Сценарий Урока мужества «Расстрелянный остров»
классный час (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Данный материал посвящен 50-летию вооруженного конфликта на острове Даманский. Подвиг Советских пограничников послужил ярким примером верности долгу и беззаветной любви к Родине. Цель проведения данного урока состоит в том, чтобы познакомить детей с историей острова Даманский и с событиями которые произошли на нем в 1969 году. Рассказать о мужестве и героизме советских солдат. Воспитать чувства любви к Родине и чувство гордости и уважения к защитникам нашей страны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сценарий Урока мужества «Расстрелянный остров» | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий Урока мужества «Расстрелянный остров»
Цель:
- познакомить детей с историей острова Даманский и с событиями которые
произошли на нем 5 и 15 марта в 1969 году;
- рассказать о мужестве и героизме советских солдат при защите границ нашей
страны;
- воспитать чувства любви к Родине и уважения к подвигу участников Даманских
событий.
Задачи:
- способствовать развитию патриотических чувств учащихся;
- формировать чувство гордости и уважения к защитникам нашей Родины;
- развивать чувство любви и преданности своему Отечеству.
Оборудование:
- фотографии
- книжная выставка
- документальный фильм «Остров Даманский»
- статьи из газет
- технические средства обучения:
- компьютер;
- проектор;
- музыкальный центр;
Ход урока
Учитель:
Пролетели года, как с деревьев осенние листья,
И уже седина серебрит наши головы, друг.
Но порою ночами далекая молодость снится,
И тревогой опять наполняется грудь!
Вспоминаем «Даманский» и черную тень,
Что с китайского берега к нам пролегла,
Вспоминаем заснеженный мартовский день –
День, когда взорвалась над Уссури Весна!
Вспоминаем свист пуль и разрывы гранат,
Вспоминаем ушедших в легенду ребят,
Вспоминаем гром наших гвардейских «Катюш»
И победы ликующий радостный туш!
Так чего же, солдат, затуманился взор?
Отчего же, мой друг, подступила слеза?
Оттого, что Даманский вспомнился вновь
И ребята, которых забыть нам нельзя!
Учитель:
- Кому посвящено это стихотворение? (ответы детей)
- Где происходило событие о котором говорится в стихотворении ? (ответы детей)
Ученик:
Остров Даманский находился на реке Уссури. В конце 60-х годов территориально относился к Пожарскому району Приморского края, граничившему с китайской провинцией Хэйлунцзян. Удаление острова от советского берега было около 500 м, от китайского — порядка 300 м. С юга на север Даманский вытянут на 1500-1800 м, а его ширина достигает 600-700 м. Реальные размеры острова сильно зависят от времени года и уровня паводковых вод.
Китайское название острова – Чженьбао, русское же имя он получил в 1888 году во время изысканий для прокладки Транссибирской железнодорожной магистрали. Инженер-путеец Станислав Даманский погиб в этих местах во время
бури, переправляясь на лодке через Уссури. Его тело нашли возле «безымянного» острова, которому и дали имя погибшего «Даманский».
Ученик:
С начала 1960-х годов обстановка в районе острова накалялась. По заявлениям советской стороны, группы гражданских лиц и военнослужащих Китая стали систематически нарушать пограничный режим и выходить на советскую территорию, откуда всякий раз выдворялись пограничниками без применения оружия. Поначалу на территорию СССР по указанию китайских властей заходили крестьяне и демонстративно занимались там хозяйственной деятельностью: покосами и выпасом скота, заявляя, что находятся на китайской территории. Число таких провокаций резко возросло: в 1960 году их было 100, в 1962-м — более 5000. Затем стали совершаться нападения китайцев на пограничные патрули. Счёт подобным событиям шёл на тысячи, в каждом из них были задействованы до нескольких сотен человек.
Ученик:
Герой Советского Союза Юрий Бабанский, служивший в год конфликта на погранзаставе в звании младшего сержанта, вспоминал: «…в феврале неожиданно получил назначение на должность командира отделения заставы, начальником которой был старший лейтенант Иван Стрельников. Прихожу на заставу, а там, кроме повара, никого нет. „Все, — говорит, — на берегу, с китайцами дерутся“. Я, конечно, автомат на плечо — и к Уссури. А там и в самом деле драка. Китайские пограничники перешли Уссури по льду и вторглись на нашу территорию. Вот Стрельников и поднял заставу „в ружьё“. Наши-то парни и повыше, и поздоровее были. Но и китайцы не лыком шиты — ловкие, увёртливые; на кулак не лезут, всячески пытаются увернуться от наших ударов. Пока всех отмолотили, часа полтора прошло. Но без единого выстрела. Только по морде. Я ещё тогда подумал: „Весёлая застава“».
Несмотря на постоянные доклады о стычках на границе, руководство в Москве было неумолимо: «На провокации не поддаваться, огонь не открывать!». Так что потасовки на границе стали обычным делом, а служба превратилась в бесконечные разборки с нарушителями.
Учитель:
- Ребята, как вы думаете, к чему привели конфликты между русскими и китайскими пограничниками? (ответы детей)
Ученик:
В ночь с 1 на 2 марта 1969 года около 77 китайских военнослужащих, вооружённых карабинами и (частично) автоматами Калашникова, переправились на Даманский
Стрельников выразил протест по поводу нарушения границы и потребовал от китайских военнослужащих покинуть территорию СССР. Один из китайских военнослужащих поднял руку вверх, что послужило сигналом к открытию огня китайцами по группам Стрельникова и Рабовича.
Учитель:
Китайцы шли на белый лед реки,
На головах искрился мех косматый.
Сначала в ход пускали кулаки.
Потом заговорили автоматы
Ученик:
Стрельников и следовавшие за ним пограничники (семеро человек) погибли, тела пограничников были сильно изуродованы китайскими военнослужащими. В скоротечном бою практически полностью погибло отделение пограничников под командованием сержанта Рабовича (11 человек) — в живых остались рядовой Геннадий Серебров и ефрейтор Павел Акулов, впоследствии захваченный в плен в бессознательном состоянии (тело Акулова с многочисленными следами пыток было передано советской стороне 17 апреля 1969 года).
Ученик:
Получив донесение о стрельбе на острове, начальник соседней 1-й заставы «Кулебякины сопки» старший лейтенант Виталий Бубенин выехала с бойцами на помощь. Китайцы продолжали атаковать боевые позиции советских пограничников у острова. Помощь пограничникам в эвакуации раненых и подвозе боеприпасов оказывали жители деревни Нижнемихайловки и военнослужащие.
Бабанский вспоминал: «Через 20 минут боя из 12 ребят в живых осталось восемь, ещё через 15 — пять. Конечно, ещё можно было отойти, вернуться на заставу, дождаться подкрепления из отряда. Но нас охватила такая лютая злоба на этих сволочей, что в те минуты хотелось только одного — положить их как можно больше. За ребят, за себя, за эту вот пядь никому не нужной, но всё равно нашей земли».
Около 13:00 китайцы начали отступление.
В бою 2 марта погиб 31 советский пограничник, 14 получили ранения.
Ученик:
В то роковое утро 2 марта Владимир Шушарин вместе со своими друзьями первым вышел навстречу нарушителям. Он, как и начальник заставы И. Стрельников, как и все его товарищи, не хотел, чтобы на льду Уссури пролилась кровь. Восемь советских пограничников остановились против тридцати китайских бандитов. Владимир Шушарин упал одним из первых. Две автоматных очереди прошили грудь солдата… Он мужественно принял смерть, отстаивая неприступность рубежей любимой Родины. Такое письмо получили родители Владимира от командования и политуправления пограничных войск СССР.
«Уважаемая Анастасия Зиновьевна и Исай Павлович! Ваш сын — рядовой Шушарин Владимир Михайлович 2 марта 1969 года пал смертью храбрых при охране и защите государственной границы СССР. Командование и Политическое управление пограничных войск Советского Союза выражают вам глубокое соболезнование. Подвиг Вашего сына является ярким примером беззаветного служения нашей великой Советской Родине, делу коммунизма. Светлая память о Вашем сыне — верном и мужественном защитнике социалистического Отечества навсегда сохранится в сердцах его боевых друзей, воинов-пограничников и всего советского народа».
К словам этого письма пришло и извещение о смерти.
Учитель:
- Ребята, давайте послушаем рассказы героев этих страшных событий.
(Просмотр фрагментов документального фильма «Остров Даманский», где участники военных сражений Виталий Бубенин, Юрий Бабинский и другие рассказывают о событиях происходивших на острове Даманский 2 матра 1969 года).
Ученик:
После событий 2 марта на Даманский постоянно выходили усиленные наряды (не менее 10 пограничников, вооруженные групповым оружием). В тылу была развернута мотострелковая дивизия Советской Армии с артиллерией и установками системы залпового огня БМ-21 «Град». С китайской стороны готовился к боевым действиям 24-й пехотный полк численностью 5000 человек.
Китайские военнослужащие мелкими группами по 10 - 15 человек начали перебежками выдвигаться на остров, другие стали занимать боевые позиции напротив острова, на китайском берегу Уссури.
Ученик:
15 марта на остров вышел отряд подполковника Яншина в составе 60 пограничников на 4-х БТРах. Отряд расположился на острове четырьмя группами, на расстоянии порядка 100 метров друг от друга, отрыли окопы для стрельбы лежа. Командовали группами офицеры Л. Маньковский, Н. Попов, В. Соловьев, А. Клыга.
На китайской стороне заработала громкоговорящая установка. Советских пограничников призывали покинуть "китайскую" территорию. На советском берегу тоже включили громкоговоритель. Трансляция велась на китайском языке и довольно простыми словами: "Одумайтесь, пока не поздно, перед вами - сыновья тех, кто освобождал Китай от японских захватчиков".
Через некоторое время с обеих сторон наступила тишина, а ближе к 10.00 китайская артиллерия и миномёты (от 60 до 90 стволов) начали обстрел острова. Одновременно 3 роты китайской пехоты пошли в атаку. Начался ожесточённый бой, который длился около часа.
Учитель:
- Ребята, давайте послушаем рассказы героев этих страшных событий.
(Просмотр фрагментов документального фильма «Остров Даманский» о событиях происходивших на острове Даманский 15 марта 1969 года).
Учитель:
Всего в ходе столкновений советские войска потеряли убитыми и умершими от ран 58 человек (в том числе четверых офицеров), ранеными 94 человек (в том числе девятерых офицеров).
Учитель:
-В память о пограничниках погибших на острове Даманский, Виктор Баранов написал песню «Остров Даманский» (дети слушают песню)
На Уссури под солнцем тает лед,
Весна смешала золотые краски...
Но кто, скажите, кто же нам вернет
Тех, кто погиб на острове Даманском.
Земля рванулась и качнулся лед,
И громом тишина упала сверху...
На лед упал пятидесятый год
И навсегда остался в списках на поверке.
Но вот опять сменяются посты,
Молчат на лоб надвинутые каски.
Не воскресят наградные листы
Тех, кто погиб на острове Даманском.
Из них тогда не отступил никто,
Звенело солнце медными лучами...
Простите, парни, вы меня за то,
Что в этот час не я был рядом с вами.
Учитель:
За проявленный героизм пятеро военнослужащих получили звание Героя Советского Союза: полковник Демократ Леонов (посмертно), старший лейтенант Иван Стрельников (посмертно), младший сержант Владимир Орехов (посмертно), старший лейтенант Виталий Бубенин, младший сержант Юрий Бабанский. Многие пограничники и военнослужащие Советской Армии награждены государственными наградами: трое — орденами Ленина, десятеро — орденами Красного Знамени, 31 — орденами Красной Звезды, десятеро — орденами Славы III степени, 63 — медалями «За отвагу», 31 — медалями «За боевые заслуги».
Ученик:
Военное сражение выиграл Советский Союз, однако судьба острова была предрешена. По сути, он отошёл к Китаю уже в том же 1969 году. Советские пограничники получили приказ не патрулировать его, а их китайские коллеги продолжали это делать с завидной регулярностью. Но кремлевское руководство ещё 22 года не объявляло об этом своему народу. Даманский отошёл Китаю и стал называться Чженьбао.
Учитель:
- Ребята, как народ чтит память о пограничниках, которые погибли на острове Даманском?
Ученик:
В городе Дальнереченске, в память участников пограничного конфликта на острове Даманском, воздвигнут мемориал.
Ученик:
24 октября 2018 года в городе Лучегорске при поддержке Губернатора Приморья Олега Кожемяко был открыт памятник воинам Даманцам. Участие в открытии памятника приняли ветераны, школьники, военнослужащие и другие.
Ученик:
30 ноября в селе Камень-Рыболов Ханкайского района Приморья был открыт Мемориальный комплекс воинам-пограничникам, погибшим на острове Даманском. В торжественном митинге, посвященном данному событию, принял участие врио губернатора края Олег Кожемяко.
Олег Кожемяко поблагодарил всех, кто принял участие в создании памятника с фамилиями 15 погибших пограничников.
Учитель:
- А какие мероприятия в память о погибших в Даманском проходили в городе Находка?
Ученик:
13 марта к 50-летию событий на острове Даманский был организован концерт под названием «Эстафета памяти» посвященный памяти пограничникам острова Даманский. Для многих жителей Находки события на Даманском - это время их молодости, когда вся страна с тревогой вслушивалась в сводки боев на границе Приморского края с Китаем. «Эстафета памяти» завершилась 18 марта, объехав все пограничные точки края.
Ученик:
- В городской газете «Находкинский рабочий» №38 от 20.03.2019 года на первой странице была опубликована статья Владимира Федорова «Память о героях Даманского».
Ученик:
В сквере в честь 100-летия Пограничных войск на улице Лермонтова города Находки состоялся торжественный митинг, посвященный 50-летию вооруженного конфликта на острове Даманском. Организовал и провел его бывший председатель совета ветеранов погранотряда № 62 Юрий Притчин.
На мероприятие приехали многие офицеры. Так, ветеран пограничной службы и участник даманских событий подполковник в отставке Николай Зарубин поделился воспоминаниями о мартовском конфликте 1969 года между советскими и китайскими пограничниками и призвал собравшихся всегда помнить своих героев.
Учитель:
Помни мать Россия всех своих сыновей!
Помни поименно в звездном замке церквей.
Помни на просторах бывших бранных полей.
И с утра зажигаем им побольше свечей.
Чтобы души погибших, там в небесной дали,
Эту память людскую лучше видеть могли.
Помни мать Россия всех своих сыновей…
Учитель:
- Память погибших почтим минутой молчания. (горит свеча)
Ученик:
Мы будем всегда гордиться подвигом советских пограничников. Там, на заставе Стрельникова, по-прежнему несут свою трудную службу солдаты. И, каждый раз, отправляясь в дозор, они приходят к братской могиле, чтобы дать клятву верности павшим товарищам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока мужества "Неукротимый город"
Это мероприятие посвящено блокаде Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. Материал содержит сценарий устного журнала и презентацию. Мероприятие рассчитано на широкую аудиторию....
Сценарий урока мужества "Этих дней не смолкнет слава"
Сценарий мероприятия с приглашением ветеранов Великой Отечественной войны. Разработка мероприятия носит патриотический характер. Большую работу в подготовке данного мероприятия провели учащиеся школы....
Сценарий урока мужества "Сыны Руси Великой"
данный сценарий разработан педагогом -организатором п/к имени Чеченева Волобуевой Ириной Николаевной,для проведения урока мужества для воспитанников клуба, с участием ветеранов ВОВ и воинов-интернацио...
Сценарий урока мужества "Страницы истории. Сталинград"
Сценарий мероприятия, посвященного такой странице истории Великой Отечественной войны, как Сталинградская битва. Может проводится как классный час или урок в музейном интерьере, если в ОУ есть школьны...
Сценарий урока мужества, посвященного событиям Великой Отечественной войны 1941-1945г.
День Победы – один из самых знаменательных дней в истории Великого русского Государства. Это день памяти и скорби всех участников Великой...
Урок мужества к 77-летию Победы в Великой Отечественной войне. Сценарий урока мужества «Вспомни всех поименно…», посвященный празднованию 77-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
Урок мужества.Цель: воспитание и формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности путем глубокого осознания беспримерного подвига жителей в годы Великой Отечественн...
Урок мужества к 77-летию Победы в Великой Отечественной войне. Сценарий урока мужества «Вспомни всех поименно…», посвященный празднованию 77-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
Урок мужества к 77-летию Победы в Великой Отечественной войне. Сценарий урока мужества «Вспомни всех поименно…», посвященный празднованию 77-летия Победы в Великой Отечественной вой...