«Жизненный путь и духовный подвиг Святителя Гурия, Архиепископа Таврического»
план-конспект урока (6 класс)
Тезисы
Святитель Гурий (в миру Григорий Платонович Карпов)- один из выдающихся миссионеров и архипастырей , известный этнограф и синтоист. Он вошел в историю науки как автор классического перевода Евангелия на китайский язык. В историю дипломатии – как деятель , благодаря способностям которого, были расширены владения Российской Империи на Дальнем Востоке.
В работе раскрыты события жизненного пути Святителя Гурия в хронологической последовательности, а также представлены архивные данные и фотографии. Изложен подробный анализ его духовного подвига и миссионерской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sayt_zhiznennyy_put_i_duhovnyy_podvig_svyatitelya_guriya.docx | 32.36 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 6 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
«Жизненный путь и духовный подвиг Святителя Гурия,
Архиепископа Таврического»
Работу выполнила:
Парыгина Валентина Васильевна
Учитель курса «Основ православной
культуры»
Симферополь – 2019 г.
Тезисы
Святитель Гурий (в миру Григорий Платонович Карпов)- один из выдающихся миссионеров и архипастырей , известный этнограф и синтоист. Он вошел в историю науки как автор классического перевода Евангелия на китайский язык. В историю дипломатии – как деятель , благодаря способностям которого, были расширены владения Российской Империи на Дальнем Востоке.
В работе раскрыты события жизненного пути Святителя Гурия в хронологической последовательности, а также представлены архивные данные и фотографии. Изложен подробный анализ его духовного подвига и миссионерской деятельности.
Прилагается фотоотчет из музея и библиотеки Таврической Духовной Семинарии, основанной Святителем Гурием. В музее семинарии хранятся священные церковные реликвии принадлежащие Архиепископу Таврическому . В библиотеке семинарии находятся 34 книги принадлежавшие святителю Гурию и содержащие его экслибрис.
2
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………………………………………………….4
- Детство и юность Святителя Гурия…………………………………………………………………..4
- Начало духовного пути…………………………………………………………………………………….5
- Миссионерский и духовный подвиг………………………………………………………………..7
- Крымское наследие Святителя Гурия , Архиепископа Таврического…………………………………………………………………………………………………..10
Заключение………………………………………………………………………………………………………………14
Список используемой литературы и источников…….……………………………………………..15
Приложения……………………………………………………………………………………………………………..17
3
Введение
Значение Крыма для русской истории и духовной культуры сложно переоценить . На наших глазах определяется истинное место крымских деятелей в истории православной Руси. Важно показать значимость известных , но недостаточно изученных личностей Крыма, среди которых на почетном месте находится выдающийся миссионер и архипастырь Святитель Гурий. Трудно представить какой была бы сейчас Таврическая Епархия, не окажись он Божьим промыслом на Крымской земле. И не только Епархия, но и вся Российская Империя, значительно расширившая свои границы , благодаря высокому духовному авторитету и дипломатическому таланту патриота своей Родины.
Детство и юность Святителя Гурия
Архиепископ Гурий ( в миру Григорий Платонович Карпов) родился в 1814 году в городе Саратове в семье священника. Отец( Платон Иванович) и дед( Иерей Иоанн) Святителя Гурия служили в Саратовском Свято- Троицком соборе с 1774 по 1841годы . У Платона Ивановича и его супруги Екатерины Герасимовны было четверо сыновей и трое дочерей. Григорий, Георгий и Петр стали священниками, Димитрий - чиновником. Дочери - Елизавета и Александра были женами священников, Мария – женой чиновника. Первоначальное воспитание и образование Григорий Платонович получил в семье, под руководством добрых и благочестивых родителей, в кругу братьев и сестер. В доме царила атмосфера особой чистоты, взаимной любви и уважения, которую впитал в себя Григорий и которую сохранил до самой смерти.
Когда ему исполнилось девять лет, его определили в местное духовное училище. Сокурсник Петр Попов так говорил о Григории : «Будучи мальчиком, он имел
4
нравственность отличную и характер смиренный, даже не развивался так , как другие ученики, а более занимался прилежно изучением уроков и чтением Нового Завета ,был набожный ,любил часто посещать храм Божий, где занимался на клиросе пением и чтением». Среднее образование Григорий Карпов получил в Саратовской духовной семинарии. Среди его наставников был епископ Иоанн Вечерков, смиренномудрый , ревностный архипастырь, своими миссионерскими трудами присоединивший к православию более 20 тысяч раскольников-старообрядцев и крестивший две тысячи калмыков и иудеев. Сокурсники по семинарии вспоминали о Григории как о прилежном ученике, обладавшем замечательной памятью , ясностью мыслей и добрым характером. Он был человеком мягким и деликатным, вежливым в обращении. Знатные и благочестивые родители охотно приглашали его для воспитания своих детей.
Начало духовного пути
Окончив духовную семинарию в июле 1836 года, Григория Платоновича назначили преподавателем латинского языка в Высшее отделение Саратовского духовного уездного училища и зачислили послушником в Саратовский Спасо- Преображенский монастырь . Преподавательской работой он занимался до августа 1837 года. Блестящие дарования позволяли ему сделать успешную научную карьеру ,но Промысел Божий судил иначе. Григория Карпова постигла тяжелая болезнь , во время которой он дал обет посвятить свою жизнь Богу и принять монашество. Выздоровев, он с началом учебного года поступил в Санкт- Петербургскую Духовную Академию ,где 12 июля 1838 года принял ангельский образ с именем Гурий . 4 августа того же года он был рукоположен в иеродиакона ,а 20 ноября 1839 года состоялась его хиротония во иеромонаха.
Плодотворными были труды отца Гурия в стенах Академии . За два года учебы он сделал столько, сколько другие успевали за четыре . Он прекрасно овладел
5
древними и новыми иностранными языками . После испытаний в конференции Академии на степень кандидата отец Гурий получил золотой наперсный крест и особым указом Святейшего Синода был направлен в пекинскую Духовную Миссию. Это была 12-ая по счету миссия со времени ее основания. Все 10 ее членов собрались 20 января 1840 года в Казани для дальнейшего путешествия в Китай. Дорога заняла более полугода и в Пекин они прибыли 4 октября .
Проповедь среди язычников была запрещена китайскими властями ,и поэтому не вменялась в обязанность миссии. Тем не менее миссионеры верили ,что придут лучшие времена , и серьезно готовились к просвещению язычников. Отец Гурий исправил прежние переводы огласительных книг и сделал новый перевод на китайский язык послания Апостола Иакова , последования ко Святому Причащению , Священной истории с прибавлением краткой церковной истории, последования всенощного бдения, литургии святого Иоанна Златоустого, кратких житий святых за год и краткой Истории Ветхого Завета в виде руководства для школьников . Работа над переводами занимала много времени и сил . Только перевод Нового Завета продолжался шесть лет. Святейший Синод дал благословение на издание перевода и использование его в миссионерских целях.
Необходимо отметить ,что отец Гурий старался использовать классический язык, заботясь о возможно более точной передаче смысла Священного Писания. Беспокоясь о взаимопроникновении двух культур ,желая ,чтобы китайцы как можно больше узнали о русских , а русские - о китайцах, он внес исправления в отредактированный его предшественниками « Свод православных законов» и издал его на китайском языке. Кроме того ,отцом Гурием был переведен с китайского языка серьезный научный труд под названием « Обеты буддистов и обряд возложения их у китайцев». Эта работа по отзывам ведущих синологов показывает глубокое ,основательное знание буддизма и является ценным
6
вкладом в европейскую науку ,а также способствует дальнейшим изысканиям в области богословия.
Двенадцатая миссия пробыла в Пекине почти десять лет. 2 мая 1850 года ,потрудившись во славу Божию, она покинула пределы китайской столицы. В 1844 году за усердные труды в миссии отец Гурий был награжден орденом святой Анны III степени ,а в 1850 –м, по возвращении на родину, « во внимание к понесенным миссионерским трудам был удостоен ордена святого князя Владимира IV степени и обеспечен пожизненной пенсией в 650 рублей в год». В феврале 1851 года он был возведен в сан архимандрита. В том же году стал смотрителем Александро – Невского духовного училища на три года. В 1855 году получил степень магистра за богословский труд « О богоучрежденности епископского сана» -против протестантов.
Миссионерский и духовный подвиг Святителя Гурия
25 августа 1856 года Святейший Синод назначил архимандрита Гурия начальником четырнадцатой Пекинской духовной миссии и настоятелем Успенского ставропигиального монастыря. Под началом отца Гурия были девять членов миссии . Незадолго до отъезда в Китай его наградили бронзовым наперсным крестом и медалью о Крымской войне на Андреевской ленте. В апреле миссия выехала виз Петербурга и в конце июня была в Иркутске. Из-за политических неурядиц дальнейшее продвижение было невозможным , и только 28 сентября 1858года она с большим трудом добралась до Пекина. Второй период деятельности отца Гурия совпал с неблагоприятными внешними и внутренними политическими обстоятельствами . Уже налаженные связи с китайскими сановниками распались , так как к власти пришли новые люди. Однако благодаря исключительным дипломатическим способностям отца Гурия,
7
его пламенной молитве, подвигу веры ,доброте и мудрости ,постепенно возрос и укрепился его авторитет как начальника миссии. По инициативе графа Путятина и благословению Святейшего Синода была разрешена проповедь среди местного населения. Вскоре семена Христова Евангелия ,заботливо посеянные миссионерами , дали всходы. С октября 1859 года и до Рождества Христова было крещено тридцать человек. К Пасхе следующего года приняли крещение еще тридцать новообращенных. Не оставляя трудов по переводу Нового Завета ,архимандрит Гурий довольно часто, до трех раз в неделю ,проводил катехизические беседы с прихожанами. С большим интересом учащиеся постигали основы веры. Постоянными трудами и апостольской ревностью отца Гурия и других членов миссии свет Истины стал распространяться и за пределами Пекина. В деревне Дун-дин крестьяне оказались особо восприимчивыми к проповеди Евангелия. Здесь было крещено несколько десятков человек и еще многие крестьяне изъявили желание креститься и венчаться. Таким образом, ревностными трудами отца Гурия и его сподвижников за три года было крещено около двухсот язычников.
Архимандрит Гурий предложил старейшинам начать строительство храма в этой деревне, т. к. в бедных крестьянских домах невозможно было совершать богослужение. В деревне открыли православное училище , где на первых порах обучались шесть мальчиков и одна девочка. В 1862 году началось строительство храма. Церковь по своей архитектуре напоминала типичный китайский дом, увенчанный крестом. Над входной дверью было высечено на камне « Чун- бай Тянь- Чжу шэн-со», что означает « Священное место поклонения Богу».
Но отец архимандрит подвизался не только в сугубо церковной области. Посол России в Китае граф Н.П. Игнатьев отмечал огромную помощь, которую оказал отец Гурий во время переговоров с китайским правительством. Благодаря его
8
блестящему знанию языка и народных обычаев ,а также личному влиянию и высокому духовному авторитету 2 ноября 1860 года был заключен очень выгодный Пекинский договор ,по которому Россия получила не только левый берег Амура, но и Уссурийский и Приморский край с Владивостоком.
Вовремя осады Пекина англо-французскими войсками архимандрит Гурий вновь показал во всем блеске свои несомненные дипломатические способности. Когда неизбежность кровопролитной войны стала очевидной для враждующих сторон , то по их просьбе отец Гурий с помощью Божией помирил противников и предотвратил военные действия. После такой победы китайцы в знак благодарности охотно пошли на территориальные уступки в пользу России.
Уважение китайского императора выразилось в том ,что он подарил духовной миссии собрание буддийских трактатов на тибетском языке. Это богатейшее издание , насчитывающее шестьсот томов ,в Китае стоило более пятнадцати тысяч рублей серебром ,а в Европе называли гораздо более высокую цену. В то время ни одна из европейских библиотек не имела таких книг. Много лет спустя, когда владыку расспрашивали о событиях в Пекине и восхищались его мужеством ,он, добродушно усмехаясь, шутил, что это за огромную бороду уважали его китайцы. В 1860 году за усердные труды в миссии ему был вручен орден святой Анны II степени. В 1861 году его наградили бриллиантовой панагией.
В Китайской миссии отец Гурий провел в общей сложности, включая подготовку и переезды , около 20 лет ,усердно просвещая языческое население светом православной веры. За свои апостольские труды, которые послужили основой для миссионерства епископа Николая ( Касаткина ) в Японии, архимандрит Гурий награжден орденом святого князя Владимира III степени и пожизненной государственной пенсией ( 1500 рублей в год). В 1866 году был назначен настоятелем посольской церкви в Риме, а в апреле 1867 года за переводы на
9
китайский язык Священного Писания и другой духовной литературы ,за неустанное попечение об утверждении в вере и благочестии новообращенных китайцев ,а также за миссионерские труды владыка Гурий представлен к ордену святой Анны I степени.
Крымское наследие Святителя Гурия, Архиепископа Таврического
28 ноября 1867 года последовал указ о назначении владыки на Таврическую кафедру. Епархия занимала обширнейшую территорию: весь Крымский полуостров ,на севере- от Перекопа до Мелитополя ,Бердянска, Белозерки, Орехова и левобережную часть вдоль Днепра, почти до нынешнего Запорожья. На этом огромном пространстве находилось лишь 120 церквей.(!) Епархия была образована совсем недавно, в 1859 году ,и явно нуждалась в добрых пастырях и образованных тружениках на ниве Христовой, поэтому своей главной задачей святитель Гурий считал открытие семинарии. Через восемнадцать дней после прибытия на Таврическую кафедру- 2 марта 1868 года владыка поставил вопрос об этом. Его предшественнику Священный Синод отказал за неимением средств ,Святитель решил пойти другим путем и найти средства на месте. 30 мая 1869 года император Александр II дал разрешение на ее открытие , и с этого момента началось строительство.
1 сентября 1868 года вышел первый номер « Таврических Епархиальных Ведомостей». Также в этот день была открыта при Александро- Невском кафедральном соборе причетническая школа, в которой готовили псаломщиков для приходов епархии. Малограмотным псаломщикам предоставлялась возможность повысить свой профессиональный уровень.
День открытия Таврической духовной семинарии - 19 августа 1873 года- был долгожданным и радостным. Владыка Гурий тогда же освятил семинарскую
10
церковь во имя Трех Святителей. Великолепное обширное двухэтажное здание стало гордостью и украшением города , а разместившаяся в нем духовная школа взрастила и воспитала не одно поколение пастырей и священнослужителей. Каждодневные труды владыки были высоко отмечены Священным Синодом. В 1876 году его наградили орденом святого князя Владимира II степени.
В 1878 году епископ Гурий провел реконструкцию женского епархиального училища, пристроив к старым зданиям новые корпуса. Кроме того, на свои личные средства он устроил при училище церковь.
В 1869 году началась перестройка кафедрального собора. Храм расширили, на западном фасаде устроили галерею ,приступили к сооружению колокольни. На эти цели по ходатайству владыки Гурия Святейший Синод выделил 37 727 рублей.
В 1879 году неустанными трудами святителя было построено здание духовной консистории, а к сентябрю 1880- мужского духовного училища. С особым участием владыка относился к судьбам своих сослужителей и семинаристов. Он приобретал для многих жилые дома, добивался увеличения окладов и многих неимущих содержал на свои средства. Неустанными молитвами святителя поддерживалось братолюбие, милосердие и благочестие. По епархии было построено более сотни церквей, так что к концу его пребывания на кафедре насчитывалось 268 храмов , (изначально 120).
В 1877 году по просьбе владыки прокурор предоставил ему показания одного из предводителей секты , и на их основании святитель написал монографию « О скопческом учении по последним о нем известиям». В нем он раскрыл это лжеучение с православной точки зрения. По настоянию владыки в семинарии была открыта кафедра по изучению раскола, преподаватель содержался на собственные средства святителя.
11
Красивое здание Таврической семинарии с храмом Трех Святителей теперь является историческим памятником архитектуры. В библиотеке семинарии в наши дни открыт музей Святителя Гурия. Здесь можно увидеть 34 книги, имеющие экслибрис (печать ) Архиепископа Таврического, архивные фотографии Святителя, а также священные церковные реликвии, принадлежавшие Святителю Гурию и обретенные вместе с мощами- дикирий и трикирий ( подсвечники на 2 и 3 свечи), нетленное облачение- саккос, омофор и воздух – священные предметы хранившиеся в алтаре.
Богатейшую личную библиотеку насчитывающую 3556 томов книг ,святитель завещал Таврической семинарии. Греческое Евангелие XI века , написанное на пергаменте было предано им в Киевскую Духовную Академию . Новый завет Лютера в серебряном окладе, принадлежавший Архиепископу хранится в библиотеке Крымского Федерального Университета.
21 апреля 1881 года епископ Гурий был возведен в сан архиепископа. Множество трудов понес в своей жизни Святитель Гурий. Подвиги в далеком Китае, длительные путешествия к местам службы подорвали его здоровье. Все больше напоминала о себе болезнь печени. Его лечил Сергей Петрович Боткин, но облегчения не наступало.
Святитель Гурий умер 17 марта 1882 года и был погребен в кафедральном Александро-Невском соборе. В 1930 году собор был разрушен и честные останки архиепископа были перенесены на кладбище возле современной улицы Севастопольской. Старожилы свидетельствуют, что видели Святителя нетленным, и даже облачение на нем- через 47 лет- было целым. А когда при перенесении нечаянно повредили его руку, то пошла кровь.
В 1985 году при прокладке автомобильной дороги на Севастополь, кладбище
12
решили закрыть, и во второй раз честные останки были перенесены на кладбище возле Всехсвятского храма. Через некоторое время в храм стали обращаться верующие ,с просьбой указать ,где захоронен Святитель, т.к. он являлся им во сне ,и по молитвам они получали благодатную и скорую помощь архипастыря, получали исцеление от неизлечимых болезней и казалось бы в безнадежных случаях. Во время Великой Отечественной войны святитель Гурий явился во сне одной благочестивой монахине и сказал ,что сохранит свой город от разрушения. При поминании прихожане так и писали: « Нетленнопочивающего архиепископа Гурия» ,по предстательству которого Господь творит чудеса.
18 апреля 2008 года на заседании Священного Синода было принято решение о канонизации в лике местночтимых святых подвижника благочестия Архиепископа Гурия. 4 июля крестный ход с обретенными мощами направился по улицам города к храму Трех Святителей при Таврической семинарии. Архиереи и все присутствующие верующие спели величание святителю Гурию и тем прославили его в лике святых, установив днем памяти 30 марта. Рака с мощами с тех пор пребывала в Петропавловском храме вплоть до июня 2016 года, когда завершилось строительство Алесандро- Невского собора.
7 июня 2016 года состоялся Крестный ход и торжественное перенесение мощей Святителя Гурия в нижний храм Александро- Невского собора, освященный в честь его святительства. Теперь каждый верующий может посетить этот собор и приложиться к мощам с молитвой: « Святителю отче Гурие, моли Бога о нас»
В скором времени предполагается установка памятника Святителю Гурию работы скульптора Олега Радзевича. Бронзовую фигуру Архиепископа планируют установить перед зданием Симферопольской и Крымской Епархии и Центрального музея Тавриды.
13
Заключение
Святитель Гурий( Карпов) - Архиепископ Таврический, выдающийся ученый-синолог, Апостол Китая был канонизирован Церковью в 2008 году - сравнительно недавно .Однако исследовав все данные, видно, что почитание и признание окружало его на протяжении всей благочестивой деятельности. Это был действительно угодник Божий , все деяния которого были подчинены одной-единственной великой цели – исполнять волю Божию. Подобно апостолам Христовым, святитель везде, где судил ему совершать свое служение Всеблагой промыслитель, нес мир и милость, благую весть спасения. Его проповеди и спасительный пример для всех нас, и особенно для подрастающего поколения, его светлый лик помнят Саратов и Санкт-Петербург ,Монголия и Пекин, Москва и Рим, и Богохранимая Крымская земля, ставшая венцом святительского служения.
Пусть каждому из нас послужат во спасение души его слова истины : «Исполнять волю Божию, значит облегчать себе достижение всеми нами желаемой цели; а уклоняться от исполнения заповедей ,нарушать их, значит разрушать свое собственное счастье».
14
Список используемой литературы и источников
1.Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917- 1943. Сб. в 2 ч./ Сост. М.Е. Губонин. М.: Изд-во Православного Свято- Тихоновского Богословского Института,1994.
2. Брюховской Н., прот. Историческая записка о постройке Таврической духовной семинарии в г. Симферополе.- Таврические епархиальные ведомости, 1873.
3.Гермоген, еп. Псковский и Порховский. Таврическая Епархия.- Псков ,1887.
4. Иркутские епархиальные ведомости. – 1864.-№11.
5.Краткая история Русской Православной миссии.- Пекин,1916.
6. Миссионерское обозрение.- 1900.-№7.
7. Православное обозрение.-1868.-ноябрь.
8.Православное обозрение.-1871.- Первое полугодие.
9. Православное обозрение.-1875.- Май.
10.Православное обозрение.-1882.- Апрель.
11. Русский архив. Спб.-1893.-№11.
12.Русский паломник.-1915.-№52.
13. Русская старина.- 1884.-Кн.9
14. Таврические епархиальные ведомости.-1873.
15. Таврические епархиальные ведомости.-1869.
15
16. Таврические епархиальные ведомости.-1882.
17.Труды членов Русской Духовной миссии.- Пекин,1909.-Т. 2.
18. Цешковский В., прот. История Таврической Духовной семинарии 1873-1919 гг.
Дипломная работа. Сергиев Посад. Троице – Сергиева Лавра.-1992. Машинопись.
19.Юэ Фэн. Православные проповедники и культура Китая // Журнал «Шицзе цзун цзяо вэньхуа» / Перевод Т.Г. Семеновой.- 1995.-№2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий и жизненный путь А.С. Пушкина
Данный материал дополнит лекцию учителя о творческом пути А.С. Пушкина, проиллюстрирует ход урока...
Жизненный путь Николая Клюева
В презентации представлен материал о жизни Николая Клюева. Перед показом нужно соединить все три части,...
Тема: "ЕЁ ЖИЗНЬ-ПОДВИГ" (О жизненном пути ветерана Великой Отечественной войны , Заслуженного врача РСФСР ,Почетного жителя Труновского района и с.Донского Ставропольского края Булгаковой Ксении Арсентьевны )
Работа имеет большую практическую направленность,а также способствует формированию устойчивого интереса к изучению жизненного пути ветерана ВОв,заслуженного врача РСФСР, Почетного жителя Труновского р...
Урок: Жизнеописание Святителя Гурия (Карпова), Архиепископа Таврического, апостола Китая.
Задачи урока: Познакомить учащихся с житием удивительного святого -архиепископа Гурия и показать высоту его христианского подвига, вместившего в себя великий дар миссионера, жертвенную любовь к ...
«Духовный подвиг. Жизнь и подвиг православных христиан в России в XX веке. Святой Праведный Иоанн Кронштадтский».
laquo;Исследовательская работа» на тему:«XX век – век трагических судеб. Подвиг в жизни человека»...
Жизненный путь и духовный подвиг Схиархимандрита Илия
Схиархимандрит Илий (в миру Алексей Афанасьевич Ноздрин) известный старец, молитвенник и печальник о земле Русской....