Программа "Профессия-школьник"
рабочая программа
Данная программа предназначена для организации внеурочной деятельности младших школьников по общеинтеллектуальному направлению, направлена на развитие познавательных способностей детей, их личностной, социальной самореализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lukoyanova_n.g._rp_ktp_professiya_-_shkolnik.doc | 217.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Профессия-школьник» Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Панаевская школа-интернат» разработана в соответствии с ФГОС НОО (приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 г. №1897 с изменениями и дополнениями)
Рабочая программа внеурочной деятельности «Профессия-школьник» Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Панаевская школа-интернат» разработана на основе примерной программы НОО с учётом авторской программы формирования индивидуального стиля познавательной деятельности у младших школьников «Профессия-школьник» / Битянова М.Р., Азарова Т.В., Земских Т.В.
Рабочая программа ориентирована на учебные пособия:
Порядковый номер учебника в Федеральном перечне | Автор/авторский коллектив | Название учебного пособия | Класс | Издатель учебного пособия |
Семенака С.И. | Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно-развивающие задания. | 1 класс | АРКТИ, 2014 г. | |
Битянова М.Р. Азарова Т.В. Земских Т.В. | «Профессия-школьник». Программа формирования индивидуального стиля познавательной деятельности у младших школьников. | 1 класс | М.:Генезис, 2004 г. | |
Мищенкова Л.В | 36 занятий для будущих отличников. Методическое пособие для 1 класса. | 1 класс | М.:Издательство РОСТ, 2012 г. |
Данная программа предназначена для организации внеурочной деятельности младших школьников по общеинтеллектуальному направлению, направлена на развитие познавательных способностей детей, их личностной, социальной самореализации.
Актуальность и практическая значимость данной программы обусловливается тем, что одной из важнейших задач современного образования в соответствии с введенным Федеральным государственным стандартом начального общего образования является обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, и в особенности тех, кто испытывает трудности в освоении учебной программы.
К числу основных трудностей, которые обращают на себя внимание педагогов, родителей и психологов относятся проблема готовности детей к школьному обучению: сформированности компонентов интеллектуальной готовности и общей адаптации обучающихся к школе, которая предполагает не только приспособление к успешному функционированию, но и способность к психологическому и личностному развитию. При оценке психологической готовности также учитывается аспект, связанный с эмоциональным благополучием школьника. Также для обучающихся первых классов трудностями, препятствующими успешному обучению, становятся недостаток развития пространственных представлений, мелкой моторики, недостаток фонетико-фонематического и звукобуквенного анализа, речи. При проведении систематических занятий по программе внеурочной деятельности «Профессия – школьник» создаются условия для развития у обучающихся познавательных интересов, формирования стремления к размышлению и поиску, развития чувства уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Программа предполагает приобретение обучающимися новых знаний, формирование общеинтеллектуальных умений, расширение кругозора.
Результативность программы. Результатом работы по программе данного курса можно считать сформированность у детей любознательности, интереса к учению, развитие уровня познавательных способностей, а также:
- успешной адаптации в школе
- улучшение межличностных отношений в коллективе
В программе предусматривается следующая последовательность и порядок изучения. 1 час в неделю, 34 часа в течение года- во 1 классе.
Новизна программы заключается в том, что занятия по программе кружка представляет собой комплекс специально разработанных занятий, сочетающих в себе коррекционно-развивающие упражнения с разнообразным познавательным материалом. Это совокупность обеспечивает как развитие познавательных потребностей обучающихся, так и их психических качеств: всех видов памяти, внимания, наблюдательности, быстроты реакции, воображения, речи, пространственного восприятия и сенсомоторной координации, коммуникабельности, таких способностей мышления, как анализ, синтез, исключение лишнего, обобщение, классификация, установление логических связей, способность к конструированию.
Занятия по программе «Профессия - школьник» способствуют формированию у обучающихся гибкости, самостоятельности ума, творчества, перехода мышления на новую и более высокую ступень.
Направление программы – общеинтеллектуальное.
Идея Программы состоит в том, что предлагаемые в 1 классе занятия направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к предметам и к знаниям вообще. Эта задача достигается с помощью специально построенной системы заданий, которые помогают преодолеть неустойчивость внимания обучающихся, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности.
Цель программы: создать условия для развития интеллектуально-творческого потенциала личности обучающихся через систему коррекционно-развивающих упражнений.
Задачи программы:
- Развитие познавательных способностей обучающихся;
- Развитие творческих способностей обучающихся;
- Развитие эмоционально-волевой сферы обучающихся;
Формирование стремления учащихся к личностному росту для формирования навыков творческого саморазвития обучающихся, их личностного роста.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно- ориентированный, деятельностный подходы.
Условия реализации программы
Сроки реализации программы внеурочной деятельности «Профессия-школьник»: 1 год. В соответствии с учебным планом программа рассчитана на 34 часа в год внеаудиторной занятости в 1 классах, предназначена для занятий с детьми 7-8 лет и направлена на:
- обучающихся с проблемами адаптации;
- обучающихся, имеющих низкий уровень познавательных способностей.
Формы организации внеурочной деятельности
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете или сенсорной комнате. Программа предусматривает включение игровых ситуаций, групповых видов деятельности, методов арт-терапии, сказкотерапии, песочной терапии. Программа кружка «Профессия-школьник» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает следующую организацию:
- Средства компьютерного моделирования позволяют визуализировать, анимировать способы действий.
- Подвижная деятельность учащихся не мешает умственной и практической работе.
- При организации занятий целесообразно использовать принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами. Также можно использовать тренинговые психологические игры и упражнения, которые подразумевают работу в круге.
Методы и приёмы педагогической техники
Руководителем программы применяются в педагогической деятельности следующие методы обучения:
- деятельностный,
- наглядный,
- метод создания игровых ситуаций,
- проблемное обучение,
- обучение в сотрудничестве: совместное обучение в малых группах, обучение в командах на основе игры, турнира, в команде.
Учителем используются следующие приемы педагогической техники:
- Привлекательная цель: перед учеником ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей-неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог.
- Удивляй!: педагог находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.
- Отсроченная отгадка: в начале занятия педагог дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыт на занятии при работе над новым материалом.
- Практичность теории: введение в теорию педагог осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам.
- Организация работы в группах:
а) группы получают одно и то же задание;
б) группы получают разные задания;
в) группы получают разные задания, но работающие на общий результат.
- Игры-тренинги:
а) игровая цель: если необходимо проделать большое число однообразных упражнений, учитель включает их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели;
б) логическая цепочка: ученики соревнуются, выполняя по очереди действия в соответствии с определенным правилом, когда всякое последующее действие зависит от предыдущего.
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, коррекционно-развивающие и тренинговые упражнения.
Технологии:
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии.
Планируемые результаты освоение курса
внеурочной деятельности «Профессия-школьник»
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности.
Личностными результатами изучения данной программы являются:
- развитие способности к эмпатии и сопереживанию, эмоционально-волевой сферы, познавательной сферы;
- сформированность коммуникативных навыков;
- успешная адаптация в школе
- расширение кругозора
Метапредметные результаты:
- анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
- включаться в групповую работу.
- контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Предметные результаты:
- уметь интегрировать и синтезировать информацию;
- уметь применять полученные знания, умения и навыки на практике.
В результате освоения курса внеурочной
деятельности «Профессия-школьник»
Обучающиеся научатся:
- использовать полученные знания и навыки в повседневной жизни;
- уметь находить выход из проблемных ситуаций;
- приобретать опыт сотрудничества со сверстниками и взрослыми
Обучающиеся получат возможность научиться:
- приобретению умения отстоять свою позицию, способности противостоять негативному влиянию со стороны окружающих ровесников и взрослых;
- получению первоначального опыта самореализации.
- стремление к личностному росту
Основное содержание программы
Содержание данной программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные исторические и культурные факты, способные дать простор воображению, направлено на развитие познавательных способностей обучающихся.
Первый раз в первый класс. Работа над ошибками. Задания трёх поросят. Здравствуй, осень! Играем в «ромашку». По страницам русской народной сказки «Волк и семеро козлят». Рисуем яблоньку. Геометрический магазин. По страницам русской народной сказки «Маша
и медведь». Хлеб-батюшка. Шкатулка с сюрпризом. На грибной полянке. В гостях у Знайки. Читаем письма. Наряжаем ёлочку. Прикольные задания. Домашние животные. Цепочка занимательных заданий. О звёздах. Дорогою добра. Быть здоровым. Незнайкин экзамен.Коллекция головоломок от Незнайки. По страницам книги Э.Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот». Знаменитые малыши. Дюймовочка. Букет для Русалочки. Спичечное ассорти.Словесные забавы. «Говорящие» головоломки. Ловим рыбку. Загадалки. Пернатые друзья. Сказочные задания.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела, темы | Всего часов | В том числе | |
лабораторных работ | практических работ | |||
Первый раз в первый класс. | 1 | |||
Работа над ошибками | 1 | |||
Задания трёх поросят | 1 | |||
Здравствуй, осень! | 1 | |||
Играем в «ромашку» | 1 | |||
По страницам русской народной сказки «Волк и семеро козлят» | 1 | |||
Рисуем яблоньку | 1 | |||
Геометрический магазин | 1 | |||
По страницам русской народной сказки «Маша и медведь» | 1 | |||
Хлеб-батюшка | 1 | |||
Шкатулка с сюрпризом | 1 | |||
На грибной полянке | 1 | |||
В гостях у Знайки | 1 | |||
Читаем письма | 1 | |||
Наряжаем ёлочку | 1 | |||
«Прикольные задания» | 1 | |||
И снова «прикольные задания» | 1 | |||
Домашние животные | 1 | |||
Цепочка занимательных заданий | 1 | |||
О звёздах | 1 | |||
Дорогою добра | 1 | |||
Быть здоровым | 1 | |||
Незнайкин экзамен | 1 | |||
Коллекция головоломок от Незнайки | 1 | |||
По страницам книги Э.Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот» | 1 | |||
Знаменитые малыши. Дюймовочка. | 1 | |||
Букет для Русалочки | 1 | |||
Спичечное ассорти | 1 | |||
Словесные забавы | 1 | |||
«Говорящие» головоломки | 1 | |||
Ловим рыбку | 1 | |||
Загадалки | 1 | |||
Пернатые друзья | 1 | |||
Сказочные задания | 1 | |||
Итого | 34 |
Предполагаемые результаты реализации программы
Программа предусматривает достижение первого уровня результатов во 1 классе: предполагает приобретение обучающихся новых знаний, опыта решения коррекционно-развивающих заданий.
Личностными результатами изучения данной программы являются:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий;
- развитие способности к эмпатии и сопереживанию, эмоционально-волевой сферы;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности;
- развитие уровня познавательной активности
Метапредметные результаты:
- анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
- включаться в групповую работу.
- контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Предметные результаты:
- уметь интегрировать и синтезировать информацию;
- уметь применять полученные знания, умения и навыки на практике.
Критерии оценки эффективности:
- успешная адаптация в школе;
- уровень мотивации учебной и внеучебной деятельности;
- уровень развития познавательных способностей обучающихся.
Материально-техническое обеспечение
Для осуществления образовательного процесса по программе кружка «Профессия-школьник» необходимо:
- Персональный компьютер с принтером.
- Интерактивная доска.
- Мультмедиапроектор
- Оборудование для песочной терапии.
- Сенсорная комната
Литература для педагога
- Глазунов Д.А. Психология. Развивающие занятия. 1 класс.- М.:Планета, 2011.-240 с.
- Битянова М.Р., Азарова Т.В., Земских Т.В. Профессия-школьник.- М.:Генезис, 2004
- Екжанова Е.А., Фроликова О.А. Эффективная коррекция для первоклассников в играх и упражнениях. – СПб.:КАРО, 2007.-217 с.
- Мищенкова Л.В. 36 занятий для будущих отличников. Методическое пособие для 1 класса – М.:Издательство РОСТ, 2012. – 196 с.
- Романюта В.Н. Учим детей общаться.-М.:АРКТИ, 2014 – 64 с.
- Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребёнка в обществе. – М.:АРКТИ, 2014.-72 с.
Литература для обучающегося
- Я играю чувства. Сказкотренинги для младших школьников./В.А.Савельева, Л.В.Фомина.-СПб.:Речь, 2013
- 36 занятий для будущих отличников: Рабочая тетрадь для 1 класса, часть 1 /Л.В.Мищенкова. – М.: Издательство РОСТ.- 56 с.. 2011
Интернет-ресурсы
- http://ped-kopilka.ru
- http://nsportal.ru/shkola/
- http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml
- http://festival.1september.ru/
- http://www.school-sector.leraln.ru
Календарно-тематическое планирование
№ занятия | Дата проведения | Тема занятия | Планируемые результаты | Виды/формы контроля | |
по плану | по факту | ||||
1 | 02.09.2019 | Первый раз в первый класс. | Познавательные УУД: 1. Поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников. 2. Запись выборочной информации об окружающем мире и себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ. Регулятивные УУД: 1. Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. 2. Принятие установленных правил в планировании и контроль способа решения задачи. 3. Итоговый и пошаговый контроль по результату. Коммуникативные УУД: 1. Использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач. 2. Владение диалогической формой коммуникации с использованием инструментов ИКТ и дистанционного общения. 3. Закрепление сформированных познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД. | выполнение заданий в рабочей тетради | |
2 | 09.09.2019 | Работа над ошибками | выполнение заданий в рабочей тетради | ||
3 | 16.09.2019 | Задания трёх поросят | выполнение заданий в рабочей тетради | ||
4 | 23.09.2019 | Здравствуй, осень! | выполнение заданий в рабочей тетради | ||
5 | 30.09.2019 | Играем в «ромашку» | выполнение заданий в рабочей тетради | ||
6 | 07.10.2019 | По страницам русской народной сказки «Волк и семеро козлят» | выполнение заданий в рабочей тетради | ||
7 | 14.10.2019 | Рисуем яблоньку | выполнение заданий в рабочей тетради | ||
8 | 21.10.2019 | Геометрический магазин | выполнение заданий в рабочей тетради | ||
9 | 28.10.2019 | По страницам русской народной сказки «Маша и медведь» | выполнение заданий в рабочей тетради | ||
10 | 11.11.2019 | Хлеб-батюшка | выполнение заданий в рабочей тетради | ||
11 | 18.11.2019 | Шкатулка с сюрпризом | выполнение заданий в рабочей тетради | ||
12 | 25.11.2019 | На грибной полянке | выполнение заданий в рабочей тетради | ||
13 | 02.12.2019 | В гостях у Знайки | выполнение заданий в рабочей тетради | ||
14 | 09.12.2019 | Читаем письма | выполнение заданий в рабочей тетради | ||
15 | 16.12.2019 | Наряжаем ёлочку | выполнение заданий в рабочей тетради | ||
16 | 23.12.2019 | «Прикольные задания» | выполнение заданий в рабочей тетради | ||
17 | 13.01.2020 | И снова «прикольные задания» | выполнение заданий в рабочей тетради | ||
18 | 20.01.2020 | Домашние животные | выполнение заданий в рабочей тетради | ||
19 | 27.01.2020 | Цепочка занимательных заданий | выполнение заданий в рабочей тетради | ||
20 | 03.02.2020 | О звёздах | выполнение заданий в рабочей тетради | ||
21 | 10.02.2020 | Дорогою добра | выполнение заданий в рабочей тетради | ||
22 | 17.02.2020 | Быть здоровым | выполнение заданий в рабочей тетради | ||
23 | 24.02.2020 | Незнайкин экзамен | выполнение заданий в рабочей тетради | ||
24 | 02.03.2020 | Коллекция головоломок от Незнайки | выполнение заданий в рабочей тетради | ||
25 | 09.03.2020 | По страницам книги Э.Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот» | выполнение заданий в рабочей тетради | ||
26 | 16.03.2020 | Знаменитые малыши. Дюймовочка. | выполнение заданий в рабочей тетради | ||
27 | 30.03.2020 | Букет для Русалочки | выполнение заданий в рабочей тетради | ||
28 | 06.04.2020 | Спичечное ассорти | выполнение заданий в рабочей тетради | ||
29 | 13.04.2020 | Словесные забавы | выполнение заданий в рабочей тетради | ||
30 | 20.04.2020 | «Говорящие» головоломки | выполнение заданий в рабочей тетради | ||
31 | 27.04.2020 | Ловим рыбку | выполнение заданий в рабочей тетради | ||
32 | 04.05.2020 | Загадалки | выполнение заданий в рабочей тетради | ||
33 | 11.05.2020 | Пернатые друзья | выполнение заданий в рабочей тетради | ||
34 | 18.05.2020 | Сказочные задания | выполнение заданий в рабочей тетради |