Конспект внеклассного мероприятия: «Цифровое слабоумие – диагноз или выдумка?»
план-конспект занятия (9 класс)
Мероприятие решает задачи в воспитаниимлодого подрастающего покаления и в воспитании мира с собственной, бъективной тчки зрения, а так же отвлечение детей от компьютера и телевидения.
Возраст учащихся: Школьники 11-16 лет.
Привлеченные участники мероприятия: В данном мероприятии принимают участие группы от класса либо класс полностью.Так же участие могут принять родители либо представители старшего поколения.
Цель: Сформировать у школьников собственный взгляд и решение проблемы «Цифрового слабоумия».
Задачи:
Воспитательная: Пропагандировать максимальный отказ от электронных гаджетов и интернета.
Развивающая: Совершенствовать навыки в ведении публичных споров.
Познавательная: Узнать о новом термине и статистических фактах по данному вопросу . Узнать с медицинской точки зрения что такое вирус «Цифрового слабоумия».
Оздоровительная: Формировать у школьников здоровый образ жизни и желание исследовать мир физически а не виртуально.
Методы и приемы: При проведении этого мероприятия главным методом является проведение конференции (20-25мин), для ознакомления со статистическими данными и проблемой в целом. А также проведение диспута для утверждения выбранной позиции школьника.
Подготовительный этап: В данном мероприятии подготовительный этап заключаетсяв обработке имеющейся актуальной и достоверной информациипри подготовке конференции.
Оборудование: маркерная доска, проектор, экран, ноутбук (компьютер).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konferentsiya-disput_tsifrovoe_slaboumie.docx | 32.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект внеклассного
мероприятия:
«Цифровое слабоумие – диагноз или выдумка?»
Туловская Татьяна Николаевна
Учитель физики и информатики
МАОУ ООШ №3
города Сосновоборска
Красноярского края
1. Форма проведения: Конференция-диспут.
2. Тема: Цифровое слабоумие – диагноз или выдумка?
3. Актуальность: - Мероприятие решает задачи в воспитании молодого подрастающего поколения и в восприятии мира с собственной, объективной точки зрения.
- Отвлечение детей от компьютера, телевидения и т.д.
- Мероприятие позитивно влияет на развитие межличностных отношений в группе.
4. Возраст учащихся: Школьники 11-16 лет.
5. Привлеченные участники мероприятия: В данном мероприятии принимают участие группы от класса либо класс полностью. Так же участие могут принять родители либо представители старшего поколения.
6. Цель: Сформировать у школьников собственный взгляд и решение проблемы «Цифрового слабоумия».
7. Задачи:
Воспитательная: Пропагандировать максимальный отказ от электронных гаджетов и интернета.
Развивающая: Совершенствовать навыки в ведении публичных споров.
Познавательная: Узнать о новом термине и статистических фактах по данному вопросу . Узнать с медицинской точки зрения что такое вирус «Цифрового слабоумия».
Оздоровительная: Формировать у школьников здоровый образ жизни и желание исследовать мир физически а не виртуально.
8. Методы и приемы: При проведении этого мероприятия главным методом является проведение конференции (20-25мин), для ознакомления со статистическими данными и проблемой в целом. А также проведение диспута для утверждения выбранной позиции школьника.
9. Подготовительный этап: В данном мероприятии подготовительный этап заключается в обработке имеющейся актуальной и достоверной информации при подготовке конференции.
10. Оборудование: маркерная доска, проектор, экран, ноутбук (компьютер).
11. Оформление помещения: На доске необходимо написать правила ведения и законы диспута.
12. Литература: http://politikus.ru/articles/65974-cifrovoe-slaboumie.html
http://modernlib.ru/books/manfred_shpitcer/antimozg_cifrovie_tehnologii_i_mozg/read
https://newtonew.com/discussions/digital-amentia
13.Ход мероприятия: В классе расставлены столы либо полукругом либо группами зависит от того с группой будет работа или с целым классом.
- Оргмомент.
- Сообщение темы и целей внеклассного мероприятия.
На экране появляются различные современные приспособления, всевозможные гаджеты: смартфоны, планшеты, роботы, навигаторы, и т.д. Учащиеся называют все предметы при перелистывании слайдов. Последний слайд заставит детей задать вопрос: «Хорошо ли то что мы пользуемся всеми этими приборами?» (слайд 1-8)
Сегодня мы поговорим о «Цифровом слабоумии» что это, диагноз или выдумка, проблема или просто навязывание мнения. Стоит ли беспокоиться и предпринимать какие-то действия.
(слайд 9)
- Основная часть (Конференция).
1.Слово учителя.
(слайд 10)
Давайте обратимся к фактам, исследованиям и статистике.
По данным статистики, Южная Корея – чемпион мира по числу владельцев смартфонов на душу населения. В группе риска «цифрового слабоумия» входят молодые люди, которые привыкли рассчитывать исключительно на память своего планшетника или телефона, но никак не на свой собственный мозг.
Сегодня 83,8% жителей Южной Кореи имеют доступ в Интернет, у 73% корейцев есть смартфон (в США у 56,4%, в России у 36,2%).
По прогнозам в 2017 году обладателями смартфонов станут уже 84,8% населения Южной Кореи (80% — Германии, Японии, США, 69% — России). Вместе со смартфонами и прочими гаджетами вирус цифрового слабоумия проникает во все страны и все слои общества.
(слайд 11)
По информации местных СМИ, для лечения таких гаджет-зависимых пациентов врачи в Сеуле используют технологии, применяемые при терапии запойных алкоголиков – в том числе, при помощи виртуальной реальности. Чтобы предотвратить крайнюю степень «цифрового слабоумия», в стране открывают курсы по борьбе с зависимостью от смартфонов.
(слайд 12)
Что такое цифровое поколение сегодня? Это люди, родившиеся в начале 2000-х, а также люди от 12 до 27 лет, часть из них – молодые продвинутые родители.
Из объективных данных, полученных в ходе исследований, видно: дети и подростки цифрового поколения другие. Дети изменились. В какую сторону? На этот вопрос нельзя ответить однозначно.
Любые технологические изменения, происходящие в истории человечества, всегда вызывают опасения и страхи.
(слайд 13)
Цифровое слабоумие: правда или миф?
Немецкий профессор, психотерапевт, исследователь мозга, автор книги «Цифровое слабоумие» Манфред Спицер считает, что у современных детей атрофируется мозг. Однако существуют американские исследования, доказывающие, что скорость психических процессов у детей увеличивается, из чего делается вывод – дети становятся умнее. Есть также исследования, которые подтверждают, что у детей, пользующихся интернетом, выше IQ.
Кроме того, дети, которые много играют в компьютерные игры, отличаются повышенной социальной активностью. У них развивается скорость мышления, расширяется поле зрения, улучшается визуальное внимание, которое позволяет обнаружить и идентифицировать в фоне цель, повышается склонность к разумному риску, тренируется последовательность и настойчивость в достижении цели.
(слайд 14)
Другой тип мышления
Большинство исследователей приходит к выводу, что высшие психические функции, которые опосредуют и оформляют всю деятельность человека, трансформируются.
- Изменяются мнемонические процессы.
Доказано, что дети, пользующиеся интернетом, запоминают не содержание, а место, где находится нужная информация. Это на самом деле меняет структуру мнемонических процессов.
- Меняется интенсивность процессов запоминания.
Раньше мы с вами помнили большое количество телефонов и адресов. Сейчас у нас все записано, и мы уже не утруждаем себя запоминанием. У людей постарше новые навыки просто наслаиваются на старые. У детей и подростков они формируют другие механизмы запоминания.
- Снижается уровень концентрации внимания.
Удержание внимания (одна из величин, по которым мы судим о концентрации внимания) по сравнению с данными 10–15-летней давности сократилось в десятки раз!
- Формируется клиповое сознание и мышление.
- Восприятие мира становится другим.
Дети, которые много времени проводят за компьютером, лишаются определенных сенсорных сигналов, связанных с окружающим миром, – они в меньшей степени воспринимают, например, запахи, прикосновения. Это очень серьезный момент.
- Делать несколько дел одновременно – свойство детей цифрового поколения.
Для цифрового поколения характерен феномен многозадачности. Идет перестройка мозговых структур, появляются новые нейронные связи.
(слайд 15)
Социальные сети – зло?
90% современной молодежи пользуется «ВКонтакте». Там зарегистрированы и девяти-, десятилетние дети. Кстати, в социальную сеть рекомендуется входить только после 13 лет, и то в сопровождении родителей. Так вот, почти 50% детей девяти-десяти лет имеют 10 друзей, 28% – по 50 друзей «ВКонтакте». Ну, а у 15–16-летних где-то по 100 друзей и больше.
И тут возникают самые разные проблемы. Люди беспокоятся, что такое большое количество друзей девальвирует понятие дружбы. Но в то же самое время в рамках социальных сетей у детей формируется социальный капитал. Феномен социального капитала имеет целый ряд особенностей, которые хорошо видны в социальных сетях и именно в детском общении.
Например, самовозрастание. Социальный капитал возрастает сам по себе. Это приводит к тому, что дети уже сызмальства получают какой-то круг друзей как ресурс своих отношений в будущем.
Исследователи, говорят о том, что у детей расплывается понятие дружбы, но сразу же доказывают, что в социальном капитале слабые связи сейчас важнее. Чем больше у ребенка таких слабых связей, тем больше он получает информации и тем больше он имеет широкой диффузной поддержки, которая может «выстрелить» в самых разных областях.
(слайд 16)
В 2007 году специалисты стали отмечать, что все больше подростков, представителей цифрового поколения, страдают потерей памяти, расстройством внимания, когнитивными нарушениями, подавленностью и депрессией, низким уровнем самоконтроля. Исследование показало, что в мозгу этих пациентов наблюдаются изменения, схожие с теми, что появляются после черепно-мозговой травмы или на ранней стадии деменции — слабоумия, которое обычно развивается в старческом возрасте. Массовое помешательство на смартфонах и прочих цифровых гаджетах — неизбежное следствие технологической революции, охватившей все страны. Смартфоны стремительно покоряют мир, точнее сказать, практически его завоевали.
(слайд 17)
Мозг формируется, когда есть внешние стимулы, и чем больше их будет- тем лучше для мозга. Поэтому очень важно, чтобы дети исследовали мир физически, но не виртуально.
Это нужно растущему мозгу, как и тысячу лет назад. Также ребёнку нужен здоровый и полноценный сон.
Цифровые технологии инфантилизируют мозг, превращая его в подобие мозга маленьких детей, которых привлекают жужжащие звуки и яркий свет, которые не могут концентрировать внимание.
(слайд 18)
Даже Стив Джобс, основатель компании Apple и гуру цифровой индустрии, именно так и делал. Своим детям он ограничивал время, которое они проводят за экранами айпадов и айфонов, а по ночам и в выходные дни вообще запрещалось использовать любые гаджеты.
(слайд 19-23) просто представление интернет зависимости и её отсутствия
Как видите статистика и исследования очень противоречивы, именно поэтому предлагаю провести диспут на эту тему. Высказать свои позиции и взгляды.
- Диспут.
На доске должны быть написаны правила и законы диспута:
Правила диспута:
- Диспут - свободный обмен мнениями.
- На диспуте все активны. В споре все равны.
- Каждый выступает и критикует любое положение, с которым не согласен.
- Главное в диспуте - факты, логика, умение доказывать.
Мимика, жесты, восклицания в качестве аргументов не принимаются.
Законы диспута:
- Здесь нет наблюдателей! Каждый - активный участник разговора.
- Неуместные шутки запрещаются.
- Помоги изжить комплексы своим товарищам.
- Говори, что думаешь; думай, что говоришь.
- Имей мужество выслушать правду, не обижаясь.
Каждому участнику раздается памятка участника.
Памятка участнику диспута:
- Прежде чем спорить, подумай.
- Спорь честно и искренне, не искажай мыслей и слов своих товарищей.
- Начиная спорить, ясно и определенно выскажи положения, которые будешь защищать и доказывать.
- Помни, что доказательством и лучшим способом опровержения являются точные и бесспорные факты.
- Доказывая и опровергая, говори ясно, просто, отчетливо, точно.
- Старайся говорить своими словами.
- Если доказали ошибочность твоего мнения, имей мужество признать правоту своего оппонента.
- Заканчивая выступление, подведи итоги, сформулируй выводы.
Аудитория делится на условные группы (очень удачно разделить на взрослых и детей). В каждую группу включаются люди с разным уровнем знаний и умений.
Педагог знакомит участников диспута с правилами проведения научного спора. Это – уважение к оппоненту, точные факты, последовательность и логичность изложения своих мыслей. Недопустимо повышение голоса и размахивание руками.
Регламент выступления всех участников не более 1 мин.
Главная задача педагога направлять рассуждения к верным выводам, подталкивать участников к формированию общей позиции по обсуждаемой теме. Отсекать избыточную информацию, группировать выводы и сближать точки зрения участвующих в диспуте.
Руководить ходом диспута, при необходимости ставить дополнительные вопросы. Помогать найти правильное решение, делать обоснованные выводы. Следить за тем, чтобы диспут не перерос в межличностный конфликт, и обсуждение не зашло в тупик.
ЗАДАНИЕ
1.Внимательно ознакомьтесь с понятием "диспут", с правилами и законами диспута, с памяткой.
2. В течение 7 минут проведите обсуждение на заданную тему. Докажите свою точку зрения (не менее 5-х аргументов)
3. Подготовьте публичное выступление, аргументируя свою точку зрения.
Вопросы для диспута:
- «Цифровое слабоумие» - это проблема?
- Как влияют ли на Вас цифровые технологии?
- Как Вы считаете, нужно ли молодежи до 16 лет ограничить себя и свое окружение в использовании цифровых технологий?
- Подведение итогов.
В конце мероприятия нужно отметить наиболее активных участников диспута. Оценить содержание высказанных мыслей, их умение спорить и аргументировать свои мнения.
Заключительное слово нельзя строить по строго установленной схеме. Однако весьма желательно, чтобы заключение:
а) было кратким, ярким и убедительным;
б) указывало на правильное решение поставленной проблемы;
в) опиралось на более удачные и интересные выступления участников диспута;
г) формировало критическое, нетерпимое отношение к равнодушию, эгоизму неорганизованности и лени в среде учащихся;
д) ставило новые проблемы перед учащимися, вызывало у них интерес к знаниям, культуре, желанию совершенствовать свой нравственный облик.
Заканчивая диспут, учитель благодарит учащихся и гостей принявших активное участие в дисскутировании, всех присутствующих.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект внеклассного мероприятия по истории " День Конституции"
Данное мероприятие проводилось в 6-9 классах накануне Дня Конституции....
конспект внеклассного мероприятия «Благослови, ликующая муза, благослови: да здравствует лицей!»
Мероприятие, посвященно 200-летию со дня создания Царскосельского лицея, «…Благослови, ликующая муза, благослови: да здравствует Лицей!» ...
Конспект внеклассного мероприятия «Благослови, ликующая муза, благослови: да здравствует лицей!»
Внеклассное мероприятие посвящено 200-летию со дня основания Царскосельского лицея....
Конспект внеклассного мероприятия "Интеллектуальная игра "Что? Где? Когда?" Тема: Права и обязанности человека.
Целью данного мероприятия является расширение знаний детей о правах и обязанностях человека, развитие познавательной активности детей, активизация психических процессов....
Конспект внеклассного мероприятия в 6 классе "Времена года"
Данная разработка представляет собой сценарий внеклассного мероприятия по немецкому языку. Внеклассное мероприятие по немецкому языку проводится по завершению темы " Draussen ist Blatterfall". И...
План-конспект внеклассного мероприятия "Салтарла сехет"
План-конспект на чувашском языке. Мероприятие посвящено ко дню рождения И.Я.Яковлева....
Конспект внеклассного мероприятия «Классное мероприятие: 31 Феврамарта».
Конспект внеклассного мероприятия «Классное мероприятие: 31 Феврамарта»....