной теме, подбирает для него индивидуальное задание (презентация про письмо, подборка литературных произведений или фильмов, в которых существует письмо и почта), разговор с родителями ребёнка с просьбой помочь учителю привлечь его в деятельность. Даже если ребёнок на второй стадии будет занят индивидуальной деятельностью (совместной с родителями), в конечном итоге он существует в массовом деле, в процессе индивидуальная деятельность постепенно переходит в совместную (такому ребёнку/детям следует уделять особое внимание как со стороны учителя, так и со стороны родителей). Если ребёнок желает участвовать в каждом из этих видов деятельности, он может участвовать в каждом.

В каждом из звеньев выбирается ответственный, который будет наблюдать за деятельностью других ребят и сообщать или назначать человека, который будет сообщать об итогах деятельности на третьей стадии — подготовка КТД.

Третья стадия — подготовка коллективного творческого дела.

(Вторая стадия длится примерно 2-3 недели. За это время собирается еще одно родительское собрание, на котором учитель информирует о том, кто из детей какой деятельностью занят. Родители сообщают об успехах своих детей в этой деятельности и о  стадии подготовки мероприятия).

  1. Собирается классный час, на которым представитель от каждого звена сообщает об успехах своей работы:

1 звено — рассказывает истории, события, случившиеся с классом за последнее время; творческие, спортивные, учебные успехи ребят; самые яркие уроки и домашние задания.

2 звено — рассказывает об идеях проведения творческого вечера, о намеченных творческих номерах. Опрашиваются ребята, у которых появились идеи выступлений. Составляется примерный план-сценарий вечера.

3 звено — рассказывает о создании выставки «Я пишу письмо» - о её составляющих — рисунки, поделки и т. д.

Важно! В выставке и в творческом вечере принимают участие все дети.

  1. Учитель сообщает детям, что на следующей неделе состоится экскурсия в городской музей связи. (С родителями все обговорено, ответственный за это родитель договорился с музеем). Устанавливается дата проведения творческого вечера.

 

  1. На педагогическом совете классный руководитель сообщает коллегам о проведении проекта в своём классе. Обращается с просьбой к учителю литературы прочитать и обсудить в классе книги С. Я. Маршак «Почта», А. Шибаева «Почтовый ящик», к учителю ИЗО — провести урок рисунков на тему «Я пишу тебе письмо», к учителю истории города — рассказать о «почтовых» местах Санкт-Петербурга, к учителю английского языка — изучить с детьми лексику на тему письма, рассказать о почте в англоязычных странах.
  2. Родительский комитет покупает конверты, марки, открытки.
  3. Учитель совместно с родителями находит проекты, в которых есть адреса людей, ждущих писем. (Бабушки и дедушки из дома престарелых, люди, находящиеся на длительном лечении вдали от дома, дети из Детских домов, одинокие люди, военные и моряки, находящиеся на длительной службе). Ответственный родитель или учитель связывается с выбранным человеком (группой людей) и рассказывает им о нашем проекте, получает согласие или отказ на переписку с классом.

Четвертая стадия — проведение коллективного творческого дела.

1. Экскурсия в музей почтовой связи.

2. Изучение на уроке литературы вышеупомянутых произведений.

3. Посещение отделения почтовой связи.

4. Создание выставки рисунков и поделок (весь класс).

5. На классном часу — написание письма себе в будущее (себе-выпускнику), письма складываются в конвертики, все конверты складываются в коробку, коробка тщательно запечатывается, назначается ее открытия — выпускной вечер в 11 классе; назначение ответственного ученика; коробка либо закапывается в землю на территории школы, либо кладётся в школьный сейф.

6. Проведение творческого вечера

а) Выступления детей;

б) Исторический очерк от родителей;

в) Рассказы бабушек и дедушек:

г) Просмотр фрагментов фильмов и мультфильмов, связанных с почтой и письмом.

д) Награждение детей памятными сувенирами, грамотами. Проведение чаепития с родителями и детьми. (На творческий вечер приглашаются ребята из других классов, учителя, администрация, родители детей).

7. Собирается классный час, на котором сообщается детям адресат, который ждёт письма. Класс делится на 4 части, и прямо на классном часу микрогруппы обсуждают темы, которые они хотели бы затронуть в письме. (На это дается 10 минут). После этого каждая микрогруппа представляет всему классу выбранные темы. После выступления всех групп и идеи учителя, класс выбирает несколько тем, о которых и будет написано в нашем письме.

Важно! С ребятами необходимо обсудить человека, которому они будут писать письмо. Если это ребёнок или взрослый, находящийся на длительном лечении — надо рассказать детям о том, что человеку нужна поддержка, добрые слова, если это дети из детского дома — не говорить в письме о родителях, о семейных праздниках, и т. д. Письмо должно быть позитивным, доброжелательным, наполненным не только историями класса, но и интересом к жизни адресата.

После того как идеи выбраны, назначается день, когда состоится заветное и долгожданное создание письма. Выбирается ребёнок, который будет писать (по почерку и по желанию), ребёнок, который будет заполнять бланк конверта; ребёнок, который вместе со своими родителями отнесёт конверт на почту и отправит письмо; ребёнок, ответственный за порядок и структуру письма; ребёнок, который подготовит и сформулирует текст письма (на каждую историю/часть могут быть выбраны разные дети), ребёнок, который узнает точный адрес и индекс школы, ребёнок, который подготовит конверт и марки. Таким образом, могут быть задействованы все дети.

8. Непосредственное написание письма в творческой атмосфере. Сдвигаются столы так, что по центру сидит ученик, который пишет письмо. Перед самым написанием еще раз проговаривается структура. Учитель корректирует. Пишется черновой вариант ребёнком, не задействованным в других видах подготовки. Учитель проверяет черновик, исправляет ошибки. Далее ребёнок, ответственный за написание письма, переписывает его на чистовик.

9. Назначенный ребёнок вместе с родителями отправляет письмо адресату.

Пятая стадия — коллективный анализ КТД.

Может проводиться в форме разговора в кругу, «свободного микрофона». Каждый желающий ребёнок высказывает своё мнение относительно проведенный группы мероприятий, высказывает идеи написания следующего письма, рассказывает впечатления о разных этапах проведения КТД. Также можно провести анонимное анкетирование учащихся.

 Через три-четыре недели класс получает письмо. Его читает один ребёнок (если желающих много, то читают небольшие кусочки). Обсуждается письмо в режиме «открытого микрофона». Назначается момент написания следующего письма. Создаётся переписка. В зависимости от успеха продвижения этого дела, выбираются и другие адресаты, с которыми будет проводиться переписка. Важно, чтобы учитель поддерживал личную связь с адресатом (это нужно не только для того, чтобы не возникли какие-либо разногласия, недопонимания, но и для того, чтобы адресат уделил внимание тем детям, которые принимают слишком маленькое или не принимают участие в общей деятельности).

Перед Новым годом учащиеся пишут письмо Деду Морозу.

Перед праздниками дети готовят самодельные открытки бабушкам и дедушкам из Домов престарелых.

Проект проводится в течение года. Если заинтересованность учащихся сохранится, проект может продолжаться на протяжении всей школьной жизни. В процесс проекта могут включаться другие классы (отдельные письма). В будущем это может стать хорошей и доброй традицией школы. Также возможно дальнейшее общение с адресатами — встреча с ними; посещение Дома престарелых, Детского дома  и т. д.

В ходе проекта учащиеся учатся:

  • работать в команде;
  • планировать, контролировать индивидуальную и коллективную деятельность;
  • ясно излагать свою точку зрения;
  • слушать и слышать;
  • распределять роли в микрогруппах и во всем классе;
  • быть неравнодушными к чужим проблемам;
  • сохранять и преумножать традиции класса и школы;

Реализуется основная цель проекта — сплочение класса.