Конспект внеклассного мероприятия: «Цифровое слабоумие – диагноз или выдумка?»
план-конспект занятия (9 класс)

Туловская Татьяна

Мероприятие решает задачи в воспитаниимлодого подрастающего покаления и в воспитании мира с собственной, бъективной тчки зрения, а так же отвлечение детей от компьютера и телевидения.

Возраст учащихся: Школьники 11-16 лет.

Привлеченные участники мероприятия: В данном мероприятии принимают участие группы от класса либо класс полностью.Так же участие могут принять родители либо представители старшего поколения.

Цель: Сформировать у школьников собственный взгляд и решение проблемы «Цифрового слабоумия».

Задачи:

Воспитательная: Пропагандировать максимальный отказ от электронных гаджетов и интернета.

Развивающая: Совершенствовать навыки в ведении публичных споров.

Познавательная: Узнать о новом термине и статистических фактах по данному вопросу . Узнать с медицинской точки зрения что такое вирус «Цифрового слабоумия».

Оздоровительная: Формировать у школьников здоровый образ жизни и желание исследовать мир физически а не виртуально.

Методы и приемы: При проведении этого мероприятия главным методом является проведение конференции (20-25мин), для ознакомления со статистическими данными и проблемой в целом. А также проведение диспута для утверждения выбранной позиции школьника.

Подготовительный этап: В данном мероприятии подготовительный этап заключаетсяв обработке имеющейся актуальной и достоверной информациипри подготовке конференции.

Оборудование: маркерная доска, проектор, экран, ноутбук (компьютер).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya-disput_tsifrovoe_slaboumie.docx32.62 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект внеклассного

                мероприятия:

«Цифровое слабоумие – диагноз или выдумка?»

Туловская Татьяна Николаевна

Учитель физики и информатики

МАОУ ООШ №3

города Сосновоборска

Красноярского края

1. Форма проведения: Конференция-диспут.

2. Тема: Цифровое слабоумие – диагноз или выдумка?

3. Актуальность:  - Мероприятие решает задачи в воспитании молодого подрастающего поколения и в восприятии мира с собственной, объективной точки зрения.

 - Отвлечение детей от компьютера, телевидения и т.д.

- Мероприятие позитивно влияет на развитие межличностных отношений в группе.

4. Возраст учащихся: Школьники 11-16 лет.

5. Привлеченные участники мероприятия: В данном мероприятии принимают участие группы от класса либо класс полностью.  Так же участие могут принять родители либо представители старшего поколения.

6. Цель: Сформировать у школьников собственный взгляд и решение проблемы «Цифрового слабоумия».

7. Задачи:

Воспитательная: Пропагандировать максимальный отказ от электронных гаджетов и интернета.

Развивающая: Совершенствовать навыки в ведении публичных споров.

Познавательная: Узнать о новом термине и статистических фактах по данному вопросу . Узнать с медицинской точки зрения что такое вирус «Цифрового слабоумия».

Оздоровительная: Формировать у школьников здоровый образ жизни и желание исследовать мир физически а не виртуально.

8. Методы и приемы: При проведении этого мероприятия главным методом является проведение конференции (20-25мин), для ознакомления со статистическими данными и проблемой в целом. А также проведение диспута для утверждения выбранной позиции школьника.

9. Подготовительный этап: В данном мероприятии подготовительный этап заключается  в обработке имеющейся актуальной и достоверной информации  при подготовке конференции.

10. Оборудование: маркерная доска, проектор, экран, ноутбук (компьютер).

11. Оформление помещения: На доске необходимо написать правила ведения и законы диспута.

12. Литература: http://politikus.ru/articles/65974-cifrovoe-slaboumie.html

http://modernlib.ru/books/manfred_shpitcer/antimozg_cifrovie_tehnologii_i_mozg/read

https://newtonew.com/discussions/digital-amentia

13.Ход мероприятия: В классе расставлены столы либо полукругом либо группами зависит от того с группой будет работа или с целым классом.

  1. Оргмомент.
  2. Сообщение темы и целей внеклассного мероприятия.

 На экране появляются различные современные приспособления, всевозможные гаджеты: смартфоны, планшеты, роботы, навигаторы, и т.д. Учащиеся называют все предметы при перелистывании слайдов. Последний слайд заставит детей задать вопрос: «Хорошо ли то что мы пользуемся всеми этими приборами?» (слайд 1-8)

Сегодня мы поговорим о «Цифровом слабоумии» что это, диагноз или выдумка, проблема или просто навязывание мнения. Стоит ли беспокоиться и предпринимать какие-то действия.

(слайд 9)

  1. Основная часть (Конференция).

1.Слово учителя.

(слайд 10)

Давайте обратимся к фактам, исследованиям и статистике.

 По данным статистики, Южная Корея – чемпион мира по числу владельцев смартфонов на душу населения. В группе риска «цифрового слабоумия» входят молодые люди, которые привыкли рассчитывать исключительно на память своего планшетника или телефона, но никак не на свой собственный мозг.

Сегодня 83,8% жителей Южной Кореи имеют доступ в Интернет, у 73% корейцев есть смартфон (в США у 56,4%, в России у 36,2%).

По прогнозам в 2017 году обладателями смартфонов станут уже 84,8% населения Южной Кореи (80% — Германии, Японии, США, 69% — России). Вместе со смартфонами и прочими гаджетами вирус цифрового слабоумия проникает во все страны и все слои общества.

(слайд 11)

По информации местных СМИ, для лечения таких гаджет-зависимых пациентов врачи в Сеуле используют технологии, применяемые при терапии запойных алкоголиков – в том числе, при помощи виртуальной реальности. Чтобы предотвратить крайнюю степень «цифрового слабоумия», в стране открывают курсы по борьбе с зависимостью от смартфонов.

 (слайд 12)

Что такое цифровое поколение сегодня? Это люди, родившиеся в начале 2000-х, а также люди от 12 до 27 лет, часть из них – молодые продвинутые родители.

Из объективных данных, полученных в ходе исследований, видно: дети и подростки цифрового поколения другие. Дети изменились. В какую сторону? На этот вопрос нельзя ответить однозначно.

Любые технологические изменения, происходящие в истории человечества, всегда вызывают опасения и страхи.

(слайд 13)

Цифровое слабоумие: правда или миф?

Немецкий профессор, психотерапевт, исследователь мозга, автор книги «Цифровое слабоумие» Манфред Спицер считает, что у современных детей атрофируется мозг. Однако существуют американские исследования, доказывающие, что скорость психических процессов у детей увеличивается, из чего делается вывод – дети становятся умнее. Есть также исследования, которые подтверждают, что у детей, пользующихся интернетом, выше IQ.

Кроме того, дети, которые много играют в компьютерные игры, отличаются повышенной социальной активностью. У них развивается скорость мышления, расширяется поле зрения, улучшается визуальное внимание, которое позволяет обнаружить и идентифицировать в фоне цель, повышается склонность к разумному риску, тренируется последовательность и настойчивость в достижении цели.

(слайд 14)

Другой тип мышления

Большинство исследователей приходит к выводу, что высшие психические функции, которые опосредуют и оформляют всю деятельность человека, трансформируются.

  • Изменяются мнемонические процессы.

Доказано, что дети, пользующиеся интернетом, запоминают не содержание, а место, где находится нужная информация. Это на самом деле меняет структуру мнемонических процессов.

  • Меняется интенсивность процессов запоминания.

Раньше мы с вами помнили большое количество телефонов и адресов. Сейчас у нас все записано, и мы уже не утруждаем себя запоминанием. У людей постарше новые навыки просто наслаиваются на старые. У детей и подростков они формируют другие механизмы запоминания.

  • Снижается уровень концентрации внимания.

Удержание внимания (одна из величин, по которым мы судим о концентрации внимания) по сравнению с данными 10–15-летней давности сократилось в десятки раз!

  • Формируется клиповое сознание и мышление.
  • Восприятие мира становится другим.

Дети, которые много времени проводят за компьютером, лишаются определенных сенсорных сигналов, связанных с окружающим миром, – они в меньшей степени воспринимают, например, запахи, прикосновения. Это очень серьезный момент.

  • Делать несколько дел одновременно – свойство детей цифрового поколения.

Для цифрового поколения характерен феномен многозадачности. Идет перестройка мозговых структур, появляются новые нейронные связи.

(слайд 15)

Социальные сети – зло?

90% современной молодежи пользуется «ВКонтакте». Там зарегистрированы и девяти-, десятилетние дети. Кстати, в социальную сеть рекомендуется входить только после 13 лет, и то в сопровождении родителей. Так вот, почти 50% детей девяти-десяти лет имеют 10 друзей, 28% – по 50 друзей «ВКонтакте». Ну, а у 15–16-летних где-то по 100 друзей и больше.

И тут возникают самые разные проблемы. Люди беспокоятся, что такое большое количество друзей девальвирует понятие дружбы. Но в то же самое время в рамках социальных сетей у детей формируется социальный капитал. Феномен социального капитала имеет целый ряд особенностей, которые хорошо видны в социальных сетях и именно в детском общении.

Например, самовозрастание. Социальный капитал возрастает сам по себе. Это приводит к тому, что дети уже сызмальства получают какой-то круг друзей как ресурс своих отношений в будущем.

Исследователи, говорят о том, что у детей расплывается понятие дружбы, но сразу же доказывают, что в социальном капитале слабые связи сейчас важнее. Чем больше у ребенка таких слабых связей, тем больше он получает информации и тем больше он имеет широкой диффузной поддержки, которая может «выстрелить» в самых разных областях.

(слайд 16)

В 2007 году специалисты стали отмечать, что все больше подростков, представителей цифрового поколения, страдают потерей памяти, расстройством внимания, когнитивными нарушениями, подавленностью и депрессией, низким уровнем самоконтроля. Исследование показало, что в мозгу этих пациентов наблюдаются изменения, схожие с теми, что появляются после черепно-мозговой травмы или на ранней стадии деменции — слабоумия, которое обычно развивается в старческом возрасте. Массовое помешательство на смартфонах и прочих цифровых гаджетах — неизбежное следствие технологической революции, охватившей все страны. Смартфоны стремительно покоряют мир, точнее сказать, практически его завоевали.

(слайд 17)

Мозг формируется, когда есть внешние стимулы, и чем больше их будет- тем лучше для мозга. Поэтому очень важно, чтобы дети исследовали мир физически, но не виртуально.

Это нужно растущему мозгу, как и тысячу лет назад. Также ребёнку нужен здоровый и полноценный сон.

Цифровые технологии инфантилизируют мозг, превращая его в подобие мозга маленьких детей, которых привлекают жужжащие звуки и яркий свет, которые не могут концентрировать внимание.

(слайд 18)

Даже Стив Джобс, основатель компании Apple и  гуру цифровой индустрии, именно так и делал. Своим детям он ограничивал время, которое они проводят за экранами айпадов и айфонов, а по ночам и в выходные дни вообще запрещалось использовать любые гаджеты.

(слайд 19-23)  просто представление интернет зависимости и её отсутствия

Как видите статистика и исследования очень противоречивы, именно поэтому предлагаю провести диспут на эту тему. Высказать свои позиции и взгляды.

  1. Диспут.

На доске должны быть написаны правила и законы диспута:

Правила диспута:

  1. Диспут - свободный обмен мнениями.
  2. На диспуте все активны. В споре все равны.
  3. Каждый выступает и критикует любое положение, с которым не согласен.
  4. Главное в диспуте - факты, логика, умение доказывать.

Мимика, жесты, восклицания в качестве аргументов не принимаются.

Законы диспута:

  1. Здесь нет наблюдателей! Каждый - активный участник разговора.
  2. Неуместные шутки запрещаются.
  3. Помоги изжить комплексы своим товарищам.
  4. Говори, что думаешь; думай, что говоришь.
  5. Имей мужество выслушать правду, не обижаясь.

Каждому участнику раздается памятка участника.

Памятка участнику диспута:

  1. Прежде чем спорить, подумай.
  2. Спорь честно и искренне, не искажай мыслей и слов своих товарищей.
  3. Начиная спорить, ясно и определенно выскажи положения, которые будешь защищать и доказывать.
  4. Помни, что доказательством и лучшим способом опровержения являются точные и бесспорные факты.
  5. Доказывая и опровергая, говори ясно, просто, отчетливо, точно.
  6. Старайся говорить своими словами.
  7. Если доказали ошибочность твоего мнения, имей мужество признать правоту своего оппонента.
  8. Заканчивая выступление, подведи итоги, сформулируй выводы.

Аудитория делится на условные группы (очень удачно разделить на взрослых и детей). В каждую группу включаются люди с разным уровнем знаний и умений.

Педагог знакомит участников диспута с правилами проведения научного спора. Это – уважение к оппоненту, точные факты, последовательность и логичность изложения своих мыслей. Недопустимо повышение голоса и размахивание руками.

Регламент выступления всех участников не более 1 мин.

Главная задача педагога направлять рассуждения к верным выводам, подталкивать участников к формированию общей позиции по обсуждаемой теме. Отсекать избыточную информацию, группировать выводы и сближать точки зрения участвующих в диспуте.

Руководить ходом диспута, при необходимости ставить дополнительные вопросы. Помогать найти правильное решение, делать обоснованные выводы. Следить за тем, чтобы диспут не перерос в межличностный конфликт, и обсуждение не зашло в тупик.

ЗАДАНИЕ

1.Внимательно ознакомьтесь с понятием "диспут", с правилами и законами диспута, с памяткой.

2. В течение 7 минут  проведите обсуждение на заданную тему. Докажите свою точку зрения (не менее 5-х аргументов)

3. Подготовьте публичное выступление, аргументируя свою точку зрения.

                                 Вопросы для диспута:

  1. «Цифровое слабоумие» - это проблема?
  2. Как влияют ли на Вас цифровые технологии?
  3. Как Вы считаете, нужно ли молодежи до 16 лет  ограничить себя и свое окружение в использовании цифровых технологий?

  1. Подведение итогов.

В конце мероприятия нужно отметить наиболее активных участников диспута. Оценить содержание высказанных мыслей, их умение спорить и аргументировать свои мнения.

Заключительное слово нельзя строить по строго установленной схеме. Однако весьма желательно, чтобы заключение:

а)  было кратким, ярким и убедительным;

б)   указывало на правильное решение поставленной проблемы;

в)   опиралось на более удачные и интересные выступления участников диспута;

г)  формировало критическое, нетерпимое отношение к равнодушию, эгоизму неорганизованности и лени в среде учащихся;

д) ставило новые проблемы перед учащимися, вызывало у них интерес к знаниям, культуре, желанию совершенствовать свой нравственный облик.

Заканчивая диспут, учитель благодарит учащихся и гостей принявших активное участие в дисскутировании, всех присутствующих.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеклассного мероприятия по истории " День Конституции"

Данное мероприятие проводилось в 6-9 классах накануне Дня Конституции....

конспект внеклассного мероприятия «Благослови, ликующая муза, благослови: да здравствует лицей!»

Мероприятие, посвященно 200-летию со дня создания Царскосельского  лицея, «…Благослови, ликующая муза, благослови: да здравствует Лицей!» ...

Конспект внеклассного мероприятия «Благослови, ликующая муза, благослови: да здравствует лицей!»

Внеклассное мероприятие посвящено 200-летию со дня основания Царскосельского лицея....

Конспект внеклассного мероприятия "Интеллектуальная игра "Что? Где? Когда?" Тема: Права и обязанности человека.

Целью данного мероприятия является расширение знаний детей о правах и обязанностях человека, развитие познавательной активности детей, активизация психических процессов....

Конспект внеклассного мероприятия в 6 классе "Времена года"

Данная разработка представляет собой сценарий внеклассного мероприятия  по немецкому языку. Внеклассное мероприятие по немецкому языку проводится по завершению темы " Draussen ist Blatterfall". И...

План-конспект внеклассного мероприятия "Салтарла сехет"

План-конспект на чувашском языке. Мероприятие посвящено ко дню рождения И.Я.Яковлева....

Конспект внеклассного мероприятия «Классное мероприятие: 31 Феврамарта».

Конспект внеклассного мероприятия «Классное мероприятие: 31 Феврамарта»....