Сценарий проведения мероприятия "Дорожить званием кадета"
классный час (7, 8, 11 класс)
Предварительный просмотр:
Сценарий мероприятия «Дорожить званием кадета».
Дата проведения: 14.11.2019
Место проведения: МБОУ «СОКШ №4», кабинет 206
Участники: учащиеся 7к1 и 11к 1 классов.
Ведущий 1: Винничук Артем, учащийся 11к1 класса
Ведущий 2: Кабанец Н.А., учитель русского языка и литературы, классный руководитель11к1 класса
Эковолонтерский отряд «Зеленый дом» (Корнишина Анастасия, Энверова София, Валиуллин Тимур, Веремеев Сергей)
Нагорных Елена Михайловна, учитель биологии, выпускница МБОУ «СОКШ №4»
Беседина Наталья Ивановна, учитель русского языка и литературы, классный руководитель 7к1 класса,
Цель: формирование у учащихся таких качеств, как патриотизм, любовь и уважение к своему Отечеству, гражданственность, чувство долга; развитие положительного отношение к военной службе; воспитание уважения к Вооруженным силам России, к военнослужащим; пробуждение готовности стать защитником Отечества, формирование представления учащихся о духовно- нравственном смысле понятия "честь", "патриот".
Задачи:
- Способствовать утверждению патриотических ценностей, повышению престижа воинской службы и защиты Отечества.
- Формировать позитивную оценку нравственных качеств: честь, долг, благородство.
- Способствовать осознанию собственных возможностей в выборе будущей профессии, связанной с Вооружёнными силами России.
- Воспитывать коммуникативную культуру.
Оформление:
-презентация с портретами известных кадетов (М.И. Кутузов, П.А. Румянцев, Ф.Ф. Ушаков, Д.Н.Сенявин, М.П. Лазарев, И.Ф. Крузенштерн, Ф.Ф. Беллинсгаузен, Н.С. Лесков)
Ход мероприятия:
Ведущий 1: Добрый день! Уважаемые учащиеся, учителя! Мы рады приветствовать вас на мероприятии «Дорожить званием кадета»
Ведущий 2: Как вы уже догадались, разговор наш пойдёт о кадетах, кадетском братстве, кадетском движении, кадетских традициях. Традиции - это правила, взгляды, вкусы, обычаи, которые передаются от поколения к поколению и сохраняются длительное время. Кадетские традиции, которые так привлекательны для современной молодежи, складывались на протяжении XVIII—XIX в. в первых кадетских корпусах. Каковы истоки этих традиций? Годятся ли они для современной молодежи? В чем причина такой популярности кадетских корпусов в наши дни? Эти вопросы мы обсудим сегодня. Представляю наших гостей: военных историков и знатоков кадетских традиций. Слово историкам - краткая историческая справка о детстве кадетства.
Выступление кадетов историков
Кадет – историк № 1: Французское слово cadet означает «младший», «несовершеннолетний». Так во Франции называли молодых дворян, зачисленных на военную службу, но не произведённых в офицеры. Потом в Европе так стали называть учеников специальных кадетских школ, где дворянские дети готовились к военной службе.
Кадет историк № 2: В России первые закрытые учебные заведения для кадетов появились при Петре I. Это были учебные заведения интернатного типа, в которых готовились офицерские кадры для русской армии, а также чиновники для государственной службы. Но учебный процесс в этих заведениях был несовершенным. Армия и флот испытывали страшную нехватку профессиональных офицеров. Нужна была новая система организации военного образования, которая сделала бы военную службу престижной и привлекательной.
Так появилась идея создания новых закрытых школ – кадетских корпусов.
Кадет – историк № 3: В 1732 г появился Первый кадетский корпус. В нем учились генерал Пётр Александрович Румянцев, многие герои русско–турецких войн, победители Наполеона. А второй кадетский корпус был открыт ровно через 30 лет, в 1762 году. Это учебное заведение стало крупнейшим в России центром по подготовке артиллерийских инженерных кадров русской армии. В числе его выпускников – сам фельдмаршал Михаил Илларионович Голенищев – Кутузов. Впоследствии он был руководителем Первого кадетского корпуса.
Кадет историк № 1: В 1752 году указом императрицы Елизаветы Петровны был образован Морской кадетский корпус, который стал центром подготовки офицеров для российского флота. Среди выпускников – адмиралы Федор Федорович Ушаков, Дмитрий Николаевич Сенявин, Михаил Петрович Лазарев, отважные мореплаватели Иван Фёдорович Крузенштерн и Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен.
Кадет – историк № 2: 49 кадетских корпусов было создано в России за 200 лет. Это были учебные центры по подготовке элиты русского общества – офицеров, государственных чиновников, общественных деятелей.
Ведущий 1: Какие современные кадетские школы вам известны? (Нахимовское училище, суворовские училища, кадетские гимназии, кадетские классы). Обратимся за помощью к знатокам кадетских традиций
Выступление знатоков кадетских традиций. «Школа выживания»
Знаток №1
Учёба в кадетском корпусе была для первых кадет настоящей школой выживания. Будущих воинов родители отдавали в корпус с 6, а то и с 4 лет. Тут на казарменном положении дети находились, пока им не исполнится 21 год. При этом родители оставляли подписку, что они добровольно отдают детей в заведение не менее чем на 15 лет и «даже во временные отпуска их брать не будут».
Знаток №2.
Распорядок дня в кадетском корпусе был казарменный. Дети поднимались в 4-5 часов утра. На классные занятия отводилось 6 часов в день, на строевые упражнения – 4. Температура в классных помещениях была не выше 15 градусов.
Знаток №3.
В распорядке дня отводилось время и для молитвы, и для посещения библиотеки, драмкружка, музея, танцевального класса. Треть всего учебного времени отводилось на изучение языков.
Знаток №1.
Телесные наказания кадетов не приветствовались. Но выбор наказаний был богатым:
- выговоры при собрании своих товарищей
-штрафной стол (т.е питание отдельно от товарищей)
- сажание под арест и на осла (дворянин мог ездить только на лошади, посадить его на осла считалось бесчестьем)
- лишение постели и подушек
- одевали специальный штрафной китель чёрного цвета
- прислуживание кадетам во время обеда
- ограничение в питании (хлеб, вода)
- заключение в кандалы
Знаток №2
Несколько раз в году кадеты сдавали экзамены, которые проходили публично в присутствии высших чинов военного ведомства. Лучшие ученики награждались золотыми и серебряными медалями. А выпускники, отличившиеся в учёбе, приобретали право на чин поручика, а также могли за казённый счёт «отправляться в чужие края на три года».
Знаток №2
Выпускников не теряли из виду, следили за их воинскими успехами. Особенно это касалось георгиевских кавалеров. Имена выпускников, награждённых орденом святого Георгия, заносились на мемориальные доски. Были и специальные «черные доски», на которые заносились имена погибших в боях с кратким описанием их подвигов. Всё это давало образцы для подражания, наполняло сердца кадет гордостью за своих товарищей, за своё учебное заведение.
Блок обсуждения.
Ведещий 1: Да, учёба в кадетских корпусах и жизнь вдали от дома – всё это было нелегко, особенно для маленьких детей. Но что же заставляло родителей отрывать от сердца своих днтей и отдавать их в эти суровые военные заведения, расставаясь с детьми на долгие годы? Что вы думаете по этому поводу?
Примерные ответы детей:
- Забота о будущем детей, желание дать им хорошее образование.
- Бедность – многие учились за государственный счёт.
- Раньше семьи были многодетными, детей не так опекали как сейчас
- Желание продолжить офицерскую династию: многие дворяне были офицерами.
- Чувство патриотизма, долга перед Отечеством.
Ведущий 1: Какие порядки в кадетских корпусах вам понравились, а какие показались чрезмерно суровыми? (Ответы детей)
А что же заставляло бедных детей, да ещё и самых маленьких терпеть все эти суровые условия кадетских корпусов? (Ответы детей)
А может быть, для этого были другие причины? Может быть, все дело в кадетской символике? Послушаем, что нам расскажут историки.
Выступление кадетов историков. Кадетская символика
Кадет – историк № 1: Кадеты - это будущие офицеры, они носили форму, ходили строем, делились на роты. Кадетская форма содержала много армейских элементов: погоны, портупеи, ремни с бляхами, золотые петлицы на мундирах, «офицерские» козырьки на фуражках. В конце 19 века кадетам разрешили носить оружие: ружья, шашки, штыки.
Кадет – историк № 2:
К форме кадеты относились с большим уважением, считалось, что ношение формы нужно заслужить. Например, всем новичкам Александровского кадетского корпуса оставляли на куртках только одну верхнюю пуговицу, пока они не познакомятся с корпусными порядками. Военизированная форма резко выделяла кадетов среди прочей учащейся молодёжи. На кадет смотрели как на представителей будущей военной элиты.
Кадет – историк № 3:
В каждом кадетском корпусе были свои значки и жетоны, которые были сделаны из серебра, золота, бронзы, отделывались эмалью. Эти значки были очень дороги воспитанникам, преподавателям, офицерам - воспитателям этих учебных заведений и как свидетельство общности кадетов, и как знаки памяти. Их с гордостью носили на мундире, а жетоны – на цепочке. У каждого корпуса было своё знамя – это была святыня кадетского корпуса, символ его чести. Уронить свою честь – значило уронить честь своего корпуса, опорочить честь знамени.
Ведущий 2: Может быть, именно эти значки, жетоны, красивая форма, армейские элементы в одежде привлекали кадетов, помогали им переносить тяжести казарменной жизни?
Примерные ответы детей:
- Конечно, это имело большое значение: всем хотелось выделиться
- Вряд ли, ведь кадеты не так часто выходили на люди, в основном они находились в корпусе или лагере, где все были такими же, как они.
- Все эти символы и атрибуты объединяли кадетов в одну семью, в одно братство. С ним было жалко расставаться.
«Честь имею!» О кадетских традициях.
Ведущий2: Жетоны, значки, знамёна – вся эта символика объединяла учеников одного корпуса, но были и более прочные связи - это высокие нравственные традиции, которые были свойственны всем кадетам, всему кадетскому братству.
Самая главная традиция – служение Отечеству. С юных лет кадеты готовили себя к воинской службе, на полях сражений они гордо, с честью несли знамя русского офицера. Многие из них, будучи ранеными (а часто и неоднократно), не покидали поле боя, а после излечения неизменно возвращались в строй. (Слайд 13)
Что скажут нам знатоки кадетских традиций?
Знаток 1: Ещё одна традиция – высокий профессионализм. Накануне Отечественной войны 1812 года большинство офицеров русской армии были выпускниками кадетских корпусов. Именно благодаря их военной подготовке русская армия разбила Наполеона.
Кадеты - это и образованность, и широкий кругозор, и эрудиция. Кадетами были полководцы – фельдмаршал П. Румянцев и генерал А Брусилов, адмиралы – Ф.Ушаков, П.Нахимов, декабристы – П.Пестель и К. Рылеев, писатели – В.Даль и А. Куприн, поэты – Ф. Тютчев и С. Надсон, композиторы _ Н. Римский-Корсаков, С. Рахманинов, А. Скрябин, художник В.Верещагин, учёный – биолог И. Сеченов. Много талантливых людей вышли из стен кадетских корпусов. (Слайд 11)
Знаток2: Ещё одна традиция – порядочность и честь. Поясню на примере. Во время отступления из Москвы после Бородинского сражения Главнокомандующий русской армией М.И.Кутузов сделал несправедливый выговор генерал – лейтенанту А.И. Татищеву. И, хотя главнокомандующий вскоре письменно извинился, оскорблённый Татищев подал в отставку. У всех, знавших об этом случае, глубочайшее уважение вызвало и письменное извинение старшего начальника перед младшим по званию, и реакция незаслуженно обиженного генерала.
Знаток 3: Чувство войскового товарищества – ещё одна замечательная кадетская традиция.
Знаток 1 Ведущий1: Итак, главные традиции кадетов.
Какую из этих вы считаете главной?
Какие кадетские традиции кажутся вам самыми привлекательными?
(Ответы детей)
Ведущий2: А сейчас я вам предлагаю посмотреть видеоролик о 4 кадетской школе, как все начиналось, и какие традиции существуют в нашей школе.
Слово предоставляется участникам команды «Кадетское братство», победителям VIII ежегодного смотра конкурса на звание лучшего казачьего кадетского класса Уральского Федерального округа 2019 года.
Выступление Фаттахова Далера, Гирфанова Азамата, Мусатова Ильи
Ведущий 1: Еще одним направлением в школе является развитие волонтерской деятельности. В школе создан эко-отряд «Зеленый мир», им слово.
Выступление представителей эко – отряда (Корнишиной Анастасии, Энверовой Софии, Валиуллина Тимура, Веремеева Сергея)
Слово предоставляется выпускнице 4 кадетской школы, учителю биологии, руководителю эко-волонтерского отряда Нагорных Елене Михайловне.
Ведущий 2: Кадеты нашей школы с удовольствием встречаются с ветеранами Великой Отечественной войны и других войн, интересуются книгами и журналами о героях России, принимают участие в обсуждении книг на читательских конференциях, активно участвуют в поисковой работе, сотрудничают со школьным музеем, проводят экскурсии, с сочувствием и переживанием относятся к старшему поколению, рассуждают о том, что могут сделать для своего Отечества. Учащиеся ежегодно принимают участие в Фестивале военно – патриотической песни, концерте «Мы этой памяти верны», «День рождения кадетских классов. Посвящение в кадеты», акции «рассвет Победы». Все это стало доброй традицией 4 школы. На всех мероприятиях звучат песни в исполнении кадет.
Звучит песня «И только потому мы победили (вокальная группа 11к1 и 7к1 классов)
Наше мероприятие завершилось
Какие впечатления остались у Вас после сегодняшнего разговора? Постарайтесь определить одним словом чувства, которые вы испытали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий принятия торжественного обещания кадетами 5 класса и праздничного концерта к 23 февраля.
Ежегодно в нашей школе кадеты-новички принимают торжественное обещание - присягу. Приурочено это событие к Дню защитника Отечества - 23 февраля. Данный сценарий, созданный мною в 2009г., представляет ...
Сценарий праздника "Посвящение в кадеты"
Сценарий посвящения обучающихся класса обронно-спортивного профиля в кадеты....
Сценарий «Нет выше звания – чем мама!»
Сценарий праздничной программы, посвященной Дню Матери «Нет выше звания – чем мама!»...
Сценарий проведения мероприятия “Посвящение в кадеты”!
Сценарий проведения мероприятия "Посвящение в кадеты" для классных руководителей (кураторов) кадетских классов....
Внеклассное мероприятие "Дорожить званием кадета"
Материал для проведения внеклассного мероприятия...
Внеклассное мероприятие "Дорожить званием кадета"
Материал для проведения внеклассного мероприятия...
Конспект классного часа "Дорожить званием кадета"
Классный час с постановкой проблемы...