Сквернословие и здоровье
классный час

Живова Татьяна Ивановна

Цели: познакомить воспитанников с губительным влиянием сквернословия на здоровье; побуждать к нравственному самосовершенствованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skvernoslovie_i_zdorove.docx31.33 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Мордовия

для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Ялгинский детский дом-школа»

Сквернословие и здоровье

(беседа)

Провела: Живова Татьяна Ивановна

Цели: познакомить воспитанников с губительным влиянием сквернословия на здоровье; побуждать к нравственному самосовершенствованию.

Перед проведением беседы воспитанникам раздаются анкеты "Сквернословие в моей жизни". Анкетирование проводится анонимно.

Сегодня мы будем говорить о сквернословии. Тема нашей беседы «Сквернословие и здоровье».

Ребята, как вы понимаете слово "сквернословие"?

(Ответы детей)

Сквернословие – это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика. Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова «скверна».

Скверна – мерзость, гадость, пакость …

В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь в глазах подростка сквернословие — это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости. Кроме того, она является знаком языковой принадлежности к группе сверстников, речевой моды. Иногда это подражание молодежным кумирам, например, популярным телеведущим, актерам, певцам.

Но мало кто из ребят догадывается, что сквернословие, как и хамство, - оружие неуверенных в себе людей. Грубость позволяет им скрыть собственную уязвимость и защищает их, ведь обнаружить слабость и неуверенность в этом возрасте равносильно полному поражению. Кроме того, старшеклассники стараются бранными словами задеть взрослых, родителей, шокировать, вывести их из себя, чтобы измерить свою власть над ними и подтвердить собственную эмоциональную независимость от них.

Ребята, как же так получается: ругаться не хотим, но с языка всё-таки срывается?

(Ответы детей)

Мы сегодня об этом поговорим.

Так ли уж безобидна эта вредная привычка? Человек, как часть Космоса, живёт такой же жизнью, как и космос. Например, он является источником энергии. И слово человека – тоже энергия. И эта энергия распространяется в пространстве, Космосе. Если слово хорошее – добрыми энергиями насыщается пространство, и оно кому-то помогает. Если слово нецензурное, грязное, оно засоряет пространство. Человек может заболеть, соприкоснувшись с этой энергией.

В одной притче говорится, что охотник пригласил друга – медведя. Хозяйке не понравился дух медведя, и она об этом сказала вслух, медведь обиделся, ушёл. Прошло время, он встречает охотника и говорит: “Ударь топором по голове, чтоб рана была”. Как ни отнекивался охотник, его друг настоял на своём, и охотник нанёс удар медведю, сделалась рана. Прошло время, встречает медведь охотника в лесу и говорит: “Посмотри – рана, которую нанёс ты мне, зажила, а рана от слов твоей жены– до сих пор саднит мне сердце”.

Матерная брань — это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Ведь слово — не просто набор звуков, выражающих мысль. Оно способно очень многое рассказать о нашем душевном состоянии. Сократ говорил: "Каков человек, такова его и речь".

Немного истории

В Древней Руси мат являлся ни чем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы. Но все знали, что бранить детей нельзя матом, они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя было ругаться в лесу: леший может обидеться, на берегу реки или озера – оскорбится водяной.

Так где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость?

(Ответы детей)

Оставалось единственное место – это поле. Отсюда и выражение «поле брани». Многие думают, что это поле битвы, однако значение фразы другое – это поле матерной ругани.

Заблуждением является общепринятое мнение насчет того, что мат — это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым.

Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание — вплоть до смертной казни.

Потом пришли иные времена. Грубая брань зазвучала сначала в кабаках, а потом выплеснулась на улицы городов. В XIX веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых.

В наше время мат используется:

  1. для повышения эмоциональности речи,
  2. эмоциональной разрядки,
  3. оскорбления, унижения адресата речи,
  4. демонстрации агрессии,
  5. демонстрации отсутствия страха,
  6. демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов.
  7. демонстрации принадлежности к "своим".

Но на самом деле сквернословие отражает скудость лексического запаса говорящего, неумение ориентироваться в ситуации наивысшего эмоционального подъема (радости или гнева).

Сквернословие и здоровье

Самым важным и научно подтверждённым является то, что мат опасен для здоровья, он не только способствует снижению интеллекта, провоцирует преступления, обворовывает нас духовно, унижает и оскорбляет, но и, впитывая в себя словесную грязь, калечит людские судьбы, приводит к раннему старению. Оказывается, разные слова по-разному заряжены, причём зарядов может быть только два: положительный и отрицательный. Любая матерщина идёт со знаком «минус».

Учёные давно проводят эксперименты.

  1. Проводили эксперимент с «облучением» семян растения бранными словами. Почти все они погибли. Те, что выжили, стали генетическими уродцами, и через несколько поколений выродились. Интересно, что мутагенный эффект не зависел от силы голоса, слова могли произноситься то громко, то шёпотом.
  2. Проведён был и обратный эксперимент: учёные «благословляли» семена, убитые радиоактивным облучением, молились над ними, и тогда убитые семена ожили.
  3.  Ученые 17 лет занималась проблемой сквернословия, и они доказали, что заядлые матерщинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит. Потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни. Более того, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно, проклятие поражало насмерть. И словом же воскрешали мёртвых, исцеляли больных.

Что доказывают эти эксперименты?

(Ответы детей)

Учёные начали проверять, как влияют слова на воду. Брали 2 стакана с водой, над одной матерились, над другой молились. Потом исследовали структуру воды. И у той воды, над которой матерились, структура деформировалась, а у той, над которой молились, наоборот, улучшалась. А человек ведь состоит на 80% из воды. Страшно представить, если мысли и слова могут делать такое с водой, что же тогда они могут сотворить с человеком.

В скверном слове таится огромная разрушительная сила. И, понимая и осознавая это, должны ли мы занять безучастную позицию? Что мы должны делать? Что мы сможем делать?

(Ответы детей)

Очень хорошо поэт М. Матусовский выразил в свое отношение к сквернословию:

Есть слова пострашнее, чем порох,

Чем снаряд над окопными рвами

Я советую людям при ссорах

Осторожнее быть со словами.

Мир устроен на этой основе,

И достаточно, в общем, серьёзно:

О любом опрометчивом слове

Пожалеете рано иль поздно

Вы к словам проявляйте терпение,

Не берите в расчёт кривотолков.

Ведь от них остаются раненья,

Как от мелких, но острых осколков.

Ах, как нам добрые слова нужны!

Информация для размышления

Психологи замечают, что употребление мата формирует зависимость, сходную с алкогольной, никотиновой, наркотической. В этом процессе наблюдаются такие 3 стадии:

- первая стадия, когда человек впервые слышит нецензурное слово, он испытывает стыд, отвращение, брезгливость;

- вторая стадия, когда человек впервые употребляет такое скверное слово - за компанию, для разрядки или напускной удали;

- третья стадия - человек привыкает к этому слову, ему уже не стыдно употреблять его. В дальнейшем человек уже использует эти слова, не замечая этого. Ещё позже - он уже не может вообще изъясняться без мата, забывает другие слова.

Мат, нецензурная брань, грязные, оскорбительные слова всё чаще мы слышим на улицах, во дворах, на детских площадках, в кинотеатрах, в телепередачах, из уст политических деятелей и артистов. Невольно вспоминаешь восточную пословицу: «Нет ничего заразнее слова».

Дискуссия «Нужен ли нам мат?»

Итак, вы ознакомились с фактами, которые касаются сквернословия. Предлагаю обсудить эти факты:

Как можно объяснить повальное распространение мата в наше время? (низкий культурный уровень, желание подражать кумирам, боязнь прослыть белой вороной и т. п.)

Сейчас в моде здоровый образ жизни. Люди занимаются физкультурой, следят за своим весом, выполняют режим дня. Как вы считаете, совместимы ли сквернословие и здоровый образ жизни?

Сквернословие - это вредная привычка. Какие ещё вредные привычки вам известны? Почему их называют вредными?

Согласны ли вы, что нецензурная брань, сквернословие могут быть заразными, вызывать зависимость?

Есть ли у вас зависимость от сквернословия? Собираетесь ли вы с ней бороться?

Считаете ли вы, что мат, курение, алкоголь, наркотики помогают расслабиться? Или для этого можно найти другие способы (туризм, спорт, коллекционирование, музыка, другие увлечения)?

Единственный путь, ведущий к здоровью каждого человека – это изменение отношения человека к самому себе.

У того, кто сквернословит, есть 2 пути:

первый – зная, что это плохо, продолжать нецензурно выражаться, тем самым включить программу самоуничтожения.

И, второй путь – путь духовного роста, самосовершенствования, путь красоты. Закон свободной воли даёт право выбора – по какому пути идти. Но попытайтесь хотя бы месяц обойтись без бранных слов и внимательно проследите за изменениями в вашей жизни. Вы скоро поймёте, что, отказавшись от уродливого матерного языка, вы обретёте здоровье, счастье, везение, ясность мыслей, поступков и любовь ваших близких.

Запомните!

• Сквернословие может превратиться в привычку, от которой трудно избавиться.

• Стоит только начать сквернословить, и бранные слова будут легко срываться с ваших губ.

• Хорошие люди не сквернословят, а я хочу, чтобы люди считали вас хорошими.

• Сквернословие оскорбительно для многих.

• Люди могут подумать плохо о вашей семье. А это значит, что из-за вашего поведения страдает репутация каждого.

• Бранные слова не только обижают тех, кому они адресованы, но могут также привести к серьезным проблемам с законом.

Ах, как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убеждались с вами,

А может, не слова – дела важны?

Дела делами, а слова – словами.

Они живут у каждого из нас.

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы!

Некоторые предлагают использовать вместо нецензурных слов заменители (ёлки-палки, блин, фиг). Но этого делать не следует. Это всё равно, что вырвать сорняк, а корень его оставить в земле. Хотя в некоторых странах с помощью слов-заменителей людей отучили ругаться. Например, в Швеции всем членам общества по борьбе с нецензурными выражениями советовали вместо скверных слов говорить: ро-до-ден-дрон (название цветка). И кому-то это помогало.

Сообщение итогов анкетирования.

Как же избавиться от сквернословия?

Первое. Не говорить плохих слов самому. Не нужно бояться быть белой вороной. Скажите себе: “Все пусть говорят, а я не буду!” Конечно, для этого требуется мужество. Скорее всего, над вами будут смеяться, подтрунивать, шутить: "Ах, ты не пьешь?", "До сих пор не куришь?", "Не ругаешься?". Попробуйте устоять в такой ситуации. Попробуйте не испугаться насмешек, презрения.

Второе. Мы, конечно, не можем исправить общество в целом, но пресечь сквернословие в семье, в группе можно. Даже в самой ужасной среде есть люди, к которым грязь не пристает. Вот советы, которые помогут вам сделать свою речь лучше, богаче, чище:

 Не копируйте других, не говорите, как все, не старайтесь быть похожими на кого-то, сохраняйте самобытность и помните: “Не то, что входит в уста, оскверняет их, а то, что выходит из уст”

Третье. Тренируйте себя просто говорить вежливо и красиво. Важно научиться думать и говорить о хорошем, помня, что наши слова материализуются, а помыслы реализуются. Используйте в своей речи как можно больше позитивных высказываний (похвалу, поощрения, высказывание добрых позитивных чувств и мыслей). Делайте ежедневно как можно больше комплиментов другим людям, например, “Ты сегодня очень хорошо выглядишь”, “Рад тебя видеть”, “Ты потрясающе здорово отвечал на уроке” и т.д. Со временем вы увидите, что комплименты становятся вашей привычкой, которая вам очень нравится.

Что нового вы узнали сегодня?

- Полезен ли был сегодняшний разговор?

- Какие выводы вы сделали?

https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/meropriyatia/biesieda-o-skviernoslovii

https://videouroki.net/razrabotki/klassnyi-chas-na-tiemu-skviernosloviie-i-zdorov-ie.html

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/klassnij_chas_skvernoslovie_i_zdorove_204415.html

sch2dan.edu.yar.ru…52…skvernoslovie_i_zdorove.doc

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/579099/

https://infourok.ru/beseda-na-temu-o-vrede-skvernosloviya-684545.html

Анкета «Сквернословие в моей жизни»

1. Как ты думаешь, почему люди в своей речи употребляют бранные слова, ругательства?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Если ты используешь в своей речи бранные слова (мат, ругательства), то объясни почему?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Как часто ты произносишь эти слова?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. В каких ситуациях это происходит?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Как ты думаешь, плохо это или нет?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Что ты чувствуешь, когда произносишь такие слова?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Как ты думаешь, что чувствуют или думают другие люди, когда слышат, как ты произносишь бранные слова?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Что ты чувствуешь, когда при тебе кто-то ругается матом?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. От кого ты чаще всего слышишь подобные слова?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Как ты думаешь, что нужно сделать, чтобы люди (дети) не употребляли бранных слов?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Что нужно сделать, чтобы ты не употреблял эти слова?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Хочешь ли ты, чтобы твои будущие дети в своей речи использовали бранные слова? Почему?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за откровенность!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сквернословие - враг здоровью

Презентация к классному часу, беседе о вреде сквернословия....

Сквернословие и здоровье.

Материалы классного часа....

Сценарный план классного часа "Сквернословие и здоровье"

Классный час для 7-8 кл. Презентация к кл. часу загружена на сайт...

Сквернословие и здоровье

Классный час о вреде сквернословия...

Разработка классного часа"Сквернословие и здоровье"

В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь в глазах подростка сквернословие - это прояыление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть симв...

Презентация "Сквернословие и здоровье"

Презентация для классного часа по теме "Сквернословие и здоровье". Рассматриваются следующие вопросы: что такое сквернословие, каково воздействие скверных слов на человека, что такое копролалия, что т...

Внеклассное мероприятие «Сквернословие и здоровье»

Разработка классного часа на тему "Сквернословие и здоровье"...